Проект про вирусы 11 класс












Описание презентации по отдельным слайдам:

Способность вирусов изменяться Грипп А0 1918г (испанка) Грипп А1 1947г (Сингапур) Грипп А2 1968г (Гонконг) Грипп А2 1972г (Виктория) Наличие изменчивости обеспечивает процесс эволюции видов вирусов

Определенный круг хозяев для вируса Узкий круг Н-р, бактериофаг Паразитирует только на кишечной палочке Широкий круг Н-р, вирус бешенства Поражает всех млекопитающих животных и человека

Вирус табачной мозаики открыт русским ученым-ботаником Дмитрием Иосифовичем Ивановским в 1892 г.

Вирусы Вирион – особь вируса, находящегося в состоянии покоя

Вирусы Простые Сложные

Проникновение вируса в клетку Рецепторный эндоцитоз – механизм, обеспечивающий проникновение в клетку, при котором вирус прикрепляется к рецепторам на поверхности клетки, а потом поглощается ею.

Примеры вирусов Вирус гриппа Вирус герпеса Вирус эбола Вирус СПИДа

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.


ШСГ Шестой год обучения. География для малышей.

350 руб. 122.00 руб.


ОГЭ. География в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ

350 руб. 131.00 руб.


География в таблицах и схемах. Справочное пособие. 5-9 кл.

350 руб. 131.00 руб.


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 171.00 руб.


ОГЭ-2019. География (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 171.00 руб.


350 руб. 213.00 руб.


350 руб. 231.00 руб.


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 146.00 руб.


350 руб. 127.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Клёц Елена ПавловнаНаписать 0 23.01.2018

Номер материала: ДБ-1076940

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    23.01.2018 302
    23.01.2018 1179
    23.01.2018 2515
    23.01.2018 331
    23.01.2018 759
    23.01.2018 683
    23.01.2018 1784
    23.01.2018 406

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:


данный урок позволяет освоить материал с помощью использования технологии критического мышления

Скачать:

Вложение Размер
урок по теме вирусы 11 класс ФКГОС 136.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Краснодарского края

Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Кафедра естественнонаучного и экологического образования

Ф.И.О. слушателя, должность, место работы __________________________________________________________________________

пгт. Мостовской 2014

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 11-м классе по теме " Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания."

. Если вы не готовы столкнуться с неожиданным,

То никогда с ним и не столкнетесь,

Поскольку его нельзя найти или выследить

Гераклит, философ V века до нашей эры.

Актуальность проектной работы. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.[1]

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Биология как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок знаний, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Термин “универсальные учебные действия” (УУД):

- в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

- в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Цель работы : разработать проект урока направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий. Показать возможности формирования познавательных универсальных учебных действий на разных этапах урока биологии в 11 классе.

1. Показать технологию проектирования урока по формированию познавательных УУД.

2. Показать методику организации различных видов учебной деятельности, направленных на формирование познавательных УУД.

Основные этапы проекта:

1. Провести отбор, изучение и анализ учебно-методической литературы по методике формирования УУД.

2. Выбрать технологию (структуру), определить основные методы, формы и средства необходимые для проектирования урока.

3. Разработать проект урока, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий.

4. Подготовить презентацию проекта и материалы к его защите.

Теоретическое обоснование проекта

Теоретические материалы по формированию познавательных УУД

1 . Понятие об учебных действиях, их классификация и содержание

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Общеучебные универсальные действия включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Номенклатура логических действий включает:

- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);

- опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

- анализ - выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- расположение объектов по выделенному основанию;

- классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

- обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

2. Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий

В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых - формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.

Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке . ;

- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);

- поставь вопросы к данному абзацу;

- составь суждение по тексту параграфа. ;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

- расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы . ;

- создай таблицу (сверни информацию) по . ;

- составь план изучения темы (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);

- составь набор понятий темы;

- составь предложения по теме, используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;

- зашифруй понятия темы . в символы, систему или последовательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием .

Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы :

- Запишите тему, выделите ключевые слова.

- Найдите основные разделы текста, дайте им названия.

- Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:

-составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;

- работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)

- составление и распознавание диаграмм;- работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

Цели и задачи урока:

Образовательные: сформировать у учащихся знания о вирусах как о неклеточной форме существования организмов, познакомить с особенностями строения вирусов, путями их проникновения в клетку; научить распознавать вирусные заболевания.

Развивающие: развить интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство), умение коммуникативного общения, развитие речи.

Воспитательные: продолжить воспитание ценностного отношения к труду, к школьному оборудованию, бережного отношения к своему здоровью.

Уровневые цели для учащихся:

Конструктивный уровень – установить причинно- следственную связь строения вируса и выполняемой функции.

