Вирусы в художественной литературе




В центре сюжета романа — бывший доставщик пиццы Хиро, который некогда стоял у создания Метавселенной. Он возвращается в виртуальный мир, чтобы заработать деньги. Но, навещая старых знакомых, обнаруживает распространение сетевого вируса, который опасен не только внутри системы, но и в реальном мире, и из-за него уже гибнут люди по всему миру.

Пожалуй, из всех фантастов, касавшихся этой темы, Стивенсон придумал одну из самых оригинальных эпидемий. Его нейролингвистический вирус, оказывается связан с древней погибшей культурой и работой человеческого сознания — его природу и исследует в своем романе фантаст, попутно рассказывая увлекательную историю.



Важную роль в сюжете играет ДНК-модифицированный супервирус, созданный в Грузии. Он шокирующе быстро распространяется по всему миру, не имеет аналогов и не поддается никаким вакцинам. Что интереснее, его появление — отнюдь не случайно, и Вадим Панов демонстрирует, что вирусы вполне могут служить опаснейшим оружием в руках злонамеренных людей.


Роман любопытно обыгрывает тему эпидемии, изображая события как до пандемии, так и после. Сюжет живописно рассказывает, как целые страны и континенты погружались во мрак эпидемии, как редкие счастливчики смогли спастись — например, отгородившись от всего остального мира.

После вымирания 99% человечества вирус сошел на нет, но и выжившим не позавидуешь. Нет электричества, лекарств или запасов хорошего продовольствия. Любая царапина может привести к смерти. Меж тем среди выживших зарождается новый религиозный культ. В центре сюжета оказалась театральная группа, которая спустя двадцать лет после катастрофы старается сохранить остатки прежней культуры. И автор стремится показать, что даже в постапокалиптическом будущем нельзя недооценивать силу искусства.


В романе Джо Харта вирус играет не такую большую роль, но только потому, что действие самого романа разворачивается спустя двадцать пять лет после эпидемии, когда мир уже думает не о том, как эпидемию пережить, а о том, как быть дальше.

Собственно говоря, причины и не волнуют Харта. Куда больше его интересуют последствия, ведь без женщин человечество обречено на неминуемое вымирание, и Харт пытается найти ответы на вопросы, на что готовы пойти люди, на что готовы пойти власть предержащие, чтобы сохранить и продолжить человеческий род в сложившихся условиях.


После того как эпидемиологи начинают предпринимать попытки остановить распространение эпидемии, они начинают приходить к выводу, что кто-то вывел вирус в лабораторных условиях и намеренно выпустил на свободу. Автор очень подробно описывает распространение вируса и фокусирует сюжет на борьбе ученых против него.


Читая новостные сайты и посты в социальных сетях, наблюдая да и участвуя (почему нет) в ажиотажной скупке продуктов и иных припасов, в конце концов просто тревожно оглядываясь на покашливающих прохожих, легко почувствовать себя персонажем крупномасштабного голливудского блокбастера.

А приметы новых дней: удаленка, самоизоляция, опустевшие улицы мегаполисов и карантин с проверкой на дорогах — еще недавно казались всего лишь атрибутами фантастических романов.

Действительно, прозорливые и наблюдательные писатели-фантасты, обладающие к тому же хорошим воображением, в деталях описали множество самых разнообразных сценариев столкновения человечества с вирусами, эпидемиями и прочими глобальными неприятностями.

Вот некоторые из этих сценариев.



Один из выживших, бывший университетский профессор Джеймс Смит красочно и не скупясь на подробности рассказывает внукам о том, как пришел конец прежнему миру, а на смену цивилизации городов вновь пришли племена дикарей и то, что в учебниках называлось общинно-родовом строем. Старик не слишком огорчен таким развитием событий. Он сравнивает цивилизацию с быстротечным дымом, которому суждено развеяться и исчезнуть, и с той же силой убежден, что пройдет время и цивилизация возродится, вновь будут открыты алфавит и порох. И вновь люди будут плодиться и воевать, повторяя старые истины и старую ложь.


Не только человек способен стать жертвой эпидемии. В романе британского прозаика Джона Кристофера болезнь угрожает не людям, а растениям. Вирус, который согласно книге вырвался из китайской (sic!) лаборатории, сначала атакует посевы риса, а затем мутирует и распространяется на другие злаковые растения. Результат — экологическая катастрофа и глобальный голод, бегство жителей из мегаполисов и прочие ужасы обычного горожанина, привыкшего покупать еду в магазине, а не выращивать на поле или в огороде.


