Заразиться гриппом в самолете

Если вам кажется, что вы всегда болеете, когда путешествуете, хотим вас успокоить – таких людей много, вы не одиноки. Нахождение с группой людей в кабине самолета на протяжении нескольких часов – ну разве можно найти лучшие условия для передачи вирусных инфекций, особенно, если речь идет о сезоне простуды и гриппа? Чтобы не чихать и не кашлять во время долгожданного отпуска, соблюдайте простые меры предосторожности.

Большинство людей обвиняет в этом рециркулируемый воздух в салоне самолета, но исследователи обнаружили, что это не так. Степень риска подхватить инфекцию или простудиться не зависит от того, каким воздухом вы будете дышать на борту авиалайнера. Однако это не значит, что вы совсем уж не сможете повлиять на ситуацию. Прислушайтесь к врачебным рекомендациям, которые подскажут вам, как не заболеть, отправившись в отпуск.

Выберите удобное место

Старайтесь избегать контакта с посторонними людьми. При возможности займите сиденье у окна. У вас появится шансов заболеть, если рядом с вами окажется больной путешественник. Конечно, предугадать это заранее нельзя, поэтому придерживайтесь простого принципа: избегайте скопления людей.


Результаты одного из исследований показали, что место у окна действительно считается более безопасным с точки зрения заражения воздушно-капельными инфекциями. Кроме того, сидя в углу, вы будете реже вставать и двигаться, поэтому вероятность того, что вы вступите в контакт с носителями бактерий, намного меньше.

Пользуйтесь локальной вентиляцией

Вы вряд ли чем-то заразитесь из переработанного воздуха, поэтому поверните вентиляционное отверстие на низкое или среднее значение и направьте его на колени. Это немного отвлечет микробов от вашего лица.


Не забывайте о чистоте и гигиене

Протрите столик, подлокотник и сиденье. Вы можете быть разочарованы, но тем не менее должны знать правду: авиакомпания не убирается в салоне так же часто, как следовало бы. Чехлы на сиденьях и подлокотники обычно самые грязные. Чтобы сделать свое нахождение в самолете более безопасным для здоровья, возьмите с собой пачку салфеток и очистите поверхности вокруг сиденья, как только усядетесь на свое место.


Избегайте бортовых журналов, одеял и подушек. Как и поверхности сидений, нет гарантии, что эти предметы проходили даже минимальную санитарную обработку. Если вам холодно, просто захватите с собой какую-нибудь теплую одежду (например, свитер).

Увлажняйте носовые ходы

Старайтесь регулярно увлажнять слизистую носа. Воздух в самолете довольно сухой, что будет способствовать сгущению и застою слизи в носовых ходах, которая является естественным фактором защиты от вирусов и бактерий. Чтобы снизить восприимчивость к болезням, капайте в нос слабый солевой раствор.


Помните о гигиене

Используйте дезинфицирующее средство для рук даже после их мытья с мылом. Известно, что вода в самолете зачастую не самого хорошего качества. Ни в коем случае не пейте воду из-под крана, позаботьтесь о своем питье заранее.

Кстати, воды у вас должно быть предостаточно. Во время авиаперелета организм интенсивно теряет жидкость. Многие не придают этому никакого значения, предпочитая пить меньше жидкости, чем обычно, чтобы реже посещать туалет.


В самолете, впрочем, как и до него, и после него, не прикасайтесь грязными руками к глазам, носу и ко рту – это элементарные правила гигиены, но многие люди забывают, что вирусы распространяются не только воздушно-капельным, но и тактильным путем. Заразиться гриппом можно при контакте со слизистыми оболочками.

Отдыхайте

После полета необходимо важно обеспечить себе полноценный отдых. Мы все знаем, что недостаток сна снижает иммунные функции. Когда вы путешествуете слишком долго и при этом не высыпаетесь, вы лишаете себя столь необходимых вашему организму иммуноглобулинов.

