Красная смерть это вирус

"The Red Death", Edgar Allan Poe

КРАСНАЯ СМЕРТЬ (Мистика)

Красная Смерть убила множество людей. Никогда не было настолько ужасной болезни, как эта.
Всё начиналось с внезапных острых болей, потери сознания и обильного кровотечения сквозь кожу; смерть наступала через полчаса. Появляющиеся красные пятна на теле, и особенно на лице, сразу же отпугивали людей от страдальца, лишая его помощи со стороны. Появление таких пятен означало неизбежную смерть.
Принц Просперо был смел, удачлив и благоразумен. Когда половина близких ему людей умерла, он созвал всех своих знакомых лордов и леди, имеющих хорошее здоровье, и уехал с ними жить в свой самый отдалённый за`мок. Огромное строение и его большие поместья были окружены прочной, высокой стеной с железными воротами. Войдя внутрь, дворяне нагрели и расплавили замки ворот, и удостоверились, что их не откроет уже ни один ключ. Теперь ни попасть в за`мок, ни выйти из него было невозможно. Конечно, в поместье были завезены большие запасы продуктов. В планы принца не входило беспокоиться, он был намерен наполнить жизнь в за`мке одними удовольствиями. В распоряжении принца были актёры и музыканты, было вино, была Красота. А за стенами за`мка была Красная Смерть.
Весь двор принца пребывал в за`мке уже шестой месяц, и болезнь подступила уже совсем близко, когда принц Просперо пригласил множество своих друзей на грандиозный бал-маскарад. Он должен был стать самым роскошным событием года. Семь лучших помещений за`мка были специально подготовлены и меблированы для бала. Эти комнаты были расположены несимметрично, в угловой части строения, с крутыми изгибами коридора между ними, что делало невозможным видеть больше, чем одну комнату одновременно. Все комнаты были выкрашены, меблированы и украшены в разные цвета; а в окнах были цветные стекла, соответствующие по цвету каждой из комнат. Комната в восточной части за`мка была отделана в синий цвет. Вторая комната была в фиолетовом цвете. Третья была зелёной, четвёртая - жёлтой, пятая - оранжевой, и шестая - белой. Седьмая комната была полностью в чёрном цвете, но её окна отличались - это было единственным, что не соответствовало цвету комнаты - стекла в них были красными - цвета крови.
Сейчас ни в одной из этих комнат не было света; но снаружи, за каждым окном горели факела, лучи света от которых проникали внутрь комнат, создавая на их стенах необыкновенные, постоянно меняющие свои формы, призраки. Но в чёрной комнате эффект от света факела, который проходил сквозь кроваво-красное стекло, был настолько ужасным, что мало кто осмеливался в неё входить. В этой, седьмой, комнате, у западной стены, стояли огромные часы из чёрного дерева. И ежечасно, когда часы отбивали время, они производили звук, который был ясным, громким, глубоким и очень мелодичным; но этот звук имел такой странный тон, что музыканты прекращали играть, чтобы его послушать; и танцы прерывались, приводя веселящуюся публику на несколько мгновений в замешательство. Потом, после последнего удара часов, из публики раздавался лёгкий смех. Музыканты поглядывали друг на друга и улыбались, как бы высмеивая свою глупость, и говоря при этом,
что уж в следующий раз бой часов, определённо, не прервёт их игры. Но через час пауза возникала снова, внося такое же замешательство, как и прежде.
Несмотря на это, бал проходил весело. Наряды дам были красивы и оригинальны, а в костюмах лордов присутствовали великолепие и фантазия. Но было несколько человек, которые выглядели ужасно и вызывали чувство отвращения. Танцующие в масках, как фигуры в сновидении, передвигались туда и сюда по всем семи комнатам. Двигаясь в такт музыки, они меняли цвет, переходя из одной комнаты в другую. С течением времени становилось заметно, что всё меньше и меньше танцующих приближались к чёрной комнате, освещаемой кроваво-красными лучами.
Наконец, большие часы в этой комнате начали отбивать полночь. Музыка смолкла, танцующие остановились в безмолвии и между ними снова возникло чувство неловкости. Ещё до того, как прозвучал последний из двенадцати ударов часов, несколько, наиболее внимательных, человек заметили среди толпы одну фигуру в маске, которую раньше никто не видел. Её внешний вид вызвал шёпот удивления и антипатии, который стал быстро перерастать в крики страха и отвращения. Фигура была высокой и худой, и одета в саван смерти.
Её маска изображала лицо мертвеца и была сделана настолько умело, что даже те люди, которые оказывались от этой фигуры на расстоянии одного шага, не могли убедиться в том, что она искусственная. Страх и отвращение у присутствующих возрастали ещё больше от факта, что незнакомец иммитировал Красную Смерть
- его покров был запятнан кровью, а по всему лицу расходились красные пятна смерти.
Когда взгляд принца Просперо упал на эту устрашающую фигуру (которая медленно и мрачно передвигалась туда и сюда по комнате) его лицо побагровело от гнева.
"Кто осмелился, - потребовал он громким голосом от стоящих рядом с ним дворян, - кто осмелился нанести нам оскорбление таким способом? Схватите его и сорвите с него маску, чтобы мы смогли узнать - кого мы должны будем повесить на рассвете!"
Принц находился в синей комнате в то время, когда он, находясь в группе своих ближайших друзей, произнёс эти слова. Произошло незначительное движение этой группы к странной фигуре, которая как раз в тот момент оказалась поблизости; но никто не осмелился протянуть руку и схватить её. Фигура продолжала двигаться
беспрепятственно. Она прошла мимо принца в направлении фиолетовой комнаты, из фиолетовой - в зелёную, из зелёной - в жёлтую, оттуда - в оранжевую, а потом - в белую, не встречая попыток её остановить.
Принц Просперо, обезумевший от гнева и стыда от своей собственной трусости, бросился стремительно сквозь все шесть комнат, доставая на ходу свою шпагу. Фигура уже достигла западной стены седьмой, чёрной комнаты, когда она внезапно обернулась к принцу. Раздался резкий крик - и шпага упала на пол. В следующее
мгновение принц Просперо упал замертво. Тогда, с необузданной храбростью отчаяния, толпа дворян бросилась на чужака, который молчаливо и спокойно стоял в тени больших чёрных часов. Они сорвали с него маску смерти и запятнанное кровью одеяние, и. отпрянули назад, затрепетав от страха: под маской и одеждой не было человеческого тела, - там была пустота!
Они поняли кто у них в гостях, - это была Красная Смерть! Она появилась словно вор в ночи. Один за другим присутствующие на балу падали и умирали в залах удовольствий.
Чёрные часы пробили один раз и остановились. Огонь факелов потух. И всё перешло во власть Красной Смерти, Тьмы и Разложения.

