Грипп по психосоматике что значит

Что такое грипп

Грипп представляет собой острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое респираторными вирусами. В данном случае это вирусы гриппа, относящиеся к семейству Orthomyxoviridae. Семейство это состоит из родов:

  • Influenza A, B, С, D,
  • Тоготовирусы,
  • Изавирусы,
  • Кваранфилвирусы.

Версии происхождения названия инфекции:


Wikimedia Commons. Public Domain

Человеческий организм вырабатывает после перенесенной болезни стойкий иммунитет к вирусам гриппа. А как же частая заболеваемость гриппом? Дело в том, что это невосприимчивость к конкретному возбудителю гриппозной инфекции. А специфичность вируса гриппа в его постоянной изменчивости.

  • геном вируса гриппа обладает фрагментарностью,
  • гемагглютинин и нейраминидаза оболочки вируса часто меняют антигенную структуру. Причем в естественных условиях. Эти изменения существуют в 2-х видах: резкое изменение свойств – антигенный сдвиг и медленное изменение – антигенный дрейф.

Иммунная система организма вырабатывает антитела строго к одной разновидности белков-шипов вируса, но они постоянно изменяются. Так что спустя какое-то время грипп для организма уже новая вирусная болезнь.

Так что в деле противостояния гриппу в главе угла стоит крепость здоровья. И большую роль в состоянии иммунитета играет наше психо-эмоциональное состояние. То есть еще и бодрость духа. И вот в этом заключается психосоматика гриппа.

Психосоматика гриппа

Роль психологических факторов в заболевании гриппом заключается в том, что они могут влиять на состояние защитных сил организма. Происходит это благодаря двум фишкам человеческого организма: влияние стресса на иммунитет и влияние психологических факторов на возникновение стресса.

Человеческая психика разделена на две функциональные системы: сознание и подсознание. Отношения между ними, скажем так, не очень простые. Сознательная часть психики — с её помощью мы себя осознаем индивидуальностью, читаем этот текст, решаем какую-то математическую задачу (заполнение налоговой декларации или разгадываем очередной ребус — домашку для третьеклассника), испытываем эмоции.

Кратко и доходчиво все эти взаимодействия в нашей голове сформулировала Джен Синсеро:

  • Источниками подобных ситуаций с негативными чувствами могут быть:
  • Страхи и тревоги перед будущим,
  • Негативный опыт (переживания о прошедшем или старых обидах),
  • Неприятие нынешнего момента (надоевшая работа или необходимость терпеть дорогу до работы)
  • И как говорили древние — дурные мысли.

Кроме этого существуют факторы стресса внешней среды. Но психосоматика стресса определяется психогенными источниками дистресса.

Различные авторы по психосоматике приводят различные примеры того, что способствует заболеваемости гриппом. Это и особенности личностного профиля. Это и закономерности последствий различных психо-эмоциональных состояний.

Луиза Хей — метафизические причины гриппа и аффирмация:

Физическая блокировка

Лиз Бурбо дает краткое описание что такое грипп и что надо несколько дней полежать дома.

Эмоциональная блокировка

Грипп является сообщением организма:

По Бурбо психосоматика гриппа завязана на отношения между людьми.

Это вирусная болезнь зачастую присуща людям, которые не умеют ясно осознавать свои желания и явно формулировать свои потребности. Грипп ловит человека, который находится в состоянии эмоционального дискомфорта из-за неприятной для него ситуации. И выхода из неё он не может придумать. А грипп оказывается выходом из этого тупика. Естественно, временным выходом.

Ментальная блокировка

Необходимо осознать, что не стоит использовать болезнь как способ бегства от какого-либо человека или ситуации. Сила гриппозной болезни показывает степень принуждения человеком самого себя к тому что он должен делать или кем ему необходимо быть. Может стоит прессинг на себя. Что происходит в вашей душе? Драматизируете ситуацию, чувствуете себя жертвой?

Измените отношение к тем вещам, которые вызывали увас неприятие. Постарайтесь с положительными чувствами делать то, что до этого приводило вас к болезни.

