Вирусы в отличии от бактерий имеют клеточную стенку адаптируются к среде

Тестова работа в формате ЕГЭ (2017) по теме "Строение клетки" с ответами

1. Вы­бе­ри­те ор­га­но­и­ды клет­ки, со­дер­жа­щие на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию.

3) ап­па­рат Голь­д­жи

2. Вы­бе­ри­те струк­ту­ры, ха­рак­тер­ные толь­ко для рас­ти­тель­ной клет­ки.

3) кле­точ­ная стен­ка

5) ва­ку­о­ли с кле­точ­ным соком

6) ап­па­рат Голь­д­жи

3. Ви­ру­сы, в от­ли­чие от бак­те­рий,

1) имеют кле­точ­ную стен­ку

2) адап­ти­ру­ют­ся к среде

3) со­сто­ят толь­ко из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты и белка

4) раз­мно­жа­ют­ся ве­ге­та­тив­но

5) не имеют соб­ствен­но­го об­ме­на ве­ществ

6) ведут толь­ко па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни

4. Какие функ­ции вы­пол­ня­ет ком­плекс Голь­д­жи?

1) син­те­зи­ру­ет ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских

2) рас­щеп­ля­ет био­по­ли­ме­ры до мо­но­ме­ров

3) на­кап­ли­ва­ет белки, ли­пи­ды, уг­ле­во­ды, син­те­зи­ро­ван­ные в клет­ке

4) обес­пе­чи­ва­ет упа­ков­ку и вынос ве­ществ из клет­ки

5) окис­ля­ет ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства до не­ор­га­ни­че­ских

6) участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии ли­зо­сом

5. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­но­и­дов яв­ля­ют­ся мем­бран­ны­ми?

6. Какие ве­ще­ства вхо­дят в со­став кле­точ­ной мем­бра­ны?

7. К эу­ка­ри­о­там от­но­сят

1) обык­но­вен­ную амёбу

3) ма­ля­рий­но­го па­ра­зи­та

4) хо­лер­ный виб­ри­он

5) ки­шеч­ную па­лоч­ку

6) вирус им­му­но­де­фи­ци­та че­ло­ве­ка

8. Клет­ки про­ка­ри­от от­ли­ча­ют­ся от кле­ток эу­ка­ри­от

1) на­ли­чи­ем нук­лео­и­да в ци­то­плаз­ме

2) на­ли­чи­ем ри­бо­сом в ци­то­плаз­ме

3) син­те­зом АТФ в ми­то­хон­дри­ях

4) при­сут­стви­ем эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети

5) от­сут­стви­ем мор­фо­ло­ги­че­ски обособ­лен­но­го ядра

6) на­ли­чи­ем впя­чи­ва­ний плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны, вы­пол­ня­ю­щих функ­цию мем­бран­ных ор­га­но­и­дов

9. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ве­ществ можно об­на­ру­жить в ми­то­хон­дри­ях?

4) фер­мен­ты гли­ко­ли­за

5) фер­мен­ты цикла Креб­са

10. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ве­ществ можно об­на­ру­жить в хло­ро­пла­стах?

4) фер­мен­ты цикла Креб­са

11. Вы­бе­ри­те при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие грибы от рас­те­ний.

1) хи­ми­че­ский со­став кле­точ­ной стен­ки

2) не­огра­ни­чен­ный рост

4) спо­соб пи­та­ния

5) раз­мно­же­ние спо­ра­ми

6) на­ли­чие пло­до­вых тел

12. Ка­ки­ми осо­бен­но­стя­ми, в от­ли­чие от жи­вот­ной и гриб­ной, об­ла­да­ет рас­ти­тель­ная клет­ка?

1) об­ра­зу­ет цел­лю­лоз­ную кле­точ­ную стен­ку

2) вклю­ча­ет ри­бо­со­мы

3) об­ла­да­ет спо­соб­но­стью мно­го­крат­но де­лить­ся

4) на­кап­ли­ва­ет пи­та­тель­ные ве­ще­ства

5) со­дер­жит лей­ко­пла­сты

6) не имеет цен­три­о­лей

13. Вы­бе­ри­те три про­цес­са, про­ис­хо­дя­щие на мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­че­ском уров­не жизни.

