Вирусы и фаги вирус спида

Вирусы – это неклеточные формы жизни. Были открыты в 1892 тоду русским ученым Д.И. Ивановским при изучении болезни табака, которая носит название табачная мозаика. Вирусы имеют очень малые размеры (от 10 до 300 нм) и видны только в электронный микроскоп. Их форма может быть сферической, палочковидной, нитевидной. Вирусы могут иметь спиральный или кубический тип симметрии. Они состоят из нуклеиновой кислоты (только ДНК или только РНК) и белковой оболочки – капсида. По содержанию нуклеиновой кислоты вирусы делят на ДНК-содержащие (вирусы оспы, герпеса, гепатита В) и РНК-содержащие (вирусы иммунодефицита человека, гриппа, кори, полиомиелита). ДНК и РНК, входящие в состав вирусов, могут быть как двухцепочечными, так и одноцепочечными.

Вирусы существуют в 2-х формах: покоящейся (внеклеточной) и продуцирующейся (внутриклеточной). Внеклеточная покоящаяся форма называется вирионом, или вирусной частицей. Вирусы – это внутриклеточные паразиты, самостоятельно они жить не могут, а проявляют свойства живых организмов и размножаются только в клетках.

При заражении клетки ДНК-содержащими вирусами нуклеиновая кислота (ДНК) вируса встраивается в ДНК хромосом клетки хозяина. На этой матрице синтезируется иРНК, которая служит основой для образования вирусных белков рибосомами зараженной клетки. Одновременно происходит синтез вирусной нуклеиновой кислоты. Затем осуществляется процесс самосборки новых вирусных частиц, путем соединения белков с нуклеиновой кислотой.

При заражении клетки вирусами, несущими РНК (вирус иммунодефицита человека и полиомиелита), на РНК вируса синтезируется одна цепь ДНК, на которой достраивается комплементарная цепь ДНК. Образовавшаяся двухцепочечная ДНК встраивается в геном клетки. Встроенные гены вируса обеспечивают воспроизводство вирусных частиц.

РНК вирусов гриппа, свинки, бешенства после проникновения в клетку может непосредственно быть матрицей для построения вирусных белков и нуклеиновой кислоты

По форме взаимодействия бактериофагов с бактериальной клеткой их делят следующим образом:

Вирулентные фаги. Заражение ими бактерий завершается лизисом клетки и выходом в среду нового поколения фагов.

Умеренные фаги. Их нуклеиновая кислота встраивается в ДНК бактерии и вместе с ней реплицируется. Бактерии, несущие умеренные фаги, называют лизогенными, а форму бактериофага, присутствующую в такой бактерии, – профагом. При определенных условиях профаги могут активироваться и поражать клетку.

Жизненный цикл вирулентных фагов

1. Присоединение фага к поверхности клетки бактерии.

2. Проникновение нуклеиновой кислоты фага внутрь клетки. Хвостовой чехол сокращается, в результате чего хвостовой стержень прокалывает клеточную стенку, и ДНК фага перетекает в клетку через канал в хвостовом стержне.

3. Образование компонентов фага (синтез нуклеиновой кислоты и белков фага).

4. Самосборка фаговых частиц путем соединения белков с нуклеиновой кислотой.

5. Лизис бактериальной клетки и выход новых фагов (от 200 до 1000) в окружающую среду.

С вирусами схожи вироиды, которые представляют собой короткую одноцепочечную кольцевую молекулу РНК, лишенную белковой оболочки (капсида). Вызывают болезни растений.

Вирусы вызывают многие опасные болезни растений (табачная мозаика) и животных (ящур, бешенство), которые приводят к снижению урожайности сельскохозяйственных культур и гибели животных. Вирусы также являются возбудителями многих опасных заболеваний человека (оспа, герпес, СПИД, грипп, корь, полиомиелит и др.).

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) – заболевание, при котором поражается иммунная система человека. Поражение иммунной системы приводит к тому, что организм становится беззащитным к воздействию бактерий и вирусов. У больного развиваются различные инфекционные заболевания и злокачественные опухоли.

Вирус иммунодефицита человека – РНК – содержащий (плюс-нить РНК), относится к семейству ретровирусов, которые содержат фермент обратную транскриптазу. Этот фермент сначала синтезирует одну цепь ДНК (минус-нить ДНК), используя в качестве матрицы РНК вируса, а затем достраивает вторую, комплементарную цепь ДНК (плюс-нить ДНК). Образовавшаяся двухцепочечная ДНК встраивается в геном клеток иммунной системы человека.

