Интактный вирус что это такое

Конспирологическими версиями коронавирус начал обрастать с первых дней своего появления на свет. Covid-19 заявил о себе в Ухани, а там как раз располагается Уханьский институт вирусологии, где в 2015 году была оборудована первая в материковом Китае лаборатория четвертого - самого высокого уровня биобезопасности (BSL-4). Пазл, как говориться, сложился. Поначалу конспирологи заботливо взращивали версию о том, что коронавирус избирательно поражает представителей монголоидной расы (непонятно зачем нужно было выводить такой вирус китайским вирусологам), но теперь мы на примере России и других стран знаем, что это неправда. Другая популярная теория утверждала, что Covid-19 это бактериологическое оружие. Но затем энтузиасты к этой версии охладели: кому нужно оружие, которое практически безопасно для молодых людей призывного возраста, а угрожает представителям возрастной категории 65+?

Сторонники теории заговора сосредоточились на версии о том, что SARS-CoV-2 (это название вируса, а Civid19 - болезнь, которую вирус вызывает) случайно “сбежал” из лаборатории во время научных экспериментов. Тем более, что вскоре конспирологи получили возможность опереться на научную основу.

В 2015 году в журнале Nature Medicine вышла статья об успешном эксперименте по созданию искусственного коронавируса, который способен поражать легкие человека и практически не лечится. В исследовании участвовали специалисты Университета Северной Каролины ( США ), Института микробиологии Цюриха ( Швейцария ) и Уханьского института вирусологии (Китай). Сторонники теории заговора восприняли эту публикацию, как камин-аут: ученые сами признались, что сконструировали вирус-химеру, который четыре года спустя вырвался на свободу и терроризирует все человечество!

Искусственный вирус генетически далек от коронавируса, который нас заражает

Подробный разбор этой гипотезы на своей странице в “Фейсбуке” и YouTube-канале провел известный популяризатор научного знания, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник сектора молекулярной эволюции Института проблем передачи информации РАН Александр Панчин. К нему мы и обратились за комментарием.

- Коронавирус SARS-CoV-2, который вызвал сегодняшнюю пандемию, не может быть “сбежавшим” из Уханьской лаборатории искусственным вирусом сконструированным в 2015 году, - объясняет Александр Панчин. - Это легко доказать, сравнив геномы того и другого вируса. В статье 2015 года подробно описывается, как ученые делали свой вирус. В качестве основы исследователи взяли штамм SARS-CoV MA15 (в природе существует множество разновидностей коронавируса - Ред) и внесли туда ген, который кодирует шиповидный белок другого коронавируса летучей мыши - SHC014-Cov. Шиповидный белок помогает вирусу проникать внутрь клетки, из-за этих шипов - короны, коронавирусы и получили свое название. Получившийся гибрид назвали SHC014-MA15. Если конспирологическая теория верна, то последовательность аминокислот белков искусственного вируса SHC014-MA15 должна совпадать с SARS-CoV-2, который сейчас всех заражает. Но этого не происходит. Я проводил сравнение с помощью компьютерной программы BLAST.

- Что это такое?

- Эта программа чем-то напоминает всем хорошо знакомый контекстный поиск офисной программы Word - ищет совпадения и различия в “буквах” (только в геноме буквами обозначается последовательность аминокислот или нуклеотидов - Ред). Так вот шиповидный белок искусственного вируса, имеет лишь 77.31% сходства с SARS-CoV-2. Это очень большое расхождение. Если мы посмотрим на другие белки - например полипроеин 1аb, то увидим такие же большие различия. Для сравнения разные вариации SARS-CoV-2 имеют между собой сходства от 97.8 до 100%. Что это значит? Это значит, что искусственный вирус эволюционно очень далек от коронавируса, который вызвал пандемию.


Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник сектора молекулярной эволюции Института проблем передачи информации РАН Александр Панчин

Какая мутация сделала его таким опасным?

- Но ведь могли быть и другие версии искусственно созданных вирусов, статьи о которых не публиковались. И в качестве деталей конструктора могли использовать вирусы-исходники, которые не так радикально отличались. Существуют ли признаки, по которым точно можно отличить искусственно сконструированный вирус (даже если он более тщательно “склеен”) от мутировавшего естественным путем?

- Cамый близкий родственник SARS-CoV-2 это штамм коронавируса летучих мышей RaTG13 - его шиповидный белок дает 97.41% сходства, а полипротеин 1ab - 98.53% сходства. Он был открыт в 2013 году, сам людей не заражал, и в 2015 году для создания искусственного вируса не использовался. Если мы сравним геном нового человеческого SARS-COV-2 с геномом коронавируса мыши RaTG13 с то опять же не увидим никаких признаков чужеродных вставок. При этом геном SARS-COV-2 все же отличается по всей своей длинне от геномов всех остальных известных коронавирусов, так что пока нет даже кандидата на "исходник", с которым работали бы гипотетические генные инженеры. Мы видим у SARS-CoV-2 признаки эволюции, а не дизайна.

- Какая мутация сделала коронавирус таким опасным?