Роман, впоследствии многократно экранизированный, был издан в Советском Союзе в переводе Аркадия Стругацкого. Правда, с небольшими изъятиями — в частности, из текста исчезло упоминание о том, что триффиды были выведены в СССР как источник ценных масел. При этом опытами на экспериментальной станции руководил сам Трофим Лысенко.


Предотвратить эпидемию можно, если доставить лекарство из Лос-Анджелеса в Бостон, преодолеть ту самую Долину проклятий. А единственный, кто на это способен, не благородный герой, а преступник и отъявленный негодяй Таннер по прозвищу Черт. И как показывает путешествие, иногда обстоятельства не оставляют иного выбора, кроме как стать героем поневоле.


Под знаменем разоблачений ужасов американской военщины книга была необыкновенно быстро переведена и опубликована на русском языке.

Роман Крайтона — тот довольно редкий случай, когда наука отображается не как угроза привычному порядку вещей, а как действенный инструмент разрешения кризисов.


Два небольших рассказа демонстрируют, сколь сильно микроскопические организмы, естественные и рукотворные, могут повлиять на судьбу Homo sapiens.

Вскоре он открывает вирус СПИЧа (синдром приобретенной избыточной человечности), передающийся через кровь. Выясняется, что этот вирус манипулирует своими носителями, побуждая становиться донорами крови. А доноры переносят свою доброту в другие сферы общественной жизни: делают пожертвования на благотворительность, становятся активистами Гринписа… Ученый решает не афишировать свое открытие, чтобы пандемия вируса альтруизма преобразила человечество и сделала его лучше.


Конечно, это притча — что подчеркивается нарочитым отсутствием в романе имен и названий. И усиливается грубой физиологичностью описаний, вызывающей телесностью образов и сцен. Сарамаго напоминает, что не эпидемии или научные эксперименты угрожают цивилизации — а безразличие. Общество, утратившее способность различать предметы материального мира и различать понятия мира нематериального. Общество, в котором стерлись различия — до степени смешения — между добром и злом, обречено деградировать и исчезнуть.


Действие книги происходит в стремительно приближающемся к нам 2021 году. Загадочная болезнь привела к поголовному мужскому бесплодию. Последний ребенок был рожден в 1995 году, и с тех пор ни один человек не появился больше на свет. Мир лишился детей, распалась связь времен. И этот распад явлен читателю в максимально эффектной форме.


Сюжет стартует с желания Коростеля помочь планете Земля, покончить с обществом потребления и вывести новую породу людей, получше прежних. Для реализации таких устремлений всего-то и надо, что устроить небольшой рукотворный апокалипсис и выпустить на свободу вирус, способный уничтожить все прежнее человечество, то есть нас с вами.

Произведение увлекательное, жутковатое и запоминающееся. А для тех, кто знает Этвуд исключительно по сериалу, — еще и крайне неожиданное.


И снова человечество в опасности! Земля должна пройти сквозь облако ядовитого космического эфира, способного погубить все живое. Профессор и его друзья запасаются кислородом и пережидают опасность в надежном месте. А затем отправляются в опустевший Лондон, зрелище которого похоже, должно быть, на виды сегодняшнего мегаполиса. Вскоре Челленджер выясняет, что яд никого не убил, а лишь вызвал у своих жертв временную каталепсию. Пробудившиеся люди вернулись к прерванным занятиям и даже не помнили ничего о произошедшем.

Скорое забвение — такова судьба всех несостоявшихся катастроф.

Подборка лучших литературных произведений, где любовь сплетается с неизбежной смертью, а чудовищная эпидемия служит лишь фоном человеческих страстей.

Похожие




Дневник чумного года


Страшные события о перевозе трупов, общих могилах и поглощающем страхе быстро сменяются равнодушием рассказчика, который скрупулёзно перечисляет факты, количество заражённых и прослеживает распространение заболевания по городу. Книга также изобилует сносками о жизни Англии во времена правления Карла II и биографическими данными самого автора.