Профилактика СПИДа зависит от способа заражения. Основные способы заражения:

1. Половой контакт. Профилактика заключается в избежании случайных половых связей и использовании презервативов.

2. Использование нестерильных медицинских инструментов. Профилактика будет заключаться в использовании одноразовых шприцов и систем для переливания крови, стерилизации многоразовых медицинских инструментов. Важную роль в профилактике СПИДа занимает борьба с наркоманией, поскольку наркоманы зачастую пользуются нестерильными шприцами.

3. Переливание крови инфицированных СПИДом здоровым людям. Профилактика заключается в обследовании всех доноров на СПИД.

4. Передача вируса от матери к плоду во время беременности. Профилактика будет заключаться в обследовании всех беременных женщин на СПИД.

Профилактика СПИДа включает:

- мероприятия, проводимые государством (научные исследования по проблеме СПИДа, борьба с наркоманией и проституцией, обследование доноров, стерилизация медицинских инструментов, использование одноразовых шприцов и систем для переливания крови, санитарно-просветительная работа);

- личную профилактику (здоровый образ жизни, недопустимость случайных половых контактов, использование презервативов).

Тема: Вирусы и фаги- неклеточные формы жизни. Вирус СПИДа. Профилактика вирусных заболеваний.

Цель урока: Познакомить учащихся с неклеточными формами жизни.

Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их происхождение, значение в природе и в жизни человека; продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и появлении неклеточных форм жизни.

Развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в учебнике, дополнительной литературе, сравнивать и обобщать, делать выводы, раскрывать причинно-следственные связи; стимулировать развитие познавательного интереса.

Воспитательная : с целью санитарного просвещения ознакомить учащихся с мерами профилактики заражения вирусными инфекциями и вирусом СПИДа; подчеркнуть роль открытий Д.И.Ивановского для дальнейшего развития микробиологии.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения : репродуктивные, эвристические

Межпредметные связи : химия

1. Открытие вирусов. Вирусология.

2. Строение вирусов. Фаги.

3. Характерные особенности вирусов.

4. Проникновение вирусов и фагов в клетки хозяина, их цикл развития.

5. Многообразие вирусов, их значение.

6. ВИЧ, особенности строения, профилактика СПИДа.

7. Происхождение вирусов.

Учащиеся должны вести краткие записи по ходу лекции, выполнять задания учителя и работать с текстом учебника, рисунками и таблицами.

I. Оргмомент. Проверка домашнего задания.

Клетка. Кто она такая? Задумываемся мы с вами, каждый наш урок. Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятия жизни?

Мнение 1. Первые клетки возникли миллиарды лет назад, сразу же такими сложными, как современные, со всеми органоидами.

Мнение 2. Клетка даже у амёбы имеет сложное строение, поэтому она не могла возникнуть сразу же в таком виде. Первые живые существа были не клеточные и лишь в результате длительной эволюции, путём естественного отбора они приобрели черты клетки.

Кто из них прав? (заслушивается ответ)

На протяжении нескольких уроков мы говорили о строении клетки, о ее функционировании. Сейчас я предлагаю выполнить задание, которое у вас имеется в рабочих листах. (выполнение работы, взаимопроверка).

Существуют растительные организмы и животные. А чем отличаются между собой клетки этих организмов? (Клеточная стенка, вакуоли, хлоропласты и клеточный центр).

-Ядро – это органоид многих клеток. А как называются организмы, у которых нет ядра? (прокариоты) - Где обитают эти организмы? - Какой формы бывают клетки бактерии? (бацилла, кокки, спириллы, вибрион). - Но существуют и неклеточные формы жизни. Это вирусы. О них мы с вами сегодня и поговорим.

Цель сегодняшнего урока – сформировать знания о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина; а также познакомиться с профилактикой и мерами борьбы с вирусами, вызывающими болезни человека.

II. Изучение новой темы урока

( рассказ учителя с использованием сам. рисунка 1.)

