Вирусы по информатике для 6 класса


Общее описание

Вирусы находятся в атмосфере, почве, воде. Различают вирусы растений, животных, грибов, бактерий. Вирусы, поражающие бактерии, называются бактериофагами. Существуют сателлиты, которые попадают в клетку только при наличии в ней дополнительного вируса.


Рис. 1. Бактериофаг.

Большинство вирусов вызывает инфекции, некоторые виды не оказывают видимого влияния. Одним из интересных фактов является наличие остатков вирусов в ДНК человека.

Вирусы имеют разнообразную форму (шары, спирали, палочки) и мельчайшие размеры – 20-300 нм (в 1 мм 1 млн. нм). Самые крупные вирусы – мимивирусы, имеющие диаметр в 500 нм. Они имитируют строение и жизнедеятельность бактерий, и некоторые учёные считают мимивирусы переходной формой от вирусов к бактериям.


Рис. 2. Мимивирусы.

Кратко о вирусах и их отличиях от живой и неживой материи представлено в таблице.

Строение

Отличия

от неживой материи

от живых организмов

Молекулы ДНК или РНК, заключённые в плотную белковую оболочку – капсид. Сложноустроенные вирусы могут иметь дополнительную оболочку из жиров или белков

– передача наследственной информации (ДНК или РНК);

– способность к мутациям;

– способность адаптироваться к условиям окружающей среды

– Отсутствие клеточного строения;

– обладают свойствами неживой материи вне клетки;

– отсутствие обмена веществ (дыхания, питания);

– отсутствие роста и развития

Вирусы могут размножаться только внутри клетки (в цитоплазме или ядре), т.е. являются облигатными паразитами. Находясь вне клетки, вирусы кристаллизуются, превращаясь в вирионы, и могут находиться в таком состоянии долгое время.

Классификация

Вирусы выделяются в отдельное царство и классифицируются по пяти таксонам. Большинство вирусов ещё не изучено и не классифицировано.
Современная классификация включает:

  • 9 отрядов;
  • 127 семейств;
  • 44 подсемейств;
  • 782 рода;
  • 4686 видов.

Биолог Дейвид Балтимор в 1971 году разработал альтернативную классификацию вирусов по особенностям генетической информации. Балтимор разграничил, какие бывают вирусы по содержанию РНК или ДНК.
Его классификацию можно объединить в три крупные группы:

  • ДНК-вирусы;
  • РНК-вирусы;
  • Вирусы, превращающие РНК в ДНК.

Основные виды вирусов в биологии по Балтимору представлены в таблице.

Название

Класс по Балтимору

Особенности

Примеры

Двуцепочечная ДНК. Размножение в ядре клетки

Вирусы оспы, герпеса, папиллом

Одноцепочечная ДНК. Размножение в ядре

ДНК одновременно двуцепочечная и одноцепочечная

Вирус гепатита В

Двуцепочечная РНК. Размножение в цитоплазме

Одноцепочечная информативная РНК (плюс-цепь)

Одноцепочечная РНК, не несущая информацию (минус-цепь)

Одноцепочечная РНК (плюс-цепь) превращается в ДНК

Вирусы – структуры, меняющие ДНК клетки, в результате чего клетка производит новые вирусы. Когда вирусов становится слишком много, они разрывают клеточную мембрану, выходят наружу и поражают новые клетки. Иногда не убивают клетку, а отпочковываются от неё.


Рис. 3. Вирус, внедряющийся в клетку.

Что мы узнали?

Из доклада 5-6 класса узнали о строении, особенностях, классификации вирусов. Их нельзя отнести ни к живой природе, ни к неживой материи. По структуре вирусы – белки, несущие наследственную информацию, которая встраивается в живую клетку. Биолог Балтимор выделил семь классов вирусов в зависимости от особенностей строения генетического материала.










Описание презентации по отдельным слайдам:

Сұрақты қағып ал!