- Мы не знаем точно, какая именно мутация сделала коронавирус таким заразным для людей. Упомянутый выше коронавирус RaTG13 людей не заражает, промежуточные варианты пока не найдены. Были работы про изучение мутаций в участке, который кодирует шиповидный белок, использующийся вирусом для проникновения в клетки. Вероятно, эти мутации сыграли свою роль, но не факт, что ими все ограничивается.

Зачем нужны вирусы-химеры

- А зачем ученые создавали искусственный вирус? Это выглядит как-то подозрительно…

- Идея таких экспериментов вполне понятна: мы хотим заранее знать какие эпидемии могут нам угрожать и какие меры можно принять? Пытаемся понять, как вирусы могут мутировать? Учимся заранее придумывать лекарства, чтобы их создание занимало не 10 лет, как это обычно бывает в практике клинических исследований новых препаратов, а хотя бы год или полгода. Как раз тут нет ничего подозрительного.

- В зарубежных СМИ приводят косвенные доказательства того, что вирус мог “сбежать” из Уханьской лаборатории: в ноябре 2019 года в самом начале вспышки институт открыл вакансии для вирусологов для работы с коронавирусом летучих мышей. Называют имя пропавшей аспирантки лаборатории, которая гипотетически могла быть тем самым “нулевым” пациентом, который вынес вирус наружу…

- То, что в Уханьском институте были специалисты, которые работали с коронавирусами из летучих мышей, никогда не скрывалось, это общеизвестный факт. Коронавирусы уже перескакивали от летучих мышей к людям, как было в случае атипичной пневмонии. Та же статья в Nature Medicine 2015 года была ровно про то, что такое перескакивание может случиться снова. Поэтому странно приводить это, как довод в пользу конспирологической теории. Заявление о том, что кому-то известен нулевой пациент вызывает у меня большие сомнения. Такое очень сложно выяснить. Я бы даже сказал, что абсолютно не решен вопрос о том, действительно ли все началось именно в Ухане ? Мы даже не знаем напрямую ли люди получили коронавирус от летучих мышей или с переходом от каких-то других млекопитающих (как вариант рассматривают панголинов). Потребуется немало времени, чтобы выяснить, как именно произошло первое заражение. Выстраивать на этой почве какие-то теории просто абсурдно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ученый объяснил, почему коронавирусом придется переболеть большинству жителей планеты

— Вирусная или бактериальная инфекция — чем они различаются? Как понять, какую подхватил?

— Как отличить вирусную инфекцию от бактериальной? Прежде всего обратите внимание на то, есть ли у вас болезненные ощущения в носоглотке, как изменяется температура тела. Если горло сильно болит, першит, резкого повышения температуры нет — значит, вы имеете дело с бактериальным заражением. А вот высокая температура тела (выше 39 градусов) без признаков чёткой локализации боли — факт встречи с вирусами. Это два основных признака, по которым можно отличить природу возбудителей.

Следует сказать, что при вирусной инфекции дебют заболевания скоротечен и не имеет видимой причины, отмечается выраженная общая интоксикация. Это и боль позади глазных яблок, и боль в мышцах при движении. Если говорить об отделяемом из верхних дыхательных путей, то при вирусной инфекции они (выделения. — RT) прозрачны, при бактериальной — жёлто-зелёные. Обратите внимание на сухой кашель! Но даже если вы считаете, что самостоятельно распознали причину недуга, вызовите врача на дом!

— Чем так опасен новый коронавирус в сравнении с теми вирусами, о которых мы уже наслышаны?

— Новая коронавирусная инфекция относится к острым респираторным вирусным инфекциям (ОРВИ), и осложнения у неё могут быть такие же, как и у других ОРВИ: пневмония, бронхит, синусит и другие. Опасность этого вируса в том, что он легко передаётся от человека к человеку. Особому риску подвержены пожилые люди.

— Какой у него принцип действия? Как влияет на организм?

Это усложняет распознавание вируса системой иммунитета. Так начинается разрушительная работа вируса в организме. Самой опасной точкой повреждения является система органов дыхания.

— Пара вопросов о профилактике. Кто-то говорит пить витамин С, кто-то — парацетамол. Кого слушать и слушать ли вообще?

— Ответ очень простой: слушать только вашего лечащего врача! Отдельно — о парацетамоле. Известен целый ряд случаев его бесконтрольного применения. А непреднамеренная передозировка парацетамола ведёт к отравлению, сопровождающемуся тяжёлым поражением печени. Крайне не рекомендуется принимать этот препарат с алкоголем! Итак, главный помощник — ваш лечащий доктор!

— Первое — чистота рук и окружающих поверхностей. Часто мойте руки водой с мылом и используйте дезинфицирующие средства.

Потрудитесь не касаться рта, носа и глаз руками (такие прикосновения неосознанно свершаются человеком более 15 раз в час).

Носите с собой дезинфицирующее средство для рук, чтобы в любой обстановке вы могли им воспользоваться.

Обязательно мойте руки перед едой.

Будьте особенно осторожны, когда находитесь в людных местах. Максимально сократите прикосновения к находящимся в таких местах поверхностям и предметам и не касайтесь лица.

Носите с собой одноразовые салфетки и всегда прикрывайте нос и рот, когда вы кашляете или чихаете, обязательно утилизируйте их после использования.