Кроме того негативно сказаться на вашем самочувствии может и смена климатического пояса. Поберегите свой организм в столь стрессовых условиях для него. По прилете в место назначения отложите все дела на потом и выделите пару часов на отдых.


Если вы, к сожалению, заболели, не расстраивайтесь – это не конец света. Чем раньше начать лечение, тем быстрее удастся выздороветь и получить удовольствие от отдыха, но прежде чем покупать лекарства, находясь в другой стране, найдите возможность проконсультироваться с врачом.

Американские исследователи выяснили, как в самолётах распространяется грипп и некоторые другие болезни, передающиеся воздушно-капельным путём. Заодно обнаружилось, что вероятность заражения от бортпроводника выше, чем вероятность заражения от другого пассажира. Но есть много нюансов.

Группа учёных из Национальной академии наук США опубликовала в научном журнале PNAS результаты исследований распространения воздушно-капельных вирусов на примере гриппа, которые они провели на десяти межконтинентальных авиарейсах (восемь из этих рейсов проходили в сезоны вспышек гриппа и простуды). Специалисты не могли использовать на борту самолётов видеокамеры или ультразвуковые и инфракрасные датчики для отслеживания перемещений пассажиров и распространения вирусов из-за требований безопасности, поэтому им пришлось разработать собственную методику.

Исследователи разбивались на пары и садились в разных частях самолёта — через пять рядов. Каждый записывал все перемещения пассажиров и членов экипажа, которые видел, в специальное приложение на iPad, а затем эти данные сопоставили, чтобы получить полную картину. Один из авторов работы, математик Говард Вайсс, рассказал изданию Gizmodo, что эффективностью такого метода учёные очень гордятся.

Насколько нам известно, никто не обладал численным представлением о передвижениях, поведении и социальных контактах между пассажирами во время полёта. Мы также не видели исследований о проверке воздуха в салоне и элементов поверхностей на наличие респираторных вирусов.


Учёные отталкивались от имеющихся данных о том, с какой вероятностью происходит заражение гриппом при тех или иных видах контактов. Считается, что риск максимальный при взаимодействии людей, находящихся в пределах метра друг от друга. Результат получился оптимистичный: шансы заразиться в полёте невелики. Хотя для сидящих по соседству с больными — сбоку, спереди или сзади — они повышаются на 80 процентов.

Зато для тех, кто сидит на расстоянии двух кресел от больного, риск растёт всего на три процента. Те, кто находится ещё дальше, почти не подвергаются дополнительному риску. Но кроме этого, основного фактора, есть и другие, которые могут определить, заболеет ли человек после полёта.


На вероятность заражения влияет ещё и то, как часто заражённый ходит по салону. Это, в свою очередь, зависит от того, где сидит он сам. Исследователи обнаружили, что только 40 процентов пассажиров на местах у окна встают хоть раз за всё время полёта, даже если он занимает больше пяти часов. Из среднего ряда выбирается 60 процентов пассажиров, а в ряду у прохода любителей размять ноги нашлось 80 процентов. Поэтому носителей гриппа безопаснее всего сажать у окна.

Гораздо сложнее ситуация, когда болеет бортпроводник. Они много ходят по салону и взаимодействуют с пассажирами. В среднем бортпроводник может заразить 4,6 пассажира за полёт. Но учёные успокаивают: больные члены экипажа оказываются на борту намного реже, чем больные пассажиры. При плохом самочувствии они чаще остаются дома или хотя бы принимают средства от кашля, что снижает риск заражения.


Ещё исследователи собрали 229 образцов воздуха и поверхностей, которых чаще всего касаются пассажиры. На них учёные не обнаружили никаких следов 18-ти самых распространённых воздушно-капельных заболеваний. В самолётах скапливается далеко не так много вредных микробов, как считают некоторые пассажиры, но специалисты всё равно рекомендуют почаще мыть руки. Жутковатый, но интересный эксперимент учительницы, показавшей, что будет с хлебом, если потрогать его немытыми руками, по-прежнему актуален.

