Биология 10 класс вирусы технологическая карта урока


Технологическая карта урока "Неклеточные формы жизни: вирусы" соответствует требованиям ФГОС второго поколения и реализует системно-деятельностный подход

Скачать:

Вложение Размер
virusy.doc 121 КБ

Предварительный просмотр:

Неклеточные формы жизни: вирусы

Целевые ориентации урока

  1. Предметные : обеспечить усвоение учащимися знаний о строении вирусов и их роли в природе и жизни человека; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма
  2. Метапредметные: содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать интерес к учению через ИКТ
  3. Личностные: содействовать воспитанию у учащихся толерантности, бережного отношения к своему здоровью

Основное содержание темы

Вирусы – неклеточная форма жизни, их строение и размножение. Вирусы как возбудители болезней. Жизненный цикл бактериофага. ВИЧ. СПИД.

Термины и понятия

Вирус. Бактериофаг. ДНК. РНК. Капсид. Ретровирусы. ВИЧ. СПИД. Эндоцитоз, экзоцитоз.

формирование познавательных интересов;

осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;

формирование личностного отношения к изучению материала.

Общеучебные : умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с различными источниками информации

Логические : поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки

Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, умение находить общее решение

Ученик должен знать: строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий

Ученик должен уметь: пользоваться терминологией, объяснять причины заболевания СПИДОМ, использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний

Организация образовательного пространства

Экология человека, информатика,

Информационный материал: информационные тексты, таблицы, рисунки учебника, видеофрагменты.

Раздаточный материал: карточки с таблицей суждений

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода

I этап. Мотивация к деятельности

-стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации на примере познавательной задачи;

- проявлять позитивное отношение к процессу;

-помочь осознать необходимость приобретения новых знаний о вирусах

Задание 1. Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Ребята, когда я готовилась к сегодняшнему уроку, среди прочей информации мне встретилась такая, что заставила меня ужаснуться. Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года из 7,1 млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. человек больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. человек. В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1.01.1987 по 1.01.2013г. выявлено 720014 случаев ВИЧ, из них уже умерли около 30000 чел. В Оренбургской области выявлено 31943 ВИЧ-инфицированных, умерло от ВИЧ-инфекции 5203 человека, от СПИДа – 1300 человек.

О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответ учащихся).
Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Цель: знать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

Задание 2. Определите правильность суждения о вирусах(если согласны, ставьте - (+), если нет - (-)

До изучения темы

После изучения темы

1. Вирусы – это обноклеточные организмы


Цель урока:

Формирование естественнонаучного мировоззрения и биологического мышления на основе осмысления роли неклеточных форм жизни в системе органического мира.

Задачи урока:

- развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;

- познакомить учащихся с историей открытия вирусов;

- изучить строение и классификацию вирусов;

- познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов их значением;

- сформировать знания о мерах предупреждения заболевания СПИДом.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Сегодня на уроке мы откроем новые тайны. Мы продолжим учиться работать в парах, выслушивать мнение друга, оценивать свою работу и работу своих товарищей.

- Как вы думаете, справимся ли мы с поставленными задачами?

- Желаю вам успехов.

2. Целеполагание и мотивация.

1. Аналитическая беседа: актуализация имеющихся знаний, выделение базового понятия: что мы знаем о вирусах?

Ребята, при подготовке к уроку у меня родились такие строки:

Итак, начнем, ребята, сегодняшний урок!

Все, что здесь услышите, окажется вам впрок.

Что такое вирусы и есть ли от них вред,

Сегодня на уроке найдете вы ответ.

Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о вирусах.


1. Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей.

2. Почему же до сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств, против СПИДа?

Выявление имеющихся знаний у обучающихся.

2. Выполнение практической работы: составление кластера.

Раздача графической заготовки кластера (одну на парту) (Приложение 1)

А что мы не знаем о вирусах, неклеточных формах жизни?

(выявление области незнания, затруднения, формулировка толстых и тонких вопросов)

Создание проблемной ситуации.

Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы.

Выполнение практической работы: Чтение текста с маркировкой

Я вам предлагаю работу в парах. Каждая пара работает в своем информационном поле, изучает определённую информацию на своих сайтах:

В ходе работы с информацией вы должны заполнить таблицу. Отметить для себя знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся у Вас знаниям.

Весь материал - в документе.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Каменный Брод муниципального района

Челно-Вершинский Самарской области

открытого урока биологии в 10 классе

(Школьное методическое объединение учителей естественнонаучного цикла)

Етриванова Евгения Викторовна

Технологическая карта урока биологии в 10 классе

Урок изучения нового материала

Формирование естественнонаучного мировоззрения и биологического мышления на основе осмысления роли неклеточных форм жизни в системе органического мира.

-развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;

-познакомить учащихся с историей открытия вирусов;

-изучить строение и классификацию вирусов;

-познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов их значением;

-сформировать знания о мерах предупреждения заболевания СПИДом.

-развивать творческое мышление, коммуникативные компетенции;

-формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами;

развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

развивать навыки работы с текстом, обобщать полученную информацию;

вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу;

развивать логическое мышление, интерес к предмету биология;

развивать образное мышление;

уметь отстаивать свою точку зрения.

вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу.

-формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением;

-создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

-обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;

-создать условия для формирования навыков работы в группе;

-научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу;

-воспитывать культуру общения учащихся.

Планируемый результат обучения

-объясняет особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов;

-характеризует роль вирусов как возбудителей болезней и как переносчиков генетической информации;

-обосновывает меры профилактики вирусных заболеваний;

Коммуникативные: умение работать в группе (планировать работу, распределять её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог); умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи, построения логических рассуждений.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять главное отличие вирусов от других представителей органического мира, углубление знаний о неклеточных форм жизни.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету изучения.

Вирусы - неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

План изучения нового материала

Капсид, бактериофаг, внутриклеточные паразиты, неклеточные формы жизни.

Изучение нового материала

Урок - практическая работа

Развития критического мышления

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ камера, мультимедиа,

Ресурсы сети Интернет (сайты, посвященные неклеточным формам жизни)

ЦОРы (конвекционные, программированные, комбинированные)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

выход в Интернет, локальная сеть, программное обеспечение SMART Notebook,

программы Microsoft Office (Power Point, Word);

Образовательные ресурсы Интернет

формирование способности к организации своей деятельности

Сегодня на уроке мы откроем новые тайны. Мы продолжим учиться работать в парах, выслушивать мнение друга, оценивать свою работу и работу своих товарищей.

- Как вы думаете, справимся ли мы с поставленными задачами?

- Желаю вам успехов.

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Целеполагание и мотивация

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку.

оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений

Личностные УУД:вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика.

Познавательные УУД: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

1.Аналитическая беседа: актуализация имеющихся знаний, выделение базового понятия: что мы знаем о вирусах?

Ребята, при подготовке к уроку у меня родились такие строки:

Итак, начнем, ребята, сегодняшний урок!
Все, что здесь услышите, окажется вам впрок.
Что такое вирусы и есть ли от них вред,
Сегодня на уроке найдете вы ответ.

Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о вирусах.

1. Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей.

2. Почему же до сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств, против СПИДа?

Выявление имеющихся знаний у обучающихся.

2. Выполнение практической работы: составление кластера.

Раздача графической заготовки кластера (одну на парту) (Приложение 1)

А что мы не знаем о вирусах, неклеточных формах жизни?

(выявление области незнания, затруднения, формулировка толстых и тонких вопросов)

Оформление их в таблице. Слайд №3

Что такое вирусы?

Почему вирусы относят к неклеточным формам жизни?

Где можно обнаружить вирусы?

Какое значение играют вирусы в природе и жизни человека?

Какие бывают вирусы?

Почему вирусы проходят через биологические фильтры?

Какие заболевания животных вызывают вирусы?

Почему вирусу СПИДа до сих пор не создана вакцина?

Кто открыл вирусы?

Почему человека и животных многократно вакцинируют от различных вирусных заболеваний?

Открытие вирусов

В 1892 году Д.И. Ивановский (см. Рис. 1), изучая мозаичную болезнь табака (см. Рис. 2), установил, что причиной заболевания является некое инфекционное начало, содержащееся в листьях больных растений, которое проходит через фильтр, задерживающий обыкновенные бактерии. Если профильтрованный сок внести в листья здоровых растений, то они также заболевают мозаичной болезнью.


Рис. 1. Д.И. Ивановский


Рис. 2. Мозаичная болезнь табака

В 1898 году независимо от Ивановского аналогичные результаты получил голландский микробиолог М. Бейеринк. Однако он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывают не мельчайшие бактерии, а некое жидкое заразное начало, которое он назвал фильтрующим вирусом.

Размеры вирусов определяются нанометрами (20-200 нм), поэтому их изучение началось после открытия электронного микроскопа. В настоящее время описаны вирусы практически всех групп живых организмов.

Строение вирусов

Вирусы – неклеточные формы жизни. Они состоят (см. Рис. 3) из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид. У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.