Охотники за микробами


Первопроходец в научпопе Поль де Крюи посвятил свою книгу микробиологам и их профессиональным открытиям, которые повлияли на становление современной медицины. Примечательно, что книга, написанная в 1926 году, всё ещё способна погрузить неискушённого читателя в увлекательный мир исследований, перевернувших сознания миллионов.

Благодаря сюжету вы познакомитесь с нидерландским конструктором микроскопов Левенгуком, немецким микробиологом Кохом, который открыл бациллу сибирской язвы и туберкулёзную палочку, основоположником химиотерапии Паулем Эрлихом и другими деятелями медицины и науки.

Узорный покров


Сюжет романа пронизан душевными терзаниями главной героини, которая будучи замужней влюбляется в другого. Желая освободиться от брака, она осознает, что её любимый не нуждается в ней. Обременённая тяжёлой ношей, она отправляется с мужем-бактериологом в Китай, где бушует холера.

В новом месте, несмотря на сотни заражённых, она обретает новую жизнь и постепенно обменивает легкомыслие на смирение. Путешествие, которое в самом начале казалось ей невыносимым, становится внутренним перерождением.

Вирусы. Драйверы эволюции. Друзья или враги?


Что может быть лучше, чем изучение вируса во время разгара новой пандемии? К тому же автор произведения Майкл Кордингли предлагает нам взглянуть на ситуацию под другим углом и узнать, как вирусы адаптируются в нашем организме, выстраивают собственную систему правления и создают опасные заболевания, на которые не действуют лекарства.

Если пришла пора взглянуть страху в глаза, то вооружайтесь этой книгой и погружайтесь в микромир опасных вирусов, предварительно изучив основы биологии.


Сюжет, созданный Альбером Камю, повествует о чуме в Алжире. Страшная эпидемия пожирает население, а главный герой — доктор Риэ — опирается на сухую рациональность в период хаоса и страданий. Другие персонажи, обладающие внутренней верой и смирением, лишь усиливают строгий образ доктора.

Многогранность книги позволяет читателю рассмотреть эпидемию чумы не в качестве страшного заболевания, а художественного образа, где добро сталкивается со злом, материализм со спиритуализмом, а внутренний конфликт приобретает облик внешнего мира.

Обручённые


Труд итальянского писателя Алессандро Мадзони изучается на его родине в качестве обязательного аспекта школьной программы, но совершенно несправедливо обходит международного читателя.

Любовь во время чумы


Хувеналь Урбино мечтает спасти испанские колонии от холеры и, в отличие от возлюбленного главной героини, напрочь лишён романтических стремлений. Вся его жизнь посвящена врачебному делу. Пока сотни людей умирают от страшной эпидемии, главная героиня терзается в сомнениях, а её возлюбленный утопает в одержимости, которая не пропадает даже спустя десятилетия.

Слепота


Единственной зрячей оказывается жена одного из больных. Она притворяется слепой, чтобы не разлучаться со своим супругом и видит ужасы новой реальности. Несмотря на фантастичный сюжет, работа Сарамаго больше похожа на философский трактат об ужасах человеческой жизни, напрочь лишённой света.

Волшебная гора


Знаменитая книга немецкого писателя Томаса Манна рассказывает о роскошном туберкулёзном санатории в Швейцарских горах, куда съезжаются люди всех мастей и возрастов. Главный герой, посещая двоюродного брата, поселяется там и совсем не замечает, как втягивается в пучину размеренной жизни, которую может прервать лишь смерть постояльцев.

Произведение было не раз отмечено критиками, потому что помимо интересного сюжета оно представляет собой литературный памятник Европы, стоящей на пороге войны. Кроме того, Манн исследовал в книге феномен танатоса — влечения к смерти, введённого Фрейдом.

Алая чума


Роман Джека Лондона пропитан чувством безнадёжности и неизбежного присутствия смерти, которая плетётся у ног. Вовлекаясь в книгу, читатель всё больше задается вопросами о связи жизни и смерти, губительной силе человечества и возможном воссоединении с утерянным балансом.


Вирус, поражающий страну за страной, эпидемия, паника, введение карантина – это не хроника последних недель, а один из самых ходовых сюжетов в литературе последнего столетия. Пиши.про расскажет о том, как написать книгупро эпидемии и научит, как их писать.

