Клетка единица строения и жизнедеятельности 1 вируса табачной мозаики

1. Клетка — единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.

Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник М. Шлейден и физиолог Т. Шванн, в 1838–1839 гг. высказавшие идею, что клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности, что может свидетельствовать о их родстве, происхождении растений и животных от одного общего предка.

Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована.

Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:

  1. Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму.
  2. В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т. е. потребляют готовые органические вещества.
  3. Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.
  4. Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных — гликоген.

2. Лишайники — симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

Тело лишайника — слоевище состоит из нитей-гифов гриба, в которых заключены одноклеточные зеленые водоросли или цианеи (цианобактерии, старое название — сине-зеленые водоросли). Лишайники рассматривают как симбиотические организмы, где грибы поставляют воду с растворенными минеральными солями, а водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая поступление органических веществ. Необходимым условием произрастания лишайников является наличие света, необходимого для фотосинтеза.

Лишайники делятся на накипные (в виде пленки на камнях), листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев) и кустистые (олений мох — ягель).

Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по отсутствию органов — стеблей, листьев — и характерной расцветке.

  1. Лишайники первыми заселяют безжизненные местообитания, произрастают на голых камнях. Этому способствует их неприхотливость к субстрату, способность переносить длительное высушивание, впитывать атмосферную влагу поверхностью тела. В результате жизнедеятельности лишайников образуются органические вещества, начинается формирование почвы.
  2. Лишайник ягель (олений мох), произрастая в тундре, служит кормом северным оленям, создавая условия для оленеводства.
  3. Многие виды лишайников погибают при загрязнении воздуха, поэтому могут служить индикаторами загрязнения атмосферы.
  4. Из лишайников получают некоторые лекарственные вещества, красители, лакмус — индикатор для уроков химии.
  5. Поселяясь на шифере и других строительных конструкциях, лишайники разрушают покрытия, поэтому шиферные крыши обрабатывают специальным составом, препятствующим произрастанию лишайников.

Симбиотические отношения в природе способствуют процветанию видов, которые в них участвуют. Можно назвать примеры из билета № 2.

3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.

Богаты белком пищевые продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйцо, молочные продукты. Также содержат белки растительные продукты, особенно бобовые культуры, овес, твердые сорта пшеницы и изготовляемые из них макаронные изделия.

В пищеварительном канале белки распадаются на аминокислоты. Конечным продуктом белкового обмена у человека и других млекопитающих является мочевина, удаляемая через почки.

Белки выполняют в организме важнейшие функции:

  1. структурную — белки входят в состав всех органоидов клетки;
  2. ферментативную (каталитическую) — например, пищеварительные ферменты;
  3. двигательную — в составе мышечных волокон;
  4. транспортную — гемоглобин крови переносит кислород ко всем клеткам организма;
  5. энергетическую — хотя есть мнение, что при окислении белка промежуточные продукты обмена, содержащие азот, токсичны для организма, и потребление избыточной белковой пищи снижает силу и выносливость человека.

У детей и подростков активно идут процессы роста, биосинтеза, что помимо повышенной потребности в строительном материале — аминокислотах повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с пищей большее количество белка, чем взрослый. Недостаток белка в рационе детей может быть причиной низкого роста.

Основные понятия и термины по теме: Органоиды; цитолемма; гиалоплазма;обмен веществ; ДНК; РНК; ген; наследственность.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.

2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

3. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Для всех клеток характерны следующие проявления жизнедеятельности:

Основные проявления жизнедеятельности клеток

Растительные и животные клетки имеют общий план строения. Рассмотрим основные части клетки:

Составные части клетки

Таблица 4. Строение и функции клетки


Рис. 9. Строения клетки

2.В живых организмах любой процесс сопровождается передачей энергии. Энергию определяют, как способность совершать работу. Обмен веществ и энергии - это совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Обмен веществ у живых организмов заключается в поступлении из внешней среды различных веществ, в превращении и использовании их в процессах жизнедеятельности и в выделении образующихся продуктов распада в окружающую среду.

Все происходящие в организме преобразования вещества и энергии объединены общим названием - метаболизм(обмен веществ).

Метаболизм можно разделить на два взаимосвязанных, но разнонаправленных процесса: анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция).

