Вирусное обучение что это


Возможное продолжение эпидемии коронавируса до 2021 года повысит риск домашнего насилия и увеличит проблемы с психическим здоровьем в семьях учащихся и преподавателей, говорится в материалах РСПП к заседанию Координационного совета союза по противодействию коронавирусной инфекции (есть у РБК), их подлинность подтвердил один из участников совещания.

Материалы включают обзор возможных мероприятий в условиях распространения коронавируса по нескольким отраслям, в том числе по образованию. Авторы отмечают, что документ — это обобщение практик различных стран по противодействию коронавирусу и он не является рекомендацией о введении мер на уровне конкретного региона или предприятия.

Всего авторы доклада рассматривают три возможных сценария развития эпидемиологической ситуации, каждый из которых окажет воздействие на систему образования.

  • Быстрое и эффективное ограничение распространения вируса (четыре-восемь недель).
  • Эффективные меры реагирования, но повторение вспышек инфекции в отдельных регионах (три-четыре месяца).
  • Продолжение эпидемии в 2021 году (весь 2020-й и часть 2021 года).

Каждый сценарий описывает, как будет меняться здоровье учащихся и преподавателей, что будет с кадрами, а также какие изменения претерпит операционная деятельность учреждений. Чем продолжительней сценарий развития эпидемии, тем критичнее становятся условия.

Министерство просвещения в середине марта рекомендовало регионам переходить на дистанционное обучение. В конце марта Минпросвещения приняло решение о переносе ЕГЭ и ОГЭ. Начало экзаменов для 11-классников и девятиклассников было перенесено на 8 июня.

В случае необходимости учебные заведения могут перенести часть учебной программы для младших и средних классов на следующий год. Всероссийские проверочные работы, которые учащиеся с четвертого по 11 класс обычно пишут в конце учебного года, были перенесены на осень 2020 года.

Первый сценарий: непродолжительная эпидемия

Второй сценарий: эпидемия на три-четыре месяца

  • Повторные вспышки в отдельных регионах могут повлиять на здоровье преподавателей и учащихся, сохраняется риск инфицирования.
  • Повышается риск домашнего насилия и появления проблем психического здоровья из-за продолжительной неопределенности.
  • При развитии эпидемии по такому сценарию удаленное обучение должно быть организовано на высоком уровне.
  • Разные подходы к образованию в разных школах и регионах могут оказать влияние на проведение экзаменов, поступление абитуриентов в вузы и выставление оценок.
  • Перед образовательными учреждениями встанет вопрос о сохранении персонала, который не задействован в обучении учащихся.
  • Нарушится процесс профессионального развития преподавателей.

Третий сценарий: продолжение эпидемии в 2021 году

  • Некоторые учащиеся рискнут потерять полный учебный год, а в группе учащихся высокого риска (неблагополучные семьи и т.п.) возрастет процент отсеявшихся.
  • Появится необходимость нанять и обучить новых преподавателей.
  • Повышается риск домашнего насилия и проявления психических проблем у учащихся, членов их семей и преподавателей.
  • Увеличатся затраты на инфраструктуру для перехода на постоянное удаленное обучение.

Как отмечают авторы доклада, при любом сценарии мотивация и поддержка преподавательского состава — один из наиболее важных факторов успеха удаленного обучения.

РБК направил запросы в пресс-службу Минобрнауки с просьбой оценить сценарии, описанные РСПП.

В Минпросвещения отметили, что, как бы ни складывалось развитие эпидемиологической ситуации, ведомство находится в постоянном взаимодействии с регионами и принимает все возможные меры, направленные на защиту здоровья учащихся. Такими мерами в ведомстве назвали, к примеру, круглосуточную горячую линию по вопросам дистанционного обучения, психологическую поддержку родителей в специальных консультационных центрах.

Вирусолог – врач, специализирующийся на изучении вирусов: морфология, эволюция, генетика, вопросы экологии. Объект исследования науки – вирусы, поражающие людей и животных. Профессия подходит тем, кого интересует химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Вирусология – это раздел микробиологии, разделяющийся на 3 группы:

  • общая, изучающая принципы размножения, строение, происхождение вирусов в природе, а также механизм их взаимодействия с клеткой хозяина;
  • частная, объект исследования которой – определенные группы вирусов;
  • молекулярная, изучающая эволюцию вирусов, природу устойчивости живых организмов к рассматриваемой группе заболеваний, иные вопросы.