Текст: Елизавета Васильева

Остросюжетная история эпидемии в литературе

Однако птичий грипп, лихорадка Эбола, атипичная пневмония, случившиеся с землянами в последние двадцать лет, подкинули дровишек в топку писательской фантазии – оказалось, что вирусы – тема актуальная, интересная не только своими потенциальными последствиями (привет пост-апу), но и сами по себе. Так появились романы, собственно про вирус и вокруг него, этакие pandemia-novel, вполне себе остросюжетные триллеры, подчас с претензией на психологичность – романы, прочно и надежно удерживающие читательского внимание.

В чем польза пандемии для писателя

Эпидемия как завязка романа дает возможность создания еще одного типа конфликта – этического: выбор между чувством и долгом. Протагонист оказывается в мире, в котором не действуют старые законы, но пытается сохранить человечность в нечеловеческих условиях. Или не пытается. По выбору автора.

Завязка для романа о вирусе – отдельная тема для обсуждения, поскольку сама по себе (тема масштабной эпидемии) является завязкой. Автору не нужно насиловать фантазию и выдумывать необычные повороты сюжета, способные привлечь читательское внимание: вирус, прошедшийся по планете, способен заинтересовать фактически любого читателя, и теперь уже не только тех, кто падок на фантастику. Эпидемия как завязка для романа вышла за рамки фантастического канона. Теперь это часть мировой истории, и к ней смело могут обращаться авторы, работающие в реалистической традиции.

Виды романов про эпидемию

Условно романы про пандемию можно классифицировать, разделить на несколько типов. Понятное дело, что вариативность сюжетов неограниченна, и прямо сейчас, возможно, из типографии едет совершенно новый роман про страшную болезнь, поворачивающий эту тему неожиданной гранью. Но мы будем оперировать тем, материалом, который уже есть:

Как правило, в традиционном pandemia-novel находят воплощение несколько повторяющихся идей:

  • Крах цивилизации.
  • Цивилизованный мир был прекрасен, а мы его не ценили и потеряли.
  • Эпидемия – наказание за злодеяния человечества
  • Эпидемия – проявление иррационального зла.
  • Эпидемия – механизм уничтожения человечества, насилующего планету.
  • Люди способны в нечеловеческих условиях проявлять человечность.
  • Наоборот: люди без оков цивилизации превращаются в животных.
  • Сильная личность способна преодолеть любые испытания и выжить где бы то ни было.
  • Наоборот: никто не выживет, как не старайся (привет Камю).
  • Спасение в единении.

Как правило, в романе несколько конфликтов: масштабный, глобальный конфликт, изображающий противостояние человечества и неуправляемых сил рока, а также ряд локальных конфликтов, показывающих людей, пытающихся выжить в новой обстановке. Для масштабного конфликта в романе про эпидемию характерны трагический пафос и мотив обреченности.

Особенность локальных, чаще всего межличностных конфликтов определяется спецификой изменившегося мира и новых условий, в которых приходится жить героям. При этом здесь могут быть реализованы самые традиционные конфликты: любовные, конфликт поколений, борьба добра со злом, чувства и долга. Именно на преодолении локальных конфликтов и будет держаться основное действие, а герои постепенно будут двигаться к развязке сквозь эпидемиологический антураж.

Даже если герой не был сильной личностью в начале повествования, он должен ею стать в процессе своего путешествия, или хотя бы к финалу начать выказывать черты волевого, мудрого, мужественного, отважного, решительного человека, который способен преодолеть свалившиеся на него тяготы. А еще лучше – привести мир, лежащий в руинах, к подлинному спасению.

Что бы ни произошло с миром, главные герои, даже находясь в депрессии депрессивной, должны выживать. Именно их выживание в условиях, в которых остальным это не удается, составляет основной читательский интерес. Мир рушится, а герой — нате вот, живет. И как это вышло? И как ему теперь приходится? Ведь он как-то существует, цепляется за земное, привычное. Страдает по утраченному миру, но справляется. Или нет. Какой бы вариант не выбрал писатель, именно борьба героя за место под солнцем будет двигать сюжет романа.

Пара слов про финал, который, как в любом, романе обязательно должен быть – куда же без него. Он может быть счастливым, а может, нет. На усмотрение автора.

Эпидемия — прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, и способное стать источником чрезвычайной ситуации.


