Урок что такое вирус

Разделы: Биология

Класс: 10

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;
  • Изучить строение и классификацию вирусов;
  • Изучить жизненный цикл вирусов;
  • Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.

  • Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;
  • Развивать коммуникативные умения учащихся;
  • Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;
  • Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;
  • Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология обучения: ИКТ-технология.

Ход урока

(приветствие, проверка готовности к уроку)

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Чем живое отличается от неживого?
  • Какими свойствами обладают живые организмы?
  • Что является основой любого живого организма?
  • Какая структура является носителем наследственной информации в клетке?

В ходе фронтальной беседы ученики исправляют и дополняют друг друга.

Цель нашей работы: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Какие задачи вы перед собой поставите, чтобы достичь этой цели? (учащиеся формируют задачи)

  • Познакомиться с историей появления и открытия вирусов;
  • Изучить особенности строения, жизнедеятельности вирусов, их классификацию и значение;
  • Познакомиться с особенностями строения вируса СПИДа и мерами профилактики этого заболевания.

Ребята, сегодня мы работаем следующим образом: перед вами лежит рабочий лист, где вы и будете вести все записи и выполнять все задания.

Положите рабочий лист перед собой и выполните задание №2, заполнив только 2 столбик.

1) В конце 19 века бактериология достигла больших результатов. В этот период были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза и других распространенных болезней. Однако причины возникновения других не менее опасных заболеваний (оспа, корь, грипп, др.) обнаружить не удавалось. Как вы думаете, почему? Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь? (правильно, о вирусах)

Сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяестся по планете вирус СПИДа. Почему это происходит?

Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

  • Вирусы – это вещества или существа?
  • Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

2) Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

(сообщение + презентация) 1 . В рабочих листах – задание №3.

На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:

Вирусы – это потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют более 4,5 млрд. лет.

Гипотеза №2

Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.

Гипотеза №3

В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что это по химической природе – это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.

Наука, изучающая вирусы – вирусология.

3) Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов? Самостоятельная работа по вариантам с использованием текста учебника, параграф 20. Результаты учащиеся заносят в таблицу, затем проверяем и обсуждаем полученные результаты. В рабочем листе – задание №4

В итоге у учащихся должна быть заполнена следующая таблица:

Сходство с живыми организмами Отличия от живых организмов Специфические черты вирусов
1. Размножение
2. Наследственность
3. Изменчивость
4. Приспособленность к меняющимся условиям среды
1. Не имеют клеточного строения
2. Не питаются
3. Не растут
4. Нет обмена веществ
5. Имеют форму кристалла, нет свойств живого
1. Маленькие размеры
2. РНК (ДНК) + капсид
3. Быстро размножаются
4. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей.
5. Внутриклеточные паразиты

Итак, вот основные этапы размножения вирусов:

  1. Вирус прикрепляется к клетке.
  2. Проникновение вируса в клетку. Вирус работает как своеобразный шприц (ДНК или РНК проникают внутрь клетки, а капсид остается снаружи).
  3. Размножение вируса. Вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина.
  4. Синтез вирусных белков, самосборка капсида.
  5. Выход вирусов из клетки.

Вирусы могут различаться

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа)
2. РНК-содержащие (корь, бешенство)
1. С высокой специфичностью (грипп свиней)
2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)
1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)
2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)
По химическому составу По специфичности По отношению к хозяину

  1. Вызывают различные заболевания
  2. Используются как метод борьбы с болезнетворными бактериями.
  3. Биологическое оружие.

6) Рассказ учителя о СПИДе.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ – вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками-мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клетки и клетки-нейроны, клетки кишечника.

Каковы пути передачи вируса? В рабочих листах у вас перечислены способы действия людей. Какие из них являются А) безопасными, Б) опасными, В) очень опасными?

В рабочем листе – задание №7.

Итак, ребята, давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Как вы считаете, все ли задачи нам удалось выполнить?

Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).

  1. Вирусы – это существа или вещества? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)
  2. Почему вирусы практически невозможно уничтожить? (быстро размножаются, мутируют, просто устроены, не имеют клеточного строения и т. п. )

В рабочих листах ответьте на вопросы теста.

