Тема урока вирусные заболевания


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:

Вложение Размер
план-конспект урока по теме "Профилактика и лечение заболеваний человека" 98.5 КБ
презентация "Профилактика и лечение заболеваний человека" 2.97 МБ
pril_1.docx 314.41 КБ
pril_2.docx 16.15 КБ
pril_3.docx 15.1 КБ
pril_4.docx 17.61 КБ

Предварительный просмотр:

подготовила учитель биологии

Белогорского района Республика Крым

Богомолова Тамара Вениаминовна

сформировать понятие о профилактике и особенностях лечения вирусных инфекций;

развивать умение логически мыслить, обобщать материал, быть внимательным, развивать память через работу с новыми понятиями, уметь сравнивать и анализировать, делать выводы, подводить итоги; работать индивидуально, в группе; работать с учебником, дополнительной научной литературой; уметь составлять мини-проекты;

воспитывать чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний (45 мин)

  • план - схема урока с заданиями для закрепления
  • тесты
  • инструкции по профилактике вирусных инфекций

  1. Вводная часть: Актуализация знаний.

  1. Основная часть: Изучение нового материала.

Выводы. Закрепление знаний (диагностическое тестирование с самопроверкой).

  1. Строение, хим. состав и свойства вирусов. § 30
  2. Особенности размножения вирусов. § 31
  3. Разнообразие неклеточных организмов. § 34
  4. Вирусные инфекции. § 32
  5. Профилактика и лечение вирусных инфекций. § 33

Запишите в дневник на следующий понедельник домашнее задание:

II. Повторение предыдущей темы:

1. В каких организмах паразитирует вирус?

2. Назовите самые распространенные вирусные инфекции растений, животных, человека.

3. Как передаются грипп, ОРЗ.

4. Что такое ВИЧ?

5. Что такое СПИД?

6. Как можно и как нельзя заразиться СПИДом?

III. Актуализация знаний

Комментарий учителя. Стихийным злом заболеваний на нашей планете являются вирусы. По данным Всемирной Организации ежегодно в мире только сезонным гриппом заболевают около миллиарда человек. Умирают около 3 миллионов. Как же защитить себя от вирусных инфекций?!

Ученик 1(врач): Проходите. На что жалуетесь?

Ученик 2 (пациент-больной): Сильно болит голова, чувство жжения в глазах, суставы ломит, температура 39,5.

Ученик 1(врач): кашель, насморк есть?

Ученик 2 (пациент-больной): пока нет. Доктор, что это за болезнь у меня?

Врач обращается за помощью к классу: ребята, помогите поставить диагноз!

Ученик 1(врач): У Вас грипп. Назначаю Вам постельный режим, по-больше пейте теплой жидкости: 3-и литра в день и проветривайте помещение.

Ученик2 (пациент-больной): а лекарство?

Ученик 1(врач): 3 дня постельный режим и пейте воду или компот. Через 3 дня на прием.

Ученик2 (пациент-больной): Спасибо доктор!

Ученик 1(врач): Проходите. На что жалуетесь?

Ученик 3 (больной): Насморк, кашель, температура 37,3. Доктор, что это за болезнь у меня?

Врач обращается за помощью к классу: помогите поставить диагноз!

Ученик 1(врач): У Вас ОРЗ. Постельный режим, по-больше пейте теплой жидкости 3-и литра в день и проветривайте помещение. Капли в нос – нафтизин и отвар трав с отхаркивающим действием (чабрец, мать-и-мачеха, липа, душица, девясил ).

Ученик 3 (больной): А таблетки?

Ученик 1(врач): Пока не надо! 3 дня постельный режим и пейте воду или компот. Через 3 дня на прием.

Ученик2 (пациент-больной): Спасибо доктор!

Ребята, почему доктор не назначил а/биотики? И почему нужно прийти через 3 дня на прием?

Поскольку вирусы – являются внуклеточными паразитами, то лекарств, которые бы действовали против них, не принося вреда для хозяина пока не найдено. Антибиотики тоже не помогают. Были изобретены лекарства, блокирующие на определенных этапах репродукции вирусов - антиретровирусная терапия .

Но эти препараты очень дорогие и прием длительный и строго по схеме. Однако вирусы могут изменять свой генотип, теряя или прихватывая отдельные нуклеотиды хозяина, тогда эти лекарства могут не помочь. Поэтому главным направлением антивирусной стратегии является профилактика вирусных инфекций человека.