Рейтинг: 8.0






Рейтинг: 8.1






Рейтинг: 8.1






Рейтинг: 8.0






Уильям Сомерсет Моэм

Рейтинг: 8.3






Рейтинг: 8.0






Рейтинг: 8.5






Габриэль Гарсиа Маркес

Рейтинг: 8.2






Рейтинг: 7.8





Болезнью, которая передается через зеркала и книги.


Настоящая классика зомби-апокалипсиса, сага про вирус, который умертвил почти всю планету и заставил кучку выживших бороться за свое место под солнцем. Книга выгодно отличается от сериала тем, что не повторяет сюжет, весьма красочно оформлена и сделана в удобном формате – 8 томов в 1, с плавными переходами от одного к другому: читать очень интересно, накал страстей растет с каждой страницей, а атмосферные иллюстрации дополнят ваши ощущения.


Зубодробительная научная фантастика, которая захватывает с первых страниц. На дне Северного Ледовитого океана обнаруживается запечатанная подводная лодка без опознавательных знаков, с доказательствами странного научного эксперимента; в Кении вспыхивает смертельная эпидемия, не похожая ни на что другое, явно лабораторного происхождения; в Берлине, в гостиничном номере, известный ученый и изобретатель просыпается с полным отсутствием воспоминаний и трупом сотрудника международной фармацевтической кампании. Вам уже интересно?

Что пишут рецензенты: качественное издание в суперобложке, с почти семью сотням страниц. Риддл пишет очень захватывающе – эта книга уже стала бестселлером в западных странах, и вот теперь издательство АСТ постаралось на славу, сделав шикарное издание с белыми листами, четким шрифтом и красочными иллюстрациями. Общий рейтинг – 10 из 10.


Что пишут рецензенты: одно из самых значимый произведений Кинга, грандиозный по масштабу постапокалиптический роман в 1300 страниц. Если вас не отпугивает эпос подобных размеров – можете смело приступать, так как вы не будете разочарованы, ведь маэстро вложил сюда львиную долю своего таланта. И да, не стоит сравнивать книгу с бездарной экранизацией – она гораздо глубже и затрагивает очень много тем: от религиозных до психологии и политики.


Что пишут рецензенты: оригинальный и динамичный сюжет, нестандартные повороты событий. Один из рецензентов отмечает богатый язык писательницы, пишет, что с ней может сравниться не всякий русскоязычный автор. Читается на одном дыхании, в напряжении держит атмосфера разгорающейся эпидемии и суть человеческой жестокости в момент опасности.



Смертельный вирус, который разрывает людские тела на куски, потрясает всю планету. Отец главной героини, известный генетик, который подарил миру надежду на создание вакцины, был похищен секретной организацией. Спустя некоторое время на пороге несчастной дочери появляется агент этой организации, и девочка готовится к смерти, но оказывается, что агент пришел за помощью и принес страшные вести. Отец убит, а ему удалось бежать с единственным экземпляром вакцины, и теперь необходимо как-то размножить ее.

Что пишут рецензенты: за исключением первых двух рецензий, с которыми вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке ниже, к данной книге написано два десятка отзывов, которых поразил вирус. Вирус любви, обожания и признания автору – до того хорошо написана книга. Однозначно советуют всем любителям триллеров и научной фантастики, и не советуют читать на ночь – можно увлечься, встретить рассвет утром и забыть поспать.



Что пишут рецензенты: отличный сплав мистического триллера с киберпанком о смерти по интернету и стилизацией под обычный форум, с нотками детективной истории. Само издание в твердом переплете, с белыми, чуть прозрачными листами и четким шрифтом.


Что пишут рецензенты: книга в соавторстве, где папа прописал характеры персонажей, а его сын все остальное. Кто-то считает, что из-за этого книга получилась слабее, кто-то прочитывает ее за три дня, и только в одном все сходятся: это максимально феминистский роман. Идеальный выбор для разгневанных дам, которые решили прочитать про то, как тяжело придется мужчинам, если женщины будут спать беспробудным сном из-за странного вируса.


Что пишут рецензенты: довольно-таки сложный повествовательный язык без целикового сюжета, а скорее хроника жизни нескольких людей, связанных общей бедой. Камю пишет очень богатым, легким языком, но, вероятно, некоторых оттолкнет атмосфера общей безысходности и чрезмерные подробности не самых приятных вещей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.