Некоторые специалисты не до конца согласны с результатами исследования. Эллисон Макгир, микробиолог из канадской больницы, заметила, что хотя сама работа полезна, расчёт рисков в ней основан не на фактическом распространении болезней, а на приблизительных моделях распространения вирусов, которые в самолёте могут работать не так, как от них ожидают.

Джейсон Бёрнэм, эксперт по инфекционным заболеваниям из Медицинской школы Университета Вашингтона в Сент-Луисе, считает, что во многих случаях больные бортпроводники всё-таки выходят на работу, а средства от кашля — неэффективный способ предотвратить заражение других людей.


К тому же не стоит забывать, что исследование рассказывает только о распространении гриппа и некоторых ОРВИ. Существуют заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём быстрее и на более дальние дистанции. Но даже с учётом всех этих исключений вероятность заразиться во время полёта в самолёте довольно низкая — с этим соглашаются даже те эксперты, которые критикуют новую публикацию. К тому же данные исследования пригодятся людям с пониженным иммунитетом. При болезнях же медики рекомендуют по возможности вообще никуда не летать.

Словом, даже если кто-то в самолёте кашляет и чихает, большинству пассажиров болезнь никак не грозит. В полёте есть и другие угрозы, сами по себе страшные, но настолько маловероятные, что их не стоит рассматривать всерьёз. Например, существует видео, объясняющее с научной точки зрения, почему ни у кого нет шансов выжить, если дверь самолёта откроется на большой высоте, и почему на самом деле такого не произойдёт.

Но лучше ассоциировать авиаперелёты с чем-то приятным. Например, с трогательной историей про пилота, который вёз в центр реабилитации милого маленького шимпанзе и пустил его к себе в кабину.


10 ученых и 10 рейсов

Десять американских ученых из Национальной академии наук США провели исследование: их заинтересовало распространение инфекций в самолетах. Во время полета они распространяются гораздо быстрее, чем на земле. Эксперимент проводили на 10 трансконтинентальных авиарейсах длительностью в 3–3,5 часа. Специалисты пытались разобраться в распределении вирусов на примере гриппа. Восемь из 10 рейсов, в которых проводили исследования, проходили в сезон вспышек гриппа и простуды. Результаты были опубликовали в научном журнале PNAS.

Ученые разделились на пары и сели в разных частях самолета. С помощью приложения на iPad они следили за передвижениями пассажиров и членов экипажа. Эти данные затем использовались для вычисления количественной вероятности прямой передачи инфекционных заболеваний во время полета. Американские исследователи уверены — движение пассажиров и экипажа по салону самолета упрощает передачу болезни.

Считается, что максимальный риск заражения вероятен, если человек сидит в метре от больного. На вероятность влияет и то, как часто зараженный ходит по салону самолета. Как выяснили исследователи, лишь 40% пассажиров, которые сидят у окна, встают за все время полета. Пассажиры, расположившиеся по центру, встают несколько чаще — это уже 60%. А люди, которые сидят в проходе, встают чаще остальных — 80% пассажиров готовы пройтись в течение всего полета. Исходя из полученных данных, группа ученых решила, что безопаснее всего сажать зараженных людей у окна.

Вот только если болеет сам бортпроводник, ситуация усложняется. Ему приходится постоянно передвигаться по салону самолета и контактировать с пассажирами. В среднем, по данным американских ученых, бортпроводник может заразить около пяти пассажиров за один рейс.


Что делать, чтобы не заразиться в самолете

Самое важное, это необходимо подчеркнуть, наиболее эффективный способ борьбы с любой вирусной инфекцией — это вакцинация. Пренебрежение этим компонентом профилактики потом приводит к печальным последствиям. И делать это ежегодно

В самолете тоже можно находиться в маске. И не подзывать к себе стюардессу без острой необходимости. Потому что она общается со всеми, она может быть тоже носителем и возбудителем инфекции

Вирусологи предупреждают

С результатами исследований согласились не все. Канадский микробиолог Эллисон Макгир считает, что работа американских исследователей полезна, но не основана на фактах: исследователи показали лишь приблизительные модели распространения вирусов. Михаил Щелканов рассказал, что радиус поражения — это кресла вперед и два назад.

