Какая наука изучает возбудителей гриппа спида гепатита с

С наступлением осеннее-зимнего периода все с тревогой ожидают вспышек эпидемии гриппа. Люди массово заболевают из-за сырости, низкой температуры и ослабления барьерной функции иммунной системы. Вирусные инфекции протекают в острой форме и затрагивают тех людей, которые своевременно не побеспокоились о вакцинации.

Что вызывает грипп и ОРВИ?

Изучением вирусных инфекций занялись в 30-х годах прошлого века. В целом же медицине заболевание известно еще со времен античности.

Вирус, являющийся возбудителем гриппа, отличается способностью быстро распространяться и инфицировать здоровых людей. Дополнительную опасность составляет то, что он постоянно видоизменяется, из-за чего приходится усовершенствовать имеющиеся вакцины.


Строение вируса гриппа




Давайте подробнее рассмотрим основные разновидности возбудителя гриппа и дадим им комплексную оценку. Вирус, вызывающий у населения острые респираторные заболевания, относят к семейству Ortomyxoviridae. На сегодняшний момент науке известно три типа: А, В и С.

Возбудитель ОРВИ, относящийся к первому типу, способен поражать птиц, некоторые виды животных и людей, остальные же два типа опасны исключительно для людей. Молекулы имеют особое строение и состав, благодаря чему они легко попадают в организм человека и очень быстро там размножаются.

Новые штаммы гриппа обозначаются в зависимости от географической локации, типа или времени появления. На сегодняшний день ученые выявили и задокументировали порядка двух тысяч разновидностей гриппа.

Исследователи так и не смогли установить, почему каждый год вирус меняет свою структуру и видоизменяется. По одной из версий, это проявление эволюции в среде вирусов, связанное с необходимостью выживания.

Иммунная система человека чаще всего не бывает готова к таким структурным изменениям, поэтому не защищена от вируса. Грипп типа А поражает животных, людей и птиц за счет того, что их организм не имеет иммунитета к новому, измененному виду. Ярким примером этому могут служить эпидемии птичьего гриппа, а также эпидемии со случаями летального исхода для пациентов. Случается это каждые 3-5 лет. Только вирус группы С не способен вызывать глобальные эпидемические вспышки и приносить неприятности людям.

Распространение вируса и профилактика

Сегодня мало знать, что является возбудителем гриппа, нужно понимать схему его распространения и предпринимать профилактические действия, для предотвращения инфицирования. Острыми респираторными заболеваниями болеют все люди, но можно выделить категории, наиболее подверженные недугу:

  • Дети;
  • Беременные женщины;
  • Престарелые люди;
  • Страдающие от острых и хронических заболеваний.

Многие слышали формулировку, что грипп передается воздушно-капельным путем. Но что это значит? Все просто, источником распространения в нашем случае является больной человек с ярко выраженными или скрытыми симптомами заболевания. Заразиться гриппом на улице, например, или еще где-то можно при разговоре или через мокроты, которые попадают в воздух с кашлем или при чихании со стороны заболевшего.

Интересно, что для окружающих инфицированный человек представляет опасность начиная с момента инфицирования и заканчивая неделей после проникновения в организм. Именно по этой причине рекомендуется носить марлевые повязки и менять их каждые 40 минут на свежие.

По информации предоставленной ВОЗ, во время эпидемий гриппа умирает до полумиллиона человек. В основном, это люди преклонного возраста и маленькие дети. К смерти же, зачастую, приводит не сам штамм, а его осложнения, которые проявляются в виде:

  • Отита;
  • Миокардита;
  • Пневмонии;
  • Менингита;
  • Вирусного энцефалита.

По мнению медиков, вакцинация от гриппа является одним из наиболее эффективных способов защитить себя от этого вируса. Вакцина вырабатывает иммунитет к новому типу штамма и предотвращает заболевание. Если же человек заболел, то грипп будет протекать в легкой форме без обострений и осложнений.

