Что такое вирус и как объяснить ребенку

Дети, как и все, должны быть осведомлены о пандемии и о том, как избежать заражения коронавирусом. Как минимум каждый ребенок поинтересуется у родителей, почему его заставляют сидеть дома, хотя обычно никто не имеет ничего против того, чтобы он поиграл на улице с друзьями. С другой стороны, преподносить эту информацию необходимо максимально мягко, так, чтобы не вызвать у малыша панический страх перед вирусом и не создать психологическую травму. Лучше всего сделать это в игровой форме, например при помощи любимого мультяшного персонажа.

Задачи беседы

  • Объяснить детям, как важно заботиться о здоровье и соблюдать правила гигиены.
  • Научить ребенка самостоятельно рассказывать о способах защиты от вируса.
  • Воспитать у малышей желание быть здоровыми и рассказать, что для этого необходимо.

Беседа с Ноликом

Воспитатель представляет детям Нолика и говорит, что у фиксика есть проблема, с которой малыши должны ему помочь.

Нолик: "Добрый день, ребята! Я гостил у бабушки и уже было собрался ехать домой, как узнал, что в городе беда: все жители заболевают и заражаются друг от друга, и я пришел к вам, чтобы вы рассказали мне, что это за болезнь и как от нее защититься".

Воспитатель: "Ребята, вы должны помочь Нолику! Что вы знаете о болезни?"

Нолик: "А вы сейчас болеете?"

Воспитатель: "Ты что! У нас все детки здоровые, потому что они знают, что, когда ты болеешь, нужно сидеть дома и лечиться, а не заражать других ребят".

Нолик: "А как вы поймете, что заболели? У этого есть какие-то признаки?"

Дети перечисляют признаки (чихание, кашель, головная боль, боль в горле, плохой аппетит, температура).


Нолик: "Какие вы, ребята, умные! А вы знаете, где можно заразиться? Есть какие-то места, в которые не стоит ходить во время эпидемии?"

Дети перечисляют общественные места (магазин, транспорт, кино, улица, почта).

Нолик: "Удивительно, как много мест, в которых можно подхватить вирус!"


Рассказ о вирусах

Воспитатель: "Дети, вирусы проникают в наш организм. Они настолько маленькие, что мы даже не сможем их увидеть. Их нельзя разглядеть даже через увеличительное стекло! Только через микроскоп. Люди изобрели его специально для того, чтобы врачи могли разглядеть вирусы в нашем организме и помочь нам от них вылечиться. Несмотря на то что вирусы крошечные, они очень опасны. Как только они оказываются в нашем организме, они начинают там разбойничать и хулиганить, размножаются и делают нам плохо. Человек, подхвативший вирус, начинает кашлять, чихать, у него поднимается высокая температура. Таким образом наш организм пытается побороть вирус и одолеть его. Если бы вы могли посмотреть в микроскоп на кровь человека, который болеет, вы бы увидели кучу крохотных извивающихся палочек, спиралек - вирусов, возбудителей болезней. Иногда они забираются даже в самые дальние уголки нашего тела".


Нолик: "Но есть же способ побороть их? Можно как-то одолеть болезнь?"

Дети: "Вызвать врача, делать уколы, мыть руки, не заражать других. "

Нолик: "А как не заразиться и всегда оставаться здоровым?"

Дети: "Мыть руки перед едой, мыть фрукты и овощи, ходить по улице в маске, мыть руки после улицы, не контактировать с зараженными людьми, не трогать руками лицо, глаза, нос, рот, часто проветривать и убираться у себя дома".

Воспитатель: "Молодцы, ребята!"

Нолик: "А что еще можно сделать, чтобы укрепить иммунитет?"

Дети: "Принимать витамины весной и зимой, закаляться, заниматься спортом, соблюдать правила гигиены и режим сна".

Нолик: "А если заболел кто-то из вашей семьи?"

Воспитатель: "Следует заботиться о нем, но при этом не забывать и о собственном здоровье".

Подведение итогов

Воспитатель: "Итак, ребята, я записывала ваши ответы, и вот список главных правил:

  • мыть руки как можно чаще;
  • держать дистанцию с незнакомыми людьми;
  • вести здоровый образ жизни;
  • носить маску;
  • меньше гулять в ближайшее время".

Сказка о вирусах

Снизить у детей страх перед врачами и уколами поможет эта сказка.