Есть совершенно четкое исследование: чихание [разносит инфекцию на] 15–20 метров Микрокапельки в течение 10–20 минут достигнут любого уголка

Кто летает вместе с нами: типы вирусов в самолете

Самолет — скопление и место распространения инфекций. Исследователи из Национальной академии наук США собрали 229 образцов воздуха и верхнего слоя поверхностей, которые чаще всего трогают пассажиры. Ученые не обнаружили следы серьезных заболеваний, но посоветовали как можно чаще мыть руки. Важно то, что американские исследователи сконцентрировались на изучении вирусов гриппа и ОРВИ, а ведь в самолете есть и другие инфекции. Виктор Зуев рассказал, что в самолете возможно подхватить любое заболевание. Профессор привел пример случая заражения оспой.

В самолете можно подхватить все что угодно, если там будут больные люди. Было же в свое время в году: в самолете прилетел из Индии в Москву заразившийся натуральной оспой. Вы, наверное, это и не слышали, а я в этом участвовал. Он привез в Москву натуральную оспу, и была вспышка. Это была серьезная операция по ликвидации


Виной тому не акклиматизация и не кондиционеры в автобусах и гостиницах. Чаще всего вирусы и болезнетворные бактерии людей атакуют еще в аэропорту. Национальный институт здравоохранения и социального обеспечения Финляндии утверждает, что воздушные гавани — одно из самых загрязнённых мест на планете.

Исследователи взяли пробы с поверхностей в аэропорту Хельсинки, к которым чаще всего прикасаются пассажиры. И обнаружили на них массу различных бактерий и вирусов (рино-, короно- , аденовирусов и возбудителей гриппа). Самыми загрязнёнными местами непосредственно в аэропорту оказались кабинки на пропускных пунктах и багажные лотки.

Куда большей опасности пассажиры подвергаются в салоне самолета. Поскольку время между прибытием и вылетом следующего рейса обычно ограничено, на уборку остается немного времени, она проводится в минимальном объеме, а до кресел (в которых пассажиры проводят большую часть полета) руки доходят не всегда.

Так, на поверхностях, окружающих сидящего в кресле пассажира, специалистами было обнаружено около 3000 бактерий, в том числе с поверхности выдвижных столиков были высеяны микробы, вызывающие острые кишечные инфекции, пневмонию, урогенитальные инфекции, менингиты, сепсис. Их концентрация впечатляет: 2155 на квадратный дюйм (1 дюйм = 2, 54 см).


Самые большие колонии патогенных микроорганизмов были обнаружены в кармашке, расположенном на кресле впереди. Ведь там находятся не только бортовые журналы и инструкции по использованию спасательного оборудования, но и остатки еды, использованных салфеток и прочего мусора, который в кармашек засовывают пассажиры.

Стерильности от туалетов ожидать трудно, а от бортовых — тем более. Во время стоянок туалеты убирают в первую очередь, но во время полета (даже если он продолжается более 10 часов) для поддержания чистоты в туалете стюардессы лишь убирают бумагу с пола и брызгают освежителем воздуха. Некоторые самолеты небольших авиакомпаний совершают по два-три коротких перелета с неубранными кабинками и неопорожненными сливными баками.

Мало кто из пассажиров знает, что перед тем, как смыть воду в унитазе, необходимо закрыть крышку: иначе все обитающие там бактерии разносятся по крохотному туалетному закутку. А вечно мокрая раковина — идеальная среда для их размножения. Вывод напрашивается сам собой: во время перелета туалетом желательно пользоваться как можно реже. Правда, удается это не всегда.


Как с этим жить?