Ребята, вернитесь к заданию №1 и заполните третий столбик.

Параграф 20, ответить на вопросы

Творческое задание: «Почему то, что поражает компьютер, тоже назвали вирусами?

Урок На уроке я Итог
Интересно Работал Понял материал
Не интересно Отдыхал Узнал много нового
скучно Помогал другим Не понял

Ребята, спасибо за урок! Вы сегодня хорошо поработали.

Сдайте, пожалуйста, рабочие листы.

1 Сообщения и презентации учащиеся готовят самостоятельно на 3-5 минут (консультация учителя желательна)


методическая разработка вирусы

Скачать:

Вложение Размер
презентация вирусы 483 КБ
урок вирусы 227 КБ

Подписи к слайдам:

Тема урока: Вирусы. Кто они - вещества или существа?

Вирус ( от лат. virus - яд) Вирус входит в царство VIRA . представляют собой простейшую форму жизни на Земле, занимая пограничное положение между неживой и живой материей.

Проблемный вопрос Зная, что вирус не имеет клеточного строения, как можно доказать - вирус живое существо или вещество?

Проблемный вопрос Почему трудно вести борьбу с вирусами- возбудителям различных заболевание и полностью их обезопасить?

Цель урока изучить строение вирусов; изучить значение вирусов; определить, что это-вещество или живое существо; познакомится с наиболее распространенными и опасными вирусными заболеваниями человека.

История открытия 1852 год, русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский открыл вирус табачной мозаики, получив инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

Характеристика вирусов Вирусы - внутриклеточные паразиты; маленькая молекулярная масса; не имеют клеточного строения и просто устроены; отсутствие рибосом; Не способны размножатся вне клетки; нет собственного обмена веществ вне клетки хозяина не проявляют признаков живого; могут кристаллизоваться; В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий; Вызывают опасные заболевания.

Справочная информация 1887г. Крым, плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались сложным абстрактным рисунком, растекавшимся по всему листу, словно окраска переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло убытки. На место происшествия был направлен молодой ученый. Однако задача оказалась весьма непростой.

Строение вируса Нуклеиновая кислота Химические вещества . ДНК РНК Белки Углеводы Липиды Капсид Вирионы разных вирусов: а–вирус оспа -вакцины; б–вирус простого герпеса человека, в–вирус гепатита В, г–аденовирус человека, д–вирус гриппа, е–вирус гепатита А, ж–бактериофаг лямбда Вирусы По строению: Простые или сложные Вирусы По составу: ДНК или РНК содержащие

Цикл развития вируса. Процесс адсорбции. Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки. Процесс инъекции . Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку или сам проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. Процесс редупликации. Самовоспроизведение молекул нуклеиновой кислоты из нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина. Процесс синтеза. Синтез вирусных белков и ферментов. Процесс самосборки вируса . Сборка вирусных частиц осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков, самосборка капсида. Процесс лизиса. Выход вирусных частиц из пораженной клетки; притом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у клеток животных, растений и грибов выпячивается оболочка клетки, и вирус выталкивается в окружающую среду.

Вирус иммунодифицита человека Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих

Значение вирусов. Заболевания человека корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес. Ребенок больной оспой Человек больной гриппом

У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство; насекомых - полиэдроз, грануломатоз . Вирус бешенства животных Значение вирусов. Заболевания животных

Значение вирусов. Заболевания растений у растений - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; наконец, у бактерий - их распад.

Домашнее задание Прочитать параграф учебника, ответить на вопросы к нему и составить и оформить синквейн на изучаемую тему. Подготовить сообщение, о вирусах используя ресурсы Интернет. Составить перечень сайтов Интернета, где можно найти информацию о вирусах; Приготовить презентацию, используя программные средства Microsoft Word , Microsoft Power Point

Ключевые слова конспекта: неклеточные формы жизни, царство вирусы, фаги (бактериофаги)

Вирусы являются неклеточной формой жизни и занимают пограничное положение между неживой и живой матерней. Вирусы — внутриклеточные паразиты и могут проявлять свойства живых opганизмов, только попав внутрь клетки.


