Вирусы занимают промежуточное положение между живой и неживой

1. Дайте определения понятий.
Капсид – защитная белковая оболочка вируса.
Бактериофаг – вирус, инфицирующий бактерий.
Ретровирус – вирус, генетическим материалом является РНК.

2. Изобразите схематично строение вируса и подпишите его части.


3. Какое место занимают вирусы в системе органического мира?
Вирусы – неклеточная форма жизни. Занимают промежуточное положение между живой и неживой материей, т.к. совмещают в себе признаки живых организмов и неживой природы. Являются внутриклеточными паразитами.

4. Пользуясь материалом § 2.11 и рисунком 42 на с. 80, опишите жизненный цикл бактериофага.
1)Фаг приближается к бактерии, и хвостовые нити связываются с рецепторными участками на поверхности бактериальной клетки.
2)Нуклеиновая кислота вируса (ДНК или РНК) вводится внутрь бактериальной клетки.
3)Нуклеиновая кислота фага кодирует синтез ферментов фага; инактивируется ДНК и РНК хозяина, а ферменты фага совсем расщепляют ее; НК фага подчиняет себе клеточный аппарат.
5)Нуклеиновая кислота фага реплицируется и кодирует синтез новых белков оболочки.
6) Образуются новые частицы фага в результате самосборки белковой оболочки вокруг
фаговой нуклеиновой кислоты.
7)Клетка лопается; высвобождаются новые фаги, которые инфицируют другие бактерии.

5. В чем особенность жизненного цикла вируса иммунодефицита человека?
Вирус СПИДА – ВИЧ – является ретровирусом. Генетический материал его – РНК. Поражает ВИЧ клетки иммунной системы. При попадании в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в клетку-хозяина (в ДНК клетки-хозяина). Затем при делении клетки одновременно с копированием клеточной ДНК копируется и вирусная ДНК. Через определенное время клетки начинают синтезировать вирусные РНК и белки, из которых собираются вирусные частицы.
ВИЧ таким образом уничтожает лимфоциты – Т-хелперы. В результате иммунная система человека разрушается.

7. Укажите основные меры профилактики заражения ВИЧ.
Избегать случайных половых связей.
Использовать презерватив при половых контактах
В больницах, поликлиника, косметологических кабинетах пользоваться только одноразовыми шприцами, а инструменты многоразового применения тщательно
стерилизовать.
Донорскую кровь проверять на наличие антител к ВИЧ.

9. Объясните, в чем заключается эволюционная роль вирусов в природе.
Вирусы корректируют ход эволюции. Вирусы с помощью пандемий истребляют и ослабляют определенные фенотипы, которые больше не участвуют в процессе эволюции.
Около 20% генетического материала человека привнесено вирусами. Иногда вирусные гены становятся клеточными генами.
Вирусы могут не только изменять генетический аппарат клетки, но и осуществлять обмен генетической информацией в пределах вида и между разными группами организмов. В условиях меняющейся внешней среды это мощный эволюционный механизм. То есть, вирусы стимулируют эволюционные процессы в биосфере.

11. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Вирус иммунодефицита человека отличается от холерного вибриона:
3) отсутствием ДНК;

Тест 2.
Клеточного строения не имеют:
4) вирусы.

12. Установите соответствие между вирусами и клетками, которые они инфицируют.
Вирусы
1. Бактериофаг
2. Вирус табачной мозаики
3. Вирус оспы
4. Вирус полиомиелита
5. ВИЧ
Клетки, которые они инфицируют
A. Клетки растения табака
Б. Лейкоциты
B. Клетки нервной ткани
Г. Бактерии
Д. Эпителиальные клетки


13. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.


14. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – бактериофаг.
Соответствие – термин не совсем соответствует первоначальному значению. Бактериофаг – вирус, поражающий бактерии, но не пожирающий их.

15. Сформулируйте и запишите основные идеи § 2.11.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Вирусы вызывают болезни, часто неизлечимые. Но в то же время вирусы важны для эволюционного процесса, так как стимулируют его, привносят новую генетическую информацию в клетки.
Есть вирусы РНК- и ДНК-содержащие. Первые называют ретровирусами. К ним относится ВИЧ. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в клетку-хозяина.
Различают бактериофаги – вирусы, поражающие бактерий, вирусы человека, растений и животных.
Вирусная частица состоит из белковой оболочки (капсида) и нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) внутри.