Врачи, выбравшие одно из этих направлений, занимаются научно-исследовательской работой, диагностикой. Существование вируса впервые было доказано в XIX веке русским микробиологом Л. И. Ивановским, что повернуло ход развития мировой медицины. Например, массовая вакцинация населения, проводимая в XX веке, остановила эпидемию оспы, которая унесла жизни более чем 300 млн. людей. Сегодня этот метод позволяет бороться с корью, ветряной оспой и иными острыми вирусными заболеваниями.

Особенности профессии

Современный вирусолог проводит исследования в лабораториях, он великолепно знает химию, молекулярную биологию, биохимию и генетику, а также лабораторную диагностику. Вирусологи – специалисты широкого профиля, которые имеют следующие обязанности:

  • используют проверенные диагностические и аналитические методики исследований;
  • внедряют новую аппаратуру;
  • консультируют коллег по всем вопросам, касающимся вирусологии;
  • занимаются разработкой рекомендаций для безопасной транспортировки биологического материала в лаборатории;
  • выполняют разработку, проведение клинических испытаний и внедрение противовирусных вакцин. Изучают их воздействие на живые организмы;
  • работают со статистическими и аналитическими данными;
  • контролируют качество проведенных исследований, а также диагностических мероприятий, последующего лечения пациентов.


Сфера их интересов – все виды вирусов, наиболее часто эти врачи взаимодействуют со следующими группами заболеваний:

  • краснуха, корь, ветряная оспа;
  • ротавирусные, арбовирусные, аденовирусные и энтеровирусные инфекции;
  • вирусные гепатиты, бешенство;
  • ВИЧ, ГЛПС, грипп;
  • особо опасные вирусы, к которым сегодня относится лихорадка Эбола.

Вирусологи чаще взаимодействуют не с людьми и животными, а с биологическим материалом. Современные методы дезинфекции, защитные средства минимизируют риск инфицирования. Работа очень интересная, она имеет огромное социальное значение, позволяя ежегодно спасать миллионы жизней, предупреждать осложнения, обеспечить нормальное течение беременности у пациенток, страдающих от вышеперечисленных заболеваний.

Плюсы и минусы профессии

  1. Современные методы исследований, оборудование позволяют каждому вирусологу сделать значимое научное открытие.
  2. Постоянное повышение квалификации, огромные возможности для профессионального роста.
  3. В вирусологах заинтересованы отечественные и зарубежные медицинские клиники, лаборатории, фармакологический сектор.
  4. Молодые врачи легко находят работу.
  1. Вирусологи постоянно находятся в группе риска, ведь несоблюдение техники безопасности и должностных обязанностей может повлечь за собой инфицирование.
  2. Ответственность за жизни пациентов.
  3. Ненормированный рабочий день в случае экстренных ситуаций.
  4. Общественное давление на вирусологов, которых нередко незаслуженно обвиняют во всех бедах – от быстрого распространения инфекций до неэффективных вакцин.


Важные личные качества

Вирусология является очень важной наукой, поэтому врачи, выбравшие эту сферу, должны быть готовы посвятить работе всю свою жизнь. Недопустима халатность, отсутствие полной концентрации внимания, брезгливость. Важны такие черты характера:

  • повышенная аккуратность,
  • педантичность,
  • склонность в монотонной работе,
  • альтруизм,
  • внимательность,
  • аналитическое мышление.

Обучение на вирусолога

Код направления подготовки - 32.08.13 (ординатура)

Вирусологи, как и другие врачи, проходят обучение в отечественных вузах в течение 6 лет. Для освоения этой профессии необходимо иметь специалитет по одной из нижеперечисленных специальностей (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 N 707н):

При поступлении абитуриенты сдают ЕГЭ по химии, а также русскому языку, биологии, физике, профильной математике. Перечень экзаменов зависит от выбранного вуза и направления подготовки. После освоения одной из вышеперечисленных специальностей будущий медицинский работник поступает в ординатуру, где обучается еще 2 года. В целом срок обучения составляет 8 лет, еще 1-2 года уходят на получение практических навыков.

Как организовать обучение школьников, если они на карантине

- Виктор Стефанович, давайте разберемся: что означает рекомендация федерального министерства. Как на нее должны отреагировать в регионах, в школах?

