Диспансеризация детей с внутриутробными инфекциями

Вопросы к экзамену

Экзаменационные вопросы для: Педиатрия, семестр 11 Поликлиническая и неотложная педиатрия

1. Адаптация к образовательному учреждению. Классификация. "Адаптационная болезнь". Медицинский контроль.

2. Адаптация первоклассника.

3. Анатомо-физиологические особенности новорожденных, предрасполагающих к гнойно-септическим заболеваниям. Группа риска. Тактика участкового педиатра при гнойничковых и инфекционных заболеваниях матери.

4. Бактериальные ангины у детей. Диагностика и дифференциальная диагностика. Принципы лечения и порядок наблюдения за больными в амбулаторных условиях.

5. Ветряная оспа: диагностика, лечение, принципы наблюдения в амбулаторных условиях. Противоэпидемические мероприятия. Постэкспозиционная профилактика.

6. Вирусный гепатит А: критерии клинико-лабораторной диагностики в амбулаторных условиях. Наблюдение за детьми после выписки из стационара на поликлиническом этапе. Специфическая профилактика.

7. Вакцинация против кори, краснухи, эпид. паротита. Виды вакцин. Напряженность поствакцинального иммунитета.

8. Вакцинация против гриппа. Особенности формирования поствакцинального иммунитета. Виды вакцин. Группы населения, рекомендуемые для вакцинации.

9. Вакцинация против гепатита В. График, виды вакцин, поствакцинальные реакции и осложнения.

10. Вакцинопрофилактика туберкулеза. Местная прививочная реакция на вакцинацию. Оценка качества вакцинации.

11. Вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка. Виды вакцин. Преимущества комбинированных вакцин. Перспективные изменения в действующем Национальном календаре прививок.

12. Врожденные пороки сердца. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение. Диспансерное наблюдение.

13. Гастродуоденит. Диагностика. Лечение. Диспансерное наблюдение.

14. Гипервитаминоз Д, спазмофилия, диагностика, лечение.

15. Диспансеризация детей с гнойно-воспалительными заболеваниями, внутриутробными инфекциями. Классификация локальной гнойной инфекции. Особенности ухода и медицинского обслуживания новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями.

16. Документация сотрудника отделения оказания медицинской помощи детям и подросткам вобразовательных учреждениях.

17. Должностные обязанности врача и медицинской сестры отделения оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях.

18. Диспансерное наблюдение за детьми, имеющими хронические заболевания и врожденную патологию. Порядок взятия на учет. Сроки осмотров, длительность наблюдения, критерии эффективности диспансеризации, снятие с учета. Принципы преемственности в работе служб диспансерного наблюдения: педиатрический участок, ДОУ, школа, подростковый кабинет поликлиники.

19. Дородовый патронаж в детской поликлинике. Кабинеты и центры планирования семьи, медико-генетическое консультирование, взаимодействие с детской поликлиникой.

20. Законодательство в области профилактики.

21. Здоровье детей и подростков (основные определения, критерии и показатели здоровья).

22. Классификация вакцин. Преимущества и недостатки.

23. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.

24. Конвенция о правах ребенка.

25. Коклюш; диагностика, лечение, принципы наблюдения в амбулаторных условиях. Противоэпидемические мероприятия. Постэкспозиционная профилактика.

26. Медицинские осмотры в образовательном учреждении (укажите сроки проведения, какие специалисты участвуют, также какое лабораторное обследование).

27. Мероприятия при подготовке к поступлению в детский сад.

28. Мероприятия по облегчению адаптации в детском саду.

29. Медицинские критерии готовности к школе.

30. Национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Что нового?

31. Нормативно-правовое обеспечение медицинского обслуживания детей в поликлинике

32. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг.: цели, этапы реализации.

33. Неревматический кардит. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение. Диспансерное наблюдение.

34. Организация лечебно-профилактической помощи недоношенным детям в условиях детской поликлиники. Определение недоношенности. Классификация.

35. Организация лечебно-профилактической помощи детям с неспецифическим язвенным колитом. Диспансерное наблюдение.

36. Организация лечебно-профилактической помощи недоношенным детям в условиях детской поликлиники. Критерии выписки недоношенных детей на педиатрический участок, особенности "переходных" состояний у них, особенности течения заболеваний и лечебной тактики у недоношенных, особенности профилактики и лечения фоновых состояний.