Также рекомендуется проявить повышенное внимание к нормам личной гигиены, чаще мыть руки с использованием мыла, пользоваться антисептическими средствами. Не трогать глаза, лицо и область носа не вымытыми руками. Во время эпидемий следует оградить себя, по возможности, от посещения общественных мест, например, театров, кино, массовых мероприятий. Не рекомендуется вплотную контактировать с людьми и воздержаться от пожатий рук, объятий и другого тесного общения.

Изучение возбудителей гриппа

Возбудителей гриппа, СПИДА и других инфекционных заболеваний изучает наука вирусология. Данный раздел микробиологии включает в себя следующие направления исследования:

  • Общую вирусологию;
  • Частную вирусологию;
  • Молекулярную вирусологию.

Первое направление сфокусировалось на подробном изучении принципов строения штаммов, их размножения и взаимодействия с инфицированным человеком, птицей или животным на клеточном уровне. Отдельное внимание уделяется их появлению и распространению в природной среде.

Частная вирусология определила предметом своего исследования отдельные типы вирусов, которые воздействуют на людей, животных, растений и птиц. Данная группа микробиологов работает над созданием защиты от заболеваний, вызванных вирусами, и изучает особенности недугов, спровоцированных ими.

Молекулярная вирусология рассматривается как составляющая часть молекулярной биологии. Ученые данного направления занимаются тем, что изучают все известные науке вирусы, особенности их поведения, среду обитания и другие аспекты.

СПИД: возбудители и особенности болезни

СПИД принято называть чумой двадцатого века, поскольку численность инфицированных людей увеличивается, а лекарство, полностью уничтожающее вирус, выявить так и не удалось. Возбудителем считается вирус иммунодефицита человека.

К наиболее распространенным способам инфицирования можно отнести:

  • Незащищенный половой акт;
  • Заражение через кровь;
  • Нестерильное оборудование для пирсинга, тату, маникюра, при переливании крови или операции;
  • Использование одного шприца при коллективном употреблении наркотиков.

После того, как вирус попадает в организм человека, активная атака на иммунную систему начинается не сразу. Наоборот, он может затаиться в области кишечника и тканей нервной системы.

После попадания в кровоток он переходит к активным действиям и негативно сказывается на работе т-лимфоцитов.

Именно они становятся на защиту организма и выполняют функцию барьера по отношению к попавшим в организм вирусам.

Однако из-за особенностей ВИЧ, они бессильны. Первым шагом будет их разрушение, что сделает иммунитет слабым и со временем полностью его разрушит. Последнее приведет к появлению так называемого иммунодефицита.

СПИД страшен тем, что, потеряв иммунную защиту, человек может умереть от простейших заболеваний, которые ранее успешно отражались внутренним барьером. Лечение заболевания направлено в первую очередь на медикаментозное поддержание здоровья человека и борьбу с так называемыми сопутствующими заболеваниями. Особое внимание стоит уделить гриппу при ВИЧ-инфекции.

Микробиология и изучение вирусов

Микробиология является наукой, которая изучает разные виды микробов и их взаимодействие с другими организмами, проживающими на нашей планете. Одним из топовых направлений остается изучение возбудителей гриппа, поскольку вирус с каждым годом мутирует, вынуждая ученых работать над новыми вакцинами.

Основной целью медицинской микробиологии можно назвать подробное изучение строения и характеристик вредоносных микроорганизмов. В том числе взаимодействие с человеком, его органами и системами в разных условиях, климате и социальной среде. Необходимо это для того, чтобы разработать новые методы борьбы с вирусами, изобрести препараты, способствующие этому, а также для предотвращения возникновения инфекционных заболеваний.