Проверочная работа для учеников 9-11 классов

Скачать:

Вложение Размер
virusy.docx 19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме Вирусы". Вариант № 1

1. Вирусы открыл:

а- Виноградский б- Павлов в- Ивановский г- Вернадский

2. Клеточного строения не имеют:

А- сине-зеленые водоросли( цианеи)

3. Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:

А- разрушает клеточную мембрану

Б- клетка теряет способность к репродукции

В- разрушает митохондрии в клетке хозяина

Г- ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка.

4. Вирусы размножаются:

а- только в клетке хозяина

в- варианты а и б

г- не способны у размножению.

5.Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
а- полиомиелита

6. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
а- вирусы;
б- бактерии;
в- лишайники;
г- грибы.

7. Вирусные частицы называются
а- вибрионы;
б- вирионы;
в- эмбрионы;
г- гаметы.

8. Капсид – это:
а- цитоплазма вируса;
б- ДНК вируса;
в- оболочка вируса;
г- ферменты вируса.

9. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы

а- являются одними из главных патогенов человека

б- грают важную роль как редуценты

в- переносят гены одних биологических видов к другим

г- размножаются внутри клеток хозяина

10. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА ФОРМА ЖИЗНИ
А) наличие рибосом
Б) отсутствие плазматической мембраны 1) неклеточная (вирусы)
В) не имеют собственного обмена веществ
Г) большинство гетеротрофы 2) клеточная (бактерии)
Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки

1. Бактериофаг – это:

А- вирус, поражающий бактерии

Б- простейшее, питающееся бактериями

В- вирус, поражающий животных

Г- вирус, поражающий грибы.

2. Вирусы относятся к доклеточным организмам потому , что они:

а- не содержат ядра

б- не способны к самостоятельному обмену веществ

в- являются паразитами

г- не способны размножатся.

а- неклеточная форма жизни

б- древние эукариоты

в- примитивные бактерии

4 . Вирусы были открыты в:
а- 1828 году
б- 1865 году
в- 1892 году
г- 1900 году

5 . Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?
а- оспа
б- туберкулез
в- дизентерия
г-холера

6. Неклеточная форма жизни, состоящая из молекул ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, -
а) бактерия гниения;
б) бактерия сапротроф;
в) вирус;
г) одноклеточная водоросль.

7. Вирусы, проникая в клетку хозяина,
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;
в) воспроизводят свой генетический материал;
г) поселяются в митохондриях.

8. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

9. Вирусы состоят из

а- белков и нуклеиновой кислоты

б- целлюлозы и белков

г- ядра и цитоплазмы

10. Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.

А Встраивание ДНК Бактериофага в клетку-хозяина

Б Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага

В прикрепление бактериофага к оболочке бактерии

Г проникновение бактериофага в клетку бактерии

Д выход бактериофага из клетки, заражение других

В течение последних 100 лет ученые не раз меняли свое представление о природе вирусов, микроскопических переносчиков болезней.

Вначале вирусы считали ядовитыми веществами, затем - одной из форм жизни, потом - биохимическими соединениями. Сегодня предполагают, что они существуют между живым и неживым мирами и являются основными участниками эволюции.


В конце XIX века было установлено, что некоторые болезни, в том числе бешенство и ящур, вызывают частицы, похожие на бактерии, но гораздо более мелкие. Поскольку они имели биологическую природу и передавались от одной жертвы к другой, вызывая одинаковые симптомы, вирусы стали рассматривать как мельчайшие живые организмы, несущие генетическую информацию.

Низведение вирусов до уровня безжизненных химических объектов произошло после 1935 г., когда Уэнделл Стэнли (Wendell Stanley) впервые закристаллизовал вирус табачной мозаики. Обнаружилось, что кристаллы состоят из сложных биохимических компонентов и не обладают необходимым для биологических систем свойством - метаболической активностью. В 1946 г. ученый получил за эту работу Нобелевскую премию по химии, а не по физиологии или медицине.