1) ре­пли­ка­ция ДНК

2) об­ра­зо­ва­ние пер­вич­ной струк­ту­ры белка

14. Ка­ко­вы осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций ми­то­хон­дрий?

1) внут­рен­няя мем­бра­на об­ра­зу­ет граны

2) вхо­дят в со­став ядра

3) син­те­зи­ру­ют соб­ствен­ные белки

4) участ­ву­ют в окис­ле­нии ор­га­ни­че­ских ве­ществ до и

5) обес­пе­чи­ва­ют син­тез глю­ко­зы

6) яв­ля­ют­ся ме­стом син­те­за АТФ

15. Вы­бе­ри­те осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций хло­ро­пла­стов

1) внут­рен­ние мем­бра­ны об­ра­зу­ют кри­сты

2) мно­гие ре­ак­ции про­те­ка­ют в гра­нах

3) в них про­ис­хо­дит син­тез глю­ко­зы

4) яв­ля­ют­ся ме­стом син­те­за ли­пи­дов

5) со­сто­ят из двух раз­ных ча­стиц

6) дву­мем­бран­ные ор­га­но­и­ды

16. Какие из пе­ре­чис­лен­ных функ­ций вы­пол­ня­ет плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на клет­ки? За­пи­ши­те в ответ цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) участ­ву­ет в син­те­зе ли­пи­дов

2) осу­ществ­ля­ет ак­тив­ный транс­порт ве­ществ

3) участ­ву­ет в про­цес­се фа­го­ци­то­за

4) участ­ву­ет в про­цес­се пи­но­ци­то­за

5) яв­ля­ет­ся ме­стом син­те­за мем­бран­ных бел­ков

6) ко­ор­ди­ни­ру­ет про­цесс де­ле­ния клет­ки

17. Ка­ко­вы осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций ри­бо­сом? За­пи­ши­те в ответ цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) имеют одну мем­бра­ну

2) со­сто­ят из мо­ле­кул ДНК

3) рас­щеп­ля­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства

4) со­сто­ят из боль­шой и малой ча­стиц

5) участ­ву­ют в про­цес­се био­син­те­за белка

6) со­сто­ят из РНК и белка

1) внут­рен­ней среды, в ко­то­рой рас­по­ло­же­ны ор­га­но­и­ды

2) син­те­за глю­ко­зы

3) вза­и­мо­свя­зи про­цес­сов об­ме­на ве­ществ

4) окис­ле­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ до не­ор­га­ни­че­ских

5) осу­ществ­ле­ния связи между ор­га­но­и­да­ми клет­ки

1) рас­щеп­ле­нии био­по­ли­ме­ров до мо­но­ме­ров

2) рас­щеп­ле­нии мо­ле­кул глю­ко­зы до пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты

3) окис­ле­нии пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты до уг­ле­кис­ло­го газа и воды

