Работать в школе с вирусом

- Геннадий Григорьевич, сразу у многих возникает такой вопрос. Мэр Москвы и губернатор Подмосковья в своих распоряжениях предложили перевести школы на дистанционное образование, на отдаленное обучение. Кроме того, в Минпросвещения также рекомендовали сделать это по всей стране. Вот почему вдруг возникла такая мера и что она может дать в борьбе с коронавирусом?

- Несмотря на то, что вы хотите столкнуть меня с моей профессиональной принадлежности, приписывая мне какие-то формальные должности, я скажу, как эпидемиолог.

- Форма дистанционного образования в нашей стране используется по меньшей мере последние 10 лет, когда мы - во время подъема заболеваемости гриппом - дали право школам, допустим, распускать класс, если из 25 детей шестеро не явились на занятия - в связи с тем, что они заболели.

Геннадий Онищенко, первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке - о переводе школ на дистанционное образование из-за коронавируса

Ну, а если, допустим, в школе из 10 классов - учащихся трёх или четырёх распустили то домам, то закрывалась и вся школа.

И это, кстати, давало очень хороший эффект. По той причине, что не нужно было дожидаться формальных решений, проверок…


Геннадий Онищенко на радио "Комсомольская правда". Фото: Евгения ГУСЕВА

- Так как вам сейчас рекомендации Минпросвешения?

А у тебя есть маска?.Маски - хит сезона. Всё из-за коронавируса А у тебя есть маска?

- Данные предложения для всей России , конечно, не подходят.

У нас, в отличие от многих европейских стран, существует квалифицированная и объективная система мониторинга, который проводит первичная медицинская сеть - врачи поликлиник, медучреждений, эпидемиологи, которые владеют ситуацией на местах. У нас в стране есть диагностикум, который позволяет объективизировать.

- Как бы попроще это сказать?

- Словом, речь - о современной и надежной диагностике, она помогает докторам подтвердить, либо опровергнуть клинические предположения, поставить точный диагноз - есть или нет у человека коронавирус.

- Вы имеете в виду, в Москве?

- В Москве, я считаю, пока еще рано вводить эту норму. Но такое право есть.

Если, допустим, мы сегодня-завтра - в столице - выйдем на работу, а в числе нас будут и те, у кого в выходные появилась там температура, чихание, кашель, и - окажется, что они борются наедине с болезнью, надеясь на то, что все пройдет к утру.

- Доживем до понедельника.

- Да, как раз по понедельникам у нас - во время сезонного подъема заболеваемости - отмечается определенный всплеск.

Вот завтра, возможно, будет основание более объективное принять решение.

- Но на сегодняшний день, при том количестве случаев, заболевших я в этом (речь - о дистанционном обучении. - А.Г.) необходимости не вижу.

Хотя, если сотрудник данного учреждения, школы, учитель какой-то заболел и у него поставлен диагноз, если, допустим, в школе несколько классов уже закрыты, -то такую школу, я повторяю, конечно, надо закрывать по двум причинам.

Первая причина - рост заболеваемости гриппом и ОРЗ. А также - и это вторая причина - тот факт, что у нас реальна пока еще (хотя, к счастью, и не реализованная) угроза распространения коронавируса.

- А если говорить о других регионах.

- Несмотря на то, что в некоторых областях страны появились единичные случаи выявления коронавируса (например, в Кемерове . - А.Г.),- пока нет ни одного региона, где нужно однозначно и безоговорочно использовать право, которое дано Министерством просвещения и которое использовано в распоряжении вот, допустим, глав Московской области и Москвы.

В столице, кстати, возможность реализации вот такого дистанционного управления образованием наиболее высока, потому что практически у всех детей и есть возможность аудио- видеосвязи, вплоть до того, что можно побеседовать с учеником учителю, находясь в школе, и проверить, что-нибудь он прочитал на ту заданную тему, которая ему была поручена или нет.

- А дети не разболтаются при такой системе?

- Это предполагает, прежде всего, ответственность родителей за то, что дети, потеряв чувство реальности от радости, что не ходить в школу, высыпят все на улицу и будут там гулять по кинотеатрам…

- А если родители на работе?

