Эпидемиологический подход к изучению инфекционных болезней

Государственное образовательное учреждение

для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов, врачей-интернов, клинических ординаторов и слушателей ФУВ

Выписка из протокола

Емельянова А.Н., Кипело Л.Б., Сергеева Э.И.

(Методическое пособие – Чита. ЧГМА, 2002)

Методическое пособие для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов, врачей-интернов, клинических ординаторов и слушателей ФУВ

ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом общей и военной эпидемиологии

доцент, зав. кафедрой инфекционных болезней с курсом общей и военной эпидемиологии

доцент кафедры инфекционных болезней с курсом общей и военной эпидемиологии

Методическая разработка утверждена цикловой методической комиссией кафедры терапевтического профиля ЧГМА.

Эпидемиологический подход к изучению болезней человека. Эпидемиологические исследования. Эпидемиологическая диагностика ………………………………….

Учение об эпидемиологическом процессе…

Профилактика и борьба с инфекционными болезнями ……………………………………

Изучение противоэпидемического режима стационаров риска …………………………..

Противоэпидемический режим ДДУ (детское дошкольное учреждение) ………..

Список основной литературы ………………

Предметной областью эпидемиологии с момента ее формирования была заболеваемость в период эпидемий. Уже на первых этапах развития эпидемиологии широко использовала так называемые сопоставления времени и места появления эпидемий, а также характер их проявлений. Гиппократ, обобщив данные о развитии эпидемии в разных местах и в разное время, ввел понятие эпидемической конституции мест и лет. На их основе были сформированы миазматическая и контагиозная гипотезы, объясняющие причины возникновения и механизм развития эпидемий.

В эпоху Возрождения эти гипотезы получили развитие в трудах итальянского врача Фракасторо и английского врача Сандейгейма. В России развитие эпидемиологии связано с именем Даниила Самойловича (1744-1805 гг.). В эти годы значительный вклад в развитие эпидемиологии инфекционных болезней внесли русские врачи К.О. Ягельский, П.И. Пигорецкий, А.Я. Италийский, С.С. Андреевский.

На новой научной и методологической основе эпидемиология возродилась в конце первой, начале второй четверти нашего века при участии Д.К. Заболотного (1866-1929), Л.В. Громашевского (1887-1979),В.А. Бакинина (1882-1978), Е.Н. Павловского (1884-1969). Крупным достижением теоретической эпидемиологии является создание учения об эпидемическом процессе и формировании эпидемиологии как самостоятельной научной дисциплины со своими специфическими объектом, методами, задачами.

Эпидемиология инфекционных болезней имеет специфический четко очерченный объект исследования что и определяет ее качественное своеобразие как самостоятельной научной дисциплины. В связи с этим на современном этапе можно дать определение эпидемиологии как науки.

II . Эпидемиологический подход к изучению болезней человека. Эпидемиологические исследования. Эпидемиологическая диагностика.

Структура и содержание темы:

эпидемиология как наука;

цель, задачи и объект эпидемиологии;

характеристика эпидемиологических исследований и организация их проведения.

Эпидемиология инфекционных болезней

Эпидемиология инфекционных болезней – это наука об объективных закономерностях эпидемического процесса (закономерностях заражения людей) и способах предупреждения возникновения, распространения инфекционных (паразитарных) болезней среди человеческого населения и борьбы с ними.

Цель инфекционной эпидемиологии заключается в выявлении закономерностей возникновения, распространения и прекращения болезней человека и разработке на этой основе мер профилактики и борьбы с ними.

Необходимо отметить общность целей эпидемиологии инфекционных болезней и неинфекционных болезней.

Нельзя не указать и на совпадение задач, которые сводятся к следующим:

определение медицинской и социально-экономической значимости болезни и ее места в структуре патологии населения;

изучение распространенности болезни во времени (по годам, месяцам, неделям, дням), по территории и среди различных групп населения (возрастных, половых, профессиональных, бытовых, этнических);

выявление причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни;

разработка рекомендаций по профилактике и борьбе с данной болезнью;

формирование прогноза распространения изучаемой болезни.

