Что такое земельная лихорадка в сша 19 век

Первые значительные переселения европейцев в Северную Америку были вызваны религиозными и политическими гонениями в Европе: сначала во Франции, где в 1675 году Людовик XIV отменил Нантский эдикт 1592 года, а затем в Шотландии и Ирландии, где обострились противоречия между коренным населением и англичанами. Однако к началу XIX века иммигранты чаще всего руководствовались экономическими мотивами, а закономерности развития рынка труда гораздо лучше объясняли динамику иммиграции, нежели проблемы, обусловленные войнами или политическими конфликтами. Проведенные экономистами и историками расчеты показывают, что к середине XIX столетия величина средней заработной платы в большинстве стран Европы составляла от 35 до 55% тех доходов, на которые переселенцы могли надеяться в США. Разумеется, многих привлекали и политические принципы американского общества, утверждавшие идеи свободы и равенства. Несмотря на то, что основатели Соединенных Штатов не стремились к росту численности переселенцев, все новые и новые тысячи европейцев прибывали за океан. Характерно, что подавляющее большинство из них (не менее 85%) обосновывалось в северных штатах, и лишь немногие селились на юге, где процветало рабовладение. К середине XIX века европейская иммиграция в США - самый масштабный из известных Новому времени миграционных процессов - стала одной из определяющих примет времени.

Лихорадки

К концу XIX в. молодая страна превращается в мировую державу. Здания нью-йоркских небоскребов, освещенные электричеством, и самый большой в мире подвесной Бруклинский мост становятся символами новой цивилизации.

Когда закончилась война за независимость, территория США простиралась от Атлантического океана до Миссисипи, а к середине XIX в. она расширилась уже до Тихого океана. Как это произошло? Уже в 1803 г. во время президентского правления Томаса Джефферсона США купили у Франции Луизиану - огромную территорию к Западу от реки Миссисипи. Это сразу увеличило страну вдвое. Надо заметить, что к началу XIX в. американцы вообще неясно представляли себе территорию своей страны и некоторые члены конгресса путали Миссисипи с Миссури. Покупая Луизиану, американцы не представляли ее границ, да и французы не очень хорошо знали, что они продают.

От Испании США добились уступки Флориды преследуя то беглых негров, то индейские племена, американские войска непрерывно вторгались на эту территорию и, наконец, заняли ее. В 1845 г. США захватили Техас, принадлежавший ранее Мексике, а в 1846 г. развязали с Мексикой войну. Война длилась два года, результатом чего явилось присоединение к США огромных территорий Новой Мексики и Северной Каролины

В то же время шел усиленный захват индейских земель. "Освобожденные" от индейцев земли на юге занимали плантаторы, а на севере - фермеры. Эти два потока сливались на Западе. В итоге территория США увеличилась в четыре раза и западная граница стала проходить по побережью Тихого океана.

Земельная лихорадка.Американский континент заселялся эмигрантами из Старого Света. Люди, которые прежде мечтали об участке земли в 10-20 акров (1 Акр = 0,42га), через несколько недель или месяцев после переезда в США стремились получить надел в 160 или 320 акров. Непрерывный поток переселенцев двигался на Запад. Это были первопроходцы, пионеры. Континент был полупустым, и они стремились использовать эту ситуацию. Обычаи там тоже существовали свои.

По закону от 1841 г. переселенцы могли оформить захваченные земли, если докажут, что на их участке поставлен дом с окном. Бывало, что поселенцы использовали одну и ту же хижину, перетаскивая ее при помощи упряжки быков с участка на участок. Также согласно закону, женщина могла получить надел, являясь вдовой или "главой семейства". Ходили слухи о том, что молодые незамужние дамы одалживали детей, усыновляли, становясь таким образом "главой семьи", и получали свои 160 акров. Затем усыновление аннулировалось и ребенок возвращался к родителям.

Позднее к "земельной лихорадке" добавилась золотая лихорадка: в 1848 г. в Калифорнии было найдено золото. Да и кроме него на Дальнем Западе было много богатств: серебро, неистощенные земли, огромные леса, полные пушнины, реки, где водилось много рыбы. Образовались новые штаты Небраска и Дакота. В 1867 г. американцы купили у России Аляску. Все земли нужно было освоить, и они осваивались.