- Вообще-то я вам открою одну большую тайну. Наши дети - не настолько несоциализированные существа, что, если в поле зрения его нет родителя, то ребенок полезет на крышу и начнет с нее спрыгивать без парашюта.

Наши дети достаточно воспитанные и у них есть навыки слушаться пап и мам, даже если они не находятся в квартире.

- Надо не надеяться, надо верить в наших детей.

- Я вас убедил или нет?

- Ну, не знаю, надо подумать… но то, что вы сказали, очень интересно.

- Ну, такое право - учиться, сидя дома, дано и им будут пользоваться по мере необходимости.

Как правильно мыть руки.Чтобы защититься от коронавируса, важно часто и правильно мыть руки. А как правильно? Смотрите нашу видеоинструкцию


В данном разделе публикуется информация связанная с коронавирусом и его влиянием на нашу систему образования. Советы и рекомендации.


Председатель комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств, депутат Госдумы Леонид Калашников заразился коронавирусом. Сейчас он находится в больнице. Случаев таких масса. Пандемия COVID-19 нарастает по всей стране, но кто-то на этом "делает деньги".



Коронавирус. Хроника борьбы: Студенты - медики направлены в помощь медицинским учреждениям, которые испытывают большой недостаток во врачах, среднем и младшем мед. персонале. В случае необходимости их число будет увеличено.


Минпросвещения разрешило главам регионов самостоятельно решать вопрос о досрочном прекращении учебного года. Об этом объявили по первому каналу сразу после обращения Президента Владимира Путина к стране 08.04.20.


Первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин заявил, что любые экзамены в школах необходимо отменить. В ближайшее время документ с данным предложением будет представлен премьер-министру М. Мишустину.



О дистанционном обучении, ОГЭ, ЕГЭ, летних каникулах, выпускных в школах - интервью министра просвещения РФ Сергея Кравцова от 31 марта 2020 года


Мы все стали невольными свидетелями грандиозного эксперимента, проводящегося в условиях всей страны - дистанционного обучения школьников. От результатов этого эксперимента напрямую зависит дальнейшее направление развития нашего образования.


Сегодня стало известно, что приемная кампания в вузы будет перенесена на более поздний срок. Об этом объявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Это связано с переносом ЕГЭ из-за коронавируса.


Самая популярная сегодня тема среди учителей, школьников и их родителей - это перевод школ на дистанционное образование и проблемы, с которыми они сталкиваются.


Министр обороны РФ Сергей Шойгу объявил о досрочном прекращении учебного года в довузовских образовательных учреждениях Минобороны. Это коснется всех суворовских, нахимовских и кадетских учебных заведений.


Минпросвещения заявило, что решение о досрочном завершении учебного года НЕ принято . При этом в официальном пресс-релизе не уточняется - окончательное это решение или нет.


Всего от одного зараженного ученика инфекция можает передаться всему классу только за один урок! К таким поразительным результатам привел эксперимент американского исследователя Марка Робера в обычной американской школе.


Как стало известно, в Минпросвещении и Рособрнадзоре сейчас активно прорабатывается вопрос о досрочном прекращении учебного года, в связи с коронавирусом. Объявление о досрочном прекращении учебного года ожидается в апреле.


Коронавирус поворачивает историю человечества по другому пути развития. Будущее общество - это общество, погруженное в эфир всемирной паутины, удаленной работы и дистанционного образования. Коронавирус - тот катализатор, который подтолкнет Homo sapiens к решительным шагам в этом направлении.


От ответа на этот вопрос зависит очень многое. В частности, насколько большие потери понесет человечество в борьбе с ним.


В весенние каникулы учителя будут заняты пополнением знаний с сфере дистанционного образования. Школы получат от министерства Просвещения уже готовую схему, по которой можно будет проводить дистанционное обучение. И получат они ее не позже 23 марта. Так сказал министр Сергей Кравцов.


Наиболее значимые бесплатные онлайн ресурсы, предназначенные для огранизации дистанционного обучения в школах, колледжах, вузах и других учреждениях образовательной направленности.



Закончить учебный год досрочно! Но когда? На данный момент это основная проблема для Рособрнадзора и Минпросвещения. Одно дело, вместе с окончанием весенних каникул (12 апреля) объявить о досрочном окончании учебного года, а другое "немного помучиться" с дистанционным образованием и закончить его на месяц позже.


