Вирус леонардо да винчи

Международное исследование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) показало, что российские дети читают лучше всех в мире,— они обошли Сингапур, Гонконг и еще 47 стран. Экзамен сдавали учащиеся 4-х классов: они подробно отвечали на вопросы к двум текстам, художественному и научно-популярному. Мы предлагаем вам проверить своего ребенка с помощью образца задания, предоставленного Рособрнадзором. В одних заданиях потребуется просто выбрать правильный вариант, в других — дать собственный развернутый ответ. В таких случаях вы сможете увидеть комментарий эксперта.

На выполнение этого задания ребенку дается 40 минут

Леонардо да Винчи: человек, опередивший свое время

Хотя Леонардо был полон новых идей, он не воплотил многое из того, что было на его рисунках. В одной из его записных книжек есть рисунок человека с парашютом. Эта идея была воплощена в жизнь только через 300 лет, в 1783 году, когда один француз стал первым человеком, спустившимся на землю с парашютом. Другое изобретение было основано на изучении Леонардо человеческого тела и его интересе к тому, как оно двигается. У Леонардо много рисунков, на которых изображены руки, ноги и другие части тела, он фактически спроектировал механического человека — робота! Этот робот мог сидеть прямо, махать руками, двигать головой, открывать и закрывать рот. Леонардо да Винчи умер в 1519 году. Он был поистине человеком, который опередил свое время.

Вопросы: Леонардо да Винчи

1.Кем был Леонардо да Винчи?

2.Какой опыт, полученный Леонардо да Винчи в детстве, мог помочь ему стать изобретателем?

A. путешествие в Париж со своим отцом

B. наблюдение за животными и насекомыми

C. посещение художественных музеев

D. смешивание красок для получения нужных цветов

3.Чем был знаменит Верроккьо?

80% российских учащихся правильно ответили на поставленный вопрос (средний международный результат — 62%).

4.Чему научился Леонардо да Винчи у Верроккьо? Приведи два примера. Объясни, как эти знания помогли ему в дальнейшей жизни.

A. Он хотел узнать как можно больше

B. У него было много идей создания различных механизмов

C. Он был талантливым художником и скульптором

D. Он имел свое представление о будущем

6.Почему записные книжки Леонардо да Винчи важны для людей в наши дни?

Комментарии эксперта: Более половины текста о Леонардо да Винчи посвящены его записным книжкам. Описываются отдельные изобретения, приводятся общие утверждения о ценности записных книжек великого мастера. Однако отвечая на вопрос, читатель должен не просто пересказывать фрагменты текста, а установить связь между текстовыми сообщениями о записных книжках Леонардо и их ценностью для нас.

Вот примеры ответов, которые принимаются (оцениваются одним баллом):

— Они показывают, как он изобретал свои изобретения.

— Благодаря им мы можем знать немного больше о нем.

— Для воссоздания его изобретений.

Не принимаются (оценка — 0 баллов) ответы, в которых не прослеживается связь между заметками Леонардо и их важностью для современных людей. Например:

— Они показывают, как хорошо он умел рисовать.

— Потому что он был знаменитым.

— Потому что он изобрел некоторые вещи.

Получили 1 балл за выполнение задания 59% российских учащихся (средний международный результат — 46%).

7.Почему Леонардо да Винчи не увидел, как большинство его изобретений были использованы в жизни?

A. Он был занят, изобретая множество новых вещей

B. Он был художником, а не только изобретателем

C. Он умер до того, как они были воплощены

D. Он никому не разрешал воплощать их

8.Приведи один пример того, что Леонардо да Винчи изучал в природе. Объясни, как это помогло ему в его изобретениях.

9. В каком году был впервые использован парашют?

11. Какой из следующих заголовков мог бы стать другим подходящим названием для этой статьи?

A. Леонардо да Винчи — знаменитый мастер по металлу

B. Леонардо да Винчи — человек, который жил в Италии

C. Леонардо да Винчи — знаменитый художник

D. Леонардо да Винчи — человек, у которого много идей

Комментарии эксперта: Суждение о том, насколько заголовок соответствует общему смыслу текста,— одна из задач, которые требуют умения оценивать содержание и форму текста. В данном случае задача осложняется тем, что дистракторы В и С содержат совершенно справедливые утверждения, которые, однако, не выражают главного смысла текста. Иными словами, отвечая на вопрос, читатель должен разграничить все то, что он знает о герое рассказа, и то, что именно сообщается в тексте. С этой задачей успешно справились 84% российских школьников. Средний международный показатель — 69%.