4) за­па­са­нии энер­гии в мо­ле­ку­лах АТФ

5) об­ра­зо­ва­нии воды при уча­стии ат­мо­сфер­но­го кис­ло­ро­да

1) на­ли­чие хло­ро­пла­стов

2) на­ли­чие гли­ко­ка­лик­са

3) спо­соб­ность к фо­то­син­те­зу

4) спо­соб­ность к фа­го­ци­то­зу

5) спо­соб­ность к био­син­те­зу белка

1) со­сто­ит из двух по­ли­нук­лео­тид­ных цепей, за­кру­чен­ных в спи­раль

2) пе­ре­но­сит ин­фор­ма­цию к месту син­те­за белка

3) в ком­плек­се с бел­ка­ми стро­ит тело ри­бо­со­мы

4) спо­соб­на са­мо­удва­и­вать­ся

5) в ком­плек­се с бел­ка­ми об­ра­зу­ет хро­мо­со­мы

2) цен­траль­ная ва­ку­оль

3) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

5) ап­па­рат Голь­д­жи

1) плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на

2) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

1) на­ли­чие хло­ро­пла­стов

2) на­ли­чие гли­ко­ка­лик­са

3) спо­соб­ность к фо­то­син­те­зу

4) спо­соб­ность к фа­го­ци­то­зу

5) спо­соб­ность к био­син­те­зу белка

1) фор­ми­ру­ют ли­зо­со­мы

2) яв­ля­ют­ся дву­мем­бран­ны­ми

3) яв­ля­ют­ся по­лу­ав­то­ном­ны­ми ор­га­но­и­да­ми

4) участ­ву­ют в син­те­зе АТФ

5) об­ра­зу­ют ве­ре­те­но де­ле­ния

1) не де­лят­ся в те­че­ние жизни клет­ки

2) имеют соб­ствен­ный ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал

3) со­дер­жат фер­мен­ты окис­ли­тель­но­го фос­фо­ри­ли­ро­ва­ния

Наиболее распространенными возбудителями инфекции в организме человека являются вирусы и бактериальные клетки. Чем же отличаются вирусы и бактерии?

Вирусы представляют собой наиболее примитивную форму жизни. Они отличаются тем, что у них нет клеточного строения. Из-за этого и возникают споры о том, к живой ли природе относится такое существо, как вирус.

Бактерии являются организмами, которые состоят из одной клетки. По строению она является более примитивной, чем клетка многоклеточных организмов. Так как, в ней нет оформленного ядра.

Характеристика размеров

Бактерии, как правило, составляют 0,0005-0,003 мм в длину. Размеры вируса в среднем составляют не более 0,0003 мм. Среди представителей обеих групп живых организмов могут встречаться как микробы больших размеров, так и меньших. Существуют бактерии, которые могут быть обнаружены невооруженным глазом. Представителем данного феномена может быть Тиомаргарита (Thiomargarita). В природе она обитает на морском дне, размеры ее около 0,75 мм. Даже если у вас нет микроскопа, вы сможете увидеть эту бактерию.

Отличительные особенности строения

Простейший вирус представляет собой ДНК- либо РНК-содержащие молекулы. ДНК либо РНК окружена белковыми молекулами. Вирус посложнее характеризуется тем, что обладает интересным свойством. У него отмечается дополнительная клеточная стенка, а также некоторая ферментативная активность.

Бактерии представляют собой обычную клетку. То, что у них нет ядра, никак не отражается на функциях. Информация, записанная на ДНК, в виде клубочка хранится в цитоплазме. Также имеется клеточная оболочка, на поверхности которой могут быть микроворсинки, капсулы, жгутики. Бактерии содержат и РНК.

Обмен веществ

Бактерии отличаются тем, что они обладают собственным механизмом обмена веществ. Вирусные возбудители же имеют малое количество ферментных веществ, для них не характерен обмен веществ (собственного нет).

Функция размножения

Бактерии же отличаются размножением путем деления. Бактерия не может распадаться на составляющие, а затем собираться обратно.

Таким образом, основные отличия вирусов и бактерий выглядят так:

  1. Вирусные возбудители – это организмы живой природы доклеточного типа, а бактерии отличаются тем, что являются одноклеточными микроорганизмами.
  2. Вирусы размножаются исключительно внутри живых клеток, а бактерии делятся самостоятельно.
  3. Вирусные возбудители характеризуются тем, что имеют в своем составе только одну нуклеиновую кислоту. Бактерии отличаются тем, что имеют в своем составе РНК, ДНК, клеточную мембрану и рибосомы, чего нет у вирусов.

Отличия инфекционных болезней в зависимости от возбудителя

Инфекция, вызванная вирусом, отличается тем, что начало заболевания внезапное, острое, которое в среднем занимает 1-2 дня, после чего следует проявление развернутой клинической картины. К тем признакам, которыми отличается данная инфекция, относятся:

  • 1-2 суток продромального срока (период между инкубационным периодом и разгаром заболевания);
  • выраженные проявления интоксикационного синдрома;
  • выделения слизистого либо водянистого характера;
  • нет локального очага поражения.