37. Организация лечебно-профилактической помощи детям с неонатальными желтухамив условиях детской поликлиники. Особенности билирубинового обмена новорожденных. Факторы, способствующие гипербилирубинемии. Классификация неонатальных желтух. Клиника.

38. Организация лечебно-профилактической помощи детям с бронхиальной астмой. Диспансерное наблюдение.

39. Организация лечебно-профилактической помощи детям с неонатальными желтухамив условиях детской поликлиники. Диагностика неонатальных желтух. Лечение.

40. Острые кишечные инфекции у детей: диагностика, принципы терапии, порядок наблюдения в амбулаторных условиях.

41. Организация работы "дневных" стационаров, стационаров на дому в условиях поликлиники.

42. Организация работы, структура подросткового кабинета.

43. Определение и содержание профилактики. Понятие о едином профилактическом пространстве. Стратегии профилактики.

44. Организация лечебно-профилактической помощи при патологии органов дыхания на дому и в условиях поликлиники. Лечение на дому. Реабилитация больных с патологией органов дыхания и принципы диспансеризации. Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение. Показания к госпитализации. Организация стационара на дому.

45. Организация лечебно-профилактической помощи при патологии сердечно-сосудистой системы в условиях поликлиники. Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение. Показания к госпитализации.

46. Организация лечебно-профилактической помощи при патологии желудочно-кишечного тракта на дому и в условиях поликлиники. Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение. Показания к госпитализации.

47. Организация лечебно-профилактической помощи при патологии мочевыделительной системы в условиях поликлиники. Ранняя диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение. Показания к госпитализации.

48. Организация лечебно-профилактической помощи детям с пиелонефритом. Диспансерное наблюдение.

49. Организация лечебно-профилактической помощи детям с дисметаболической нефропатией. Диспансерное наблюдение.

50. Основная медицинская документация участкового педиатра.

51. Организация лечебно-профилактической помощи детям с тубулоинтерстициальным нефритом. Диспансерное наблюдение.

52. Организация лечебно-профилактической помощи детям с бронхиальной астмой. Диспансерное наблюдение.

53. Организация лечебно-профилактической помощи детям с пневмонией.

54. Организационные принципы наблюдения остро заболевших детей.

55. Организация патронажного наблюдения в период новорожденности на участке. Особенности ухода и медицинского обслуживания новорожденных. Оценка "переходных" состояний у новорожденных.

56. Организация лечебно-профилактической помощи детям с пневмонией. Диспансерное наблюдение.

57. Организация лечебно-профилактической помощи детям с гастродуоденитом. Диспансерное наблюдение.

58. Острая пневмония у детей: принципы диагностики, лечения, диспансерного наблюдения и реабилитации детей после перенесенного заболевания.

59. Особенности ухода и медицинского обслуживания новорожденных и с риском развития гнойно-септических заболеваний.

60. Организация лечебно-профилактической помощи детям с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. Диспансерное наблюдение.

61. Острые кишечные инфекции у детей: диагностика, принципы терапии, порядок наблюдения в амбулаторных условиях.

62. Принцип питания детей с дефицитной анемией, рахитом (грудные формулы, блюда и продукты прикорма).

63. Принципы вскармливания детей с рахитом (составить меню на сутки).

64. Постоянные и временные противопоказания для введения вакцин. Виды вакцинальных реакций.

65. Принципы вскармливания детей с анемией (составить меню на сутки).

66. Правила допуска в организованный коллектив детей, перенесших острые кишечные инфекции.

67. Принципы рационального вскармливания детей 1 года жизни. Введение прикорма.

68. Принципы рационального вскармливаниядетей при пищевой аллергии (составить меню на сутки).

69. Профилактика гипогалактии.

70. Прогнозирование рахита, формирование групп риска, профилактика и лечение рахита в условиях детской поликлинике. Диспансерное наблюдение.

71. Противоэпидемическая работа участкового педиатра. Виды профилактики.

72. Пиелонефрит. Диагностика. Лечение. Диспансерное наблюдение.

73. Правовые аспекты иммунопрофилактики.