Дальнейшие исследования Стэнли четко показали, что любой вирус состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), упакованной в белковую оболочку. Помимо защитных белков у некоторых из них есть специфические вирусные белки, участвующие в инфицировании клетки. Если судить о вирусах только по этому описанию, то они действительно больше похожи на химические субстанции, чем на живой организм. Но когда вирус проникает в клетку (после чего ее называют клеткой-хозяином), картина меняется. Он сбрасывает белковую оболочку и подчиняет себе весь клеточный аппарат, заставляя его синтезировать вирусные ДНК или РНК и вирусные белки в соответствии с инструкциями, записанными в его геном е. Далее происходит самосборка вируса из этих компонентов и появляется новая вирусная частица, готовая инфицировать другие клетки.


Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)

Такая схема заставила многих ученых по-новому взглянуть на вирусы. Их стали рассматривать как объекты, находящиеся на границе между живым и неживым мирами. По словам вирусологов Марка ван Регенмортеля (M.H.V. van Regenmortel) из Страсбургского университета во Франции и Брайана Махи (B.W. Mahy) из центров по профилактике заболеваний и контролю за их распространением, такой способ существования можно назвать "жизнью взаймы". Интересен следующий факт: при том, что долгое время биологи рассматривали вирус как "белковую коробку", наполненную химическими деталями, они использовали его способность к репликации в хозяйской клетке для изучения механизма кодирования белков. Современная молекулярная биология во многом обязана своими успехами информации, полученной при изучении вирусов.

Ученые кристаллизовали большинство клеточных компонентов (рибосомы, митохондрии, мембранные структуры, ДНК, белки) и сегодня рассматривают их либо как "химические машины", либо как материал, который эти машины используют или производят. Подобный взгляд на сложные химические структуры, обеспечивающие жизнедеятельность клетки, и стал причиной не слишком большой озабоченности молекулярных биологов статусом вирусов. Исследователи интересовались ими только как агентами, способными использовать клетки в своих целях или служить источником инфекции. Более сложная проблема, касающаяся вклада вирусов в эволюцию, остается для большинства ученых несущественной.

Быть или не быть?

Что означает слово "живой"? Большинство ученых сходятся во мнении, что помимо способности к самовоспроизведению живые организмы должны обладать и другими свойствами. Например, жизнь любого существа всегда ограничивается во времени - оно рождается и умирает. Кроме того, живые организмы имеют определенную степень автономии в биохимическом смысл е, т.е. в какой-то мере полагаются на собственные метаболические процессы, обеспечивающие их веществами и энерги ей, которые и поддерживают их существование.

Вирусы - это паразиты, которые почти целиком зависят от клетки-хозяина. Они используют его энерги ю, необходимую для синтеза нуклеиновых кислот и белков, для дальнейших видоизменений этих белков и их адресной доставки. Без этого вирусы не могли бы размножаться и распространяться в среде. И тогда напрашивается вполне резонный вывод: несмотря на то, что все процессы в клетке после инфицирования регулируются вирусом, сам он - неживой объект, паразитирующий на живых системах с автономным метаболизмом.

Камень, равно как и капелька жидкости, в которой протекают метаболические процессы, но которая не содержит генетического материала и не способна к самовоспроизведению, несомненно, неживой объект. Бактерия же - живой организм, и хотя она состоит всего из одной клетки, она может вырабатывать энерги ю и синтезировать вещества, обеспечивающие ее существование и воспроизведение. Что в этом контекст е можно сказать о семени? Не всякое семя проявляет признаки жизни. Однако, находясь в покое, оно содержит тот потенциал , который получило от несомненно живой субстанции и который при определенных условиях может реализоваться. В то же время семя можно необратимо разрушить, и тогда потенциал останется нереализованным. В этом плане вирус больше напоминает семя, чем живую клетку: у него есть некие возможности, которые могут и не осуществиться, однако нет способности к автономному существованию.