Сабақтың тақырыбы: Ақпаратты қорғау. Вирусқа қарсы программалар Сабақтың мақсаты: Вирусқа қарсы программалармен танысып, ақпаратты қорғауға үйренеді. Ұшқырлыққа, ойын тез жинақтауға, топта жұмыс істеуге дағдыланады

Өзін-өзі бағалау Тақырыпты жақсы меңгердім Сабақты жақсыдан төмен меңгердім, әлі де жұмыс жасауым қажет Бұл тақырып бойынша көп жұмыс жасауым қажет

Выберите книгу со скидкой:


Современная школа игры на фортепиано

350 руб. 410.00 руб.


Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты.KUMON

350 руб. 541.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Краткий справочник по биологии

350 руб. 162.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 145.00 руб.


Прописи. Комплект из 3-х частей

350 руб. 195.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 145.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 145.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 145.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 155.00 руб.


Изучаю мир вокруг: для детей 6-7 лет

350 руб. 350.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Спабекова Гулжан РахманбердиевнаНаписать 0 24.02.2017

Номер материала: ДБ-221686

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    24.02.2017 678
    24.02.2017 498
    24.02.2017 1317
    24.02.2017 704
    24.02.2017 424
    24.02.2017 753
    24.02.2017 710

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Введение


Около двух столетий назад археологи обнаружили неизвестную ранее египетскую пирамиду.

Древние надписи у ее входа предупреждали о том, что осмелившихся побеспокоить покойника ждет страшное проклятие.

На тот момент никто из исследователей и подумать не мог, что спустя тысячелетия проклятие будет иметь силу.

Спустя несколько дней после изучения артефактов гробницы все археологи умерли.

Вирусы – особая форма жизни

Тема нашего урока – вирусы. Это мельчайшие микроорганизмы, совершенно не похожие на другие формы жизни.

Несмотря на свои крохотные размеры, они являются чрезвычайно опасными для всего живого и могут стать оружием более страшным, чем атомная бомба.

Вирусы являются неклеточной формой жизни, паразитируют внутри клеток других организмов.


У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Обнаружены вирусы были во второй половине XIX века при изучении ряда болезней животных и растений, имевших непонятную на тот момент природу.

По всем признакам, заболевания от одного организма к другому переносились возбудителями, однако увидеть их в световой микроскоп, даже самый мощный на тот момент, никак не удавалось.

К таким заболеваниям относились оспа, грипп, бешенство, корь, чума собак, свиней и другие заболевания, над которыми на тот момент ломали головы ученые всего мира.

Долгие поиски возбудителей болезней оставались безрезультатными, пока в 1892 году русский ученый Д. И. Ивановский не сделал удивительное открытие, доказав существование разносчиков инфекции более мелких, все известные бактерии.

Для этого он использовал специальные фильтры с мельчайшими ячейками, через которые даже самая мелкая бактерия пройти не может.

Д.Ивановский установил, что возбудитель мозаичной болезни табака без проблем просачивается с водой через такой фильтр.

Значит, он намного меньше хорошо изученных на тот момент бактерий.

Последующие исследования ученых позволили выявить и детально описать свыше 6 тыс. различных вирусов.

Эти микроорганизмы присутствуют на нашей планете абсолютно везде и являются возбудителями четверти всех известных заболеваний

Всем знакомо заболевание ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция), его вызывают различные вирусы при попадании в органы дыхания.

Когда столкнетесь с этим недугом (ОРВИ), вспомните, что:

- ваш организм сам победит инфекцию за несколько дней, а вы ему можете только помочь, принимая витамин С и препараты, стимулирующие иммунитет


- лекарства не убивают сам вирус, а употребляются только для устранения неприятных симптомов заболевания и для стимулирования иммунитета

- антибиотики применять при ОРВИ совершенно бессмысленно, так как они уничтожают бактерии, а не вирусы

Победив вирус, наш организм приобретает к нему стойкий иммунитет на всю жизнь.