2. Эпидемиологический метод

Эпидемиологический метод – это специфическая совокупность приемов и способов, позволяющих обеспечить наиболее полное познание явлений эпидемиологического порядка, т. е. возникновения, распространения, профилактики, борьбы и ликвидации болезней человека.

(Методический прием – это способ осуществления чего-либо.

Методический подход – это совокупность приемов изучения чего-либо.

Способ – это действие или система действий, используемых при исполнении какой-либо деятельности, в том числе и исследовательской.)

Эпидемиологическое исследование – это процесс научного изучения закономерностей эпидемического процесса.

Эпидемиологический метод включает как специфические, свойственные только эпидемиологии способы исследования, например, эпидемиологическое обследование (эпидобследование), эпидемиологический эксперимент, так и разработанные и применяемые в других отраслях знания (лабораторные, энтомологические, эпизоотологические, историко-географические, статистические и др.), привлекаемые для эпидемиологических целей и в связи с этим приобретающие специфическую направленность. Органическими компонентами эпидемиологического метода являются эпидемиологический анализ и синтез данных.

Эпидемиологический метод включает различные методические подходы, приемы и способы, которые постоянно развиваются и совершенствуются и подразделяются на:

эпидемиологическое наблюдение (дескриптивное, обсервационное исследование);

Эпидемиологическое наблюдение включает описательно-оценочные и аналитические методические приемы. Нередко их применяют в комплексе.

Описательно-оценочные методические приемы дают характеристику эпидемиологической ситуации среди наблюдаемого населения в целом и в определенных его группах в конкретных условиях места и времени. Этот прием направлен на формирование гипотез о причинах и условиях возникновения и развития эпидемического процесса изучаемой инфекции в конкретных обстоятельствах. Основными компонентами описательно-оценочного методического приема являются скрининг, эпидобследование эпидемиологического очага (метод единичного наблюдения) и статистическое наблюдение (метод массового наблюдения) с графическим (аналоговым) моделированием.

Скрининг – одномоментное обследование всего или части (контингента, коллектива) населения.

В зависимости от целей исследования существуют различные виды скрининга:

массовый (проводимый с участием всего имеющего населения без учета степени риска отдельных его контингентов);

селективный (целенаправленный), т. е. проводимый в отдельных группах населения, подверженных воздействиям определенного фактора риска;

Скрининг может быть монопрофильным или многопрофильным, многостадийным.

Целью описательно-оценочных методов является обоснование медицинских проблем.

Исходными данными для эпидемиологических исследований являются учебные и отчетные материалы, а также результаты выборочных исследований (одномоментное поперечное исследование, длительное продольное перспективное исследование).

В эпидемиологических исследованиях применяют общепринятые статистические показатели, которые получают методом статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение в эпидемиологии – это научно организованный сбор по единообразной программе и обработке данных об эпидемическом процессе и о тех факторах, которые определяют его возникновение, развитие и прекращение. Статистического наблюдение – это способ изучения закономерностей эпидемического процесса.

При организации статистического наблюдения необходимо определить цель и задачи исследования, ограничить объект наблюдения. Объектом наблюдения может быть все население изучаемой территории или отобранный по какому-то признаку контингент.

Изучение объекта исследования проводят путем регистрации признаков, отдельных единиц, относящихся к наблюдаемому объекту.

Каждая единица, признаки которой регистрируются в процессе статистического наблюдения, называется единицей наблюдения.

Единицами наблюдения могут быть случаи инфекционной болезни, носительства, смерти.

Виды статистических исследований:

специально организованное или основанным на изучении имеющихся документов;

сплошные или не сплошные.

Не сплошное наблюдение может быть проведено выборочным методом, методом основного массива, анкетным или монографическим методами.

Выборочное наблюдение – учитывается только специально отобранная часть сплошной совокупности (выборка).

Метод основного массива – регистрируются признаки не всех, но большинства единиц изучаемой совокупности.

Анкетный метод – обследуемые заполняют специальные анкеты, которые в последующем обрабатываются.

Монографический – изучение лишь одной единицы наблюдения.

По срокам наблюдение может быть единовременным, текущим и прерывистым.

После разработки программы статистического наблюдения, проводится сбор информации, завершающийся ее проверкой. Чтобы полученные в результате статистического наблюдения сведения можно было подвергнуть анализу, их надо обработать, т. е. привести в определенную систему. Такая систематизация называется группировкой.