Рис. 3. Строение вируса

Вирусы не способны к самостоятельной жизнедеятельности. Они могут проявлять свойства живого, только попав в клетку-хозяина. Они используют потенциал и энергию этой клетки для создания своих новых вирусных частиц, следовательно, вирусы являются внутриклеточными паразитами.

Размножение вирусов

Обычно вирус связывается с поверхностью клетки-хозяина и проникает внутрь. Каждый вирус ищет своего хозяина, то есть клетки строго определенного вида. Например, вирус – возбудитель гепатита (желтуха) проникает и размножается только в клетках печени, а вирус эпидемического паротита (свинка) – только в клетках околоушных слюнных желез человека.

Проникнув внутрь клетки-хозяина, вирусная ДНК или РНК начинает взаимодействовать с ее генетическим аппаратом таким образом, что клетка начинает синтезировать белки, свойственные вирусу (см. Рис. 4).


Рис. 4. Схема репродукции вируса

При заражении ретровирусом (например, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)), у которого в качестве генетического материала используется молекула РНК, наблюдается другая картина. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция. То есть на основе вирусной РНК синтезируется вирусная ДНК, которая встраивается в ДНК человека. Такой тип взаимодействия вируса с клеткой называется интегративным, а встроенная в состав хромосомы клетки ДНК вируса называется провирусом. Далее провирус реплицируется (удваивается) в составе хромосомы и переходит в геном дочерних клеток. Однако под влиянием некоторых физических и химических факторов провирус может выщепляться из хромосомы клетки и переходить к продуктивному типу взаимодействия, то есть синтезировать новые вирусные частицы.

При заражении ВИЧ человек чувствует себя здоровым, пока вирусный генетический материал встроен в хромосому человека. Однако при выщеплении этого вирусного генетического материала из клетки она начинает образовывать новые вирусные частицы, вследствие чего развивается смертельное заболевание – синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний человека: корь, грипп, оспа, краснуха, энцефалит, свинка, гепатиты, СПИД. Известен также целый ряд заболеваний растений, вызываемых вирусами, например мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов или скручивание листьев картофеля. Всего описано около 500 видов вирусов, поражающих клетки позвоночных животных, и около 300 вирусов растений. Некоторые вирусы участвуют в злокачественном перерождении клеток и тем самым провоцируют онкологические заболевания.

ДНК- и РНК-содержащие вирусы

В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

Одноцепочные РНК-содержащие вирусы подразделяются на:

1. Плюс-нитевые (положительные). Плюс-нить РНК этих вирусов вы­полняет наследственную (геномную) функцию и функцию информационной РНК (иРНК).

2. Минус-нитевые (отрицательные). Минус-нить РНК этих вирусов выпол­няет только наследственную функцию.

К РНК-содержащим вирусам относятся более
вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ. Также существует специфическая группа вирусов – арбовирусы, которые переносятся членистоногими.

Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека или герпес, гепатит В (гепатит А и гепатит С вызывается РНК-содержащими вирусами).

ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.

Вирус гепатита С

По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный (см. Рис. 5).

В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.


Рис. 5. Гепатит С

Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем.

В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.

Бактериофаги


Рис. 6. Бактериофаг (Источник)

Особую группу вирусов составляют бактериофаги (или просто фаги), которые заражают бактериальные клетки (см. Рис. 6). Фаг укрепляется на поверхности бактерии при помощи специальных ножек и вводит в ее цитоплазму полый стержень, через который проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь бактериальной клетки, а капсид остается снаружи. В цитоплазме начинается репликация генетического материала фага, синтез его белков, построение капсида и сборка новых фагов. Уже через 10 мин после заражения в бактерии формируются новые фаги, а через полчаса бактериальная клетка разрушается, и из нее выходят около 200 заново сформированных вирусов – фагов, способных заражать другие бактериальные клетки (см. Рис. 7). Некоторые фаги используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.


Рис. 7. Схема размножения бактериофага (Источник)

Список литературы

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
  2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. – 2-е изд., переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 стр.
  3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Технологическая карта урока по ФГОС в 10 классе по теме "Вирусы". Урок освоения новых знаний с применением групповой работы.

Познакомить обучающихся с историей открытия вирусов;

Изучить строение и классификацию вирусов;

Познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов

Сформировать знания о мерах предупреждения заболевания СПИДом.

Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами;

Развитие коммуникативных умений учащихся;

продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями;

Развитие логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.

Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;

Создать условия для формирования навыков работы в группе;

Научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу;

Воспитание культуры общения учащихся.