В конце XVIII века после Войны за независимость в Новом Свете было образовано государство Соединённые Штаты Америки. Все дальнейшие действия президентов США были направлены на укрепление страны и расширение её территории.

В ходе урока вы узнаете о территории Соединённых штатов Америки, их экономическом развитии и Гражданской войне 1861–1865 годов.

После окончания Войны за независимость, граница территории Соединённых штатов устанавливалась по реке Миссисипи. Но американцы стремились к максимально большему расширению границ государства.

В 1803 году во время правления Томаса Джѐфферсона США удалось купить у Франции Луизиа̀ну, территория которой равнялась более чем двум миллионам квадратных километров.

В Луизиане находился город Новый Орлеан, занимавший выгодное географическое положение на реке Миссисипи. Владея им, можно было свободно вести торговлю. Именно поэтому штаты были так заинтересованы в покупке Луизианы.


Интересен факт, что, заплатив деньги Франции, США приобрели только право выкупать земли у индейцев, а им они выплатили сумму вдвое большую. Но многие индейцы денег так и не увидели, так как выплаты оставались у посредников.

В 1819 году был подписан договор с Испанией, по которому США получали Флорѝду. Теперь они могли претендовать на территорию вплоть до Тихого океана.

В 1836 году Техас после Войны за независимость вышел из состава Мексики, а уже в 1845 году был присоединён к США.

Через год, в 1846 году, началась война с Мексикой, в ходе которой США получили Верхнюю Калифорнию и Новую Мексику. Это территория современных штатов Калифорния, Нью-Мексико, Ю̀та, Нева̀да и Аризо̀на.

Так сложилось, что в южных штатах развивалось плантационное хозяйство, а в северных – фермерское. Основное их отличие в том, что плантаторы использовали труд рабов, а фермеры – наёмных работников.


Сюда приезжало большое количество переселенцев, стремившихся получить земли в пользование. Это были самые разные категории населения Европы. Не всегда у них были деньги на строительство дома. Поэтому многие хижины переносили с участка на участок, чтобы закрепить владение землёй.

В 1848 году в Калифорнии было обнаружено золото.


Сразу после опубликования новости об этом, тысячи желающих быстро разбогатеть отправились на прииски. Не все складывалось так, как мечтали золотоискатели. Частыми были убийства, болезни, но некоторым всё-таки удалось получить большие деньги.

После золотой лихорадки Сан-Франциско из маленького поселения превратился в крупный город. Были построены школы и церкви.


Однако стоит помнить и о негативных последствиях. Местных индейцев вытеснили с их земель. Был нанесён огромный ущерб калифорнийским рекам, которые по подсчётам учёных, смогут очиститься только через 10 тысяч лет.


В 1867 году США купили у России Аля̀ску.


Удалось это потому, что русские боялись, что расходы на содержание поселений на Аляске начнут превышать прибыль, которую они получали с этой территории. К тому же и штаты, и Россия не могли позволить занять Аляску Великобритании, чьи колонии были поблизости, в Канаде.


Узнаем, как развивалась экономика США.

Промышленная революция началась в США в 1820-е годы. Темпы роста экономики постоянно увеличивались.

Это объяснялось следующим:

в штатах были обширные земельные территории;

эти земли имели природные богатства.

происходила постоянная эмиграция из Европы, поэтому всегда хватало рабочих рук;

в США поступал иностранный капитал;

к тому же штаты находились в стороне от европейских военных конфликтов, которые подрывали экономику.

Что же делали американцы для укрепления экономики государства? В 1825 году был открыт водный канал Эри. Он соединил Великие озера и реку Гудзо̀н, которая впадает в Атлантический океан.

Канал стал крупной транспортной магистралью. Благодаря ему расходы на перевозку товаров по территории государства сократились на 95 %.

Оливер Эванс первым в США получил патент на автомобиль. Он построил машину-амфибию, которая могла ездить по земле на колёсах, а с помощью лопастей перемещаться по воде.


В XIX веке в США активно велось строительство железных дорог. В 1815 году Джон Стѝвенс получил разрешение на строительство дороги, которая позже стала частью Пенсильва̀нской железной дороги.