Вспомните : Какими путями передаются вирусные инфекции? Слайд № 2

Цель нашего урока: Слайд № 3

1. Изучить средства профилактики вирусных инфекций

2. Познакомиться с механизмом создания иммунитета

3. Вспомнить виды иммунитета

4. Узнать способы лечения вирусных инфекций

IV. Изучение новой темы

Все средства профилактики можно разделить на три основных категории.

Составьте схему (стр. 201, 2-й, 3-й, 4-й абзац)

СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ Слайд № 4




ИЗОЛЯЦИЯ ПРЕРЫВАНИЕ ИММУНИЗАЦИЯ

источников механизма передачи создание невосприимчивости

инфекций инфекции к инфекции

КАРАНТИН РЕСПИРАТОРЫ ПРИВИВКИ

Давайте вспомним виды иммунитета: Иммунитет Слайд № 5



Приобретенный Врожденный

Специфический Неспецифический



Естесственный Искусственный Гуморальный Клеточный



Перенесенное Вакцина Интерферон Лимфоциты

Заболевание Сыворотка с а/т Лизоцим Макрофаги

ЗАДАНИЕ: В плане- схеме вставьте пропущенные виды иммунитета. (2 мин.)

Механизм создания иммунитета к вирусным инфекциям человека. (стр. 201 )

1-й этап: распознавание антигенов (чужеродных белков) вируса В-лимфоцитами человека или Т-лимфоцитами

2-й этап: В-лимфоциты или Т-лимфоциты вырабатывают антитела (иммуноглобулины – спец. белки), кот. дезактивизируют антигены вируса

3-й этап: вырабатывается иммунная память антител против антигенов. То есть при повторном попадании в организм этого же вируса быстро образуется большое количество антител.

То есть что вырабатывается в организме? (гуморальный иммунитет)

При введении вакцины механизм тот же, что и при поступлении вируса естественным путем.

  • Сообщения учащихся о прививках. Слайд № 6 - 10

Итак, изобретение вакцин и проведение прививок резко снизило заболеваемость многими тяжелыми вирусными инфекциями.

Заболевания, против которых делают прививки:

  • Корь - Коклюш
  • Краснуха - Туберкулез
  • Свинка(паратит) - Столбняк
  • Полиомиелит - Дифтерия
  • Оспа (в последнее время не проводят)
  • Бешенство
  • Гепатита В

Виды вакцин Слайд № 11 Нет в учебнике. Запишите в плане-схеме.

Все вакцины можно условно разделить на четыре группы:

  • Живые вакцины . Они содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза.
  • Инактивированные вакцины . Содержат либо убитый целый микроорганизм (вакцины против коклюша, бешенства и вирусного гепатита А), либо компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя (вакцины против коклюша и менингококковой инфекции).
  • Анатоксины . Вакцины, содержащие инактивированный токсин (яд), который вырабатывают бактерии. Примером могут служить вакцины против дифтерии и столбняка.
  • Биосинтетические вакцины . Вакцины, полученные методами генной инженерии. Примером может служить вакцина против вирусного гепатита B.

Составьте схему: Лечение Слайд № 12


Интерферон Ингибиторы Сыворотка с готовыми а/т

История открытия интерферона (сообщение учащегося)

В 1957 г. сотрудники Лондонского национального института вирусологи англичанин А. Айзек и швейцарец Дж. Линдеман случайно во время опытов открыли интерферон. Исследователи столкнулись с непонятным явлением: мыши, которых заражали определенными вирусами, не заболевали. Поиски причин этого явления показали, что мыши, не поддавшиеся заражению вирусами, в момент заражения уже болели другой вирусной инфекцией. Таким образом, выяснилось, что в организме мышей один из вирусов препятствует размножению другого. Это явление антагонизма вирусов назвали интерференцией (помеха, препятствие, англ.), данное явление встречается при введении в организм двух вирусов одновременно или с интервалом не более 24 часов.

Классификация Слайд № 13 - 15

Интерферон – это белок, выделяемых клетками организма в ответ на вторжение вируса .

Интерфероны человека подразделяют на группы в зависимости от типа клеток, в которых они образуются: α, β и γ.

