Вирусы проблема 21 века проект


Проблема: Отсутствие данных об угрозе здоровью людей вирусных инфекций (в том числе птичий грипп) в школе, не дает школьникам полной картины об опасности заболевания.
Актуальность темы продиктована необходимостью изучения мер по профилактике гриппа птиц в связи со сложившейся ситуацией в стране. Причинами могут стать миграции диких перелетных птиц.

Скачать:

Вложение Размер
berezhnoy_infektsii.docx 288.79 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно – практическая конференция

Вирусные инфекции XXI века

Человек и его здоровье

Бережной Александр Николаевич

Арефичева Елена Валентиновна

учитель начальных классов

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. История появления вируса птичьего гриппа

    Симптомы и причины птичьего гриппа

    Проблема: Отсутствие данных об угрозе здоровью людей вирусных инфекций (в том числе птичий грипп) в школе, не дает школьникам полной картины об опасности заболевания.
    Актуальность темы продиктована необходимостью изучения мер по профилактике гриппа птиц в связи со сложившейся ситуацией в стране. Причинами могут стать миграции диких перелетных птиц.

    Цель : Выявить, что же такое инфекции XXI века (в частности птичий грипп). Самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены.

    • изучить научную литературу по данной теме;
    • проанализировать данные из средств массовой информации;
    • разработать систему работы в школе по профилактике птичьего гриппа;
    • экспериментально обосновать эффективность разработанной системы;
    • стремиться создавать здоровьесберегающую среду в классе и школе.

    • теоретический анализ научно-медицинской литературы;
    • анкетный опрос учащихся;
    • анализ результатов.

    Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что полученную в ходе исследования информацию можно интерпретировать по разному, ее могут использовать в работе с учащимися разные специалисты: учителя, мед работники, воспитатели детсадов, социальные педагоги.

    Большинство людей считают, что вирусы - это отдельные живые организмы, которые попадая в организм человека начинают быстро размножаться. Но это не так. Вирусы не живые и не могут размножаться. Вирусы - это даже не одноклеточные организмы, а просто обломки ДНК и РНК. Вирусы в сотни раз меньше бактерий и отличаются огромным разнообразием форм.

    Вирусы — это весьма хитрые создания. Они не просто живут в клетках нашего организма, но и способны встраиваться в генетические механизмы, поэтому при делении клетки вирус автоматически передается в следующую клетку. Если мы однажды получили вирус, то сохраняем его на всю оставшуюся жизнь, тем более что вирусы устойчивы практически ко всем лекарственным препаратам.

    В распространении вирусных инфекций важную роль играют условия нашей современной жизни. Много жителей в городах, переезд молодежи в крупные города с заводами из сельской местности, быстрый темп современной жизни, войны приводят к тому, что вирусы поражают прежде всего самую активную, молодую часть населения.

    Вирусы инфицируют животных, растения, человека, бактерии. Как же это происходит? Сначала им надо найти хозяина и запустить в него свой обломочек. Но не все клетки восприимчивы к вирусам (восприимчивы только больные и пораженные клетки). После того, как вирус проник в пораженную клетку, он начинает размножать там свою ДНК. В результате чего клетка погибает и организм начинает болеть. Вирусы являются паразитами, которые целиком и полностью зависят от организма, в котором находятся. Это не живые организмы, а некое среднее звено между живой и неживой материей.

    Вирус бубонной чумы - не единожды провоцировал крупномасштабные эпидемии, в результате которых погибли миллионы людей.

    Стремительное развитие медицины, а также шагнувшие значительно вперед стандарты гигиены, казалось бы, помогли населению земного шара забыть о страшных вирусных эпидемиях, сопровождающих человечество на протяжении всей истории. Однако первые 15 лет нового тысячелетия показали, что свято место пусто не бывает: на смену чуме и тифу пришли новые болезни, многие из которых на данный момент в разы опаснее своих легендарных предшественников.


    ФОТО: Yao Qilin/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

    Войти в новое тысячелетие красиво не получилось: уже в 2002 году на юге Китая вспыхнул тяжелый острый респираторный синдром атипичной пневмонии, получивший название SARS или, в переводе на русский язык, ТОРС. Власти КНР не хотели создавать лишнюю шумиху, поэтому решили скрыть вспышку непонятного серьезного заболевания от мировой общественности. Как показало время, такое решение чуть не привело к катастрофе – болезнь успела распространиться более чем по 30 странам мира. Ситуация осложнялась тем, что ТОРС вызывается неизвестным видом коронавируса, а значит, не воспринимает антибиотики, что существенно осложняет борьбу с симптомами, среди которых боль в горле, кашель, слабость, высокая температура, а также постепенный переход в тяжелую форму пневмонии. Только во время вспышки 2002 – 2003 годов число заболевших составило около 8 тыс. человек со смертностью в 10%. Серьезных мировых последствий удалось избежать, но о ТОРСе никто не забывает, ведь на сегодня надежных и безопасных вакцин от вируса по-прежнему не существует, а значит, он может вернуться.