← Колодезь и маятник Красная смерть
автор Эдгар Аллан По (1809-1849) , пер. Прасковья Лачинова
Язык оригинала: английский. Название в оригинале: The Masque of the Red Death , 1842. — Опубл.: 1870. Источник: Отечественные записки. Журнал литературный, политический и ученый. Санкт-Петербург. В типографии А. А. Краевского (Литейная № 38). 1870. № 1. С. 113—118.

2. Красная смерть [1]

Красная смерть давно опустошала страну. Никогда ни одна чума не носила такой роковой печати. Это была печать крови, и она имела весь ужас и безобразие крови. Симптомы ее были — острая боль в теле, внезапное головокружение, потом обильный пот из всех пор и разложение всего существа. Появление красных пятен на теле и, в особенности, на лице жертвы, мгновенно делали ее предметом отчуждения для всего человечества и лишали всякой помощи и участия. Для начала, развития и исхода болезни требовалось не более получаса.

Но принц Просперо был счастлив, неустрашим и изобретателен. Когда чума опустошила до половины его владения, он собрал вокруг себя своих придворных рыцарей и дам и, выбрав из них около тысячи самых бодрых и веселых, удалился с этим многочисленным обществом в одно из своих укрепленных аббатств. Это было обширное и великолепное здание, построенное по плану принца в эксцентрическом и грандиозном стиле и обнесенное высокой крепкой стеной с железными воротами. Раз вступивши туда, придворные взялись за наковальни и крепкие молотки, чтоб наглухо запаять замки. Они решились оградить себя от всякого внешнего вторжения и также пресечь всякое покушение к выходу тем, кто находился внутри. Аббатство было в изобилии снабжено съестными припасами, и благодаря этой предосторожности, придворные могли смело издеваться над заразой. Пусть остальные спасаются, как знают, а с их стороны было бы глупо сокрушаться и горевать. Принц позаботился, чтоб не было недостатка в средствах к удовольствию; отовсюду собраны были шуты-импровизаторы, танцовщики и музыканты; вино лилось в изобилии; роскошь и красота ослепляли на каждом шагу. Итак, внутри дворца царствовали безопасность и веселье; снаружи свирепствовала — красная смерть.