Не ешьте еду (орешки, чипсы, печенье и другие снеки) из общих упаковок или посуды, если другие люди погружали в них свои пальцы.

Избегайте приветственных рукопожатий и поцелуев.

Регулярно очищайте поверхности и устройства, к которым вы прикасаетесь: клавиатуру компьютера, панели оргтехники для общего использования, экран смартфона, пульты, дверные ручки и поручни.

Помните, почему предметы личной гигиены так называются!

— Рассмотрим пример: человек приехал из-за границы с кашлем и решил самоизолироваться. Врача не вызывает, думает, что это обычный ОРВИ или грипп, сейчас полечится — и пройдёт. Это рабочая схема, как думаете?

— Стоит ли вообще заниматься самолечением без диагноза? Какой порядок действий порекомендуете для тех, кто заболел?

— При подозрении на коронавирусную инфекцию самолечение абсолютно противопоказано. Не выходите из дома. Вызовите врача.

— Мыть руки — казалось бы, суперпросто, но об этом так часто сейчас говорят, как будто до этого вообще не мыли. Какие ещё полезные привычки посоветуете ввести в обиход?

— Мыть руки нужно правильно! То есть часто мыть руки с мылом (не менее минуты), причём не только ладони, но и тыльную их сторону, между пальцами, под ногтями. При этом очень важно их хорошо высушивать одноразовыми полотенцами, так как вирус на влажных руках также может сохраняться.

Обрабатывайте доступные поверхности общепринятыми дезинфицирующими средствами.

Используйте домашние ультрафиолетовые облучатели-рециркуляторы и кварцевые лампы.

Часто проветривайте помещение, где вы находитесь.

И самое главное: не паниковать! Инфекция не любит паники. Страх — первый помощник врага, и на всякую беду страха не напасёшься.

Наряду с полными вирионами в процессе репродукции фор­мируются необычные по структуре и функции вирусные части­цы, которые можно объединить в три группы: псевдовирусы, вирусы-мутанты и вирусы-рекомбинанты. Псевдо- и мутантные вирионы возникают в чистых и смешанных культурах вирусов, а рекомбинантные – только в смешанных.

Псевдовирусы представлены вирусными капсидами. Среди псевдовирусов различают:

псевдовирионы, капсиды которых вместо вирусного генома содержат нуклеиновую кислоту клетки-хозяина.

Типы вирусных мутантов. В репродуктивных циклах вирусов зако­номерно появляются вирусные гибриды-мутанты [лат. mutation, изменение], по структуре и фенотипу отличающиеся от роди­тельского (дикого) типа, но имеющие его генетическую основу, и немутационные гибриды.

Различают спонтанную и индуцированную мутации вирусов.

Индуцированная мутация. Большая часть мутантов получена из популяций дикого типа, обработанных мутагенами, например, азотистой кислотой, гидроксиламином, алкилирующими агентами, ультрафиолетовым облучением.

Появляющиеся мутанты, как правило, являются делеционными (лат. deletion, выпадение), т. е. утрачивающими определенный участок генома родитель­ского вируса. Вирусные частицы с таким дефектным геномом сохраняют свою активность, но для репликации и созревания нуждаются в продуктах вирусного генома родителя – обычно в структурных и неструктурных белках. Такой характер воспроиз­водства вирусов называют негенетическим типом взаимодейст­вия или односторонней комплементацией(дополнением); роди­тельский вирус, стимулирующий репродукцию мутанта, – виру­сом-помощником, а репродуцирующийся с его помощью му­тант – вирусом-сателлитом (спутником).

В соответствии с этим различают 4 класса вирусов-мутантов: 1) вирусы с условно дефектными геномами; 2) ДИ-частицы, т. е. дефектные интерферирующие; 3) интеграционные вирусы с де­фектными геномами; 4) вирусы-сателлиты.

Условно-дефектные вирусы несут мутантные геномы, де­фектные в определенных условиях. Среди них чаще всего встре­чаются температурочувствительные ts- и холодочувствительные tc-мутанты, мутанты по спектру хозяев и мутанты по морфоло­гии бляшек.

У ts-мутантов нуклеотидная последовательность в геноме изменяется таким образом, что образованный ими белковый продукт сохраняет функционально активную конформацию только при пермиссивной [англ. permissive, разрешающий] температуре около 36–38°С, а при более высокой непермиссивной температуре 39–42 о С мутант становится нежизнеспособ­ным и прекращает развитие. Наоборот, tc-мутанты размножают­ся при более высокой, чем оптимальная, пермиссивной для них температуре.

Дефектные интерферирующие вирусы, или ДИ-частицы, представляют собой вирионы, у которых отсутствует некоторая часть геномной РНК или ДНК, но структурные белки остаются такими же, как у родительских вирусов. Репликация ДИ-частиц без родительских вирионов не происходит, но при совместном заражении клеток теми и другими она восстанавливается вследствие использования ген­ных продуктов дикого типа, которых они сами не вырабатыва­ют. Для ДИ-частиц родительский вирус с полно­ценным геномом является вирусом-помощником (хелпером). Название ДИ-частиц обусловлено тем, что утилизируя для своей репликации продукты генов хелпера, они вместе с тем угнетают репродукцию вируса-помощника, что в вирусологии называют интерференцией [лат. inter, взаимно и ferio, подавлять].