Отличия вирусов от неживой природы:

  1. способность к размножению;
  2. наследственность и изменчивость

Отличия вирусов от клеточных организмов:

  1. не имеют клеточного строения;
  2. не проявляют обмена веществ и энергии (метаболизма);
  3. могут существовать только как внутриклеточные паразиты;
  4. не увеличиваются в размерах (не растут);
  5. имеют особый способ размножения;
  6. имеют только одну нуклеиновую кислоту — либо ДНК, либо РНК.


Вирусы существуют в двух формах:

  • покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются,
  • внутриклеточной, когда осуществляется размножение вирусов.

Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки капсида. Некоторые более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.) помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов. Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др.

В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двуцепочечной ДНК, одно- или двуцепочечной РНК.


При проникновении вируса внутрь клетки специальные белки вирусной частицы связываются с белками-рецепторами клеточной оболочки. В животную клетку вирус может проникать при процессах пино- и фагоцитоза, в растительную клетку — при различных повреждениях клеточной стенки.

Вирус подавляет существующие в клетке процессы транскрипции и трансляции. Он использует их для синтеза собственных нуклеиновой кислоты и белка, из которых собираются новые вирусы. После этого клеточные оболочки разрушаются и новообразованные вирусы покидают клетку, которая при этом погибает.


Бактериофаги (вирусы, паразитирующие на бактериях), как правило, не попадают внутрь клетки, так как этому препятствуют толстые клеточные стенки бактерий. Внутрь клетки проникает только нуклеиновая кислота вируса.


Полагают, что происхождение вирусов связано с эволюцией каких-то клеточных форм, которые в ходе приспособления к паразитическому образу жизни вторично утратили клеточное строение.

Вирусы способны поражать различные живые организмы. Первым открытым вирусом был вирус табачной мозаики, поражающий растения. Вирусную природу имеют такие заболевания животных и человека, как натуральная оспа, бешенство, энцефалиты, лихорадки, инфекционные гепатиты, грипп, корь, бородавки, многие злокачественные опухоли, СПИД и др. Кроме того, вирусы способны вызывать генные мутации.

Заболевания у животных • Бруцеллез
• Лейкоз
• Ящур
• Инфекционная анемия лошадей
• Рак крови кур
• Чума у свиней и птиц. И другие
Заболевания у растений • Табачная мозаика
• Карликовость
• Желтая сеть
• Пятнистая мозаика
Заболевания у человека • Оспа
• Гепатит
• Энцефалит
• Краснуха
• Бешенство
• Грипп
• Корь
• Полиомиелит
• Паротит (свинка)
• СПИД и др.


Вирус, вызывающий заболевание СПИДом (синдром приобретённого иммунодефицита), поражает клетки крови, обеспечивающие иммунитет организма. В результате больной СПИДом может погибнуть от любой инфекции. Вирусы СПИДа могут проникнуть в организм человека во время половых сношений, во время инъекций или операций при несоблюдении условий стерилизации. Профилактика СПИДа заключается в избегании случайных половых связей, использовании презервативов, применении одноразовых шприцев.


Естествознание, 11 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

- Какие существуют методы профилактики и лечения вирусных заболеваний, мероприятия по мониторингу распространения вирусных заболеваний?

- Какие существуют современные технологии сокращения негативного воздействия факторов среды?

- Каковы современные стратегии создания противовирусных препаратов?

- Какая связь существует между возникновением эпидемий гриппа и проведением вакцинации?

Глоссарий по теме:

Вирус – неклеточная форма жизни, состоящая из молекулы ДНК или РНК, окруженная белковым капсидом - оболочкой.

Паразитизм представляет собой взаимосвязь, при которой один из организмов (паразит) может использовать другой вид организмов (хозяина) как место обитания, и как постоянный источник питания, оказывая негативное влияние на хозяина.

Вирион – сформированная полностью инфекционная частица, которая способна заражать клетки.