Группировка – это расчленение совокупности на однородные (по каким-либо признакам) группы с целью их систематизации .Группировка может проводится по качественным признакам (распределением по полу, профессии) или количественным (по возрастным группам, по числу заболевших). Все данные сводятся в таблицу.

Сгруппированные и включенные в таблицу данные – это статистическая сводка.

Таблицы могут быть простыми, сложными, групповыми и комбинационными.

Счетная обработка данных – это следующий этап статистического наблюдения. Для этого могут быть использованы абсолютные и относительные величины. Абсолютные величины (пример: число случаев болезни) отражают степень массовости изучаемого явления.

При описании и анализе эпидемической вспышки невозможно обойтись без абсолютных чисел. Но они мало пригодны для сравнения их друг с другом. В связи с этим используют относительные величины, которые называют показателями. Для этого абсолютные числа приводят к определенной численности населения (1000, 10000, 100000).

Эпидемиологические показатели делят на две основные группы: интенсивные и экстенсивные.

Интенсивные – характеризуют уровень (частоту) явления и вычисляют не определенную численность населения. К числу интенсивных относят показатели заболеваемости, смертности, пораженности.

Экстенсивные показатели или показатели структуры – позволяют охарактеризовать распределение целого на составляющие его части. Исчисляются они на 100, в процентах.

Производят оценку достоверности статистических показателей и оценку связи эпидемиологических явлений.

Оценка проблем по группам и нозологическим формам болезни представлены в таблице № 1

Научные рекомендации профилактики

Оценка состояния перспектив разработки мер профилактики

[youtube.player]

Эпидемиологические исследования помогли установить роль курения в раз витии рака лёгких, расшифровать многие генетические заболевания крови, изучить распространённость серечно-сосудистых и профессиональных заболеваний, разработать профилактические программы при различных хронических заболеваниях и, наконец, сформировать государственную политику охраны здоровья населения.

Общность целей эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний заключается в выявлении закономерностей возникновения, распространения и прекращения заболеваний человека, а также определении направлений профилактических мероприятий.

Задачи эпидемиологии инфекционных и неинфекционных болезней совпадают:

определение медицинской и социально-экономической значимости болезни и её места в структуре патологии населения;

изучение закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам и т.п.), территориально и среди различных (возрастных, половых, профессиональных, бытовых, этнических и др.) групп населения;

выявление причинно-следственных связей заболеваемости;

разработка рекомендаций по оптимизации профилактики данной болезни.

Отмечая общность целей, задач и методов исследования эпидемиологии инфекционных и неинфекционных болезней, необходимо подчеркнуть то принципиальное обстоятельство, что ни цель, ни задачи, ни метод не определяют качественного своеобразия и обособленности каждой науки как самостоятельной отрасли знания. Они определяются только спецификой объекта (предмета познания) исследования. Эпидемиология инфекционных болезней имеет специфический, чётко очерченный объект исследования, что определяет её качественное своеобразие как самостоятельной научной дисциплины. Предмет её изучения -- эпидемический процесс (закономерности возникновения и распространения инфекционных болезней), способы его профилактики и борьбы с ним. Для развития инфекционных болезней характерна возможность и необходимость воспроизводства новых случаев заболевания. Возбудители инфекционных болезней (живые существа) служат не только специфическим пусковым фактором, но и определяют основные стадии и механизмы патогенеза, защитно-приспособительные реакции организма человека и исход болезни. При инфекционных болезнях сущность латентной фазы патологического процесса -- инкубация возбудителя в заражённом им организме, т.е. его адаптация к среде обитания, завоевание эко логической ниши, размножение, накопление и диссеминация продуктов его жизнедеятельности в макроорганизме. При инфекционных болезнях, в отличие от неинфекционных, обычно формируются специфические иммунные реакции, обеспечивающие освобождение организма от возбудителя. Теоретические основы, позволяющие признать общность объекта исследования эпидемиологии инфекционных и неинфекционных болезней, отсутствуют, так как закономерности их возникновения, распространения и прекращения совершенно иные.

Перед традиционной эпидемиологией инфекционных болезней стоит много нерешённых проблем. Изменившаяся социально-экономическая обстановка и ухудшившаяся экологическая ситуация способствовали эволюции эпидемического процесса многих инфекционных болезней.