К наиболее частым проявлениям вирусного заболевания у человека относятся: высокая температура (лихорадка), озноб, головная боль, боль в горле, кашель, общая слабость.

Бактериальная инфекция отличается тем, что заболевание развивается долго и медленно. Признаками бактериальной инфекции у человека являются:

  • медленное развитие патологии;
  • отсутствие выраженного интоксикационного синдрома;
  • наличие локального очага поражения;
  • наличие выделений гнойной природы (желто-зеленого или желтого цвета).

Бактериальная инфекция может развиваться первично, а может присоединяться к вирусной. Например, развитие первичной пневмонии при гриппе характерно для 1-2 дня развития болезни. При этом характерны сухой кашель, а на третий день болезнь характеризуется тем, что появляется большое количество мокроты кровавого характера. Присоединение бактериальной пневмонии происходит на 6 день и характеризуется тем, что появляется отделение гнойной мокроты.

При гриппе у человека развивается высокая температура, которая держится около 5 дней. Если в последующем снижения нет, то это характерно для присоединения бактериальной инфекции в виде осложнения. Также важно отличать от вирусной инфекции не сопровождающиеся классическими проявлениями бактериальные. К таким инфекциям относят атипичные пневмонии.

Работаю врачом ветеринарной медицины. Увлекаюсь бальными танцами, спортом и йогой. В приоритет ставлю личностное развитие и освоение духовных практик. Любимые темы: ветеринария, биология, строительство, ремонт, путешествия. Табу: юриспруденция, политика, IT-технологии и компьютерные игры.

Название Тесты и задания
Анкор Тесты.docx
Дата 13.09.2018
Размер 92.59 Kb.
Формат файла
Имя файла Тесты.docx
Тип Тесты
#45605
Каталог


  1. Установите соответствие между особенностями организмов и представителями: 1) Вирус иммунодефицита, 2) Кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) Нет клеточной стенки
    Б) Наследственный материал заключён в кольцевой ДНК
    В) Наследственный материал заключён в РНК
    Г) Может иметь жгутик
    Д) Внутриклеточный паразит
    Е) Симбионт человека


  1. Установите соответствие между признаками биологического объекта и объектом, к которому относится данный признак: 1) бактериофаг, 2) кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) состоит из нуклеиновой кислоты и капсида
    Б) клеточная стенка из муреина
    В) вне организма находится в виде кристаллов
    Г) может находиться в симбиозе с человеком
    Д) имеет рибосомы
    Е) имеет хвостовой канал


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Доклеточные формы жизни изучает наука
    1) вирусология
    2) микология
    3) бактериология
    4) гистология


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирус СПИДа поражает в крови человека
    1) эритроциты
    2) тромбоциты
    3) лимфоциты
    4) кровяные пластинки


  1. Выберите три варианта. Вирусы, в отличие от бактерий
    1) имеют клеточную стенку
    2) адаптируются к среде
    3) состоят только из нуклеиновой кислоты и белка
    4) размножаются вегетативно
    5) не имеют собственного обмена веществ
    6) ведут только паразитический образ жизни


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Клетки каких организмов поражаются бактериофагом?
    1) лишайников
    2) грибов
    3) прокариот
    4) простейших


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирус иммунодефицита поражает в первую очередь
    1) эритроциты
    2) тромбоциты
    3) фагоциты
    4) лимфоциты


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. В какой среде вирус СПИДа, как правило, погибает
    1) в лимфе
    2) в грудном молоке
    3) в слюне
    4) на воздухе


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирусы обладают такими признаками живого, как
    1) питание
    2) рост
    3) обмен веществ
    4) наследственность


  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Знания о вирусах не согласуются с положениями клеточной теории, так как они
    1) внутриклеточные паразиты
    2) не имеют оформленного ядра
    3) размножаются только в клетках других организмов
    4) не имеют клеточного строения


  1. Установите правильную последовательность стадий размножения ДНКсодержащих вирусов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
    1) выход вируса в окружающую среду
    2) синтез белка вируса в клетке
    3) внедрение ДНК в клетку
    4) синтез ДНК вируса в клетке
    5) прикрепление вируса к клетке