Статистические данные, предоставленные Италией раскрывают реальную опасность данного заболевания.


По сведениям из осведомленных источников в Правительстве России сейчас активно обсуждают меры в случае распространения коронавируса на территории России. В частности, работу медицинских и образовательных учреждений.


В школах суета и суматоха. Министерством Просвещения рекомендовано всем образовательным учреждениям проводить дистанционное обучение детей. Но, одно дело рекомендовать, а другое - практически применить эти рекомендации.


С 16 марта 2020 года Минпросвещения объявило в школах "свободное посещение". Что за странное, половинчатое решение? Ведь понятно, что та часть детей, которая продолжит посещать школу будет находиться в зоне повышенной эпидемиологической опасности со всеми вытекающими последствиями. Ответ на этот вопрос в том, что одно "Минпросвещения" не может самостоятельно решить эту проблему!


В одной из школ Москвы у школьницы был выявлен коронавирус. До постановки диагноза она посещала школу 2 дня. Сейчас школьница помещена в инфекционную больницу, а школа закрыта на карантин.



Как стало известно, в Министерстве Просвещения прорабатывается вопрос о возможном сокращении учебного года в школах. Данный вариант предполагается осуществить в случае, если до конца года останется не более одного месяца и только в тех регионах, в которых будет наблюдаться значительное повышение заболеваемости вирусными инфекциями (читай: коронавирус COVID-19)


В профильных ведомствах сейчас активно обсуждают меры в случае распространения коронавируса на территории России. В частности, работу образовательных учреждений в дистанционном и онлайн режиме. Как подготовиться к дистанционному обучению школьника и что для этого нужно?


По сведениям из Роспотребнадзора на случай распространения коронавируса предусмотрено закрытие всех детских лагерей в тех регионах, где будет объявлена повышенная опасность заражения коронавирусом.


Известный специалист по здравоохранению и медицинской социологии Николас Христакис отвечает на вопросы журнала Science. Ученый объясняет, следует ли превентивно закрывать школы, чтобы предотвращать распространение коронавируса, и рассказывает, как работает социальное дистанцирование и зачем оно нужно.

Социальные потрясения из-за коронавируса COVID-19 расширяются и усиливаются, и в связи с этим у многих в США возникает вопрос: а как насчет школ? Школы в Японии, Италии, некоторых районах Китая и в других местах закрылись. Их примеру последовало небольшое количество учебных заведений в США, число которых постепенно увеличивается. Школы закрывают на день, на неделю и на более длительный срок.

Но помогает ли закрытие школ обществу, особенно когда с участием детей в распространении COVID-19 много неясностей? Социолог и врач из Йельского университета Николас Христакис (Nicholas Christakis) считает, что помогает, однако признает, что есть немало трудных вопросов, связанных с закрытием школ. Христакис занимается исследованиями социальных сетей и разрабатывает программное обеспечение и статистические методы для прогнозирования распространения эпидемии еще до ее начала.

Он дал интервью, которое было сокращено и отредактировано для ясности.

Science: Школы в этой ситуации действуют по-разному. Какие меры могут принимать школы, и какие меры они принимали в прошлом, когда возникали эпидемии? И как такие меры способны помочь?

Николас Христакис: Хотел бы подчеркнуть разницу между упреждающим и ответным закрытием школ. Закрытие в качестве меры реагирования — это когда школа принимает решение о закрытии после того, как заболел ученик, родитель или сотрудник. Большинство людей не возражают против такой меры. Если в школу проникла пандемия, ее надо закрывать.

Есть немало исследований на тему закрытия школ в качестве меры реагирования. Среди них работа, опубликованная в журнале Nature в 2006 году, в которой были применены математические модели [по пандемии гриппа]. Авторы таких исследований обычно приходят к выводу о том, что закрытие школ в качестве меры реагирования снижает уровень распространения заболевания примерно на 25%, если речь идет об умеренно передаваемых возбудителях, и задерживают пик эпидемии [в своем регионе] приблизительно на две недели. Если задержать пик, случаев заболеваний бывает меньше и они происходят реже. В этом есть определенная ценность. Частота возникновения заболевания в любой из дней меньше, и поэтому нам не приходится перегружать систему здравоохранения.

