Как при гриппе лететь на самолете

Если вам кажется, что вы всегда болеете, когда путешествуете, хотим вас успокоить – таких людей много, вы не одиноки. Нахождение с группой людей в кабине самолета на протяжении нескольких часов – ну разве можно найти лучшие условия для передачи вирусных инфекций, особенно, если речь идет о сезоне простуды и гриппа? Чтобы не чихать и не кашлять во время долгожданного отпуска, соблюдайте простые меры предосторожности.

Большинство людей обвиняет в этом рециркулируемый воздух в салоне самолета, но исследователи обнаружили, что это не так. Степень риска подхватить инфекцию или простудиться не зависит от того, каким воздухом вы будете дышать на борту авиалайнера. Однако это не значит, что вы совсем уж не сможете повлиять на ситуацию. Прислушайтесь к врачебным рекомендациям, которые подскажут вам, как не заболеть, отправившись в отпуск.

Выберите удобное место

Старайтесь избегать контакта с посторонними людьми. При возможности займите сиденье у окна. У вас появится шансов заболеть, если рядом с вами окажется больной путешественник. Конечно, предугадать это заранее нельзя, поэтому придерживайтесь простого принципа: избегайте скопления людей.


Результаты одного из исследований показали, что место у окна действительно считается более безопасным с точки зрения заражения воздушно-капельными инфекциями. Кроме того, сидя в углу, вы будете реже вставать и двигаться, поэтому вероятность того, что вы вступите в контакт с носителями бактерий, намного меньше.

Пользуйтесь локальной вентиляцией

Вы вряд ли чем-то заразитесь из переработанного воздуха, поэтому поверните вентиляционное отверстие на низкое или среднее значение и направьте его на колени. Это немного отвлечет микробов от вашего лица.


Не забывайте о чистоте и гигиене

Протрите столик, подлокотник и сиденье. Вы можете быть разочарованы, но тем не менее должны знать правду: авиакомпания не убирается в салоне так же часто, как следовало бы. Чехлы на сиденьях и подлокотники обычно самые грязные. Чтобы сделать свое нахождение в самолете более безопасным для здоровья, возьмите с собой пачку салфеток и очистите поверхности вокруг сиденья, как только усядетесь на свое место.


Избегайте бортовых журналов, одеял и подушек. Как и поверхности сидений, нет гарантии, что эти предметы проходили даже минимальную санитарную обработку. Если вам холодно, просто захватите с собой какую-нибудь теплую одежду (например, свитер).

Увлажняйте носовые ходы

Старайтесь регулярно увлажнять слизистую носа. Воздух в самолете довольно сухой, что будет способствовать сгущению и застою слизи в носовых ходах, которая является естественным фактором защиты от вирусов и бактерий. Чтобы снизить восприимчивость к болезням, капайте в нос слабый солевой раствор.


Помните о гигиене

Используйте дезинфицирующее средство для рук даже после их мытья с мылом. Известно, что вода в самолете зачастую не самого хорошего качества. Ни в коем случае не пейте воду из-под крана, позаботьтесь о своем питье заранее.

Кстати, воды у вас должно быть предостаточно. Во время авиаперелета организм интенсивно теряет жидкость. Многие не придают этому никакого значения, предпочитая пить меньше жидкости, чем обычно, чтобы реже посещать туалет.


В самолете, впрочем, как и до него, и после него, не прикасайтесь грязными руками к глазам, носу и ко рту – это элементарные правила гигиены, но многие люди забывают, что вирусы распространяются не только воздушно-капельным, но и тактильным путем. Заразиться гриппом можно при контакте со слизистыми оболочками.

Отдыхайте

После полета необходимо важно обеспечить себе полноценный отдых. Мы все знаем, что недостаток сна снижает иммунные функции. Когда вы путешествуете слишком долго и при этом не высыпаетесь, вы лишаете себя столь необходимых вашему организму иммуноглобулинов.

Кроме того негативно сказаться на вашем самочувствии может и смена климатического пояса. Поберегите свой организм в столь стрессовых условиях для него. По прилете в место назначения отложите все дела на потом и выделите пару часов на отдых.


Если вы, к сожалению, заболели, не расстраивайтесь – это не конец света. Чем раньше начать лечение, тем быстрее удастся выздороветь и получить удовольствие от отдыха, но прежде чем покупать лекарства, находясь в другой стране, найдите возможность проконсультироваться с врачом.