Но возможно повторно заболеть ОРВИ уже из за новых вирусов, которых на сегодняшний день известно более трехсот. Теоретически, переболев каждым из них, вы сможете забыть об ОРВИ навсегда, однако хватит ли вам для этого всей жизни?


Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Строение вируса

Вирусы, в отличие от остальных микроорганизмов, имеют неклеточное строение.

Вирусы не могут жить и размножаться без клетки-хозяина.

Вирусы очень маленькие. Самые крупные из них не превышают размеров мельчайшей бактерии, а самые мелкие сравнимы с крупной молекулой.

Вирусы являются носителем генетического материала.

Вирусы состоят из:

  • нуклеиновой кислоты- ДНК или РНК
  • капсида и суперкапсида - это защитная оболочка вируса

Капсид- внешняя оболочка вируса, состоящая из белков.

Суперкапсид- дополнительная оболочка, покрывающая капсид многих вирусов


У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Отдельные виды вирусов имеют суперкапсид - дополнительную защитную оболочку, построенную из мембраны клетки-хозяина.

Таким вот хитрым способом вирус маскируется!


Вирусы очень избирательны и не могут поражать любые клетки, с которыми соприкасаются.

Например, возбудитель гепатита может размножаться только в клетках печени, а вирус бешенства - только в клетках центральной нервной системы.

По этой причине вирусные заболевания растений не страшны для человека, а инфекции людей не передаются растениям и насекомым.

Формы вирусов:

  • шарообразные (вирус гриппа)


  • палочкообразные (вирус табачной мозаики)


  • кубовидные (вирус оспы)


  • многоугольные, а также нитевидные вирусы


Вирусы-бактериофаги поражают только клетки бактерий.

Посмотрите на бактериофага! Он действительно похож на космического пришельца!


Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Не живые и не мертвые


Вирусы – живые микроорганизмы, так как:

  • могут размножаться, воспроизводя себе подобных
  • являются носителями генетической информации
  • способны мутировать (обладают изменчивостью)
  • эволюционируют и приспосабливаются к внешней среде

Вирусы нельзя считать полноценными живыми организмами, так как они:

  • не растут
  • не имеют клеточного строения
  • не могут жить без клетки-хозяина
  • не имеют метаболизма, т.е. внутри них не происходят какие-либо химические реакции, необходимые для поддержания жизни

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Особое строение и поведение вирусов не позволяет отнести их ни к живым организмам, ни к неживой материи.

С момента их открытия ученые так и не смогли прийти к единому мнению в этом вопросе и предпочитают относить вирусы к особой, уникальной форме жизни.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Два состояния вирусов

Вирусы существуют в двух состояниях:

  • активном (репродуцирующимся)
  • неактивном (покой)

Активное состояние вируса начинается с момента проникновения в подходящую для его размножения клетку.

Малые размеры позволяют возбудителю легко просочиться через стенки вместе с межклеточной жидкостью и приступить к выполнению своей основной миссии - размножению.


Таким образом, вирусы синтезируют собственные молекулы ДНК из нуклеотидов клетки-хозяина.

Выходит, что вирус нагло присваивает чужую клетку себе!


Как вирус проникает и живет в клетке:


Судьба клетки зависит от типа вируса:

  • одни клетки погибают и лопаются от большого количества изготовленных вирусов
  • другие клетки производят новых возбудителей заболевания медленно и продолжают жить неполноценной жизнью достаточно долго

Иммунитет человека формируется за счет трех типов клеток:

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает Т-лимфоциты, лишая их возможности дать команду В-клеткам на выработку антител. Если нет антител, то фагоциты не могут видеть вирус и уничтожать его.

Таким образом, вирус иммунодефицита человека не только сам размножается в клетках человека, но и открывает дорогу для бесконтрольного размножения других бактерий и вирусов, ведь иммунная система больше не защищает организм.