74. Правовые аспекты охраны здоровья детей. Центры здоровья.

75. Психолого-педагогические критерии готовности к школе.

76. Пневмококковая и гемофильная инфекции. Необходимость и график иммунизации. Виды вакцин.

77. Первичный врачебно-сестринский патронаж к новорожденному. Принципы оформления первичной документации.

78. Принципы питания детей с недостаточностью питания 1 и 2 степени на педиатрическом участке (грудные формулы, блюда и продукты прикорма).

79. Профориентационная работа педиатра. Профессиональное консультирование.

80. Перспективы национального календаря прививок. Преимущества комбинированных вакцин.

81. Профилактика, лечение дефицитной анемии в условиях детской поликлинике. Диспансерное наблюдение.

82. Пищевая аллергия у детей раннего возраста: клинические формы, диагностика, лечение. Профилактика.

83. Принципы вскармливания детей старше года.

84. Развитие цифровых технологий в медицине. Информатизация здравоохранения.

85. Структура и организация работы детской поликлиники.

86. Скрининг на туберкулез. Характеристика и оценка диагностических тестов.

87. Стратегический план ликвидации полиомиелита в мире. График иммунизации. Обоснование изменений в вакцинах против полиомиелита. Виды вакцин.

88. Современный взгляд на проблему ЧБД. Принципы оздоровления детей со сниженной резистентностью. Организация диспансерного наблюдения за часто болеющими детьми.

89. Синдром вегетативной дисфункции. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение. Диспансерное наблюдение.

90. Тубулоинтерстициальный нефрит. Диагностика. Лечение. Диспансерное наблюдение.

91. Федеральный закон №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011: мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи. Виды медицинской помощи. Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.

92. Федеральный закон №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.

93. Факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода. Особенности и оценка физического и нервно-психического развития недоношенных детей.

94. Хроническое расстройство питания. БЭН. Классификация. Диспансерное наблюдение. Принципы питания.

95. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Диагностика. Лечение. Диспансерное наблюдение.

Наличие факторов риска в анамнезе позволяет также распределить новорожденных в группы риска гнойно-воспалительного заболеваний и внутриутробного инфицирования (ВУИ), являющейся вторым направлением раннего этапа диспансеризации.

Основной принцип реабилитации новорождённых и детей грудного возраста группы риска – проведение индивидуальной целенаправленной программы профилактики и оздоровления. Задача ежемесячных профилактических осмотров – организация правильного режима и рационального питания, профилактика заболеваний, раннее выявление и лечение отклонений в здоровье.

Возникновение риска гнойно-воспалительных заболеваний сопряжено с широким спектром факторов: возраст старше 35 лет, низкий социально-экономический статус женщины: недостаточный уровень дородового обследования; неудовлетворительные социальные условия жизни; недостаточное питание; вредные привычки, экстрагенитальные заболевания, в том числе и инфекционной этиологии: заболевания почек, особенно воспалительного характера; нейроэндокринные заболевания (сахарный диабет); артериальная гипертензия; нарушение жирового обмена; заболевания бронхолегочной системы воспалительного характера; аутоиммунные заболевания; хронические очаги инфекции; анемия; иммунодефицитные состояния.

