Какое из приведенных ниже образных определений было дано вирусам


Тест по биологии 11 класс по теме "Вирусы"

Скачать:

Вложение Размер
test_po_biologii_11_klass_virusy.docx 170.11 КБ

Предварительный просмотр:

№1. Выбрать один правильный ответ.

1.Вирусы состоят из а) белков и нуклеиновой кислоты б)целлюлозы и белков в)ДНК и РНК г) ядра и цитоплазмы

2.Размеры большинства вирусов а) около одного миллиметра или чуть меньше б)около одной сотой миллиметра или чуть меньше в)намного меньше одной тысячной миллиметра г) не превосходят размеры атомов и молекул

3.Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется а)вирион б) капсула в) вироид г) капсид

4. Вирусы – внутриклеточные паразиты. Это значит, что они не способны к размножению и синтезу своих белков в отсутствие а) ферментов б) клеточной стенки в) клетки-хозяина г) генов другого вируса

5.Вирусы, паразитирующие на бактериях, называются а) вирофаги б) бактериофаги в) Т-киллеры г) В-клетки

6.Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются а) антигены б) антибиотики в) вакцина г) интерферон

7.Наиболее эффективная защита от вирусов у человека и животных а) прием антибиотиков б) воспалительная реакция в) специфический иммунитет г) непроницаемость клеточной мембраны

8.Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы - а) являются одними из главных патогенов человека б) играют важную роль как редуценты в) переносят гены одних биологических видов к другим г) размножаются внутри клеток хозяина

9.Какое из приведенных ниже образных определений было дано вирусам? а) наиневероятнейшая форма существования материи б) эгоистичная ДНК в) плохие новости в белковой упаковке г) атомы жизни

№2. Найти соответствие.

  1. На рисунке показано строение простых (безоболочечных) вирусов. Какими цифрами обозначены (в ответе цифры могут повторяться)

А) вирион; Б) геном; В) капсид ;Г)нуклеиновая кислота; Д) прикрепительные белки

  1. На рисунке показано строение сложного (оболочечного) вируса. Какими цифрами обозначены (в ответе цифры могут повторяться)

В) оболочка из бислоя липидов;

Д)часть, отстутствующая у простых вирусов

  1. Вирусы, паразитирующие на представителях разных царств – растений, животных, бактерий – имеют свои особенности строения.
    Какими цифрами на рисунке обозначены

А) простой вирус животных Б) сложный вирус животных В)

вирус растения Г)бактериофаг

№3. Вопросы с несколькими вариантами ответов.

  1. Вирусы – единственные организмы, не обладающие полным набором свойств, отличающих живые организмы от неживых. Выберите из списка этих свойств те, которые у вирусов все-таки ЕСТЬ. (5 правильных ответов). А)сложность строения, начиная с молекулярного уровня (построены из биополимеров) б)обмен веществ в) самовоспроизведение (размножение) г) рост и развитие д) раздражимость и саморегуляция (изменение состояния внутренней среды в ответ на стимулы внешней) е) наследственность ж) изменчивость з) способность к эволюции
  2. Выберите те черты вирусов, которые отличают их от всех других ветвей жизни – бактерий, и эукариот.
    ТОЛЬКО вирусы а) являются неклеточной формой жизни б) хранят свою генетическую информацию в РНК в) размножаются внутри клеток г) используют для размножения белоксинтезирующий аппарат хозяина д) используют в жизненном цикле репликацию РНК е) вызывают инфекционные заболевания и эпидемии ж) могут встраиваться в геном хозяина

№4. Сравните вирусы и бактерии . Для каждого утверждения решите, верно оно для вирусов, бактерий или тех и других. Верным считайте утверждение, если хотя бы какие-то представители группы (а не обязательно вся группа целиком) этим свойством обладают.