  1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий
    1) имеют неоформленное ядро
    2) размножаются только в других клетках
    3) не имеют мембранных органоидов
    4) осуществляют хемосинтез
    5) способны кристаллизоваться
    6) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой


  1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Вирусы:
    1) не обладают собственным обменом веществ
    2) являются внутриклеточными паразитами
    3) способны размножаться только внутри животных клеток
    4) не содержат нуклеиновых кислот
    5) могут быть уничтожены применением антибиотиков
    6) не способны к самостоятельному синтезу белка


  1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий
    1) имеют клеточное строение
    2) имеют неоформленное ядро
    3) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой
    4) относятся к свободноживущим формам
    5) размножаются только в других клетках
    6) являются неклеточной формой жизни

15) Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен: 1) прокариоты, 2) вирусы.
А) клеточное строение тела
Б) наличие собственного обмена веществ
В) встраивание собственной ДНК в ДНК клетки хозяина
Г) состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки
Д) размножение делением надвое
Е) способность к обратной транскрипции
16) Установите соответствие между характеристиками и природными объектами: 1) вирусы, 2) бактерии. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) только паразитический образ жизни
Б) способность к синтезу белковых молекул
В) образование спор для перенесения неблагоприятных условий среды
Г) отсутствие собственного обмена веществ
Д) наличие клеточной стенки
Е) деление клетки надвое


17) Установите соответствие между функциями и организмами, для которых они характерны. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) имеет оболочку из муреина
Б) является облигатным клеточным паразитом
В) способен к спорообразованию
Г) размножается бинарным делением
Д) состоит из ДНК или РНК и капсида
Е) способен кристаллизоваться


18) Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного природного объекта?
1) характерен хемотрофный тип питания
2) образован нуклеиновой кислотой и белками
3) ведет паразитический образ жизни
4) образует споры при неблагоприятных условиях среды
5) отсутствует собственный обмен веществ
6) образует симбиоз с бактериальной клеткой
Ответы :


  1. 121212

  2. 121221

  3. 1

  4. 3

  5. 356

  6. 3

  7. 4

  8. 4

  9. 4

  10. 4

  11. 53421

  12. 256

  13. 126

  14. 356

  15. 112212

  16. 122122

  17. 212211

  18. 235


перейти в каталог файлов

  • вязание (48)
  • Шитье (27)
  • графика (20)
  • куклы (13)
  • медецина и здоровье (4)
  • С миру по нитки (96)
  • дом и сад (22)

Мышки-Малышки 1. Автору Ирине Чернявской (Лиленкова) особая благодарность за такую красоту. .

Девушка - лиса. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17.

Один из способов окраски корзинок из газет. ВИДЕО Один из способов окраски корзинок из газет. .

Еще один вариант по изготовлению силиконовых форм Как сделать силиконовые Молды в домашних усл.

Отличия бактерий и вирусов

Бактерии — микроорганизмы, обычно 1-клеточные, которые имеют неоформленное ядро и более простое строение по сравнению с клетками животных и растений.

Вирусы — соединения белка и нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), способные размножаться только в пораженной клетке.

В среднем бактерии имеют длину в несколько микрометров (1 мкм = 0.001 мм = 10−6 м ), поэтому они видны в световой микроскоп. Минимальный объект, который можно различить в световой микрокоп, равен 1 мкм, поэтому на микробиологии на 2-м курсе студенты сидят с микроскопами, окрашивают препараты и ищут в них бактерии.

Вирусы намного меньше бактерий и имеют размеры от 0.02 мкм до 0.3 мкм. В световой микроскоп они не видны, поэтому изучаются с помощью электронного микроскопа.

Любопытно, что самые крупные вирусы (например, вирус коровьей оспы — 0.3 мкм) крупнее самых мелких бактерий (микоплазмы — 0,1–0,15 мкм; меньше быть не может, потому что нужные молекулы не поместятся в клетку). Самые крупные бактерии вполне можно увидеть невооруженным глазом. Например, бактерия Тиомаргарита (Thiomargarita namibiensis) достигает размера в 750 мкм (0.75 мм). Бактерия Тиомаргарита была впервые обнаружена на дне моря возле Намибии в 1997 году. Из физики известно, что с 20-25 см можно можно чётко увидеть точку размером 0.05 мм, но для различения объектов друг от друга их размер должен составлять около 0.2 мм.