Можно также рассматривать живое и как состояние, в которое при определенных условиях переходит система, состоящая из неживых компонентов, обладающих определенными свойствами. В качестве примера подобных сложных (эмерджентных) систем можно привести жизнь и сознание. Чтобы достичь соответствующего статуса, у них должен быть определенный уровень сложности. Так, нейрон (сам по себе или даже в составе нейрон ной сети) не обладает сознанием, для этого необходим мозг. Но и интактный мозг может быть живым в биологическом смысл е и в то же время не обеспечивать сознание. Точно так же ни клеточные, ни вирусные гены или белки сами по себе не служат живой субстанцией, а клетка, лишенная ядра, сходна с обезглавленным человеком, поскольку не имеет критического уровня сложности. Вирус тоже не способен достичь подобного уровня. Так что жизнь можно определить как некое сложное эмерджентное состояние, включающее такие же основополагающие "строительные блоки", которыми обладает и вирус. Если следовать такой логике, то вирусы, не являясь живыми объектами в строгом смысл е этого слова, все же не могут быть отнесены к инертным системам: они находятся на границе между живым и неживым.

РЕПЛИКАЦИЯ ВИРУСА
Вирусы, бесспорно, обладают свойством, присущим всем живым организмам, - способностью к воспроизведению, хотя и при непременном участии клетки-хозяина. На рисунке изображена репликация вируса, геном которого - двухцепочечная ДНК. Процесс репликации фагов (вирусов, инфицирующих бактерий, не содержащих ядра), РНК-вирусов и ретровирусов отличается от приведенного здесь лишь в деталях.


В октябре 2004 г. французские ученые сделали открытие, показывающее, как близко к этой границе подходят некоторые вирусы. Дидье Раул (Didier Raoult) из Средиземноморского университета в Марселе сообщил о том, что он секвенировал геном самого крупного вируса - мимивируса. Вирус размером с небольшую бактерию инфицирует амеб. Обнаружилось, что у него есть множество генов, о которых раньше думали, что они присутствуют только у клеточных организмов. Некоторые из них участвуют в синтезе белков, кодируемых вирусной ДНК, и, возможно, способствуют кооперации вируса с клеточной системой репликации. По словам автора, опубликовавшего свою работу в журнале Science, невообразимая сложность этой дополнительной части геном а мимивируса наводит на мысль о возможном отсутствии границы между вирусами и клеточными организмами-паразитами.

Вирусы и эволюция

У вирусов есть своя, очень длинная эволюционная история, восходящая к истокам возникновения одноклеточных организмов. Так, некоторые вирусные системы репарации, которые обеспечивают вырезание неправильных оснований из ДНК и ликвидацию повреждений, возникших под действием радикалов кислорода, и т.д., есть только у отдельных вирусов и существуют в неизменном виде миллиарды лет.


Тем не менее большинство специалистов в области эволюционной биологии считают вирусы неживыми объектами и не принимают их во внимание при исследовании эволюционных процессов. Они полагают также, что вирусные гены ранее принадлежали хозяйским клеткам и как-то "улизнули" от них, а затем приобрели белковую оболочку. Таким образом, вирус - это "сбежавшие" хозяйские гены, превратившиеся в паразитов. При таком взгляде на проблему не удивительно, что возможный вклад вирусов в происхождение видов и поддержание их разнообразия остался вне поля зрения ученых. (И в самом деле, из 1205 страниц "Энциклопедии эволюции", очередной том которой вышел в 2002 г., вирусам посвящены всего четыре страницы.)

Исследователи не отрицают, что вирусы играли какую-то роль в эволюции. Но, считая их неживой материей, они ставят их в один ряд с такими факторами, как климатические условия. Такой фактор воздействовал на организмы, которые обладали изменяющимися, генетически детерминируемыми признаками, извне. Организмы, более стойкие к этому влиянию, успешно выживали, размножались и передавали свои гены следующим поколениям.

Однако в действительности вирусы воздействовали на генетический материал живых организмов не опосредованно, а самым что ни на есть прямым образом - они обменивались с ним своими ДНК и РНК, т.е. были игроками на биологическом поле. Большим сюрпризом для врачей и биологов-эволюционистов стало то, что большая часть вирусов оказалась вполне безобидными созданиями, не связанными ни с какими болезнями. Они спокойно дремлют внутри клеток-хозяев или используют их аппарат для своего неспешного воспроизведения без всякого ущерба для клетки. У таких вирусов есть масса ухищрений, позволяющих им избежать недремлющего ока иммунной системы клетки - для каждого этапа иммунного ответа у них заготовлен ген, который этот этап контролирует или видоизменяет в свою пользу.