К основным разделам микробиологии относят:

  • Общую. В нее входит изучение общего списка закономерностей касающихся каждого вида микроорганизмов, это относится к среде их обитания, особенностям жизнедеятельности, взаимодействию с другими существам.
  • Техническую. Здесь ученые работают над синтезированием вирусов с различными ферментами и активными веществами.
  • Сельскохозяйственную. В этой отрасли внимание уделяется вкладу вирусов и микроорганизмов в круговорот веществ в природе и борьбе с вредителями.
  • Ветеринарную. Исследователи данного направления работают исключительно над вопросами инфицирования животных. Уделяется внимание вопросам на то, как уничтожать возбудителей заболевания в организме животного, как проводить профилактику и защищать, к примеру домашний скот и птицу от вируса гриппа и других опасных заболеваний.
  • Медицинскую. Данная сфера направлена на взаимодействие патогенов с человеком и предотвращение этого. Именно эти ученые внимательно изучают мутации штамма и работают над разработкой и испытанием новых вакцин.
  • Санитарную. Данная сфера направлена на изучение продуктов питания, объектов, зданий и предметов на наличие вирусов и микроорганизмов, негативно влияющих на человека и животных. Здесь разрабатываются меры дезинфекции и нормативы, которые предписывают содержать помещение в чистоте, указывают какими средствами и как часто нужно производить уборку.

Вопрос вируса гриппа очень обширен и многогранен. Для того, чтобы не быть инфицированным нужно соблюдать элементарные меры предосторожности, предписанные врачом и вовремя проходить процедуру вакцинации.

Вопросы и задания для подготовки к ОГЭ

Тема: Методы изучения органической природы, биологические науки

1. Селекция как наука решает задачи: 1) сохранение биосферы, 2) создание агроценозов, 3) создание новых удобрений, 4) выведение новых пород и сортов

2. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется: 1) селекционер, 2) цитогенетик, 3) эмбриолог, 4) анатом

3. Систематика — это наука, изучающая: 1) внешнее строение организма, 2) функции организма, 3) образ жизни организма, 4) родственные связи организма

4. Функции человеческого организма изучает наука: 1) анатомия, 2) физиология , 3) психология, 4) гигиена

5. Орнитология – это наука о: 1) рыбах,2) пресмыкающихся, 3) млекопитающих, 4) птицах

6. Сезонные изменения в жизни растений и животных изучает наука: 1) микология, 2) ихтиология, 3) фенология , 4) палеонтология

7. Как называется учение о происхождении и развитии человека: 1) эмбриогенез, 2) антропогенез , 3) филогенез, 4) гаметогенез

8. Какая наука изучает многообразие организмов и распределение их по группам: 1) генетика, 2) зоология, 3) систематика, 4) палеонтология

9. Выведением новых пород и сортов занимается: 1) агроном, 2) микробиолог, 3) селекционер , 4) агротехник

10. Какая наука изучает взаимосвязи организмов и среды их обитания: 1) генетика, 2) экология , 3) гигиена, 4) физиология

11. Разнообразие видов животных, объединение их в таксономические категории изучает наука:

1) палеонтология, 2) экология, 3) систематика , 4) анатомия

12. Изучением передачи наследственных признаком организма занимается: 1) ботаника, 2) зоология, 3) генет ика, 4) экология

13. Как называется метод Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желуд. сока: 1) наблюдение, 2) описание, 3) моделировани, 4) эксперимент

14. Ученый хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом он воспользуется: 1) экспериментальным, 2) гибридологическим, 3) генеалогическим , 4) наблюдение

15. Какой метод используется для изучения микроскопом передвижения амебы: 1) моделирование, 2) эксперимента, 3) сравнения, 4) наблюдения

16. Впервые обнаруженный ученым в природе организм изучается с помощью метода: 1) моделирование, 2) наблюдение , 3) эксперимент, 4) сравнение

17. Какой из перечисленных методов относится к анатомии: 1) анализ крови на гемоглобин ,2) электрокардиограмма, 3) рентгенография, 4) измерение давления

18. С помощью какого метода изучают сезонные изменения в живой природе: 1) эксперимент, 2 ) наблюдения, 3) проведения опыта, 4) палеонтологического