Анаболизм - это совокупность процессов биосинтеза органических веществ (компонентов клетки и других структур органов и тканей). Он обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур, а также накопление энергии (синтез макроэргов).

Катаболизм- это совокупность процессов расщепления сложных молекул до более простых веществ с использованием части из них в качестве субстратов для биосинтеза и расщеплением другой части до конечных продуктов метаболизма с образованием энергии. К конечным продуктам углерода (около 230 мл/мин), окись углерода (0,007 мл/мин), мочевина (около 30 г/день), а также другие вещества.

Расшифровка структуры ДНК (1953 г.) стала одним из поворотных моментов в истории биологии. За выдающийся вклад в это открытие Фрэнсису Крику, Джеймсу Уотсону, Морису Уилкинсу была присуждена Нобелевская премия по физиологии или медицине 1962 г.

Лабораторная работа[4]:

- Рассмотрение клеток и тканей в оптический микроскоп.

Задания для самостоятельного выполнения:

3. Оформить отчет по лабораторной работе.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Защита презентации и сообщения.

- Сдача отчета по лабораторной работе.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Установить соответствие между органеллами клетки и их функциями:

Органеллы Функции

1) лизосомы а) синтез липидов и углеводов;

2) клеточный центр б) переваривание веществ;

3) гладкая ЭПС в) участие в клеточном делении;

2. Установить соответствие между критериями и их характеристикой:

Критерии Характеристики

1) наследственность а) свойство избирательно

реагировать на влияние

2) изменчивость б) способность организма

в) способность организма

передавать свои признаки

3. Органоид, в котором происходит синтез молекулы белка:

б) комплекс Гольджи;

4. Углевод, входящий в состав молекулы ДНК:

5. Реакции обмена веществ в живой клетке ускоряют:

в) нуклеиновые кислоты;

6. Синтез органических веществ из неорганических, с использованием световой энергией Солнца, называется:

7. Ученый, разработавший учение о происхождении видов:

8. Наука, занимающаяся исследованием закономерностей наследственности и изменчивости называется …

9. Характер взаимоотношений рыси и зайца:

а) межвидовая борьба;

б) борьба с засухой;

в) внутривидовая борьба;

г) борьба за свет.

в) обмен веществ;

11. Железо входит в состав:

12. Общим признаком растительной и животной клетки являются:

13. Отдельные элементы среды обитания, взаимодействующие и создающие условия для его существования – это … факторы.

14. Ген – это участок молекулы …

15. Рибосомы в клетке выполняют функцию …

Умения, сформированные у студента после изучения раздела:

1. Приводит примеры экспериментов и(или) наблюдений о

- строении и функциях клетки.

2. Объясняет прикладное значение важнейших достижений в:

- области генной инженерии,

3. Работает с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет - ресурсах, научно-популярной литературе: овладел методами поиска.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Открытие вирусов

В 1892 году Д.И. Ивановский (см. Рис. 1), изучая мозаичную болезнь табака (см. Рис. 2), установил, что причиной заболевания является некое инфекционное начало, содержащееся в листьях больных растений, которое проходит через фильтр, задерживающий обыкновенные бактерии. Если профильтрованный сок внести в листья здоровых растений, то они также заболевают мозаичной болезнью.


Рис. 1. Д.И. Ивановский


Рис. 2. Мозаичная болезнь табака

В 1898 году независимо от Ивановского аналогичные результаты получил голландский микробиолог М. Бейеринк. Однако он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывают не мельчайшие бактерии, а некое жидкое заразное начало, которое он назвал фильтрующим вирусом.

Размеры вирусов определяются нанометрами (20-200 нм), поэтому их изучение началось после открытия электронного микроскопа. В настоящее время описаны вирусы практически всех групп живых организмов.

Строение вирусов

Вирусы – неклеточные формы жизни. Они состоят (см. Рис. 3) из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид. У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.


Рис. 3. Строение вируса

Вирусы не способны к самостоятельной жизнедеятельности. Они могут проявлять свойства живого, только попав в клетку-хозяина. Они используют потенциал и энергию этой клетки для создания своих новых вирусных частиц, следовательно, вирусы являются внутриклеточными паразитами.