Более того, в процессе совместного проживания клетки и вируса вирусный геном (ДНК или РНК) "колонизирует" геном хозяйской клетки, снабжая его все новыми и новыми генами, которые в итоге становятся неотъемлемой частью геном а данного вида организмов. Вирусы оказывают более быстрое и прямое действие на живые организмы, чем внешние факторы, которые осуществляют отбор генетических вариантов. Многочисленность популяций вирусов вкупе с их высокой скоростью репликации и высокой частотой мутаций превращает их в основной источник генетических инноваций, постоянно создающий новые гены. Какой-нибудь уникальный ген вирусного происхождения, путешествуя, переходит от одного организма к другому и вносит вклад в эволюционный процесс.

ВЕЧНО ЖИВЫЕ
Вирусы, занимающие промежуточное положение между живым и неживым, проявляют неожиданные свойства. Вот одно из них. Обычно вирусы реплицируются только в живых клетках, но способны расти и в погибших клетках, а иногда даже возвращают последних к жизни. Как ни удивительно, но некоторые вирусы, будучи разрушенными, могут возродиться к "жизни взаймы".

Вирус табачной мозаики

Клетка, у которой уничтожена ядерная ДНК, - настоящий "покойник": она лишена генетического материала с инструкциями о деятельности. Но вирус может использовать для своей репликации оставшиеся целыми компоненты клетки и цитоплазму. Он подчиняет себе клеточный аппарат и заставляет его использовать вирусные гены как источник инструкций для синтеза вирусных белков и репликации вирусного геном а. Уникальная способность вирусов развиваться в погибших клетках наиболее ярко проявляется, когда хозяевами служат одноклеточные организмы, прежде всего населяющие океаны. (Подавляющее число вирусов обитает на суше. По оценкам специалистов, в Мировом океане насчитывается не более 1030 вирусных частиц.)

Бактерии, фотосинтезирующие цианобактерии и водоросли, потенциал ьные хозяева морских вирусов, нередко погибают под действием ультрафиолетового излучения, которое разрушает их ДНК. При этом некоторые вирусы ("постояльцы" организмов) включают механизм синтеза ферментов, которые восстанавливают поврежденные молекулы хозяйской клетки и возвращают ее к жизни. Например, цианобактерии содержат фермент, который участвует в фотосинтезе, и под действием избыточного количества света иногда разрушается, что приводит к гибели клетки. И тогда вирусы под названием цианофаги "включают" синтез аналога бактериального фотосинтезирующего фермента, более устойчивого к УФ-излучению. Если такой вирус инфицирует только что погибшую клетку, фотосинтезирующий фермент может вернуть последнюю к жизни. Таким образом, вирус играет роль "генного реаниматора".

Избыточные дозы УФ-излучения могут привести к гибели и цианофагов, однако иногда им удается вернуться к жизни при помощи множественной репарации. Обычно в каждой хозяйской клетке присутствует несколько вирусов, и в случае их повреждения они могут собрать вирусный геном по частям. Различные части геном а способны служить поставщиками отдельных генов, которые совместно с другими генами восстановят функции геном а в полном объеме без создания целого вируса. Вирусы - единственные из всех живых организмов, способные, как птица Феникс, возрождаться из пепла.

По данным Международного консорциума по секвенированию геном а человека, от 113 до 223 генов, имеющихся у бактерий и человека, отсутствуют у таких хорошо изученных организмов, как дрожжи Sacharomyces cerevisiae, плодовая мушка Drosophila melanogaster и круглый червь Caenorhabditis elegans, которые находятся между двумя крайними линиями живых организмов. Одни ученые полагают, что дрожжи, плодовая мушка и круглый червь, появившиеся после бактерий, но до позвоночных, просто утратили соответствующие гены в какой-то момент своего эволюционного развития. Другие же считают, что гены были переданы человеку проникшими в его организм бактериями.

Вместе с коллегами из Института вакцин и генной терапии при Орегонском университете здравоохранения мы предполагаем, что существовал третий путь: исходно гены имели вирусное происхождение, но затем колонизировали представителей двух разных линий организмов, например бактерий и позвоночных. Ген, которым одарила человечество бактерия, мог быть передан двум упомянутым линиям вирусом.