— Аэропорты с точки зрения вирусного и бактериального загрязнения мало отличаются от других крупных транспортных узлов: вокзалов, речных портов и т. д. Поэтому, чтобы не заразиться, достаточно соблюдать элементарные меры предосторожности, — поясняет заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной терапии РНИМУ им. Пирогова Александр Карабиненко.

Помните: возбудители заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем (ОРВИ, грипп, пневмония, туберкулез), находятся не только в воздухе, но и на поручнях, перилах, ручках кресел, кнопках банкоматов и т. д. Самая надежная защита от них — это маска и перчатки. Поскольку большинство людей считает, что носить их в общественных местах неудобно или неприлично, лучше всегда иметь при себе антибактериальные перчатки или обеззараживающие гели. И, конечно, никогда нельзя немытыми (или не обработанными салфетками) руками брать еду.

— Чтобы минимизировать риск заражения, постарайтесь как можно реже касаться руками лица (особенно — рта и носа).

— Окружающие поверхности (откидной столик, ручки кресел) также лучше протереть влажными антибактериальными салфетками. Лучше положить свою салфетку и на подголовник кресла в самолете. Хотя по инструкции они должны меняться после каждого рейса, на практике так происходит не всегда.

— Чтобы открыть и закрыть дверь туалетной кабинки, воспользуйтесь бумажными салфетками или полотенцами, а выйдя из туалета, еще раз протрите руки антибактериальной салфеткой.

Китайские власти заявили, что коронавирус якобы распространяется больными еще во время инкубационного периода, пока у них не проявились симптомы. Однако, как показала реакция ученых, для такого утверждения нет никаких оснований. Это, безусловно, хорошая новость. Возможно, из нее следует, что предсказанных миллиардов заболевших не будет. Но есть и новость похуже. Вероятно, вирус может разноситься самолетами: перерывы между выходом старых и вводом новых пассажиров слишком малы, а капсиды коронавируса способны их пережить. Попробуем разобраться, что это значит для перспектив идущей эпидемии.

За прошедшие недели коронавирус показал себя более опасным, чем атипичная пневмония (SARS) эпидемии 2002-2003 годов, которой он приходится ближайшим родственником. На сегодня им заражено 40 627 человек, умерли уже 910. Самая очевидная причина его опасности — большая способность к распространению по сравнению с атипичной пневмонией.

Это кажется странным, потому что инкубационный период у вируса 2002-2003 годов примерно такой же длины, четыре-шесть дней (и от одного до 14 дней для аномальных случаев). По некоторым данным, медианный (типичный) инкубационный период может быть равен всего трем суткам.

Типичный пример здесь — хорошо известный грипп. Люди с его первыми симптомами часто глушат их и пытаются работать или выходить на улицу (порой они считают, что у них проявляются симптомы простуды, а вовсе не гриппа). Грипп никому не кажется серьезным, поэтому каждый год охватывает от десятков до сотен миллионов, а его осложнения губят сотни тысяч.

Инкубатор для заразы: у страха глаза велики

Некоторое время назад официальный представитель китайских медицинских властей заявил, что вирус передается в инкубационном периоде — когда пациент еще не проявляются симптомы болезни. У него нет температуры, он не кашляет — и его не видят врачи в аэропорту, осматривающие в ИК-диапазоне лица пассажиров, прилетающих из других стран.

Такая черта у вируса в теории очень опасна. Инкубационный период при заражении от человека у 2019-nCoV — в среднем пять дней, то есть все, кто перемещаются на самолете из Китая, в теории могут быть заражены им, но еще не проявлять симптомов. Поэтому заявление было чрезвычайно настораживающим.

Правда, китайские власти не предоставили никаких четких свидетельств того, что это происходит. Но 30 января в The New England Journal of Medicine вышла статья о том, что в Германии четыре человека заразились от одной китаянки, прилетевшей из Уханя больной, но еще без симптомов. Поэтому ее не могли отсечь врачи в аэропорту, так что она смогла запустить эпидемию коронавируса в Германии (пока крайне ограниченную).