Вакцинация (прививка) — это введение в организм антигенного материала для формирования иммунитета к болезни, который либо предотвратит процесс заражения или ослабит его последствия – например, вызовет протекание болезни в более легкой форме.

Штамм – это генетически однородное потомство микроорганизмов (используется по отношению к бактериям и иным микроорганизмам, но чаще употребляется в контексте исследования вирусов.

Резистентность – устойчивость вируса к определенному лекарственному препарату (его действующему веществу).

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 149-157.

2. Брюханов, А.Л. Молекулярная микробиология: Учебник для вузов / А.Л. Брюханов, К.В. Рыбак, А.И. Нетрусов. - М.: Изд. МГУ, 2011. – с. 67-89.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вирус – это неклеточная форма жизни, состоящая из молекулы ДНК или РНК, окруженная белковым капсидом. Вирусы по своей природе являются паразитами, поскольку паразитируют на живых клетках, используя их для размножения.

В настоящее время существует несколько теорий происхождения вирусов, однако ученые не пришли к единому мнению на этот счет. Наиболее поддерживаемой является гипотеза о том, что вирусы получили свое происхождения от молекулы нуклеиновой кислоты, которая приобрела способность реплицироваться и восстанавливаться в случае повреждений, независимо от клетки. Считается, что вирусы произошли от одноклеточных организмов, которые, перейдя к паразитическому образу жизни, существенно упростили свою организмами, редуцировав часть органелл.

Вирусы – это живые существа, которые не имеют клеточного строения. Наиболее мелкие вирусы достигают размера 20-30 нм, а наиболее крупные – около 300-400 нм. Вирусы примерно в 50 раз меньше по размеру, чем бактерии.

Строение вирусов достаточно простое. Вирусы состоят из трех основных элементов:

1. Сердцевина, которая представлена генетическим материалом вируса (молекула ДНК или РНК). В настоящее время вирусы принято классифицировать по признаку того ДНК или РНК в их основе. По данному признаку выделяют ДНК-вирусы и РНК-вирусы. ДНК или РНК вируса несёт информацию о белках, которые нужны для образования нового вируса – то есть размножения вируса.

2. Белковая оболочка – капсид. Оболочка вирусов построена на основе полипептидных цепей – из повторяющихся единиц – капсомеров. Как правило таким образом образуются симметричные структуры.

3. Дополнительная оболочка, образующаяся из мембраны клетки-хозяина, в которую внедряется вирус. Дополнительная оболочка есть у сравнительно больших по размерам вирусов (например, вирусы гриппа, герпеса и др.).

Сформированная полностью инфекционная частица, которая способна заражать клетки, называется вирионом. Несмотря на то, что вирусы обладают наследственностью и способны к размножению, они могут воспроизводить себя только находясь внутри живой клетки. Вне клетки вирусы неактивны, и только при попадании в клетку начинают вести себя, как живые организмы.

Вирусы, как и многие другие организмы, могут приспосабливаться к условиям внешней среды – то есть к организму (клеткам и межклеточному пространству) хозяина.

Вирусное заболевание в организме человека возникает из-за повреждения клеток организма (проникновения в них вируса). Вирус, ввиду того, что активно размножается, губит здоровые клетки – поскольку в цикле размножения вирус как правило проникает в клетку, использует вещества клетки для собственного размножения и тем самым убивает клетку.

Современной науке известно достаточно большое количество заболеваний. Например, долгое время был смертельным вирус оспы. В период с 16 по 18 век, оспа унесла жизни 1,5 млн. человек, что сопоставимо с жертвами таких болезней, как чума и холера (вызываются бактериями). Вакцина от оспы была разработана английским врачом Э. Дженнером, именно он предложил вакцинацию, как средство борьбы с вирусами и бактериями. Вакцинация (прививка) — это введение в организм антигенного материала для формирования иммунитета к болезни, который либо предотвратит процесс заражения или ослабит его последствия – например, вызовет протекание болезни в более легкой форме.