Бактерии - это настоящие клетки, хотя и примитивные по сравнению с клетками растений и животных. Все бактерии имеют цитоплазму и клеточную облочку с поверхностными структурами (капсулы, жгутики, микроворсинки). Оформленного ядра (т. е. с ядерной мембраной) у бактерий нет, а ДНК в виде клубка просто лежит в цитоплазме. Большинства клеточных органелл тоже нет. Есть только рибосомы (для синтеза белка) и запасные гранулы. Также в клетке находится РНК.

Вирусы — это всегда внутриклеточные паразиты. Они способны размножаться только в чужой клетке, потому что сами состоят только из одного типа нуклеиновой киcлоты (ДНК или РНК, обе сразу не бывает) и белковой или белково-липидной оболочки. Вне живых клеток вирусы неактивны.


Строение ВИЧ.
Обратная транскриптаза служит для синтеза ДНК по образцу РНК.

Поскольку бактерии — клетки, они имеют собственный обмен веществ и живут полноценной жизнью, растут, ходят в кино, женятся, размножаются делением пополам. Бактерии способны расщеплять углеводы и другие вещества.

Вирусы собственного обмена веществ не имеют. Они внедряются в клетку (не в любую, а только куда смогут попасть с помощью клеточных рецепторов) и заставляют ее изготавливать копии вируса. Как на настоящем заводе, идет производство копий нуклеиновой кислоты и копий вирусных белков, из которых в конце собирается новая вирусная частица. В каждой клетке образуется от нескольких десятков до нескольких тысяч копий вируса. При этом клетка чаще всего гибнет из-за прекращения продукции собственных белков, накопления токсических вирусных компонентов и повреждения клеточных лизосом. Реже клетка остается жить, а нуклеиновая кислота вируса просто встраивается в ее геном, иногда активизируясь, например, у герпетической или ВИЧ-инфекции. Иногда вирус вызывает хроническое персистирующее (англ. persist — упорствовать) течение без гибели клеток, особенно у больных с иммунодефицитами; пример — вирусы гепатита B и C.

Вирусы неплохо устроились: они поражают любые клетки — человека, животных, растений, грибов и бактерий. Вирусы, поражающие бактерии, назваются бактериофагами. На греческом “фаго” — глотаю, поэтому “бактериофаг” можно перевести как “пожиратель бактерий“. А слово “саркофаг” означает “пожиратель мяса“. В аптеках иногда продается “Стафилококовый бактериофаг”. Теперь точно будете знать, для чего он.


Стафилококовый бактериофаг.
Биологическое оружие для стафилококка.


Отличия вирусных и бактериальных инфекций

1) Гнойный характер большинства бактериальных инфекций.

Для бактериальных инфекций характерно наличие гнойных (обычно желтых или желто-зелеватых) выделений, однако есть исключения (о них ниже). При вирусных инфекциях без присоединения бактериальной флоры выделения имеют серозный (водянистый) или слизистый характер.

Бактериальная инфекция может возникнуть как первично, так и присоединиться к вирусной инфекции, поскольку вирусы подавляют иммунитет. Например, первичная гриппозная пневмония возникает на 1-2-е сутки гриппа, при этом кашель в начале сухой, а с 3-го дня выделяется большое количество кровавой мокроты. Вторичная постгриппозная (бактериальная) пневмония чаще присоединяется к гриппу через 6 суток (и более), а выделяемая мокрота — гнойная.

Известно, что высокая температура при гриппе длится не более 5 дней. Если она не снижается, это или обусловлено начавшимся осложнением (пневмония, синусит, бронхит, отит, миокардит), или же заболевание изначально не являлось гриппом. В обоих случаях нужно тщательно подумать о лечении.