19. Какой метод используют в селекции для получения признаков у потомства: 1) скрещивания , 2) самоопыление, 3) наблюдение, 4) сравнение

20. Основным методом исследования в самый ранний период развития биологии был: 1) эксперимент, 2) микроскопия, 3) сравнительно-исторический, 4 ) наблюдение и описание

21. Система наиболее общих знаний в области науки – это: 1) теория , 2) эксперимент, 3) факт, 4) гипотеза

22. Клеточную теорию сформулировали: 1) Мюллер и Геккель, 2) Гук и Броун, 3) Вирхов и Пастер, 4) Т. Шванн и М. Шлейден

23. Законы наследования признаков изучал: 1) Мечников, 2) Павлов, 3) Дарвин, 4) Мендель

24. Из каких веществ состоят живые организмы: 1) только из органических, 2) только из неорганических, 3) из органических и неорганических , 4) в основном из органических

25. Чем живое отличается от не живого: 1) способностью изменяться, 2) клеточным строением , 3) движением, 4) атомным строением

26. В живых телах в отличие от неживых присутствует: 1) вода, 2) углерод, 3) азот, 4) белок

27. Обмен веществ и превращение энергии – это признак, по которому можно отличить: 1) низшие растения от высших, 2 ) живое от не живого , 3) одноклеточных от многоклеточных, 4) животных от человека

28. Процессы окисления и синтеза новых молекул органических веществ проявляются на уровне организации живой природы: 1) видовом, 2) биосферном, 3 ) клеточном , 4) организменном

29. Минимальным уровнем организации жизни является: 1) биосферный,2) молекулярный, 3) организменный, 4) клеточный

30. Высшим уровнем организации жизни является: 1) биосферный , 2) молекулярный, 3) организменный, 4) клеточный

31. Взаимосвязь систем органов человека рассматривают на уровне организации: 1) клеточном, 2) молекулярном, 3) организменном , 4) видовом

32. Химический состав организмов изучают на уровне организации: 1) видовом, 2) биосферном, 3) молекулярном , 4) экосистемном

33. Первым надорганизменным уровнем жизни является: 1) биосферный, 2) биогеоценотический, 3) популяционно-видовой, 4) клеточный

34. Элементарной живой системой можно считать: 1) молекулу ДНК, 2) вирус крови, 3) инфузорию , 4) муравейник

35. Биологическое естественно — научное познание позволяет решать проблемы: а) происхождения и эволюции жизни, б) природы электромагнитных взаимодействий, в) особенностей протекания окислительно – восстановительных реакций, г) залегания полезных минералов и горных пород.

36. Благодаря биологии в современную естественно – научную картину мира включено положение о: а) популяции как единице эволюции, б) строении неорганических соединений, в) природе как сложной многоуровневой системе , г) неизменности живой и неживой природы.

37. Точно установить влияние удобрений на рост и развитие растений можно методом: а) наблюдения, б) описания, в) сравнения , г) экспериментальным.

38. Биология не служит теоретической основой для: а) медицины, б)рационального природопользования, в) растениеводства, животноводства, г ) компьютерных технологий.

39. Экзамен по биологии является обязательным при поступлении в: а) юридический институт, б) медицинский, в) строительный, г) финансовый.

40. При разведении растений на приусадебном участке необходимы знания по: а) физике, б) агротехнике , в) медицине, г) молекулярной биологии

41. Эксперимент позволяет: а) проверить гипотезу , б) наблюдать явление, в) проверить наблюдение, г) описать явление.

42. Впервые обнаруженные в природе организмы изучают с помощью: а) наблюдения и описания , б) моделирования, в) сравнения и обобщения, г) постановки эксперимента.

43. Изучить сходство и различия человека и приматов позволяет: а) метод наблюдения, б) экспериментальный метод, в) метод описания, г ) сравнительный метод.

44. С помощью какого метода изучают сезонные изменения в живой природе: а) экспериментального, б) метода наблюдения и описани я, в) метода сравнения, г) метода измерения.

