Биология 11 класс учебник пономарева вирусы


Рис. 41. Вирусы: строение и разнообразие

Размножение вирусов. Ни один из известных на сегодняшний день вирусов не способен к самостоятельному существованию. Обычно вирус сначала связывается с поверхностью клетки-хозяина, а затем или проникает внутрь целиком (путем эндоцитоза), или с помощью специальных приспособлений вводит в клетку свою нуклеиновую кислоту (рис. 42, 43). Попав в клетку, генетический материал вируса взаимодействует с ДНК хозяина таким образом, что клетка сама начинает синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала паразита, и в цитоплазме зараженной клетки начинается самосборка новых вирусных частиц. Готовые вирусные частицы покидают клетку или постепенно, не вызывая ее гибели, но изменяя работоспособность, или одновременно в большом количестве, что приводит к разрушению клетки.


Рис. 42. Жизненный цикл вирусов (А) и электронная фотография бактериофага (Б)

Вирусы как возбудители болезней. Вирусы способны поражать и эукариотические, и прокариотические клетки. Вирусы, инфицирующие бактерий, называют бактериофагами. Вирусы вызывают множество различных заболеваний у животных, растений и грибов, причем каждый из них имеет своего собственного специфического хозяина. Вирус табачной мозаики, например, поражает растения табака, вызывая образование на листьях характерных пятен – это места отмирания тканей. Вирус оспы поражает только эпителиальные клетки, а вирус полиомиелита – клетки нервной ткани. Вирусными заболеваниями человека являются также грипп, корь, краснуха, гепатит, ветряная оспа, бешенство, герпес, СПИД и многие другие.

СПИД. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), впервые был выделен в США в 1981 г. К 2000 г. число инфицированных этим вирусом уже превысило 30 млн человек. В настоящее время болезнь очень быстро распространяется в Азии, Африке, а также в Центральной и Восточной Европе.


Рис. 43. Бактериофаги на поверхности клетки-хозяина (электронная фотография)

ВИЧ относят к группе ретровирусов, генетическим материалом которых является РНК (рис. 44). Обычно перенос генетической информации в клетке идет в направлении от ДНК к РНК (транскрипция). У ретровирусов при попадании в клетку-хозяина происходит противоположный процесс, так называемая обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в ДНК хозяина.


Рис. 44. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ): А – модель вируса; Б – схема строения; В – электронная фотография


Рис. 45. Жизненный цикл вируса иммунодефицита человека (ВИЧ)

Обычно ВИЧ передается вместе с кровью или спермой. В 90 % случаев заражение происходит при половом контакте, при этом риск заражения увеличивается пропорционально увеличению числа половых партнеров. Многократное использование одного и того же шприца приводит к быстрому распространению вируса среди наркоманов. ВИЧ может попасть в организм человека при контакте с кровью больного, например при обработке ран. Существует вероятность заражения при переливании крови, не прошедшей тестирование на присутствие ВИЧ. От ВИЧ-инфицированной матери вирус может через плаценту попасть в кровь плода или передаться новорожденному при кормлении грудным молоком. Но воздушно-капельным путем и при рукопожатии этот вирус не распространяется.

ВИЧ – это вирус, поэтому антибиотики, которые используются при лечении бактериальных инфекций, в данном случае бессильны. Современная медицина разрабатывает лекарственные средства, которые подавляют репликацию ВИЧ, но их использование имеет много побочных эффектов и перспективы их применения пока неясны. Разработка вакцины против ВИЧ тоже имеет определенные сложности; это связано с особенностями строения данного вируса и тяжестью заболевания, которое он вызывает. На сегодняшний день важным направлением в лечении СПИДа является восстановление иммунной системы инфицированных.

Пока не существует эффективных способов лечения этого заболевания, лучшим способом защиты от СПИДа является соблюдение мер предосторожности:

– следует избегать случайных половых связей, а при половых контактах изолировать себя от спермы и крови партнера при помощи презерватива;

– в больницах, стоматологических клиниках, поликлиниках и косметических салонах необходимо использовать одноразовые шприцы, а инструменты многоразового применения тщательно стерилизовать, соблюдая все необходимые условия;

– донорскую кровь следует проверять на наличие антител к ВИЧ.