- По сути – это просьба, обращение к регионам оценить у себя особенности санитарно-эпидемиологической ситуации. И, если власти города, муниципалитета, руководство школы понимают, что есть хотя бы минимальный риск для здоровья детей, мы рекомендуем переходить на обучение в режиме онлайн. Сегодня созданы все условия для того, чтобы учебный процесс проходил в дистанционном режиме.

- То есть ответственность несет учредитель образовательного учреждения?

- Есть какие-то критерии, исходя из которых школа понимает – нужно объявлять карантин? Например, в городе диагностировано столько-то людей с коронавирусом и все – мы перестаем учиться в классах. Хотя, на мой взгляд, сейчас гораздо больше заболевших сезонным гриппом и ОРВИ.

- Мы ежедневно мониторим ситуацию, все регионы информируют нас о количестве заболевших ребят, об ограничениях образовательного процесса, о количестве школ, которые объявили карантин. Сейчас действительно ребята в основном болеют гриппом.

Но, как вы понимаете, нас беспокоит и распространение коронавирусной инфекции. Сегодня все предпринимаемые меры, скорее, направлены на профилактику заболеваемости и не связаны напрямую с количеством заболевших в том или ином регионе. Я знаю, что есть регионы, где все школы перешли в режим карантина. Это тот самый случай, когда нужно подстраховаться.

Оперативные штабы созданы во всех муниципальных образованиях, они есть на уровне регионов. На федеральном уровне оперативный штаб возглавляет вице-премьер правительства Татьяна Голикова .

Меры профилактики вирусных инфекций.

Один дома

- Итак, школа объявляет карантин. И возникает такая ситуация: ребенок третьего класса вынужден оставаться дома один, потому что мама, например, продавец и не может сидеть с ним.

- Я хочу обратить внимание: не вся школа уходит на карантин. Ограничивается проведение образовательного процесса в стенах школы. Но при этом учителя находятся на рабочих местах…

- То есть, для учителей карантина нет?

- Нет. Если сам учитель не болеет, он приходит на работу и выполняет свои обязанности. Он ведет уроки в дистанционном формате. Он работает с ребятами индивидуально. Сейчас это тоже можно сделать онлайн. И если в семье складывается ситуация, что родителю не с кем оставить ребенка, школа не вправе отказать принять ученика на период рабочего времени школы. Она должна организовать ему там и занятия, и времяпровождение.

Ресурсы для работы дистанционно

- У нас и раньше были эпидемии гриппа. Почему тогда министерство не предлагало школам перейти на онлайн-образование?

- Школы уже несколько лет активно используют онлайн-образование. Мы и в этом, и в прошлом годах в некоторых регионах переживали серьезные эпидемии гриппа. И школы применяли дистанционные технологии для обучения. В такой технологии нет ничего нового.

С августа 2017 года действует приказ министра образования и науки о том, как можно и нужно использовать дистанционные образовательные технологии в обучении, - продолжает Виктор Басюк . - Сегодня в каждом регионе есть платформы, на которых размещаются электронные дневники и электронные журналы. Они позволяют осуществлять взаимодействие между учителем, ребенком и родителем. Есть приложения для смартфонов, через которые организуется связь с учеником и учителем. Есть возможность через интернет отправить ребенку раздаточный материал и проследить, как он освоил ту или иную тему.

- И есть платформы, где выложены уроки по всей школьной программе…

- В первую очередь это Российская электронная школа. Здесь размещены все уроки начальной и основной школы по каждой теме. Ими могут пользоваться как родители, так и ученики, и учителя.

- Там есть видео, есть задания. Но на этот сайте ученик не может получить обратную связь?

- Обратную связь должен дать учитель. Например, дистанционно проходят тему по литературе. Учитель говорит школьникам, какой урок на портале РЭШ нужно посмотреть, а потом по этому занятию высылает домашние задания.

Как организован контроль

- Весь материал, который выкладывается на образовательном ресурсе, должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам и примерным образовательным программам. Их должны готовить лучшие специалисты.

Например, чтобы урок попадал на портал Российской электронной школы, он проходил тройную экспертизу - учителя, методиста и психолога. Я думаю, что и другие ресурсы тоже серьезно относятся к своему контенту.