Выделение гноя всегда свидетельствует о бактериальной или смешанной (бактериально-вирусной) инфекции, но обратное утверждение ошибочно. Помимо вирусных, есть ряд бактериальных инфекций, при которых гной почти не образуется. Сюда можно включить, например, атипичные пневмонии. К атипичным пневмониям относят микоплазменную, хламидийную, легионеллезную и вирусные пневмонии. Сам термин появился еще в 40-е годы прошлого века для обозначения пневмоний, при которых не удавалось выделить возбудителя, а лечение пенициллинами и сульфаниламидами было неэффективным. Для лечения атипичных пневмоний невирусного происхождения применяют другие антибиотики: макролиды, фторхинолоны и тетрациклины.

Нужно упомянуть и про туберкулез. Палочка Коха является бактерией, но необычной. Она делится значительно реже других бактерий, поэтому заболевание протекает медленно. При туберкулезе легких, в отличие от типичной бактериальной пневмонии, хрипы и крепитацию выслушать не удастся. В диагностике туберкулеза легких первоочередное значение имеет рентгенография, поэтому говорят, что при этом заболевании “ничего не слышно, но много видно“. Как правило, мокрота при туберкулезе имеет слизистый характер, в ней могут быть прожилки крови.


2) Результаты некоторых анализов.

Большинство инфекций протекает с изменениями в общем анализе крови (т.е. в периферической крови). Увеличивается СОЭ (скорость оседания эритроцитов, раньше — РОЭ). В норме СОЭ равна 1-10 мм у мужчин и 2-15 мм у женщин. Это очень неспецифичный показатель, поэтому обычно он используется как индикатор общего неблагополучия и для оценки динамики болезни (эффективно ли лечение).

Помимо СОЭ, в крови повышается число лейкоцитов (лейкоцитоз). Нужно заметить, что при тяжелых инфекциях возможно снижение числа лейкоцитов (лейкопения). В норме в крови от 4 до 9 млрд лейкоцитов на литр (4-9 × 109/ л). Лейкоциты — это общее название гранулоцитов (нейтрофилы, эозинофилы и базофилы) и агранулоцитов (моноциты и лимфоциты). Гранулоциты получили свое название из-за наличия гранул в цитоплазме. Агранулоциты гранул не имеют (частица а означает отрицание).


Этапы развития гранулоцитов.

При гнойных бактериальных инфекциях наблюдается выраженный лейкоцитоз (≥ 25-30 × 109/ л), при этом общее число лейкоцитов увеличивается преимущественно за счет нейтрофилов (нейтрофилия). В норме:
юные нейтрофилы (метамиелоциты) — 0 %,
палочкоядерные нейтрофилы — 1-6% (это молодые формы),
сегментоядерные нейтрофилы — 47-72 % (зрелые формы).

В состав гноя входит большое количество погибших нейтрофилов, которые, не жалея себя, массово бросаются на борьбу с гноеродными бактериями (стафилококки, стрептококки и др.). Первыми вступают в бой с бактериями “кадровые военные” (сегментоядерные нейтрофилы). Погибая, они выделяют цитокины (специальные вещества, которые служат для связи с другими клетками иммунной системы; “цитос” - клетка, “кин” - движение). Под действием потока цитокинов вся иммунная система переводится в “боевую готовность” и объявляется “мобилизация” защитных сил. Костный мозг перераспределяет имеющиеся под его управлением нейтрофилы и, как настоящий военкомат, срочно организует образование и “обучение” “молодого пополнения”, которое выходит в кровь и устремляется на фронт к гнойному очагу.

Костный мозг быстро увеличивает образование необходимых подразделений лейкоцитов. При тяжелой инфекции из-за дефицита опытных “кадров” (сегментоядерных нейтрофилов) в “бой” идет даже слабо обученное молодое поколение (см. рисунок). Если расположить лейкоциты в горизонтальный ряд по степени увеличения зрелости, то будет наблюдаться так называемый сдвиг лейкоцитарной формулы влево. Другими словами, если в периферической крови замечены метамиелоциты и особенно миелоциты, нужно бить тревогу: иммунная система работает на пределе возможностей.

Для справки: сдвигом вправо называют преобладание старых (сегментоядерных) форм нейтрофилов при сниженном количестве палочкоядерных.