Размножение вирусов

Обычно вирус связывается с поверхностью клетки-хозяина и проникает внутрь. Каждый вирус ищет своего хозяина, то есть клетки строго определенного вида. Например, вирус – возбудитель гепатита (желтуха) проникает и размножается только в клетках печени, а вирус эпидемического паротита (свинка) – только в клетках околоушных слюнных желез человека.

Проникнув внутрь клетки-хозяина, вирусная ДНК или РНК начинает взаимодействовать с ее генетическим аппаратом таким образом, что клетка начинает синтезировать белки, свойственные вирусу (см. Рис. 4).


Рис. 4. Схема репродукции вируса

При заражении ретровирусом (например, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)), у которого в качестве генетического материала используется молекула РНК, наблюдается другая картина. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция. То есть на основе вирусной РНК синтезируется вирусная ДНК, которая встраивается в ДНК человека. Такой тип взаимодействия вируса с клеткой называется интегративным, а встроенная в состав хромосомы клетки ДНК вируса называется провирусом. Далее провирус реплицируется (удваивается) в составе хромосомы и переходит в геном дочерних клеток. Однако под влиянием некоторых физических и химических факторов провирус может выщепляться из хромосомы клетки и переходить к продуктивному типу взаимодействия, то есть синтезировать новые вирусные частицы.

При заражении ВИЧ человек чувствует себя здоровым, пока вирусный генетический материал встроен в хромосому человека. Однако при выщеплении этого вирусного генетического материала из клетки она начинает образовывать новые вирусные частицы, вследствие чего развивается смертельное заболевание – синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний человека: корь, грипп, оспа, краснуха, энцефалит, свинка, гепатиты, СПИД. Известен также целый ряд заболеваний растений, вызываемых вирусами, например мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов или скручивание листьев картофеля. Всего описано около 500 видов вирусов, поражающих клетки позвоночных животных, и около 300 вирусов растений. Некоторые вирусы участвуют в злокачественном перерождении клеток и тем самым провоцируют онкологические заболевания.

ДНК- и РНК-содержащие вирусы

В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

Одноцепочные РНК-содержащие вирусы подразделяются на:

1. Плюс-нитевые (положительные). Плюс-нить РНК этих вирусов вы­полняет наследственную (геномную) функцию и функцию информационной РНК (иРНК).

2. Минус-нитевые (отрицательные). Минус-нить РНК этих вирусов выпол­няет только наследственную функцию.

К РНК-содержащим вирусам относятся более
вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ. Также существует специфическая группа вирусов – арбовирусы, которые переносятся членистоногими.

Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека или герпес, гепатит В (гепатит А и гепатит С вызывается РНК-содержащими вирусами).

ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.

Вирус гепатита С

По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный (см. Рис. 5).

В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.


Рис. 5. Гепатит С

Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем.

В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.

Бактериофаги


Рис. 6. Бактериофаг (Источник)

Особую группу вирусов составляют бактериофаги (или просто фаги), которые заражают бактериальные клетки (см. Рис. 6). Фаг укрепляется на поверхности бактерии при помощи специальных ножек и вводит в ее цитоплазму полый стержень, через который проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь бактериальной клетки, а капсид остается снаружи. В цитоплазме начинается репликация генетического материала фага, синтез его белков, построение капсида и сборка новых фагов. Уже через 10 мин после заражения в бактерии формируются новые фаги, а через полчаса бактериальная клетка разрушается, и из нее выходят около 200 заново сформированных вирусов – фагов, способных заражать другие бактериальные клетки (см. Рис. 7). Некоторые фаги используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.


Рис. 7. Схема размножения бактериофага (Источник)

Список литературы

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
  2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. – 2-е изд., переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 стр.
  3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Вирусы – неклеточная форма жизни


1892 г. – Д. И. Ивановский открыл вирус табачной мозаики.

1917 г. Ф. Д’Эрелль открыл бактериофаг (вирус бактерий).

Вирусы представляют собой фрагменты клеток, которые сохранили только наследственный аппарат и защитную белковую капсулу и приспособились к паразитическому образу жизни.