    В 2007 году в Китае же начала в огромных количествах погибать домашняя птица. После нескольких тестов опасения медиков подтвердились: мир столкнулся с мощной вспышкой заболевания, вызванного высокопатогенным штаммом вируса гриппа H5N1 и получившего название "птичий грипп". Синтез нового для человека антигена, способного размножаться в человеческом организме, образовался за счет того, что на определенных участках территории Китая в близком контакте живут птицы, свиньи и люди. Такое подобие биореактора, где смешивались гены человеческих и птичьих вирусов, и сделало появление нового вида вируса возможным. Птичий грипп оказался чрезвычайно опасным, а почти 60% случаев заражения окончились летальным исходом. Для того, чтобы обезопасить людей от вируса, пришлось уничтожить миллионы птиц по всему миру. В отличие от ТОРСа, вакцину против птичьего гриппа удалось создать, впрочем, ее производством занимаются всего несколько фармацевтических компаний. Это значит, что при новой широкой вспышке болезни вакцины на всех может и не хватить.

    Через два года после вспышки птичьего гриппа население Земли столкнулось с другой разновидностью болезни – снова гриппом, но уже свиным. Очагом заражения стала Мексика, где внезапно выросло число случаев заболевания и смертей. Из Мексики вирус перекинулся на близлежащие территории США, а затем и в десятки других стран мира. Болезнь вызвала настоящую панику, связанную с потреблением свиного мяса. Доводы ученых о том, что вирус не передается через сырое мясо, оказались не очень убедительными – некоторые страны полностью запретили ввоз мяса из очагов заражения, что вызвало серьезные волнения в фермерской среде.

    Несмотря на тот факт, что у взрослого человека это заболевание проходит даже без лечения всего за несколько недель, дети, женщины и пожилые люди находятся в зоне риска: вирус очень коварен и может принимать тяжелые формы в короткие сроки, молниеносно вызывая летальный исход. За период вспышки болезни было зарегистрировано более 400 тыс. случаев заболевания и около 5 тыс. случаев летального исхода. К счастью, от свиного гриппа существуют вакцины как для свиней, так и для людей. К тому же элементарные меры профилактики, такие как санитарная обработка помещений или карантин животных, эффективны и предотвращают новые вспышки заболевания.

    Ближневосточный респираторный синдром, получивший название MERS, появился относительно недавно, в 2012 году, но уже успел наделать шума. Впервые коронавирус MERS обнаружили в Саудовской Аравии, после чего он моментально распространился по странам Ближнего Востока. MERS не так заразен, как многие другие вирусы, но переносится намного тяжелее, а смертность составляет внушительные 30%. Стоит отметить, что за три года полностью побороть вирус не удалось – всего несколько недель назад очередной случай заражения человека MERS закончился летальным исходом, а в Южной Корее 258 человек до сих пор остаются в карантине из-за угрозы заражения. Особенно коварным вирус делает то, что симптомы его наличия возможно отличить от обычной ОРВИ только с помощью лабораторной диагностики.

    К сожалению, на данный момент времени вакцина от MERS находится лишь в стадии разработки, поэтому при поездке в страны Азии, где угроза заражения MERS еще остается, стоит взять с собой профилактические противовирусные препараты с содержанием умифеновира, такие как "Арбидол", "Иммустат", "Арпефлю". Результаты тестовых исследований доказали, что средства с содержанием умифеновира эффективно помогают избежать заражения, а также необходимы для лечения

    Список смертельных вирусов XXI века был бы неполным без, пожалуй, самой резонансной болезни последнего времени – лихорадки Эбола. Среди основных симптомов заболевания – боль в животе, слабость, головная боль, кровотечения из слизистых и сильное обезвоживание. Несмотря на тот факт, что первые вспышки наблюдались в Африке еще в 1970-х, вакцина так и не была разработана из-за редкости заболевания, а следовательно, нецелесообразности исследований. Это привело к тому, что цивилизация оказалась беззащитна перед лихорадкой Эбола новейшего образца – в считанные недели болезнь распространилась по нескольким африканским странам, а число заболевших превысило 25 тыс. человек, половина из которых скончались. К счастью, очаги заражения удалось локализовать и лихорадка не пошла гулять по миру, ограничившись Африкой, не считая редких случаев заражения врачей из Европы и Америки.