10 ученых и 10 рейсов

Десять американских ученых из Национальной академии наук США провели исследование: их заинтересовало распространение инфекций в самолетах. Во время полета они распространяются гораздо быстрее, чем на земле. Эксперимент проводили на 10 трансконтинентальных авиарейсах длительностью в 3–3,5 часа. Специалисты пытались разобраться в распределении вирусов на примере гриппа. Восемь из 10 рейсов, в которых проводили исследования, проходили в сезон вспышек гриппа и простуды. Результаты были опубликовали в научном журнале PNAS.

Ученые разделились на пары и сели в разных частях самолета. С помощью приложения на iPad они следили за передвижениями пассажиров и членов экипажа. Эти данные затем использовались для вычисления количественной вероятности прямой передачи инфекционных заболеваний во время полета. Американские исследователи уверены — движение пассажиров и экипажа по салону самолета упрощает передачу болезни.

Считается, что максимальный риск заражения вероятен, если человек сидит в метре от больного. На вероятность влияет и то, как часто зараженный ходит по салону самолета. Как выяснили исследователи, лишь 40% пассажиров, которые сидят у окна, встают за все время полета. Пассажиры, расположившиеся по центру, встают несколько чаще — это уже 60%. А люди, которые сидят в проходе, встают чаще остальных — 80% пассажиров готовы пройтись в течение всего полета. Исходя из полученных данных, группа ученых решила, что безопаснее всего сажать зараженных людей у окна.

Вот только если болеет сам бортпроводник, ситуация усложняется. Ему приходится постоянно передвигаться по салону самолета и контактировать с пассажирами. В среднем, по данным американских ученых, бортпроводник может заразить около пяти пассажиров за один рейс.


Что делать, чтобы не заразиться в самолете

Самое важное, это необходимо подчеркнуть, наиболее эффективный способ борьбы с любой вирусной инфекцией — это вакцинация. Пренебрежение этим компонентом профилактики потом приводит к печальным последствиям. И делать это ежегодно

В самолете тоже можно находиться в маске. И не подзывать к себе стюардессу без острой необходимости. Потому что она общается со всеми, она может быть тоже носителем и возбудителем инфекции

Вирусологи предупреждают

С результатами исследований согласились не все. Канадский микробиолог Эллисон Макгир считает, что работа американских исследователей полезна, но не основана на фактах: исследователи показали лишь приблизительные модели распространения вирусов. Михаил Щелканов рассказал, что радиус поражения — это кресла вперед и два назад.

Есть совершенно четкое исследование: чихание [разносит инфекцию на] 15–20 метров Микрокапельки в течение 10–20 минут достигнут любого уголка

Кто летает вместе с нами: типы вирусов в самолете

Самолет — скопление и место распространения инфекций. Исследователи из Национальной академии наук США собрали 229 образцов воздуха и верхнего слоя поверхностей, которые чаще всего трогают пассажиры. Ученые не обнаружили следы серьезных заболеваний, но посоветовали как можно чаще мыть руки. Важно то, что американские исследователи сконцентрировались на изучении вирусов гриппа и ОРВИ, а ведь в самолете есть и другие инфекции. Виктор Зуев рассказал, что в самолете возможно подхватить любое заболевание. Профессор привел пример случая заражения оспой.

В самолете можно подхватить все что угодно, если там будут больные люди. Было же в свое время в году: в самолете прилетел из Индии в Москву заразившийся натуральной оспой. Вы, наверное, это и не слышали, а я в этом участвовал. Он привез в Москву натуральную оспу, и была вспышка. Это была серьезная операция по ликвидации


Я болею перед каждым путешествием. Вот прямо перед каждым. Обычно у меня сначала болит горло, а потом все переходит в насморк и заложенный нос. И, вот, насморк в любом виде – это самое опасное, что может быть, когда летишь на самолете. Наверняка вы это знаете и без меня.

Это, кстати, подойдет и тем, у кого просто закладывает уши при взлете или посадке. Потребуются: ибупрофен, лейка, спрей, спецзатычки, жвачка/леденцы, стаканчики. Надеюсь эта информация вам пригодится.

Главный совет врачей на всех форумах и консультациях – не летать при насморке. Спасибо им, конечно, за такой лайфхак, но, к сожалению, это и правда самый действенный метод. Все остальные способы позволяют минимизировать боль, возникающую в голове. Чаще всего больно в ушах и в пазухах.