А.только вирусы Б.только бактерии В. верно для обеих групп
1.вызывают болезни у растений и животных 2. имеют клеточную стенку 3. имеют липидную мембрану 4. хранят генетическую информацию в РНК 5. хранят генетическую информацию в ДНК 6. некоторые являются автотрофами 7. передвигаются с помощью жгутиков

а) неклеточные формы жизни б) древнейшие эукариоты в) примитивные бактерии

2. Обязательным компонентом вируса является:

а) липиды б) жиры в) нуклеиновые кислоты

3. Вирусы размножаются:

а) в клетках хозяина б) вне клетки хозяина в) в клетках и не в клетках хозяина

4. Вирусы были открыты:

а) Т. Шванном б) К. Бэром в) Д. Ивановским

5. Свойства живого, которые проявляют вирусы:

а) обмен веществ б) размножение в) рост

6. Синтез вирусного белка осуществляется:

а) на рибосомах клетки б) на рибосомах вируса в) на ДНК вируса

7. Инфекционным началом вируса являются

а) ферменты б) белок в) липидная мембрана г) нуклеиновая кислота

8. Вирусами вызываются следующие болезни человека (3 правильных ответа)

а) корь б) ангина в) бешенство г) сибирская язва д) дифтерия е) СПИД

9. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
А – полиомиелита Б – оспы В – гриппа Г – ВИЧ.

10.Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА
А) наличие рибосом
Б) отсутствие плазматической мембраны
В) не имеют собственного обмена веществ
Г) большинство гетеротрофы
Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки

ФОРМА ЖИЗНИ
1) неклеточная (вирусы)
2) клеточная (бактерии)

1)доклеточные формы жизни; 2) древнейшие эукариот; в) примитивные бактерии.

2. Обязательными компонентами вируса являются:

1) липиды; 2) нуклеиновые кислоты; 3) полисахариды; 4) белки.

3) Вирусы размножаются:

1) самостоятельно вне клетки хозяина; 2) только в клетке хозяина; 3) 1 и 2.

4) Синтез вирусного белка осуществляется:

1) на рибосомах клетки; 2) на собственных рибосомах вируса.

5) Вирусы, проникая в клетку хозяина,

1) питаются рибосомами; 2) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности

3) воспроизводят свой генетический материал; 4) поселяются в митохондриях;

6) Признак организмов, характерный для неклеточной формы жизни:

1) питание; 2) Выделение вредных продуктов жизнедеятельности;

3) дыхание; 4) высокая степень приспособленности к среде.

7) Русский биолог Д.И.Ивановский, изучая заболевания листьев табака, открыл:

1) простейших; 2) вирусы; 3) бактерии; 4) грибы.

8) Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и

1) лишайники; 2) грибы; 3) бактерии; 4) вирусы.

9) Вирусами вызываются следующие заболевания человека;

1) корь; 2) ангина; 3) бешенство; 4) СПИД;

10) Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина:

1) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса;

2) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина;

3) формирование новых вирусов;

4) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки;

5) проникновение ДНК вируса в клетку;

6) синтез вирусных белков.

1. Вирусы состоят из

белков и нуклеиновой кислоты

целлюлозы и белков

ядра и цитоплазмы

2. Размеры большинства вирусов

около одного миллиметра или чуть меньше

около одной сотой миллиметра или чуть меньше

намного меньше одной тысячной миллиметра

не превосходят размеры атомов и молекул

3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется

4. Вирусы – облигатные внутриклеточные паразиты. Это значит, что они не способны к размножению и синтезу своих белков в отсутствие

генов другого вируса

5. Вирусы, паразитирующие на бактериях, называются

6. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы

являются одними из главных патогенов человека

играют важную роль как редуценты

переносят гены одних биологических видов к другим

размножаются внутри клеток хозяина

7. Какое из приведенных ниже образных определений было дано вирусам?

наиневероятнейшая форма существования материи

плохие новости в белковой упаковке

А) Виноградский б) Павлов в) Ивановский г) Вернадский

2.Какой вирус вызывает заболевание СПИД?

А) ВТМ б) ВИЧ в) бактериофаг г) вирус герпеса

3.Объект, изображенный на рисунке:

А) бактерия б) вирус герпеса в) ВТМ г) бактериофаг

4.Какой из названных организмов является неклеточной формой жизни?

А) амеба б) стрептококк в) бактериофаг г) дрожжи

5.Наследственная информация в вирусах содержится:

А) в ДНК б) в цитоплазме г) в ядре г) в митохондриях

6.Клеточного строения не имеют:

А) сине-зеленые водоросли - цианеи

7.Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:

А) разрушает клеточную мембрану

Б) клетка теряет способность к репродукции

В) разрушает митохондрии в клетке хозяина

Г) ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка

8. Бактериофаг – это:

А) вирус, поражающий бактерии

Б) простейшее, питающееся бактериями

В) вирус, поражающий животных

Г) вирус, поражающий грибы.