Давным-давно в болоте поселилось чудище, не дававшее спокойно жить людям. Пошли они просить помощи у Ивана-Богатыря. Три дня и три ночи дрался Иван-Богатырь на болоте с чудищем и победил его.

Чтобы отомстить, умирая, чудище выплюнуло целые полчища своих маленьких наследников - вирусов. Те и разбежались по всему миру, заражая взрослых и детей.

В те времена люди не знали, как уберечь себя. И пусть вирусы очень живучи и дожили до сегодняшнего дня, люди теперь знают, как не заразиться. Те, кто заботится о своем здоровье и всегда соблюдает правила гигиены, а в особенности всегда моет руки, могут не бояться, ведь наследники злого чудища до них не доберутся. А еще теперь существует мощное оружие против них - прививка, а самый сильный воин против этих маленьких чудовищ - врач.

Заключение

Следует сообщить ребенку об основных мерах профилактики коронавируса. Научите малыша правильно мыть руки, прикрывать рот во время чихания и кашля, не подходить близко к людям. Не стоит запугивать ребенка, весь разговор должен происходить в игровой форме.

Все новости

Советы родителям дает специалист детской наркологии из Архангельска Алексей Белый

Еще месяц назад никто и не предполагал, что нужно будет учить детей новым моделям поведения в изменившемся мире

Фото: Тимур Шарипкулов / UFA1.RU

Режим самоизоляции в Архангельской области действует уже почти месяц. Даже взрослым уже не так просто убедить себя в том, что нужно оставаться дома, что уж говорить о детях — в школу не надо, погода все лучше день ото дня. Всем хочется гулять. Специалист детского наркологического отделения Архангельской областной клинической психиатрической больницы Алексей Белый в интервью 29.RU рассказал, как правильно объяснить детям (особенно — бунтующим подросткам), чем опасен вирус и что поможет убедить их соблюдать самоизоляцию.

— Алексей, по вашим наблюдениям, беспокоятся ли родители о безопасности своих детей в этот период, когда по всей стране действует режим самоизоляции?

— Да, нашим специалистам на телефон доверия детского наркологического отделения в последнее время все чаще поступают звонки от встревоженных родителей о том, что их дети саботируют самоизоляцию. Растет тревога и напряжение из-за того, что родителям приходится жестко контролировать детей и пытаться достучаться до их сознательности и ответственности. Еще месяц назад никто и предположить не мог, что нам придется учить детей новым моделям безопасного мышления и поведения, чувству самосохранения и новым способам социальной активности. Конечно, многие оказались к этому не готовы. Зачастую взрослые и сами не обладают этими навыками. Но если мы хотим выйти через месяц из дома, не разрушив отношений с теми, с кем живем, то придется в экстренном порядке этому учиться.

Фото: Алексей Белый / Vk.com

— Расскажите, как объяснить ребенку, что сейчас правильнее как можно реже выходить на улицу?

— Если вы оказались заперты дома с бунтующим подростком в такой ситуации, начните с простого и честного разговора. Расскажите ребенку о том, что вы видите, что с ним происходит. Можно использовать, к примеру, такие фразы:

—Что делать, если договориться никак не получается? Дети могут быть очень упрямы.

— Да, особенно подростки. Они редко идут на уступки. Поэтому всё равно может случиться истерика и недовольство. Но самое главное, чего можно добиться такой речью — это чётко и понятно объяснить, почему нужно сидеть дома и показать свое небезразличие к боли ребенка. Такие разговоры стоит вести не раз и не два, а постоянно. Все время нужно говорить об угрозах и о том, что вы понимаете эмоции ребёнка, его разочарование и злость. Показывать, что вы можете всё это вынести и что вы тверды в своем решении. Да, для этого вам нужно иметь внутри очень много терпения, взрослой мудрости и любви. Ребёнок сейчас слабее, ему нужно помочь пережить эти времена. И это задача родителя.

Алексей Белый, специалист детского наркологического отделения Архангельской клинической психиатрической больницы

В такой ситуации, когда опасность для жизни кажется вполне вероятной, это особенно важно. Желательно к основному плану придумать план В и даже С. Когда вы будете понимать, как действовать, если кто-то из членов семьи заболеет или потеряет финансовую стабильность, вы почувствуете себя более уверенно, а страх станет менее острым и парализующим. Важно обсудить план действий со всеми членами семьи, а не просто наговорить детям то, что они должны понять. Нужен диалог и совместный поиск ответов на вопросы. Так для ваших детей ситуация с вирусом перестанет быть абстрактной новостью из интернета и телевизора. Они увидят, что если кто-то из родителей заболеет, им придется либо разлучиться с вами на длительное время, либо взять часть обязанностей взрослого на себя. Тем самым вы сделаете видение ситуации для детей шире, а не просто запретите им выходить из дома, потому что вам страшно. Вы разделите с ними ответственность как с равными.