  1. Очень малы (от 15 до 400 нм) и различимы только в электронный микроскоп.
  2. Не имеют клеточного строения.
  3. Вирусы состоят из одного типа нуклеиновых кислот (либо ДНК, либо РНК), одетых в защитную белковую или белково-липидную оболочку.
  4. Собственного метаболизма нет, используют энергию, полученную за счет обмена веществ клетки-хозяина.
  5. Облигатные (обязательные) внутриклеточные паразиты.
  6. Вне клетки-хозяина инертны, способны кристаллизоваться, сохраняя при этом свои свойства.
  7. Способны размножаться только внутри клетки другого организма.
  8. Жизнедеятельность вирусов приводит к гибели клетку-хозяина. При внедрении в живую клетку вирус начинает размножаться, подавляя и разрушая все структуры клетки=хозяина.



Вирус содержит фрагмент молекулы ДНК или РНК (сердцевина), не связанный с белками, спирально закрученный или свернутый в клубок, заключенный в белковую оболочку – капсид. Капсид состоит из повторяющихся субъединиц – капсомеров. Некоторые вирусы (гриппа, герпеса) имеют липопротеидную оболочку, образованную из плазматической мембраны клетки-хозяина.

Бактериофаг (вирус бактерий)

Бактериофаг состоит из белковой головки, которая содержит генетический аппарат (вирусную ДНК), шейки, хвоста, базальной пластинки и хвостовых нитей (отростков). Хвостовые нити контактируют с рецепторными участками на поверхности бактериальной клетки и закрепляют бактериофаг. Базальная пластинка хвоста содержит фермент, который разрушает бактериальную клеточную стенку, это обеспечивает проникновение ДНК вируса внутрь. ДНК вируса впрыскивается в клетку бактерии по хвостовому каналу и встраивается в ДНК бактерии, подавляя при этом синтез белков бактерии.

Многогранная в виде икосаэдра (вирус полиомиелита), додекаэдра (вирус герпеса), палочковидная или нитевидная (вирус табачной мозаики), булавовидная (бактериофаги), округлая (вирус гриппа).

У вирусов процессы жизнедеятельности проявляются только при попадании в клетку-хозяина. Проникнув в клетку, вирус начинает синтез своих белков и репликацию вирусной ДНК, при этом использует рибосомы, тРНК и ферменты клетки-хозяина. Вирусные частицы размножаются и вызывают гибель клетки-хозяина (литический цикл). Если генетический аппарат вируса представлен РНК, то вначале идет процесс обратной транскрипции (синтез ДНК на матрице РНК), а далее – как у ДНК-содержащих вирусов.

  1. ДНК-содержащие – содержат одну или две нити ДНК линейной или кольцевой формы (гепатит, герпес, оспа, аденовирусы).
  2. РНК-содержащие – содержат одну или две нити РНК линейной формы (энтеровирусы, вирус табачной мозаики, ретровирусы (онковирусы), ВИЧ, вирусы раневых опухолей растений, полиомиелит, грипп, бешенство).
  3. Вирион – покоящаяся стадия вируса.
  4. Вироиды – короткие одноцепочечные молекулы РНК, лишенные капсида (возбудитель раннего старческого слабоумия).
  5. Бактериофаги – вирусы, поражающие бактерии.

Действие вируса на клетку

  1. Возбудители заболеваний растений (табачная мозаика), животных (бешенство) и человека (ВИЧ, грипп, гепатит, корь, оспа и др.).
  2. Бактериофаги используются для лечения бактериальных инфекций (дизентерия).
  3. Бактериофаги могут подавлять развитие полезных микроорганизмов при производстве антибиотиков в микробиологической промышленности.
  4. Широко используются в генной инженерии.
  5. Отдельные вирусные частицы могут длительное время сохраняться в организме, не вызывая заболевания (вирусоносительство).
  6. Некоторые вирусные частицы, находящиеся внутри клетки, не оказывают влияния на ее белоксинтезирующий аппарат; при этом играют важную роль в переносе генетической информации между клетками и тканями организма и даже между особями.

Типы вирусных инфекций

  1. Литическая инфекция: новые вирусные частицы покидают клетку одновременно, при этом клетка-хозяин разрывается и погибает.
  2. Персистенстная инфекция (стойкая): новые вирусные частицы покидают клетку-хозяина постепенно, при этом клетка продолжает жить и производить новые вирусы.
  3. Латентная инфекция (скрытая): вирусы воспроизводятся в клетке, но не покидают ее, а переходят в новые клетки при делении пораженных.