9..Установите последовательность жизненного цикла бктериофага.

А. Встраивание ДНК Бактериофага в клетку-хозяина

Б. Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага

В. прикрепление бактериофага к оболочке бактерии

Г. проникновение бактериофага в клетку бактерии

Д. выход бактериофага из клетки, заражение других

Данный урок я готовила для школьного мероприятия. необходимо было показать использование на уроке ИКТ, но к сажелению наша школа не располагает возможностью приобрести для каждого кабинета интерактивную доску или даже проектор, поэтому провожу такие уроки редко. от случая к случаю.

Конспект открытого урока в 10 классе

Цель урока: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности.

Познакомить учащихся с историей открытия вирусов;

Изучить строение и классификацию вирусов;

Познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов

Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами;

Развитие коммуникативных умений учащихся;

продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями;

Развитие логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.

Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;

Создать условия для формирования навыков работы в группе;

Научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу;

Воспитание культуры общения учащихся.

Тип урока: урок изучение нового материала

Технология обучения: ИКТ - технология,

Ключевые понятия: вирус, вирусология, генетический материал (ДНК или РНК), капсид, бактериофаг, ВИЧ, гепатит, оспа, корь и др.

I. Оргмомент (30 сек) Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

II. Контроль пройденного материала.(10 мин)

1.А теперь нам расскажет об истории их открытия. (Слайд 6 , 7)

2. Строение вирусов.

Вы уже поняли, что вирусы чрезвычайно малы. От 200 до 500 нм. Их можно увидеть только в электронный микроскоп. (слайд 8)

Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки- хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы бактерий называются бактериофагами. (слайд 9)

По своему строению вирусы делятся на ДНК-содержащие и РНК- содержащие ретро вирусы.

Учащиеся записывают опорный конспект.

Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки – этот процесс называется адсорбцией.

Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку (у бактериофагов) или проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. Этот процесс называется инъекцией.

Редупликация вирусных молекул нуклеиновой кислоты осуществляется за счет нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.

Синтез вирусных белков и ферментов -- осуществляется на рибосомах клетки.

Сборка вирусных частиц—осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков и нуклеиновых кислот.

Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?

Для этого давайте вспомним характеристики живых организмов и сравним их с вирусами

1. Все живые организмы состоят из клеток

- вирусы не имеют клеточного строения

2. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью

- вирусы обладают наследственностью и изменчивостью

3. Все живые организмы способны к воспроизводству

- вирусы способны к воспроизводству, но только при помощи клетки хозяина

4. Все живые организмы обладает метаболизмом.

- не имеют собственного метаболизма

Отличия вирусов от неживой материи:

способны воспроизводить себе подобных;

обладают наследственностью (ДНК или РНК);

обладают изменчивостью (способность к мутациям у вируса гриппа);

способны к адаптации и эволюции.

Отличия вирусов от живых организмов:

вирусы не имеют клеточного строения (отсутствует цитоплазматическая мембрана и цитоплазма с органоидами);

вирусы обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде покоящейся или внеклеточной формы (вирусные частицы или вирионы);

вирусы не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации вне клетки хозяина;

вирусы не имеют метаболизма;

вирусы не растут.

Если живой считать такую структуру, которая обладает генетическим материалом (ДНК или РНК) и которая способна воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, обладающую клеточным строением, то ответ должен быть отрицательным. Они находятся на самой границе между живыми и неживыми, и это лишний раз напоминает нам, что существует непрерывный спектр все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и кончается сложнейшими замкнутыми системами клеток.

Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений

Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.

IV . Закрепление материала. Тест (5 мин)

V . Домашнее задание: (2 мин)

Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа

Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

1. Вирусы состоят из

А. белков и нуклеиновой кислоты Б. целлюлозы и белков

В. ДНК и РНК Г. ядра и цитоплазмы

2. Размеры большинства вирусов

А. около одного миллиметра или чуть меньше

Б. около одной сотой миллиметра или чуть меньше

В. намного меньше одной тысячной миллиметра

Г. не превосходят размеры атомов и молекул

3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется

А. вирион Б. капсула В. Вироид Г. капсид

3. Какое из приведенных ниже образных определений было дано вирусам?