Более того, мы уверены, что само клеточное ядро имеет вирусное происхождение. Появление ядра (структуры, имеющейся только у эукариот, в том числе у человека, и отсутствующей у прокариот, например у бактерий) нельзя объяснить постепенной адаптацией прокариотических организмов к изменяющимся условиям. Оно могло сформироваться на основе предсуществующей высокомолекулярной вирусной ДНК, построившей себе постоянное "жилище" внутри прокариотической клетки. Подтверждением этому служит факт, что ген ДНК-полимеразы (фермента, участвующего в репликации ДНК) фага Т4 (фагами называют вирусы, которые инфицируют бактерии) по своей нуклеотидной последовательности близок к генам ДНК-полимераз как эукариот, так и инфицирующих их вирусов. Кроме того, Патрик Фортере (Patrick Forterre) из Южного парижского университета, который исследовал ферменты, участвующие в репликации ДНК, пришел к выводу, что гены, детерминирующие их синтез у эукариот, имеют вирусное происхождение.


Вирус синего языка

Вирусы влияют абсолютно на все формы жизни на Земле, а часто и определяют их судьбу. При этом они тоже эволюционируют. Прямым доказательством служит появление новых вирусов, таких как вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий СПИД.

Вирусы постоянно видоизменяют границу между биологическим и биохимическим мирами. Чем дальше мы будем продвигаться в исследовании геном ов различных организмов, тем больше будем обнаруживать свидетельств присутствия в них генов из динамичного, очень древнего пула. Лауреат Нобелевской премии Сальвадор Лурия (Salvador Luria) в 1969 г. так говорил о влиянии вирусов на эволюцию: "Возможно, вирусы с их способностью включаться в клеточный геном и покидать его были активными участниками процесса оптимизации генетического материала всех живых существ в ходе эволюции. Просто мы этого не заметили". Независимо от того, к какому миру - живому или неживому - мы будем относить вирусы, пришло время рассматривать их не изолированно, а с учетом постоянной связи с живыми организмами.

ОБ АВТОРЕ:
Луис Вилляреал (Luis P. Villarreal) - директор Центра по изучению вирусов при Калифорнийском университете в г. Ирвайн. Получил степень кандидата биологических наук в Калифорнийском университете в Сан-Диего, затем работал в Стэнфордском университете в лаборатории лауреата Нобелевской премии Пола Берга. Активно занимается педагогической деятельностью, в настоящее время участвует в разработке программ по борьбе с угрозой биотерроризма.


А1. С использованием какого метода было установлено на­следование дальтонизма у человека?

А2. Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях и хлоропластах клеток

A3. Переход электронов на более высокий энергетический уровень происходит в световую фазу фотосинтеза в молекулах

2) углекислого газа

А4. В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает та­кой же набор хромосом, как и материнская, потому что

1) в профазе происходит спирализация хромосом

2) происходит деспирализация хромосом

3) в интерфазе ДНК самоудваивается, в каждой хромосоме образуется по две хроматиды

4) каждая клетка содержит по две гомологичные хромосомы

А5. Какие формы жизни занимают промежуточное положе­ние между телами живой и неживой природы?

А6. Какой пример размножения организмов характеризуется как половой?

1) партеногенез у пчёл

2) почкование у дрожжей

3) спорообразование у мхов

4) регенерация у пресноводной гидры

А7. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

А8. При скрещивании растения, гетерозиготного по одной паре признаков, с гомозиготным доля гомозигот в потомстве составит

А9. Мутации могут быть обусловлены

1) новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет

2) перекрестом хромосом в ходе мейоза

3) новыми сочетаниями генов в результате оплодотворения

4) изменениями структуры генов и хромосом

А10. Чем отличается спора гриба от споры бактерии?