Вирусы как переносчики генетической информации. Существует гипотеза, что вирусы – это генетический материал, некогда покинувший клетку, но сохранивший способность к самовоспроизведению при возвращении в нее. Следовательно, в процессе эволюции вирусы возникли позже появления клеточной формы, а любое вирусное заражение надо рассматривать как получение клеткой некой чужеродной генетической информации.

Многие вирусы способны не только привносить в организм хозяина свою наследственную информацию, но и изменять работу клеточных генов. В процессе копирования вирусной ДНК иногда происходит частичное копирование и генетического материала хозяина. В этом случае новые собранные вирусные частицы, покидающие клетку, будут уносить с собой копию некой наследственной информации хозяина. Таким образом вирусы могут переносить гены между организмами разных видов, отрядов и даже классов, скрещивание которых в принципе невозможно. В настоящее время вирусы рассматривают не только как возбудителей инфекционных болезней, но и как переносчиков генов между организмами.

Вопросы для повторения и задания

1. Как устроены вирусы?

2. Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?

3. Опишите процесс проникновения вируса в клетку.

4. В чем проявляется действие вирусов на клетку?

5. Используя знания о путях распространения вирусных и бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения инфекционных заболеваний.

1. Какое преимущество дает клеточное строение живым организмам?

2. Какое из положений клеточной теории было установлено самым первым? Почему?

3. Почему оформление клеточной теории шло одновременно с развитием и усовершенствованием техники?

1. Почему в растительных организмах углеводов значительно больше, чем в животных?

2. К каким заболеваниям может привести нарушение превращения углеводов в организме человека?

3. Известно, что, если в рационе отсутствует белок, даже несмотря на достаточную калорийность пищи, у животных останавливается рост, изменяется состав крови и возникают другие патологические явления. Какова причина подобных нарушений?

4. Какие вы знаете биологически активные вещества в организме человека, относящиеся к группе липидов? Каковы их функции?

5. Объясните трудности, возникающие при пересадке органов, опираясь на знания специфичности белковых молекул в каждом организме.

6. Почему при работе в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить минеральную или подсоленную воду?

1. В клетках каких органов и почему аппарат Гольджи наиболее развит?

2. Какими путями осуществляется обмен веществ между клеткой и окружающей средой?

3. Известно, что ионный состав внутреннего содержимого клетки имеет большое сходство с ионным составом морской воды. Какой вывод можно из этого сделать?

4. Какие особенности строения ядра клетки обеспечивают транспорт веществ из ядра и обратно?

5. Предположите, что произойдет, если исчезнут все бактерии на Земле.

6. Как давно люди используют микроорганизмы?

7. В чем состоит сущность процессов пастеризации и стерилизации как меры борьбы с бактериями?

8. Что такое антибиотики? С какой целью их применяют?

1. Почему углеводы не могут выполнять функцию хранения информации?

2. Каким образом реализуется наследственная информация о структуре и функциях небелковых молекул, синтезируемых в клетке?

3. При каком структурном состоянии молекулы ДНК могут быть источниками генетической информации?

4. Какие особенности строения молекул РНК обеспечивают их функцию переноса информации о структуре белка от хромосом к месту его синтеза?

5. Объясните, почему молекула ДНК не могла быть построена из нуклеотидов трех типов.

1. Почему вирус может проявить свойства живого организма, только внедрившись в живую клетку?

2. Почему вирусные заболевания имеют характер эпидемий? Охарактеризуйте меры борьбы с вирусными инфекциями.

3. Выскажите свое мнение о времени появления на Земле вирусов в историческом прошлом, учитывая, что вирусы могут размножаться только в живых клетках.

4. Объясните, почему в середине XX в. вирусы стали одним из главных объектов экспериментальных генетических исследований.

5. Подумайте, какие сложности возникают при попытках создать вакцину против ВИЧ-инфекции.