А.наиневероятнейшая форма существования материи

Б. эгоистичная ДНК

В. плохие новости в белковой упаковке

4. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

А. антигены Б. антибиотики В. Вакцины Г. интерфероны

1. Вирусы состоят из

А. белков и нуклеиновой кислоты Б. целлюлозы и белков

В. ДНК и РНК Г. ядра и цитоплазмы

2. Размеры большинства вирусов

А. около одного миллиметра или чуть меньше

Б. около одной сотой миллиметра или чуть меньше

В. намного меньше одной тысячной миллиметра

Г. не превосходят размеры атомов и молекул

3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется

А. вирион Б. капсула В. Вироид Г. капсид

3. Какое из приведенных ниже образных определений было дано вирусам?

А.наиневероятнейшая форма существования материи

Б. эгоистичная ДНК

В. плохие новости в белковой упаковке

4. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

А. антигены Б. антибиотики В. Вакцины Г. интерфероны


Урок биологии 10 класс

Учитель химии и биологии Козловская А. Е.


Сравните строение и функции клеток



  • Черная оспаНа протяжении 100 последних лет –500млн погибших

Бубонная чума . За два десятка лет, пока свирепствовала чума, погибло около 100 миллионов человек


  • оспа
  • чума
  • полиомиелит
  • энцефалит
  • ящур
  • ВТМ
  • бешенство
  • ВИЧ
  • герпес
  • грипп
  • краснуха
  • корь
  • гепатит (желтуха)
  • эпидемический паротит (свинка)
  • желтая лихорадка
  • ветрянка
  • папиллома

История открытия вирусов

В 1852 году русский ботаник

Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.


Размеры и форма вирусов


Белковая оболочка - капсид


Химический состав вирусов

Грипп, краснуха, бешенство

ВИЧ, атипичная пневмония



Этапы жизненного цикла вируса

1.Прикрепление вируса к клетке –хозяина - адсорбция

2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование - инъекция

3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона- редуплекация

4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида

5. Выход множества вирусов из клетки - лизис


Сходство вирусов с живой материей

Сходство вирусов с неживой материей

  • Воспроизводят себе подобных
  • Обладают наследственностью
  • Обладают изменчивостью
  • Способны к адаптации и эволюции
  • Не имеют клеточного строения
  • Не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации
  • Не имеют метаболизма
  • Не растут

Живой или неживой?


  • --Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений

  • +Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.

это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри неё.


  • Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа
  • Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