Среди факторов, способствовавших возникновению новых инфекционных болезней (возбудителей болезни), можно выделить следующие.

*Экологические изменения, обычно ускоряющие появление инфекционной болезни посредством контакта людей с природным резервуаром или хозяином инфекции. Наиболее серьёзное экологическое изменение XXI века -- глобальное потепление. Оно неизбежно вызовет рост инфекционных заболеваний, распространяющихся посредством переносчиков и воды (холеры, малярии, шистосомоза, африканского трипаносомоза, арбовирусных инфекций, жёлтой лихорадки и др.), а также изменение границ естественных ареалов этих инфекций.

*Демографические сдвиги и изменения в поведении людей, позволяющие инфекционным агентам, циркулирующим в изолированных сельских районах, проникать в большие человеческие популяции городов и распространяться по всему миру (лихорадка Денге, ВИЧ-инфекция, нетрансмиссивные геморрагические лихорадки Эбола, Марбург, Ласса и др.).

*Международный туризм и коммерция способствуют разносу возбудителей инфекционных болезней по всему миру. Однако для того, чтобы возбудитель по лучил возможность циркулировать в новом для него регионе, в последнем должны присутствовать условия, благоприятные для возбудителя (наличие переносчиков и/или чувствительной популяции, определённые поведенческие стереотипы и др.).

*Новые технологии в медицине и производстве продуктов питания и других продуктов биологического происхождения, как правило, увеличивают риск появления новых болезней или формирования необычных для известных возбудителей путей передачи. Не меньшее значение имеют создание условий для нетрадиционных путей заражения, формирование техногенных очагов, артифициальные пути инфицирования и т.д. (иерсиниозы, ротавирусный гастроэнтерит, ВГВ, ВГС, вспышки диарей, вызванные токсигенными штаммами кишечной палочки, криптоспоридиоз, прионные инфекции, госпитальные инфекции, ВИЧ-инфекция и др.).

*Микробные адаптации и изменения либо способствуют образованию новых эпидемических вариантов возбудителей инфекционных болезней, либо из меняют патогенез вызываемых ими заболеваний (пенициллиноустойчивые пневмококки, гонококки, метициллинорезистентные стафилококки, мульти-резистентные штаммы возбудителя тропической малярии, туберкулёза, ток-сигенные стрептококки группы А, устойчивые к ванкомицину энтерококки, резистентные к левомицетину и другим препаратам брюшнотифозные бактерии и др.).

Распространение инфекционных болезней, как уже говорилось выше, может представлять серьёзную опасность (демографическую, экономическую, снижать обороноспособность) не только для какой-либо одной страны или отдельного региона, но и для всего населения мира.

Национальная безопасность -- историческая задача любого государства. Биологическая безопасность -- требование настоящего времени в мировом масштабе.

Биологическую опасность можно определить как опасность для здоровья и жизни человека, связанную с воздействием на него агентов (патогенов) биологичес кой природы. Биологическая безопасность означает предотвращение ущерба и достижение защищённости каждого человека, общества и государства от потенциальных и реально существующих биологических угроз. Биологические патогены могут быть разделены по своему происхождению на природные (естественные) и искусственно созданные. Ниже перечислены основные источники биологической опасности для населения, животных и растений.

*Естественные резервуары патогенных микроорганизмов (эпидемические цепочки антропонозных и зоонозных болезней, сохранение возбудителей на субстратах окружающей среды).

*Ввоз на территорию Российской Федерации патогенных микроорганизмов, ранее здесь не встречавшихся [возбудителя тропической малярии), или возбудителей ранее не известных инфекционных болезней (возбудителей ВГВ, ВГС, вирусного гепатита D (ВГО), легионелл, ВИЧ и др.].

*Аварии и диверсии на объектах, где проводят работы с патогенными микроорганизмами.

*Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) -- распространение возбудителей ВБИ.

*Биологический терроризм во всех его проявлениях.