Использовалась она только для перевозки грузов. А в 1830 году между Ба̀лтимором и Ога̀йо прошёл первый пассажирский поезд.

Са̀йрус Макко̀рмик запатентовал молотилку на конной тяге, которая должна была значительно облегчить работу фермерам. В Чикаго он и его братья основали компанию по продаже техники. А чтобы её охотней покупали, продавцы выезжали в поле и там демонстрировали работу молотилок.


Промышленная революция получила развитие на севере США. В южных штатах преобладало плантационное хозяйство, в котором использовался труд чернокожих рабов. Это стало особенностью развития американского капитализма.

На Юге Соединённых Штатов был благоприятный климат для выращивания табака, риса, сахарного тростника и, главное, хлопка. К тому же там было большое количество плодородных почв.


Богатство Юга было основано в большей степени на рабском труде. Ведь, чем больше людей работало в поле, тем большую прибыль получал плантатор. За рабами присматривали специальные люди, которые имели право в случае неповиновения, бить и даже убивать рабов.

В 1850 году был принят закон, по которому поиск беглых рабов вёлся даже на территории штатов, где было запрещено рабство.


Рабовладение было очень выгодно. В южных штатах, человек, имеющий рабов, был примерно в 10 раз богаче своего соседа, у которого рабов не было.

Крупнейшее восстание рабов произошло в августе 1831 года в Виргѝнии, его руководителем стал Нат Тёрнер.


Он считал, что Бог выбрал его для борьбы с белыми господами. Во время работы в поле Тёрнер увидел солнечное затмение. Он решил, что это знак, так как увидел, руку чернокожего человека, закрывающую солнце. В ходе восстания было убито 60 белых, среди которых были женщины и дети. После подавления восстания, Тёрнер был казнён.


Узнаем об изменениях в политике. В 1854 году в США была образована Республиканская партия, в состав которой вошли представители промышленной буржуазии, фермеров и небольшой части рабочих. Это была партия Северных штатов.

Её главными задачами были: введение высоких таможенных пошлин на европейские товары (северные штаты хотели защитить таким образом свою продукцию, в то время как южане стремились к свободной торговле);

запрет рабства в новых штатах.

Республиканцы хотели отмены рабовладения.

Это стало причиной противоречий между Севером и Югом. В 1860 году на президентских выборах победил республиканец Авраам Линкольн, что вызвало волнение среди южан.


Южные штаты объявили о своём выходе из США и создании Конфедерации южных рабовладельческих штатов.

12 апреля 1861 года южане захватили форт Са̀мтер. Так началась Гражданская война.

Длилась она долгих четыре года. Северяне изначально были в более выгодном положении – здесь проживало большее количество населения, была развита промышленность.

Руководство армиями взяли на себя талантливые военачальники. Армию конфедератов возглавил Роберт Ли. Армией Севера командовал Улисс Грант, позднее ставший президентом США.


Юг надеялся на поддержку Англии и Франции. В то время как Северу оказала помощь Россия.

Война шла, а победы одной из сторон не предвиделось. Тысячи людей погибали. Тогда президент Линкольн решил предпринять меры.

20 мая 1862 года был издан го̀мстед-акт.

По нему каждый гражданин США, старше 21 года и не воевавший на стороне Юга, мог получить на Западе участок земли в 106 акров (или 65 гектаров) после уплаты 10 долларов. А через 5 лет эти земли переходили в собственность. Естественно, это сразу укрепило позиции Линкольна и Северных штатов.

Только в апреле 1865 года северянам удалось захватить город Ричмонд. Армия генерала Ли прекратила сопротивление. Война была закончена.

Её итогами стали:

создание условий для развития промышленного производства, а также укрепления внутреннего рынка;

развитие военного искусства.

Однако были и негативные последствия. В южных штатах был создан Ку-клукс-клан – тайная организация, представители которой убивали бывших рабов.

Через 5 дней после того, как Юг капитулировал, был убит Авраам Линкольн. Во время спектакля в театре в президентскую ложу проник один из актёров и выстрелил в президента. Это произошло 14 апреля 1865 года.


Давайте подведём итоги.