Описание презентации по отдельным слайдам:

История исследования вирусов В 1892 году русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, изучил мо-заичную болезнь табака После проведения эксперимента Ивановский пришел к выводу, что заболевание вызывают очень маленькие существа. Позже их назвали вирусами, что значит - яд. Долгое время частицы были неуловимы, поскольку очень малы. Разглядеть их удалось лишь с изобретением микроскопа.

Строение вирусов Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом. Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку —белковую или липопротеиновую.

Схема строения вирусов 1 - сердцевина (однонитчатая РНК); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).

Размеры вирусов Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Диаграмма, характеризующая сравнительные размеры микроорганизмов

Свойства вирусов Не имеют клеточного строения Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток. Большинство вызывает болезни Устроены очень просто Находятся на границе живого и неживого Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток

Классификация вирусов Вирусы Простые (белковая оболочка – капсид и ДНК или РНК ) Вирус табачной мозаики Сложные (белковая оболочка - капсид и мембрана из молекул углеводов и липидов и ДНК или РНК) Вирус гриппа

Классификация вирусов Вирусы ДНК-содержащие Вирус оспы Вирус герпеса РНК-содержащие Вирус бешенства Вирус кори Вирус гриппа Вирус СПИДа Не имеющие оболочки Иридовирусы Аденовирусы

Многообразие строения вирусов Герпес Грипп Табачная мозаика Бактериофаг Полиомиелит Аденовирус

Роль вирусов в природе Вирусы играют важную роль в регуляции численности популяций некоторых видов живых организмов. Вирусы используют в генетической инженерии. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений. Также, есть попытки использовать вирусы на пользу человечеству. Они довольно немногочисленны. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Атлас + контурные карты 8 класс. География России. Природа и население. ФГОС (с Крымом)

350 руб. 138.00 руб.


Атлас + контурные карты 9 класс. География России. Население, хозяйство и географические районы. ФГОС (с Крымом)

350 руб. 138.00 руб.


Атлас + контурные карты 10-11 классы. Экономическая и социальная география мира. ФГОС (с Крымом)

350 руб. 138.00 руб.


350 руб. 156.00 руб.


ЕГЭ-2020. География. Тренировочные варианты. 20 вариантов

350 руб. 236.00 руб.


ЕГЭ-2020. География. Сборник заданий: 500 заданий с ответами

350 руб. 120.00 руб.


География. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 6 класс

350 руб. 197.00 руб.


География. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 11 класс

350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ-2019. География (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.


ЕГЭ-2019. География (60х84/8) 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

350 руб. 393.00 руб.


ОГЭ-2019. География (60х84/8) 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 276.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Запорожец Людмила ЮрьевнаНаписать 0 17.11.2017

Номер материала: ДБ-874757

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    17.11.2017 3279
    16.11.2017 410
    15.11.2017 316
    15.11.2017 2027
    13.11.2017 778
    12.11.2017 1290
    12.11.2017 327
    09.11.2017 747

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вирусы — это неклеточные формы жизни. Они являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами, т. е. вирусы могут функционировать, только попав внутрь бактериальной или эукариотической клетки.

Первооткрыватель вирусов Д. И. Ивановский еще в 1892 г. выявил два их основных свойства — они столь малы, что проходят через фильтры, задерживающие бактерии, и их невозможно, в отличие от клеток, выращивать на искусственных питательных средах. Вирусы (их размеры от 20 до 300 нм) удалось увидеть лишь с помощью электронного микроскопа в 30-х годах XX в.


ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ ИВАНОВСКИЙ (1863—1920) — отечественный ученый. Открыл проходящий через фильтр (в отличие от бактерий) возбудитель болезни табака (табачной мозаики). Это был первый из описанных вирусов.

Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Лишь попав в клетку, генетический материал вируса воспроизводится, переключая работу клеточных биохимических конвейеров на производство вирусных белков: как ферментов, необходимых для репликации вирусного генома — всей совокупности его генов, так и белков оболочки вируса. В клетке же происходит и сборка из нуклеиновых кислот и белков многочисленных потомков одного попавшего в нее вируса.