Фото: Александра Савельева / 76.RU

— Если ребенок все же очень просится гулять, то разрешить ему?

— Да, дайте ребенку возможность выходить на улицу в рамках установленных в регионе правил. Режим самоизоляции не подразумевает, что из дома нельзя выходить совсем. Можно выносить мусор, выгуливать собаку, в том числе и соседскую, ходить в магазин и аптеку. Вы можете давать поручения вашему ребенку и только радоваться тому, что теперь вам не придется его уговаривать сходить за хлебом. Возможность выходить из дома хоть и ненадолго, но регулярно, поможет снять эмоциональное напряжение у подростков.

— В подростковом возрасте обычно у детей не очень хорошие отношения с родителями, они порой совсем отбиваются от рук. Но у них много друзей, дружат часто большими компаниями. Вот этого живого общения друг с другом им, вероятно, сейчас не хватает, как и развлечений. Подскажите, как быть здесь: запрещать или уговаривать?

— Посмотрите на ситуацию глазами детей. Если спросить, что будет, если у 3–5 летнего ребенка отобрать игрушку, каждый ответит, что он начнет плакать, возникнет желание пожалеть малыша и вернуть ему возможность играть. Но когда речь заходит о подростках, которым не дают или ограничивают возможность общаться с друзьями, не каждый взрослый понимает, что они испытывают в связи с этим. В подростковом возрасте общение с друзьями — это вопрос жизни и смерти, и не все взрослые разрешают часами и все дни напролет сидеть в телефонах и в интернете, подростки не могут в режиме онлайн, когда вы постоянно рядом, обсуждать то, что им хочется и к чему они привыкли.

Чтобы прочувствовать это на себе, выполните следующее упражнение. Возьмите два стула. На одном стуле посидите в позиции родителя, сосредоточьтесь на своих ощущениях в теле, своих чувствах и эмоциях. Далее выйдите из роли родителя: теперь вы подросток, пересядьте на другой стул. Закройте глаза, погрузитесь в эту роль. Что вы чувствуете теперь, какие у вас ощущения, какие чувства вы испытываете. Возможно, вы почувствуете грусть, злость, тоску, отчаяние. Затем вернитесь в позицию родителя и подумайте, как вы можете поддержать своего подростка, какие слова ему сказать, чтобы помочь справиться с тем океаном переживаний, который бурлит у него в душе. И обязательно скажите эти слова поддержки вашему сыну или дочери.

Алексей Белый, специалист детского наркологического отделения Архангельской клинической психиатрической больницы

Чтобы помочь подросткам адаптироваться, им нужно быть услышанными и иметь право выбора даже в ситуации ограничений, ведь их стремление к свободе и независимости на карантин не посадишь. Подростки видят все под другим углом, для них это двойное давление и ограничение. Многие из них не привыкли находиться под тотальным контролем родителей в режиме 24/7, они более остро и болезненно переживают отсутствие личного пространства и уединенности. Невозможность выйти из дома, погулять с друзьями выбивает подростков из колеи, и они начинают протестовать и защищаться.

Бессмысленно требовать от подростка беспрекословного повиновения, если вы не хотите усугубить ситуацию. В вашей семье взрослый человек — вы, и именно на ваши плечи ложится необходимость искать взвешенные и продуманные компромиссы.

— Куда родители Архангельской области могут обратиться за советом, если у них возник конфликт с ребенком?

— Если вам нужен посредник, чтобы снизить накал страстей, успокоиться и разобраться в вашей индивидуальной ситуации — вы можете всегда набрать (8182) 68-51-04. Наши высококвалифицированные специалисты будут рады вам оказать необходимую для вас помощь.

Все подробности по теме коронавируса мы собираем в одну хронику: рассказываем, как защитить себя и близких, какие меры предпринимают в Роспотребнадзоре региона, а также в Министерстве здравоохранения, как ситуация отражается на туризме и соблюдают ли карантин жители региона.

Вирусные инфекции занимают первое место в структуре заболеваемости у детей младшего возраста. Данные статистики ВОЗ неутешительны: каждый год отмечается до миллиарда случаев ОРВИ. Реальное же число заболевших детей превышает статистическое в два раза.