Вторая угроза исходит от успехов высоких технологий -- генной инженерии и биотехнологии. Организмы, модифицированные при помощи методов генной инженерии, могут представлять большую опасность в результате их диверсионной направленности или непредсказуемости эпидемиологических и экологических последствий при неконтролируемом попадании во внешнюю среду. Манипулирование генами может привести к повышению антигенных свойств подопытных микроорганизмов, но и иммунная защита организма может оказаться неэффективной в связи с формированием новых иммунодоминантных эпитопов.

Необходимо помнить, что для инфекций не существует национальных границ. Поэтому мировое сообщество не должно игнорировать появление или повышение инфекционной заболеваемости где-либо. В борьбе между людьми и патогенными микроорганизмами неусыпная бдительность -- цена выживания.

Инфекционные болезни не прощают бездеятельности или ослабления внимания, они мстят активизацией, ростом заболеваемости и смертности. Примерами служат недавние эпидемии дифтерии и полиомиелита, справиться с которыми стало возможно благодаря огромному напряжению сил и средств, восстановлению утраченного коллективного иммунитета и организации строгого эпидемиологического контроля.

Опыт Российской Федерации свидетельствует о том, что нарушение плановой иммунизации в течение лишь нескольких лет ведёт к развитию эпидемии на федеральном или региональном уровне. Массовая иммунизация даёт положительный эффект даже в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации.

По мнению экспертов ВОЗ, на сегодняшний день существуют все предпосылки (теоретические, организационные, экономические и технологические) для прекращения циркуляции вирусов полиомиелита и кори, что и заложено в качестве долгосрочной цели вакцинопрофилактики первых десятилетий XXI века. Решение этой задачи позволит отменить вакцинацию против инфекций, вызываемых указанными возбудителями. XXI век, по определению ВОЗ, назван веком борьбы и ликвидации некоторых инфекционных заболеваний. Есть все основания надеяться, что в первые десятилетия века исчезнут такие болезни, как полиомиелит, корь, столбняк новорождённых, врождённая краснуха.

эпидемия заболевание инфекционный неинфекционный

[youtube.player]

Эпидемиология как наука возникла из изучения распространения инфекционных болезней. Это объясняется тем, что инфекционным болезням присуще быстрое внезапное распространение, привлекающее внимание и, очевидным образом, ставящее проблемы популяции впереди проблемы отдельного больного. Катастрофические эпидемии чумы, проказы, холеры оказали глубокое влияние на все аспекты человеческой культуры, а не только на медицину. Успехи вакцинации, антимикробной терапии и улучшение условий жизни уже в первой половине XX века привели к снижению смертности от основных инфекционных болезней в экономически благополучных странах. Неинфекционные болезни (сердечнососудистые болезни, рак, язвенная болезнь) после Второй мировой войны прочно заняли 1-е место в структуре смертности-Распространению неинфекционных болезней обоснованно дали на звание эпидемий. Так, эпидемиология включила в круг изучаемых вопросов неинфекционную и неэпидемическую заболеваемость-Эпидемиология определяется как наука, изучающая причины, условия и механизм формирования заболеваемости населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп и коллективов, а также во времени и у субъектов с различающимися характеристиками. Эпидемиологи последовательно разделяют болезнь как явление, наблюдаемое у индивидуального организма, и заболеваемость. Под заболеваемостью понимают совокупность заболеваний в популяции. Заболеваемость проявляется в статистических показателях, используемых эпидемиологами, — показателях частоты, отражающих различные стороны распространения болезней в популяции. Как болезнь отражает состояние здоровья чело века, так показатели заболеваемости отражают состояние здоровья популяции.

эпидемиология интенсивно использует статистические методы. Это

объясняется тем, что все явления в популяции людей или животных воспроизводимы в деталях, а каждый случай не идентичен другому. Соответственно, использование статистических методов позволяет открыть в наблюдаемом разнообразии закономерности и использовать эти закономерности в новых условиях. Методы статистики были привнесены в медицину и эпидемиологию из сельскохозяйственного эксперимента и технического контроля качества. Это наложило отпечаток на применение статистических методов. Сегодня врачу доступны не только более широкий круг статистических методов, но и мощные средства вычислений — компьютеры. Появилась возможность сделать акцент на правильном применении более широкого круга статистических методов, отказаться от большей части вычислительных упражнений при изучении эпидемиологии. У изучающих медицину и эпидемиологию специалистов общественного здоровья и организаторов медицинской помощи появились новые информационные инструменты — огромные массивы информации в Интернете. Это не толь ко электронные версии документов, ранее доступных только в виде книг, но и базы данных по заболеваемости, данные о геноме человека и других живых существ, статистические программы и мн. др. Хотя доступ в Интернет еще не стал возможным для каждого, в этом учебнике приводятся ссылки на наиболее надежные и важные источники информации, программы и алгоритмы. Упоминание в учебнике компьютерных программ и иных продуктов не означает, что именно они рекомендуются для использования, если об этом не сказано специально.