Интеграционные вирусы с дефектным геномом – это мутан­ты-типы (или виды) ретровирусов подсемейства онкорнавирусов, содержащие onс-гены [греч. oncoma, опухоль и англ. RNA – РНК], – прежде всего саркомные вирусы-гибриды, которые в процессе эволюции, как предполагают, приобрели клеточные onс-гены. Интегрируя с клеточным геномом, ДНК-транскрипты саркомных вирусов привносят в него onс-гены и, если они попа­дают под действие определенной регуляции клеток, после короткого латентного периода вызывают злокачественное их пе­рерождение.

Вирусы-сателлиты. Так же, как ДИ-частицы, они паразитируют на генных продуктах ви­руссов-помощников и часто интерферируют с ними, как, напри­мер, сателлит вируса некроза табака, полностью зависящий в своей репликации от одновременного заражения клеток табака его инфекционным вирусом-помощником.

Однако вирусы-сателлиты часто используют генные про­дукты неродственных им вирусов-помощников с негомологич­ными геномами.

Генетическое взаимодействие между вирусами. Различают два типа генетического взаимодействия между вирусами: комплементация и рекомбинация.

Комплементацией называют взаимодействие генных продуктов вируса в смешанных вирусных культурах клеток, которое приводит к увеличению выхода одного или обоих вирусов, в то время как их генотип остается неизменным.

Существует два типа комплементации:

1) неаллельная, или межгенная (наиболее типичная), при которой мутанты, дефектные по различным функциям, помогают друг другу в репликации, предоставляя функцию, дефектную у другого вируса;

2) аллельная, или внутригенная (наблюдается намного реже), которая происходит в том случае, если генный продукт, дефектный у обоих партнеров в разных доменах, образует мультимерный белок. Если такой белок состоит из субъединиц одного партнера, то он функционально неактивен, а если из субъединиц обоих партнеров, то он может принять функционально активную конформацию.

Вирус­ной рекомбинацией называют обмен генетическим материалом (отдельных участков и целых генов) между двумя вирусами с разными геномами или же вариантами одного и того же вируса, различающимися некоторыми структурными особенностями их генома. Вирус, в геноме которого при рекомбинациях произошло замещение-добавление определенного участка ДНК, называют вирусом-реципиентом (рекомбинантом).

Биологическое значение рекомбинаций: они не нарушают структуры вирусного генома (в отличие от мута­ций, они не летальны), а обновляют его или устраняют имеющиеся повреждения, обогащают при этом ге­нетический фонд вирусов и вносят существенный вклад в их эволюцию.

Внутримолекулярные рекомбинации у вирусов реализуются механизмом разрыв-воссоеди­нение, а у РНК-вирусов с сегментированным геномом – пере­мешиванием генов.

Среди генетических рекомбинаций ДНК-вирусов выделяют рекомбинации:

1) между двумя дикими типами вирусов с интактными (лат. intactus, нетронутый), т. е. полными, геномами. Рекомбинации между дикими типами могут быть межгенны­ми с передачей генов и внутригенными с обменом отдельных участков гена. При этом образующийся вирус-рекомбинант на­следует свойства обоих типов вирусов;

3) между вариантами мутантов дикого типа вируса. Формирование рекомбинантов происходит на основе мутантов. Также наблюдается реактивация повреж­дений геномов, но так как ее эффективность всецело зависит от количества и тесного кооперативного взаимодействия между рекомбинирующими вирусами, то ее называют не пере­крестной, а множественной реактивацией.

В рекомбинационном процессе между вирусами, имеющими полный сегментированный геном, происходит перетасовка (пе­ресортировка) их фрагментов и образование рекомбинантов, со­держащих родственные, но не свойственные для дикого типа ге­ны, например, гены гемагглютининов и нейраминидаз других сероваров вируса гриппа типа А.

Таким образом, в клетке, зараженной смешанной культурой родственных вирусов с интактными генами, возникают вирусы-рекомбинанты и реассортанты, а при одновременном ее инфи­цировании диким типом с его мутантом или несколькими му­тантами-реактивантами.

Генетического взаимодействия между биологически и эволюционно далекими вирусами в природе не происходит вслед­ствие их высокой специфичности по спектру клеток-хозяев и интерференции, т. е. в естественных условиях из гетерогенных вирусных геномов гибридов не возникает.

Негенетическое взаимодействие вирусов. Негенетические взаимодействия часто приводят к фенотипическому маскированию истинного вирусного генотипа и возникновению немутационных гибридов. К негенетическим взаимодействиям вирусов в частности относят гетерозиготность, фенотипическое смешивание, интерференцию.

Вирусы гетерозиготы (греч. heteros, иной, чужой и zygoo, со­единять) представляют собой вирусные частицы, в состав кото­рых входит не один, а два различных генома вирусов или один полный с некоторой частью второго. Образование гетерозигот сравнительно редкое явление.