12. Что автор думает о Леонардо да Винчи? Воспользуйся тем, что ты прочитал в статье, чтобы пояснить свою мысль.

Способности Леонардо да Винчи потрясают по сей день. Ходят легенды, что он был посланником внеземных цивилизаций и мог перемещаться по параллельным мирам. А чем еще можно объяснить его невероятные способности?


1) Леонардо был одновременно художником, скульптором, инженером, изобретателем, филологом, химиком, провидцем, ученым, одним из лучших певцов своего времени, композитором, создателем музыкальных инструментов, архитектором, модельером, фехтовальщиком и наездником.


3) Леонардо да Винчи спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая тем самым свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

4) В его дневниках сохранились наброски птиц в полете, для выполнения которых требовались, по крайней мере, возможности замедленной фото-видео-съемки.


5) Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы ученые бьются уже много лет. Кому-то выражение ее лица кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается!


Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется.

Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект. Один ученый даже обнаружил у Моны Лизы симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Есть и версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо да Винчи оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Говорят… …что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

Леонардо да Винчи много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо да Винчи запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и закричал:

– Я уже видел эту картину раньше!

– Когда? — удивился Леонардо. – Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

7) Леонардо обладал даром предвидения. В 1494-м году он сделал серию записей, которые рисуют картины грядущего мира, многие из них уже сбылись, а другие сбываются сейчас.

"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – речь здесь, несомненно, идет о телефоне.

"Люди будут ходить, и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом.

8) Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, которые ставят исследователей в тупик. Может, вам удастся их разгадать?

"Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни".

"Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники".


Вот одно из предсказаний Леонардо (чаще всего он записывал их вместе с правильными ответами):

— Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, что предназначались для поддержания их жизни.



А вот созвучная загадка-предсказание Леонардо:

— Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни,и владения и пойдет жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это есть средство подружиться с Богом.

Правильный ответ: О церквах и жилищах монахов.


А вот не менее жуткая загадка да Винчи:

— Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте длиннейшие змеи сражаются с птицами.

Правильный ответ: Об ужах, уносимых аистами.

Итак, вы уже поняли, что представляют собой предсказания Леонардо да Винчи и как нужно мыслить, чтобы их разгадать. Вообразите себя высокопоставленным гостем при дворе Лодовико Сфорца и приступайте. Правильные ответы будут приведены в конце. Но не спешите туда заглядывать.

1. Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу.

2. Люди будут с удовольствием видеть, как разрушаются и рвутся их собственные творения.

3. Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства.

4. Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами.

5. Волы будут в значительной мере причиной гибели городов, и точно так же лошади и буйволы.

6. Многие дети будут безжалостными побоями исторгнуты из собственных объятий их матерей, брошены на землю и потом растерзаны.

7. Леса породят детей, которые будут причиной их смерти.

8. Мертвые выйдут из-под земли и своими грозными движениями сживут со света бесчисленные человеческие создания.

9. Людям будут оказываться величайшие почести и торжества без их ведома.

10. Люди будут обращаться с речью к людям, которые не будут слышать, у них будут открытые глаза, и они не будут видеть; с такими они будут говорить, и им не будет ответа; они будут просить милости у тех, кто, имея уши, не слышит; они будут светить тем, кто слеп.

11. Люди дойдут до такой неблагодарности, что тот, кто дает им пристанище без всякой мзды, будет осыпан ударами, и внутренние его части оторвутся от своего места и будут переворачиваться по всему его телу.

12. Видно будет, как высокие стены больших городов опрокинулись в свои рвы.


Предвестник (Леонардо да Винчи при дворе Лодовико Сфорца) Элеонора Фортескье-Бриккдал, 1920 На картине вверху Леонардо да Винчи демонстрирует свое очередное изобретение Людовико Сфорца. Сидит его жена, Беатриче д’Эсте. За ней стоит фаворитка Лодовико Сфорца Чечилия Галлерани, увековеченная в образе дамы с горностаем. А еще дальше Элизабетта Гонзага. Возможно, в один из подобных приемов загадывались загадки, которые только что разгадывали вы.

