Сценарий мероприятия вирус сквернословия

Цель:

  • формирование навыков здорового образа жизни.
  • Задачи

      Расширить знания детей о вредных привычках.
    • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
    • Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

    Подготовительная работа

      Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей жизни”.
    • Подготовить плакат “Дерево доброты”.
    • Оформить кабинет наглядными материалами Приложение 1 (стихи, пословицы, поговорки).
    • Распечатать “Памятки доброты” по количеству детей, участвующих в занятии.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, игрушечный микрофон, фломастеры, поролон, пропитанный гуашью разных цветов (листва “Дерева доброты”).

    Перед проведением занятия, необходимо раздать воспитанникам анкеты “Сквернословие в моей жизни” Приложение 2 .

    Содержание

  • Организационный момент. Игра “Необычные приветствия”.
  • Представление результатов анкетирования, темы занятия.
  • Информационный материал.
  • Игра “Волшебный микрофон”.
  • Упражнение “Дерево доброты”.
  • Викторина.
  • Заключительное слово, обратная связь, раздача памяток.

    Все занятие сопровождается слайдами презентации Приложение 3

    1. Игра "Необычные приветствия"

    Спросите ребят, как люди обычно приветствуют друг друга. Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на среднем варианте - рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.

    Итак, как только вы включите любую танцевальную музыку, дети должны начать ходить по комнате (можно также прыгать и танцевать). Когда музыка затихнет, то вы произнесете слова: "Раз, два, три, друга найди!" В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда вы скомандуете - "Поздоровайтесь . " - и затем назовете любую часть тела. Так в процессе игры дети узнают, что можно поздороваться ушками, мизинцами, пятками, коленками, ресничками, локтями и т. п.

    Не забудьте поставить важное условие: каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с тем игроком, с кем он еще никак не здоровался. Таким образом, игру можно завершать, когда каждый ребенок поздоровался со всеми присутствующими.

    2. Анализируя ваши анкеты, я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете, несдержанны по отношению к родителям, товарищам. Итак, на вопрос (представляется анализ ответов на вопросы из анкеты “Сквернословие в моей жизни” на усмотрение ведущего).

    Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Наше занятие называется “Сила слова или яд сквернословия”.

    3. Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань- это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.

    В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

    Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

    Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

    В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

    Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

    К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

    Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген

    В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные.

    В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

    Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты.

    Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

    Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.

    Как же избавиться от сквернословия?

    Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

    Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
    Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”

    Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

    4. Игра “Волшебный микрофон”. Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу слева.

    Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.

    5. Упражнение “Дерево доброты”. Ведущий предлагает посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым участники должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова), затем каждый участник прикладывает ладонь к поролону, пропитанному гуашью, выбирает место на ветке дерева и оставляет отпечаток своей ладони (листва дерева).


    А сейчас, предлагаю вам принять участие в викторине. Для этого вам будет необходимо разделиться на две команды.

    (дети делятся на 2 команды, избирается жюри)

    Членам жюри ведущий раздает бланки Приложение 4

    7. Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

    Я приготовила вам памятки добрых дел, но прежде чем вы их получите, позвольте мне прочитать стихотворение одной Московской школьницы:

    Как богат и свободен наш Великий язык.
    Как красив и чудесен его благостный лик…
    Ведь же всё говорят: “Век живи – век учись”.
    Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

    Его многие любят, и он нравится многим
    И мой мир без него не богат, а убогий.
    И для каждого он частица себя
    Возлюби его так же, как ты любишь себя.

    Но что значит, для нас
    современным казаться?
    Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
    Или взрослым хамить и детей обижать?
    Или мат полюбить, или пьяницей стать?
    Нет и нет!

    Это только лишь казаться
    Современным быть —
    Это уметь говорить,
    Это красиво уметь выражаться

    Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

    Под музыку всем участникам занятия раздаются памятки Приложение 6

    Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

    Андросова Юлия. Вирус сквернословия: Классный час для сквернословия //Школьный психолог.-2008.-N 20.-С. 10-12.

    Вачаева В.Б. Добрые дела – добрые слова: Разработка урока риторики в 3-м классе по теме// Фестиваль педагогических идей.