Врач применяет разные методы анализа ситуации и разные способы действий. Традиционным для изучения медицины и практики является дедуктивный метод. Применяющий дедукцию врач основывает свои конкретные действия на теоретических знаниях о механизмах болезней и механизмах действия лекарства или операции. Так, в начале XX века хирурги лечили ишемическую болезнь сердца шейной симпатэктомией, объясняя страдание сужением сосудов под действием симпатических нервов. Эмпирический метод основан на использовании! опыта - личного или чужого. Обычно врач действует с пониманием механизмов заболевания и действия лекарств, но обосновывает свои действия результатами клинических испытаний, подтвердивших действенность лекарственного средства. Именно на основании исследований эффективности вмешательств из практики лечения язвенной болезни почти исчезла ваготомия, а антибиотики прочно утвердились как наиболее эффективное средство. Дедуктивный и эмпирический методы анализа составляют естественнонаучный компонентмедицинской практики. Не менее важным является гуманистический компонентмедицинской практики, состоящий в понимании пациента как дружественного человеческого существа. Этот компонент тесно связан с этическим компонентоммедицинской деятельности, состоящим в применении принципов и норм этики. Эпидемиологические методы позволяют анализировать не только естественнонаучные, но и многие гуманистические и этические аспекты медицинской деятельности, поскольку действия врача, их субъективные основания и по следствия, страдания пациента и исходы болезней могут быть зарегистрированы и изучены.

Специфика эпидемиологической деятельности

Эпидемиологический метод, сформировавшийся в недрах эпидемиологии инфекционных болезней, применён и оказался эффективным при изучении закономерностей распространения среди населения болезней неинфекционной природы.

Эпидемиологический подход,выявляющий закономерности распределения заболеваний во времени, территориально и среди различных групп населения, позволяет сконцентрировать профилактические мероприятия на времени, пред шествующем подъёму заболеваемости, на территории, где вероятность её возникновения наиболее высока, и, наконец, на группах населения, подверженных наибольшему риску заболевания. Многие авторы вполне обоснованно называют эпидемиологию диагностической дисциплиной общественного здравоохранения.

Эпидемиологическую информацию следует использовать для укрепления и охраны здоровья общества. Основные цели каждой из существующих на сегодня систем здравоохранения — охрана, укрепление и восстановление здоровья населения с учётом влияющих на него факторов. Новая концепция развития здравоохранения в России также подчёркивает сохранение и восстановление здоровья населения страны.

Различают индивидуальное здоровье (здоровье личности, отдельного человека), здоровье отдельных групп людей, объединённых каким-либо признаком (возрастом, профессией, местом проживания и т.д.), и общественное здоровье — понятие более высокого (социального) уровня, характеризующее состояние здоровья населения страны, региона, определённой административной территории.

ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

• Индекс здоровья населения— соотношение болевших и неболевших лиц (или доля неболевших лиц за определённый период времени в общей численности населения).

•Потенциал здоровья— мера количества и качества здоровья, измеряемых комплексом показателей. Прежде всего к ним относят уровень заболеваемости — инфекционной, неинфекционной, онкологической, профессиональной, внутрибольничной, травматизма. Помимо этого, каждую из названных категорий заболеваемости оценивают по тяжести течения (и исхода) как заболеваемость с временной утратой трудоспособности,заболеваемость со стойкой утратой трудоспособности, или инвалидность,и заболеваемость со смертельным исходом, или летальность.

•Наряду с заболеваемостью важнейшими показателями, характеризующими общественное здоровье, служат демографические и медико-демографические коэффициенты: рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) на селения, а также младенческая смертность и смертность по причинам и возрастно-половым группам.