Именно ДНК или РНК у вируса является инфекционным началом вируса.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Существуют и другие механизмы взаимодействия вирусов и клеток.

Например, вирус иммунодефицита ВИЧ на основе собственной РНК синтезирует в клетке-хозяине вирусную ДНК, которая затем встраивается в ДНК человека и переходит в геном дочерних клеток.

Пока вирус осуществляет именно эту деятельность, зараженный чувствует себя абсолютно здоровым и не наблюдает у себя каких-либо проявлений болезни.

Спустя некоторое время генетический материал вируса начинает выделяться из генетического кода клетки и производить новые частицы инфекции.

Это и приводит к развитию такого заболевания, как СПИД.

При этом заболевании у человека перестает работать важнейшая функция - его иммунитет.

Организм превращается в лакомый кусочек для вирусов и бактерий, отдаваясь им на съедение без какого- либо сопротивления.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Отдельные виды возбудителей кристаллизуются во внешней среде, что позволяет им достаточно долго сохранять свою жизнеспособность.

Например, при благоприятных условиях вирус полиомиелита живет без хозяина 2-3 месяца, а вирус ящера остается опасным на протяжении двух лет.

Интересная информация

О том, что существуют невидимые человеческому глазу возбудители инфекций, предполагали еще в древности.

В прошлые века до изобретения и повсеместного использования вакцин вирусные заболевания становились причиной сильнейших эпидемий, уносивших тысячи и миллионы человеческих жизней. Например, в XVIII веке разбушевавшаяся эпидемия оспы стала причиной смерти около 80% населения Москвы.


Основным оружием против вирусов является иммунитет.

Побеждает в этой схватке тот, кто окажется быстрее: размножающаяся инфекция или защитный механизм организма.

Для начала синтезирования антител иммунитету необходимо время на изучение и распознавание инфекции.

Именно по этой причине вакцины столь эффективны.

Они являются чем-то вроде учебного пособия для иммунитета.

После вакцинации организм уже знает, как ему реагировать и чем уничтожать вирус, если он с ним столкнется.


А еще механизм воздействия на клетку, а также способ размножения вирусов во многом схожи с принципом работы вредоносных компьютерных программ. Именно по этой причине они и получили название "компьютерных вирусов".


Заключительный тест

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Урок по теме "Вирусы" в 6 классе.


ДАТА: 20.04.2016 г.

ГЛАВА: Информационная безопасность

ТЕМА: Компьютерные вирусы

ТИП УРОКА: урок формирования способностей приобретения знаний

- Компетенции обучения / научиться учиться.

- Базовые компетенции по математике, наукам и технологиям.

-Цифровые компетенции в области информационных и коммуникационных

1. Формирование научного восприятия компонентов информатизации современного общества.

3. Идентификация общей структуры цифровых систем, принципов функционирования систем передачи, хранения и обработки информации.

11. Соблюдение авторских прав по цифровым ресурсам, этических норм и норм информационной безопасности. Защита от правонарушений в области информатики.

-определение типов вирусов и пути их передачи;

-знание и предупреждение вредных последствий компютерных вирусов;

-использование антивирусных программ.

Ученик будет способен:

ОЦ 1 Определять понятие вирус

ОЦ 2 Сравнивать компьютерный вирус с биологическим вирусом

ОЦ 3 Пути распространения компьютерных вирусов

ОЦ 4 Перечислять признаки появления компьютерных вирусов

ОЦ 5 История компьютерной вирусологии

ОЦ 6 Основные типы компьютерных вирусов

ОЦ 7 По особенностям алгоритма работы различают

ОЦ 8 Этапы действия вируса

ОЦ 9 Средства антивирусной защиты

ОЦ 10 Антивирусные программы

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: фронтальная беседа, объяснение, проблематизация, демонстрация, самостоятельная работа, тестирование

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, доска, интерактивная работа

Методы и оценивание



Приветствую учащихся. Предлагаю приготовиться к уроку, занять места за партами



Мы с вами говорили о том, что компьютер можно в чем-то сравнить с человеком. Человек, как биологический организм подвержен различным воздействиям внешней среды, в том числе и различным заболеваниям, причинами возникновения которых, часто, являются вирусы и бактерии, проникающие в организм человека из вне.

