Опыты по загрязнению вирусами бактериями для старшеклассников


Бывший инженер Nasa, а теперь YouTube-блогер Марк Робертс решил устроить интересный эксперимент, чтобы объяснить людям зачем мыть руки и поверхности. Он использовал специальный порошок, который должен был имитировать бактерии и вирусы на руках и других поверхностях. Вместе с Марком в эксперименте участвовали ученики 3-го класса.


Невооруженным глазом заметить порошок, как и другую "живность" невозможно


Зато в ультрафиолетовом свете он прекрасно виден


Порошок нанесли на руки учительнице, которая поздоровалась за руку с тремя учениками


Также порошком обработали руки еще одного ученика


А дальше дети отправились заниматься своими обычными делами в школе



Через некоторое время поверхности выглядели так



Следы порошка были практически везде


На лицах и руках следов было тоже предостаточно


И вот еще следы



А это телефон учительницы



Еще один эксперимент Марк провел на себе - он решил проверить, сможет ли не трогать лицо


Оказалось - не сможет.


При этом он же старался себя контролировать и сдерживаться, но видеозапись показала все точно


А теперь дети проверили насколько правильно они моют руки


Выяснилось, что с этим есть проблема


Опять наступила очередь Марка


8 секунд явно недостаточно


20 секунд - уже неплохо



А теперь смоделировали, как передается "зараза"


Вплоть до восьмого человека остались на руках следы



Вот собственно полная версия этого эксперимента.

Актуальность: В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что

необходимо сделать сотрудникам детских садов. Поэтому наша главная задача – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения через всевозможные виды детской деятельности.

1. Сформировать знания ребёнка о свойствах микробов, какой вред и пользу они приносят для человека.

2. Доказать в процессе экспериментов опасность для здоровья - наличие микробов в организме человека.

3. Развивать наблюдательность, умение заключать выводы и умозаключения.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи для ребёнка:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести экспериментальную работу.

3. Сделать соответствующие выводы.

4. Познакомить детей группы с проделанными опытами.

Согласно целям и задачам нами была выдвинута гипотеза: используя метод исследования и специальную литературу, ребёнок – дошкольник, может научиться бережно относиться к своему здоровью, так как нас окружает множество различных микроорганизмов.

Когда я спросил об этом у Светланы Николаевны,она предложила провести исследование.

Для того чтобы расти микробам нужно питание. Есть они могут все: хлеб, фрукты, овощи, землю, опавшие с деревьев листья и т. п.

Цель: проследить динамику размножения микроорганизмов.

Материалы: пластилин, доски для лепки.

Вывод: из одного микроба очень скоро получится много новых, таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Потому что там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество

быстро увеличивается. В зависимости от того, в каком органе поселились микробы, возникает та или иная болезнь. Например, если микроб поселился в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – кариес.

Цель: учить ребенка пользоваться микроскопом.

Материал: микроскоп, пипетка и вода из водоема.

Ход эксперимента: Рассматривание капельки воды под микроскопом.

Вывод: даже в маленькой капельке воды, живет много микробов, поэтому воду из водоема пить нельзя.

Можно микробы увидеть и без микроскопа. Для этого мы провели опыт с хлебом.

Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.

Материалы: два кусочка хлеба, полиэтиленовый пакет, тарелка.

Ход эксперимента: кусок хлеба поместили в полиэтиленовый пакет. Через пять дней он покрылся плесенью. Плесень – это один из видов микробов. Есть такой продукт нельзя – он испорчен.

Вывод. Микроорганизмы вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна. Она заразила весь хлеб.

Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.

Материалы: мука, мыло.

Вывод: для профилактики различных заболеванийнеобходимо соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.

Цель: наглядно увидеть распространение микробов.

Материалы: пульверизатор, вода.

Стоит микробам попасть в организм человека, они начинают размножаться внутри. Человеку становится плохо, он заболевает. Микробы от больного человека через кашель или чихание могут попасть к здоровому. Но от вредных микробов можно защититься.

Мы провели опыт

Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.

Материалы: зеркало, ватно – марлевая повязка.