При вирусных заболеваниях картина крови выглядит иначе. Бывает лейкопения. Рост числа лейкоцитов обычно не такой значительный (т.е. лейкоцитоз умеренный), причем происходит за счет других разновидностей лейкоцитов: моноцитов (в норме 3-12%) и/или лимфоцитов (18-40%). Лимфоциты отвечают за реакции клеточного иммунитета (Т-лимфоциты) и образование антител (потомки B-лимфоцитов). Моноциты в будущем превращаются в макрофаги (”большие поедатели”). Микрофагами считаются нейтрофилы.

Лимфоцитоз и/или моноцитоз в показателях общего анализа крови характерны для:
вирусных и грибковых инфекций,
поражения простейшими (малярийный плазмодий, токсоплазмы и др.)
некоторых бактериальных инфекций (туберкулез, сифилис, бруцеллез).

Как вы могли заместить, нейтрофилов в крови больше, чем лимфоцитов, но это только у взрослых и у новорожденных. После рождения ребенок сталкивается с чужеродным миром злобных микробов, поэтому его иммунная система тренируется их распознавать и уничтожать. Первые месяцы после рождения выручают материнские антитела, но затем нужно продуцировать собственные. Иммунная система ребенка интенсивно учится, поэтому число лимфоцитов начинает быстро расти, и в возрасте 4 дня от рождения происходит первый физиологический перекрест лейкоцитов (число лимфоцитов = числу нейтрофилов). Второй (обратный) перекрест наблюдается в возрасте примерно 4 года. А дальше кровь по составу постепенно начинает приближаться к крови взрослого человека.


Содержание нейтрофилов (1) и лимфоцитов (2)
у маленьких детей в общем анализе крови (в %).

Вспоминается вопрос из неврологии. Как отличить туберкулезный менингит от вирусного по анализу спинномозговой жидкости? Результаты действительно очень похожи, но при вирусном менингите уровень сахара в норме, а при туберкулезном — снижается. Если вспомнить, что в отличие от вирусов у бактерий есть собственный обмен веществ, все становится понятным. Вирусам сахар абсолютно не нужен, они ведут здоровый образ жизни.


3) Особенности лечения.

Бактериальные инфекции лечат с помощью антибиотиков. На вирусы антибиотики не действуют, именно поэтому применение антибиотиков при ОРВИ и гриппе не приносит пользы. Использование антибиотиков без соответствующих показаний способствует формированию устойчивых бактерий. Кроме этого, антибиотики частенько вызывают побочные эффекты, в том числе дисбактериоз — нарушение качественного и количественного состава микрофлоры. Нормальная микрофлора мешает патогенным бактериям закрепиться на коже и слизистых, тем самым защищая нас от инфекций. Бесконтрольный прием антибиотиков разрушает эту естественную защиту. Возникает порочный круг: инфекция → антибиотик → дисбактериоз → инфекция.

Так почему педиатры так любят назначать антибиотики при простудах? По трем причинам.
Чтобы перестраховаться, на всякий случай, считая, что для маленького ребенка антибиотики — меньшее зло.
Потворствуя желаниям родителей, которые считают, что если врач не назначил антибиотик, значит, вообще не назначил лечение и относится к работе спустя рукава. А раз так, то нужно накатать жалобу на “врача-убийцу”, пока он не покалечил других.
Иногда врачам банально не хватает знаний (причин здесь может быть много).

На все вирусы действует интерферон. Интерферон вырабатывается в организме человека и бывает 3 типов (α, β, γ). Интерфероны продаются в аптеках в виде мазей, свечей, таблеток, порошка в ампулах и применяются при гриппе, ОРВИ, вирусных гепатитах B и С, для комплексного лечения вирусных инфекций новорожденных и беременных.

Есть химиопрепараты, действующие на разные типы вирусов. Например, ацикловир действует на герпес-вирусы, озельтамивир — на вирус гриппа, а азидотимидин — на ВИЧ. К большинству препаратов у вирусов может формироваться устойчивость, так же, как у бактерий к антибактериальным препаратам.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.