Попробуйте описать этапы и последствия заражения человека каким-либо вирусом. Особенности:

проникновение вируса в организм человека происходит из вне;

способность вируса к саморазмножению;

активизация некоторых вирусов не сразу после проникновения в организм, а через некоторое время.

А может ли компьютер заразиться вирусом? Каким должен быть этот вирус по вашему представлению?



Итак, действительно, компьютер может заразиться. И причиной заражения действительно является вирус, только компьютерный. Это название пришло из биологии именно по признаку способности к саморазмножению. Вирусы представляют собой небольшие вредоносные программы, которые запускаются на компьютере без ведома его хозяина и выполняют различные нежелательные действия. При этом вирусы могут быть как почти безобидными, так и весьма неприятными.

Компьютерный вирус – это программа, которая может создавать свои копии и внедрять их в файлы, загрузочные секторы дисков, сети. При этом копии сохраняют возможность дальнейшего распространения. Часто вирусы обладают разрушительным действием.

2) Пути распространения компьютерных вирусов

Давайте подумаем, каковы пути распространения вирусов. (Вирусы могут попасть в ПК так же как любая другая программа). В противоположность обычным бациллам, компьютерные вирусы не передаются по воздуху: так как вирусы – это программы – средой их обитания служит только различная компьютерная техника.

Как на ПК может попасть вредоносная программа? (Через зараженные дискеты, диски, флеш-карты, посредством Интернета или по локальной сети). Обычно вирус внедряется в какой-либо документ или программу, и в начале работы вы можете не заметить ничего необычного. Однако через некоторое время вирус проявит свою разрушительную силу.

3) Признаки появления компьютерных вирусов

Назовем основные признаки проявления компьютерных вирусов.

неправильная работа нормально работавших программ;

медленная работа компьютера;

невозможность загрузки ОС;

исчезновение файлов и каталогов;

изменение размеров файлов;

неожиданное увеличение количества файлов на диске;

уменьшение размеров свободной оперативной памяти;

вывод на экран неожиданных сообщений и изображений;

подача непредусмотренных звуковых сигналов;

частые зависания и сбои в работе компьютера.

4) История компьютерной вирусологии

Первые вирусы появились давно, еще на заре эпохи ЭВМ, и не всегда были вредоносными. Например, в конце 60-х в лаборатории Xerox была создана специальная программа, являющаяся прообразом современных вирусов, которая самостоятельно путешествовала по локальной вычислительной сети и проверяла работоспособность включенных в нее устройств.

Однако позднее программы-вирусы стали разрабатываться со злым умыслом. Есть сведения, что некоторые компании специально инфицировали компьютеры конкурентов, чтобы таким образом шпионить за ними или вывести из строя их информационные системы.

5) Создатели компьютерных вирусов

Что является стимулом для такой деятельности – сказать сложно. Это может быть как чувство мести, так и желание самоутвердиться. Первым вирусным конструктором, который получил широкое распространение, стал VCL (Virus Creation Laboratory), созданный в 1992 году.

6. Основные типы компьютерных вирусов:

Это блоки программного кода, внедренные внутрь других прикладных программ.

Вирусный код запускается при запуске программы.

Поражают системные области магнитных носителей (гибких и жестких дисков).Заражение происходит при загрузке ПК с зараженного носителя.

Поражают документы, выполненные в некоторых прикладных программах (например, Word).

Заражение происходит при открытии файла документа в окне программы, если в ней не отключена возможность исполнения макрокоманд (макросов).