Вывод: повязка защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

Заключение:

В процессе исследований выяснили, что микробы опасны, но человек научился с ними бороться. Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, приучать себя к жаре и к холоду, заниматься спортом. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать.

Я поделился своими знаниями о микробах с ребятами из группы.

Список литературы


19 фактов о вирусах которые Вы не знали:

  1. Вирусы не являются живыми существами. У них нет клеток, они не умеют преобразовывать пищу в энергию, и без “хозяина” это всего лишь небольшие сгустки химических веществ.
  2. Вирусы, наоборот, не являются мертвыми – у них есть гены, они размножаются, для них действуют процессы естественного отбора.
  3. Ученые путались обнаружить вирусы до 1892 года, когда русский микробиолог Дмитрий Ивановский доказал, что заражение табачных растений происходит с помощью существ, намного меньших чем бактерии. Эти существа оказались вирусом, а конкретно – вирусом табачной мозаики.
  4. Американский биохимик Вендель Стэнли выделил вышеуказанный табачный вирус в чистом виде как игольчатые протеиновые кристаллы, за что получил Нобелевскую премию в 1946 году в области химии.
  5. Некоторые вирусы внедряют свою ДНК в бактерию через полые волоски, которые присутствуют у многих бактерий.
  6. Слово “вирус” (virus) произошло от латинского слова, означающего “яд” или “грязная жидкость”, что вполне логично для явления, вызывающего лихорадку и простуду.
  7. В 1992 году ученые проследили путь источник пневмонии, вспыхнувшей в Англии – оказалось, что это вирус, скрывавшийся внутри амебы, живущей в башнях градирни (охладительной башни). Он был настолько крупным, что вначале ученые приняли его за бактерию.
  8. Так называемый мимивирус назван так из-за того, что имитирует поведение и строение бактерии. Некоторые специалисты считают, что он является промежуточным звеном между бактериями и вирусами, другие уверены, что это отдельная форма жизни. Данный вирус характеризуется наиболее объемным и сложным набором ДНК среди всех вирусов.
  9. В теле мимивируса более 900 генов, которые кодируют протеины, не использующиеся в других вирусах. Его геном в два раза больше, чем у других известным вирусов и даже бактерий.
  10. Есть еще более крупные вирусы под названием мамавирус. Их размеры больше, чем у некоторых бактерий, и эти вирусы также обладают вирусами-спутниками, которые так и называются – Sputnik.
  11. Амебы для вирусов являются своеобразными песочницами и бесплатными столовыми – они поглощают крупные объекты в пределах своей досягаемости и являются источником питательных веществ для бактерий, которые внутри амебы обмениваются генами с другими бактериями и вирусами.
  12. Вирусы умеют заражать животных, растения, грибки, одноклеточные организмы и бактерии. Мамавирусы вместе со спутником заражают также другие вирусы.
  13. Мы все, возможно – результат работы вирусов, так как значительная часть нашего генома содержит “осколки” и целые части вирусов, которые внедрились в наших предков миллионы лет назад, и были “одомашнены”.
  14. Многие из образований в наших клетках являются на первый взгляд бесполезными, что объясняется в том числе тем, что это – вирусы, которые благополучно прижились внутри нас на разных этапах эволюции.
  15. Большинство из внедренных в наш геном древних вирусов не существуют в природе в наше время. В 2005 году французские ученые начали работу по “воскрешению” одного из таких вирусов.
  16. Один из воскрешенных таким образом вирусов под кодовым названием Феникс, оказался нежизнеспособным. Видимо, не все так просто.
  17. Некоторые вирусные осколки в нашем геноме, видимо, ответственны за работы автоимунной системы и развитие раковых заболеваний.
  18. Самой своей жизнью мы обязаны вирусам – часть из протеинов, закодированных вирусной ДНК в организме матери, “корректируют” имунную систему организма, чтобы она не атаковала эмбрион во время развития.
  19. Мы все на Земле являемся дальними родственниками Ученые имеют основания считать, что миллиард лет назад один из вирусов внедрился в клетку бактерии и из этого получилось клеточное ядро, которое впоследствии привело к образованию многообразия флоры и фауны, включая нас с вами.

Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

Задачи:

  • Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.

  • Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
  • Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология

  • Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
  • Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки

Предварительная работа:

Содержание:

Сюрпризный момент: Незнайка

Ход мероприятия

Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы?

Пусть нам расскажут об этом дети

Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу

Воспитатель: И я предлагаю тебе и всем детям отправиться в страну знаний. Я переодеваюсь в профессора Знайкина и в путь.

Избыточная информация: Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят, я предлагаю вам посмотреть.

Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту.

Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)

Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой.

Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.

Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)

Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.

Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.

Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.

Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.

Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. 2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится, если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.

Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.

И как же от них спастись?

Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.

Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые.

Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.

Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная.

Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.

Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?

Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.

Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.

Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?

Оборудование: кефир, сыр, сметана как продукт жизнедеятельности молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска, сдобные булочки, хлебные кусочки на тарелочке, завернутые в пищевую пленку, прокисшее молоко.

Вывод: Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.

- Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.

- Как поднялось наше тесто. Это выросли микробы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.

Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта, высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.

О том, что молочные продукты любые очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице. Чем же полезно молоко? В нем тоже есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и мы сейчас снова поставим длительный эксперимент. Перед вами два яйца. Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но кислота, которая находится в нашем организме, может разрушить кальций, и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы капнуть уксусную кислоту. Зубы растворяться). Сейчас мне будут помогать те, кто чистит дома зубы Он намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим наши яйца в чашу с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы. Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе, я предлагаю вам теперь очень полезный полдник, который подарили нам наши друзья, полезные микробы: кефир и булочка. Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше одно яйцо подготовить заранее, продержав его дня два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.

Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягкое. А яйцо, которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить.

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене!


Проверим, как разлагаются пакеты?

Мусор, который каждый день скапливается у нас дома
  • пакеты из разных материалов, какие сможете достать: бумажные, оксоразлагаемые, гидроразлагаемые, фоторазлагаемые, компостируемые и т.д. (у нас были бумажный, оксоразлагаемый и обычный полиэтиленовый)
  • земля (все равно какая - у нас был покупной грунт для цветов)
  • пластиковые бутылки по одной на каждый вид пакета.


Что нам понадобиться для эксперимента по экологии
  • Отрезаем от пластиковой бутылки горлышко так, чтобы в нее было удобно складывать наши пакеты.
  • Имитируем естественные условия: насыпаем туда слой земли, немного поливаем ее из пульверизатора и кладем кусок пакета. Не стоит брать весь пакет - достаточно поместить в бутылку ручки от него.
  • Наклеиваем на бутылку этикетку с названием материала, из которого сделан пакет и датой начала эксперимента.
  • Ставим бутылку в место, где будет солнечный свет (например, на балкон). Периодически (как вспомним) поливаем землю в бутылке, имитируя осадки.
  • Если попадается пакет из какого-то еще материала - готовим таким же образом бутылку для него и добавляем в нашу коллекцию.
  • И наблюдаем.
  • Когда появятся признаки разрушения пакета - записываем дату на этикетку и фотографируем. И так до полного исчезновения пакета.

Подготавливаем емкости


Засыпаем землю


Увлажняем землю


Кладем пакеты


Подписываем емкости с пакетами


Татьяна, отличный проект. Конечно, долгосрочный, но очень наглядный. Его бы в правительстве провести, чтобы обратить внимание на проблему))) Хотя может быть из тех детей, которые поставят опыт сегодня, завтрашние чиновники увидят все тот же пакетик в неизменном виде 20 лет спустя. И наконец задумается.


Долгосрочный -это да. )))
А насчет правительства, я думаю, что проще начинать с себя. Но, лучше, конечно, с обоих сторон улучшать - тогда толку больше:)

мусор нужно сортировать и перерабатывать на заводах, а не складировать на свалках!

Подобные эксперименты нужно не только внедрять в образовательный процесс в детских садах и школах, но и тв-программы


Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.