1. Вирусы состоят из белков и нуклеиновой кислоты целлюлозы и белков ДНК и РНК ядра и цитоплазмы
2. Размеры большинства вирусов около одного миллиметра или чуть меньше около одной сотой миллиметра или чуть меньше намного меньше одной тысячной миллиметра не превосходят размеры атомов и молекул
3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется вирион капсула вироид капсид
4. Вирусы – облигатные внутриклеточные паразиты. Это значит, что они не способны к размножению и синтезу своих белков в отсутствие ферментов клеточной стенки клетки-хозяина генов другого вируса
5. Вирусы, паразитирующие на бактериях, называются вирофаги бактериофаги Т-киллеры В-клетки
6. НЕ является стадией ЛИТИЧЕСКОГО пути размножения вируса образование провируса самосборка вирусных частиц лизис клетки и выход вирионов репликация вирусного генома
7. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются антигены антибиотики вакцины интерфероны
8. Наиболее эффективная защита от вирусов у человека и животных – прием антибиотиков воспалительная реакция специфический иммунитет непроницаемость клеточной мембраны
9. Некоторые инфекционные заболевания растений вызываются небольшими молекулами РНК, не имеющими ни белковой оболочки, ни структурных генов. Такие инфекционные агенты называются фаги прионы вироиды вирионы
10. РЕТРОВИРУСЫ названы так потому, что используют РНК для хранения наследственной информации
это самая древняя группа вирусов это самая примитивная по строению группа вирусов в их жизненном цикле обязательно присутствует обратная транскрипция РНК → ДНК
11. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы являются одними из главных патогенов человека играют важную роль как редуценты переносят гены одних биологических видов к другим размножаются внутри клеток хозяина
12. Какое из приведенных ниже образных определений было дано вирусам? наиневероятнейшая форма существования материи эгоистичная ДНК плохие новости в белково1.К ретроидным вирусам относят:А) вирус гриппа;Б) вирус гепатита В.В) ВИЧ;Г) вирус кори;2.Жизненный цикл инфекции, заканчивающийся быстрой гибелью клетки-хозяина называется:А) литический.Б) лизогенный;В) непермиссивный;Г) сложный;3.Структура генома вируса гепатита:А) Линейный дуплекс;Б) Частично одноцепочечная кольцевая ДНК;В) Одноцепочечное кольцо;Г) Одноцепочечная молекула.4.Двунитевый (±) РНК-геном характерен для:А) вируса табачной мозайки;Б) ретровирусов;В) ретроидных вирусов.Г) реовирусов;5.Репликация ретроидных вирусов осуществляется по схеме:А) ДНК→РНК→ДНК;Б) РНК→РНК;В) РНК→ДНК→РНК;Г) ДНК→ДНК. 6.Жизненный цикл, при котором молекулы ДНК фага встраиваются в кольцевую хромосому клетки хозяина называется:А) лизогенный.Б) пермиссивный;В) литический;Г) сложный;7.Однонитевый (+) РНК-геном характерен для вируса:А) гепатита;Б) гриппа;В) иммунодефицита человека;Г) табачной мозайки.8.К опухолевым ДНК-вирусам относят:А) ретровирусы;Б) ретроидные вирусы;В) реовирусы;Г) паповавирусы.9.Однонитевый (-) РНК-геном характерен для вируса:А) гриппа;Б) полиомелита;В) клещевого энцефалита;Г) табачной мозайки.10.Животная клетка, в которой ДНК-вирус размножается литическим путем называется:А) пермиссивной;Б) плазмидой;В) непермиссивной;Г) профагом.11.Диплоидность генома характерна для:А) реовирусов;Б) ретровирусов;В) ретроидных вирусов;Г) вируса гриппа .12. На основе какого фага сконструировано множество разных векторов:А) Х174;Б) Т4;В) λ;Г) М13 .13.Фермент, необходимый для внедрения вируса ВИЧ :А) интеграза;Б) лигаза;В) рестриктаза;Г) гираза.14.Инкубационный период для ВИЧ длится:А) от 3-х недель до 3-х месяцев;Б) до года;В) до пяти лет;Г) больше 10 лет .15.Высокая генетическая изменчивость характерна для возбудителей:А) табачной мозайки;Б) кори;В) менингита;Г) СПИДа .16.Препарат, тормозящий обратную транскриптазу:А) генферон;Б) азотимидин;В) арпетол;Г) пентаксим.17.Вирус ВИЧ поражает клетки:А) эритроциты;Б) тромбоциты;В) лимфоциты;Г) эозиофиллы . 18.Фаг,паразитирующий в кишечных палочках:А) М13;Б) Х174;В) Т4;Г) λ.19.Структура генома реовируса:А) 10 разных двуцепочечных молекул;Б) 8 разных двуцепочечных молекул;В) одноцепочечная молекула;Г) одноцепочечный диплоидный геном.20. Фермент, способный синтезировать молекулы РНК без участия ДНК:А) транспираза;Б) репликаза;В) рестриктаза;Г) лиаза.й упаковке атомы жизни


Вирусы — это микроскопические патогены, заражающие клетки живых организмов для самовоспроизводства. Они состоят из одного вида нуклеиновой кислоты (или ДНК или РНК, но не обе вместе), которая защищена оболочкой, содержащей белки, липиды, углеводы или их комбинацию. Размер типичного вируса варьируется от 15 до 350 нм, поэтому его можно увидеть только с помощью электронного микроскопа.