Как протекает вирусная инфекция у детей и как лечить вирус у ребенка, расскажем в статье.

Какие бывают вирусные инфекции?

Вирусные инфекции классифицируют в соответствии с системами органов, которые они поражают:

  • Респираторные. Обширная группа инфекций, включающая вирусы гриппа A и В, коронавирусы, респираторно-синцитиальный вирус и метапневмовирус, вирус парагриппа, аденовирусы и риновирусы.
  • Инфекции желудочно-кишечного тракта. В эту группу входит норовирус, астровирус, аденовирус 40 и 41, ротавирус. Дети наиболее восприимчивы к последним двум.
  • Другие: корь, краснуха, гепатит, герпесвирусы, в частности, вирус ветряной оспы, и так далее. Как правило, эти вирусы вызывают поражения кожи различных участков тела и передаются от человека человеку.

Самым распространенным типом были и остаются респираторные вирусные инфекции. У детей до пяти лет случаи ОРВИ отмечаются в среднем шесть раз в год, особенно высока заболеваемость в первые два года посещения детского сада.

Острые респираторные вирусные инфекции у детей имеют сезонный характер: с сентября по апрель шанс заболеть выше, в феврале и марте число болеющих достигает пика. Летом же происходит спад заболеваемости в пять раз.

В группе риска находятся часто болеющие дети, дети с ослабленным иммунитетом, аллергики, атопики. Родителям таких детей стоит принимать комплексные профилактические меры, направленные на снижение заболеваемости. Национальный календарь профилактических прививок сообщает, что лицам, входящим в группы риска, рекомендована ежегодная вакцинация.

Из-за незрелости иммунного ответа детей младшего возраста вирусная инфекция часто осложняется бактериальной. Чтобы этого не допустить, лечение вирусных инфекций у детей необходимо начинать при первых же признаках болезни. Опасно и то, что ОРВИ может быть вызвана несколькими вирусами одновременно. Течение болезни в этом случае утяжеляется, а сроки протекания значительно увеличиваются.

Первые симптомы вируса у ребенка могут проявиться уже через несколько часов после заражения. В некоторых же случаях инкубационный период вирусной инфекции у детей составляет до семи дней.

Основные признаки вирусной инфекции у детей:

Заметив симптомы инфекции у ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к специалисту: поставить точный диагноз и назначить корректную терапию может только врач-педиатр.

Первым делом нужно уложить ребенка в постель, ограничить его активность. Рекомендуется теплое обильное питье: оно способствует выведению токсинов и восполняет водный баланс в организме.

ВОЗ не рекомендует применять жаропонижающие средства, если температура не превышает 38,5°С, так как лихорадка по своей сути является защитной реакцией организма. Повышенная температура тела препятствует размножению вирусов, кокков и других микроорганизмов [1] , [2] . Однако в некоторых случаях сбить температуру необходимо: если организм в ослабленном состоянии, а также при наличии сопутствующих заболеваний.

Вопреки сложившемуся мнению, при лихорадке у детей не рекомендуется:

  • прибегать к спиртовым растиркам: такие процедуры увеличивают риск обезвоживания и гипогликемии (снижения уровня глюкозы ниже нормы) и даже могут привести к коме;
  • использовать протирки и охлаждающие ванны: эффект краткосрочный, прекращается сразу после окончания непосредственного воздействия, что приводит к колебаниям температуры.

Если у ребенка насморк, используют физиологический раствор или препараты морской воды для удаления слизи из носовых пазух — промывание проводят два–три раза в день.

Правильное лечение позволяет сократить длительность заболевания, обеспечивает более легкое протекание болезни, снижает риск развития осложнений.

После постановки диагноза ОРВИ врач может назначить:

Выбирая препарат интерферона при вирусной инфекции у детей, стоит обратить внимание на удобство применения, особенно если лечение требуется маленькому ребенку. Оптимальной лекарственной формой для применения у малышей являются ректальные суппозитории. Во-первых, при введении суппозитория ребенок получает нужную дозу лекарства, тогда как сироп или таблетку малыш может выплюнуть или срыгнуть. Во-вторых, в отличие от других лекарственных форм ректальные суппозитории не оказывают негативного влияния на органы ЖКТ и печень, а само средство и его активные вещества не подвергаются риску разрушения из-за агрессивных ферментов пищеварительного тракта.