    Картинки для презентации взяты в сети Интернет.


    Данная разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия и мультимедийную презентацию

    Скачать:

    Вложение Размер
    "Вирус сквернословия. Можно ли не заразиться им?". Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса 1.76 МБ

    Предварительный просмотр:

    Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2

    г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан

    внеклассное мероприятие для учащихся

    русского языка и литературы

    первой квалификационной категории

    Афанасьева Татьяна Александровна

    Цели: - расширить знания школьников о вредных привычках, познакомить

    детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с

    пагубным влиянием его на личность;

    - формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию,

    отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим

    - побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

    Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер.

    I. Приветствие. Организационный момент.

    II. Вступительное слово учителя.

    - Как вы видите, слово это несет ярко выраженную негативную окраску. А как вы думаете, почему люди употребляют бранную лексику. (Варианты ответов учеников).

    - Подведем итог. (открывается слайд № 5) Как вы понимаете эти причины?

    - Если сгруппировать все эти причины, то можно выделить три основные группы. (Слайд № 6)

    IV. Индивидуальные выступления учащихся.

    - Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

    В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но повсеместно люди матом не ругались. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться. На берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? На поле брани. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание розгами. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. В 19-м веке матершинников ставили на одну доску с безбожниками и анархистами. (Слайды № 8, 9, 10)

    -Да, эти слова испокон веков существовали в русском языке. Но они употреблялись в определенном месте, в определенной ситуации. (Слайд № 11)

    -Но все же остается неясным, почему человек должен нести ответственность за слова, произнесенные в обществе людей, если они никому не вредят? Или все-таки вредят? (Слайд № 12) Послушайте, что об этом пишет поэт М. Матусовский:

    Есть слова пострашнее, чем порох,
    Чем снаряд над окопными рвами.
    Я советую людям при ссорах
    Осторожнее быть со словами.
    Мир устроен на этой основе,
    И достаточно, в общем, серьёзно:
    О любом опрометчивом слове
    Пожалеете рано иль поздно.
    Вы к словам проявляйте терпение,
    Не берите в расчёт кривотолков,
    Ведь от них остаются раненья,
    Как от мелких, но острых осколков.

    - В наш 21-й век, век науки и прогресса, всему можно найти еще и научное объяснение. Давайте послушаем, что по поводу нецензурной брани думают ученые.

    - Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья. Он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова: они могли произноситься то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь. (Слайд № 13)

    - Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше чем те, кто не сквернословят, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

    - Таким образом, из всего услышанного можно сделать вывод: у того, кто сквернословит, есть два пути: либо продолжать разрушать свою жизнь и жизнь тех, кто их окружает, либо отказаться от этой пагубной привычки. (Слайды № 14, 15, 16)

    V. Творческая работа учащихся.

    - Да, я надеюсь, что вы поняли, что сквернословие – это вирус, который разрушает все живое, портит все вокруг. А можно ли не заразиться этим вирусом? У вас на партах лежат листочки и ручки. Подумайте и запишите на них профилактические советы тем, кто не хочет заболеть этим вирусом. (Через некоторое время ученики читают свои записи, обсуждают их)

    Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений.

    Осознавать, ценить и беречь свой авторитет, поддерживать имидж достойного и уважаемого человека.

    Уметь культурно отдыхать, владеть приемами снятия психологического напряжения.

    Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своем присутствии.

    Научиться просить прощения, прощать самому.

    Тренироваться в красивой и вежливой речи. Подобрать литературные выражения для использования в критических ситуациях.

    Постоянно заниматься самосовершенствованием.

    Читать хорошую литературу.

    Быть разборчивым в выборе друзей.

    Искренне любить людей и бояться их обидеть. )

    - А закончить мне хотелось бы словами из стихотворения И. Бунина (Слайд № 18):


    Полтавская центральная библиотека

    р. п. Полтавка, 2012 г.

    Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия.

    • Познакомить с историей сквернословия

    • Предупредить о вреде здоровью

    • Выявить сущность мата

    Русский язык как никакой другой – самый богатый на слова. У нас в запасе огромное количество слов. Но правильно ли мы распоряжаемся этим наследием?