Таким образом, немутационные вирусы-гибриды – полноценные вирионы. Подобно виру­сам-мутантам, возникают путем комплементации, а не вследст­вие скрещивания геномов, как рекомбинанты.

Состояния гетерозиготности и транскапсидизации вирусов неустойчивы и быстро исчезают при пассажах.

Биологическое значение немутационных гибридов: значение гетерозигот не выяснено. Транскапсидизация же может обеспечить вирусам-гибридам широкий круг хозяев и преодоле­ние межвидовых барьеров.

Коронавирус становится поводом пошутить над незнакомцем, ему посвящают мемы, о нем слагают песни. Вирус проникает не только в организмы живых существ, но и в поп-культуру. Однако пройдет время, и о нем все забудут, как когда-то перестали говорить о вирусе Эбола, атипичной пневмонии и оспе.

Север Туркмении, 1980-е годы. В Средней Азии возникла вспышка ранее неизвестного вируса. Обстановка сложная и напряженная. Вирус передается через зараженную воду. Из-за ее употребления количество заболевших резко растет. В большинстве случаев болезнь протекает относительно благополучно, но ужас в том, что умирают в основном женщины в третьем триместре беременности.


Михаил Фаворов,
эпидемиолог, доктор медицинских наук

Сегодня Михаил Фаворов живет в США, занимает пост президента компании DiaPrep System Inc и продолжает активно работать в области диагностики, контроля и профилактики инфекционных заболеваний.

Вирус — простейшая форма жизни. Принято считать, что если он находится внутри человека или животного, то становится живым существом — размножается и обменивается информацией. Но когда вирус находится вне организма, он считается неживым. О вирусах мы узнали сравнительно недавно, около 100 лет назад. М икробиолог Дмитрий Ивановский опубликовал исследование о существовании некой субстанции, которая проходит через фильтры, задерживающие бактерии, и назвал ее вирусом. В то время как чума человечеству известна многие тысячелетия, у нее другая природа — она вызывается бактериями, которые являются более сложным и крупным организмом. Ее распространение было связано с низким уровнем жизни и плохой гигиеной. Процент летальности достигал 25%, то есть при легочной форме погибал каждый четвертый.


Среди вирусных инфекций самой страшной была оспа, которая затронула все страны мира. Вызывалась она вирусом натуральной оспы. Вакцину удалось изобрести благодаря случайному знакомству с коровьей оспой. Вирус животных, которые выступали переносчиками, вводили в организм человека, но вакцинированные не заболевали человеческой формой болезни: организм защищали антитела введенного вируса. Уникальность натуральной оспы в том, что это антропонозный вирус — им болели только люди. Поэтому, когда произвели вакцину, оспу удалось искоренить. В 1950-х годах в Африке были вакцинированы последние контактировавшие с больными, а с 1978 года вирус был полностью ликвидирован. Оспа исчезает, когда у последнего заболевшего появляются антитела, — он выздоравливает и перестает быть переносчиком.

Рецепты с летучей мышью


Тепло наших тел

По уровню плотности населения Китай и Индия превосходят все остальные регионы планеты, а разнообразие видов животных в Африке настолько велико, что большинство из нас вряд ли догадываются о существовании некоторых из них, например окапи, виверр, руконожек. Как редкие животные, так и плотность населения становятся дополнительными стимулами высокой скорости распространения заражения. Вирусы не поражают отдельно китайцев или представителей других наций, вирусы аполитичны и не имеют вероисповедания. Они умеют приспосабливаться к любым изменениям среды не хуже человека. Все, что им нужно, — тепло наших тел и, возможно, определенные рецепторы.

Вспышка эпидемий — это не просто случайность, а стечение обстоятельств.

Все закрыто: рынки, магазины, метро. Остановки общественного транспорта абсолютно пусты. По тротуарам проплывает только мусор, гонимый ветром, исчезающий в желтоватой дымке. Странно, если учесть, что в городе проживают миллионы человек. Изредка на улице появляются люди в респираторных масках, некоторые сделаны из подручных средств. Однажды увидев такую картину, вряд ли возможно спутать с чем-то эпицентр распространения респираторного заболевания, и защищаться надо незамедлительно.

Чтобы обезопасить себя и свою семью во время респираторной эпидемии, главное — находиться на расстоянии не ближе 2 м от заболевшего, чихающего или кашляющего человека, мыть руки каждые два часа, проветривать помещения, минимально контактировать с людьми.


История человечества насчитывает десятки тысяч кровавых войн, но самые страшные по потерям, пожалуй, — войны с паразитами. По некоторым данным, от чумы умерло больше людей, чем в результате всех войн, вместе взятых, — около 186 млн человек. От одной Юстиниановой чумы, первой зарегистрированной в истории, погибли 100 млн человек. Разработка защиты от биологической угрозы требует больших затрат, поэтому вакцины создаются только для тех вирусов, которые представляют реальную опасность. Более того, к некоторым вакцинам вирусы привыкают, становятся устойчивыми и меняют свою структуру, поэтому человечеству приходится постоянно быть начеку и придумывать что-то новое.

Респираторная маска вполне может защитить, но проблема в том, что надежна она всего 20 минут.