На протяжении XIX века в состав Союза постоянно входили новые штаты.

В северных штатах развивались промышленность и фермерские хозяйства.

А в южных штатах экономика основывалась на плантационном хозяйстве и рабовладении.

В 1861–1865 годах в США проходила Гражданская война.

Ход урока.

Орг. начало урока.

Проверка домашнего задания.

1. К 30-40м годам XIX века в Австрийская империя раскинулась от России до Балкан.

2. В истории южных славян, чехов, словаков Австрии и Венгрии наступила эпоха, которую историки назвали эпохой национального возрождения.

4. После поражения революции в Венгрии революционное движение стало нарастать с новой силой.

5. Для сохранения единства Франц Иосиф согласился на компромисс.

6. Франц Иосиф имел титул короля Австрии и Венгрии ( императора Австрии и короля Венгрии)

7. В Австрии и Венгрии конституции не были дарованы народу.

8. после соглашения о создании Австро – Венгрии в империи значительно ускорился темп развития экономики.

9. Попытка укрепить империю в ходе победоносной войны приведёт к развязыванию мировой войны и крушению империи Габсбургов.

1. Страна раскинулась от Атлантического океана до Тихого.

3. Промышленная революция.

5. Плантаторское хозяйство на Юге.

6. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

7. Начало Гражданской войны.

8. Значение гражданской войны.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

К концу XIX века страна превратилась в мировую державу: здания нью-йоркских небоскрёбов, Бруклинский мост становятся символами индустриальной революции.

Страна раскинулась от Атлантического океана до Тихого

( сл. 4)После окончания войны за независимость территория США простиралась от Атлантического океана до Миссисипи, а к середине XIX века – до Тихого океана.

( сл. 5) В 18003 году США купили у Франции Луизиану – огромную территорию к западу от Миссисипи за 15 млн.долларов. Это увеличило территорию вдвое.

( сл. 6) От Испании США добились уступки Флориды, преследуя беглых негров, индейские племена. Непрерывно вторгаясь на эту территорию. Они смогли вскоре занять её.

( сл. 7) В 1845 г. США захватили Техас, принадлежавший ранее Мексике, развязав с ней войну, они присоединили Новую Мексику и Калифорнию.

( сл. 8) Американский континент заселяли эмигранты из Старого Света. Люди, мечтавшие о 10-20 акрах земли, стремились получить 160 – 320 акров. НА полупустой запад хлынули переселенцы. По закону 1841 г. переселенцы могли оформить захваченные земли при условии, что на участке будет стоять дом с окном. Часто бывало так, что переселенцы при помощи упряжки быков перетаскивали одну и ту же хижину с одного места на другое.

( сл. 10)Образовались новые штаты Небраска и Дакота. В 1867 году американцы купили у России Аляску. Эти земли нужно было освоить.

( сл. 11) 30 марта 1867 года, между Россией и США был подписан договор, согласно которому Аляска отходила во владение американцев, причем за смешную по нашим меркам сумму – всего за 7,2 миллиона долларов.

3. Особенности промышленной революции.

1) Использование европейских технических достижений

2) Наличие капитала

3) Квалифицированная рабочая сила

НО существовали два фактора, которые тормозили её развитие:

1. Конкуренция английских товаров

2. Уход рабочих на запад

( сл. 13)В 1825 г. был открыт канал Эри, соединивший озеро Эри с рекой Гудзон.Он связал систему Великих озёр с побережьем Атлантического океана

( сл. 15) Со второй половины XIX века на первое место выходит железнодорожный транспорт. На востоке страны уже имелся рельсовый путь, а теперь он вели на запад, и за ним шли люди.

2) самостоятельная работа по учебнику:

( сл. 16) – чтение материала на стр. 191 + картинки на слайде

5. Плантаторское хозяйство на Юге.

( сл. 17) Промышленная революция почти не коснулась юга. В южных штатах процветало плантаторское хозяйство, основанное на применении труда рабов. Эксплуатация рабов приложили огромные доходы. Товар этот пользовался огромным спросом, и несмотря на закон 1809 г. , рабов ввозили контрабандно. Положение рабов было ужасно.