Про мотивацию

- Нет ли опасности, что карантин школьники воспримут просто как продолжение каникул? Не все ребята и в классе горят учиться…

- Многое зависит от того, как организовано промежуточное оценивание. Учитель не просто должен дать задание и сказать, на каком ресурсе его можно найти. Должна быть система, отслеживающая результат дистанционного обучения ребенка. Включенность родителей в этот процесс.

Подчас бывает, что на дистанционном обучении дети занимаются лучше. Они выбирают тот ресурс, где уроки им больше понятны. Они могут идти собственным темпом. Ну и учеба за компьютером им привычна.

Про компьютерную грамотность учителей

- Я знаю, что многие учителя, особенно старшего возраста, по привычке возятся с бумажками и не очень жалуют компьютер.

- Готов дать рецепт такому учителю. Возьмите в союзники детей. Они помогут организовать работу за компьютером и будут вместе учиться пользоваться этими сервисами.

Важно, что Россия – среди стран-лидеров по развитию технологий онлайн обучения. У нас уже работают несколько крупных образовательных платформ, здорово сделанных технически и организованных так, чтобы школьнику было интересно на них заниматься.

- Портал состоит из двух частей - есть библиотека видеоуроков, которые мы много лет накапливали, и домашняя школа, - рассказывает гендиректор портала Павел Арсеньев . -Если ученик заболел, поехал на соревнования и пропустил несколько тем - он может их открыть и пройти. Есть три формата: самостоятельный, с учителем (включает проверку домашних заданий, консультации) и с официальным зачислением в школу-партнёр.

Видеоуроки готовят десятки учителей и методистов. Так, эффективные курсы по физике, алгебре и геометрии за 7-10 классы — наша гордость. Вместо 50 уроков, как в обычной школе, каждый из этих курсов укладывается всего в 15, и при этом не теряет в содержании и полностью соответствует ФГОСам.

У нас, например, есть такой сервис, как персональный наставник. Это человек, который регулярно созванивается и мотивирует ребенка учиться, рассказывает родителю о его успехах.

Доступ ко всем видеоурокам портала, а их несколько тысяч, бесплатный.

- В проекте Яндекс -учебник собраны задания по математике и русскому с 1 по 5 класс, - рассказывает директор по продукту Яндекс-учебники Евгений Лурье. - Если нужно отработать предметные навыки, например, прорешать задания по математике по определенной теме или научиться отличать подлежащее от сказуемого в русском языке - наша платформа для помогает в этом. Мы старались, чтобы в сервисе были задания из разных программ, потому что у нас в школе занимаются по нескольким программам.

Яндекс-учебник - бесплатный сервис.

Одна крупнейшая отечественная образовательная онлайн-платформа. Школьные предметы тут изучают в интерактивной форме, помогая создавать собственную траекторию обучения.

- Мы понимаем, что сейчас нужно учителям и ученикам оказать дополнительную помощь в организации дистанционного обучения, - рассказывает руководитель направления по взаимодействию с учителям платформы Екатерина Латыпова . – Да, Учи.ру как был, так и остается бесплатным для проведения школьных занятий, занятий с учителем и учителем с учениками.

Сейчас мы еще запускаем бесплатные онлайн-уроки, которые ведут учителя или методисты Учи.ру для всех учеников начальных классов. Начиная с 23 марта с понедельника по четверг математика, русский, английский язык, окружающий мир – будут начинаться в определенное время для всей страны. Мы понимаем, какие темы изучаются в конце третьей четверти.

Второй важный инструмент, который мы оперативно адаптировали и запускаем на сервисе Учи.ру, позволяет учителю самому вести онлайн-урок, если у него есть опыт работы дистанционно с группой детей. Он сможет рассказывать урок, показать презентацию, делать записи виртуальным маркером.

И третье – мы проводим бесплатную дистанционную подготовку к ОГЭ для всех детей страны.

На период карантина, связанного с коронавирусом, мы открыли специальную линию поддержки. Любой пользователь может обратиться за помощью или советом по организации дистанционного обучения.

Михаил Делягин: Если есть угроза по распространению коронавируса - надо запрещать посещение учебных заведений, а не вводить режим по желанию

Вирусолог – врач, специализирующийся на изучении вирусов: морфология, эволюция, генетика, вопросы экологии. Объект исследования науки – вирусы, поражающие людей и животных. Профессия подходит тем, кого интересует химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Вирусология – это раздел микробиологии, разделяющийся на 3 группы:

  • общая, изучающая принципы размножения, строение, происхождение вирусов в природе, а также механизм их взаимодействия с клеткой хозяина;
  • частная, объект исследования которой – определенные группы вирусов;
  • молекулярная, изучающая эволюцию вирусов, природу устойчивости живых организмов к рассматриваемой группе заболеваний, иные вопросы.