На уроках биологии нам говорили, что жизнь — это способ существования нуклеиновых кислот. Один из вариантов существования нуклеиновых кислот — это вирусы, которые живут на других организмах. Они совершенно не заботятся о нашем благополучии, они пытаются приспособиться, как и все живые существа на планете. Единственное, за что стоит их благодарить, — эволюционное совершенство иммунной системы человека. Веками, когда появлялось какое-либо заражение, организм человека вырабатывал антитела и формировал клеточный иммунитет. Все знают, что если держать человека в стерильной среде, а потом выпустить на улицу, он вскоре умрет, потому что у него не будет механизма выработки защиты. Но это не цель существования вирусов, скорее побочный эффект.


Прогнозировать возникновение вспышек вирусов еще сложнее, чем рассуждать о высших смыслах. Это всегда уникальная ситуация, которая происходит в результате изменения состояния окружающей среды, при которой человек попадает в новые условия взаимодействия с другими видами животных. А сегодня антропогенное воздействие на окружающую среду достигло абсолютно несопоставимых масштабов по сравнению с предыдущими поколениями, к тому же человек как вид постоянно растет. У ученых есть возможность наблюдать за попытками вирусов совершить кроссвидовой переход благодаря лабораторным методам слежения. Врачи ликвидировали оспу и почти победили вирус полиомиелита — это внушает надежду, что с новым вирусом можно будет хотя бы договориться. Как бы ни сложились эти взаимоотношения, стоит помнить: пока человек будет существовать как вид, всегда найдутся те, кто захочет на нем паразитировать.

Как защититься от коронавируса? Узнайте здесь.

Ловушка для спящего разума. Ментальный вирус.

В данной статье будет рассмотрено такое психологическое явление, как ментальный вирус. На основе собственных наблюдений я попытаюсь дать подробную характеристику данного явления, выделить наиболее уязвимые к атакам подобных вирусов психотипы, а также пути и способы самозащиты.

Богатый исследовательский опыт связывает биологов и вирусологов с понятием вируса как представителя органического мира. Многочисленные разработки ведутся в области обеспечения информационной безопасности, сохранения работоспособности аппаратных составляющих вычислительных систем. Компьютерный вирус — понятие, также всем известное. При этом незаслуженно мало внимания уделяется изучению информации, оказывающей влияние непосредственно на человека и его сознание.

Если представить ноосферу в виде мирового океана, то люди — это рыбы, существа, населяющие данную среду обитания. С самого рождения и на протяжении всей своей жизни каждый из нас погружен в бесконечный инфо-поток, нас несет по течению, иногда мы всплываем чтобы вздохнуть и нас накрывает волной. Появившись на свет, человек начинает впитывать в себя абсолютно все, что видит или слышит. Дальнейшее формирование психики, соответствующих отделов мозга, ценностных ориентаций и поведенческих паттернов зависит от характера входящей информации. Именно её воздействие определяет станет ли человек безумным психопатом-убийцей или интеллигентным ученым.

Э. Тоффлер, американский социолог, в зависимости от способа производства выделял следующие этапы развития общества:

1. Аграрный.
2. Индустриальный.
3. Постиндустриальный.

На первом этапе большое значение имел физический труд, вклад в стоимость материальных благ вносила стоимость ресурсов, производимых в с/х.

Второй этап связан с промышленной революцией и, как следствие, появлением частично автоматизированного массового производства. Физический труд становится менее востребованным. Факторы развития индустриальной экономики: конкуренция и предпринимательство.

И вот, наконец, третий этап. Потребность в физическом труде минимизируется. Производство роботизируется, простейшие манипуляции выполняет искусственный интеллект. Важнейший, а главное признанный обществом ресурс — информация.

Характеристика данных этапов общеизвестна, поэтому не представляет из себя ничего нового. Что меня удивляет, так это незаслуженное акцентирование внимания на физическом труде и преувеличение его значения в процессе производства. Информации же, как важному ресурсу уделяют внимание только на постиндустриальном этапе. Несправедливо.

Физический труд имел крайне важное значение, но лишь на определенном и непродолжительном этапе социогенеза. Ведь именно труд способствовал развитию соответствующих отделов мозга и, как следствие появлению второй сигнальной системы, известной как речь. Речь позволила нашим предкам генерировать и обмениваться различной информацией. Новый вид деятельности продолжил развитие нашего мозга. Начался бурный рост концентрации информации, людей как генераторов новых идей становилось все больше и больше. Обмен информацией способствовал синтезу огромного количества идей, что привело к развитию всех сфер жизни общества.

Все, что нас сегодня окружает — это материализованная информация. Планшетный компьютер, с которого вы, возможно, читаете данную статью — это информация, воплощенная в металле и пластмассе, произведенной по технологии — также информации, материализованной в производстве.

Ментальный вирус — что это?

Подвергаясь определенной степени деформации в сознании отдельного индивида, информация персонализируется и уже представляет из себя средство самовыражения. Как результат - информация принимает форму и содержание своего носителя.