1) представлена только одной клеткой

2) выполняет функцию размножения

3) разносится ветром на большое расстояние

4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям

А11.Поступление в растение воды, необходимой для фото­синтеза, зависит от

1) корневого давления и испарения воды листьями

2) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам

3) скорости роста и развития растения

4) процесса деления и роста клеток корня

А12. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосе­менных, характерно

1) размножение семенами

2) автотрофное питание

3) наличие вегетативных органов

4) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек

А13. Среди беспозвоночных животных наиболее сложное строение имеют

1) кольчатые черви

А14. Сердце головастика по строению имеет сходство с сердцем

4) взрослого земноводного

А15. Опорную функцию в организме человека выполняет ткань

4) гладкая мышечная

А16. Испарение пота и расширение кровеносных сосудов, расположенных близко к поверхности кожи,

1) приводит к повышению артериального давления

2) вызывает повышение температуры тела

3) увеличивает скорость движения крови по сосудам

4) защищает организм от перегревания
А17. Химическое взаимодействие клеток, тканей, органов и сис­тем органов, осуществляемое через кровь, происходит в процессе

1) различения раздражений в коре головного мозга

2) нервной регуляции

3) энергетического обмена

4) гуморальной регуляции

А18. Проводниковая часть зрительного анализатора —

2) зрительный нерв

4) зрительная зона коры головного мозга
А19. Дышать следует через нос, так как в носовой полости

1) происходит газообмен

2) имеются хрящевые полукольца

3) образуется много слизи

4) воздух согревается и очищается
А20. Особи объединяются в одну популяцию на основе

1) их роли в биогеоценозе

2) равного соотношения полов

3) общности питания

4) свободного скрещивания

А21. При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида

1) возрастает число спонтанных мутаций

2) проявляется стабилизирующий отбор

3) проявляется движущий отбор

4) усиливаются процессы дивергенции

А22. Приспособленность организмов в процессе эволюции возникает в результате

1) географической изоляции

2) взаимодействия движущих сил эволюции

3) мутационной изменчивости

4) искусственного отбора

А23. В процессе исторического развития животного мира Земли появлению земноводных предшествовали
1) ихтиозавры

3) кистеперые рыбы

4) зверозубые млекопитающие

А24. Сигналом, вызывающим наступление листопада у рас­тений в умеренном климате, служит

1) понижение температуры воздуха

2) сокращение длины светового дня

3) уменьшение питательных веществ в почве

4) образование пробкового слоя в черешке

А25. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты

1) участвуют в образовании органических веществ из неорга­нических

2) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ

3) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию

4) поглощают углекислый газ и кислород

А26. Почему численность завезенных в Австралию кроликов возросла во много раз?

1) на новой территории у них не было врагов

2) на континенте преобладает сухой климат

3) они питались травянистыми растениями

4) для них характерна забота о потомстве

А27. Какие связи определяют первичную структуру молекул белка?

1) гидрофобные между радикалами аминокислот

2) водородные между полипептидными нитями

3) пептидные между аминокислотами

4) водородные между NH и СО группами

А28. В процессе хемосинтеза, в отличие от фотосинтеза,

1) образуются органические вещества из неорганических

2) используется энергия окисления неорганических веществ

3) органические вещества расщепляются до неорганических

4) источником углерода служит углекислый газ

А29. В профазе митоза не происходит

1) растворения ядерной оболочки

2) формирования веретена деления

4) растворения ядрышек

А30. Определите соотношение расщепления признаков по фенотипу у потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготных растений гороха.

A31. Верхушки главных корней рассады капусты при пере­садке прищипывают с целью

1) усиления роста боковых корней

2) увеличения длины корневых волосков

3) увеличения числа придаточных корней

4) повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям

А32. Какой из перечисленных ниже процессов характерен только для животных?

1) образование органических веществ из неорганических на свету

2) восприятие раздражений из окружающей среды и преоб­разование их в нервные импульсы

3) поступление веществ в организм, их преобразование и удаление конечных продуктов жизнедеятельности

4) поглощение кислорода и выделение углекислого газа в процессе дыхания

А33. Энергия, необходимая для мышечного сокращения, ос­вобождается при

1) расщеплении органических веществ в органах пищеваре­ния

2) раздражении мышцы нервными импульсами

3) окислении органических веществ в мышечных волокнах

4) синтезе АТФ в митохондриях мышечных клеток

А34. Давление на барабанную перепонку, равное атмосфер­ному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека

1) слуховой трубой

2) ушной раковиной

3) перепонкой овального окна

4) слуховыми косточками

А35. Популяцию считают элементарной единицей эволю­ции, так как

1) в ней действуют факторы эволюции

2) особи популяций имеют сходный обмен веществ

3) особи популяции отличаются размерами

4) она не способна изменяться во времени

А36. В процессе круговорота веществ содержащаяся в орга­нических веществах энергия освобождается в результате

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В заданиях В1–В3 выберите три верных ответа из шести. Обведите

выбранные цифры и запишите их в таблицу в порядке возрастания

В1. Каково строение и функции митохондрий?