Врачи, выбравшие одно из этих направлений, занимаются научно-исследовательской работой, диагностикой. Существование вируса впервые было доказано в XIX веке русским микробиологом Л. И. Ивановским, что повернуло ход развития мировой медицины. Например, массовая вакцинация населения, проводимая в XX веке, остановила эпидемию оспы, которая унесла жизни более чем 300 млн. людей. Сегодня этот метод позволяет бороться с корью, ветряной оспой и иными острыми вирусными заболеваниями.

Особенности профессии

Современный вирусолог проводит исследования в лабораториях, он великолепно знает химию, молекулярную биологию, биохимию и генетику, а также лабораторную диагностику. Вирусологи – специалисты широкого профиля, которые имеют следующие обязанности:

  • используют проверенные диагностические и аналитические методики исследований;
  • внедряют новую аппаратуру;
  • консультируют коллег по всем вопросам, касающимся вирусологии;
  • занимаются разработкой рекомендаций для безопасной транспортировки биологического материала в лаборатории;
  • выполняют разработку, проведение клинических испытаний и внедрение противовирусных вакцин. Изучают их воздействие на живые организмы;
  • работают со статистическими и аналитическими данными;
  • контролируют качество проведенных исследований, а также диагностических мероприятий, последующего лечения пациентов.


Сфера их интересов – все виды вирусов, наиболее часто эти врачи взаимодействуют со следующими группами заболеваний:

  • краснуха, корь, ветряная оспа;
  • ротавирусные, арбовирусные, аденовирусные и энтеровирусные инфекции;
  • вирусные гепатиты, бешенство;
  • ВИЧ, ГЛПС, грипп;
  • особо опасные вирусы, к которым сегодня относится лихорадка Эбола.

Вирусологи чаще взаимодействуют не с людьми и животными, а с биологическим материалом. Современные методы дезинфекции, защитные средства минимизируют риск инфицирования. Работа очень интересная, она имеет огромное социальное значение, позволяя ежегодно спасать миллионы жизней, предупреждать осложнения, обеспечить нормальное течение беременности у пациенток, страдающих от вышеперечисленных заболеваний.

Плюсы и минусы профессии

  1. Современные методы исследований, оборудование позволяют каждому вирусологу сделать значимое научное открытие.
  2. Постоянное повышение квалификации, огромные возможности для профессионального роста.
  3. В вирусологах заинтересованы отечественные и зарубежные медицинские клиники, лаборатории, фармакологический сектор.
  4. Молодые врачи легко находят работу.
  1. Вирусологи постоянно находятся в группе риска, ведь несоблюдение техники безопасности и должностных обязанностей может повлечь за собой инфицирование.
  2. Ответственность за жизни пациентов.
  3. Ненормированный рабочий день в случае экстренных ситуаций.
  4. Общественное давление на вирусологов, которых нередко незаслуженно обвиняют во всех бедах – от быстрого распространения инфекций до неэффективных вакцин.


Важные личные качества

Вирусология является очень важной наукой, поэтому врачи, выбравшие эту сферу, должны быть готовы посвятить работе всю свою жизнь. Недопустима халатность, отсутствие полной концентрации внимания, брезгливость. Важны такие черты характера:

  • повышенная аккуратность,
  • педантичность,
  • склонность в монотонной работе,
  • альтруизм,
  • внимательность,
  • аналитическое мышление.

Обучение на вирусолога

Код направления подготовки - 32.08.13 (ординатура)

Вирусологи, как и другие врачи, проходят обучение в отечественных вузах в течение 6 лет. Для освоения этой профессии необходимо иметь специалитет по одной из нижеперечисленных специальностей (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 N 707н):

При поступлении абитуриенты сдают ЕГЭ по химии, а также русскому языку, биологии, физике, профильной математике. Перечень экзаменов зависит от выбранного вуза и направления подготовки. После освоения одной из вышеперечисленных специальностей будущий медицинский работник поступает в ординатуру, где обучается еще 2 года. В целом срок обучения составляет 8 лет, еще 1-2 года уходят на получение практических навыков.