    Послушайте стихи А. Ахматовой, написанные в начале 20 века.

    Мы знаем, что нынче лежит на весах

    И что совершается ныне.

    Час мужества пробил на наших часах,

    И мужество нас не покинет.

    Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

    Не горько остаться без крова, -

    И мы сохраним тебя, русская речь,

    Великое русское слово.

    Свободным и чистым тебя пронесём,

    И внукам дадим, и от плена спасём

    Эти строки родились в годы Великой Отечественной Войны и тогда для Ахматовой, как и для любого русского человека, главным было – сохранить русский язык, русскую речь, а значит, и сохранить русский народ, русскую культуру, русскую историю. С тех прошло почти 70 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что нам не стыдно передать его будущим поколениям? Судя по тому, как говорит сегодняшняя молодежь, нет.

    Много слов на земле. Есть дневные слова -

    В них весеннего неба сквозит синева.

    Есть ночные слова, о которых мы днем

    Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

    Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

    С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

    Словом можно убить, словом можно спасти,

    Словом можно полки за собой повести.

    Словом можно продать, и предать, и купить,

    Слово можно в разящий свинец перелить.

    Но слова всем словам в языке нашем есть:

    Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

    Повторять их не смею на каждом шагу,-

    Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

    Кто их часто твердит - я не верю тому,

    Позабудет о них он в огне и дыму.

    Он не вспомнит о них на горящем мосту,

    Их забудет иной на высоком посту.

    Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

    Оскорбляет героев бесчисленный прах,

    Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

    Не твердя этих слов, умирали за них.

    Пусть разменной монетой не служат они,-

    Золотым эталоном их в сердце храни!

    И не делай их слугами в мелком быту -

    Береги изначальную их чистоту.

    Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,

    Только эти слова тебе могут помочь!

    Сквернословие ( по Толковому языку русского языка С. Ожегова) – употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань нецензурными словами . У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. и мало кто догадывается, что сквернословие, как и хамство – оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.

    Мат – неприличная, оскорбительная брань; сквернословие.

    Словно травы шелестят слова.

    Как слова и травы в жизни схожи!

    Есть слова целительные тоже.

    Есть слова, исполненные яда.

    Есть простые, словно васильки.

    А порой с собою нету сладу.

    Если всходят в речи сорняки.

    Есть слова, пьянящие, как розы.

    Есть сухие, как степной ковыль.

    Есть слова, рождающие слезы.

    Горькие слова, слова – полынь.

    Словом можно душу искалечить,

    Словом можно раны исцелить.

    Тяжкий груз недобрых слов на плечи

    Берегитесь ближнему взвалить!

    Я смотрю на луг, в цветы одетый.

    Как прекрасен сочных трав покров!

    Научи нас, бог, дарить букеты,

    Состоящие из мудрых, добрых слов!

    Ведущий 1. Мат, нецензурные слова, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас их мы слышим на улице, во дворе, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу:

    Предлагаем вам немного поговорить и высказаться:

    Ø Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?

    (низкий культурный уровень, желание подражать кому-то, желание казаться старше, быть крутым)

    Ø Сквернословие – это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему они вредные (грызть ногти, курить, плеваться, чавкать, и т. д.). Всё это или приносит вред здоровью или характеризует человека как человека с низкой культурой, неприятного.

    Ø Согласны ли вы с тем, что нецензурная брань может вызывать зависимость?

    Ø Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Трудно ли вам обойтись без мата?

    Ø Считаете ли вы, что наркотики, алкоголь, мат помогают расслабиться или есть альтернативные способы? ( туризм, музыка, хобби, спорт)

    Ø Ребята, как вы думаете, почему подростки в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? (ответы)

    Мат используется для:

    · Бедный словарный запас;

    · Самоутверждение в компании сверстников;

    · Хотят показаться взрослыми;

    · Показать отсутствие страха;

    · Скрыть собственную слабость;

    · Оскорбление и унижение других людей;

    · Пренебрежительное отношение к окружающим.

    Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову на голову своих близких. Но мат все больше входит в обиходный лексикон Россиян. Трудно поверить, что еще какие-то двести-триста лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало.

    Ведущий 2. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и. наконец, ломается сама жизнь. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат – это славянская традиция. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Потом пришли иные имена. Во времена правления Великого Петра I , грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

    Ведущий 1. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Но на самом деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

    Так давайте же задумаемся о словах, которые мы произносим!

    О скверном и святом!

    Что в сердце нашем самое святое?

    Навряд ли надо думать и гадать.

    Есть в мире слово самое простое

    И самое возвышенное – Мать!

    Так почему ж большое слово это,

    Пусть не сегодня, а давным-давно.

    Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

    В кощунственную брань обращено?

    Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

    И все же трудно попросту понять

    Сквернейшее от самого святого!

    Неужто вправду за свою любовь,

    За то, что родила нас и растила,

    Мать лучшего уже не заслужила,

    Чем этот шлейф из непристойных слов?!

    Ну как позволить, чтобы год за годом

    Так оскорблялось пламя их сердец?!

    И сквернословам всяческого рода

    Пора сказать сурово наконец:

    Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.

    Но не теряйте звания людей.

    Не трогайте, не смейте, не грязните

    Ни имени, ни чести матерей!

    Ведущий 2. Мат отрицательно влияет не только на тех, кто говорит, но и на тех, кто слушает его (как и курение).

    Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, штрафовали. Активистами выступили студенты, журналисты. Они и придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама.

    Например: Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться.

    Наше условие – долой сквернословие.

    Давайте и мы попробуем составить лозунги из слов, которые даны на экране (мат - ад, богат – девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат, материться, добиться, злиться, больница, лечиться)

    Кто использует мат – тот умишком не богат.

    Мат – дорога в ад.

    Мат уродует девчат.

    Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

    Мат – это ядов концентрат!

    В группе мы найдём управу на словесную отраву!

    Ведущий 1. А сейчас поговорим, как сквернословие влияет на здоровье человека. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать эти ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Браные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже проводились такие эксперименты: поливали растения водой, над которыми матерились, и той, над которой говорили добрые слова, и это отражалось на всхожести семян. Те семена, над которыми матерились, не прорастали либо плесневели, а те над которыми говорили добрые слова, прорастали лучше. Таким образом, эксперименты проводились в разных странах и разными людьми, но все показывают одно: зло разрушает структуру воды, а добро улучшает. А ведь человек состоит на 80-90 % из воды. Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно произносят бранные слова.

    Ведущий 2. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

    То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось. Что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту (фото кристаллов воды).

    Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

    Ведущий 1. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

    Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

    Ведущий 2. Ребята, сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

    Каждый волен выбирать свой путь, по которому придется идти долго, а пройдя его, нельзя что-то исправить, дополнить, вычеркнуть. Но попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов, вы почувствуете и поймете, что, отказавшись от уродливого, грязного матерного языка, вы обретете любовь близких, ясность мыслей и поступков, здоровье, везение и, в конечном итоге, счастье.

    Есть слова пострашнее, чем порох,

    Чем снаряд над окопными рвами.

    Я советую людям при ссорах

    Осторожнее быть со словами.

    Мир устроен на этой основе,

    И достаточно, в общем, серьёзно:

    О любом опрометчивом слове

    Пожалеете рано иль поздно.

    Вы к словам проявляйте терпенье,

    Не берите в расчёт кривотолков.

    Ведь от них остаются раненья,

    Как от мелких, но острых осколков.

    Ах, как нам добрые слова нужны!
    Не раз мы в этом убеждались с вами,
    А может, не слова – дела важны?
    Дела делами, а слова – словами

    Они живут у каждого из нас.
    На дне души до времени хранимы,

    Чтоб их произнести в тот самый час,

    Когда они другим необходимы!

    А сейчас, ребята, мы раздадим вам анкеты. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Проанализировав ваши ответы, мы сможем определить эффективность данного мероприятия, насколько вы задумались над проблемой сквернословия.

    3. Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

    Сценарий подготовила: , библиотекарь юношеского абонемента ПЦБ

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.