( сл. 18) Негров покупали и перепродавали, разрушали семьи, за проступки и неповиновение применялись страшные наказания и истязания тем более, что набирал силу расизм. На беспощадную эксплуатацию негры-рабы отвечали восстаниями и бегством.

( сл. 20) Наиболее кровавым было восстание Ната Тернера в штате Виргиния в 1831 г. Оно было жестоко подавлено войсками, пролито было много крови. Тернера казнили.

( сл. 21) Эпоха просвещения наложила свой отпечаток на большинство граждан США. С 30-х годов 19 века в США развернулось массовое движение аболиционистов. Одним из них был Джон Браун. Вся страна была разделена на сторонников и противников рабства. Аболиционисты оказывали помощь неграм, бежавшим на Север.

( сл. 22) Бывшая рабыня Гарриет Тамбер 19 раз проникала на Юг и вывела оттуда сотни рабов.

( сл. 23) Джон Браун был убежденный сторонник равноправия мужчин и женщин. Он был поклонником культуры чернокожих американцев и верил в их человеческое достоинство.
Джон Браун был уверен, что само по себе рабство не кончится, и с ним необходимо покончить насильственным путем. Его план состоял в том, чтобы поощрять рабов к бегству, создавать из беглых рабов вооруженные группы в горах, и с помощью этих групп постоянно вести партизанскую войну против рабовладельцев-плантаторов.

7. Начало гражданской войны

( сл. 24)В 1854 г. в США образовалась республиканская партия- союз буржуазии и фермеров, которые требовали запретить рабство на Западе и раздавать западные земли бесплатно. В 1860 году президентом США от партии республиканцев стал Авраам Линкольн. Он выступал за ограничение и постепенную отмену рабства.

( сл. 25) В ответ на победу республиканцев южане объявили об отделении от США и создании Конфедерации(11 штатов, столица- Ричмонд).Президентом стал Дж.Девис. В ответ Линкольн, на церемонии вступления в должность, заявил, что правительство не собирается отбирать у южан рабов и не будет 1-м начинать войну.

4) работа по учебнику:

Стр. 195 – до Победы северян

5) самостоятельная работа:

( сл. 27)Прочитать материал на стр. 195 – 196 и выписать значение Гражданской войны

· Гражданская война осталась самой кровопролитной в истории США. Потери северян составили почти 360 тыс. человек убитыми и умершими от ран и более 275 тыс. ранеными. Конфедераты потеряли, соответственно, 258 тыс. и около 100 тыс. человек.

· Только военные расходы правительства США достигли 3 млрд. долларов.

· Война продемонстрировала новые возможности военной техники, оказала влияние на развитие военного искусства. Она завершилась победой Союза.

· Запрещение рабства было закреплено 13-й поправкой к Конституции США, вступившей в силу 18 декабря 1865.

· В стране были созданы условия для ускоренного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, освоения западных земель, укрепления внутреннего рынка. Власть в стране перешла к буржуазии северо-восточных штатов.

· Война не разрешила все стоявшие перед страной проблемы. Некоторые из них нашли решение в ходе Реконструкции Юга, продолжавшейся до 1877. Другие, в т. ч. предоставление цветному населению равных прав с белыми, оставались неразрешенными многие десятилетия.

5. Подведение итога урока:

в) захваты земельных участков переселенцами.

2. Промышленный переворот в США тормозился из-за

а) сопротивления индейцев

б) отсутствия природных богатств

в) ухода квалифицированной рабочей силы на Запад

3. Самое крупное восстание рабов возглавил:

в) Мартин Лютер Кинг

а) Авраам Линкольн

5. Гражданская война в США закончилась:

а) в апреле 1865 г.

б) в сентябре 1945 г.

в) в июне 1863 г.