Вирусная инфекция распространяется в буквальном смысле по воздуху, кроме того, заразиться можно через прикосновения к предметам, которыми пользовался больной. Так что уберечь ребенка от ОРВИ, особенно в сезон эпидемии, непросто. Однако при своевременном лечении болезнь отступит в самые короткие сроки, главное — следовать всем рекомендациям специалиста.


Распространение коронавируса доминирует в наших беседах с друзьями и семьей. Мы засыпаны новостями о пандемии ежедневно. Даже если мы хотим оградить детей от этой ситуации, они все равно будут знать, что что-то происходит. Они, возможно, слышали о вирусе в школе или в детском саду еще до того, как самоизоляция началась. Им, возможно, уже было сказано, чтобы они чаще мыли руки и не трогали лицо.

Теперь они, застряв в доме, могут иметь множество вопросов о происходящем. Почему они должны остаться дома? Почему они не могут видеть бабушку? Что такое коронавирус?

Есть наиболее важные моменты, о которых следует помнить при разговоре с маленькими детьми о коронавирусе.

Не бойтесь обсуждать вирус с детьми


Не говорите о чем-то, что на самом деле может заставить детей больше беспокоиться. Они, возможно, уже слышали о вирусе из новостей, от своих друзей в школе или от взрослых, но теперь родители должны фильтровать новости. Ваша работа, как родителя, помочь ребенку понять все то, что они слышат вокруг. Информация, поступающая от вас, должна быть более обнадеживающей по сравнению с новостями, которые они слышат от других.

Выслушайте ребенка


Попросите ребенка рассказать вам все, что он слышал о вирусе, и как он чувствует себя после получения этой информации. Дайте ему возможность задавать вопросы. Таким образом вы будете знать, если он нуждается в вас, чтобы уточнить что-либо, и иметь представление о том, что слышит ваш ребенок и откуда к нему поступают эти данные.

Говорите о мерах предосторожности


Дети чувствуют себя более успокоенными, когда вы говорите о мерах предосторожности, которые вы предпринимаете, чтобы держать всех в безопасности. Они могут быть беспокойными, растерянными, испуганными, так что лучший курс действий, чтобы убедить их в том, что все будет хорошо, это показать им, что взрослые рядом.

Кроме того, объясните детям, что они могут сами предотвратить распространение вируса, благодаря частому мытью рук и следованию другим правилам карантина.

Информации должно быть достаточно


Постарайтесь найти баланс между ответами на вопросы достаточно развернуто, но при этом не разжигая пламя беспокойства. Если вы недостаточно разъясните детям сложившуюся ситуацию, они могут представить себе катастрофические сценарии. Это может также произойти, если родители не будут говорить с ними о вирусе вообще.

С другой стороны, если вы даете им слишком много информации, особенно детям, которые слишком малы, чтобы понять ситуацию, это может у них вызвать тревогу.

Сохраняйте спокойствие


Даже если вы сами беспокоитесь и боитесь, важно, чтобы дети видели, как вы невозмутимы. Дети, особенно маленькие, всегда будут брать пример со своих родителей. Если они чувствуют, что родители боятся и беспокоятся, они будут думать, что действительно что-то не так и они должны бояться тоже. Будьте внимательны к вашим собственным страхам.

Ограничьте просмотр новостей


Даже самые надежные источники новостей могут использовать слова, которые являются слишком страшными для детей. В новостях говорят о тысячах смертей, о том, как люди теряют работу, и показывают видео умирающих в больницах. Все это может вызвать страх и панику у детей. Лучше смотрите телевизор в то время, когда ребенок спит.

Найдите время для ребенка


В то время как многие родители дома заняты работой и делами, уход за детьми все еще важен. Выделите несколько минут каждый день, чтобы поговорить с ними. Связь имеет важное значение в это время. Дети должны знать, что они могут прийти к вам в случае, если у них есть вопросы и что независимо от того, насколько вы заняты, вы будете готовы ответить на них.

Не осуждайте


Избегайте делать предположения о том, кто может иметь отношение к распространению COVID-19. Детские ненависть, гнев, предубеждение или предрассудки по отношению к другим людям, особенно связанные с распространением вируса, происходят от разговоров, которые они слышат дома.

Важно объяснить им, что вирусы могут заставить болеть кого угодно, независимо от расы или этнической принадлежности человека. Кроме того, будьте осторожны с разговорами с друзьями и семьей о вирусе дома - ваши дети их могут слышать и понимать по своему.