В конце пятого или шестого месяца их пребывания в аббатстве, в то время как зараза проявлялась с еще большей силой, принц Просперо вздумал устроить для своих друзей маскарад самого неслыханного великолепия.

Роскошна была картина этого маскарада! Но надо сначала описать залы, в которых он происходил. Их было семь. То была царственная анфилада! Они были устроены совсем иначе, нежели в других дворцах, где анфилады зал тянутся по прямой линии, так что их можно видеть все от первой до последней, когда обе половинки дверей распахнуты настежь. Здесь же было совсем напротив, как и можно было ожидать от принца и от его склонности ко всему необыкновенному. Залы были так неправильно расположены, что нельзя было видеть более одной за раз. Через каждые двадцать или тридцать ярдов был внезапный поворот, и при каждом повороте глазам представлялось новое зрелище. На правой и на левой стороне в средине каждой стены вделано было высокое и узкое готическое окно, выходившее в закрытый коридор, огибавший комнату во всех ее поворотах. В каждом окне были цветные стекла, гармонировавшие с цветом, преобладавшим в убранстве той залы, в которую оно выходило. Например, зала, занимавшая восточный угол, обита была голубым, и окна были темно-голубого цвета. Вторая комната убрана и обита пурпуровым цветом, и стекла были пурпуровые. Третья вся зеленая и окна зеленые. Четвертая оранжевая освещалась окном оранжевого цвета, пятая — белая, шестая — фиолетовая.

Седьмая зала была вся увешана драпировками из черного бархата, покрывавшими потолок и стены, и ниспадавшими тяжелыми складками на ковер из той же материи и того же цвета. Но только в этой комнате цвет окон не соответствовал убранству. Стекла были красные — яркого цвета крови.

Ни в одной из семи зал, посреди множества золотых украшений, рассыпанных повсюду, не видно было ни ламп, ни канделябр. Ни одна из семи зал не освещалась ни лампами, ни свечами и никаким освещением в этом роде. Но в коридорах, опоясывавших их, прямо против каждого окна возвышался огромный треножник с пылающим костром, отбрасывавшим свое пламя сквозь цветные стекла и ослепительно освещавшим залу. Это производило необыкновенный фантастический эффект. Но в западной комнате, в черной комнате, свет костра, отражавшийся на черных обоях и сквозь кровавые стекла, был страшно мрачен, и придавал лицам входивших туда такой странный вид, что очень немногие из танцующих отваживались вступать в это магическое пространство.

На западной стороне стены седьмой залы возвышались гигантские эбеновые часы. Маятник их качался с глухим, тяжелым и однообразным звуком, и когда минутная стрелка обегала круг циферблата и часы готовились пробить, то из внутренности машины исходил звук отчетливый, звучный, глубокий и чрезвычайно музыкальный, но такого особенного тона и такой силы, что музыканты оркестра чрез каждый час принуждены бывали прерывать на минуту свои аккорды, чтоб слушать музыку часов, танцующие останавливались, минутное смятение пробегало в веселом собрании, и пока раздавался бой, самые сумасбродные бледнели, и самые спокойные и благоразумные проводили рукой по лбу, как бы под влиянием тяжелого кошмара. Но когда отголосок последнего удара совсем замолкал, общество оживало. Музыканты переглядывались, смеясь над своим нервическим страхом, и уверяя друг друга, что следующий бой не произведет на них более никакого влияния. Но по прошествии трех тысяч шестисот секунд, заключающихся в шестидесяти минутах, бой роковых часов снова, раздавался и снова производил то же смятение, то же содрогание и волнение.

Несмотря на все это, оргия была весела и великолепна. Оригинальный вкус принца проглядывал во всем. Его необыкновенное искусство, в отношении выбора цветов и рассчитанности эффектов, создавало чудеса. Он презирал все пошлое и условное. Планы его были дики и дерзки, соображения отличались варварским величием. Многие сочли бы его сумасшедшим; и хотя придворные его чувствовали, что он не был сумасшедший, но для того, чтоб убедиться в этом последнем, надо было коротко его знать.