В 1892 году русский ученый Д.И. Ивановский впервые доказал существование ранее неизвестного типа возбудителя болезней, это был вирус мозаичной болезни табака. А в 1898 году Фридрих Лоффлер и Пол Фрош нашли доказательства того, что причиной ящура у домашнего скота была инфекционная частица, которая меньше, чем любая бактерия. Это были первые шаги к изучению природы вирусов, генетических образований, которые лежат где-то в серой зоне между живыми и неживыми состояниями материи. На текущий момент описано около 6 тыс. вирусов, но их существует несколько миллионов.

Строение вирусов

Вне клеток-хозяев вирусы существуют в виде белковой оболочки (капсида), иногда заключенного в белково-липидную мембрану. Капсид обволакивает собой либо ДНК, либо РНК, которая кодирует элементы вируса. Находясь в такой форме вне клетки, вирус метаболически инертен и называется вирионом.

Простая структура, отсутствие органелл и собственного метаболизма позволяет некоторым вирусам кристаллизоваться, т.е. они могут вести себя подобно химическим веществам. С появлением электронных микроскопов было установлено, что их кристаллы состоят из тесно прижатых друг к другу нескольких сотен миллиардов частиц. В одном кристалле вируса полиомиелита столько частиц, что ими можно заразить не по одному разу всех жителей Земли.

Формы вирусов

Вирусы встречаются в трех основных формах. Они бывают:

  1. Сферическими (кубическими или полигидральными). Вирусы герпеса, типулы, полиомы и т.д.
  2. Спиральными (цилиндрическими или стержнеобразными). Вирусы табачной мозаики, гриппа, эпидемического паротита и др.
  3. Сложными. Например, бактериофаги.

Проникновение вирусов в клетку-хозяина

Капсид в основном защищает нуклеиновую кислоту от действия клеточного нуклеазного фермента. Но некоторые белки капсида способствуют связыванию вируса с поверхностью клеток-хозяев, и работают, как ключики, вставляемые в нужные замочки. Другие поверхностные белки действуют как ферменты, они растворяют поверхностный слой клетки-хозяина и таким образом помогают проникновению нуклеиновой кислоты вируса в клетку-хозяина.

Жизненный цикл вирусов сильно отличается у разных видов, но существует шесть основных этапов жизненного цикла вирусов:

Присоединение к клетке-хозяину представляет собой специфическое связывание между вирусными капсидными белками и рецепторами на клеточной поверхности. Эта специфика определяет хозяина вируса.

Проникновение следует за прикреплением: вирионы проникают в клетку-хозяина через рецептор-опосредованный эндоцитоз или слияние мембран. Это часто называют вирусной записью.

Проникновение вирусов в клетку достигается за счет:

Размножение вирусов

После того, как вирусный геном освобождается от капсида, начинается его транскрипция или трансляция. Именно эта стадия вирусной репликации сильно различается между ДНК- и РНК-вирусами и вирусами с противоположной полярностью нуклеиновой кислоты. Этот процесс завершается синтезом новых вирусных белков и генома (точных копий внедрённых).


Механизм репликации зависит от вирусного генома.

  • ДНК-вирусы обычно используют белки и ферменты клетки-хозяина для получения дополнительной ДНК, она транскрибируется в РНК-мессенджер (мРНК), которая затем используется для управления синтезом белка.
  • РНК-вирусы обычно используют ядро ​​РНК в качестве матрицы для синтеза вирусной геномной РНК и мРНК. Вирусная мРНК направляет клетку-хозяина на синтез вирусных ферментов и капсидных белков и сборку новых вирионов. Конечно, есть исключения из этого шаблона. Если клетка-хозяин не обеспечивает ферменты, необходимые для репликации вируса, вирусные гены предоставляют информацию для прямого синтеза отсутствующих белков.

Чтобы преобразовать РНК в ДНК, вирусы должны содержать гены, которые кодируют вирус-специфический фермент обратной транскриптазы. Она транскрибирует матрицу РНК в ДНК. Обратная транскрипция никогда не происходит в неинфицированных клетках. Необходимый фермент, обратная транскриптаза, происходит только от экспрессии вирусных генов в инфицированных клетках.

Вироиды

Вироиды заражают только растения. Одни вызывают экономически важные заболевания сельскохозяйственных культур, в то время как другие являются доброкачественными. Двумя примерами экономически важных вироидов являются кокосный cadang-cadang (он вызывает массовую гибель кокосовых пальм) и вироид рубцовой кожицы яблок, который безнадежно портит товарный вид яблок.