Развитие речи привело к появлению первых, пока еще безобидных ментальных вирусов, отражавших примитивный взгляд на мир. Но дальнейший ход эволюции порождал более совершенные формы (например, религии), распространение которых ограничивалось лишь географическими особенностями среды обитания и спецификой общения, заключавшейся в непосредственном физическом и визуальном контакте. Но научно-технический прогресс ликвидировал и эти ограничения.

Ментальный вирус — это искусственно созданный, чужеродный по отношению к индивиду информационный код или программа поведения, структурно (формально) выраженная в виде идеологии, концепции, совокупности образов действия и мышления; направленная на внедрение в инстинктивную среду человеческого организма и изменение его мировоззрения. Если выразится проще, то ментальный вирус представляет собой информацию, формирующую сознание человека с целью дальнейшего манипулирования его поведением.

В зависимости от характера побуждений индивида ментальные вирусы могут подразделяться на два типа:

1. Сознательно созданный вирус.
Данный тип вируса — фундаментальный труд, результат четких и обдуманных действий, направленных на формирование сознания и дальнейшее манипулирование объектом инфицирования. Имеет громоздкую внутреннюю структуру, содержащую мировоззренческую базу, обоснование основных идей и целей, т. е. идеологизирован. Такой вирус рассчитан на массовое внедрение, закреплен на физических носителях информации, имеет четкую систему поощрений, обеспечивающую стабильное распространение.

К ССВ можно отнести абсолютно все религии и политические идеологии, тенденции в области культурных преобразований. Вполне очевидно, что генерирующим механизмом ССВ является властная вертикаль, имеющая своей целью сохранение всеобъемлющего контроля.

2. Бессознательно созданный вирус.
Бессознательно созданные вирусы появляются на почве недостаточной осведомленности в какой-либо сфере знаний. Генерация таких ментальных вирусов происходит в фоновом режиме, т. е. незаметно для самого создателя. Такие вирусы менее опасны, т. к. не имеют никакой внутренней структуры, способствующей их стабильному размножению и сплочению масс на основе своей базовой идеи, а представляют собой лишь продукт чувственно-эмоционального восприятия.

Природу бессознательных вирусов хорошо описывает такое явление, как стереотипизация. Стереотипизация — это восприятие и оценка проявлений внешнего мира но основе определенных представлений (стереотипов). Стереотип являет собой симплифицированное (упрощенное), зачастую ошибочное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо тенденции, социальной группе или человеке в отдельности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления делать выводы на базе недостаточной информации.

Как правило, человек, смотрящий на жизнь сквозь призму стереотипов способен лишь на односторонний анализ многогранных явлений. К примеру, в кубе такой человек увидит квадрат, в тучном человеке заметит лишь его недостатки, связанные с внешним видом. Преобладающий характер стереотипов при анализе действительности — это явный минус. Наибольшее распространение получили стереотипы-вирусы, связанные с оценкой различных этнических групп или групп, имеющих принадлежность к определенной профессии.

В качестве особенностей приведены наиболее общие черты м.в., т. к. различные м.в. крайне специфичны и индивидуальны.

Среди особенностей я выделяю:
> Встраивание в организм на уровне инстинкта — программы роста, развития и жизнеобеспечения.
> Способность к саморепликации.
> Действие на инстинктивном уровне, в подсознании.
> Наличие внешнего или внутреннего деструктивного элемента.
> Направленность на нивелирование культурных различий для достижения условий оптимального и стабильного реплицирования (размножения).
> Высокий уровень воспроизведения в импульсивном психотипе.
> Паразитический характер распространения.

В своих трудах Жерар Анкосс (Папюс) определял человека, как существо, производящее волю. Организм в целом он разделял на три составные части:

1. Человек-машина.
Человек-машина представляет из себя совокупность всех структурных элементов организма, т. е. все внутренние органы, работа которых не зависит от сознания и воли индивида.

2. Импульсивные человек.
Данная составляющая есть не что иное, как животное начало с её импульсивными реакциями на внешние раздражители.

3. Разумный человек.
Разумное начало, способное на анализ ситуации, в зависимости от которой действие импульсивных побуждений подавляется или усиливается.

1. Импульсивный.
Особенностью данного психотипа является доминирование импульсивной составляющей. Человеком управляет не разум, а инстинкты — животные побуждения. Отсутствуют признаки рефлексии, крайне редко анализируются внешний мир. Критерием обоснованности и адекватности действия является внутреннее импульсивное/животное побуждение. Воля и рассудок находятся в полном подчинении эмоций, инстинктов, желаний и чувств. Присутствует эксплицитная (явная) субъективность в оценке своих слабых и сильных сторон. При получении входящей информации полагается на мнение авторитетов и общественности. Часто испытывает чувство веры в крайних проявлениях, в особенности по отношению к идеям, противоречащим здравому смыслу, логике и действительности. Является рабом привычек и текущего образа жизни. Мысли, действия и суждения представляются проявлениями чувств и страстей.
Степень заражения ментальным вирусом — высокая. Импульсивный психотип — идеальная среда обитания и дальнейшего размножения.
К импульсивному типу можно отнести всех детей без исключения, т. к. ребенок — человек, психически еще не сформировавшийся. Поэтому дети так легко поддаются влиянию со стороны.