По случаю этого празднества, он сам лично распоряжался декорацией и убранством семи зал, и по его личному вкусу заказаны были все костюмы. Они были придуманы чрезвычайно причудливо, и ослепляли, сверкали; были между ними и нелепые и фантастические; были фигуры, испещренные арабесками, уродливо закутанные, невероятно сложенные, чудовищные как фантазии безумия; было тут и прекрасное, и бесстыдное, и много странного, страшного и отвратительного. Одним словом, все это общество, собравшееся в семи залах, можно было принять за осуществление снов кошмара. И эти воплощенные сны, которым каждая из зал придавала свой различный оттенок, сновали и корчились во всех направлениях. И казалось, что они производили музыку своими ногами, и что странные пьесы оркестра были отголоском их шагов.

Лихорадочное веселье оживляло все общество, праздник был во всем разгаре, когда раздался полночный бой на часах. Этот бой произвел свое обычное действие: музыканты и танцующие остановились, и повсюду воцарилась мрачная неподвижность. На этот раз часы должны были пробить двенадцать ударов, и в продолжение этого времени присутствующие несколько отрезвились от своего опьянения. Может быть, также благодаря этому, прежде чем стих отголосок последнего удара, некоторые заметили присутствие маски, которая до сих пор не привлекала ничьего внимания. С глухим шепотом пронесся слух о вторжении неизвестного лица и возбудил во всех ропот удивления и неудовольствия, превратившийся под конец в чувство ужаса, и отвращения. Без сомнения, это должно было быть очень необычайное явление, чтоб произвести подобное впечатление на такое разнородное общество. Как ни мало была ограничена маскарадная свобода в эту ночь, но неизвестный переступил даже те снисходительные условия приличия, которые принц допустил в выборе костюмов. В сердцах самых беспечных, есть струны, до которых нельзя дотрагиваться; для людей, отвергающих все святое, есть, однако, вещи, с которыми нельзя шутить. Все общество, по-видимому, было глубоко поражено неприличием и неуместностью поведения и костюма незнакомца. Он представлял фигуру высокую и худую как скелет, с головы до ног окутанную в саван. На лице его была надета маска, изображавшая в таком совершенстве черты окоченелого трупа, что при самом тщательном наблюдении, трудно было ошибиться. Несмотря на всю неуместность этой шутки, опьяневшее общество, может быть, и допустило бы ее; но маска дошла до того, что олицетворила в себе полный тип красной смерти. Лоб и все черты лица ее были испещрены кровавыми пятнами, одежда была испачкана кровью.

Когда глаза принца Просперо обратились на страшную фигуру привидения, — которое, как бы для того, чтоб лучше поддержать свою роль, медленно и торжественно прохаживалось между танцующими, — неодолимый трепет ужаса и отвращения пробежал по всем его членам; но гнев тотчас же пересилил в нем все другие чувства.

— Кто осмеливается, — спросил он хриплым голосом у окружавших его придворных: — кто осмеливается оскорблять нас такой богохульной насмешкой? Схватите его и сорвите маску, чтоб мы знали, кого нам придется повесить на зубцах башни, при солнечном восходе!

Во время этой сцены, принц Просперо находился в южной или голубой зале. Слова его звучно раздались во всех семи залах, потому что он был человек здоровый и сильный, и музыка тотчас умолкла по мановению его руки.

Его окружала группа побледневших придворных. Сначала, когда он заговорил, группа эта обнаружила намерение броситься на незваного пришлеца, который свободным и величественным шагом приближался все более и более к принцу. Но вследствие какого-то неопределенного ужаса, внушенного дерзостью маски, никто не решился на нее напасть, так что, не встречая никакого препятствия, она прошла в двух шагах от принца, и между тем как собрание, как бы повинуясь одному и тому же чувству, отступало от центра залы к стенам, она продолжала путь свой, не останавливаясь, все тем же торжественным и мерным шагом, — из голубой комнаты в пурпуровую, из пурпуровой в зеленую, из зеленой в оранжевую, — из этой в белую — а оттуда в фиолетовую. Тогда-то принц Просперо, вне себя от ярости, и стыдясь своей минутной трусости, бросился вслед за незнакомцем через все шесть зал, но никто за ним не последовал, потому что смертельный страх овладел всеми. Он бежал, потрясая обнаженным кинжалом, и остановился шагах в трех или четырех от призрака. Тот начал отступать, и наконец достигши конца бархатной залы, быстро обернулся и стал лицом к лицу с своим преследователем. Раздался пронзительный крик, кинжал выскользнул из рук принца, и он упал мертвый на траурный ковер.