Психосоматика гриппа по Курту Теппервайну описывается через психосоматику инфекционных болезней и воспалений. Любая инфекция свидетельствует о существовании конфликта, который не пережит и находится в подсознании. Это противоречие зачастую не замечается, не признается на уровне сознания. Поэтому жизнь может показывать существование спрятанного конфликта в другой сфере, на телесном уровне. Энергия этого противоречия притягивает болезнетворные агенты: микробы, вирусы и токсины. И эти факторы болезни локализуются в тех местах организма, которые соответствуют духовной области конфликта. Противоречие разряжается в виде соматической болезни. Острый процесс – сигнал актуальной причины. Хронический процесс – значит существует длительный нерешенный конфликт.

Все эти телесные проявления — настоятельный требование понять наконец поставленную задачу и решить ее. К болезни, воспалению по Теппервайну приводит:

Для преодоления подобного положения вещей необходимо выполнять насущные на текущий момент задачи, ставить перед собой цели и последовательно их достигать.

Синельников считает что психосоматика гриппа имеет энергетическую природу, поскольку люди сами создают возбудителей болезней. Болезнетворные микроорганизмы генерируются в коллективном бессознательном разуме, если в нем есть смятение и напряженность.

Вирусы и бактерии – часть природы. Синельников предлагает исходить из установки, что сами по себе они не опасны. Все зависит от среда, почвы на которую они попадают. Если среда агрессивная, то и они становятся на ней агрессивными и болезнетворными.

Психологически и грипп и простуда сигнализируют, что в жизни человека происходит слишком много событий. Скопился целый ворох:

  • Напряжение,
  • Смятение,
  • Беспорядок,
  • Конфликты,
  • Раздражение,
  • Обиды,
  • Эмоциональные потрясения.

Грипп в этом случае играет позитивную роль. Он позволяет взять человеку тайм-аут, отдохнуть физически и эмоционально, привести свои мысли и чувства в порядок.

Наиболее явно проявляется подобная психосоматика гриппа у ребенка:

Не нужно, поскольку он сам умеет решать проблемы в жизни. Он сам создает свою жизнь и поэтому находит наилучший вариант выхода. И если есть нерешенная проблема, то он направляет на её разрешение всю свою личную силу:

  • Картина симптомов в целом соответствует клиническим проявлениям гриппа.
  • В регионе определена эпидемия гриппа.

Особенность вируса парагриппа – частое поражение слизистой оболочки гортани (ларингит). У детей ларингит может протекать с проявлениями крупа. Это сужение просвета гортани – стеноз, который которое может привести к удушью. Вирус же гриппа сильнее поражает кровеносные сосуды во всем теле, нервную систему и ухудшает состояние иммунной системы. Все это вместе взятое и приводит к послегриппозным осложнениям, которые более опасны чем сам грипп.


Психика имеет прямое воздействие на иммунитет. В чем здесь взаимосвязь?

Все просто. Вы уже, наверно, слышали, что все болезни от нервов. А все нервы — от эмоций. И это действительно так. Потому что, даже находясь в плотном контакте с болеющими людьми, одни заражаются, а другие — нет. В чем разница между ними и что делать, чтобы перестать часто болеть — об этом и расскажу.

Каковы причины психосоматики гриппа и простуды

С точки зрения психосоматики (направления о связи души и тела), наши болезни являются не только следствием внешних факторов (микробы), но и внутренних (эмоции и процессы, которые происходят в психике).

Например, некоторые, находясь в ресурсном состоянии, могут переболеть всего один день, полежать с симптомами. Но уже на следующий день с ними все будет в порядке, а болезни как ни бывало.

У других же все затягивается. А причины следующие.

Чаще всего, простуды возникают у тех, кто испытывает утомление, находится в постоянном напряжении, много работает и не отдыхает.

Кто хотел бы отдохнуть хоть немного, но этого не получается.

Почему в теле происходит реакция на попавшие в него микробы?

Потому что у него, наконец, появляется шанс хоть немного расслабиться. Поэтому тело дает возможность размножиться микроорганизмам, что и приводит к заболеванию.

Мы прекрасно знаем, что болезни появляются чаще всего в период осень — весна. Это объясняется очень просто наличием двух факторов: увеличивается количество возбудителей простуды и увеличиваются нагрузки (в том числе, и на психику).

Возникают стрессы на работе, экзамены, постоянный контроль и напряжение.