2. Разумный.
Разумное начало превалирует в данном психотипе. Субъект, как правило, подвергает анализу и критически оценивает все внутренние и внешние процессы/побуждения, независимо от того, кто является их источником. Эмоции, инстинкты, желания и чувства находятся в полном подчинении воле и рассудку. Вне зависимости от своей заинтересованности и принадлежности к какой-либо группе влияния способен объективно оценивать свои слабые и сильные стороны, разрешать конфликтные ситуации. При получении информации не опирается на мнение авторитетов, имея в качестве таковых лишь здравый смысл, логику и соответствие действительности. Исключено чувство абсолютной веры. Способен на воздержания и лишения, не является рабом привычек. Не подчинен какому-либо одному виду деятельности, ведет динамичный образ жизни. Развит как физически, так и интеллектуально. Способен подстраиваться под обстоятельства, если того требует высшая цель. Все действия индивида представляются проявлением мыслей и суждений.
Вероятность заражения ментальным вирусом минимальна. Вполне логично предположить, что данный психотип как раз и является производителем подобных вирусов.

Для достижения у читателя более полного понимания психического строения человека привожу в качестве разъяснения обширную метафору Папюса, взятую мной в одной из его работ:

«Психическая часть человека подобна саду, расположенному тремя террасами на склоне горы; нижняя из этих террас называется инстинктом, средняя — чувством и верхняя интеллектом. При рождении каждый человек получает семена для насаждения в нижнем саду (инстинкты). Из семян этих, раз попавших в землю, выходят дикие растения, не требующие со стороны садовника никакого ухода, потому что фонтан внешних впечатлений обильно доставляет им все нужное.

Но, когда эти растения вырастут в способности, они принесут цветы, называемые идеями, и плоды, скрывающие зародыши новых способностей.

Семена, добытые из этих плодов, предназначены для посева во втором саду (чувств). Но в этот сад лишь редко долетают брызги от фонтана внешних восприятий, а потому об этих растениях садовнику уже приходится заботиться, в силу чего они получаются менее дикими, хотя еще и сохраняют характер растений нижнего сада.

В период жатвы средний психический сад человека украшается плодами новых способностей.

Нет идей врожденных человеку, точно так же, как и нет готовых дубов в зарождающейся среди степи дубраве.

Как происходит заражение?

Заражение происходит в процессе умственной активности и познавательной деятельности, т. е. когда человек развивается естественным образом, формируя свое мировоззрение.

Конструкция мировоззрения зависит от множества факторов, оказывающих на него непосредственное влияние. Основополагающими являются:

1. Воспитание.
2. Социальное окружение.
3. Умственное развитие.

Факторы расположены в порядке понижения степени важности и силе влияния на формирующуюся личность и её внутренний мир.
Важно отметить, что мировоззрение является понятием динамичным. Если индивид к 18-19 годам способен на самоанализ и критическое мышление, то начинается процесс обновления мировоззрения (длительность которого может протекать вплоть до самой смерти) и весь негативный эффект от влияния совокупности факторов внешней среды нивелируется.

Антивирус — что это?

В отличие от животных (биороботов), которые живут в строгом соответствии с заложенной в них программой, человек при определенном уровне умственного развития способен эту программу изменять. С одной стороны это хорошо, с другой — плохо.

Хорошо, потому что, если бы мы не могли этого делать, то наше поведение сейчас мало чем отличалось от поведения пещерного человека или любого другого животного. Плохо, т. к. данную программу способен изменять и человек извне.

Антивирус для нашего разума — это критическое мышление, постоянный анализ и рефлексия (самоанализ). Мы должны разбудить спящего в каждом из нас скептика. И прежде чем брать на вооружение какую-либо мысль или концепцию нужно проанализировать все её составляющие, все её аспекты. Также необходимо найти мысль-антагонист, чтобы увидеть все плюсы и минусы рассматриваемой мысли/идеи/концепции.

Ведь любая мысль, концепция или идеология, - можно называть как угодно — является потенциально опасным оружием. Человек, её создавший умрет, но его мысль будет жить вечно — в умах его последователей. Последствия для всего человечества зависят только от этого человека, от того, какие цели он перед собой ставил и чем себя мотивировал.

Конечно, не нужно доводить до крайностей и превращаться в нигилиста, который безосновательно все отрицает. Нужно перестать верить и начать думать. Только тогда мы сможем контролировать весь поток информации, поступающей в наш мозг; мы сможем сузить границы информационного коридора настолько, что с легкость сможем идентифицировать, локализовать и уничтожить любой вирус.

Завершая статью, хотелось бы обобщить все вышесказанное и сделать краткие выводы:
> Информация — основополагающий ресурс в жизни общества.
> Ментальный вирус - это информация, формирующая сознание человека с целью дальнейшего манипулирования его поведением.
> Не следует легкомысленно относится к восприятию информации. Любая идея может содержать в себе ментальный вирус.
> Наш Разум — наше главное оружие, это наш антивирус.

PS. Для более глубокого понимания явления ментального вируса советую ознакомиться со статьями Ричарда Докинза — английского ученого, человека, безусловно, более компетентного в области рассматриваемой проблемы. =)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.