Что делаю я, когда у меня насморк:

0️⃣ За 1-2 часа до полета выпиваю таблетку ибупрофена 400 мг.

1️⃣ В аэропорту перед посадкой промываю нос теплой и чуть подсоленной водой и с помощью ее промываете нос.

2️⃣ Как только сажусь в самолете – в нос пшикаю спреем с ксилометазолином. Важно взять спрей, а не капли. Действует надежнее и быстрее.

3️⃣ Пока самолет не выехал на взлетную полосу я втыкаю в уши специальные самолетные затычки (в гугле так и искать). Взял по совету друга, у которого всегда в полете болят уши и голова. Важно их воткнуть сразу как уселись в самолетное кресло. В этих затычках есть небольшое отверстие, которое якобы помогает выравнивать давление в ухе.

5️⃣ В течение полета пью любую воду. Это и так в принципе полезно, а когда насморк – полезнее вдвойне.

6️⃣ Если перелёт долгий — больше 4 часов — за полчаса до снижения снова пшикаю в нос Отривин.

9️⃣ При снижении самолета еще может помочь такое средство. Сходите к стюардам и попросите у них два стаканчика. Положите в них по салфетке и смочите их горячей водой. После этого садитесь за свое место, наклоните голову и как можно плотнее прижмите стаканчики к ушам. Изменение давления будет не таким жестким.

🔟 Вынимаю затычки только после открытия двери самолета.

❗ВАЖНО: Ни в коем случае не продувайте уши. Нельзя зажимать нос и дуть, думая что тем самым вы выровняете давление в ухе. Это самая опасная штука.

Необязательно применять все пункты из моего списка. Я привел ситуацию, когда реально заболел и пытался максимально снизить боль. В течение 20 минут посадки в ухе иногда стреляло, а после приземления еще несколько часов ходил с глухим ухом. Потом что-то щелкнуло и отпустило.

Все варианты уменьшения боли я показал на картинке к посту снизу. Если у вас боли ощущаются всегда — лучше всего провериться у врача. Возможно у вас болит ухо из-за хронического заболевания, особого строения или аллергии.

В любом случае берегите евстахиеву трубу и не болейте!



Можно получить осложнение, оглохнуть да и перепонку повредить.

Я тоже так летела 12 часов с полностью заложенным носом и глухая. Боли были такие, что я слезами обливалась. Казалось, перепонка вот-вот лопнет и пазухи болели - ни дотронуться. Я уверена, у меня была небольшая температура в то время, из-за нее меня добивал озноб. От отчаяния начала продувать уши после посадки. 6 или 7 часов спустя с болезненным звуком " чпок" ( я даже вскрикнула) слух ко мне вернулся на одно ухо. Второе отошло к утру.

А почему нельзя продувать уши в самолете? Просто по ощущениям их закладывает как при нырянии, а там продувка ушей это норма, да и оно реально помогает

продуваете, когда болеете или просто когда закладывает?

С заложенным носом ещё не летал. Хотя вообще я предпочитаю просто слюну глотать или челюстью шевелить

3️⃣ Пока самолет не выехал на взлетную полосу я втыкаю в уши специальные самолетные затычки (в гугле так и искать). Взял по совету друга, у которого всегда в полете болят уши и голова. Важно их воткнуть сразу как уселись в самолетное кресло. В этих затычках есть небольшое отверстие, которое якобы помогает выравнивать давление в ухе.

Вместо этого можно использовать, не включая плеер/смартфон внутриканальные наушники с соответствующим отверстием. Эффект тот же.

От болей "в ушах" некоторым помогает массаж висков и за ушами.

А провериться у врача в случае болей всё равно стОит, т.к. причин болей может быть множество, в том числе и невралгия ушного узла, штука крайне неприятная и болезненная. Причём, если ЛОР не может определить причину "ушных болей", следует копать дальше и обратиться к неврологу и стоматологу.

У меня наушники с шумоподавлением хорошо глушат шум)

Инверсия фазы для компенсации. В общем, это вредно, т.к. создаётся ненужное давление на барабанную перепонку.

дело не по шум. Шум не так влияет на давление, как подъем на 10к метров.

В самолете поддерживается давление как на 2к метров. На 10к метров ты бы задохнулся.

Т.е. думаете затычки это маркетинг?

В идеале нужен односторонний ниппель, но кто же такое сделает задёшево.