Тогда-то вооружившись мужеством отчаяния, вся толпа ринулась в черную залу и схватила незнакомца, стоявшего прямо и неподвижно, как статуя в тени эбеновых часов. Но как описать их неслыханный ужас, когда под саваном и маской не оказалось никакой осязательной формы…

Тогда для всех стало ясно — присутствие Красной Смерти. Она подкралась как вор среди ночи. И все пирующие упали один за одним в тех самых залах, где за минуту пред тем бушевала оргия, упали, орошенные кровавым потом, и каждый из них умер в том положении отчаяния и ужаса, в каком застигло его падение. И жизнь эбеновых часов прекратилась вместе с жизнью последнего из этих беззаботных существ. И пламя костров потухло. И Мрак, Разрушение и Красная Смерть остались тут единственными и безграничными властелинами.

сборы в США сборы в мире премьера (мир) релиз на DVD

Премьера в Калифорнии

Он — герой новой породы. Одноклеточный герой нашего времени. Он — Осмосис Джонс. Этот заразительный мультипликационный боевик начинается с того, что Фрэнк проглатывает злодейский вирус по имени Трэкс.

Теперь, глубоко внутри удивительных мультипликационных внутренностей города Фрэнк, одинокий полицейский — белая кровяная клетка по имени Осмосис Джонс и его упорный помощник Дрикс должны помешать злобной эпидемии, развязанной Трэксом!

Если вам понравился этот , не пропустите. развернуть ↓ Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их. все рекомендации к фильм у ( 20 ) скрытые оцененные фильмы ( 5 ) *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию.
  • Все:11
  • Положительные:6
  • Отрицательные:1
  • Процент:75%
  • Нейтральные:4


Большие неприятности в маленьком мире

Хочу отметить, что очень грамотно и мудро придуман мир внутри нашего организма. Я имею ввиду политическую и социальную составляющие: это отображение нашей привычной жизни. И всё так схоже предоставлено!


Очень приятная мультяшка, очерченная кадрами с живыми актерами. То есть то, что начинается как семейный фильм об одиноком незадачливом папаше (Билл Мюррей), воспитывающем маленькую дочь (или это она его воспитывает), — внезапно переходит в разряд весьма забавных мультфильмов о внутреннем мире человека, — где все органы словно структура государственной власти, а все бактерии, клетки и пр. — как полноценные жители большого города. У них есть мэр, полиция, уборщики, аэропорт в желудке и прочее. Конечно, в город/организм пробирается страшный вирус, желающий убить тело Фрэнка за считанные часы. Но тут за дело берется полиция.

Очень симпатичное зрелище, одним словом, а главное — полезное для детишек, которые не моют руки перед едой.


Полезный фрукт перед сном

Лихо и очень символично! Невероятный сюжет. Тема человеческого организма в кино неисчерпаема.

Даже взрослым необходимо знать общие правила питания и здорового образа жизни! Чтобы мэр вашего организма не начал строительство третьего подбородка!

Мультфильм ярко демонстрирует, что человеческий организм живой, в нем есть и отдел нравов, и служба безопасности, и миллионы шумных жителей, которые взаимодействуют друг с другом и со всем телом. Любое недомогание организма вызывает панику и переполох, похожее на поведение людей при землетрясении или инфляции.

Все наглядно, правильно и честно, а добавьте к этому увлекательный сюжет и простую, но красивую анимацию, то получите сочное яблоко без порченых бочков и червей. Вот такой фрукт надо есть каждый день вечером после ужина! Но лучше откусывайте кусочки потихоньку медленно и с наслаждением, чтобы бравые ребята вашего организма смогли освоить и переварить сладкие ломтики спелого яблока, ведь в них много железа! Приятного аппетита!


Гипертрофированное представление нашего организма, которое заставляет чувствовать себя крутым.

Даже пустышка излечит рак, если просто верить в себя!

Напоследок скажу, что я люблю морковь.




Внутри глубокой рвотки

Дальнейшие, основные, события этой истории разворачиваются уже внутри Фрэнка и рассказывают о бескомпромиссной борьбе организма с этим самым вирусом. Понятно, что для воплощения данной идеи без анимации Фарелли обойтись никак не могли. Облачившись в камуфляж заказного агитационного кино о пользе чистых рук и мытых продуктов, они придумывают аллегорический мир человеческого бытия. Главным его героем становится голуболиций полицейский Осмосис Джонс.


Интересное и многогранное кино — с одной стороны очень поучительная история, рассказывающая детям в легкой развлекательной форме об основах гигиены и человеческой анатомии, а с другой стороны весьма традиционная комедия а-ля братья Фарелли с пуканием, рвотой, лопающимися прыщами и т. д. Даже трудно сказать, какая сторона удалась лучше.