— Итак, как ответная реакция школа закрывается тогда, когда у ученика, родителя или персонала обнаружен вирус COVID-19. Надо ли закрывать всю школу, если случай единичный? И вообще, зависит ли это от обстоятельств?

— Например, если человек прилетел к вам в город из Италии и привез с собой вирус, это уже нечто другое, но не случай заболевания локального характера, когда мы не знаем, как человек заболел. Внебольничный случай заболевания — это как канарейка в угольной шахте. Когда выявляешь один случай, могут быть десятки и даже сотни других случаев заражения.

— Значит, внебольничный случай заболевания локального характера требует закрытия школы?

— Да. К этому времени болезнь может уже передаться другим людям. Это верхушка айсберга. В одной работе [о пандемии гриппа] я прочитал о закрытии одного или нескольких классов. Но это почти ничего не дает.

— А если родитель возвращается из поездки в Италию? Школу в таком случае надо закрывать?

— Возможно. Можно изолировать людей, находящихся в тесном контакте с инфицированным человеком. Я бы, пожалуй, закрыл школу, но я вполне мог бы понять решение не закрывать ее.

— А как насчет упреждающего закрытия, то есть до появления связанной со школой инфекции? Это помогает?

— Доказано, что упреждающее закрытие, то есть закрытие школы до появления там случая заболевания, является одной из самых действенных нелекарственных мер, которые можно принять. Упреждающее закрытие работает так же, как закрытие в качестве меры реагирования, но не из-за того, что дети, являющиеся маленькими переносчиками, изолируются и не участвуют в распространении инфекции. Речь идет не только о безопасности и здоровье детей. Речь идет о безопасности общества, целого района. Когда мы закрываем школы, взрослые реже вступают в контакт, потому что родители туда не приходят, учителя на занятиях не присутствуют. Закрывая школы, мы, по сути дела, требуем, чтобы родители сидели дома.

Была чудесная публикация с анализом данных по испанке в 1918 году, в которой приводились сравнения между закрытиями школ двух типов. Когда региональные власти закрыли школы: до или после скачка эпидемии? Авторы исследования обнаружили, что упреждающее закрытие школ помогло спасти немало жизней. В Сент-Луисе школы закрылись за день до скачка заболеваемости, и закрылись они на 143 дня. В Питтсбурге их закрыли через семь дней после пика инфекции — всего на 53 дня. Количество умерших от эпидемии в Сент-Луисе было примерно в три раза меньше, чем в Питтсбурге. Такие меры дают результат.

— Как власти должны решать, когда необходимо упреждающее закрытие?

— Сколько случаев заболевания в регионе? И какова там эпидемиологическая обстановка в целом? Если речь идет о городе средних размеров, то, как только там появился хотя бы один внебольничный случай заболевания, школы надо закрывать вне зависимости от того, в школе произошел этот случай или нет.

— Давайте рассмотрим случая внебольничного заболевания, произошедший со священником в Вашингтоне. Диагноз COVID-19 ему поставили в прошлые выходные. Надо ли закрывать школы во всем регионе из-за такого единичного случая?

— Если священник находился в неблагополучном в эпидемиологическом отношении районе, и если мы считаем, что школу надо закрывать в качестве меры реагирования, когда там будет выявлен случай заболевания, то такой внебольничный случай обязательно появится [в школе]. Так почему бы не закрыть ее заблаговременно, предотвратив тем самым распространение инфекции и сведя к минимуму заражение персонала и учеников?

— Но это вносит большую сумятицу.

— Неудивительно, издержки весьма существенные — и для здоровья, и для экономики. Многие дети получают в школе обеды, и их здоровье может пострадать из-за закрытия школ. Работники сферы здравоохранения будут ухаживать за своими детьми как раз в тот момент, когда они больше всего нужны в больницах. Родители могут потерять работу. Поэтому в Японии родителям во время закрытия школ обеспечивают базовый доход. На эти расходы должно идти государство.

— Есть ли какие-то меры социального дистанцирования без закрытия школ, особенно если в данной школе нет случаев заболевания? Например, отмена крупных мероприятий, в которых участвуют многие семьи?