Здесь возникает логическое противоречие. Человек болеет от нового вируса потому, что в его легких (и в ряде других тканей, но с меньшей интенсивностью) вирус размножается, попутно губя клетки, которые он заставляет непрерывно воспроизводить свои копии. Сам вирус размножаться не может — ему для этого нужно использовать клетки организма хозяина. Возникает вопрос: откуда же тогда в выдохе человека без симптомов болезни могут появляться капсиды вирусов, переносящиеся воздухом к другому человеку?

Однако с научной точки зрения такая идея все равно оставалась неясной. Хорошо, теоретическая возможность умеренного разноса вируса внешне здоровым человеком есть. Но есть ли она на практике, удавалось ли ее кому-то зафиксировать? В 2008 году группа исследователей задалась этим вопросом по гриппу, и тогда выяснилось следующее: вся идея о бессимптомном переносе всегда была чистой теорией. Как они отметили в своей научной работе:

Они отмечают, что убедительных данных о заражении от человека, у которого грипп еще не дал яркие симптомы, практически невозможно найти в научной литературе. Да, за сутки до симптомов капсиды вирусов можно обнаружить в мазках из верхних дыхательных путей зараженных. Однако их концентрация там довольно мала. И все эксперименты показывают, что статистически значимая вероятность заражения начинает исходить от больного только тогда, когда у него уже есть выраженные симптомы гриппа.

Все это порождает серьезные сомнения. Если мы даже для массового гриппа не можем найти убедительных свидетельств переноса в инкубационном периоде, почему они вдруг могут появиться у коронавируса, который, как известно, до 2019 года жил на летучих мышах и должен быть хуже приспособлен для переноса от человека к человеку?

Исследователей из Института Роберта Коха, ключевого немецкого учреждения, изучающего инфекционные болезни, после статьи в The New England Journal of Medicine одолели те же сомнения. Они взяли и повторно поговорили по телефону с китаянкой, которая принесла болезнь в Германию.

Выяснилось, что дама на самом деле имела ярко выраженные симптомы до того, как начала разносить болезнь по Германии. У нее болели мышцы, была непонятная усталость, и она, недолго думая, приняла парацетамол. Температуру слегка сбила и перед врачами выглядела здоровой. На разговорах с ее немецкими жертвами и была основана статья в The New England Journal of Medicine, что, конечно, не очень обдуманно.

Тут, конечно, можно повозмущаться поведением китаянки из Уханя, пошедшей встречаться с людьми вместо того, чтобы обратиться к врачу, — в тот момент эпидемия была уже раскручена в СМИ. Но мы не будем этого делать. Недостаточная сообразительность отдельных представителей нашего вида — явление объективно неустранимое, и негодовать по этому поводу бесполезно. Авторы работы в The New England Journal of Medicine объяснили свою ошибку тем, что очень торопились — эпидемия все-таки. Их, выходит, тоже трудно в чем-то обвинить..

Многие построенные на сегодня модели распространения эпидемии в той или иной форме учитывали возможность передачи от лиц в инкубационном периоде — невидимых для медицинских властей переносчиков болезни. Значит, все они, строго говоря, не будут работать так, как предсказано. Для всех них число жертв поэтому может оказаться меньше, чем считалось ранее. Это хорошая новость.

Самолеты и коронавирус: это вам не AliExpress

Но есть и плохая новость: судя по всему, коронавирус до какой-то степени может переноситься с самолетами.

Подчеркнем: этому на сегодня нет экспериментальных подтверждений, потому что ставить опыты с таким вирусом на живых людях аморально, а из наблюдений выяснить это сложно. Однако у ученых есть большой материал наблюдений за распространением в самолетах обычного гриппа. Из него следует, что на борту пассажиры из ряда, где сидит больной гриппом, имеют заметный шанс на заражение.

При этом самыми безопасными остаются места у окна. Но и там вероятность заражения довольно велика. Воздух в авиалайнерах довольно сухой, что способствует повышенной уязвимости организма к вирусу. Считается, что в ежегодном сезоне гриппа (в США, например, от него погибли уже десять тысяч человек) именно полеты больных в самолетах — один из источников заразы.