Одна приятность в полном мраке

Я всегда относился к этому гибриду фильма и мультика с некой жалостью. Он плох однозначно. И это обидно, ведь кино имеет очень интересные идеи.

Смех учительницы Шейны тоже выводит из себя.

Но эту несуразицу приятно разбавляет антагонист. Я так и не понял, что это за болезнь, но выглядит он внушающее и ведёт себя также. А его голос просто приводит в экстаз. Спасибо вам огромное, мистер Фишбёрн, за эти приятные для моих ушей минуты.

Я сделал рецензию нейтральной только из-за Тракса, который вытягивает на себе всю картину. Зловещий, пугающий, харизматичный и крутой. Если бы это был фильм Диснея, то он бы точно вошел в Лигу великих злодеев таких как Шрам, Шерхан, Джафар и прочие.


Но я биолог, как и моя жена, и я просто не мог не показать ей такого бальзама на душу, как этот. С удовольствием посмотрел это кино ещё раз, а она только открыла его для себя. Я убедился, что про лейкоцита Джонса можно смотреть больше одного раза.

Люди-актёры здесь, кажется, имеют незначительное значение, хотя все трое (мужлан, волосатик и девочка) смотрятся на своих местах и справляются с задачей вызова нужных эмоций у зрителей. Ничего не скажешь: организм, в котором происходит вся история, ведёт не очень-то здоровый образ жизни, так что Осмосу и его весьма героическому, но слегка неповоротливому помощнику Дриксенолу всегда найдётся работка на переднем краю иммунной защиты! И хотя оригинальный фильм провалился в прокате, он таки дал начало целому сериалу о новых приключениях иммунной парочки в организме уже какого-то мальчишки, которого укусил комар, пивший до этого кровь того дяденьки!

Многие люди задаются вопросом, почему все так опасаются коронавируса? Все дело в том, что этот тип вируса — новый, и современная медицина, равно как и иммунная система современного человека не готовы были встретить его стремительное распространение во всеоружии. С теми же проблемами сталкивались и наши предки, однако за свое существование человечество страдало и от других, не менее опасных эпидемий. Вспоминаем историю мировых пандемий от II века до наших дней.

Чума Антонина, 160 — 180 годы

В записках врача значились такие симптомы как сыпь на коже, волдыри, повышенная температура, рвота, сильный кашель. Современные исследователи считают, что на самом деле чума Антонина была либо оспой, либо корью, однако однозначного вердикта в отношении возбудителя эпидемии так и не было вынесено.

Конечно, медицина того времени не могла купировать столь массовое и стремительное развитие заболевания, а потому чума Антонина, распространившаяся во время римско-парфянских войн, стала одной из самых губительных пандемий прошлого и причиной серьезнейшего кризиса Римской империи.

Юстинианова чума, 541 — 750 годы

Пандемия Юстиниановой чумы, названной в честь императора Юстиниана I, началась в 541 году на территории Египта. Переносчиками инфекции были крысы, которые жили буквально на каждом судне, в том числе и на тех, что перевозили зерно в Константинополь и другие точки земли. Именно так началось массовое заражение — уже через месяц пандемия накрыла Италию, Испанию, Германию, Галлию, Британию, Сирию, Месопотамию. По оценкам историков, в 543 году в столице Римской империи от Юстиниановой чумы ежедневно умирало около пяти тысяч человек.

Из сохранившихся записей исследователи узнали о симптомах болезни, и описания их выглядят действительно пугающе.

Пандемия терроризировала весь мир на протяжении двух столетий, а ее жертвами стали около 35 миллионов человек — эта эпидемия оказалась губительной для античной цивилизации и стала причиной ее стремительного упадка.

Черная смерть, 1338 — 1353 годы

Черная смерть стала второй пандемией чумы после эпидемии Юстинановой, и на этот раз число жертв, по оценкам исследователей, превышало 200 миллионов человек. Первые вспышки заболевания были зарегистрированы у берегов Каспийского моря, после чего очень быстро заболевание распространилось по всему миру.

Переносчиками этого заболевания, как и в случае с Юстиниановой чумой, стали грызуны — мыши и крысы, которые вынужденно покинули привычные места обитания и мигрировали ближе к людям из-за множественных природных катаклизмов, предшествовавших эпидемии, наводнили крупные города и оккупировали многолюдные морские порты, что и явилось причиной возникновения пандемии.