Любая затычка должна уметь стравливать излишнее давление. Например, Вы затыкаете ушной канал, создавая избыточное давление на барабанную перепонку - продвигая затычку вглубь канала Вы повышаете плотность воздуха в воздушной пробке, она давит во все стороны (закон старика Паскаля), в т.ч. на перепонку. Если не стравить избыточное давление, то на перепонку будет оказываться повышенное давление, перепонка либо будет растягиваться, либо, если такое давление оказывается часто, огрубляться для компенсации.

Иногда указывают на то, что по мере продвижения затыки внутрь канала он сам расширяется, что компенсирует и выравнивает давление воздушной пробки, но объём расширения явно уступает давлению поршня.

Я, собственно, всегда указывал на то, что внутриканальные наушники гораздо более вредны, чем накладные или охватывающие ушную раковину крупные чашки. Но в случае форс-мажора в полёте можно использовать и внутриканальные наушники.

вместо ксилометазолина, я бы лучше использовал оксиметазолин

У меня хронический насморк, а снова опять лететь (каждый раз для меня это настоящее мучение, просто кошмар)

к врачу сходите если ещё не ходили по этому вопросу.

Ходил, практически бесполезно, в одном месте один диагноз, в другом другой.

Капли в уши и в нос назначили, да предложили лазерную терапию носа, что-то там выжечь.

. Капли добросовестно прокапал - не помогло.

видимо у вас вазомоторный ринит, альтернатива лазера как раз назонэкс и прочие топические гк, тут вам нужен нормальный лор.

Как раз и брызгал назонекс, но как-то без особого результата :(

Сказали "полипы" в носу и надо жечь .

Интереснее был бы рассказ, как лететь, если скушал сомнительный пирожок.

Для всех в салоне будет на один туалет меньше)

У Васи жуткая аллергия на черную икру, но он никогда не узнает об этом.

Блин, мне организм каждый отпуск тоже такое подкидывает. :( в этот раз было меньше недели, и я думаю, наконец то не болею. И вот, завтра лететь, а я с насморком :( спасибо за советы !

У меня при взлёте и посадке само собой начинает течь из носа, закладыватет уши, благо организм тренированный и зевательный рефлекс работает каждые 30 секунд, но после последнего переплёта с пересадкой заложило ухо на весь полет, разложило только после посадки, а вот щёлкает при глотании уже 4 месяца, лор разводит руками, говорит все в норме, даже не знаю что делать :(

2.5 до Катара, 10.5 до Сеула с температурой, заложенным носом и т.д. Чуть не сдох(

Как переживает кризис 40-летний пенсионер Джастин МакКарри

Уверен, моим старым подписчикам знакомо это имя, ведь я рассказывал о нём ещё в сентябре:
30-летние пенсионеры. Джастин МакКарри


Джастин вышел на "раннюю пенсию" в 33 года (в 2013 г.): именно тогда его инвестиционный портфель смог достичь планки в 1 млн 250 тыс. $, позволяющий его семье (у них трое детей) жить на дивиденды.

Джастин - не какой-то наследник миллионера или сотрудник Google - совсем нет. Он работал обычным юристом в муниципалитете, и жена его - юрист. Главный его секрет - скромная жизнь и инвестиции в индексные фонды. На протяжении 10 лет (с 2004 по 2013) они откладывали в портфель около 70% от заработанного.

Впоследствии, несмотря на то, что портфель не пополнялся (а даже наоборот - с него снимались дивиденды на жизнь), он вырос за несколько лет ещё на миллион долларов - к концу 2019 года составляя 2 млн 260 тыс. $.


В феврале волонтёрил в школьной библиотеке, но теперь сижу дома: путешествовать нельзя, все общественные учреждения закрыли. Тоска!

Я лишь напомню, что Джастин - не приверженец активного управления, и он совершил единственное движение средств на счёте за всё это время - переложив 10% из акций в облигации в 2017 году (было 100% акций, 0% облигаций, стало 90% акций, 10% облигаций). Больше значимых сделок по покупке-продаже активов за много лет не совершалось.
Возможно, наши потомки назовут это время "ревущими 2010-ми" и временем самых уникальных возможностей, кто знает.

Давайте почитаем, как он пережил этот страшнейший март. Может, слил весь инвест-портфель на самом дне? Может, уже обанкротился и пошёл мыть туалеты в McDonalds? Давайте не будем гадать и почитаем, что он пишет 🌝

Оглядываясь назад, мне трудно поверить, что мир так сильно изменился всего за один месяц. В Америке 1 марта была обычная размеренная жизнь. Однако к 31 марта мы все самоизолируемся дома, многие заведения закрыты, а международные поездки практически невозможны.