45. Какие действия можно считать биологическим экспериментом: а) электрическое раздражение мозга для получения данных о его работе, б) изучение размеров и формы листьев одного растения, в) сбор данных о древних животных, г) создание клеточной теории.

46. Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью: а) эксперимента по фотосинтезу, б) наблюдения за ростом растения, в) сравнения растений разных природных зон, г) описания органов растения.

47. Определите верное суждение: а) собирай букеты дикорастущих растений, б) убирай за собой мусор после привала, в) срезай еловый лапник для устройства ночлега в лесу, г) для разведения костра используй любое удобное место.

48. Громко кричать в лесу нельзя, поскольку это : а) тревожит птиц и других диких животных , б) привлекает хищников, в) вызывает заболевание голосовых связок, г) замедляет рост растений.

50. Ученый хочет выяснить влияние величины освещенности на скорость фотосинтеза у нового сорта пшеницы. Для этого, в первую очередь, он должен: а) поставить эксперимент, б) провести наблюдение, в) прочитать статью о фотосинтезе, г) сравнить данные из разных литературных источников.

51. Предметом изучения вирусологии являются: а) растения, б) вирусы, в) грибы, г) фаги.

52. Микология – это наука, изучающая: а) растения, б) вирусы, в) грибы , г) фаги.

53. Наука, изучающая отпечатки и окаменелости вымерших организмов: а) физиология, б) экология, в) палеонтологи я, г) селекция.

54. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука: а) генетика, б) физиология, в) морфология, г) эмбриология.

55. Метод биологии, заключающийся в сборе научных фактов и их исследовании: а) моделирование, б) исторический, в) описательный, г) экспериментальный.

56. Способность организма отвечать на воздействие окружающей среды: а) воспроизведение, б) эволюция, в) раздражимость, г) норма реакции.

57. Какая наука изучает возбудителей гриппа, СПИДа: а) бактериология, б) ботаника, в) вирусология , г) микология.

58. Метод, основанный на изучении хода развития исследуемого объекта: а) метод наблюдения и описания, б) сравнительный, в) исторический , г) экспериментальный.

59. Наука, изучающая возбудителей столбняка, туберкулеза: а) бактериология , б) ботаника, в) вирусология, г) микология.

60. Ученый, изучающий жизнедеятельность бактерий: а) микробиолог , б) паразитолог, в) эпидемиолог, г) гельминтолог.

61. Как называется система увеличительных стекол микроскопа в верхней части зрительной трубы: а) зеркало, б) объектив, в) микровинт, г) окуляр.

62. Часть микроскопа, с помощью которой осуществляется настройка на резкость: а) зеркало, б) объектив, в) микровинт, г) окуляр.

63. Основоположник систематики растений: а) Ж.Б. Ламарк, б) Ч. Дарвин, в) Л. Пастер, г ) К. Линней.

64. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение окуляра х7, а увеличение объектива – х8: а) 15, б) 56, в) 28, г) 30..

Задания с выбором нескольких ответов (три правильных ответа из шести предложенных)

1.К биологическому эксперименту можно отнести: а) рассматривание под микроскопом простейших, б) слежение за миграцией птиц, в) изучение характера пульса после разных физических нагрузок, г) исследование действия слюны на пищу, д) описание внешних признаков земноводных, е) выработку условного пищевого рефлекса.

2. Каждый человек должен соблюдать следующие правила поведения в природе: а) убирать за собой мусор , б) собирать раннецветущие растения, в) использовать для ночлега коврики, а не лапник. Г) быть осторожным со сбором сомнительных грибов , д) громко разговаривать и петь в лесу, е) пить воду из водоемов.

Задания на установление правильной последовательности биологических процессов и явлений.

1. Установите последовательность изучения живых организмов:

А) описание, б) наблюдение, в) эксперимент, г) гипотеза, д) формулирование закономерности.

2. Установите последовательность действий при выращивании растений.