Творческий уровень – решить проблемный вопрос, обобщить и сделать вывод, оформить его в виде схемы.

Общедидактическая цель: создать условия учащимся для осмысления новой учебной информации и её применения в учебной и жизненной ситуации.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма работы : групповая.

При планировании урока учитывались возрастные особенности учеников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому; желание включаться в познавательную деятельность.

Технологическая карта урока.

Дидактические задачи урока

Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся. Создает доброжелательную, рабочую атмосферу. Сосредотачивает внимание, помогает сформировать группы для дальнейшей работы.

Приветствуют учителя. Слушают. Разбиваются на группы.

Подготовка к основному этапу.

Обеспечение мотивации и формулирование целей.

1Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?

2.Что вы знаете о вирусах?

3.Что бы хотели узнать об этой форме жизни ?

Ребята, поставьте цели нашего урока (изучить, узнать)

Обобщает сказанное учащимися.

Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цели урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Актуализация опорных знаний. Обеспечение первичного восприятия и осмысление знаний.

Рассмотрите вирусы. Все ли они одинаковы?

Рассматривают и называют различия у вирусов.

Формулируют, на основе опорных знаний учащихся ,проблемный вопрос:

Вирус – кто или что, существо или вещество?

Изучение нового материала.

Получение и осмысление, запоминание знаний, решение проблемного вопроса.

После учащиеся составляют таблицу из пяти столбцов и заполняют ее, используя информацию, приведенную в тексте. Это дает им возможность проанализировать текст повторно.

Ставит проблемный вопрос:

Вирус – кто или что,

существо или вещество?

Вирусы в природе очень разнообразны. Они отличаются формой, размерами, окраской. Что общего может быть у всех вирусов?

подводит наводящими вопросами для постановки гипотезы:

- Для чего вирусы существует в природе? Какое значение они имеют?

Гипотеза: Если вирусы способны существовать только в клетке, то они вероятно, являются паразитами с примитивным строением.

Задает цели для самостоятельной работы в группах. Проговаривает алгоритм работы.

Работают с учебником. Находят определение, проговаривают, записывают его в тетрадь.

Заслушивают проблемный вопрос.

Отвечают на вопросы учителя, формируют гипотезу самостоятельно, либо с помощью учителя.

Работают в группах следуя инструктивной карте:

работают с текстом, заполняют таблицу. Обсуждают результаты в группе. Планируют ответ. Оформляют графический организатор-кластер в тетради.

Подведение итогов работы в группах.

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов и неверных представлений, их устранение. Усвоение усваеваемых знаний и действий на репродуктивном уровне.

Заслушивает отчеты учащихся по выполнению графического организатора-кластера от каждой группы, исправляет неточности, неверные представления.

Результаты работы оформим в виде итоговой таблицы.

Учащиеся сообщают данные по теме своей работы.

Заносят результаты в таблицу, делают выводы. Подтверждают поставленную гипотезу урока

своими работами. Отвечают на проблемный вопрос повторно.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.

Предлагает учащимся задание на исправление ошибок.

Выводит слайд задания с исправлениями.

Выполняют задание. Проводят взаимопроверку. Выставляют оценки.

Мобилизация учащихся на рефлексию своей учебной деятельности.

Как эти знания пригодятся в жизни?

Отвечают на вопросы.

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Задает разноуровневое домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Список литературы используемой при подготовке проекта

1 . Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во "Бонфи", 2002. - 239 с.

2. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии./ Книга для учителя. – Мурманск, 1997. – 228 с.

3. Основы критического мышления : Междисциплинарная программа ; Пособия/Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер.- М.; 1997-1998.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии., М., Народное образование,1998 .

Материалы к защите

1.Изучение нового материала:

. В течение 10 – 15 минут проработать текст, используя специальные пометки:

В 1892 году русский ученый Д. И. Ивановский описал необычные свойства возбудителя болезни табака – табачной мозаики. Возбудитель этого заболевания проходил через бактериальные фильтры, заражая здоровые растения. Позже обнаружили, что возбудитель ящура – болезни домашнего скота – также проходит через бактериальные фильтры. Наконец, в 1917 году был открыт вирус , поражающий бактерии. Эти события положили начало новой науке вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.

Вирусы не имеют клеточного строения, размеры их варьируют от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий, увидеть их можно только в электронный микроскоп. Устроены вирусы очень просто: они состоят из фрагмента генетического материала (либо ДНК, либо РНК), составляющей сердцевину вируса, и защитной белковой оболочки – капсида.