Как организовать обучение школьников, если они на карантине

- Виктор Стефанович, давайте разберемся: что означает рекомендация федерального министерства. Как на нее должны отреагировать в регионах, в школах?

- По сути – это просьба, обращение к регионам оценить у себя особенности санитарно-эпидемиологической ситуации. И, если власти города, муниципалитета, руководство школы понимают, что есть хотя бы минимальный риск для здоровья детей, мы рекомендуем переходить на обучение в режиме онлайн. Сегодня созданы все условия для того, чтобы учебный процесс проходил в дистанционном режиме.

- То есть ответственность несет учредитель образовательного учреждения?

- Есть какие-то критерии, исходя из которых школа понимает – нужно объявлять карантин? Например, в городе диагностировано столько-то людей с коронавирусом и все – мы перестаем учиться в классах. Хотя, на мой взгляд, сейчас гораздо больше заболевших сезонным гриппом и ОРВИ.

- Мы ежедневно мониторим ситуацию, все регионы информируют нас о количестве заболевших ребят, об ограничениях образовательного процесса, о количестве школ, которые объявили карантин. Сейчас действительно ребята в основном болеют гриппом.

Но, как вы понимаете, нас беспокоит и распространение коронавирусной инфекции. Сегодня все предпринимаемые меры, скорее, направлены на профилактику заболеваемости и не связаны напрямую с количеством заболевших в том или ином регионе. Я знаю, что есть регионы, где все школы перешли в режим карантина. Это тот самый случай, когда нужно подстраховаться.

Оперативные штабы созданы во всех муниципальных образованиях, они есть на уровне регионов. На федеральном уровне оперативный штаб возглавляет вице-премьер правительства Татьяна Голикова .

Меры профилактики вирусных инфекций.

Один дома

- Итак, школа объявляет карантин. И возникает такая ситуация: ребенок третьего класса вынужден оставаться дома один, потому что мама, например, продавец и не может сидеть с ним.

- Я хочу обратить внимание: не вся школа уходит на карантин. Ограничивается проведение образовательного процесса в стенах школы. Но при этом учителя находятся на рабочих местах…

- То есть, для учителей карантина нет?

- Нет. Если сам учитель не болеет, он приходит на работу и выполняет свои обязанности. Он ведет уроки в дистанционном формате. Он работает с ребятами индивидуально. Сейчас это тоже можно сделать онлайн. И если в семье складывается ситуация, что родителю не с кем оставить ребенка, школа не вправе отказать принять ученика на период рабочего времени школы. Она должна организовать ему там и занятия, и времяпровождение.

Ресурсы для работы дистанционно

- У нас и раньше были эпидемии гриппа. Почему тогда министерство не предлагало школам перейти на онлайн-образование?

- Школы уже несколько лет активно используют онлайн-образование. Мы и в этом, и в прошлом годах в некоторых регионах переживали серьезные эпидемии гриппа. И школы применяли дистанционные технологии для обучения. В такой технологии нет ничего нового.

С августа 2017 года действует приказ министра образования и науки о том, как можно и нужно использовать дистанционные образовательные технологии в обучении, - продолжает Виктор Басюк . - Сегодня в каждом регионе есть платформы, на которых размещаются электронные дневники и электронные журналы. Они позволяют осуществлять взаимодействие между учителем, ребенком и родителем. Есть приложения для смартфонов, через которые организуется связь с учеником и учителем. Есть возможность через интернет отправить ребенку раздаточный материал и проследить, как он освоил ту или иную тему.

- И есть платформы, где выложены уроки по всей школьной программе…

- В первую очередь это Российская электронная школа. Здесь размещены все уроки начальной и основной школы по каждой теме. Ими могут пользоваться как родители, так и ученики, и учителя.

- Там есть видео, есть задания. Но на этот сайте ученик не может получить обратную связь?

- Обратную связь должен дать учитель. Например, дистанционно проходят тему по литературе. Учитель говорит школьникам, какой урок на портале РЭШ нужно посмотреть, а потом по этому занятию высылает домашние задания.

Как организован контроль

- Весь материал, который выкладывается на образовательном ресурсе, должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам и примерным образовательным программам. Их должны готовить лучшие специалисты.