Правильные ответы на загадки Леонардо да Винчи:

3. О тушении свечи тем, кто ложится спать.

4. Мячи для игры.

5. Животные везут пушки.

6. Об орехах, маслинах, желудях, каштанах и им подобных.

7. Рукоятка топора.

8. Железо, извлеченное из-под земли, мертво, и из него изготовляется оружие,причиняющее смерть стольким людям.

9. О церковных службах, похоронах, и процессиях, и свечах, и колоколах, и присных.

10. О картинах святых, которым поклоняются.

11. О взбивании постели, чтоб ее поправить

12. Об отражении городских стен в воде их рвов.



Большинство своих записей Леонардо да Винчи делал странным способом: он писал левой рукой справа налево, при этом буквы были перевернуты. Человеку с обычным почерком приходилось бы читать такую надпись с помощью зеркала. Одни исследователи считают, что это был специальный шифр, который использовал ученый. Другие исследования подтверждают, что такой способ Леонардо просто находил более удобным.

При изучении работ да Винчи обнаружили, что у ученого были проблемы с чтением и письмом. Он часто пропускал или путал буквы, разделял слова, что является признаком дислексии.


Рисунок Леонардо да Винчи.

Наравне с рисованием Леонардо да Винчи увлекался и другими видами искусства. Есть многие подтверждения тому, что да Винчи практиковался в гончарном мастерстве. Некоторые исследователи считают, что это оставило свой след и на живописи: фигуры на его картинах показаны трехмерно и открываются со всех сторон, как будто вращаются на гончарном круге.

Леонардо был силен и в музыке. Он превосходно играл на лире и даже сделал свой усовершенствованный инструмент — в форме лошадиного черепа.


Леонардо да Винчи 13 лет служил распорядителем пиров при дворе герцога Миланского Лодовико Сфорца. Он составлял меню и придумывал блюда, старался упростить процессы приготовления. Его инженерному уму принадлежат такие изобретения, как вертел для мяса, штопор для левшей, прототип миксера и яйцерезки и многие-многие другие.

Искусство сервировки также не осталось без внимания да Винчи. Он ввел в обиход полотняные салфетки для вытирания рук. Раньше для этой цели использовали шкурки кроликов, поэтому, когда Леонардо предложил альтернативу, многие не понимали, как этим пользоваться: на салфетки садились, игрались ими, сморкались в них.


Мечта о полете всегда преследовала Леонардо да Винчи. Сначала изобретатель исследовал птиц и старался сделать машину с крыльями: человек располагался в ней лежа и крутил педали, приводя в движение крылья. Затем Леонардо стал задумываться об идее планирующего полета. Так, в его чертежах обнаружили разработку дельтаплана и парашюта.

О прижизненных испытаниях аппаратов ничего не известно, но расчеты инженера оказались верны. В 2000 году прошло удачное испытание парашюта, сшитого по разработке Леонардо. А в 2002 году испытатели построили дельтаплан по чертежам да Винчи и смогли подняться на нем на высоту 10 метров и пролететь 17 секунд.


Наравне с желанием подняться в воздух да Винчи мечтал опуститься под воду. Леонардо разработал водолазный костюм. Он был сделан из свиной кожи, к нему крепился кожаный бурдюк для хранения воздуха. Инженер придумал маску со стеклами, на которой была установлена броня от хищных рыб. Да Винчи усовершенствовал и дыхательную трубку: он установил на верх пробковый круг, который не давал трубке тонуть.

Для удобного передвижения использовалась перчатка с перепонками — прототип современных ласт. И опять все разработки оказались пригодными. Уже в наши дни ныряльщик смог погрузиться в пруд в костюме от Леонардо и продержаться под водой несколько минут.


Леонардо да Винчи увлекался и анатомией. Художник получил разрешение проводить анатомические вскрытия в местном госпитале. Так получился целый сборник анатомических тетрадей с подробным описанием человеческого тела. В своих записях да Винчи пытался понять, как устроены мышцы человека, и размышлял над созданием протезов.