Когда мы занимаемся социальным дистанцированием, плюс не только в том, что ты сам не заражаешься. Главное преимущество заключается в том, что, самоизолировавшись, ты закрываешь все пути, по которым через тебя проходит вирус. Ты оказываешь услугу обществу, ты помогаешь людям. Сотрудники, желающие (и способные) работать на дому, могут работать на дому.

— Многие школы закрывают на день для санитарной обработки. Это помогает?

— Я не знаю. Это зависит от обстоятельств.

— Еще один важный вопрос — о сроках. Если школа закрывается, когда ее можно открыть?

— Честно говоря, я не знаю, какие исследования в этом направлении проводились. Закрывать школу надо на несколько недель. Китайцы закрыли свои школы на шесть недель. Японцы на четыре. Каково правило для открытия школ? Я не знаю ответ.

— Закрытие школ сейчас вызывает массу споров. Авторы некоторых статей говорят, что это почти ничего не дает. А поскольку это новый вирус, мы должны опираться на опыт, полученный во время прежних вспышек других инфекционных заболеваний, чтобы понять, какую пользу принесет в данном случае закрытие школ. Что бы вы сказали людям, утверждающим, что пользы от закрытия школ почти нет, особенно когда в районе относительно мало случаев заражения?

— Давайте проведем мысленный эксперимент. Если в школе есть вспышка заболевания, вы будете настаивать на ее закрытии? Если эпидемия происходит вокруг школы, вы знаете, что школьники тоже заразятся. Но если вы готовы закрыть школу после появления там инфекции, то гораздо логичнее и разумнее сделать это тогда, когда вирус в школу еще не проник.

Опыт прошлых эпидемий с разными типами вирусов указывает на то, что закрытие школ дает результат. Мы знаем, что оно прерывает передачу инфекции от взрослого к взрослому, даже если дети не являются переносчиками. В данном случае дети могут быть переносчиками, о чем свидетельствуют предварительные данные китайских исследований. Я признаю, что делать какие-то расчеты здесь очень сложно. Но мы ведем речь о пандемии.

  • 3099 просмотров

Материалы по теме

А вот ещё:


Исходный тип вируса преобладает в США и Австралии

Мутировавшие типы вируса, встречающиеся за границей, более заразны?

В недавнем интервью академик Чжун Наньшань подчеркнул, что COVID-19 очень быстро адаптировался к человеческому организму благодаря генной мутации, поэтому и интенсивность его распространения относительно велика. Для сравнения, смертность от коронавируса в 20 раз больше, чем от гриппа, этому действительно стоит уделить повышенное внимание. Отсюда многие беспокоятся, действительно ли вернувшиеся из-за границы носители мутировавших типов вируса более заразны?

Условно говоря, мутация вируса не может оказать большое влияние на лекарственные препараты, поскольку они направлены преимущественно на процесс размножения вируса, в то время как вакцины направлены на сам вирус. Вирусная инфекция связана с рецепторами. Пока препарат блокирует рецепторы вируса на ранней стадии, заражение не произойдет, какой бы тип вируса это ни был.


В данном разделе публикуется информация связанная с коронавирусом и его влиянием на нашу систему образования. Советы и рекомендации.


Председатель комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств, депутат Госдумы Леонид Калашников заразился коронавирусом. Сейчас он находится в больнице. Случаев таких масса. Пандемия COVID-19 нарастает по всей стране, но кто-то на этом "делает деньги".



Коронавирус. Хроника борьбы: Студенты - медики направлены в помощь медицинским учреждениям, которые испытывают большой недостаток во врачах, среднем и младшем мед. персонале. В случае необходимости их число будет увеличено.


Минпросвещения разрешило главам регионов самостоятельно решать вопрос о досрочном прекращении учебного года. Об этом объявили по первому каналу сразу после обращения Президента Владимира Путина к стране 08.04.20.


Первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин заявил, что любые экзамены в школах необходимо отменить. В ближайшее время документ с данным предложением будет представлен премьер-министру М. Мишустину.



О дистанционном обучении, ОГЭ, ЕГЭ, летних каникулах, выпускных в школах - интервью министра просвещения РФ Сергея Кравцова от 31 марта 2020 года


Мы все стали невольными свидетелями грандиозного эксперимента, проводящегося в условиях всей страны - дистанционного обучения школьников. От результатов этого эксперимента напрямую зависит дальнейшее направление развития нашего образования.