Например, чтобы урок попадал на портал Российской электронной школы, он проходил тройную экспертизу - учителя, методиста и психолога. Я думаю, что и другие ресурсы тоже серьезно относятся к своему контенту.

Про мотивацию

- Нет ли опасности, что карантин школьники воспримут просто как продолжение каникул? Не все ребята и в классе горят учиться…

- Многое зависит от того, как организовано промежуточное оценивание. Учитель не просто должен дать задание и сказать, на каком ресурсе его можно найти. Должна быть система, отслеживающая результат дистанционного обучения ребенка. Включенность родителей в этот процесс.

Подчас бывает, что на дистанционном обучении дети занимаются лучше. Они выбирают тот ресурс, где уроки им больше понятны. Они могут идти собственным темпом. Ну и учеба за компьютером им привычна.

Про компьютерную грамотность учителей

- Я знаю, что многие учителя, особенно старшего возраста, по привычке возятся с бумажками и не очень жалуют компьютер.

- Готов дать рецепт такому учителю. Возьмите в союзники детей. Они помогут организовать работу за компьютером и будут вместе учиться пользоваться этими сервисами.

Важно, что Россия – среди стран-лидеров по развитию технологий онлайн обучения. У нас уже работают несколько крупных образовательных платформ, здорово сделанных технически и организованных так, чтобы школьнику было интересно на них заниматься.

- Портал состоит из двух частей - есть библиотека видеоуроков, которые мы много лет накапливали, и домашняя школа, - рассказывает гендиректор портала Павел Арсеньев . -Если ученик заболел, поехал на соревнования и пропустил несколько тем - он может их открыть и пройти. Есть три формата: самостоятельный, с учителем (включает проверку домашних заданий, консультации) и с официальным зачислением в школу-партнёр.

Видеоуроки готовят десятки учителей и методистов. Так, эффективные курсы по физике, алгебре и геометрии за 7-10 классы — наша гордость. Вместо 50 уроков, как в обычной школе, каждый из этих курсов укладывается всего в 15, и при этом не теряет в содержании и полностью соответствует ФГОСам.

У нас, например, есть такой сервис, как персональный наставник. Это человек, который регулярно созванивается и мотивирует ребенка учиться, рассказывает родителю о его успехах.

Доступ ко всем видеоурокам портала, а их несколько тысяч, бесплатный.

- В проекте Яндекс -учебник собраны задания по математике и русскому с 1 по 5 класс, - рассказывает директор по продукту Яндекс-учебники Евгений Лурье. - Если нужно отработать предметные навыки, например, прорешать задания по математике по определенной теме или научиться отличать подлежащее от сказуемого в русском языке - наша платформа для помогает в этом. Мы старались, чтобы в сервисе были задания из разных программ, потому что у нас в школе занимаются по нескольким программам.

Яндекс-учебник - бесплатный сервис.

Одна крупнейшая отечественная образовательная онлайн-платформа. Школьные предметы тут изучают в интерактивной форме, помогая создавать собственную траекторию обучения.

- Мы понимаем, что сейчас нужно учителям и ученикам оказать дополнительную помощь в организации дистанционного обучения, - рассказывает руководитель направления по взаимодействию с учителям платформы Екатерина Латыпова . – Да, Учи.ру как был, так и остается бесплатным для проведения школьных занятий, занятий с учителем и учителем с учениками.

Сейчас мы еще запускаем бесплатные онлайн-уроки, которые ведут учителя или методисты Учи.ру для всех учеников начальных классов. Начиная с 23 марта с понедельника по четверг математика, русский, английский язык, окружающий мир – будут начинаться в определенное время для всей страны. Мы понимаем, какие темы изучаются в конце третьей четверти.

Второй важный инструмент, который мы оперативно адаптировали и запускаем на сервисе Учи.ру, позволяет учителю самому вести онлайн-урок, если у него есть опыт работы дистанционно с группой детей. Он сможет рассказывать урок, показать презентацию, делать записи виртуальным маркером.

И третье – мы проводим бесплатную дистанционную подготовку к ОГЭ для всех детей страны.

На период карантина, связанного с коронавирусом, мы открыли специальную линию поддержки. Любой пользователь может обратиться за помощью или советом по организации дистанционного обучения.

Михаил Делягин: Если есть угроза по распространению коронавируса - надо запрещать посещение учебных заведений, а не вводить режим по желанию

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.