Современные исследователи выделяют несколько типов заболевания, терроризировавшего мир в XIV веке — бубонная чума, кожная и кожно-нарывная чума, первично и вторично-септическая, а также кишечная и легочная чума. Тип чумы зависел от способа заражения — укусы инфицированных грызунов и блох становились причиной развития бубонной чумы, а воздушно-капельный путь заражения вызывал легочный тип заболевания. Впрочем, попав в организм человека, инфекция мутировала и могла дать осложнения, а потому нередким явлением было наличие сразу нескольких типов заболевания у пациента.

Эпидемия черной смерти завершилась лишь в 1353 году, оставив глубокий и болезненный след в истории человечества и забрав жизни многих жителей нашей планеты.

Черная оспа, IV — XX век

Черная или натуральная оспа считается не только одним из самых опасных, но и одним из самых пугающих заболеваний — все тело заразившегося покрывалось болезненными язвами, а если пациенту удавалось выжить, шрамы, напоминающие о перенесенном заболевании, оставались с ним навсегда.

Первые упоминания оспы датируются IV веком — тогда эпидемия началась в Китае. Позже заболевание распространилось в Корее, Японии, а еще спустя время уже поразило весь мир. Некоторые люди связывали заболевание с гневом богов, другие считали, что от черной оспы можно защититься амулетами и жертвоприношениями, однако все эти теории и методы борьбы с пандемией, конечно же, были бессмысленны.

Многие исследователи отмечают, что черная оспа была гораздо опаснее чумы — несмотря на то, что чума более заразна и чаще приводит к смерти, ее эпидемии случались лишь несколько раз и рано или поздно заканчивались, в то время как оспа терроризировала мир на протяжении многих веков, непрерывно перемещаясь с одного континента на другой.

Последний зарегистрированный случай заражения черной оспой произошел в 1978 году. Медицинский фотограф из Британии Джанет Паркер, которая контактировала с учеными из лаборатории по изучению оспы, летом 1978 года обнаружила на своем теле волдыри и ощутила сильное недомогание. Сначала врачи посчитали, что Паркер болеет обычной ветрянкой, но спустя несколько дней ей поставили страшный диагноз — черная оспа. Тот факт, что Джанет заразилась заболеванием, которое было официально признано побежденным годом ранее, привел весь мир в ужас. Однако новой пандемии не случилось — история черной оспы окончательно завершилась в сентябре 1978 года со смертью Джанет Паркер, которая умерла от инфекции спустя несколько месяцев после обнаружения первых симптомов.

На сегодняшний день вирус черной оспы считается полностью побежденным, и вероятность его возвращения в мир равна нулю.

Холера, II — XX век

Первые упоминания холеры датируются II веком нашей эры— еще римский врач Гален, который также первым описал симптомы чумы Антонины, в своих дневниках писал о локальных эпидемиях холеры, терроризировавших юг Азии. Широкое распространение заболевание получило в 1817 году — как предполагают современные исследователи, вирус холеры мутировал из-за аномальных погодных условий, и стал более адаптивным к вызовам внешней среды.

Первая массовая вспышка холеры охватила всю Азию и унесла жизни более 100 000 человек. Лишь экстремально низкая температура в зимний период не позволила заболеванию достичь Европы, но уже в 1829 году заболевание начало распространяться с новой силой, и на этот раз пандемия приобрела общемировой масштаб.

Холера, как и черная оспа, терроризировала планету на протяжении многих столетий, а всего ученые выделяют семь основных этапов развития пандемии, последняя из которых завершилась в 1975 году. Общее число жертв установить практически невозможно, но стоит сказать, что количество погибших во время пиковых активностей заболевания достигало нескольких миллионов в год.

На сегодняшний день холера не считается полностью побежденным заболеванием, но, благодаря современной медицине и многим проведенным исследованиям, оно уже не является столь опасным, как раньше. Тем не менее, отдельные случаи заражения все еще встречаются в нашем мире — так, в 2010 году локальная эпидемия холеры унесла жизни 10 000 человек на Гаити.

Третья пандемия чумы, 1855 — 1930 годы

Третья пандемия чумы, последовавшая за Юстинановой чумой и эпидемией черной смерти, началась в южно-китайской провинции Юньнань в 1855 году и продлилась несколько десятилетий — официальной датой завершения пандемии считается 1930 год, но отдельные случаи заражения, а также небольшие локальные эпидемии встречаются и по сей день.