В финансовом отношении март был самым плохим месяцем, какой я когда-либо видел в своей жизни. Наш капитал упал на 298,000$, достигнув к концу месяца 1,819,000$. Падение превысило падение в 114,000$, которое мы испытали в феврале. Наши общие потери от пика на данный момент составляют чуть более 400,000$.


Доход от дивидендов был высоким - 3983$, в то время как расходы за март очень низкие - 1600$, т.е. расходы в 2 раза ниже наших целевых расходов размером 3333$/месяц. Мы отменили наш круиз, который должен был отправиться 29 марта из Тампы, а затем прибыть в Нью-Йорк в середине апреля (через 5 карибских островов). Очень скоро нам придется позвонить и узнать, что делать с нашей большой 9-недельной летней поездкой по Южной Америке, заканчивающейся карибским круизом из Майами. Но я очень надеюсь на нашу поездку в Испанию в октябре! Скрещиваю пальцы!


Мы не можем путешествовать, но мы можем походить по холмам в окрестностях нашего родного Роли и насладиться природой.

Я лишь хочу сказать, что это очень редкий случай. Большой ошибкой будет сравнивать себя и Джастина в способностях копить и жить скромнее, чем можешь.
Это будет выглядеть так же глупо как сравнивать нас с вами с Усэйном Болтом в способностях бегать спринт.
И дело здесь не в том, что "в Америке всё можно, а у нас - нельзя". У нас "всё так же можно". Я знаю, о чём я говорю.
Сложность заключается в том, что это очень сложно в нашем обществе, воспитанном на принципах максимально возможного потребления, - думать о накоплениях, разумно ограничивать своё потребление ради сбережений на будущее.

А делать накопления в размере 70% от своего дохода - это вообще экстраординарно. Я веду свой блог о раннем выходе на пенсию, и я откладываю примерно 40% от дохода. И люди уже удивляются этому, говорят, что так жить нельзя и вообще - я идиот, ничего не понимающий в качественных брендовых товарах.
И я как практик могу с уверенностью сказать: если человек способен на протяжении 10 лет откладывать 70% дохода, и в стране есть институт частной собственности и есть выход на мировой фондовый рынок - не имеет значения, в какой стране он живёт, он за 10 лет в таком режиме накопит себе достаточно средств на всю оставшуюся жизнь на том же уровне потребления или чуть более высоком. Это математика, достаточно точная наука с одной лишь переменной - среднегодовой доходностью, завязанной на рост мировой экономики. Расчёт крайне прост, психология осознанного потребления - крайне сложна.

На этой неделе мы поговорим о зависимости уровня счастья и удовлетворённости жизнью от дохода. Кажется, что чем богаче вы станете, тем счастливее вы будете? Думаете, это линейно? Тогда у меня для вас плохие новости ;)

Тег Моё, текст за исключением перевода слов Джастина - мой.


Виной тому не акклиматизация и не кондиционеры в автобусах и гостиницах. Чаще всего вирусы и болезнетворные бактерии людей атакуют еще в аэропорту. Национальный институт здравоохранения и социального обеспечения Финляндии утверждает, что воздушные гавани — одно из самых загрязнённых мест на планете.

Исследователи взяли пробы с поверхностей в аэропорту Хельсинки, к которым чаще всего прикасаются пассажиры. И обнаружили на них массу различных бактерий и вирусов (рино-, короно- , аденовирусов и возбудителей гриппа). Самыми загрязнёнными местами непосредственно в аэропорту оказались кабинки на пропускных пунктах и багажные лотки.

Куда большей опасности пассажиры подвергаются в салоне самолета. Поскольку время между прибытием и вылетом следующего рейса обычно ограничено, на уборку остается немного времени, она проводится в минимальном объеме, а до кресел (в которых пассажиры проводят большую часть полета) руки доходят не всегда.

Так, на поверхностях, окружающих сидящего в кресле пассажира, специалистами было обнаружено около 3000 бактерий, в том числе с поверхности выдвижных столиков были высеяны микробы, вызывающие острые кишечные инфекции, пневмонию, урогенитальные инфекции, менингиты, сепсис. Их концентрация впечатляет: 2155 на квадратный дюйм (1 дюйм = 2, 54 см).