ВИЧ поражает Т-лимфоциты (Т-хелперы), нервные клетки и клетки нейроглии, клетки кишечника и макрофаги. Иммунная система организма утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет. ВИЧ – ретровирус с суперкапсидом и ферментами. Размер – 100-150 нм, сферической формы. Имеет две копии РНК (двухцепочечная)

СПИД передается половым путём, через кровь и ткани, содержащие ВИЧ, от инфицированной материи к плоду.

Беседа о мерах профилактики СПИДа. 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

8. Происхождение вирусов – рассказ учителя.

Самостоятельная работа по изучению вирусов

Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, так как их длины меньше длины световой волны.

Вирусы состоят из различных компонентов :

а) сердцевина-генетический материал (ДНК или РНК) . Генетический аппарат вируса несет информацию о нескольких типах белков, которые необходимы для образованиянового вируса: ген, кодирующий обратную транскриптазу и другие.

б) белковая оболочка , которую называют капсидом .

Оболочка часто построена из идентичных повторяющихся субъедениц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии.

в) дополнительная липопротеидная оболочка . Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

Все вирусы по своей природе - паразиты . Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток. Обычно вирусы вызывают явные признаки заболевания.

Попав внутрь клетки, они "включают" ее ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетке команду синтезировать компоненты вируса. Компоненты вируса

Закрепление новой темы урока:

1. Внимательно слушай учителя, допиши предложения:

Вирусы были открыты в _______году. Вирусы были открыты русским учёным _____________________. Первая вакцина для предупреждения вирусной инфекции — оспы была предложена _______________________________________________. Вторая вакцина — антирабическая была предложена основателем микробиологии_______________ — за семь лет до открытия вирусов.

2. Прочитайте стр. 77-79 учебника, а так же дополнительную информацию о строении и свойствах вирусов. На схеме строения вируса подпишите его части:


Ответьте на вопрос: чем вирусы отличаются друг от друга? Как бы вы классифицировали вирусы?_________________________________________________________________________

3. Важнейшими отличительными особенностями вирусов являются следующие:

Вирусы, паразитирующие на представителях разных царств – растений, животных, бактерий – имеют свои особенности строения.

Какими цифрами на рисунке обозначены:



А. Простой вирус животных

Б. Сложный вирус животных

В. Вирус растения

4. Используя рис.55 А (стр.79) учебника и дополнительный материал, изучите строение бактериофага, сделайте рисунок и объясните его строение у доски


5. Используя рис.55 Б, В (стр.79) учебника изучите жизненный цикл бактериофага, определите и подпишите основные этапы жизненного цикла вирусов.



Ключевые слова конспекта: неклеточные формы жизни, царство вирусы, фаги (бактериофаги)

Вирусы являются неклеточной формой жизни и занимают пограничное положение между неживой и живой матерней. Вирусы — внутриклеточные паразиты и могут проявлять свойства живых opганизмов, только попав внутрь клетки.


Отличия вирусов от неживой природы:

  1. способность к размножению;
  2. наследственность и изменчивость

Отличия вирусов от клеточных организмов:

  1. не имеют клеточного строения;
  2. не проявляют обмена веществ и энергии (метаболизма);
  3. могут существовать только как внутриклеточные паразиты;
  4. не увеличиваются в размерах (не растут);
  5. имеют особый способ размножения;
  6. имеют только одну нуклеиновую кислоту — либо ДНК, либо РНК.


Вирусы существуют в двух формах:

  • покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются,
  • внутриклеточной, когда осуществляется размножение вирусов.

Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки капсида. Некоторые более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.) помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов. Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др.

В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двуцепочечной ДНК, одно- или двуцепочечной РНК.


При проникновении вируса внутрь клетки специальные белки вирусной частицы связываются с белками-рецепторами клеточной оболочки. В животную клетку вирус может проникать при процессах пино- и фагоцитоза, в растительную клетку — при различных повреждениях клеточной стенки.

Вирус подавляет существующие в клетке процессы транскрипции и трансляции. Он использует их для синтеза собственных нуклеиновой кислоты и белка, из которых собираются новые вирусы. После этого клеточные оболочки разрушаются и новообразованные вирусы покидают клетку, которая при этом погибает.


Бактериофаги (вирусы, паразитирующие на бактериях), как правило, не попадают внутрь клетки, так как этому препятствуют толстые клеточные стенки бактерий. Внутрь клетки проникает только нуклеиновая кислота вируса.