Человеческий Человеческий Человеческий

интерферон-α интерферон –β интерферон-γ

Ингибиторы - ( лат. inhibere — задерживать) — вещество, замедляющее или предотвращающее течение какого-либо процесса.

Основные этапы репликации вируса гриппа (стр. 204, рис. 33.4) Ознакомиться (не для запоминания).

Флешанимация: Вирус СПИДа. Механизм размножения ВИЧ Слайд № 16

V. Закрепление изученного материал: диагностическое тестирование .

Самопроверка (Слайд 26)

  • Лекарств, убивающих вирусы, еще не изобрели, поэтому самым эффективным способом

Защиты от вирусов является профилактика ;

  • Средствами профилактики являются:

ИЗОЛЯЦИЯисточников инфекции (карантин)

ПРЕРЫВАНИЕ механизма передачи инфекции (респираторы, уничтожение переносчиков)

ИММУНИЗАЦИЯ населения (прививки)

  • Иммунная система вырабатывает антитела нейтрализующие антигены вирусов
  • Иммунитет бывает врожденным и приобретенным.
  • Приобретенный – в результате перенесенного заболевания (естественный) или вакцинации (искусственный).
  • Врожденный - под действием интерферона или антител Т-лимфоцитов.
  • Для лечения используются ингибиторы, блокирующие отдельные этапы репродукции вирусов.

Выставление оценок: 12 баллов – выступающим. Устные ответы. За тесты: ?

VIII. Домашнее задание: (Слайд 26)

Используемые учебники и учебные пособия:

Биология: 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений: уровень стандарта, академический уровень / П.Г.Балан, Ю.Г.Вервес, В.П.Полищук; пер. с укр. – К.: Генеза, 2010. – 304 с.: илл.

Используемая методическая литература:

1) Я познаю мир: Генетика: Энцикл. / Д.А. Шитиков.– М.: ООО “Изд. Астрель”, 2004. – 398 с.

Подписи к слайдам:

Пути передачи инфекции

Цель урока: 1. Изучить средства профилактики вирусных инфекций 2. Узнать механизмы создания иммунитета 3. Вспомнить виды иммунитета 4. Познакомиться со способами лечения вирусных инфекций

СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ИЗОЛЯЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ИНФЕКЦИИ КАРАНТИН ИММУНИЗАЦИЯ ПРИВИВКИ ПРЕРЫВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ: РЕСПИРАТОРЫ УНИЧТОЖЕНИЕ ПЕРЕНОСЧИКОВ ИНФЕКЦИИ

Иммунитет ЕСТЕССТВЕННЫЙ ПЕРЕНЕСЁННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ИСКУССТВЕННЫЙ ВАКЦИНА СЫВОРОТКА с а/т ВРОЖДЕННЫЙ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ГУМОРАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕРОН ЛИЗОЦИМ ПРИОБРЕТЕННЫЙ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ КЛЕТОЧНЫЙ ФАГОЦИТОЗ

Эдуард Дженнер (1740-1823 ) за работой

Илья Ильич Мечников (1845-1916)

ПАУЛЬ ЭРЛИХ (1854-1915)

ВИДЫ ВАКЦИН ЖИВАЯ: полиомиелит, корь, свинка, краснуха, туберкулез ИНАКТИВИРОВАННАЯ: коклюш, бешенство, гепатит А АНАТОКСИНЫ: дифтерия, столбняк. БИОСИТЕТИЧЕСКАЯ: гепатит B

ЛЕЧЕНИЕ: СЫВОРОТКА с готовыми АНТИТЕЛАМИ ИНТЕРФЕРОН – БЕЛОК-ЗАЩИТНИК ИНГИБИТОР – ВЕЩЕСТВО-БЛОКИРАТОР

Я ЗАБОЛЕЛ. Что делать?

ЕСЛИ В ДОМЕ БОЛЬНОЙ

Проверь себя сам: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 б а в а б б г а б 10 1 2 Б А В Г Д Е

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА вирусных инфекций

Основным средством профилактики ГРИППА, ОРЗ, кори, оспы, полиомиелита, бешенства, скарлатины и других опасных вирусных заболеваний является ВАКЦИНАЦИЯ.

  1. избегайте тесных контактов с людьми, которые могут быть больными;
  2. сократите время пребывания в местах скопления людей;
  3. Веди Здоровый образ жизни:
  • достаточный сон;
  • правильное питание;
  • закаливание;
  • физическая активность
  1. Правильно используйте медицинскую маску

Если я заболел, что делать?