Эта пандемия чумы, в сравнении с предыдущими случаями распространения заболевания, считается самой малочисленной по количеству жертв — за время третьего периода погибло около 10 миллионов человек.

Третья волна заболевания характеризуется локальным распространением — дело в том, что в тот период чума активно развивалась именно в портовых городах и не достигала крупных населенных пунктов в глубине материков. Также этот период стал революционным в плане изучения заболевания — ученые Александр Йерсен и Сибасабуро Китасато провели массу исследований, которые помогли в дальнейшем купировать вспышки распространения чумы, а японский профессор Огата установил, что переносчиками чумы являлись не только крысы, но и блохи, жившие на коже животных.

Благодаря проведенным исследованиям в 1930-х годах заболевание пошло на спад, но окончательно не исчезло — на сегодняшний день в мире ежегодно регистрируются неоднократные случаи заболевания чумой. Правда, летальность заболевания значительно снизилась, и если раньше показатели смертности были около 70%, то сегодня эти цифры заметно ниже — примерно 5-7%.

Испанский грипп, 1918 — 1919 годы

Испанский грипп или испанка, как ее прозвали жители Испании в то время, считается одной из самых массовых и опасных пандемий гриппа за всю историю человечества. За восемнадцать месяцев распространения заболевания, им заразилось около 30% всего населения планеты, что равняется 550 миллионам человек.

Пандемия испанского гриппа пришлась на конец Первой мировой войны и мгновенно превзошла вооруженное противостояние стран по числу жертв. Первые вспышки заболевания зафиксированы во Франции, но очень быстро испанка распространилась по странам Европы, а вскоре и по всему миру. Считается, что столь стремительное распространение заболевание обусловлено антисанитарией, низким качеством жизни в послевоенное время, а также массовой миграцией участников войны.

Симптомами заболевания были цианоз, кашель с примесью крови, лихорадка и пневмония — иногда заболевшие буквально захлебывались собственной кровью в результате открывшегося внутрилегочного кровотечения. В общей сложности от испанского гриппа погибло около 50 миллионов человек — примерно 3% всего населения нашей планеты.

ВИЧ/СПИД, 1980 — настоящее время

ВИЧ-инфекция, в результате которой может развиться синдром приобретенного иммунного дефицита, появилась в конце 1980-х годов, а официальное название она получила в 1983 году, когда французские и американские ученые открыли вирус иммунодефицита человека. Сегодня вирус называют чумой XXI века, вот только, в отличие от чумы, это заболевание все еще представляет серьезную опасность для человечества.

На протяжении всего времени существования вируса, ученые строили различные теории относительно его возникновения. Согласно мнению некоторых исследователей, ВИЧ передался от обезьяны человеку в западной Африке в 1925-х годах. Это связано с тем, что ученые, анализировавшие смерть мужчины в Конго в 1959 году, обнаружили в его истории болезни симптомы, схожие с симптомами вируса иммунодефицита человека, и эту смерть стали считать первым официальным случаем летального исхода от СПИДа.

Тем не менее, наука все еще не сошлась в едином мнении относительно причин возникновения инфекции, и споры ведутся и по сей день.

Всего ученые выделяют три стадии заболевания: острую, латентный период и терминальную стадию, когда ВИЧ уже трансформируется в СПИД. После проведенных исследований ученые установили и способы инфицирования — половой, вертикальный (от матери к ребенку) и парентеральный (через кровь). В самом начале ВИЧ-инфекция распространялась из-за повторного использования наркозависимыми медицинских игл, а также незащищенных половых контактов между гомосексуалистами, но позже заболевание переросло в пандемию, поражающую абсолютно все слои населения.

В 2011 году были опубликованы данные о количестве погибших людей в результате инфицирования ВИЧ-инфекцией — 25 миллионов человек. При этом всего заболевших было около 60 миллионов.

На сегодняшний день ВИЧ-инфекция все еще неизлечима, однако, благодаря ряду поведенных исследований, современная медицина может обеспечить заразившемуся пациенту антиретровирусную терапию, способную полностью подавлять развитие заболевания — это значит, что ВИЧ-положительный пациент может прожить многие годы без симптомов и, главное, без возможности передачи вируса другим, а также вести привычный образ жизни при условии приема лекарственных препаратов. В ином случае, инфекция активно развивается, и человек умирает примерно через 5-10 лет, в зависимости от состояния иммунной системы, возраста и образа жизни.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.