ВИЧ (вирус иммунодефицита человека)


ВИЧ вызывает СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). ВИЧ – ретровирус округлой формы диаметром 100-120 нм. Генетический аппарат представлен двумя нитями молекулы РНК. Наружная мембрана белково-липидная, пронизана собственными белками вируса. Клетками-мишенями являются клетки крови и мозга человека: Т-лимфоциты, В-лимфоциты, моноциты, нейроны, клетки нейроглии, а также клетки слизистой оболочки кишечника, плацента и др. В первую очередь ВИЧ поражает Т-лимфоциты, которые обеспечивают иммунитет. ВИЧ очень быстро видоизменяется. Пораженные лимфоциты перестают узнавать чужеродные бактерии, аномальные клетки и вырабатывать антитела. Организм поражают вторичные инфекции (пневмония, гепатит, диарея и др.), могут возникнуть опухоли. ВИЧ выделен практически из всех физиологических жидкостей организма (плазма крови, семенная жидкость, слюна, материнское молоко, спинномозговая жидкость, слезная жидкость).

Пути передачи ВИЧ:

  1. Донорские органы, ткани, плазма крови, костный мозг.
  2. Медицинские инструменты (иглы, шприцы, хирургические и стоматологические инструменты).
  3. Половые контакты, если один из партнеров – носитель ВИЧ.
  4. От матери ребенку (внутриутробно, при родах, при грудном вскармливании).

Многообразие клеток живых организмов Вариант №1

1*. Клетки бактерий отличаются от клеток растений

А – отсутствием оформленного ядра

Б – наличием плазматической мембраны

В – наличием плотной оболочки

Г – отсутствием митохондрий

Д – наличием рибосом

Е – отсутствием комплекса Гольджи

2*. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют

А – оформленное ядро

Г – плазматическую мембрану

3*. Клетка – единица строения и жизнедеятельности

А – вируса табачной мозаики

Б – возбудителя СПИДа

В – бактерии кишечной палочки

Г – белой планарии

Д – обыкновенной амебы

4. Установите соответствие между особенностью строения клетки и царством, для которого оно характерно.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК ЦАРСТВА

А – наличие пластид 1) Грибы

Б – отсутствие хлоропластов 2) Растения

В – запасное вещество – крахмал

Г – наличие вакуолей с клеточным соком

Д – клеточная стенка содержит клетчатку

Е – клеточная стенка содержит хитин

5. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Растения, как и другие организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются.

2. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, пластиды, вакуоли с клеточным соком.

3. В клетках высших растений имеются центриоли.

4. В растительных клетках синтез АТФ осуществляется в лизосомах.

5. Запасным питательным веществом в клетках растений является гликоген.

6. По способу питания большинство растений автотрофы.

Многообразие клеток живых организмов Вариант №2

1*. Прокариотические клетки отличаются от эукариотических

А – наличием рибосом

Б – отсутствием митохондрий

В – отсутствием оформленного ядра

Г – наличием плазматической мембраны

Д – отсутствием органоидов движения

Е – наличием кольцевой молекулы ДНК

2*. Сходное строение клеток растений и животных – доказательство

Б – многообразия организмов

В – происхождения растений от животных

Г – усложнения организмов в процессе эволюции

Д – единства органического мира

Е – общности происхождения организмов всех царств

3*. Клетки каких организмов имеют клеточную оболочку (клеточную стенку)?

4. Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом.

А – наличие кольцевой хромосомы (нуклеоида) 1) бактериальная

Б – наличие хитина в клеточной стенке 2) грибная

В – отсутствие мембранных органоидов 3) растительная

Г – способность к хемосинтезу

Д – запасающее вещество – крахмал

5. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Животные, как и другие организмы, имеют клеточное строение.

2. Клетки животных не имеют клеточной стенки, пластид и вакуолей с клеточным соком.

3. В клетках животных имеются крупные вакуоли, в которых накапливаются запасные питательные вещества.

4. В животных клетках синтез АТФ осуществляется в лизосомах.

5. Запасным питательным веществом в клетках животных является гликоген.