Предметные: Обучающиеся должны:

- знать строение вирусов и их роль в природе и жизни человека;

- характеризовать особенности внутриклеточного паразитизма;

- установить взаимосвязи взаимосвязи между строением вирусов и их жизнедеятельностью.

Познавательные. Обучающиеся должны уметь:

- применять логические приёмы анализа – синтеза, сравнения, систематизации для осмысления информации;

- выявлять причинно – следственные связи между строением организма и особенностями его жизнедеятельности на примере вирусов.

Регулятивные. Обучающиеся должны уметь:

- распределять рабочее время на выполнение различных заданий;

- корректировать правильность выполнения заданий
Коммуникативные: Обучающиеся должны уметь:

- давать устные ответы, формировать предположения в поиске ответов на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии.

- работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Личностные: формирование у обучающихся научного мировозрения, включающего знания об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов.

Тип урока: урок открытия и усвоения нового материала.

Технология обучения: проблемное обучение.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый

Ключевые понятия: вирус, вирусология, генетический материал (ДНК или РНК), капсид, бактериофаг, ВИЧ, гепетит, оспа, корь и др.

Технологическая карта урока

Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

Слушают, приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок

Личностные; формирование аккуратности, ответственности, доброжелательного отношения к людям, которые интересуются учебным процессом.

Мотивация и целеполагание

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней). Обнаружить не удавалось.

- Как вы думаете, почему? Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь?

- Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

- Вспомните, что вы знаете о вирусах из предыдущих курсов?

- Что нового хотите узнать?

- Какова ваша цель и задачи на уроке?

- Чем воспользуетесь, чтобы достичь этой цели?

Перед учениками ставиться проблема, они предлагают пути её решения. Таким образом, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цели.

Пробуют отвечать на вопросы.

целеполагание, планирование, способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: систематизируют материал, полученный на предыдущих уроках;

Открытие новых знаний

После завершения работы группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

Работают в группах с информацией.

Формулируют и записывают выводы.

Представляют результаты работы групп всему классу. Ребята отвечают устно, используя презентацию учителя.

Вирусы и о вирусах

Познавательные: поиск и использование нужной информации, построение сообщений, умения анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: планирование путей и средств достижения целей и способности ставить учебные задачи, способности к проектированию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать своих сверстников, выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Личностные: развитие активности, быстродействия, доброжелательного отношения к одноклассникам, положительных эмоций, творческих способностей

Предлагает ответить на вопросы.

1.Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

2. Вирусы – это существа или вещества?

3. Тестирование (приложение 2)

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест и взаимопроверку.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выполнять тестовые задания

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Личностные: формирование нестандартного мышления при решении конкретных задач.

Предлагает вернуться к целям урока.

В рабочих листах, пожалуйста, проанализируйте таблицу (обведите нужный для вас ответ)

Узнал много нового

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку.

Коммуникативные: умения слушать друг друга, речевую деятельность; умение выражать правильно и кратко свои мысли.

Познавательные: умения строить высказывания, анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию.

Признание ценности здоровья

Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа

Творческое задание, Написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом.

Познавательные: систематизируют, обобщают изученное; применяют знания в типичной и нестандартной ситуации

Коммуникативные: слушают объяснение учителя, задают уточняющие вопросы.

Задание 1. Пользуясь дополнительным материалом, выясните историю открытия вирусов.

В переводе с латинского "вирус" означает "яд". Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы называется - вирусология.

Задание 1. Пользуясь п.20, и дополнительным материалом, выяснить классификацию вирусов. Информацию о вирусах занесите в тетрадь

Вирусы могут различаться:

Простые, или безоболочечные, вирусы состоят из нуклеиновой кисло­ты и белковой оболочки, называемой капсидом. Капсид состоит из повторяющихся морфологических субъединиц — капсомеров. Нуклеиновая кислота и капсид взаимодействуют друг с другом, образуя нуклеокапсид.

Сложные, или оболочечные, вирусы снаружи капсида окружены ли-попротеиновой оболочкой (суперкапсидом, или пеплосом). Эта оболоч­ка является производной структурой от мембран вирус-инфицированной клетки. На оболочке вируса расположены гликопротеиновые ши­пы, или шипики (пепломеры). Под оболочкой некоторых вирусов нахо­дится матриксный М-белок.

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа)
2. РНК-содержащие (корь, бешенство)

1. С высокой специфичностью (грипп свиней)
2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)

1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)
2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)

По химическому составу

По отношению к хозяину

Задание 1. Пользуясь п.20, рисунками учебника и дополнительным материалом, выявить характерные особенности вирусов: сходство с живыми организмами, отличие от живых организмов и специфические черты. Информацию о вирусах занесите в тетрадь.