Сегодня смертельным является вирус имунодефицита человека – ВИЧ. Смертность от него составляет более 99% (сегодня не существует информации о людях, вылечившихся от ВИЧ). Такая высокая смертность от ВИЧ обусловлена тем, что ВИЧ поражает клетки иммунной системы – Т-лимфоциты, тем самым лишая организм возможности осуществлять иммунный ответ – противостоять другим инфекциям и грибковым заболеваниям. Строго говоря, человек умирает не от ВИЧ, а от любого сопутствующего заболевания, например, от простуды.

Сложность лечения ВИЧ состоит в том, что вирус, проникнув в организм человека, первоначально не проявляет себя, а в дальнейшем симптомы заболевания не специализированы (например, это слабость, низкий иммунитет, частые простуды, расслоение ногтей и др.), что не позволяет поставить диагноз без специального анализа крови. ВИЧ может передаваться через переливание зараженной крови, при половых контактах, а также через плохо простерилизованные стоматологические инструменты или инструменты для маникюра (вероятность заражения этим путем значительно ниже). Также ВИЧ может передаваться при беременности от матери к ребенку, однако сегодня существует терапия, которая позволяет избежать заражения плода.

Современные антиретровирусные препараты позволяют обеспечить людям с ВИЧ достаточно долгую и полноценную жизнь, однако для этого важно диагностировать заболевание вовремя. ВААРТ эффективна на любой стадии болезни, за исключением агонального состояния.

Некоторые вирусы онкогенны – то есть могут провоцировать онкологические заболевания. Например, это вирус папилломы человека, который может вызывать рак шейки матки у женщин. Именно поэтому наиболее эффективным средством борьбы с вирусными заболеваниями является вакцинация.

Среди современных средств борьбы с вирусами, можно выделить такую методику, как высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ) – наиболее современный, комплексный метод терапии ВИЧ (ВИЧ относят к семейству ретровирусов), который состоит в приёме трёх или четырёх препаратов, один из которых повышает иммунитет, другой – снижает вирусную нагрузку, третий – уменьшает интенсивность размножения вируса. Благодаря ВААРТ большинство больных ВИЧ могут вести нормальный образ жизни и жить до 60-70 лет.

Вирус – это неклеточная форма жизни, состоящая из молекулы ДНК или РНК, окруженная белковым капсидом. Вирусы по своей природе являются паразитами, поскольку паразитируют на живых клетках, используя их для размножения.

Вирусы состоят из трех основных элементов:

1. Сердцевина, которая представлена генетическим материалом вируса (молекула ДНК или РНК). В настоящее время вирусы принято классифицировать по признаку того ДНК или РНК в их основе. По данному признаку выделяют ДНК-вирусы и РНК-вирусы. ДНК или РНК вируса несёт информацию о белках, которые нужны для образования нового вируса – то есть размножения вируса.

2. Белковая оболочка – капсид. Оболочка вирусов построена на основе полипептидных цепей – из повторяющихся единиц – капсомеров. Как правило таким образом образуются симметричные структуры.

3. Дополнительная оболочка, образующаяся из мембраны клетки-хозяина, в которую внедряется вирус. Дополнительная оболочка есть у сравнительно больших по размерам вирусов (например, вирусы гриппа, герпеса и др.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Устойчивость вируса к препарату называется:

Правильный ответ: 3) Резистентность.

2. Что из перечисленного является частью вируса:

Введение


Около двух столетий назад археологи обнаружили неизвестную ранее египетскую пирамиду.

Древние надписи у ее входа предупреждали о том, что осмелившихся побеспокоить покойника ждет страшное проклятие.

На тот момент никто из исследователей и подумать не мог, что спустя тысячелетия проклятие будет иметь силу.

Спустя несколько дней после изучения артефактов гробницы все археологи умерли.

Вирусы – особая форма жизни

Тема нашего урока – вирусы. Это мельчайшие микроорганизмы, совершенно не похожие на другие формы жизни.

Несмотря на свои крохотные размеры, они являются чрезвычайно опасными для всего живого и могут стать оружием более страшным, чем атомная бомба.