30 известных вироидов были классифицированы в две семьи.

  • Члены семейства Pospiviroidae, названные по имени вироида клубневого веретена картофеля, имеют палочковидную вторичную структуру с небольшими одноцепочечными областями, имеет центральную консервативную область, и реплицируются в ядре клетки.
  • Avsunviroidae, названный в честь вироида авокадо, имеет как палочковидную, так и разветвленную области, но не имеет центральной консервативной области и реплицируется в хлоропластах растительной клетки.

В отличие от вирусов, которые являются паразитами механизма трансляции хозяина, вироиды являются паразитами клеточных транскрипционных белков.

Бактериофаги


Существуют тысячи разновидностей фагов, каждый из которых может заразить только один тип или несколько близких типов бактерий или архей. Фаги классифицируются по ряду семейств вирусов; например:

Как и все вирусы, фаги являются простыми организмами, которые состоят из ядра генетического материала (нуклеиновой кислоты), окруженного капсидом белка. Нуклеиновая кислота может представлять собой либо ДНК, либо РНК, и может быть двухцепочечной или одноцепочечной.

Существует три основных структурных формы фага:

  1. Икосаэдрическая (20-сторонняя) головка с хвостом
  2. Икосаэдрическая головка без хвоста
  3. Нитевидная форма

Во время заражения фаг прикрепляется к бактерии и вставляет в нее свой генетический материал. После этого фаг обычно следует одному из двух жизненных циклов: литическому (вирулентному) или лизогенному (умеренному).

Литические, или вирулентные, фаги захватывают механизм клетки, чтобы скопировать компоненты фага. Затем они разрушают или лизируют клетку, высвобождая новые частицы фага.

Лизогенные, или умеренные, фаги включают свою нуклеиновую кислоту в хромосому клетки-хозяина и реплицируются с ней как единое целое, не разрушая клетку. При определенных условиях лизогенные фаги могут индуцироваться в соответствии с литическим циклом.

Существуют и другие жизненные циклы, в т.ч. псевдолизогенез и хроническая инфекция. При псевдолизогении бактериофаг проникает в клетку, но не использует механизм репликации клеток и не интегрируется в геном хозяина, просто как бы прячется внутри бактерии, не нанося ей никакого вреда. Псевдолизогенез возникает, когда клетка-хозяин сталкивается с неблагоприятными условиями роста и, по-видимому, играет важную роль в выживании фага, обеспечивая сохранение генома фага до тех пор, пока условия роста хозяина снова не станут благоприятными.

При хронической инфекции новые фаговые частицы образуются непрерывно и длительно, но без явного уничтожения клеток.

Вскоре после открытия фаги начали использовать для лечения бактериальных заболеваний человека, таких как бубонная чума и холера. Но фаговая терапия тогда не была успешной, и после открытия антибиотиков в 1940-х годах она была практически заброшена. Однако с появлением устойчивых к антибиотикам бактерий терапевтическому потенциалу фагов уделяется все больше внимания.

Наше время с антибиотиками заканчивается. В 2016 году женщина в штате Невада умерла от бактериальной инфекции, вызванной Klebsiella pneumoniae, которая была устойчивой ко всем известным антибиотикам. Бактерии, устойчивые к колистину, антибиотику последней инстанции, были обнаружены на свинофермах в Китае. В настоящее время бактерии приспосабливаются к антибиотикам быстрее, чем когда-либо.

Покажите ножницы которыми вирусы разрезают молекулу РНК что бы встроиться для мутации.Может что нибудь придумаете другое.К примеру деление цепочка аминокислот получив энергию из вне как одноименные заряды распадается на две. К каждой соединятся только те какие были ранее (другие проскочат мимо),казалось бы копии,но внутренняя энергия разная(уменьшается увеличивается) поэтому распад и создание. Вся химия углерода на этом построена 1000 орган соединений создает у других хим элементов этого свойства нет. Иммунная система делает накладку(интерференция)с помощью энергии интерферонов пытаясь разрушить цепочку РНК вируса.Надо помочь организму но не вакциной(вирус быстро мутирует)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.