Вирус (от лат. virus-яд) - микроскопическая частица, способная инфицировать

клетки живых организмов

Вирусы неклеточные формы жизни, т.е. имеют неклеточную природу

Вирусы являются облигатными внутриклеточными паразитами (ведут только паразитический образ жизни и не выживают без связи с хозяином)

Мельчайшие живые организмы

Размеры варьируют от 20 до 300нм

В среднем в 50 раз меньше бактерий

Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа

Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки - хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. В зависимости от того какой нуклеиновой кислотой представлена их генетическая информация они подразделяются на РНК и ДНК содержащие.

Вирусы являются самой распространенной формой существования органической материи на планете по численности своей популяции, и, по-видимому, одной из самых распространенных по биомассе: воды мирового океана содержат колоссальное количество бактериофагов (около 1011 частиц на миллилитр воды) (показываем пробирку с водой).

Согласно последним исследованиям, геном человека более чем на 30% состоит из информации, кодируемой вирусоподобными элементами.

Задание 1. Пользуясь п.20, рисунками учебника и дополнительным материалом, выясните, каковы основные этапы жизнедеятельности вирусов.

Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Задание 1. Пользуясь п.20 и дополнительным материалом, выясните, какие заболевания животных, растений и человека вызваны вирусной природой? Каковы основные пути передачи вирусов?

Задание 2. Какое значение имеют бактериофаги для человека? Информацию о вирусах занесите в тетрадь

Вирусы могут поражать разнообразные группы организмов от бактерий до человека. Вирусы, как возбудители заболеваний человека, животных, растений и микроорганизмов, известны со времен глубокой древности. Найден папирус с описанием оспы, бушевавшей в Древнем Египте около 4000 лет до нашей эры (демонстрация слайда). В истории нашей страны не раз случались повальные эпидемии оспы. В XIII веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. В средние века в одной только Европе ежегодно заболевало оспой 10 млн и умирало до 2 млн человек. Об искоренении оспы было объявлено только в 1980 г. на Ассамблее Всемирной организации здравоохранения.

Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время. Среди детских болезней частой является корь. В мире от кори ежегодно погибает около 2 млн детей. В странах с жарким климатом наиболее массовой причиной смерти детей первого года жизни являются вирусные желудочно-кишечные заболевания.

Характер эпидемий, повторяющихся из года в год, носит такое заболевание вирусной природы, как грипп (демонстрация слайда).

Вирусы вызывают у человека гепатит, краснуху, свинку, полиомиелит, клещевой энцефалит и др.

Вирусы не только вызывают инфекционные болезни, но и могут быть причиной доброкачественных и злокачественных опухолей, а также заболеваний крови (лейкозов).

Вирусные заболевания встречаются не только у людей, но и у животных и растений. Это ящур и лейкоз у крупного рогатого скота, рожистое воспаление у свиней, чума у птиц и свиней и др. У растений вирусное заражение вызывает опухолевые разрастания, задержку роста, морщинистость и карликовость побегов и листьев, нарушение окраски цветков (демонстрация слайда).

Основными путями передачи вирусной инфекции являются:

Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (вирусный гепатит А, Е и др.)

Парентеральный (или через кровь), при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Главным образом это происходит при манипуляции зараженными хирургическими инструментами или шприцами, при незащищенном половом контакте, а также трансплацентарно от матери к ребенку. Таким путем передаются хрупкие вирусы, быстро разрушающиеся в окружающей среде (вирус гепатита В, ВИЧ, вирус бешенства и др.).

Дыхательный путь, для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи, при котором вирус попадает в организм человека вместе с вдыхаемым воздухом, который содержит частицы мокроты и слизи выброшенных больным человеком или животным. Это наиболее опасный путь передачи, так как с воздухом вирус может переноситься на значительные расстояния и вызывать целые эпидемии. Так передаются вирусы гриппа, парагриппа, свинки, ветряной оспы и др.

1981 году в Сан-Франциско были выявлены люди, пораженные тяжелыми формами разных заболеваний. Анализ крови показал, что у этих людей снижен иммунитет, что было вызвано поражением клеток крови. Этот вирус и был назван ВИЧ. Сейчас в мире болеют СПИДом более 4 миллионов человек, только в России - более 15 тысяч выявленных и столько же являются носителями.

Пути передачи ВИЧ-инфекции:

От матери к ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении,

Через кровь: при переливании крови, при пересадке органов, тканей,

При использовании загрязненных мед. инструментов (шприц наркомана)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.