А) замочить семена, б) отобрать лучшие семена, в) высадить растения в открытый грунт, г) посадить проклюнувшиеся семена в торфяной горшочек, д) рассадить молодые растения.

Задания на установление соответствия объектов, процессов, явлений природы

  1. Установить соответствие между должностью и квалификацией, к которой она относится.

А) эксперт по контролю за качеством воды 1) эколог

Б) стоматолог 2) врач

В) инспектор по рыбнадзору 3) работник сельского хозяйства

2. Установить соответствие между запрещенной деятельностью и видом запрета, к которому оно относится.

Запрещенная деятельность вид запрета

А) весенняя охота на птиц 1. На загрязнение

Б) сведение лесов 2. На истребление

В) сброс сточных вод в реки

Г) сбор раннецветущих растений

Д) глушение рыбы

Е) сжигание угля на теплоэлектростанции

1. Теоретические знания общей биологии, служащие основой для создания новых сортов картофеля, устойчивых к колорадскому жуку, применяются в практической области… (сельское хозяйство)

2. Возбудителей инфекционных заболеваний изучают ученые — бактериологи, а лечат их …(врачи)

3. Все биологические исследования начинаются с …(наблюдение)

4. Наблюдение за миграцией рыб позволяет … (сравнить) этот процесс у разных рыб.

5. Чтобы убедиться, что для прорастания семян необходимы воздух, тепло, вода, необходимо провести соответствующий … (экспериент)

6. Предположение, которое проверяется в результате эксперимента, называется … (гипотеза)

7. Красивоцветущие растения подлежат охране, поскольку их количество.. . (уменьшается)

СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита или AIDS (acquired immunodefi­ciency Syndrom) — тяжелое заболевание человека, характеризующееся преимущественным пора­жением иммунной и нервной систем, длительным течением, полиморфностью клинических про­явлений, высокой летальностью. В естественных условиях передается при половых контактах, а также с кровью при медицинских манипуляциях и способна к быстрому эпидемическому распространению.

Антигенная структура. Имеет поверхностные антигены — gp 160, gp 120, gp 41 и сердце­винные антигены — р 24, р18. Различают 2-е антигенные разновидности: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. Антиге­ны вызывают образование в крови антител вначале к gp 120, затем gp 41 и р 24. Они длительно со­храняются в крови. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью (в 100 и 1000 раз больше, чем у ви­руса гриппа). Это затрудняет диагностику и профилактику заболеваний. Предполагается, что в организме человека по мере прогрессирования инфекции, от бессимптомной до манифестной происходит эволюция вируса от менее вирулентного к более вирулентному варианту. Резистентность. Сравнительно малоустойчив к физическим и химическим факторам. При комнатной температуре сохраняется 4 суток, после обработки спиртом, эфиром, гипохлоритом инактивируется через 5-10 мин, быстро погибает при действии моющих средств. Кипячение уби­вает через 1-3 мин, 80°С — 6-7 мин, 60°С — 30 мин. Для ВИЧ губительно солнечное и УФ — излучение. Возможно сохранение вируса во внешней среде в жидкостях, содержащих вирус в высоких концентрациях (кровь и сперма). В крови, предназначенной для переливания, вирус жи­вет годы, в замороженной сперме — несколько месяцев. Восприимчивость животных. К вирусу чувствителен только человек. Отдельные прояв­ления инфекции можно вызвать только у шимпанзе. ВИЧ — подобные вирусы выделены из марты­шек в Африке. Нашли СПИД — подобные болезни у обезьян, кошек, овец и других животных.

Эпидемиология заболевания. СПИД впервые был зарегистрирован зимой 1981 г. в Нью-Йорке и Сан-Франциско, где появились больные мужчины-гомосексуалисты с пневмоцистной пневмонией (возбудитель этого заболевания не является патогенным для людей с нормальной иммунной системой) и саркомой Капоши (злокачественное заболевание кожи, которое является излечимым). К августу уже было зарегистрировано 111 таких больных. Все погибли. Иммунологические исследования показали, что у всех больных наблюдалось снижение Т-4 и относительный рост Т-8 (Т-4/Т-8 9 клеток в 1 мл крови; 0,2-0,5х10 9 в 1 мл и менее 0,2×10 9 в 1 мл).