    Умудренные горьким опытом, в данный момент сразу несколько стран, включая Россию, активно испытывают вакцину от лихорадки Эбола. Лучшие результаты показала вакцина ученых Техасского университета, которую испытали на обезьянах: по итогам исследований ни у одной особи не был обнаружен вирус, в то время как обезьяны, которым не дали вакцину, скончались. Остается лишь надеяться, что разработка окажется действенной и о смертельном вирусе можно будет забыть раз и навсегда.

    МКОУ Старощербаковская СОШ

    Выполнил: Сальников Тимофей,

    обучающийся 2 класса

    Руководитель: Гребенщикова Т.А.,

    учитель начальных классов

    II .Основная часть 2

    2. Вред гаджетов 3

    А) Вред физическому здоровью 4

    Б) Ухудшение отношений между ребёнком и родителями 4

    В) Зависимость от гаджетов 4

    Г) Детские истерики 5

    Д) Ухудшение сна 5

    Е) Трудности в обучении 5

    Ё) Неумение общаться 5

    Ж) Психические отклонения 6

    З) Детская агрессия 6

    И) Социальная тревожность 6

    3. Польза гаджетов 7

    III . Заключение 7

    Литература и источники Интернета 8

    Перед собой я поставил цель: узнать, что это за вирус и почему он так опасен в наше время для человечества.

    Я наметил план действий и определил следующие задачи:

    2. Изучить важность этой проблемы.

    3. Сделать выводы и дать советы своим сверстникам о том, как противостоять этому вирусу.

    Я провёл соцопрос среди своих одноклассников на наличие у них гаджетов. И вот что я узнал. Из 15 учащихся имеют смартфоны – 7 чел., ноутбуки – 8 чел., планшеты – 11 чел., музыкальные плееры – 4 чел. Следующий был вопрос: Как используют гаджеты? Из опрошенных: 24% используют телефон для общения, 16% - для получения информации, 60% - для развлечения, т.е. играют в различные игры.

    Ситуация складывается на самом деле очень серьёзная: гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда у нас появляется зависимость от гаджетов: социальные сети заменяют личные встречи и общение, СМСки – разговоры и звонки, онлайн-просмотры - походы в кино и театр и т.д. В общем, когда вся реальность переходит в виртуальный, ненастоящий мир, и человеку становится хорошо с телефоном или планшетом, и никто ему больше не нужен!

    В 2007 году учёные заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, нарушениями нервной системы, подавленностью и депрессией.
    В наше время МИР РЕБЕНКА сжался до экрана смартфона, планшета или ноутбука. Мы забыли или просто не знаем, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом, как это делали наши родители. Мы часами сидим, уткнувшись в свой смартфон, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу.

    Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

    Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу. Ничто не может заменить того, что мы получаем от собственного, свободного и независимого мышления, когда исследуем физический мир и сталкиваемся с чем-то новым.

    Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!

    Вы спросите, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, постепенно отмирает.

    Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в Интернете . Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

    Изучив различные источники информации, я узнал чем вредны гаджеты?

    Это вред физическому здоровью

    Ухудшается зрение ребенка, его осанка, может развиваться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел);

    В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца.

    Малоподвижный образ жизни может вызвать ожирение.

    Это ухудшение отношений между ребенком и родителями

    Ученые утверждают, что в период от рождения до двух лет мозг ребенка должен увеличиться в три раза. Новые нейроны образуются быстрее, если ребенок постоянно общается с родителями, слышит их голос. Благодаря этому в будущем помогают ребенку общаться налаживать эмоциональные контакты с другими людьми.

    Дети, которые часами сидят за гаджетами, имеют проблемы с формированием нервных связей в головном мозге. Это плохо влияет на их умении концентрироваться на другом человеке, снижает самооценку.

    Это зависимость от гаджетов

    Замечательное свойство технологий - постоянная возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире . От этого очень трудно отказаться, особенно детям.

    Ведь это так здорово — получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей. Малыши моментально привыкают к этому. В отличие от взрослых, они не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Захотел – получил.

    Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость от гаджетов.