Несмотря на широкий спектр возбудителей, все внутриутробные инфекции имеют общие черты: 1) характерно латентное или стертое течение, что существенно затрудняет диагностику (особенно при внутриклеточной локализации возбудителя — хламидии, микоплазмы, вирусы и др.) и не позволяет своевременно начать этиотропную терапию; 2) активация латентно персистирующей инфекции возможна при любом нарушении гомеостаза у беременной (анемия, гиповитаминоз, переутомление, стрессовые ситуации, декомпенсация экстрагенитального заболевания неинфекционной природы и т. д.). Установлено то, что внутриутробное инфицирование возможно путями: восходящим; гематогенным, (трансплацентарным); трансдецидуальным (трансмуральным); нисходящим; смешанным. Бактериальная внутриутробная инфекция условно-патогенными микроорганизмами (УПМ) развивается в основном вследствие проникновения восходящей инфекции из родовых путей. При клинических и экспериментальных микробиологических исследованиях была установлена роль околоплодных вод как ведущего патогенетического звена в механизме заражения плода. Околоплодные воды женщины в поздние сроки беременности обладают антимикробной активностью, но она слабо выражена в отношении клинических штаммов УПМ, что проявляется задержкой, а не подавлением роста флоры. Бактериостатический эффект весьма непродолжителен и околоплодные воды становятся средой накопления УПМ. Плод оказывается в инфицированной среде и заражение его происходит при заглатывании или аспирации инфицированных околоплодных вод. Вместе с тем, возможно инфицирование и во время прохождения плодом родового канала. Для гематогенного инфицирования плода характерно наличие гнойно-воспалительного очага в организме матери, расположенного экстрагенитально или в миометрии. Возбудитель, нарушая плацентарный барьер, проникает в кровоток плода. При гематогенном инфицировании нередко возникает генерализованное поражение организма плода — внутриутробный сепсис. Трансплацентарный путь инфицирования имеют все истинные врожденные вирусные инфекции, а также такие специфические внутриутробные инфекции, как листериоз, сифилис и токсоплазмоз. Для реализации трансдецидуального (трансмурального) пути инфицирования необходимо наличие очага инфекции под эндометрием. Подобный путь инфицирования плода чаще всего имеет место у пациенток, перенесших в прошлом гнойно-воспалительные заболевания половых органов. С нисходящим путем внутриутробного инфицирования, при котором проникновение возбудителя к плодному яйцу происходит через маточные трубы, в клинической практике приходится сталкиваться у пациенток с острой хирургической патологией органов брюшной полости. Типичным проявлением внутриутробного инфицирования является невынашивание беременности. Причем в 70% наблюдений самопроизвольное прерывание беременности в поздние сроки и преждевременные роды начинаются с преждевременного разрыва плодных оболочек и только в 30% - с повышения сократительной активности матки.

В связи с вышеописанным, для выхаживания важна пренатальная диагностика внутриутробных инфекций. Учитывая неспецифичность клинических проявлений данной патологии, ее пренатальная диагностика является наиболее сложной. Наиболее рациональна поэтапная диагностика внутриутробных инфекций. На первом этапе, на основе сбора анамнестических данных и общего клинического обследования, выявляется, группа высокого риска по развитию внутриутробных инфекций. В эту группу относятся пациентки: имеющие экстрагенитально расположенные очаги инфекции; с ранним началом половой жизни и частой сменой половых партнеров, у которых имелись эпизоды урогенитальных инфекций; перенесшие воспалительные заболевания матки и ее придатков, неспецифические кольпиты; имевшие искусственное прерывание беременности с осложненным течением послеабортного периода; с самопроизвольным прерыванием беременности в любые сроки в анамнезе; осложненное течение послеродового периода предыдущих родов; с хирургической коррекцией истмико-цервикальной недостаточности во время настоящей беременности; клиническими признаками многоводия или фетоплацентарной недостаточности. На втором этапе при помощи комплексного ультразвукового обследования выявляют эхографические маркеры внутриутробных инфекций, а также признаки фетоплацентарной недостаточности и оценивают степень ее тяжести. Все известные эхографические признаки, указывающие на ВИУ, можно разделить на следующие группы. 1. Патология амниона и хориона: многоводие или маловодие (может быть диагностировано начиная с конца I триместра беременности). Гиперэхогенная взвесь в околоплодных водах. Амниотические тяжи. Патология ворсинчатого хориона - гипоплазия ворсин (м/
быть диагностирована в сроки беременности до 8-9 недель, проявляющееся истончением хориона по всей окружности до 1-3 мм, снижением его эхогенности, прерывистостью и сглаженностью наружного контура). Плацентит, признаками которого являются отек, утолщение (71,8%), разнородная эхогенность паренхимы плаценты, утолщение/удвоение контура базальной пластинки, размытость границ долек, неравномерное расширение межворсинчатых пространств и субхориального пространства. Преждевременное старение плаценты. 2. Полостные и подкожные отеки: неиммунная водянка (подкожный отек и плевральный и/или перикардиальный выпот или асцит). Гидроторакс (характерен для TORCH-инфекций, лептоспироза, инфекции парвовирусом В-19). При цитомегалии обнаруживается двусторонний плевральный выпот (причиной является гипоальбуминемия). 3. Кальцификаты во внутренних органах плода, перивентрикулярной области, кишечника характерны также для цитомегалии. Паренхиматозные печеночные/селезеночные кальцификаты характерны для токсоплазмоза, краснухи, цитомегалии, герпеса, ветряной оспы, сифилиса. 4. Изменение эхогенности внутренних органов плода: гиперэхогенный кишечник (признак имеет диагностическое значение после 16 недель беременности и характерен для токсоплазмоза и цитомегалии). Пневматоз кишечника (выявляется в 25% наблюдений с ВУИ). Пузырьки газа в желчном пузыре, гиперэхогенные большие почки при нормальных размерах мочевого пузыря (обычно сочетаются с умеренным или выраженным многоводаем) характерны для цитомегалии). Двустороннее повышение эхогенности легких (в сочетании с незначительным плевральным выпотом и многоводием является признаком внутриутробной пневмонии). 5. Структурные дефекты (пороки развития внутренних органов плода). 6. Гепатомегалия и спленомегалия.