Согласно американскому исследованию 1982 года, вирус гриппа способен оставаться заразным на пластиковой или металлической поверхности до 48 часов. Работа 2008 года выявила, что на банкнотах вирус сохраняет заразность до 72 часов. Пористые поверхности (ткань, дерево) куда опаснее для вируса: грипп на них теряет способность заразить человека через четыре часа.

Коронавирус отличается от вируса гриппа, однако родственные ему коронавирусы часто вызывают простуды. Исследования по ним показали, что те перестают быть заразными после 24 часов на посторонней поверхности. На человеческой коже время сохранения ими заразности еще меньше — 20 минут, но тут дело не только в самой поверхности, а в микробах-симбионтах на ней, создающих неблагоприятную среду для вирусов.

Естественно, за 25 минут и даже за три часа борт никто не может тщательно помыть и дезинфицировать. Поверхностная уборка не сводит к нулю риск передачи вируса. Тщательная чистка у разных компаний различается по частоте, но в среднем приходится раз на 500 полетных часов и требует, чтобы лайнер оставался на земле целую ночь. Такая процедура не может повторяться часто, иначе она разорит любую авиакомпанию: пока самолет стоит на земле, он не приносит ей денег.

Невозможно сказать, что во втором случае ничего нельзя сделать. Многие авиалинии прерывали сообщение с Китаем. Однако устроить такое в глобальном масштабе было бы весьма опрометчиво: мировая экономика построена на тесных связях, и обрубить контакты с крупнейшей фабрикой мира, на самом деле, сложно.

Что можем сделать мы сами, не полагаясь на добрую волю авиакомпаний и властей? Если у вас высокая внимательность и самоконтроль — избегайте трогать лицо руками в салоне авиалайнера. Капсид вируса с поверхности у вашего лица сам по себе в дыхательные пути не попадет. Ему нужен посредник, то есть руки.

Чисто теоретически можно протереть поверхность развлекательного экрана и подлокотники, но далеко не факт, что вы сможете убрать капсиды с них. Чуть проще будет накинуть на кресло только что вынутый из упаковки плед и стараться лишний раз не трогать предметы вокруг себя.

Важно помнить и другое: согласно последним заявлениям китайских врачей, медианный возраст заболевших в КНР — 47 лет. Это значит, что половина из них моложе, а половина старше 47, притом что средний возраст населения Китая едва ли не на десять меньше. То есть наибольшая вероятность заболеть — у лиц от 45 лет и старше. Если вы принадлежите к этой группе, возможно, вам стоит принять более жесткие меры предосторожности.

Кстати, по последним данным, хотя средний срок инкубационного периода нового коронавируса действительно несколько дней, в отдельных, исключительных случаях он может быть равен 24 дням. Только по истечении этого периода с вашего последнего авиаперелета вы можете быть вполне уверены, что не стали его переносчиком.

Подведем итоги. На сегодня ясно, что эпидемия коронавируса 2019-nCoV стала крупнейшим событием такого рода в XXI веке. В то же время она все еще не дотягивает по степени опасности ни до современного гриппа, ни до его вспышек из XX века (гонконгский грипп 1968 года унес миллион жизней).

Относиться к новой болезни следует соответственно. По ее поводу не надо ни устраивать панику, рассказывая якобы о переносе в инкубационный период, ни впадать в самоуспокоение, надеясь, что пронесет. Главное — сохранять разумный баланс между двумя этими одинаково иррациональными состояниями.

Американские исследователи выяснили, как в самолётах распространяется грипп и некоторые другие болезни, передающиеся воздушно-капельным путём. Заодно обнаружилось, что вероятность заражения от бортпроводника выше, чем вероятность заражения от другого пассажира. Но есть много нюансов.