Полагают, что происхождение вирусов связано с эволюцией каких-то клеточных форм, которые в ходе приспособления к паразитическому образу жизни вторично утратили клеточное строение.

Вирусы способны поражать различные живые организмы. Первым открытым вирусом был вирус табачной мозаики, поражающий растения. Вирусную природу имеют такие заболевания животных и человека, как натуральная оспа, бешенство, энцефалиты, лихорадки, инфекционные гепатиты, грипп, корь, бородавки, многие злокачественные опухоли, СПИД и др. Кроме того, вирусы способны вызывать генные мутации.

Заболевания у животных • Бруцеллез
• Лейкоз
• Ящур
• Инфекционная анемия лошадей
• Рак крови кур
• Чума у свиней и птиц. И другие
Заболевания у растений • Табачная мозаика
• Карликовость
• Желтая сеть
• Пятнистая мозаика
Заболевания у человека • Оспа
• Гепатит
• Энцефалит
• Краснуха
• Бешенство
• Грипп
• Корь
• Полиомиелит
• Паротит (свинка)
• СПИД и др.


Вирус, вызывающий заболевание СПИДом (синдром приобретённого иммунодефицита), поражает клетки крови, обеспечивающие иммунитет организма. В результате больной СПИДом может погибнуть от любой инфекции. Вирусы СПИДа могут проникнуть в организм человека во время половых сношений, во время инъекций или операций при несоблюдении условий стерилизации. Профилактика СПИДа заключается в избегании случайных половых связей, использовании презервативов, применении одноразовых шприцев.


Открытие вирусов

В 1892 году Д.И. Ивановский (см. Рис. 1), изучая мозаичную болезнь табака (см. Рис. 2), установил, что причиной заболевания является некое инфекционное начало, содержащееся в листьях больных растений, которое проходит через фильтр, задерживающий обыкновенные бактерии. Если профильтрованный сок внести в листья здоровых растений, то они также заболевают мозаичной болезнью.


Рис. 1. Д.И. Ивановский


Рис. 2. Мозаичная болезнь табака

В 1898 году независимо от Ивановского аналогичные результаты получил голландский микробиолог М. Бейеринк. Однако он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывают не мельчайшие бактерии, а некое жидкое заразное начало, которое он назвал фильтрующим вирусом.

Размеры вирусов определяются нанометрами (20-200 нм), поэтому их изучение началось после открытия электронного микроскопа. В настоящее время описаны вирусы практически всех групп живых организмов.

Строение вирусов

Вирусы – неклеточные формы жизни. Они состоят (см. Рис. 3) из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид. У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.


Рис. 3. Строение вируса

Вирусы не способны к самостоятельной жизнедеятельности. Они могут проявлять свойства живого, только попав в клетку-хозяина. Они используют потенциал и энергию этой клетки для создания своих новых вирусных частиц, следовательно, вирусы являются внутриклеточными паразитами.

Размножение вирусов

Обычно вирус связывается с поверхностью клетки-хозяина и проникает внутрь. Каждый вирус ищет своего хозяина, то есть клетки строго определенного вида. Например, вирус – возбудитель гепатита (желтуха) проникает и размножается только в клетках печени, а вирус эпидемического паротита (свинка) – только в клетках околоушных слюнных желез человека.

Проникнув внутрь клетки-хозяина, вирусная ДНК или РНК начинает взаимодействовать с ее генетическим аппаратом таким образом, что клетка начинает синтезировать белки, свойственные вирусу (см. Рис. 4).


Рис. 4. Схема репродукции вируса

При заражении ретровирусом (например, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)), у которого в качестве генетического материала используется молекула РНК, наблюдается другая картина. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция. То есть на основе вирусной РНК синтезируется вирусная ДНК, которая встраивается в ДНК человека. Такой тип взаимодействия вируса с клеткой называется интегративным, а встроенная в состав хромосомы клетки ДНК вируса называется провирусом. Далее провирус реплицируется (удваивается) в составе хромосомы и переходит в геном дочерних клеток. Однако под влиянием некоторых физических и химических факторов провирус может выщепляться из хромосомы клетки и переходить к продуктивному типу взаимодействия, то есть синтезировать новые вирусные частицы.