Сегодня стало известно, что приемная кампания в вузы будет перенесена на более поздний срок. Об этом объявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Это связано с переносом ЕГЭ из-за коронавируса.


Самая популярная сегодня тема среди учителей, школьников и их родителей - это перевод школ на дистанционное образование и проблемы, с которыми они сталкиваются.


Министр обороны РФ Сергей Шойгу объявил о досрочном прекращении учебного года в довузовских образовательных учреждениях Минобороны. Это коснется всех суворовских, нахимовских и кадетских учебных заведений.


Минпросвещения заявило, что решение о досрочном завершении учебного года НЕ принято . При этом в официальном пресс-релизе не уточняется - окончательное это решение или нет.


Всего от одного зараженного ученика инфекция можает передаться всему классу только за один урок! К таким поразительным результатам привел эксперимент американского исследователя Марка Робера в обычной американской школе.


Как стало известно, в Минпросвещении и Рособрнадзоре сейчас активно прорабатывается вопрос о досрочном прекращении учебного года, в связи с коронавирусом. Объявление о досрочном прекращении учебного года ожидается в апреле.


Коронавирус поворачивает историю человечества по другому пути развития. Будущее общество - это общество, погруженное в эфир всемирной паутины, удаленной работы и дистанционного образования. Коронавирус - тот катализатор, который подтолкнет Homo sapiens к решительным шагам в этом направлении.


От ответа на этот вопрос зависит очень многое. В частности, насколько большие потери понесет человечество в борьбе с ним.


В весенние каникулы учителя будут заняты пополнением знаний с сфере дистанционного образования. Школы получат от министерства Просвещения уже готовую схему, по которой можно будет проводить дистанционное обучение. И получат они ее не позже 23 марта. Так сказал министр Сергей Кравцов.


Наиболее значимые бесплатные онлайн ресурсы, предназначенные для огранизации дистанционного обучения в школах, колледжах, вузах и других учреждениях образовательной направленности.



Закончить учебный год досрочно! Но когда? На данный момент это основная проблема для Рособрнадзора и Минпросвещения. Одно дело, вместе с окончанием весенних каникул (12 апреля) объявить о досрочном окончании учебного года, а другое "немного помучиться" с дистанционным образованием и закончить его на месяц позже.


Статистические данные, предоставленные Италией раскрывают реальную опасность данного заболевания.


По сведениям из осведомленных источников в Правительстве России сейчас активно обсуждают меры в случае распространения коронавируса на территории России. В частности, работу медицинских и образовательных учреждений.


В школах суета и суматоха. Министерством Просвещения рекомендовано всем образовательным учреждениям проводить дистанционное обучение детей. Но, одно дело рекомендовать, а другое - практически применить эти рекомендации.


С 16 марта 2020 года Минпросвещения объявило в школах "свободное посещение". Что за странное, половинчатое решение? Ведь понятно, что та часть детей, которая продолжит посещать школу будет находиться в зоне повышенной эпидемиологической опасности со всеми вытекающими последствиями. Ответ на этот вопрос в том, что одно "Минпросвещения" не может самостоятельно решить эту проблему!


В одной из школ Москвы у школьницы был выявлен коронавирус. До постановки диагноза она посещала школу 2 дня. Сейчас школьница помещена в инфекционную больницу, а школа закрыта на карантин.



Как стало известно, в Министерстве Просвещения прорабатывается вопрос о возможном сокращении учебного года в школах. Данный вариант предполагается осуществить в случае, если до конца года останется не более одного месяца и только в тех регионах, в которых будет наблюдаться значительное повышение заболеваемости вирусными инфекциями (читай: коронавирус COVID-19)


В профильных ведомствах сейчас активно обсуждают меры в случае распространения коронавируса на территории России. В частности, работу образовательных учреждений в дистанционном и онлайн режиме. Как подготовиться к дистанционному обучению школьника и что для этого нужно?


По сведениям из Роспотребнадзора на случай распространения коронавируса предусмотрено закрытие всех детских лагерей в тех регионах, где будет объявлена повышенная опасность заражения коронавирусом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.