Если вы испытываете страхи, в частности, страх за свое здоровье — ипохондрия — вам постоянно кажется, что с организмом может произойти что-то плохое, это усугубляет картину. О том, как избавиться от ипохондрии, читайте здесь.

Действительно, со временем вы заметите, что у вас начались частые простуды. Потому что происходит некоторый эффект самовнушения, и это проявляется и в жизни.

На самом же деле, организм — очень мудрый. Он сам способен контролировать самочувствие, и делает это автоматически правильно, когда не возникает особых беспокойств по поводу здоровья.


Чаще всего, простуде подвержены люди с пониженным ресурсным состоянием. Они в принципе склонны уставать, даже если успевают сделать не так много.

Если же вы привыкли к нагрузкам, постоянно стремитесь вперед и, главное, готовы к этому движению, то вы не будете продолжительно болеть.

В чем корни пониженного ресурсного состояния:

  • низкая самооценка,
  • восприимчивость к мнению окружающих,
  • постоянное самокопание,
  • стремление быть хорошим (чувство вины, обиды и подавленный гнев),
  • склонность к вялости и сонливости (о причинах сонливости и слабости у женщин прочитайте здесь).

Как видим, одни психологические состояния тесно связаны с другими.


Еще одной причиной может послужить то, что вам не хватает внимания. Обычно такое происходит, если приходится много работать, но близкие и родные при этом не оказывают вам поддержки.

Во время простуды появляется такая возможность. Происходит заполнение этой необходимости через болезнь. Тело помогает получить психологическую потребность.

Кроме этого, к простуде обычно добавляются и другие сопутствующие заболевания.

Такая склонность организма сигнализирует о следующем:

  • не отдыхаете,
  • испытываете негативные чувства в данный момент (горе или стыд),
  • вам трудно дышать нормально, потому что мучаетесь чувством вины или обиды.

Несколько слов о психосоматике простуды на губе

Она отличается от главной темы, но так же связана с эмоциями.

Вызывается она вирусом герпеса. Но проявляется далеко не у всех. Большинство являются носителями вируса, но герпес не проявляет себя, поскольку находится в спящей фазе, не активной.

Активизируется при определенных условиях, а именно — при сильном испытывании таких эмоций, как:

Об этом свидетельствуют и работы исследователей Луизы Хей и Лиз Бурбо. Подавленные чувства, невысказанные слова, неумение разряжать свои эмоции, зависть — все это ведет к таким проявлениям. Заставляет вирус активизироваться через обменные процессы организма. Тот, в свою очередь, входит в активную фазу и проявляется на губах.

Надо сказать, что гнев и обиды, если они не разряжены и испытываются постоянно, имеют куда более серьезные последствия, чем просто герпес.

Что делать если часто болеешь простудными заболеваниями

Вместе с принятием постоянных перемен и готовностью двигаться вперед, важно научиться одной простой вещи — радоваться жизни.

Воспринимать отдых не как лень, а как необходимый шаг на пути к вершине. Невозможно взобраться на вершину огромной горы, если не давать себе отдыха.

И эти мысли, даже во время нашего отдыха, не дают психологического покоя.

Любые болезни можно рассматривать в качестве определенного урока. Из которого мы должны получить опыт. Если опыт не получаем, то получаем хроническую форму или частые ее проявления.

В корне простуды, чаще всего, бывает переутомление и желание, наконец, хотя бы немного отдохнуть, получить внимание значимых людей.

Следует разобраться со своими взглядами на мир (пессимистичны они или оптимистичны). Понять, не испытываете ли недовольство собой. Так же неплохо было бы приобрести навык принимать ситуацию, а не отрицать ее. И вместе с этим — быть готовым двигаться вперед.

Так и получается, что убирая кирпичик за кирпичиком из наших негативных эмоций, мы позволяем всему организму работать слаженно.

Конечно, психосоматика простуды и гриппа у взрослых в каждом конкретном случае имеет свои нюансы. Но бывает и так, что одна негативная эмоция тянет за собой целый букет последствий.

Как справиться с психосоматикой быстрее

Важны два момента: попасть в точную причину и правильно подобрать психологические техники. Если разбить всю работу по этапам, то целесообразнее идти таким путем:

  1. определить исходную ситуацию,
  2. конкретизировать корневую эмоцию (гнев, вина, стыд, горе — у каждого свое),
  3. подобрать подходящие психологические техники,
  4. проконтролировать правильность их выполнения,
  5. скорректировать эмоцию (выработать новые реакции на провокации).