Отдельные вирусные частицы — вирионы представляют собой симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов. Внутри каждого вириона находится генетический материал, представленный молекулами ДНК или РНК. Есть вирусы, содержащие одну молекулу двухцепочечной ДНК в кольцевой или линейной форме; вирусы с одноцепочечной кольцевой ДНК; одноцепочечной или двухцепочечной РНК; содержащие две идентичные одноцепочечные РНК.

Генетический материал вируса окружен капсидом — белковой оболочкой, защищающей его как от действия нуклеаз — ферментов, разрушающих нуклеиновые кислоты, так и от воздействия ультрафиолетового излучения. Кроме того, капсид обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны, так как содержит молекулы, с которыми взаимодействуют рецепторы мембран клетки. Капсиды состоят из многократно повторенных полипептидных цепей одного или нескольких типов белков.

Большинство вирионов имеет форму палочек или правильных многогранников. У вирионов в форме палочек в центре находится спирально закрученная нуклеиновая кислота. Капсид состоит из идентичных субъединиц белка, расположенных вдоль молекулы нуклеиновой кислоты. Такое строение имеет большинство вирусов, поражающих растения, и некоторые вирусы бактерий, так называемые бактериофаги или просто фаги. Так, например, первый из описанных вирусов, вирус табачной мозаики (ВТМ), содержит спиральную молекулу РНК, заключенную в белковый капсид, состоящий из 2130 идентичных полипептидных субъединиц (рис. 26).


Рис. 26. Вирус табачной мозаики.
Слева - электронно-микроскопическая фотография, справа - модель, на которой показана спиральная укладка белковых субъединиц воеруг молекулы РНК

У большей части вирусов, вызывающих болезни человека и животных, капсид почти всегда имеет форму икосаэдра — правильного двадцатигранника с двенадцатью вершинами и гранями из равносторонних треугольников.

Существуют вирусы и с более сложным строением. Некоторые фаги, помимо икосаэдрической головки, содержащей генетический материал, имеют полый цилиндрический отросток, окруженный чехлом из сократительных белков и заканчивающийся площадкой с шестью короткими выростами и шестью длинными фибриллами — нитями (рис. 27). Такая сложная конструкция обеспечивает впрыскивание генетического материала внутрь бактериальной клетки.


Рис. 27. Схематическое изображение фага

Многие вирусы, помимо белкового капсида, имеют еще и внешнюю оболочку. Кроме вирусных белков и гликопротеинов (белков, связанных с углеводами), она содержит еще и липиды, позаимствованные из плазматической мембраны клетки хозяина. Вирус гриппа — пример спирального вириона с оболочкой в виде правильного многогранника. Его геном составляют восемь разных фрагментов одноцепочечной РНК.

Две одинаковые одноцепочечные молекулы РНК внутри белкового капсида содержат некоторые онкогенные (опухолеродные) вирусы. Они имеют еще и внешнюю оболочку, состоящую из двойного липидного слоя плазматической мембраны клетки-хозяина, а также белков и гликопротеинов вирусного происхождения. Такое же строение имеет вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД). Из онкогенных вирусов первым был открыт вирус саркомы Рауса, вызывающий злокачественные опухоли у кур. Изучение механизма трансформации клетки, т. е. превращения из нормальной в раковую, привело в 1970 г. американских ученых Г. Темина и Д. Балтимора к открытию явления обратной транскрипции. Вирус саркомы Рауса содержит фермент, называемый обратной транскриптазой. Этот фермент осуществляет синтез двуцепочечной ДНК, используя в качестве матрицы одноцепочечную вирусную РНК. Образовавшаяся молекула ДНК может встроиться в хромосому клетки-хозяина. Такой процесс встраивания в хромосомную ДНК называют интеграцией. Вирусный геном в форме интегрированной ДНК, синтезированной по проникшей в клетку вирусной РНК с помощью обратной транскриптазы, называют провирусом. Провирус становится частью генетического материала клетки, реплицируется вместе с клеточной ДНК и при делении передается дочерним клеткам. В скрытой форме провирус может пребывать бесконечно долгое время, переходя от родителей к потомкам через сперматозоид или яйцеклетку. Канцерогенные, т. е. приводящие к раку, факторы, такие, как рентгеновские лучи, табачный дым, асбестовая пыль, некоторые продукты переработки нефти, бензол и др., могут активировать провирус в отдельных клетках. В них образуются вирусные РНК и белки, происходит злокачественная трансформация.