Будьте честными


Дети, как правило, знают, или в конце концов выясняют, если вы их обманываете. Лучше всего, дать им честную и фактическую информацию из надежных источников, когда они просят. Если вы что-то скрываете о коронавирусе и самоизоляции, это может повлиять на их способность доверять вам в будущем. Вы можете ограничить информацию, но вы должны быть честными.

Используйте слова, которые дети могут понять

Это относится к понятиям, которые вы должны объяснить. Ваш язык и метод объяснения должны соответствовать возрасту, а также должны быть скорректированы в зависимости от способностей ребенка, а также его уровня развития. Ваша обязанность, как родителей, помочь ему понять ситуацию и поддержать, пока он раздумывает на тем, что происходит вокруг.


Прежде всего хочу поделиться свежей историей из своей практики, а заодно познакомиться с вами. Меня зовут Алиса Колесова, я — судебный эксперт, клинический психолог. Моя работа заключается в том, что я провожу психологические экспертизы по судебным делам, в которых так или иначе затронуты интересы ребёнка. Моя последняя экспертиза и подтолкнула меня к написанию этого поста.

А знаете, почему? Потому что вдруг птичка сядет на окошко и принесёт на крылышках страшный коронавирус!

Здесь я хочу кричать о важности следить не только за гигиенической профилактикой, но и за психическим здоровьем — своим и особенно своих детей. Наши шутки и собственные страхи могут легко запустить механизм тревожного расстройства как у малышей, так и у подростков.

Как же достичь баланса и не уехать всем в невроз? Как водится: сначала маску на себя, потом на ребёнка (это, конечно, о кислородной маске в катастрофической ситуации). Чтобы не накручивать ребёнка, не накручивайте себя. Здесь я не буду долго распинаться, а напомню простую и действенную рекомендацию.


Сама по себе ситуация неопределенности добивает всех неравнодушных, но если вы глобально повлиять на происходящее не можете, то совершайте локальные действия и прекращайте беспокоиться.

Теперь переходим к детям. С детьми любого возраста надо говорить, говорить и говорить. Объяснять и рассказывать. На любую вашу просьбу — мыть руки, сидеть дома, учиться онлайн — ребёнок должен получить объяснение, а почему именно так. Оно должно быть доступным и развернутым, адаптированным под возраст, понятным и логичным.

Оставшись без ответов на свои вопросы, ребёнок начинает тревожиться, присматриваться к вам, пытается уловить ваше настроение и интонации, вычленить какие-то объяснения для себя из ваших телефонных разговоров.


Что делаем? Говорим и рассказываем. Правду, как есть. Но сначала выясняем потребность самого ребёнка, чтобы не вывалить на него правды больше, чем ему надо.

Возможно, что ребёнку всего достаточно, а, быть может, напротив, он очень хочет получить объяснения, но не знает как спросить, боится или стесняется. Задайте ребёнку вопрос, хочет ли он о чём-то спросить у вас, интересно ли ему узнать о…

Дальше спокойно и подробно отвечаете на все вопросы ровно столько, сколько ребёнок их задает, рассказываете и если надо показываете картинки, рисуете, объясняете на пальцах. Этим вы подчеркнете значимость ребёнка для вас, обеспечите чувство безопасности и снизите тревогу. Естественно, не нужно ребёнка запугивать, но и фальшиво улыбаться и повторять, что ничего происходит тоже не нужно.

Обеспечить потребность ребёнка в интересующей его информации — вот ваша задача

Пример такого диалога с ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста:

— Давай поболтаем (поиграем в вопросики)? Ты хочешь чего-нибудь спросить у меня?

— Мама, а почему люди ходят в масках?

— На улице болезнь, её называют вирус. От него люди начинают болеть: у них поднимается температура, может заболеть голова, начаться кашель. Вирус передается от человека к человеку через руки, поцелуи, чихание. Если тот, кто болеет, например, чихнёт на другого, то вирус может попасть на него и он заболеет тоже. Поэтому люди надевают защитные маски, чтобы не вдохнуть вирус через нос или рот и не заболеть. Или чтобы не заразить другого человека.

— А что такое вирус?

— Вирус — это такая маленькая вредная штука, которую мы не можем увидеть глазами, его можно рассмотреть только через специальные приборы. Вирусу нужен домик и такой домик для него — мы. Он может пробраться к нам в тело если кто-то на нас кашлянет или мы потрогаем какую-то вещь, которую трогал тот, кто уже болеет этим вирусом. Так мы можем заболеть тоже.

— А почему мы сидим дома?