Пример: можно долго читать про запор — что это ментальные блоки, нелюбовь к себе. Но в 95% случаев он появляется в состоянии выбора, в подвешенном состоянии. Если у вас при этом есть базовое недоверие и тревожность, запор перерастает в хронический и обостряется в период выбора.

Следовательно, ситуации с выбором никогда не закончатся, но отношение к ним можно изменить психотерапевтическими способами.

Что делает большинство?

Изучают теорию, но улучшения не добиваются.

Дело в том, что самостоятельная работа со своим бессознательным требует большой подготовки.

Нужен ли специалист?

С ним просто будет быстрее. Самостоятельно справиться можно, но получается у единиц и за длительное время.

В моей практике сроки варьировались от 1 консультации до года. Самые распространенные случаи — это:

  • головная боль,
  • ЖКТ,
  • гинекологические проблемы,
  • легкие,
  • детские болезни через родителей и другие.

Узнать о работе вместе со мной можно здесь. Тем более, что психосоматика простуды и гриппа у взрослых вполне поддается коррекции, и неприятные симптомы прекращаются.

Здоровья вам и психологического комфорта.

Редко можно увидеть толковый разбор таких тем. Спасибо

Спасибо, интересная тема, близка мне) когда не даёшь себе отдохнуть, всё время в движении, надо , Надо, надо

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.

С психологической точки зрения грипп, простуда, инфекционные заболевания возникают вследствие слишком большой зависимости от чужого мнения, общепринятых правил и порядков. У такого человека нарушена устойчивость перед внешними воздействиями, соответственно нарушен и иммунитет, организм не защищен для проникновения инфекции.


Психосоциальные факторы играют решающую роль в течении заболевания и его преодолении. Статистика и кривые заболеваемости показывают взаимосвязь между психическими факторами и развитием и клиникой инфекционных заболеваний. Невротики заболевают инфекциями верхних дыхательных путей в 2–3 раза чаще и болеют ими дольше, чем все население в среднем. Восприимчивость человека к респираторным вирусам зависит от его эмоционального состояния, а структура личности определяет специфическую картину болезни и течение инфекционного заболевания.

Грипп, простуда, инфекционные заболевания с точки зрения психологии

Также насморк – это замаскированные слезы. Постоянные носоглоточные выделения – глубоко спрятанный плач. Внутренняя боль гложет вас, но вы не хотите себе в этом признаться, вы, может быть, носите маску человека, который всем доволен, но душа исподволь плачет и плачет. Где‑то там, в глубине души, кроется этот источник боли. Детские обиды, отвергнутая любовь, недостаток радости в жизни – что является этому причиной? Простить себя и других, принять свое горе как данность и пережить его, найти пути выхода из безрадостной ситуации – и душе будет незачем плакать.

Насморк свидетельствует о внутреннем очищении. Картина болезни всегда указывает на лечение. Удовлетворите требование своей болезни, ослабьте давление. Чего вы больше не в состоянии терпеть? Не сами ли вы давите на себя, тогда как надо прислушаться к своим истинным потребностям, даже если они не отвечают вашим представлениям.

Простуда поражает прежде всего органы дыхания. Посредством дыхания мы вступаем в контакт с окружающей средой. При простуде этот контакт нарушается. Мы либо не воспринимаем запахов, так как заложен нос, либо из‑за распухших миндалин не можем говорить. Это проблема общения, на что указывает и характер заражения. Мы заболеваем из‑за кого‑то. Нарушается равновесие внутренних и внешних коммуникаций.


Научиться доверять себе, не пытаться постоянно угождать другим, выработать собственные жизненные принципы – один из способов укрепить иммунную систему.

Следует обратить внимание на то, к чему вынуждает болезнь, и принять предложенные обстоятельства. Если мы не в состоянии говорить, или высокая температура требует постельного режима, нужно пойти на это и прервать течение повседневности. Это требование собрать силы и заглянуть в себя. Внешние коммуникации нарушаются, чтобы вы позаботились о внутренних.