В последние годы, помимо названных критериев, для оценки здоровья населения используют частоту и характер состояний, предшествующих развитию патологии. Донозологическая диагностика как метод исследования и оценки адаптации организма к негативному воздействию различных факторов среды должна стать основой прогнозирования здоровья населения, базирующейся на изучении иммунного, психического статуса, функционального состояния систем биохимической защиты, состояния сердечнососудистой и респираторной систем, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и др. Для выявления людей с ранними стадиями заболеваний (до обращения за медицинской помощью) предназначены скрининговые исследования.

[youtube.player]


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

(ГОУ ВПО ДГМА Росздрава)

на заседании кафедры

Заведующий кафедрой эпидемиологии

на практическое занятие по теме :

Составил: зав. кафедрой, доц.

Махачкала – 2013 г.

В результате обучения студенты должны иметь представление об изучаемом предмете, связи с другими науками, основных эпидемиологических понятиях, о проблемах инфекционных заболеваний на сегодняшний день.

- современную семиотику и классификацию инфекционных заболеваний;

- особенности инфекционных болезней сегодня;

- эпидемиологическую ситуацию по инфекционной заболеваемости в России и Республике Дагестан.

- основные эпидемиологические понятия.

- своевременно выявить источник инфекций; вовремя госпитализировать больного.

- предупредить распространение инфекции;

- обеспечить наблюдение за лицами, общавшимися с источником инфекции;

- обеспечить лабораторное обследование контактировавших с больным;

- обеспечить при необходимости экстренную профилактику.

- провести санитарно – просветительную работу.

2.Технические средства обучения:

1. , – эпидемиология, М. 2003г.

2. Р. Биглхол, Р. Бонита – Основы эпидемиологии - Женева, 1994г.

3. – Глобальная эпидемиология. М., 2008

4. –Научно – организационные основы мониторинга инфекционной заболеваемости М., 2002.

5. – Экологический процесс в истории человечеств. Соровский Ж-л, 1999г.

1Иммунопрофилактика Под. ред , – М.: 2000, - 98 стр.

2.. Иммунопрофилактика – Смоленск: Русич, 1999 – 256 стр.

3. Иммунитет и вопросы специфической профилактики инфекционных заболеваний. Л. 1975г.

Учебные вопросы и расчет времени:

Вводная часть. (вступительное слово преподавателя):

Во введении преподаватель раскрывает значение эпидемиологии как науки в современной жизни. Знакомит с дисциплинарным требованиями при прохождении цикла, с планом практических занятий

Беседа с врачами – эпидемиологами по выявлению их знаний по смежным дисциплинам (инфекционным болезням, микробиологии, иммунологии)

Демонстрация учебного фильма по теме занятия.

Преподаватель объясняет значение основных эпидемиологических понятий, акцентирует внимание, как на региональных проблемах здравоохранения, так и на проблемах инфекционных болезней в России и в мире.

Задание на следующие занятия с выделением материала для самостоятельной работы. .

II. Методические указания

1.Общие организационно – методические указания.

Отработке на занятиях в процессе изучения данной темы подлежат вопросы:

1.Предмет эпидемиологии инфекционных болезней.

4.Формирование групп наблюдения и сравнения для оценки динамики эпидемиологического процесса.

5.Разделы общей эпидемиологии.

7.основные эпидемиологические понятия.

9.Заболеваемость инфекционными болезнями, проблемы современности.

2.Методические указания по вводной части.

Эпидемиология тесно связана с такими науками, как микробиология, вирусология, иммунология, развитие которых расширило возможности изучения различных болезней.

Методика контроля рекомендуется в двух формах: устно или письменно. Устная форма контроля может быть применена при собеседовании

Письменная форма может быть проведена в виде тестирования.

4.Методические указания и отработка учебных вопросов.

Таким образом, согласно расчету учебного времени, тема разбирается в течение 2 часов.

Проводится анализ работы каждого студента, подводятся итоги. Преподаватель определяет общий уровень подготовки по теме занятия.

III. Учебные материалы:

1.Обучающие материалы: ( схемы классификаций, таблицы, слайды, учебные фильмы)

2.Учебная информация: учебники, руководства, справочники, методические рекомендации, санитарные правила.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.