6.. Человеком у которого нет хозяина называли

а) освобожденного раба

б) свободолюбивого индейца

в) фермера в США

7. Аболиционистами называли

б) религиозных деятелей

в) сторонников отмены рабства

8. Что нужно было иметь гражданину США, чтобы получить в собственность 160 акров земли






























Описание презентации по отдельным слайдам:

После окончания войны за независимость территория США простиралась от Атлантического океана до Миссисипи, а к середине XIX века – до Тихого океана. Рост территории США

Территория США после войны за независимость Луизиана Флорида Техас Орегон Новая Мексика Миннесота С Ш А США в XIX веке

Рост территории США Территория Кому принадлежала Когда присоединена к США Каким методом Луизиана Франции 1803г. Приобретена Флорида Испании 1819г. Захвачена Верховья реки Миссури Англии 1818г. Приобретены Техас Мексике 1845г. Захвачен Орегон Англии 1846г. Уступила Англия Новая Мексика Мексике 1848г. Захвачена

Особенности промышленной революции Использование европейских технических достижений. Наличие капитала Квалифицированная рабочая сила Два фактора тормозили развитие: Конкуренция английских товаров Уход рабочих на запад

Промышленная революция почти не коснулась юга. В южных штатах процветало плантаторское хозяйство, основанное на применении труда рабов. Эксплуатация рабов приложили огромные доходы. Товар этот пользовался огромным спросом, и несмотря на закон 1809 г. , рабов ввозили контрабандно. Положение рабов было ужасно. Плантаторское хозяйство на Юге.

В 1831 г. произошло восстание Ната Тернера в штате Виргиния. Оно было жестоко подавлено войсками. Тернера казнили. Плантаторское хозяйство на Юге.

Аболиционисты оказывали помощь неграм, бежавшим от плантаторов на Север. 1859 г. - восстание против рабства, организованное фермером Джоном Брауном. Аболиционизм-движение за отмену рабства

Демократическая Республиканская партия (1828 г.) партия (1854 г.) Эндрю Джексон Авраам Линкольн блок плантаторов блок промышленной И фермеров буржуазии и фермеров Двухпартийная система в США

Шестнадцатый президент США Авраам Линкольн 1860 г. – избрание Авраама Линкольна президентом США от партии республиканцев.

1860 г. – избрание Авраама Линкольна президентом США от партии республиканцев. Февраль 1861 г. – создание Конфедерации 11 рабовладельческих штатов, президент – Дж. Дэвис. Апрель 1861 г. – войска Конфедерации захватили форт Самтер. Линкольн объявил южные штаты мятежными и объявил им войну. Гражданская война в США. 1861-1864 гг. АвраамЛинкольн (1809—1865) Джефферсон Дэвис (1808 —1889)

Рабовладельческие штаты Юга (Юг) Северные штаты, свободные от рабства (Север)

США во второй половине XIX века Авраам Линкольн (1809-1865 гг.) Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть между гражданами одной страны

Причины Гражданской войны

У кого выше потенциал?

1862 г. - введение новых налогов на богачей. Закон о конфискации имущества мятежников. Из армии удаляли сторонников конфедерации и шпионов. На руководящие посты выдвигали способных офицеров. 20 мая 1862 г. - закон, дававший право всякому гражданину США, имевшему 10 долларов, получить на Западе участок земли в 160 акров (закон о гомстедах). Через пять лет участок переходил в полную собственность поселенца. 1 января 1863 г. - отмена рабства без всякого выкупа. Призыв негров в армию Севера. Февраль 1865 г. - конгресс принял 13 поправку к Конституции, навсегда запрещавшую рабство на территории США. Мероприятия правительства Линкольна: Лето 1861 г. – военные поражения северян.

Итоги Гражданской войны в США Май 1864 г. – начало разгрома армии южан. 9 апреля 1865 г. – капитуляция южан под командованием генерала Ли. 14 апреля 1865 г. Авраам Линкольн был убит в театральной ложе сторонником рабовладения — актером Бутом. Победа северян

Домашнее задание: Параграф36-37, стр 276-278.

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.


ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.


География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

350 руб. 106.00 руб.


География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

350 руб. 184.00 руб.


География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

350 руб. 101.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Бесплатный
Дистанционный конкурс "Стоп коронавирус"





  • Прокопьев Алексардр СергеевичНаписать 0 12.05.2018

Номер материала: ДБ-1579620

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    12.05.2018 520
    12.05.2018 329
    12.05.2018 1511
    12.05.2018 668
    11.05.2018 907
    11.05.2018 3973
    11.05.2018 1700
    11.05.2018 1288

Не нашли то что искали?

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.