У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще дополнительная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки хозяина. Вирусы – это внутриклеточные паразиты и вне живой клетки они не проявляют никаких свойств живого. У вирусов отсутствует собственная система обмена веществ и энергии, они не потребляют пищу и не размножаются. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Проникнув в живую клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя ее деятельность на синтез вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков, из которых собираются вирусные частицы. Такой процесс называется -рецепторный эндоцитоз. В клетке накапливается огромное количество вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается, и вирусы выходят наружу. Иногда вирусы выделяются из клетки постепенно, по одному, и зараженная клетка живет долго.

У животных вирусы вызывают ящур крупного рогатого скота, чуму у птиц, инфекционную анемию у лошадей и др. К наиболее известным вирусным заболеваниям человека относят грипп, оспу, корь, краснуху, свинку, полиомиелит, бешенство, СПИД и др.

С оставить таблицу из пяти столбцов и заполнить ее, используя информацию, приведенную в тексте с учетом пометок:


  • Скачать презентацию (1.07 Мб) 2749 загрузок 3.9 оценка
























  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Вирусы", благодаря которой школьники познакомятся с историей открытия и изучения вирусов, их строением и механизмом функционирования, а также с мерами, которые помогут избежать вирусного заражения.

  • Открытие вирусов
  • Свойства вирусов
  • Размеры вирусов
  • Строение вирусов
  • Типы капсид
  • Стадии репродукции вирусов
  • Вирусные инфекции
  • Разнообразие вирусов
  • Меры профилактики вирусных заболеваний

Для проведения урока учителем

Содержание


Ви́рус(от лат.virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы являются облигатными паразитами — они не способны размножаться вне клетки.

В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами).

Открытие вирусов 1892 г. русский ученый Д. И. Ивановский открыл вирус табачной мозаики

Вирус в переводе с латинскогоvirusозначает яд

  • Вирусы - мельчайшие живые организмы;
  • Вирусы не имеют клеточного строения;
  • Вирусы способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток;
  • Большинство вирусов вызывают болезни;
  • Вирусы устроены очень просто;
  • Вирусы находятся на границе живого и неживого;
  • Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток.

  • Мельчайшие живые организмы.
  • Размеры варьируются от 20 до 300 нм.
  • В среднем в 50 раз меньше бактерий.
  • Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа.
  • Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий.

Вирус состоит из:

  • Нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК)
  • Капсида – защитной белковой оболочки, окружающей генетический материал вируса
  • Дополнительной оболочки (вирусы гриппа, ВИЧ)

Различают три основных типа симметрии:

Форма капсид у ДНК и РНК вирусов разная: у РНК вирусов только кубическая и спиральная, а у ДНК вирусов она кубическая, спиральная, сложная и двойная.

  • Бактериофаг
  • Аденовирусы (оспа, герпес)
  • Энтеровирусы (грипп, бешенство, ВТМ)
  • Ретровирусы (ВИЧ)

  • Состоят из нуклеиновой кислоты и капсида.
  • Состоят из нуклеиновой кислоты, капсида, дополнительной оболочки, липопротеидной мембраны, включают в себя ферменты.

Стадии репродукции вирусов

Болезни, вызываемые вирусами

Грипп, корь, краснуха, оспа, бешенство, гепатит, острые респираторные заболевания, энцефалит, СПИД.

  • Образовавшиеся внутри вирусы одновременно покидают клетку. Клетка разрушается и погибает.
  • Образовавшиеся внутри вирусы покидают клетку постепенно. Клетка продолжает жить и делиться, производя новые вирусы, хотя ее функционирование может изменится.
  • Генетический материал вируса встраивается в хромосомы клетки и при ее делении воспроизводится и передается дочерним клеткам.

  • Грипп рак простаты ОРЗ
  • Птичий грипп чума

Вирусы, вызывающие заболевания человека:

  • герпес свиной грипп ВИЧ
  • гепатит С полиомиелит

  • Вирус гриппа
  • Вирус гриппа
  • Вирус СПИДа

Меры профилактики вирусных заболеваний:

  • Соблюдение здорового образа жизни
  • Меры по повышению иммунитета
  • Повышение санитарной культуры населения
  • Своевременное выявление и лечение больных
  • Ношение марлевых повязок при контакте с больными
  • Соблюдение санитарно-гигиенических правил
  • Вакцинация населения

4.Роль вирусов в органическом мире

  • Негативная роль
  • Вызывают заболевания растений, животных и человека.
  • Используются как биологическое оружие.
  • Позитивная роль
  • Регулируют численность живых организмов в биосфере.
  • Являются объектом нанобиотехнологий

  • Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005.
  • Учебник Биологии для 10-11 классов. Общеобразовательных учебных учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтова, И.Н. Сонин, стериотип.-М.: Дрофа, 2002.
  • Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Крикунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 класс.-М.: Дрофа, 2005.
  • Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Методическое пособие.-СПб.: Паритет, 2001.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.