    Это детские истерики

    Планшет очень быстро превращается в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы истерики и негодования . Малыш не может смириться с этим, и всячески демонстрирует свою ярость. Поэтому надо хорошо подумать, давать ли в руки младшим братьям и сёстрам гаджеты?

    Это ухудшение сна

    Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают детскую нервную систему, приводя к трудностям засыпания , к беспокойному сну ночью.

    Это трудности в учебе

    Дети, чрезмерно увлекающиеся гаджетами, хуже учатся. У них ухудшается внимание, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Могут возникать проблемы с памятью, воображением, фантазией.

    Страдает свободный мыслительный процесс, который подменяется готовыми ответами виртуальной реальности. Ребенок не испытывает необходимости самому осмысливать события реальной жизни. Наконец, просто пропадает желание учиться, самому добывать знания.

    Снижается интерес к обучению.

    Это неумение общаться

    При активном использовании смартфонов и планшетов живое общение вытесняется виртуальным. При общении он-лайн не видишь лица человека, его мимики, жестов, поз, которые многое способны сказать об эмоциях. Это не дает возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми.

    Виртуальное общение лишает ребенка возможности увидеть реакцию другого человека, а значит – не дает возможности задуматься о последствиях своих слов и действий.

    Это психические отклонения

    Психологи остерегают, что большое количество времени, проведенное ребенком у планшета или смартфона, способствует психическим расстройствам. У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям.

    Легкодоступная информация в Интернете, не соответствующая возрасту ребенка, может привести к психозу, нарушениям в поведении.

    При общении в социальных сетях есть большая вероятность наткнуться на психически больных людей.

    Это детская агрессия

    Дети, которые не ограничены в пользовании гаджетами, становятся более агрессивными. Ведь компьютерные герои не чувствуют боли и страданий, им не надо сопереживать и сочувствовать.

    Огромное количество игр провоцирует детскую жестокость, уменьшают чувствительность к насилию. Когда на экране кровь течет рекой, начинает казаться, что это нормально. Такое отношение многие дети переносят в реальную жизнь. Они начинают издеваться над сверстниками, избивать более слабых.

    Это социальная тревожность

    Чрезмерное увлечение компьютерными устройствами НЕ дает возможность развивать умение общаться, повышать навыки коммуникации. Это приводит к тому, что дети начинают испытывать тревожность в ситуациях, требующих живого общения. Они не знают, с чего начать разговор, как поддержать беседу, вести себя в обществе других людей. Часто это вызывает страх, неуверенность в себе, нервозность. Дети начинают избегать таких ситуаций, еще более погружаясь в виртуальный мир, где не надо общаться с живым человеком. Получается замкнутый круг.

    Но есть и хорошее в этих устройствах, есть польза от гаджетов. Без них жизнь была бы слишком серой и будничной. Ведь человек всегда стремится к чему-то новому, более совершенному. Во-первых, появилась возможность учиться с помощью различных программ. Во-вторых, быстро и в любом месте, где есть Интернет, можно найти нужную информацию. В-третьих, можно снимать видео и фотографировать с помощью телефона. В-четвертых, это мобильная форма общения.

    Такими помощниками нужно пользоваться очень осторожно! Поэтому сколько времени и как его проводить - решать вам, ваша жизнь в ваших руках. Давайте сделаем первые шаги на пути к сдержанности, самоконтролю, а значит к полноценному здоровью. И в заключении я хочу раздать вам памятки с советами о правильном использовании гаджетов. (Приложение 1)

    Спасибо за внимание!

    Литература и интернет-источники

    Памятка для школьников

    1. Пользуйся планшетом или ноутбуком только сидя за столом!

    2. Располагай экран устройства на 30-40 см от глаз!

    3. Не используй гаджеты во время еды и перед сном!

    4. Не пользуйся телефонами или планшетами при ходьбе или в транспорте!

    5. Ограничивай себя во время игры или просмотра мультфильмов, следи за временем!

    6. Делай перерыв и гимнастику для глаз!

    7. Будь осторожен! В сети можно столкнуться с опасностями (об этом нужно сразу же сообщить родителям)!

    8. Уделяй больше времени спорту и подвижным играм!

    • 16401
    • 12,8
    • 2
    • 5

    Обратите внимание!

    Спонсоры конкурса: Лаборатория биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions и Студия научной графики, анимации и моделирования Visual Science.