Вирусы являются неклеточной формой жизни, паразитируют внутри клеток других организмов.


У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Обнаружены вирусы были во второй половине XIX века при изучении ряда болезней животных и растений, имевших непонятную на тот момент природу.

По всем признакам, заболевания от одного организма к другому переносились возбудителями, однако увидеть их в световой микроскоп, даже самый мощный на тот момент, никак не удавалось.

К таким заболеваниям относились оспа, грипп, бешенство, корь, чума собак, свиней и другие заболевания, над которыми на тот момент ломали головы ученые всего мира.

Долгие поиски возбудителей болезней оставались безрезультатными, пока в 1892 году русский ученый Д. И. Ивановский не сделал удивительное открытие, доказав существование разносчиков инфекции более мелких, все известные бактерии.

Для этого он использовал специальные фильтры с мельчайшими ячейками, через которые даже самая мелкая бактерия пройти не может.

Д.Ивановский установил, что возбудитель мозаичной болезни табака без проблем просачивается с водой через такой фильтр.

Значит, он намного меньше хорошо изученных на тот момент бактерий.

Последующие исследования ученых позволили выявить и детально описать свыше 6 тыс. различных вирусов.

Эти микроорганизмы присутствуют на нашей планете абсолютно везде и являются возбудителями четверти всех известных заболеваний

Всем знакомо заболевание ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция), его вызывают различные вирусы при попадании в органы дыхания.

Когда столкнетесь с этим недугом (ОРВИ), вспомните, что:

- ваш организм сам победит инфекцию за несколько дней, а вы ему можете только помочь, принимая витамин С и препараты, стимулирующие иммунитет


- лекарства не убивают сам вирус, а употребляются только для устранения неприятных симптомов заболевания и для стимулирования иммунитета

- антибиотики применять при ОРВИ совершенно бессмысленно, так как они уничтожают бактерии, а не вирусы

Победив вирус, наш организм приобретает к нему стойкий иммунитет на всю жизнь.

Но возможно повторно заболеть ОРВИ уже из за новых вирусов, которых на сегодняшний день известно более трехсот. Теоретически, переболев каждым из них, вы сможете забыть об ОРВИ навсегда, однако хватит ли вам для этого всей жизни?


Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Строение вируса

Вирусы, в отличие от остальных микроорганизмов, имеют неклеточное строение.

Вирусы не могут жить и размножаться без клетки-хозяина.

Вирусы очень маленькие. Самые крупные из них не превышают размеров мельчайшей бактерии, а самые мелкие сравнимы с крупной молекулой.

Вирусы являются носителем генетического материала.

Вирусы состоят из:

  • нуклеиновой кислоты- ДНК или РНК
  • капсида и суперкапсида - это защитная оболочка вируса

Капсид- внешняя оболочка вируса, состоящая из белков.

Суперкапсид- дополнительная оболочка, покрывающая капсид многих вирусов


У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Отдельные виды вирусов имеют суперкапсид - дополнительную защитную оболочку, построенную из мембраны клетки-хозяина.

Таким вот хитрым способом вирус маскируется!


Вирусы очень избирательны и не могут поражать любые клетки, с которыми соприкасаются.

Например, возбудитель гепатита может размножаться только в клетках печени, а вирус бешенства - только в клетках центральной нервной системы.

По этой причине вирусные заболевания растений не страшны для человека, а инфекции людей не передаются растениям и насекомым.

Формы вирусов:

  • шарообразные (вирус гриппа)


  • палочкообразные (вирус табачной мозаики)


  • кубовидные (вирус оспы)


  • многоугольные, а также нитевидные вирусы


Вирусы-бактериофаги поражают только клетки бактерий.

Посмотрите на бактериофага! Он действительно похож на космического пришельца!


Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Не живые и не мертвые


Вирусы – живые микроорганизмы, так как:

  • могут размножаться, воспроизводя себе подобных
  • являются носителями генетической информации
  • способны мутировать (обладают изменчивостью)
  • эволюционируют и приспосабливаются к внешней среде

Вирусы нельзя считать полноценными живыми организмами, так как они:

  • не растут
  • не имеют клеточного строения
  • не могут жить без клетки-хозяина
  • не имеют метаболизма, т.е. внутри них не происходят какие-либо химические реакции, необходимые для поддержания жизни

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Особое строение и поведение вирусов не позволяет отнести их ни к живым организмам, ни к неживой материи.

С момента их открытия ученые так и не смогли прийти к единому мнению в этом вопросе и предпочитают относить вирусы к особой, уникальной форме жизни.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Два состояния вирусов

Вирусы существуют в двух состояниях:

  • активном (репродуцирующимся)
  • неактивном (покой)

Активное состояние вируса начинается с момента проникновения в подходящую для его размножения клетку.

Малые размеры позволяют возбудителю легко просочиться через стенки вместе с межклеточной жидкостью и приступить к выполнению своей основной миссии - размножению.


Таким образом, вирусы синтезируют собственные молекулы ДНК из нуклеотидов клетки-хозяина.

Выходит, что вирус нагло присваивает чужую клетку себе!


Как вирус проникает и живет в клетке:


Судьба клетки зависит от типа вируса:

  • одни клетки погибают и лопаются от большого количества изготовленных вирусов
  • другие клетки производят новых возбудителей заболевания медленно и продолжают жить неполноценной жизнью достаточно долго

Иммунитет человека формируется за счет трех типов клеток:

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает Т-лимфоциты, лишая их возможности дать команду В-клеткам на выработку антител. Если нет антител, то фагоциты не могут видеть вирус и уничтожать его.

Таким образом, вирус иммунодефицита человека не только сам размножается в клетках человека, но и открывает дорогу для бесконтрольного размножения других бактерий и вирусов, ведь иммунная система больше не защищает организм.

Именно ДНК или РНК у вируса является инфекционным началом вируса.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Существуют и другие механизмы взаимодействия вирусов и клеток.

Например, вирус иммунодефицита ВИЧ на основе собственной РНК синтезирует в клетке-хозяине вирусную ДНК, которая затем встраивается в ДНК человека и переходит в геном дочерних клеток.

Пока вирус осуществляет именно эту деятельность, зараженный чувствует себя абсолютно здоровым и не наблюдает у себя каких-либо проявлений болезни.

Спустя некоторое время генетический материал вируса начинает выделяться из генетического кода клетки и производить новые частицы инфекции.

Это и приводит к развитию такого заболевания, как СПИД.

При этом заболевании у человека перестает работать важнейшая функция - его иммунитет.

Организм превращается в лакомый кусочек для вирусов и бактерий, отдаваясь им на съедение без какого- либо сопротивления.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Отдельные виды возбудителей кристаллизуются во внешней среде, что позволяет им достаточно долго сохранять свою жизнеспособность.

Например, при благоприятных условиях вирус полиомиелита живет без хозяина 2-3 месяца, а вирус ящера остается опасным на протяжении двух лет.

Интересная информация

О том, что существуют невидимые человеческому глазу возбудители инфекций, предполагали еще в древности.

В прошлые века до изобретения и повсеместного использования вакцин вирусные заболевания становились причиной сильнейших эпидемий, уносивших тысячи и миллионы человеческих жизней. Например, в XVIII веке разбушевавшаяся эпидемия оспы стала причиной смерти около 80% населения Москвы.


Основным оружием против вирусов является иммунитет.

Побеждает в этой схватке тот, кто окажется быстрее: размножающаяся инфекция или защитный механизм организма.

Для начала синтезирования антител иммунитету необходимо время на изучение и распознавание инфекции.

Именно по этой причине вакцины столь эффективны.

Они являются чем-то вроде учебного пособия для иммунитета.

После вакцинации организм уже знает, как ему реагировать и чем уничтожать вирус, если он с ним столкнется.


А еще механизм воздействия на клетку, а также способ размножения вирусов во многом схожи с принципом работы вредоносных компьютерных программ. Именно по этой причине они и получили название "компьютерных вирусов".


Заключительный тест

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.