Таким образом, выхаживание таких детей после выписки из стационара осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, которая зависит от выявления факторов риска развития патологии, этиологии ВУИ (этиотропное лечение) и под контролем заведующего отделения и специалистов.


Организация диспансерного наблюдения за детьми с внутриутробной ЦМВИ

Внутриутробная ЦМВИ – это инфекционно-воспалительное полиморфное заболевание плода или ребенка, вызванное цитомегаловирусом, переданного от матери.

В зависимости от сроков инфицирования различают острое, подострое и хроническое течение.

Острое течение протекает в локализованной (бронхит, пролонгированная желтуха, судорожный синдром, анемия, кардиомиопатия) и генерализованной форме (недоношенность, ЗВУР, менингоэнцефалит, гепатит, геморрагический синдром, пневмония, миокардит, анемия, тромбоцитопения).

3. Биохимический анализ крови (трансаминазы, кардиомаркеры, общий белок и белковые фракции, протромбиновый индекс, щелочная фосфатаза, Г ГТП)

4. ИФА (кровь на антиЦМВ IgG , IgM , авидность )

5 . ПЦР крови, мочи, слюны (качественная, количественная)

6 . НСГ показана всем детям

7 . ЭЭГ (при судорожном синдроме), МРТ головного мозга при тяжелом поражении ЦНС

8 . ЭКГ, ЭхоКГ (при наличии кардиальных нарушений)

9. УЗИ брюшной полости и забрюшинного простаранства

10. Консультации окулиста (глазное дно), аудиологическое (сурдологическое) обследование, старше года – консультация стоматолога

Режим. Диета. Объем медикаментозной терапии

Режим: Охранительный, щадящий. Максимальное пребывание на свежем воздухе (летом 5-6 часов, зимой – 3-4). Массаж.

Диета: Детям до 1 года грудное вскармливание, своевременное введение прикорм ов , соков. Старше года - витаминизированная с достаточным содержанием белков, жиров, углеводов, хорошо оформлена, разнообразна.. В летнее время – фрукты, овощи. При изменении в ОАМ (микрогематурия, лейкоцитурия) запрещаются маринады, соления, копченые продукты, при поражении печени - рекомендуется нежирные диетические молочные продукты (кефир, простокваша, творог), нежирные сорта мяса (конина, свинина, баранина, мясо кролика, цыплята и др.), рыбы, яйца, винегреты, фруктовые пюре и соки. При поражении сердца – диета с ограничением соли и жидкости. Полезны отвары кураги, изюма, моркови.

Медикаментозная терапия: Санация хронических очагов инфекции. Для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей рекомендуется осенью и зимой проводить курс (1 мес.) виферонотерапии: до 1,5 лет – виферон-1 по 1 свече (150 тыс.ЕД) х 2 раза в сутки через день; от 1,5 до 3-х лет – виферон-2 (500 тыс. ЕД). При реактивации хронической инфекции (высокая вирусная нагрузка – от 15000 и более копий ДНК в мл. в крови) – лечение в дневном стационаре: цитотект из расчета 2 мл/кг в сутки внутривенно медленно капельно № 5, продолжить лечение вифероном в течение 3-х месяцев. Кроме того, рекомендуется лечение у невропатолога: дегидратационная (при расширении желудочковой системы головного мозга), ноотропы – пантокальцин (при задержке писхомоторного развития), элькар до 1 года по 20 капель 3 раза в сутки (особенно детям с белково-энергетической недостаточностью) , витамины группы В и другие. Дети с задержкой психом о торного и речевого развития наблюдаются специалистами ПМПК, где проводятся реабилитационные мероприятия (занятия с логопедом, педагогическая коррекция, медикаментозная терапия) .