6. По способу питания большинство животных автотрофы.

Многообразие клеток живых организмов Вариант №3

1*. Клетки растений отличаются от клеток животных

А – отсутствием клеточного центра (центриолей)

Б – наличием плазматической мембраны

В – наличием плотной оболочки (клеточной стенки)

Г – отсутствием митохондрий

Д – наличием пластид

Е – отсутствием комплекса Гольджи

2*. Клетки каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза?

Б – цветковых растений

Д – лейкоцитов человека

3*. Сходное строение клеток растений и животных – доказательство

Б – многообразия организмов

В – происхождения растений от животных

Г – усложнения организмов в процессе эволюции

Д – единства органического мира

Е – общности происхождения организмов всех царств

4. Установите соответствие между характеристикой клетки и типом организации этой клетки.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП КЛЕТОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А – Хромосома образована кольцевой ДНК. 1) прокариотический

Б – Клетка делится митозом. 2) эукариотический

В – В цитоплазме находятся лизосомы.

Г – Мембрана образует мезосомы.

Д – Клеточный центр участвует в образовании веретена деления.

Е – Отсутствуют мембранные органоиды.

5. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Грибы, как и другие организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются.

2. По типу организации грибная клетка относится к эукариотической клетке.
3. В клетках всех эукариот присутствуют митохондрии, эндоплазматическая сеть, хлоропласты и другие органоиды.

4. В клетках грибов, как и в клетках растений, присутствует плотная клеточная стенка, состоящая из целлюлозы.

5. В клетках грибов, как и в клетках растений, накапливается крахмал.

6. Запасным питательным веществом в клетках грибов, как и в клетках животных, является гликоген.

Многообразие клеток живых организмов Вариант №3

1*. Клетки растений отличаются от клеток животных

А – отсутствием клеточного центра (центриолей)

Б – наличием плазматической мембраны

В – наличием плотной оболочки (клеточной стенки)

Г – отсутствием митохондрий

Д – наличием пластид

Е – отсутствием комплекса Гольджи

2*. Клетки каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза?

Б – цветковых растений

Д – лейкоцитов человека

3*. Сходное строение клеток растений и животных – доказательство

Б – многообразия организмов

В – происхождения растений от животных

Г – усложнения организмов в процессе эволюции

Д – единства органического мира

Е – общности происхождения организмов всех царств

4. Установите соответствие между характеристикой клетки и типом организации этой клетки.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП КЛЕТОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А – Хромосома образована кольцевой ДНК. 1) прокариотический

Б – Клетка делится митозом. 2) эукариотический

В – В цитоплазме находятся лизосомы.

Г – Мембрана образует мезосомы.

Д – Клеточный центр участвует в образовании веретена деления.

Е – Отсутствуют мембранные органоиды.

5. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Грибы, как и другие организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются.

2. По типу организации грибная клетка относится к эукариотической клетке.
3. В клетках всех эукариот присутствуют митохондрии, эндоплазматическая сеть, хлоропласты и другие органоиды.

4. В клетках грибов, как и в клетках растений, присутствует плотная клеточная стенка, состоящая из целлюлозы.

5. В клетках грибов, как и в клетках растений, накапливается крахмал.

6. Запасным питательным веществом в клетках грибов, как и в клетках животных, является гликоген.

Выберите книгу со скидкой:


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 6 класс

350 руб. 197.00 руб.


350 руб. 188.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология. Тренировочные варианты

350 руб. 188.00 руб.


Один день из жизни мозга. Нейробиология сознания от рассвета до заката

350 руб. 674.00 руб.


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. 7класс. Рабочая тетрадь №2.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. 8класс. Рабочая тетрадь №2.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. 8класс. Рабочая тетрадь №1.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. Рабочая тетрадь

350 руб. 158.00 руб.


Биология. 7класс. Рабочая тетрадь №1

350 руб. 162.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.


ОГЭ. Биология. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Шпигун Анна НиколаевнаНаписать 0 06.01.2019

Номер материала: ДБ-343503

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    06.01.2019 2148
    06.01.2019 323
    06.01.2019 403
    06.01.2019 661
    06.01.2019 3220
    06.01.2019 517
    06.01.2019 1232
    06.01.2019 1893

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.