Иммунитет клеточный и гуморальный. Роль антител не выяснена.

Лабораторная диагностика заболевания. Диагностика ВИЧ-инфекции осуществляется путем комплексной оценки эпидемиологи­ческих данных, клинических и лабораторных исследований.

Диагностика включает 2 этапа: 1) установление диагноза, т.е. определения состояния ин­фицирования ВИЧ; 2) определение стадии и прогноза заболевания.

Клиническое обследование является обязательным этапом диагностики. Лабораторная диагностика заключается в следующем:

1) обнаружение вируса или его антигенов в жидкостях и тканях организма (кровь, лимфоциты, макрофаги, сперма, слюна, содержимое влагалища);

2) обнаружение антител к ВИЧ в сыворотке крови в основном при помощи ИФА; наличие антител подтверждается при помощи иммуноблотинга; появление ан­тител — свидетельство иммунного ответа на заражение, но положительный результат еще не показатель того, заболеет ли и когда заболеет человек СПИДом. Тест обязательно необходим, если есть симптомы, т.к. при своевременном диагнозе можно целенаправленно воздействовать на болезнь.

Выделение вируса проводят на культурах клеток лимфоцитов, что довольно трудно в обычных условиях.

Клиническими критериями оценки тяжести заболевания является наличие, тяжесть и час­тота возникновения клинических проявлений и вторичных поражений. Чем чаще возника­ют оппортунистические заболевания, чем они тяжелее, и чем хуже они поддаются лечению, тем тяжелее прогноз заболевания.

Лабораторные критерии оценки тяжести — определения количества СД4-лимфоцитов количества вируса в крови (вирусная нагрузка). Уровень СД4-лимфоцитов свидетельст­вует о глубине развившегося иммунодефицита. Высокий показатель вирусной нагрузки — наиболее ранний признак начинающегося прогрессирования заболевания. Этот показатель также используется для быстрой оценки эффективности противовирусной терапии. На основании клинических и лабораторных исследований каждый больной может быть отнесен к той или иной категории (стадии ВИЧ-инфекции), в соответствии с которой про­водится лечение этого заболевания (определяется необходимость противоретровирусной терапии и химиотерапии вторичных, заболеваний). Своевременно и правильно начатое ле­чение может на несколько лет увеличить продолжительность жизни инфицированных лиц.

Лечение и профилактика. Лечение ВИЧ-инфекции является важнейшей проблемой современной медицины. Хотя в России количество ВИЧ-инфицированных невелико, но оно неуклонно возрастает. Проблема заключается в следующем. Возможно 3 направления в лечении ВИЧ-инфекции: 1) этиологическое — противоретровирусная терапия — торможение развития вируса путем бло­кирования обратной транскриптазы или синтеза вирусных белков; но пока нет лекарственных препаратов, которые могли бы полностью освободить организм от возбудителя; 2) патогене­тическое — стимуляция иммунитета; для этого имеются лекарственные препараты, но они не нормализуют количество Т-4, а лишь дополнительно стимулируют еще имеющиеся возможности; 3) симптоматическое — лечение сопутствующих заболеваний, но лечение этих заболеваний… является малоэффективным, т.к. человек живет среди микроорганизмов и укрыться от них больному негде, а постоянное применение противомикробных средств истощает организм. Т.о. лечение неэффективно, но предупреждение прогрессирования заболевания является вполне реальной задачей. Основная цель лечения при ВИЧ-инфекции — предотвратить или от­срочить развитие угрожающих жизни поражений и обеспечить более длительное сохранение качества жизни больного. Для этого необходимо: 1)своевременное начало противоретровирус­ной терапии и профилактика вторичных заболеваний; 2) ранняя диагностика и своевременное ле­чение вторичных заболеваний; 3) тщательный подбор комбинаций лекарственный препаратов.