    Эволюция и происхождение вирусов

    В 2007 году сотрудники биологического факультета МГУ Л. Нефедова и А. Ким описали, как мог появиться один из видов вирусов — ретровирусы. Они провели сравнительный анализ геномов дрозофилы D. melanogaster и ее эндосимбионта (микроорганизма, живущего внутри дрозофилы) — бактерии Wolbachia pipientis. Полученные данные показали, что эндогенные ретровирусы группы gypsy могли произойти от мобильных элементов генома — ретротранспозонов. Причиной этому стало появление у ретротранспозонов одного нового гена — env, — который и превратил их в вирусы. Этот ген позволяет вирусам передаваться горизонтально, от клетки к клетке и от носителя к носителю, чего ретротранспозоны делать не могли. Именно так, как показал анализ, ретровирус gypsy передался из генома дрозофилы ее симбионту — вольбахии [7]. Это открытие упомянуто здесь не случайно. Оно нам понадобится для того, чтобы понять, чем вызваны трудности борьбы с вирусами.

    Из давних письменных источников, оставленных историком Фукидидом и знахарем Галеном, нам известно о первых вирусных эпидемиях, возникших в Древней Греции в 430 году до н.э. и в Риме в 166 году. Часть вирусологов предполагает, что в Риме могла произойти первая зафиксированная в источниках эпидемия оспы. Тогда от неизвестного смертоносного вируса по всей Римской империи погибло несколько миллионов человек [8]. И с того времени европейский континент уже регулярно подвергался опустошающим нашествиям всевозможных эпидемий — в первую очередь, чумы, холеры и натуральной оспы. Эпидемии внезапно приходили одна за другой вместе с перемещавшимися на дальние расстояния людьми и опустошали целые города. И так же внезапно прекращались, ничем не проявляя себя сотни лет.

    Вирус натуральной оспы стал первым инфекционным носителем, который представлял действительную угрозу для человечества и от которого погибало большое количество людей. Свирепствовавшая в средние века оспа буквально выкашивала целые города, оставляя после себя огромные кладбища погибших. В 2007 году в журнале Национальной академии наук США (PNAS) вышла работа группы американских ученых — И. Дэймона и его коллег, — которым на основе геномного анализа удалось установить предположительное время возникновения вируса натуральной оспы: более 16 тысяч лет назад. Интересно, что в этой же статье ученые недоумевают по поводу своего открытия: как так случилось, что, несмотря на древний возраст вируса, эпидемии оспы не упоминаются в Библии, а также в книгах древних римлян и греков [9]?

    Строение вирусов и иммунный ответ организма


    Рисунок 1. Первооткрыватель вирусов Д.И. Ивановский (1864–1920) (слева) и английский врач Эдвард Дженнер (справа).


    Почти все известные науке вирусы имеют свою специфическую мишень в живом организме — определенный рецептор на поверхности клетки, к которому и прикрепляется вирус. Этот вирусный механизм и предопределяет, какие именно клетки пострадают от инфекции. К примеру, вирус полиомиелита может прикрепляться лишь к нейронам и потому поражает именно их, в то время как вирусы гепатита поражают только клетки печени. Некоторые вирусы — например, вирус гриппа А-типа и риновирус — прикрепляются к рецепторам гликофорин А и ICAM-1, которые характерны для нескольких видов клеток. Вирус иммунодефицита избирает в качестве мишеней целый ряд клеток: в первую очередь, клетки иммунной системы (Т-хелперы, макрофаги), а также эозинофилы, тимоциты, дендритные клетки, астроциты и другие, несущие на своей мембране специфический рецептор СD-4 и CXCR4-корецептор [13–15].


    Одновременно с этим в организме реализуется еще один, молекулярный, защитный механизм: пораженные вирусом клетки начинают производить специальные белки — интерфероны, — о которых многие слышали в связи с гриппозной инфекцией. Существует три основных вида интерферонов. Синтез интерферона-альфа (ИФ-α) стимулируют лейкоциты. Он участвует в борьбе с вирусами и обладает противоопухолевым действием. Интерферон-бета (ИФ-β) производят клетки соединительной ткани, фибробласты. Он обладает таким же действием, как и ИФ-α, только с уклоном в противоопухолевый эффект. Интерферон-гамма (ИФ-γ) синтезируют Т-клетки (Т-хелперы и (СD8+) Т-лимфоциты), что придает ему свойства иммуномодулятора, усиливающего или ослабляющего иммунитет. Как именно интерфероны борются с вирусами? Они могут, в частности, блокировать работу чужеродных нуклеиновых кислот, не давая вирусу возможности реплицироваться (размножаться).