— Если никто не будет выходить на улицу, то у вируса не получится прыгать на людей, и они не смогут передавать его другим людям. Так вирус исчезнет.

— Куда исчезнет? Почему?

— Представь, что ты вышел гулять на площадку, а там никого нет, тебе не с кем играть и стало скучно. Ты немного погулял и пошёл домой. Так же и вирус — ему станет скучно и он просто исчезнет. Ведь своего домика у него нет, он живёт в человеке. Поэтому идти ему будет некуда и он просто исчезнет (можно рассказать о том, что вирус вредный и чем больше людей, тем ему веселее, он раздувается от гордости, а когда людей нет, он уменьшается и совсем исчезает — можно нарисовать рисунок).

Для наглядной демонстрации предлагаю показать ребёнку чудесный мультик от Радио Свобода.

Всем здоровья! И психического прежде всего!

Иллюстрация: Shutterstock (HstrongART)

Кто такие вирусы?

Если говорить научным языком, вирусы — бесклеточные микроорганизмы, появляющиеся исключительно в живых организмах и обладающие патогенностью. Проще говоря, возможностью вызывать специфический инфекционный процесс при благоприятных условиях. Они окружают нас повсюду, на каждом миллиметре нашей планеты, и появились вместе с зарождением жизни. Вирусы могут атаковать и частично уничтожать такие типы организмов, как растения и люди. Но самое главное — они могут атаковать бактерии, поражая их разными видами возбудителей – бактериофагами. Они довольно успешно используются в медицинских целях для лечения различных видов инфекций.

Смотрите наш мини - мультик о том, как вирусы и бактерии попадают в наш организм.



Что такое вирус?
Впервые микроорганизмы, вызывающие сбой в работе организма, были описаны еще в XIX веке, и с тех пор наука об их изучении неустанно движется вперед.

Структура вируса может быть очень разной и кардинально отличается в зависимости от разновидности возбудителя. Когда возбудитель еще не проник в клетку организма, он находится в среде в качестве независимой частички – вириона. Эти частички состоят из нескольких составляющих:

• ДНК или РНК;
• Капсиды — оболочки из белка, которая оберегает генетический материал;
• Дополнительных липидных оболочек, также служащих для защиты, но в строении вириона встречающихся не всегда.

Хотя вирусы и имеют простое строение, тем не менее, они обладают очень большим набором различных способов защиты. Например, микроорганизмы атакуют разные виды животных, также людей и могут очень долго бороться с иммунной системой, используя различные механизмы:

Основные виды вирусов:

Ортомиксовирусы. В эту группу входят возбудители гриппа А, В, С, поражающие верхние дыхательные пути. Именно они способны стать причиной пневмонии и привести к летальному исходу.
Рабдовирусы. Данные вирусы чаще всего атакуют животных. Например, вызывают бешенство.
Аденовирусы. В большинстве своем это разновидность аденовирусов видов А, С и Е. Вызывают большинство респираторных заболеваний. Например, конъюнктивит, воспаление горла или воспаление уха, а иногда и гастроэнтерит.
Ротавирус. Семейство реовирусов. Чаще всего именно этот возбудитель вызывает ротавирусную инфекцию у детей и проявляется в диарее.
Герпесвирусы. Встречается всего восемь разновидностей возбудителей, способных заразить людей. Герпесвирусы не могут существовать вне клеток хозяина, поэтому заражение чаще всего происходит при близком контакте с зараженным.
Менингит. Поражает оболочку головного мозга. Может передаваться контактным или воздушно-капельным путем.
Ретровирусы. Возбудители ВИЧ-инфекции, затем перерастающей в СПИД.
Энцефалит. Инфекция, затрагивающая центральную и периферическую нервную систему. Заражение вирусом происходит в основном во время сезона клещей.
Парвовирус. Чаще всего появляется у малышей в виде инфекционного заболевания. Вирус находят у детей с помощью мазка из зева. Заболеванию характерна яркая сыпь пятнами, напоминающая аллергию.
Пикорнавирусы. Эти возбудители полиомиелита поражают слизистые оболочки дыхательных путей и пищеварительного тракта.
Паповирусы. Одна из причин вируса папилломы человека.
Именно болезнетворные микроорганизмы – основная причина свинки и коклюша, кори и краснухи, а также сифилиса, тифа, холеры, фарингита, ангины и многих других болезней.