Самые большие колонии патогенных микроорганизмов были обнаружены в кармашке, расположенном на кресле впереди. Ведь там находятся не только бортовые журналы и инструкции по использованию спасательного оборудования, но и остатки еды, использованных салфеток и прочего мусора, который в кармашек засовывают пассажиры.

Стерильности от туалетов ожидать трудно, а от бортовых — тем более. Во время стоянок туалеты убирают в первую очередь, но во время полета (даже если он продолжается более 10 часов) для поддержания чистоты в туалете стюардессы лишь убирают бумагу с пола и брызгают освежителем воздуха. Некоторые самолеты небольших авиакомпаний совершают по два-три коротких перелета с неубранными кабинками и неопорожненными сливными баками.

Мало кто из пассажиров знает, что перед тем, как смыть воду в унитазе, необходимо закрыть крышку: иначе все обитающие там бактерии разносятся по крохотному туалетному закутку. А вечно мокрая раковина — идеальная среда для их размножения. Вывод напрашивается сам собой: во время перелета туалетом желательно пользоваться как можно реже. Правда, удается это не всегда.


Как с этим жить?


— Аэропорты с точки зрения вирусного и бактериального загрязнения мало отличаются от других крупных транспортных узлов: вокзалов, речных портов и т. д. Поэтому, чтобы не заразиться, достаточно соблюдать элементарные меры предосторожности, — поясняет заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной терапии РНИМУ им. Пирогова Александр Карабиненко.

Помните: возбудители заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем (ОРВИ, грипп, пневмония, туберкулез), находятся не только в воздухе, но и на поручнях, перилах, ручках кресел, кнопках банкоматов и т. д. Самая надежная защита от них — это маска и перчатки. Поскольку большинство людей считает, что носить их в общественных местах неудобно или неприлично, лучше всегда иметь при себе антибактериальные перчатки или обеззараживающие гели. И, конечно, никогда нельзя немытыми (или не обработанными салфетками) руками брать еду.

— Чтобы минимизировать риск заражения, постарайтесь как можно реже касаться руками лица (особенно — рта и носа).

— Окружающие поверхности (откидной столик, ручки кресел) также лучше протереть влажными антибактериальными салфетками. Лучше положить свою салфетку и на подголовник кресла в самолете. Хотя по инструкции они должны меняться после каждого рейса, на практике так происходит не всегда.

— Чтобы открыть и закрыть дверь туалетной кабинки, воспользуйтесь бумажными салфетками или полотенцами, а выйдя из туалета, еще раз протрите руки антибактериальной салфеткой.


Ежегодно в воздух поднимается более 1 млрд людей. Растет мобильность жителей Земли, доступность самых удаленных территорий, а значит растут и риски распространения инфекций во время авиаперелетов.

На протяжении всего полета пассажиры находятся в замкнутом пространстве, которое по своим характеристикам довольно сильно отличается от привычной нам окружающей среды. За бортом лайнера, летящего на высоте 9-12 тысяч метров — разреженный воздух, температура которого может быть ниже -45°С. Конечно, изоляция и современные системы жизнеобеспечения делают полет достаточно комфортным, но все же разница ощущается. И некоторыми людьми — довольно сильно.

Самолет — не то место, откуда можно взять и уйти, если что-то не нравится. Приходится мириться и со скученностью, и со спецификой атмосферы, и даже с явно (или неявно) больными соседями. MedAboutMe разбирался, как перелеты влияют на здоровье человека и что делать, чтобы минимизировать риски заражении инфекциями от других пассажиров.

Гипоксия и дыхание

В процессе полета содержание кислорода в салоне самолета постепенно снижается. У поверхности Земли содержание кислорода в воздухе составляет 21%, а на высоте летящего пассажирского лайнера — 7-8%.

Чтобы довезти пассажиров живыми, здоровыми и довольными, самолеты оснащены системой подачи кислорода в воздух. Одновременно эта система поддерживает работу двигателей, которые работают за счет сжигания топлива при окислении кислородом.

Откуда берется в салоне воздух для дыхания? Из атмосферы он попадает сначала в двигатель, где происходит его сжатие и, как следствие, нагрев — до 500°С. Нагретый воздух охлаждается при помощи радиатора и отправляется на турбохолодильник, заодно вращая турбину самолета. В результате он охлаждается до 2°С. Горячий воздух и холодный смешиваются и поступают в салон.