Что же касается ангины, то миндалины, как часть лимфатического глоточного кольца, относятся к иммунной системе организма. Поскольку большинство возбудителей ангины, включая гемолитический стрептококк, обнаруживаются в глотке и у здоровых людей, считают, что только воздействие дополнительных вредных факторов вызывает ангину. Учитывая частоту ангин, можно было бы считать их совпадение с жизненными кризами случайным. Однако опытные инфекционисты называют среди провоцирующих факторов также и психогенные.

В отношении миндалин особенно важно, что они, как часть лимфатической системы, особенно развитой в детстве, в пубертатном периоде, подвергаются обратному развитию. Таким образом, перемены и более или менее благополучный переход от детства и юности к зрелости происходят в соматической сфере.

Клинические наблюдения подтверждают склонность к учащению ангин в подростковом и юношеском возрасте, когда наступают кризы в перегруженной конфликтами сексуальной сфере.

О том, что болезнь, как внезапный критический прорыв, может быть не только поражением, но и проявлением изменения, переходом к новой ситуации, свидетельствует именно ангина.

Миндалины выполняют защитную функцию, задерживая то, что не должно попасть в организм с пищей и воздухом. Может произойти сильное опухание миндалин, что мешает глотать, вызывая острую боль. Воспаление миндалин указывает на борьбу с чем‑то, нежелание что‑то принять. Что‑то становится поперек горла, не воспринимается. Мы уклоняемся от конфликта. Безболезненное глотание свидетельствует о готовности что‑то принять и усвоить (Теппервайн, 1999).

Какое противоречие вы отстраняете от себя? Против чего вы в настоящий момент боретесь? Выяснив эти обстоятельства, вы должны исследовать подоплеку своего поведения. Что заставляет вас уклоняться от данных обстоятельств? Чаще всего это боязнь не совладать с ними, страх совершить ошибку. Как только вы окажетесь в гуще конфликта, сразу поймете, что мешало вам разрешить проблему. В процессе переживания вы осознаете необоснованность своих страхов. В действительности с вами не может произойти ничего дурного.

А как же мы научились такому способу реагирования, реагирования при помощи тела, в частности, при помощи острых респираторных заболеваний?

Среди психологов есть мнение, что человек, как личность, со своим специфическим отношением к миру, формируется первые три года, до появления первых искорок сознания. На основе того опыта, который человек получит в это время, у него идет формирование основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы скелета, на который в более позднем возрасте будет нанизано все остальное (Васютин, 2004).

В ходе дальнейшей жизни происходит, скорее всего, уже не воспитание, а перевоспитание. А оно, естественно, будет являться только заплаткой на старом платье – пусть яркой и красивой, но заплаткой!

Формирование психики человека происходит под влиянием воспитания, которое он получает в процессе своей жизни. И в это понятие, естественно, включаются не только сознательные усилия родителей, но весь тот комплекс воздействий внешней среды, который он испытывает. Но самое главное влияние на него оказывает, конечно же, мать.

И если мама будет очень эмоционально реагировать на какое‑либо событие, то ребенок, видя это, решит, что ему тоже надо скопировать эту реакцию на данный стимул. В дальнейшем этот тип реагирования станет фундаментальным, предпочтительным для данного человека. И то, что в результате получится, потом назовут характером.

Процесс научения, чего бояться и к чему стремиться, начинается уже в животе матери. Ребенок чувствует различные воздействия на себя, слышит различные звуки, идущие от матери снаружи; если мама реагирует на эти воздействия положительными эмоциями, то и он будет относиться к этому благоприятно. Если же мать начинает тревожиться, то и он станет к этому относиться так же.

Все действия грудного ребенка сразу после рождения направлены на выживание. Ему необходимы еда, питье, он должен жить в безопасной среде. Сам он добиться этого не может.

Пока ребенок находится в животе у мамы, он получает желаемое автоматически. Но сразу после родов он попадает во враждебную среду. Кожа начинает сохнуть, раздражаться от прикосновения к предметам, его мучают голод и жажда, глаза раздражаются от сильного света. Естественно, от всего этого ему очень плохо.

И через некоторое время ребенок начинает понимать, что его выживание связано с каким‑то существом, которое почему‑то заботится о нем, делая что‑то, что убирает телесное неблагополучие. Как он будет относиться к этому существу? Будет он делать все, чтобы оно было с ним рядом как можно ближе и чаще? Конечно! Будет он все больше и больше привязываться к нему как к гаранту своего выживания? Безусловно!