  • Обратиться за медицинской помощью
  • Соблюдать постельный режим
  • Соблюдать правила личной гигиены
  • Пить много жидкости
  • Свести к минимуму контакт с другими людьми
  • Использовать медицинскую маску в общественных местах (чтобы не заразить других)

ЕСЛИ В ДОМЕ БОЛЬНОЙ:

  • Разместить в отдельной комнате.
  • Выделить отдельные предметы туалета, посуды, постельного белья.
  • Частое проветривание и влажная уборка помещения.
  • При уходе за больным использовать маску, часто мыть руки.

Как можно заразиться ВИЧ

Предварительный просмотр:

История создания и применения Вакцины

14 мая 1796 года произошло знаменательное для медицины, да и всей биологической науки событие: английский медик Эдуард Дженнер в присутствии врачебной комиссии внес восьмилетнему мальчику в надрезы кожи на руке (привил) жидкость, взятую им из пузырьков, имевшихся на кистях рук женщины, заразившейся при дойке больной коровы, так называемой оспой коров. Через несколоько дней на месте надрезов на руке образовались язвочки, у мальчика повысилась температура, появился озноб. Спустя некоторое время язвочки подсохли и покрылись сухими корочками, которые затем отпали, обнажив небольшие рубцы на коже. Ребенок полностью выздоровел.

И хотя о природе возбудителей, как оспы коров, так и натуральной оспы в то время ничего не было известно, тем не менее, метод прививок против оспы, предложенный Дженнером и названный вакцинацией (от лат. vaccus - корова), быстро получил широкое распространение. Так, в 1800 году в Лондоне было вакцинировано 16 тысяч человек, а в 1801 году - уже 60 тысяч. Постепенно этот метод защиты от оспы завоевал всеобщее признание и стал широко распространяться по странам и континентам.

Предварительный просмотр:

В 1901 году изложил теорию об иммунитете, то есть невосприимчивости организма к инфекциям. Изучая многоклеточные микроорганизмы, Мечников открыл роль лейкоцитов - белых кровяных телец. Если в организм попадают микробы, белые кровяные тельца обволакивают их, подобно амёбам, и убивают.

Предварительный просмотр:

  1. Не имеют клеточного строения:
    а) сене-зеленые водоросли;
    б) вирусы;
    в) бактерии;
    г) простейшие.
  2. Ведут паразитический образ жизни:
    а) вирусы;
    б) бактерии;
    в) лишайники;
    г) грибы.
  3. Средством профилактики вирусных инфекций являются:
    а) дезинфекция;
    б) стерилизация;
    в) иммунизация;
    г) растворение.
  4. В-лимфоциты вырабатывают:
    а) антитела;
    б) интерферон;
    в) гемоглобин;
    г) хлорофилл.
  5. Поглощение микроорганизмов лейкоцитами - это:
    а) ацитоз;
    б) фагоцитоз;
    в) митоз;
    г) мейоз.
  6. При введении вакцины, вырабатывается иммунитет:
    а) неспецифический;
    б) приобретенный, искусственный;
    в) врожденный;
    г) клеточный.
  7. Вакцина, содержащая яд вирусов, называется:
    а) живая;
    б) инактивированная;
    в) биосинтетическая;
    г) анатоксин.
  8. Белок, выделяемый клетками организма в ответ на вторжение вируса:
    а) интерферон;
    б) вирион;
    в) эмбрион;
    г) вибрион.

  1. Ингибитор – это:
    а) ускоритель реакции;
    б) блокиратор процесса;
    в) оболочка вируса;
    г) фермент вируса.
  2. Установите соответствие между СПОСОБОМ ЗАРАЖЕНИЯ ВИЧ И СПОСОБОМ ОБЩЕНИЯ.
    1) МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ А) пользование общественным туалетом
    2) НЕ ЗАРАЗИШЬСЯ Б) множественные половые связи без презерватива
    В) пользование использованным шприцом
    Г) плавание в бассейне
    Д) переливание крови
    Е) поцелуй в щеку

Конспект урока по биологии в 10 классе

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока на языке действий учащихся: Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

I.Организационный этап. Ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности (групповая и индивидуальная работа, система зарабатывания баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся.
II.Актуализация знаний. Терминологический мини-экзамен.
На столах лежат листочки (обратной стороной), на которых написаны термины ( по 1 на каждом). Учащиеся каждой группы по очереди вытягивают по 1 листочку и дают определение какому-либо биологическому термину. В случае правильного ответа они получают 2 балла, если ответ с ошибками – 1 балл, в случае неправильного ответа -0 баллов. Остальные члены группы могут исправить ошибку. Общие баллы суммируются как результат работы группы.
III. Введение знаний.