7. По особенностям алгоритма работы различают:

Простейшие вирусы – вирусы, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое дисковых секторов или файлов, поэтому его достаточно легко обнаружить.

Вирусы-спутники (компаньоны) - вирус, который не внедряется в сам исполняемый файл, а создает его зараженную копию с другим расширением.

Стелс-вирус (невидимка) – вирусы, скрывающие свое присутствие в зараженных объектах, подставляя вместо себя незараженные участки.

Полиморфные вирусы (мутанты) – вирусы, модифицирующие свой код таким образом, что копии одного и того же вируса не совпадали.

Макровирус – вирусы, которые заражают документы офисных приложений.

Троянская программа – программа, которая маскируется под полезные приложения (утилиты или даже антивирусные программы), но при этом производит различные шпионские действия. Она не внедряется в другие файлы и не обладает способностью к саморазмножению.

Черви – это вредительские компьютерные программы, которые способны саморазмножаться, но, в отличие от вирусов не заражают другие файлы. Свое название черви получили потому, что для распространения они используют компьютерные сети и электронную почту.

Сегодня наиболее распространены так называемые сетевые черви, а также макровирусы.

8. Этапы действия вируса:

Размножение – вирусный код может воспроизводить себя в теле других программ.

Вирусная атака – после создания достаточного числа копий программный вирус начинает осуществлять разрушение: нарушение работы программ и ОС, удаление информации на жестком диске, самые разрушительные вирусы вызывают форматирование жесткого диска. Некоторые вирусы могут уничтожать данные, в этом случае требуется замена микросхемы (хотя считается, что никакой вирус не в состоянии вывести из строя аппаратное обеспечение ПК).

9. Защита от компьютерных вирусов

Существуют три рубежа защиты:

предотвращение поступления вирусов;

предотвращение вирусной атаки, если вирус поступил на ПК;

предотвращение разрушительных последствий, если атака произошла.

10. Методы реализации защиты

Организационные

11. Средства антивирусной защиты:

Основное средство – резервное копирование наиболее ценных данных. В случае утраты информации жесткие диски форматируют, устанавливают ОС с дистрибутивного CD-диска и все необходимые программы, а данные – с резервного носителя (который должен храниться отдельно от ПК). Все регистрационные и парольные данные для доступа в Интернет рекомендуется хранить не на ПК, а в служебном дневнике в сейфе.

Вспомогательные средства – это антивирусные программы и аппаратные средства.

Аппаратное средство: отключение перемычки на материнской плате не позволит осуществить стирание микросхемы BIOS ни вирусу, ни злоумышленнику, ни неаккуратному пользователю.

Антивирусная программа сравнивает коды программ с известными ей вирусами, которые хранятся в ее базе данных. Обновление базы – 2 раза в месяц (не реже 1 раза в 3 месяца).

15) Антивирусные программы

Итак, особое место в этом списке занимают программные средства защиты – антивирусные программы. К какому виду ПО они относятся? (Системному ПО).

Антивирусная программа (антивирус) - программа, позволяющая выявлять вирусы, лечить зараженные файлы и диски, обнаруживать и предотвращать подозрительные действия.

Ни один тип антивирусных программ по отдельности не дает полной защиты от вирусов. Поэтому в современные антивирусные комплекты программ обычно входят компоненты, реализующие все эти функции.

Вопросы на самоподготовку:

Что такое компьютерный вирус?

Основные типы компьютерных вирусов.

Действие программного вируса (этапы).

Средства антивирусной защиты.

Примеры антивирусных программ.

14) Профилактика появления компьютерных вирусов

Одним из основных методов борьбы с вирусами является, как и в медицине, своевременная профилактика. Подумайте, какие средства помогают предотвратить заражение ПК?

Резервное копирование наиболее ценных данных;

создание дистрибутивного и системного диска;

хранение всех регистрационных и парольных данных не на ПК;

проверка всей поступающей извне информации на вирусы, как на дискетах, CD-ROM, так и по сети;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.