1) расщепляют биополимеры до мономеров

2) характеризуются анаэробным способом получения энергии

3) содержат соединённые между собой граны

4) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

5) окисляют органические вещества с образованием АТФ

6) имеют наружную и внутреннюю мембраны

В2.По артериям большого круга кровообращения у человека кровь течет

1) от левого желудочка

2) насыщенная кислородом

3) от левого предсердия

4) насыщенная углекислым газом

5) быстрее, чем в венах

6) от правого желудочка

В3. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

1) превращение передних конечностей в ласты

2) дыхание кислородом, растворенным в воде

3) дыхание кислородом воздуха

4) обтекаемая форма тела

5) толстый подкожный слой жира

6) постоянная температура тела

При выполнении заданий В7–В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В4. Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ФУНКЦИЙ

А) состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток

Б) имеют устьица, чечевички

В) образованы клетками удли­нённой формы, сообщающи­мися между собой

Г) обеспечивают защиту орга­нов растения от неблагопри­ятных воздействий среды

Д) осуществляют газообмен и испарение воды

Е) включают сосуды и ситовид­ные трубки

1) Покровные
2) Проводящие

В5. Установите соответствие между признаком и способом регуляции, для которого он характерен у животных.

A)скорость проведения информации сравнительно невысокая

Б) является более древней формой взаимодействия клеток и органов

B) эволюционно более поздний способ регуляции

Г) осуществляется посредством электрических импульсов

Д) осуществляется посредством хи­мически активных веществ, по­ступающих в кровь, лимфу и тка­невую жидкость

Е) осуществляется очень быстро

В6. Установите соответствие между признаком моллюска боль­шого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

ПРИЗНАК БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА

A) характерно самооплодотворение

Б) коричневый цвет раковины

B) населяет пресные водоемы

Г) растительноядное животное

Д) раковина спирально закручена

Е) прикрепляется на водные растения

При выполнении заданий В7–В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В7. Установите последовательность этапов пищевого реф­лекса у окуня.

A) возникновение нервных импульсов в рецепторах органов зрения при появлении в поле зрения мелких рыб

Б) передача нервных импульсов по двигательным нервам к мышцам

B) стремительное движение к жертве и захват её

Г) передача нервных импульсов по зрительному нерву в центральную нервную систему

Д) анализ и синтез сигналов в центральной нервной системе

В8.Установите последовательность процессов, происходящих в водоеме, расположенном вблизи поля, на которое внесены высокие дозы удобрений

А) увеличение стока минеральных веществ

Б) бурное развитие одноклеточных водорослей

В) уменьшение прозрачности воды

Г) гибель животных и донных растений

Д) увеличение концентрации минеральных веществ в водоеме

Для ответов на задания этой части (С1−С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2–С6 – полный развёрнутый ответ.

С1. У собаки выработан условный слюноотделительный рефлекс на световой сигнал. Во время подачи условного раздра­жителя (зажигание лампочки) раздается резкий громкий звук, и условный рефлекс (выделение слюны) не проявляется. Какое явление описано и каков его механизм?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Класс Ракообразные является самым многочисленным классом типа Членистоногие.

2. Тело ракообразных состоит из головы, груди и брюшка.

3. Представители класса имеют 5 пар ходильных ног.

4. Все ракообразные ведут водный образ жизни.

С3. Почему человек без опасных последствий употребляет в пищу белки в виде мяса, рыбы, яиц, а вводить белки сразу в кровь для питания больных ни в коем случае нельзя?

С4. Какие биотические факторы могут привести к сокращению попу­ляции зайцев?

С5. Чем отличаются ферменты от неорганических катализаторов?

С6. При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью и черных морских свинок с мохнатой шерстью получено потомство; 25% черных гладких, 25% белых мохнатых, 25% черных мохна­тых и 25% белых гладких. Определите генотипы родителей, по­томства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть — ре­цессивные признаки.

ОТВЕТЫ ВАРИАНТА №4

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.