1. Исследовательская работа.


Верификация , т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.

Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.
Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).
Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.

После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.

Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.

В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.

Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.

Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты.

Д.И.Ивановский пытался вырастить возбудителя мозаичной болезни табака на искусственных питательных средах. Но серия экспериментов не дала положительных результатов.

В 1935году Венделлом Стенли были получены кристаллы вируса мозаичной болезни. В такой форме вирусы способны сохраняться.


4 .Построение объяснения.

Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).
Выводы:

-Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.

-Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.

-Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.

5 .Анализ хода исследования.
Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.

Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.

Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.

4.Работа с таблицами.

Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.

Поражаемые области тела

Микровирус одного из трёх типов А, В, С

Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.

Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.

Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути, затем кожа.

Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).

(РНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.

Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.

Самые разные вирусы.

Дыхательные пути, обычно только верхние.

Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.

Вирус полиомиелита (РНК – содержащий).

Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга.

Вирус, переносимый членистоногими

Кровеносные сосуды и печень.

Переносчики – членистоногие, например клещи и комары.

Ксовирус( РНК – содержащий)

Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь.

Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной.


5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?

Витамины , марлевая повязка , мыло , носовой платок, одноразовые носовые платки , зубная щётка.

Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.

Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.

Задание для учащихся . После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).

IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.

Творческая работа учащихся по написанию синквейна .

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна (на доске):

В синквейне 5 строк:

понятие (одно слово)

прилагательные (два слова)

глаголы (три слова)

предложение (из четырех слов)

существительное (одно слово)


Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме (на доске) :

2 . Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Чаще распространяется из–за невежества.

Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.

V.Итоги урока. Рефлексия.

Моя работа на уроке

Вопрос учащимся: Какая информация сегодня была для вас наиболее важной?

Оценивание деятельности учащихся учитель проводит совместно с учениками на основании результатов групповой и индивидуальной деятельности.

VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Тема метапредметного учебного занятия : знание и информация.

В начале урока на организационном этапе ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности. Цели урока формулируютсяучителем совместно с учащимися, что способствует формированию ценностно- смысловых компетенций.В течение урока ученики изучают особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в возникновении инфекционных заболеваний; продолжают формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний , в том числе и СПИДа; проявляют и закрепляют навыки исследовательской и групповой работы, самоанализа, повышают уровень коммуникативной культуры.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению. Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в группах. Все этапы урока взаимосвязаны и логично следуют друг за другом.Темп и плотность урока поддерживаются на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными возможностями.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Анализ активности и работоспособности учащихся, умения организовать работу,целесообразности распределения времени по этапам урока, успешности овладения учащимися материала урока, достижения целей урока. Успехи и недостатки урока, их причины.

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование. Тип и форма урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. Их достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный материал. Кроме того, несколько учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны. На данном уроке эти учащиеся были руководителями групп, а в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

Постановка данных целей совместно с учащимися способствует формированию ценностно-смысловых компетенций.

На втором этапе актуализации знаний проверка проводилась в форме терминологического мини-экзамена, который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Всё это способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Активность учеников на уроке была достаточно высокой, что свидетельствует об отсутствии утомления, а это является необходимым условием здоровьесберегающих уроков.

Темп и плотность урока поддерживались на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными и психологическими возможностями. Структура урока, на мой взгляд, оптимальна, соответствует теме и поставленным целям. Результатами работы явилось то, что учащиеся в процессе исследовательской групповой работы изучили материал о вирусах как источнике опасности для здоровья, сами формулировали меры профилактики вирусных заболеваний, особенно СПИДа, что очень актуально на сегодняшний день, хорошо взаимодействовали друг с другом. Поэтому, исходя из результатов, я могу сделать вывод о том, что цели урока достигнуты.

Недостатки урока и их причины (гигиенические условия).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.