    Причины поражений в борьбе с ВИЧ

    Тем не менее нельзя сказать, что ничего не делается в борьбе с ВИЧ и нет никаких подвижек в этом вопросе. Сегодня уже определены перспективные направления в исследованиях, главные из которых: использование антисмысловых молекул (антисмысловых РНК), РНК-интерференция, аптамерная и химерная технологии [12]. Но пока эти антивирусные методы — дело научных институтов, а не широкой клинической практики*. И потому более миллиона человек, по официальным данным ВОЗ, погибают ежегодно от причин, связанных с ВИЧ и СПИДом.


    Рисунок 5. Схема развития феномена ADE при вирусных инфекциях. а — Взаимодействие между антителом и рецептором FcR на поверхности макрофага. б — Фрагмент С3 комплемента (компонент комплемента, после присоединения которого весь этот комплекс приобретает способность прилипать к различным частицам и клеткам) и рецептор комплемента (complement receptor, CR) способствуют присоединению вируса к клетке. в — Белки комплемента С1q и С1qR способствуют присоединению вируса к клетке (в составе молекулы C1q имеется рецептор для связывания с Fc-фрагментом молекулы антитела). г — Антитела взаимодействуют с рецептор-связывающим сайтом вирусного белка и индуцируют его конформационные изменения, облегчающие слияние вируса с мембраной. д — Вирусы, получившие возможность реплицироваться в данной клетке посредством ADE, супрессируют противовирусные ответы со стороны антивирусных генов клетки. Рисунок с сайта supotnitskiy.ru.

    Подобный вирусный механизм характерен не только для ВИЧ. Он описан и при инфицировании некоторыми другими опасными вирусами: такими, как вирусы Денге и Эбола. Но при ВИЧ антителозависимое усиление инфекции сопровождается еще несколькими факторами, делая его опасным и почти неуязвимым. Так, в 1991 году американские клеточные биологи из Мэриленда (Дж. Гудсмит с коллегами), изучая иммунный ответ на ВИЧ-вакцину, обнаружили так называемый феномен антигенного импринтинга [23]. Он был описан еще в далеком 1953 году при изучении вируса гриппа. Оказалось, что иммунная система запоминает самый первый вариант вируса ВИЧ и вырабатывает к нему специфические антитела. Когда вирус видоизменяется в результате точечных мутаций, а это происходит часто и быстро, иммунная система почему-то не реагирует на эти изменения, продолжая производить антитела к самому первому варианту вируса. Именно этот феномен, как считает ряд ученых, стоит препятствием перед созданием эффективной вакцины против ВИЧ.


    Открытие биологов из МГУ — Нефёдовой и Кима, — о котором упоминалось в самом начале, также говорит в пользу этой, эволюционной, версии.


    Сегодня не только ВИЧ представляет опасность для человечества, хотя он, конечно, самый главный наш вирусный враг. Так сложилось, что СМИ уделяют внимание, в основном, молниеносным инфекциям, вроде атипичной пневмонии или МЕRS, которыми быстро заражается сравнительно большое количество людей (и немало гибнет). Из-за этого в тени остаются медленно текущие инфекции, которые сегодня гораздо опаснее и коварнее коронавирусов* и даже вируса Эбола. К примеру, мало кто знает о мировой эпидемии гепатита С, вирус которого был открыт в 1989 году**. А ведь по всему миру сейчас насчитывается 150 млн человек — носителей вируса гепатита С! И, по данным ВОЗ, каждый год от этой инфекции умирает 350-500 тысяч человек [33]. Для сравнения — от лихорадки Эбола в 2014-2015 гг. (на состояние по июнь 2015 г.) погибли 11 184 человека [34].

    * — Коронавирусы — РНК-содержащие вирусы, поверхность которых покрыта булавовидными отростками, придающими им форму короны. Коронавирусы поражают альвеолярный эпителий (выстилку легочных альвеол), повышая проницаемость клеток, что приводит к нарушению водно-электролитного баланса и развитию пневмонии.


    Рисунок 8. Электронная микрофотография воссозданного вируса H1N1, вызвавшего эпидемию в 1918 г. Рисунок с сайта phil.cdc.gov.

    Почему же вдруг сложилась такая ситуация, что буквально каждый год появляются новые, всё более опасные формы вирусов? По мнению ученых, главные причины — это сомкнутость популяции, когда происходит тесный контакт людей при их большом количестве, и снижение иммунитета вследствие загрязнения среды обитания и стрессов. Научный и технический прогресс создал такие возможности и средства передвижения, что носитель опасной инфекции уже через несколько суток может добраться с одного континента на другой, преодолев тысячи километров.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.