ЛФК. Санаторно-курортное лечение. Физиотерапия

Дети, оперированные по поводу врожденных пороков, к занятиям физкультуры в школе не допускаются. ЛФК – через год после операции.

Санаторно-курортное лечение – При ч астых заболеваниях верхних дыхательных путей, при форм ир о в ании соматической патологии в стадию ремиссии возможно пребывание ребенка в местном санатории в течение 1-1,5 месяцев.

Бальнеотерапия: Щелочные минеральные воды (Ак-Су, Боржоми), озокеритотерапия, гидротерапия, музыкотерапия (показана детям с неврологическими нарушениями) .

Дифференцированно подходить к вакцинации детей. Перед вакцинацией обязательно нейросонографическое обследование, консультация невропатолога. Мед. отвод от АКДС до 6 мес при гипервозбудимости . Вакцинация на фоне десенсибилиз ирующей терапии детям с незначительными неврологическими нарушениями.

Критерии эффективности реабилитации

Психомоторное развитие без отклонений, прибавка в весе, о отсутствие жалоб и изменени й со стороны ССС, ЖКТ, нервной систем, элиминация ДНК возбудителя из крови (отрицательная ПЦР крови, вирусная нагрузка в моче, слюне не более 500 копий ДНК в мл.) .

Частота осмотров специалистами

Профессор, д.м.н. Г.Н. Богданова

•В основу распределения детей по группам риска положена предполагаемая направленность рискаЭто придает первичной профилактике конкретность и целенаправленность. Для каждой патологии отобраны наиболее значимые и информативные в прогностическом отношении факторы риска

Выделены следующие группы риска:

•I – дети с риском повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушений в состоянии здоровья в период социальной адаптации;

•II – с риском патологии ЦНС;

•III – с риском возникновения рахита, анемии и дистрофии;

•IV – с риском гнойно-септических заболеваний в период новорожденности;

•V – с риском врожденных пороков органов и систем;

•VI – с риском аллергических заболеваний;

•VII – дети из неблагоприятных микросоциальных условий.

•На первом году жизни основное влияние на уровень заболеваемости детей оказывают биологические факторы, а также особенности микросоциальной среды, вредные привычки родителей.

Среди новорожденных целесообразно выделение групп по степени риска:

а) группа риска – дети, имеющие неблагоприятные факторы в пренатальном периоде, отклонения в интранатальном периоде и с отягощенным генеалогическим анамнезом;

б) группа высокой степени риска – дети, перенесшие внутриутробно, во время родов или в первые дни жизни какие-либо заболевание или состояние и имеющие после выписки из роддома отклонения в состоянии здоровья: недоношенные, незрелые, с врожденной гипотрофией, от многоплодной беременности, после асфиксии, родовой травмы и др.

•Заведующий педиатрическим отделением должен быть информирован участковым врачом о поступлении на участок всех детей из групп риска. Диспансеризация детей с высокой степенью риска контролируются заведующим отделением в течение первого месяца жизни.

•В зависимости от направленности риска участковый врач составляет индивидуальный план наблюдения за ребенком на 1-м месяце жизни. В возрасте 1 месяца проводится оценка течения периода новорожденности, реализации имеющегося ранее риска, выявляются новые неблагоприятные факторы и с учетом данных осмотра, определяются группа здоровья и группа риска на первом году жизни.

•План диспансерного наблюдения ребенка должен включать: частоту осмотров педиатра, специалистов, сроки лабораторно-диагностических исследований, лечебно-оздоровительные и санитарно-гигиенические мероприятия, показания и противопоказания к профилактическим прививкам, мероприятия по оказанию социально-правовой помощи семье.