Наиболее опасные заболевания, вызываемые вирусами

Заболевание Крейтцфельдта-Якоба – прогрессирующая дистрофическая болезнь коры головного мозга, смерть от которой наступает практически в 85% случаев. Появляется этот вирус в основном из-за зараженного мяса животного, реже передаётся через воздух или при укусе насекомого, но также может передаваться и от уже инфицированного человека.

Диагностика
Первые признаки ОРВИ может распознать каждый. Нос — парадный вход для бактерий, и они с удовольствием его используют. Первым признаком начинающегося ОРВИ зачастую становится насморк, затем можно отметить еще несколько признаков того, что в вашем теле поселился какой-то вирус: усталость, исчезновение аппетита и высокая температура.

Ученые и биологи до сих пор бьются над созданием универсальной вакцины и надежного противовирусного средства. Оно поможет сразу же уничтожить болезнь, какой бы она ни была. Однако пока этого не произошло, врачу необходимо диагностировать, какой именно вирус поразил организм — для этого врач проводит анализ крови на выявление антител, антигенов или иммуноферментный анализ, как в случае с аденовирусом.

Многие болезни, вызванные вирусами, врачи легко определяют на глаз и по симптоматике. Так обстоит дело с большинством детских инфекций: корь, краснуха и ветрянка имеют определенную симптоматику, выраженную сыпью. Данное высыпание трудно перепутать с чем-то иным, но и здесь случаются ошибки. Нередко врачи-инфекционисты для подтверждения диагноза назначают уточняющий анализ крови. Связано это с тем, что вирусы мутируют, и их проявления, особенно у взрослых, могут сильно отличаться от клинической картины, описанной в медицинских учебниках.

Когда же речь идет об ОРВИ или ротавирусной инфекции, врачи чаще всего полагаются только на симптоматику и редко назначают дополнительные исследования, потому что лечение в любом случае будет симптоматическим, и вид вируса, вызвавшего недомогание, не имеет никакого значения 2 .

Лечение
Течение заболевания и необходимое лечение очень сильно зависит от разновидности возбудителя, ставшего причиной возникших трудностей. Частичка вируса попадает внутрь организма и приводит к болезни. Необходимо знать, что возбудители не способны развиваться самостоятельно. Для этого в первую очередь необходима определённая среда, то есть организм хозяина. Белковая оболочка вирусной частички прикрепляется к мембране клетки – происходит заражение полностью всего организма. Обычно вирусы определенной разновидности прикрепляются к клетке одного конкретного вида. Например, возбудитель гриппа обычно прикрепляется к слизистым (горло или нос), простого герпеса – к нервной ткани, а иммунодефицита – к иммунным видам клеток. Но определенные воспалительные заболевания могут быть вызваны как вирусами, так и бактериями. Например, пневмония или менингит.

Многие вирусы учеными успешно побеждены. Как известно, существуют вакцины, позволяющие не допустить коклюш и краснуху, корь и ветрянку, гепатит и папилломы. Известны и способы профилактики, позволяющие избежать заражения сифилисом и герпесом. Но чтобы избавиться от острых респираторных вирусных инфекций, а ими чаще всего заражаются маленькие дети и жители больших городов, врачи могут назначить:

• Симптоматическое лечение;
• Лекарства, повышающие иммунитет;
• Антибактериальные препараты;
• Противовирусные препараты.

Противовирусные препараты
К сожалению, человечество еще не придумало способ полного уничтожения опасных вирусов, но мы всегда в силах укрепить местный иммунитет и не позволять им атаковать наш организм. Для этого можно использовать препараты на основе лизатов бактерий, например, назальный спрей ИРС ® 19 3 , предварительно очистив нос морской водой Маример 4 . Благодаря этому, ИРС ® 19 сможет лучше взаимодействовать со слизистой и активировать местный иммунитет, помогающий нам при первых симптомах болезни. ИРС ® 19 способствует выработке собственного интерферона, за счет которого препарат действует физиологично и помогает противостоять вирусам и не разболеться.

Всего через двое суток применения ИРС ® 19 начинает вырабатываться специфический иммуноглобулин А. Именно он помогает противостоять бактериальным возбудителям основных респираторных заболеваний. Таким образом, ИРС ® 19 помогает нашему организму убивать вирусы и бактерии, существенно влияет на снижение риска развития осложнений и при добавлении к симптоматической терапии способствует выздоровлению в два раза быстрее 5 .

Вирусы старше людей и гораздо хитрее. Способам их выживания можно лишь позавидовать, но в наших силах противостоять им, поддерживая иммунитет, ведь именно он стоит на страже нашего здоровья.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.