В 2008 году по эскизам Леонардо был сделан протез ноги из металлических проволок, которые, по мнению ученого, больше всего напоминали человеческие мышцы. А кардиохирург Фрэнсис Уэллс переосмыслил подход к оперированию клапана сердца. Вдохновленный работами да Винчи, он придумал новый метод и успешно прооперировал свыше 80 пациентов.


Леонардо да Винчи жил в не самое мирное время, а значит, военные разработки не могли обойти его стороной. В своих дневниках инженер писал, что ненавидит войну и машины для убийств, но его авторству принадлежат многие военные разработки. Конечно, это были не полноценные орудия, но они точно обогнали военную мысль своего времени.


Леонардо да Винчи также первым установил, что лунный свет — это отраженный свет Солнца, и описал явление, называемое пепельный цвет Луны. Это эффект, когда вся поверхность лунного диска видна, несмотря на то что освещенная Солнцем часть совсем мала. Леонардо да Винчи сделал верное предположение, что свет на спутник отражает наша планета.


Сегодня ученые сомневаются, что те рисунки, которые долгое время считались автопортретами мастера, на самом деле изображают его. Несмотря на все то огромное наследие, которое оставил Леонардо да Винчи своим потомкам, как выглядел художник, ученый и инженер, доподлинно неизвестно.

В селении Анкиано, близ маленького городка Винчи, расположенного между Эмоли и Пестойей, 15 апреля 1452 года родился Леонардо ди сер Пьеро д'Антонио. Его отец, нотариус Пьеро да Винчи, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение, отец признал маленького Леонардо, воспитал его и дал образование. Леонардо с детства страдал правосторонним спастическим гемипарезом, одной из разновидностей ДЦП, нетяжелая форма. Он хромал на правую ногу и не мог полноценно пользоваться правой рукой, потому и писал, и рисовал левой. В 1469 году, через год после смерти деда Антонио, вся отцовская семья переехала во Флоренцию.

Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу, одному из самых разносторонних и известных во Флоренции мастеров — скульптору, ювелиру и живописцу, Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи.

В 1466 году Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо да Винчи. Очень скоро ему суждено было превзойти прославленного учителя. Верроккьо часто выполнял работу для Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции. После сотен лет рабства и религиозных предрассудков, наконец настало время возрождения для изучения наук. Европа оставила Средние века и годы феодализма и много людей переезжало из деревень в города. Благодаря этим изменениям Флоренция, этот замечательный город, заполнился художниками и купцами. Ренессанс достиг и мастерской Верроккьо, в которой рука об руку трудились художники, скульптуры и кузнецы, производившие великолепные механические поделки и музыкальные инструменты, и даже ремонтировавшие всевозможные предметы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника.

Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким набором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико — скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что более-менее не пострадало — это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.

Он хочет познать тайны и силы природы, подчас зловещие, смертоносные. Через полное познание природы хочет стать ее властителем. В своих поисках он преодолевает отвращение и страх.

Страсть к фантастическому характерна для Леонардо да Винчи — от отроческих лет и до самой смерти. И когда эта мощь наполняла все его существо, он творил великие дела.

В этот период Леонардо, вероятно, некоторое время находился под влиянием Боттичелли.

Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина.

Чем совершеннее человек, тем глубже его любовь.
Только познавший себя может любить умудрёно.
Только ему и дано вымерить труд по плечу.
Леонардо да Винчи.

Некоторые исследователи, всерьёз склонны считать Леонардо посланником развитой внеземной цивилизации, или путешественником во времени, другие – жителем параллельного мира. Слишком хорошо знал он мирские дела и будущее. Ни до, ни после него не существовало подобного универсального человека. Гениального абсолютно во всех областях. Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания. Их – более пятидесяти! Многие сокрушаются, что родился Мастер не в своё время.

1466г. - В четырнадцатилетнем возрасте, Леонардо отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андрея Вероккио. Там и сложились его первые интересы. Вероккио был экспериментатором. Музыкант, живописец, ваятель и ювелир. Рядом с его мастерской находилась мастерская другого флорентийского художника Антонио Поллайоло, который производил рассечение трупов, но, только лишь для того, чтобы изучить суставы и мускулы. В те же годы, скрупулёзно изучал анатомию и Беноццо Гоццоли, ещё один флорентийский художник. В таком вот обществе, среди мастеров-экспериментаторов рос и развивался молодой Леонардо. Там он изучил черчение, химию, металлургию, работу с гипсом, кожей и металлом, обучался гуманитарным наукам и техническим навыкам. Занимался рисованием, скульптурой и моделированием. Марсилио Фичино, ведущий мыслитель того времени гордо писал: - Наш век, наш золотой век вернул к жизни свободные искусства, почти совершенно уничтоженные. И произошло это во Флоренции!