Но полученный воздух содержит меньше влаги, чем тот, которым мы привыкли дышать внизу, он слишком сухой. Это не случайно: и так разреженный атмосферный воздух осушается дополнительно, чтобы избежать обледенения труб системы кондиционирования. Отсюда неприятные ощущения сухости в горле и глазах, на которые жалуются авиапассажиры.

Перед подачей в салон воздух проходит через высокоэффективные воздушные фильтры твердых частиц (HEPA). Они позволяют удалять из воздуха пыль, бактерии, споры грибов и даже вирусы. По оценке экспертов, фильтры уменьшают содержание патогенов в воздухе не 63%.

Гипобария и самочувствие

Когда-то, когда авиация только-только начинала развиваться, авиаконструкторы делали самолеты герметичными. Но из-за слишком большой разницы в давлении извне и внутри происходило разрушение конструкции самолета. Поэтому со временем авиаконструкторы пришли к идее о поддержании внутри салона пониженного давления по сравнению с давлением, например, в помещении, где сидит человек, читающий эту статью.

Правда, и тут возникли ограничения: чем ниже давление, тем меньше давление в кровеносных сосудах. Считается, что человек получает достаточно кислорода и еще не страдает от головных болей, тошноты и одышки на высоте максимум 2,5 тысячи метров. Чем выше, тем больше риски для здоровья. Поэтому давление в салоне самолета соответствует высоте от 1,3 до 1,8 тысячи метров, что составляет примерно 600-650 мм рт.ст. Для справки: нормальное атмосферное давление составляет 760 мм рт.ст.

Распространение инфекции в полете

Гуляющие пассажиры и инфекции

Многим пассажирам не сидится на месте. По наблюдениям ученых, 40% граждан вообще не трогается с места на протяжении всего полета. Еще 40% встает или ходит хотя бы один раз. И только 20% не сидится на месте: они более двух раз встают или гуляют по салону.

Во многом подвижность человека зависит от того, где именно он сидит. 80% людей, сидящих у проходов, встают хотя бы один раз. Только 60% пассажиров на средних сидениях ведут себя аналогичным образом. Реже всего пытаются встать люди, сидящие у окна (40%).

И если среди встающих и гуляющих пассажиров есть больной человек, то зона поражения увеличивается в соответствии с его перемещениями.

Впрочем, эти утверждения касаются обычных простудных вирусов. Но известен случай вспышки тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС, он же SARS) во время перелета, когда зараженным оказался пассажир, сидевший в семи рядах от человека-источника инфекции. В другом известном случае человек с легочным туберкулезом заразил пассажира, сидевшего от него в двух рядах.

Распространение SARS в ходе полетов вообще изучалось особенно тщательно. Одной из самых нашумевших вспышек заболевания стал случай обнаружения инфекции у 37 человек из 120 пассажиров, летевших из Гонконга в Пекин. Продолжительность рейса составляла 3 часа. Подавляющее большинство из них сидели в пределах 5 рядов назад и 7 рядов вперед от источника инфекции.

Неменьшую опасность представляет собой больной член экипажа, который контактирует с пассажирами. По оценкам специалистов, каждая стюардесса во время полета имеет 67 минут контакта с пассажирами. Один больной член экипажа может заразить 4,6 пассажиров.

Как снизить риски заражения в самолете?

Нельзя полностью предотвратить риски инфицирования какой-нибудь простудной инфекцией во время перелета. Но можно сократить их до минимума.

Главные источники патогенных микроорганизмов — это чихающие и кашляющие соседи, а также поверхности, с которыми мы контактируем больше всего: откидные столики, защелки на ремнях безопасности, а также ручки туалетных кабин. Влажные дезинфицирующие салфетки, которыми можно протереть перечисленные поверхности, позволят в значительной степени обезопасить себя от потенциального заражения. При посещении туалетных кабин обязательным является мытье рук.

Эффективность марлевых масок для ограничения распространения инфекции в самолете не доказана. Но она позволяет хотя бы уменьшить радиус разлетания патогенных частиц при кашле и чихании. Поэтому при острой необходимости лететь в простуженном состоянии следует ею воспользоваться.

В самолете надо больше пить — это компенсируют потерю влаги и негативное действие сухого воздуха. Причем вместо чая или кофе лучше пить негазированную воду.

Перепады температуры воздуха в самолете тоже не способствуют сохранению здоровья, поэтому лучше одеваться так, чтобы можно было в любой момент как утеплиться, так и раздеться.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.