Во время кормления грудью ребенок ощущает первое утешение телесного неблагополучия. Кожный контакт с теплым, мягким материнским телом при питании дарит младенцу ощущение того, что он любим. Если же мать игнорирует его, мало уделяет ему своего времени и внимания, то для него это является сигналом опасности. В переживаниях младенца остаются нераздельными чувства сытости, защищенности и желание быть любимым.

Выбор той или иной линии поведения происходит таким образом, что на имеющейся в мозге модели окружающей среды заранее проигрываются результаты возможных различных действий, с тем, чтобы в соответствии с определенными критериями выбрать оптимальный вариант.

Задача человека как существа биологического – выжить. А для этого его поведение должно быть адекватным тем стимулам, что идут из окружающего мира. В результате своего роста и развития он получает определенный опыт. И уже на этой основе строит собственную шкалу ценностей, которых надо добиваться, и шкалу опасностей, которых нужно избегать.

На формирование этих шкал, естественно, очень сильное влияние оказывает необходимость жить в обществе себе подобных и корректировать свое поведение на основе их требований. Также вполне понятно желание человека тратить на эти цели как можно меньше энергии, потому он вынужден всю жизнь балансировать на грани оптимальной для него адаптации.

Получая положительный или отрицательный опыт при встрече с тем или иным фактором жизни, ребенок приучается в дальнейшем, при встрече с ним, или стремиться к этому, или же избегать его. Если же принять во внимание, что сочетание силы, времени и разнообразия воздействия внешних факторов на каждого человека уникально, то понятно, что шкала ценностей будет у всех совершенно разной.

Если ребенок совершит что‑нибудь, что для него в этом возрасте считается плохим и гадким, то у него может закрепиться негативное отношение к подобному поступку. Человек вырастает, ему много чего уже можно и позволено делать. Общество даже ждет от него, что он будет действовать. Но под влиянием закрепившегося в детстве отношения он бездействует автоматически, не задумываясь над абсурдностью своих страхов, принимая их априори.

Если человеку стыдно за какие‑либо действия, которые, в сущности, не так уж страшны с точки зрения окружающих его людей, это говорит о том, что он все еще себя оценивает на основе архаичных систем, которые сформировались в юном возрасте. И беда в том, что осознать архаичность своих представлений он не может себе позволить, так как само по себе осознавание будет идти через эту систему.

Поэтому, если человек постоянно спотыкается на ровном месте, если в результате своих действий все равно попадает в тупик, если разбитое корыто является итогом всех его начинаний, то это говорит об ущербности его представлений о мире. Таким образом, мы можем с достаточной долей уверенности утверждать: основа очень многих болезней или же нарушений адаптации человека к жизни – неадекватная шкала ценностей.

Была предложена подробная систематика видов эмоций по характеру их переживаний человеком:

1. Положительные эмоции: радость, удовольствие, восторг, умиление и т. д.

2. Нейтральные эмоции: удивление, безразличие, спокойно‑созерцательное настроение и т. д.

3. Отрицательные эмоции: горе, тоска, обида, страх, зависть, горечь.

Для примера представим себе самого обычного современного школьника, который, сидя вечером у окна, ожидает возвращения родителей после продолжительного трудового дня. Что может получить этот ребенок, заболев, скажем, элементарной простудой?

1. У него появляется прекрасная возможность отдохнуть от тяжелой школьной жизни.

3. Мама, которая все время занята на работе, теперь остается с ним и всецело поглощена его желаниями.

Если любовь и внимание в достаточном объеме ребенок получает только во время болезненного состояния, формируется условная связь. В подсознании закладывается информация, свидетельствующая о том, что завладеть вниманием мамы можно только подобным способом.


Человек создан природой настолько мудро, что внутри каждого из нас есть все необходимое для полноценной жизни. Как завершенная биологическая система, своеобразная маленькая вселенная, мы обладаем собственным внутренним знанием о том, как полноценно жить, что для этого делать, куда идти, с кем общаться, какие средства избирать.

Естественно, внутри нас имеется и вся необходимая информация о том, как быть здоровым, как исцелиться. Каковы причины наших болезней, неудач и проблем, как эти причины устранить, каким образом восстановить здоровье и гармонию во всех сферах жизни – вся эта информация в нас есть, поверьте.