При заражении ВИЧ человек чувствует себя здоровым, пока вирусный генетический материал встроен в хромосому человека. Однако при выщеплении этого вирусного генетического материала из клетки она начинает образовывать новые вирусные частицы, вследствие чего развивается смертельное заболевание – синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний человека: корь, грипп, оспа, краснуха, энцефалит, свинка, гепатиты, СПИД. Известен также целый ряд заболеваний растений, вызываемых вирусами, например мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов или скручивание листьев картофеля. Всего описано около 500 видов вирусов, поражающих клетки позвоночных животных, и около 300 вирусов растений. Некоторые вирусы участвуют в злокачественном перерождении клеток и тем самым провоцируют онкологические заболевания.

ДНК- и РНК-содержащие вирусы

В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

Одноцепочные РНК-содержащие вирусы подразделяются на:

1. Плюс-нитевые (положительные). Плюс-нить РНК этих вирусов вы­полняет наследственную (геномную) функцию и функцию информационной РНК (иРНК).

2. Минус-нитевые (отрицательные). Минус-нить РНК этих вирусов выпол­няет только наследственную функцию.

К РНК-содержащим вирусам относятся более
вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ. Также существует специфическая группа вирусов – арбовирусы, которые переносятся членистоногими.

Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека или герпес, гепатит В (гепатит А и гепатит С вызывается РНК-содержащими вирусами).

ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.

Вирус гепатита С

По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный (см. Рис. 5).

В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.


Рис. 5. Гепатит С

Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем.

В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.

Бактериофаги


Рис. 6. Бактериофаг (Источник)

Особую группу вирусов составляют бактериофаги (или просто фаги), которые заражают бактериальные клетки (см. Рис. 6). Фаг укрепляется на поверхности бактерии при помощи специальных ножек и вводит в ее цитоплазму полый стержень, через который проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь бактериальной клетки, а капсид остается снаружи. В цитоплазме начинается репликация генетического материала фага, синтез его белков, построение капсида и сборка новых фагов. Уже через 10 мин после заражения в бактерии формируются новые фаги, а через полчаса бактериальная клетка разрушается, и из нее выходят около 200 заново сформированных вирусов – фагов, способных заражать другие бактериальные клетки (см. Рис. 7). Некоторые фаги используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.


Рис. 7. Схема размножения бактериофага (Источник)

Список литературы

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
  2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. – 2-е изд., переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 стр.
  3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Строения и функции вируса. вирус СПИДа. Используется на уроке для изучения : строения. Подробно рассмотрен вирус СПИДа.



Тема: Вирусы и фаги, вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности

Учитель: Щелчкова Татьяна Михайловна.


Почему существование вирусов неверно противопоставлять положениям клеточной теории?


  • Вирусы – неклеточная форма жизни (от лат. Вирус - яд). Вирус состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК, или РНК) и белковой оболочки - капсид.
  • Форма вирусов: палочковидной, сферической…
  • Размер вирусов составляет от 15 – 350 нм.
  • Вирусы стали изучать раньше , чем они были открыты.



  • Оболочка вирусов.
  • У многих вирусов оболочка состоит из белковых молекул, которые соединяясь между собой образуют пространственную структуру с полостью внутри, в которой помещается нуклеиновая кислота данного микроорганизма. У других вирусов (ВИЧ, гепатита В) по мимо белковой оболочки есть еще и вторая, в состав которой входят белки и жиры.



  • Оболочка вирусов выполняет многочисленные функции:-- она защищает хрупкую нуклеиновую кислоту микроорганизма от разрушения под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды-- оболочка вируса несет на себе различные белки-рецепторы, которые распознают клетку мишень и помогают этому опасному микроорганизму в нее проникнуть-- различные компоненты вирусной оболочки распознаются организмом хозяина как антигены и стимулируют развитие иммунного ответа

История изучения вирусов.

  • Э. Дженнер – разработал вакцину против оспы. В конце 19 века .

  • Д.И.Ивановский в 90 годах 19 века., табачная мозаика поразила плантации в Крыму. Фильтровал сок табачной мозаики. Через 2 слоя фильтровальной бумаги, но инфекция сохранялась. Если сок кипятили , то он не вызывал заражения.
  • 1892г. Д.И. Ивановский смог обнаружить в клетках зараженных растений кристаллики неизвестного вещества. Это было скопление вирусов. И стал основоположником науки – вирусологии.



Вирусы могут паразитировать в клетках растений и животных.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.