Урок биологии в 11 классе на тему

Цель урока: изучение особенностей неклеточных форм жизни.

Задачи урока: 1. Обучающая. Формировать знания о неклеточных формах жизни – вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации, размножении. Познакомить с разнообразием вирусных заболеваний и методами их профилактики. 2. Развивающая. Развивать умения: видеть проблему и находить пути её решения, икать ответы на поставленные вопросы; формировать навыки работы с дополнительными источниками информации. 3. Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение у учащихся при работе в паре и в группе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-поиск с использованием технологии развивающего обучения.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал на каждую парту с информацией о разных вирусах, рабочие листы у каждого на парте, словарь новых терминов на каждой парте.

Ход урока: I. Организационный момент. Знакомство с рабочими листами. (Приложение 1)

II. Актуализация знаний.

Учитель: На уроках мы изучили строение и особенности процессов жизнедеятельности клеточных организмов: прокариотических и эукариотических, представителей царства Растений, Животных, Грибов, Бактерий. Однако, существуют ещё неклеточные формы жизни - Вирусы.

Что вам известно о вирусах? (Это клеточные паразиты, возбудители опасных заболеваний). Сегодня на уроке нам предстоит более подробно познакомиться с вирусами и ответить на ряд сложных вопросов.

III. Основная часть.

Учитель: Немного из истории открытия вирусов.

Лишь в 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский (), продолжая в Никитинском ботаническом саду (под Ялтой) и ботанической лаборатории Академии наук заниматься поисками возбудителя болезни табачной мозаики, приходит к выводу, что мозаичная болезнь табака вызывается бактериями, проходящими через фильтры Шамберлана. Возбудитель мозаичной болезни называется Ивановским, то “фильтрующимися” бактериями, то микроорганизмами.

Увидеть вирус удалось лишь в электронном микроскопе спустя 50 лет после их открытия. Впервые был сфотографирован именно вирус табачной мозаики (ВТМ), который является наиболее изученным. Но ученый мир не сразу признал природу вирусов.

Учитель: О каких особенностях вирусов свидетельствует история их открытия? (маленьких размерах) С момента открытия вирусов возникло немало вопросов. И сегодня мы должны ответить на эти вопросы и сделать вывод о происхождении вирусов. ( Цели и задачи урока для учащихся на слайде) ли и задачи урока для учащихся на слайде тических

Цель урока: Найти ответ на вопрос: вирусы - это существа или вещества, они живые или неживые?

В течение урока мы будем заполнять таблицу:

Характерные особенности вируса

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

Учитель: Какие определения даны вирусам в справочной литературе?

Работа класса с информационными – листами и последующая фронтальная беседа.

Учитель: Вирусов существует очень много. Предлагаю познакомиться подробнее со строением некоторых из них. Информацию вы найдёте у себя на парте. Изучите её и расскажите остальным.

Работа в группах – знакомство с информацией о вирусах в течение 5 минут по информационным листам.

Рассказы учащихся о вирусах в течение 3-х минут в сопровождении слайдов по предложенному плану.

Учитель: Что же представляет собой вирус? Подпишите его части на схеме в рабочем листе.


Схематичное строение вируса: 1 - сердцевина (ДНК или РНК ); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).

Вирусы очень разнообразны. Они отличаются формой и величиной частиц, типом симметрии.

Давайте попробуем классифицировать вирусы. Что можно положить в основу их классификации? ( Наличие определённой нуклеиновой кислоты, наличие или отсутствие внешних оболочек, тип симметрии).

Пример похожей классификации вы можете увидеть на слайде.

Учитель: Мы убедились, что вирусы не имеют клеточного строения. А как же осуществляются их процессы жизнедеятельности?

Предварительно вы разбились на три группы. Каждая получила на прошлом уроке задание. Расскажите коротко и понятно как осуществляется:

Учитель: Итак, вы познакомились с вирусами и заполнили таблицу. Давайте ее проверим.