Итак, боль, болезнь, недомогание могут расцениваться как сообщение о том, что мы переживаем конфликт эмоций и мыслей, угрожающий нашему выживанию. Чтобы начать процесс исцеления, необходимо понять, действительно ли мы желаем улучшения, потому что это не настолько просто, как кажется. Многие из нас предпочитают выпить таблетку, вместо того чтобы обратить внимание на свое раздражение, или пойти на операцию, но не менять своего поведения. Получая возможность потенциального излечения благодаря какому‑либо лекарству, мы можем обнаружить, что не очень‑то и хотим, или даже отказываемся, продолжать лечение. Мы должны желать выздоровления больше, чем привычных обстановки и поведения во время болезни. Но для нашей болезни могут найтись и скрытые причины, приносящие нам компенсацию и препятствующие полному излечению. Может быть, мы получаем лишние внимание и любовь, когда болеем, а может, мы настолько привыкли к своему недугу, что, лишившись его, мы ощутим пустоту. Возможно, болезнь стала для нас надежным убежищем, чем‑то, где можно спрятать свои страхи. Или так мы пытаемся вызвать чувство вины у кого‑то за то, что с нами произошло, а также наказать себя или избежать своей собственной вины (Шапиро, 2004).

Изучая модели своего поведения и повторяющиеся события в жизни, мы вскоре начинаем понимать, что ничто не является случайным. Даже несмотря на то, что при поверхностном взгляде мы не заметим смысла, копнув глубже, мы обнаружим главный мотив, обусловливающий время и цель для всякой ситуации, в которую мы попадаем, в том числе и ситуации болезни.

Чтобы выявить эти скрытые причины, мы можем задать себе вопрос: способны ли мы представить себя снова здоровыми, как мы будем тогда себя чувствовать? Это нужно сделать в спокойном, расслабленном состоянии, нужно заглянуть в свою душу и быть с собой предельно честными.

На самом ли деле мы хотим быть здоровыми, свободными, ни на что не жаловаться? Не иметь особенных причин для того, чтобы другие любили нас? Можем ли мы представить себя без своей проблемы? Чем нам компенсируется наша болезнь? Что бы мы почувствовали, если бы кто‑то предложил нам лекарство?

Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод применительно к болезни, необходимо решить две основные задачи:

  • определить потребности, которые удовлетворены благодаря болезни;
  • найти пути удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни).


Подумайте о своей болезни, с которой вы хотите поработать. Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите список всего того, что вам приходится терпеть в жизни: дождь, солнце, прохладное или жаркое помещение, цвет носков, маленький или высокий рост партнера по браку, собственная лень, муж‑алкоголик, перхоть в волосах, проблемы в правительстве, пожары в Африке и Сибири, отсутствие денег. Плохое место службы. Необходимо уточнить, что именно плохо: далеко от дома, напряженный рабочий день, вредный начальник. Ограничений нет. На составление списка вам дается 5, реже 10 минут.

После написания списка возьмите другой лист бумаги и разделите все написанное на 2 группы, которые могут быть равными или неравными и имеют заголовки:

1. Это я терплю и буду терпеть, потому что…

2. Это я терплю и не хочу терпеть, потому что…

Рекомендуется при разделении про себя проговаривать каждую фразу и завершать ее.

После завершения этого раздела продолжите работу со списком того, что вы терпеть не хотите. Ее также предлагается разделить на 2 группы:

2.1. Это я терплю, не хочу терпеть и знаю как изменить.

2.2. Это я терплю, не хочу терпеть и не знаю, что делать.

Затем возьмите второй список и попробуйте ответить на вопросы:

За пять минут попробуйте, используя любые подручные предметы, создать портрет (скульптуру) своей болезни.

  • Что болезнь значит для вас?
  • Что означает для вас избавиться от болезни?
  • Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?
  • Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?
  • Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?
  • Чего болезнь помогает вам избежать?
  • Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?
  • Какие чувства помогает вам выразить болезнь?
  • Каким вы были до того, как появилась болезнь?
  • Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?
  • Как все изменилось после того, как появилась болезнь?
  • Что произойдет, когда не будет болезни?
  • После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?
  • У кого еще когда‑нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?

Ирина Малкина-Пых "Простудные заболевания"

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.