Группа учёных из Национальной академии наук США опубликовала в научном журнале PNAS результаты исследований распространения воздушно-капельных вирусов на примере гриппа, которые они провели на десяти межконтинентальных авиарейсах (восемь из этих рейсов проходили в сезоны вспышек гриппа и простуды). Специалисты не могли использовать на борту самолётов видеокамеры или ультразвуковые и инфракрасные датчики для отслеживания перемещений пассажиров и распространения вирусов из-за требований безопасности, поэтому им пришлось разработать собственную методику.

Исследователи разбивались на пары и садились в разных частях самолёта — через пять рядов. Каждый записывал все перемещения пассажиров и членов экипажа, которые видел, в специальное приложение на iPad, а затем эти данные сопоставили, чтобы получить полную картину. Один из авторов работы, математик Говард Вайсс, рассказал изданию Gizmodo, что эффективностью такого метода учёные очень гордятся.


Учёные отталкивались от имеющихся данных о том, с какой вероятностью происходит заражение гриппом при тех или иных видах контактов. Считается, что риск максимальный при взаимодействии людей, находящихся в пределах метра друг от друга. Результат получился оптимистичный: шансы заразиться в полёте невелики. Хотя для сидящих по соседству с больными — сбоку, спереди или сзади — они повышаются на 80 процентов.

Зато для тех, кто сидит на расстоянии двух кресел от больного, риск растёт всего на три процента. Те, кто находится ещё дальше, почти не подвергаются дополнительному риску. Но кроме этого, основного фактора, есть и другие, которые могут определить, заболеет ли человек после полёта.


На вероятность заражения влияет ещё и то, как часто заражённый ходит по салону. Это, в свою очередь, зависит от того, где сидит он сам. Исследователи обнаружили, что только 40 процентов пассажиров на местах у окна встают хоть раз за всё время полёта, даже если он занимает больше пяти часов. Из среднего ряда выбирается 60 процентов пассажиров, а в ряду у прохода любителей размять ноги нашлось 80 процентов. Поэтому носителей гриппа безопаснее всего сажать у окна.

Гораздо сложнее ситуация, когда болеет бортпроводник. Они много ходят по салону и взаимодействуют с пассажирами. В среднем бортпроводник может заразить 4,6 пассажира за полёт. Но учёные успокаивают: больные члены экипажа оказываются на борту намного реже, чем больные пассажиры. При плохом самочувствии они чаще остаются дома или хотя бы принимают средства от кашля, что снижает риск заражения.


Ещё исследователи собрали 229 образцов воздуха и поверхностей, которых чаще всего касаются пассажиры. На них учёные не обнаружили никаких следов 18-ти самых распространённых воздушно-капельных заболеваний. В самолётах скапливается далеко не так много вредных микробов, как считают некоторые пассажиры, но специалисты всё равно рекомендуют почаще мыть руки.

Некоторые специалисты не до конца согласны с результатами исследования. Эллисон Макгир, микробиолог из канадской больницы, заметила, что хотя сама работа полезна, расчёт рисков в ней основан не на фактическом распространении болезней, а на приблизительных моделях распространения вирусов, которые в самолёте могут работать не так, как от них ожидают.

Джейсон Бёрнэм, эксперт по инфекционным заболеваниям из Медицинской школы Университета Вашингтона в Сент-Луисе, считает, что во многих случаях больные бортпроводники всё-таки выходят на работу, а средства от кашля — неэффективный способ предотвратить заражение других людей.


К тому же не стоит забывать, что исследование рассказывает только о распространении гриппа и некоторых ОРВИ. Существуют заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём быстрее и на более дальние дистанции. Но даже с учётом всех этих исключений вероятность заразиться во время полёта в самолёте довольно низкая — с этим соглашаются даже те эксперты, которые критикуют новую публикацию. К тому же данные исследования пригодятся людям с пониженным иммунитетом. При болезнях же медики рекомендуют по возможности вообще никуда не летать.

Словом, даже если кто-то в самолёте кашляет и чихает, большинству пассажиров болезнь никак не грозит.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.