Откуда этот несусветный бред по тем временам? Один за другим, в виде столбца, появляются в его рукописях вопросы:
- Откуда моча?
- Почему рвота?
- Откуда боли в боку?
- Слёзы.
- Чихание.
- Дрожание.
- Падучая болезнь.
- Почему молния убивает человека, а не ранит его? Почему, если бы человек сморкал нос, когда его ударило молнией, он не умер бы?

Откуда знал? Видел? Умирал? Тестировал? Как он мог тогда в этом признаться. Не спасло бы никакое возрождение. Вздёрнули бы, колесовали и сожгли. А потомки ближайших столетий презрительно воспринимали бы как. ну вы догадываетесь.


Поражали и его внешние данные: строен, высок, лицом прекрасен, многие называли его ангелом. При этом обладал нечеловеческой силой, одной левой гнул подкову. Абсолютно контролировал свои чувства, не проявляя обычных человеческих эмоций. Современники отмечали, что от него веет холодом бесчувствия. Он никого не ненавидел, но никого и не любил. Уровень его сознания отличался не только от уровня современников, но и от человеческого вообще. Чтобы обострить своё восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, превосходящие современную нейролингвистику. Знал ли он ключ к тайнам человеческой психики? У него была своя особая формула сна – каждые 4 часа он спал по 15 минут. Полтора часа в сутки! Остальные 22,5 часа – творил. Это сегодня известно, что после сна трудоспособность человека увеличивается в десять раз.

- Вы работаете уже много месяцев, а работа не движется.
- Движется. Я стремлюсь к совершенству.


Что бы ни говорили различные историки, но по прошествии пятисот лет после смерти великого Мастера именно его художественный гений выдержал испытание временем. Сегодняшние специалисты нашли целых 52 документа, содержащие отпечатки пальцев Леонардо. С их помощью, составляя отдельные детали, учёные сумели собрать воедино два отпечатка – левого указательного и левого большого пальцев.
Директор музея Леонардо да Винчи – Алессандро Веззоци:

- Мастер часто работал, когда ел. Использовал пальцы вместо кисти. Не исключено, что отпечатки позволят установить, что именно он ел.

Грюйе в конце 19 века сказал: - Скоро уже четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней.

Биограф Джорджо Вазари: - В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.

Философ А.Ф. Лосев: - Мона Лиза с её бесовской улыбочкой. Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчётливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть.

Борис Виппер: - Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит. Мы ощущаем присутствие существа наделённого разумом, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа.


Современные учёные неистово анализируют таинственный портрет. Компьютерная программа Urbana-Champaign, созданная учёными из Нидерландов и США, проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций – Мона Лиза на картине на 83% счастливая, на 9% - испытывает чувство отвращения, на 6% - полна страха и на 2% - злая.

А теперь, возьмите лупу и рассмотрите каждый глаз ОТДЕЛЬНО. Один смотрит на вас, другой – прямо в душу. Великий Гений пришёл к своей звезде? Отыскал душу и способ переноса?


К 1514-1515 гг. относят сейчас создание шедевра. До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше. Верили рассказу Вазари. Говорят, что именно модели Джоконды художник обязан своей смертью, поскольку сама модель оказалась биовампиром. За два года до смерти у Мастера онемела правая рука, он с трудом передвигался без посторонней помощи, а последний год жизни (1519) Леонардо провёл в постели.


Е-рун-да! Может картина ждёт именно вас? Или ещё полтысячи лет будет разыскивать подходящий сосуд, дабы вернуться в живой облик и закончить то, что было так интересно Мастеру.


Я думал, что учусь жить, а на самом деле – учился умирать.
Не жалейте бедного художника. Он может повелевать всем, что существует во вселенной.
Сначала он управляет своей мыслью – потом кистью.
Леонардо да Винчи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.