Характерные особенности вируса

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

1. Способность к размножению

1. Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого

1. Очень маленькие размеры

2. Не потребляют пищи

2. Простота организации (нуклеиновая кислота + белок)

3. Не вырабатывают энергии

З. Занимает пограничное положение между неживой и живой материей

4. Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды

4. Носитель наследственной информации либо ДНК, либо РНК

5. Нет обмена веществ

6. Имеют неклеточное строение

Вывод (формулируют учащиеся): вирусы обладают некоторыми свойствами живого организма, находясь в клетке хозяине, а в свободном виде вирусы не обладают признаками живого. Вирусы – это особая группа организмов, занимающая промежуточное положение между живыми организмами и неживой природой.

Учитель: А как возникли вирусы? Как вы думаете? (ответы учащихся)

Это ещё один сложный вопрос. Происхождение вирусов в процессе эволюции пока неясно. Их зависимость от других организмов, в клетках которых они растут и размножаются, дает основание считать, что они появились не раньше клеточных организмов. Предполагается, что вирусы представляют собой сильно дегенерировавшие клетки или их фрагменты, утратившие в процессе приспособления к паразитизму все, без чего можно обойтись (клеточную стенку, цитоплазму с органеллами), за исключением своего наследственного аппарата в виде нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) и защитного аппарата в форме белковой капсулы.

Существует целая наука, изучающая вирусы – вирусология. Как вы думаете, какова её главная задача? (профилактика болезней) Действительно, важно научиться лечить и предупреждать болезни. Однако, вирусология – наука, быстро развивающаяся и очевидно её задачи более разнообразны. О том, как можно использовать вирусы мы узнаем, прослушав сообщение.

IV. Рефлексия. Давайте ответим на поставленные в начале урока задачи:

1. Что нового вы узнали о вирусах?

2. Какая особенность вирусов, вас больше всего удивила?

3. И всё-таки вирус – существо или вещество?

Д/З § 16-17, стр.92, вопросы.

Пономарева : 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Графф, 2009.

Шапиро : 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Графф, 2008.

, Шапиро : 10-11 классы: методическое пособие.- М.: Вентана-Графф, 2008.

Рабочий лист ________________________________________________________________

Тема урока. Вирусы – неклеточные формы жизни.

Вопросы и варианты ответа.

Правильный ответ (буква)

Что кодирует ген? а) последовательность аминокислот в белке; б) последовательность моносахаридов в углеводе; в) последовательность карбоновых кислот в жире.

Укажите пары комплементарных нуклеотидов в ДНК? а) адениловый – гуаниловый; б) гуаниловый – цитидиловый; в) тиминовый – урациловый.

Что необходимо для репликации ДНК? а) ДНК-полимераза; б) РНК - полимераза; в) АТФ.

Что такое транскрипция? а) удвоение ДНК; б) синтез и-РНК; в) синтез полипептидной цепи на и-РНК.

Что является матрицей для транскрипции? а) и-РНК; б) ген; в) кодирующая цепь ДНК.

Как называют свойство генетического кода, которое заключается в том, что одну аминокислоту кодирует не один, ни два, а три нуклеотида? а) специфичность; б) вырожденность; в) триплетность.

Какое свойство кода называют универсальностью? а) один кодон кодирует одну аминокислоту; б) у всех организмов Земли генетический код одинаков; в) одну аминокислоту могут кодировать до 6 кодонов.

Участок молекулы ДНК (обе цепи), с которых начинается транскрипция, содержит 30 000 нуклеотидов. Сколько нуклеотидов потребуется для транскрипции? а) 30 000; б) 15 000; в) 60 000.

Сколько кодовых триплетов кодирует всё многообразие аминокислот, входящих в состав белков? а) 20; б) 64; в) 61.

II. Основная часть урока.

1. Внимательно слушай учителя, допиши предложения:

Вирусы были открыты в ………………….году.

Вирусы были открыты русским учёным …..

2. На схеме строения вируса подпишите его части:


3. Ответьте на вопрос: чем вирусы отличаются друг от друга?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.