Безусловным показанием к противоретровирусной терапии являются: острая ВИЧ-инфекция в клинически выраженной форме и наличие у больных клинических проявлений оппор­тунистических заболеваний. При бессимптомной ВИЧ-инфекции больных можно только наблю­дать, т.к. ранняя терапия может привести к развитию устойчивости вируса. К противоретровирусным средствам относятся:

1) нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы (зидовудин, диданозин и др.); 2) ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы (ифавиренц, делавирдин и др.); 3) ингибиторы протеазы (индинавир, саквинавир и др.).

Наиболее эффективной считается комбинация одного ингибитора протеазы и двух нуклеозидных ингибиторов. Монотерапия любыми противоретровирусными средствами считается неэффективной. Антиретровирусная терапия снижает вирусную нагрузку и благоприятно влияет на иммунную функцию, однако отдаленный клинический эффект подобной терапии изучен недос­таточно. Многие эксперты считают целесообразным продолжать лечение неопределенно долгое время, т.к. после прекращения терапии виремия может появиться вновь или возрасти.

Развитию резистентности вируса препятствует комбинированное применение с антивирусными препаратами иммуномодуляторов, интерферона. Борьба с оппортунистическими инфекциями проводится при помощи подбора адекват­ных химиотерапевтических средств: сульфаниламиды, бактрим, тобрамицин (при пневмоцистной пневмонии), клотримазол, миконазол (при грибковых заболеваниях), рибавирин, ацикловир, интерферон (при вирусных заболеваниях) и т.д.

Существует острая потребность в новых средствах и способах лечения для постоянно рас­тущего числа ВИЧ-инфицированных. Получен новый класс противовирусных препаратов — инги­биторы фузии (препарат Т-20), которые препятствуют не размножению вируса в клетке, а его проникновению в клетки.

Специфическая профилактика не разработана. Разработаны живые, убитые, субъе­диничные, генно-инженерные вакцины (около 100 вакцин). Но заметная эффективность вак­цин не установлена. Разработка эффективных вакцин против ВИЧ сложна из-за отсутствия адек­ватных животных моделей и адекватных индексов защиты у людей. Отсутствие защитного эффек­та антител обусловлено изменчивостью gp.120. Различные штаммы вируса по его структуре отли­чаются более, чем на 20%, и антитела, действующие на один штамм, не дают перекрестных реак­ций с другими. Однако некоторые штаммы циркулируют более активно, и это делает возможным изготовление вакцин из смеси наиболее распространенных штаммов.

Создана генно-инженерная вакцина на основе гликопротеида 160 вируса и около 20 адъювантов для нее, но иммунный ответ развивается слабый. Усиление эффекта найдено у препарата — мурамилпептида, который сейчас испытывается в качестве адъюванта. Эта вакцина проходит 2-ой этап клинических испытаний, которые завершаться через 10-15 лет. В связи с тем, что на сегодняшнем уровне медицинских знаний СПИД неизлечим, отсутст­вуют эффективные вакцины, заболевание приводит к летальному исходу, имеет продолжительный латентный период и является болезнью определенных групп людей, очень важна общая профи­лактика. Основным в общей профилактике является предохранение от заражения:

— пресечение возможностей инфицирования при половых контактах: использование ме­ханических средств защиты — женские и мужские кондомы и химических средств защиты — микробициды (женские — свечи, шарики, растворы и мужские — растворы и гели);

— борьба с проституцией, наркоманией;

— использование одноразовых шприцев, игл, систем для переливания крови; — строгий иммунологический контроль за кровью, предназначенной для переливания, и препаратами крови на ВИЧ;

санитарно-просветительная работа среди населения: давать нужные сведения о болезни, особенно о путях заражения, объяснять необходимость здорового образа жизни, пра­вильного сексуального поведения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.