•Дети с высокой степенью риска осматриваются педиатром на 2-м и 3-м месяце жизни не реже 2 раз в месяц в домашних условиях. Иногда по показаниям эта кратность сохраняется до 6 месяцев. Другие дети наблюдаются в декретированные сроки.

•Переоценку значимости факторов риска и их направленности проводят в эпикризные сроки (1, 3, 6 и 12 месяцев).

Наблюдениеза детьми с риском повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушений в состоянии здоровья в период социальной адаптации (I группа риска)

•Чрезвычайно важной и сложной проблемой для участкового педиатра является диспансеризация группы часто болеющих детей (ЧБД). Очень важно, как можно раньше выявить детей, угрожаемых по частой заболеваемости, и предупредить их переход в группу ЧБД посредством проведения целенаправленных воздействий на условия жизни и воспитания.

I группа риска

•Частые и, особенно, тяжело протекающие ОРЗ могут приводить к нарушению физического и нервно-психического развития детей, способствовать снижению функциональной активности иммунитета, формированию хронических воспалительных процессов в органах дыхания.

•Частые ОРЗ могут быть проявлением наследственной, врожденной или приобретенной патологии (муковисцидоз, селективный дефицит sIgA, пороки развития органов дыхания и др.), которые следует исключить. Своевременное выявление основного заболевания позволяет обеспечить его эффективное лечение.

I группа риска

•Частые ОРЗ также могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограниченности общения со сверстниками и пропусков занятий в школе.

•Частые ОРЗ поглощают значительные материальные ресурсы, нанося экономический ущерб, связанный, как непосредственно с затратами на лечение, так и с потерей трудового времени родителей. В России ущерб государства от одного случая респираторной инфекции равен 100-150 $US, а ущерб для каждого заболевшего, включающий в себя стоимость базового набора медикаментов, равен 15-100 $US.

I группа риска

•К I группе риска необходимо отнести детей, у которых матери во время беременности переносили повторные ОРВИ, ангины, страдали анемией, детей из неудовлетворительных бытовых условий, от родителей с хроническими заболеваниями, страдающих алкоголизмом.

•В постнатальном периоде на частую заболеваемость ребенка могут оказывать влияние недоношенность и незрелость, аномальные конституции (экссудативно-катаральный, лимфатико-гипопластический и нервно-артрический диатезы), ранний перевод на смешанное и искусственное вскармливание, острые заболевания в первые три месяца жизни, рахит, хронические расстройства питания, анемия, врожденные пороки развития и наследственная патология, выраженные метаболические нарушения, иммунологическая несостоятельность, несоответствие сна и кормления возрасту ребенка, тяжелые поражения ЦНС, эндокринопатии и др.

I группа риска

•В антенатальном периоде участковый врач и медсестра осуществляют 2 или 3 дородовых патронажа (в зависимости от состояния здоровья матери) с прогнозированием гипогалактии, риска развития патологии у ребенка, с проведением санитарно-просветительной работы о влиянии фактора риска социально-биологического анамнеза на состояние здоровья будущего ребенка и дают рекомендации по питанию, режиму, физическому воспитанию и закаливанию беременной.

•В постнатальном периоде педиатр и специалисты (хирург-ортопед, невропатолог, окулист и ЛОР) осматривают ребенка из I группы риска в декретированные сроки, другие специалисты – по показаниям. Анализы крови и мочи проводят в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев и при каждом интеркурентном заболевании, по показаниям – кал на дисбактериоз.

•Профилактические прививки делают по календарю.

•Профилактические мероприятия в постнатальном периоде заключаются в применении экспозиционных и диспозиционных методов.

Экспозиционная профилактика имеет целью предотвращение контакта ребенка с источником инфекции. С учетом путей распространения гриппа и ОРВИ изоляция ребенка от больного и потенциального источника инфекции играет ведущую роль в предупреждении ОРЗ.

Структура поликлиники

Администрация поликлиники

Регистратура

3.Отделение профилактики:

· Смотровой женский кабинет

· Кабинет профилактических осмотров

· Кабинет доврачебного приема

Терапевтическое отделение

· Терапевтическое отделение оказывает первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению по участковому принципу.

· Кабинет неотложной медицинской помощи

5. Лечебно-диагностическое отделение оказывает следующие виды специализированной лечебно-диагностической помощи:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.