Анализы на антитела к вирусам у ребенка перед прививкой

Этой темой я занимаюсь больше 20 лет. И как школьная медсестра, которая замечала чересчур много "нестыковок" в рядовой прививочной деятельности для детей с 7 до 16 лет (через меня прошло более 2500 школьников). И как мама четверых детей и "домашний доктор" для своих многочисленных племянников, а теперь и для внуков.

Начну с главного.

Как известно, под прививкой понимается СПЕЦИАЛЬНОЕ внедрение в организм какого-либо антигенного материала (в виде вакцины) – для того, ЧТОБЫ ОРГАНИЗМ ВЫРАБОТАЛ АНТИТЕЛА к этому заболеванию. Тогда повторная встреча с этой инфекцией происходит более спокойно: человек или не заболевает или переносит данную болезнь достаточно легко. Это общепринятое описание действия прививки (то, чего ждут от неё).

Искусственные прививки (как и антибиотики) – важное достижение нашей науки. Поэтому я отношусь к ним с уважением. Однако никак не могу согласиться с той СИСТЕМОЙ проведения прививок, которая сейчас существует в нашей стране. Попытаюсь объяснить своё сегодняшнее отношение к вакцинопрофилактике (т.е. профилактике инфекционных заболеваний с помощью вакцин), основываясь на собственном опыте и доступной мне информации.

Итак, по моему опыту – в том числе 7-летнему опыту работы в медицинском кабинете школы (более 1800 детей), где основная работа сводилась к охвату детей прививками и реакцией Манту, - есть два разных подхода родителей к вопросу о прививках:

Сама я проходила разные этапы взаимоотношений с прививками.

Во время учебы в медучилище я больше склонялась к подходу № 1. И спорила с БП о необходимости прививок… Тем более, что заболевания-то – Дифтерия! Столбняк! Полиомиелит! – кто же хочет, чтобы ребенок ими болел?! Как же не прививать?! – так думала я…

Не может быть! Я сама проходила практику в отделении, куда попадали дети с сильнейшими аллергическими реакциями после прививки от кори! Именно поэтому перед ревакцинацией стало обязательным проведение анализа крови на РПГА! Столкновение иммунитетов – это ужасно. Без анализа крови делать прививки против кори абсурдно! (почти дословно привожу её слова)

И эта врач, действительно, не стала делать прививки – она ушла из школы. Не стала делать прививки без анализа крови на РПГА и я – отправляла родителей самостоятельно сдавать этот анализ. Но в скором времени и я ушла из школы (в очередной декретный отпуск), и что сейчас делают в школах с прививкой против кори - не знаю.

К сожалению, не помню ни имени-отчества-фамилии, ни должности-квалификации тех врачей, с которыми тогда общалась (не задавалась в то время такими вопросами: обычная медсестричка, присланная из городской поликлиники – вроде курьера…). Но результат был таков. На мои объяснения, для чего нужны в нашей поликлинике такие вакцины, я услышала следующее:

- Но ведь у детей нет антител, поэтому решили…

- Кто решил? Что вы в этом понимаете!? Будет распоряжение – будете делать, не будет распоряжения сверху – не будете делать. Это не вам решать.

И всё. Так я ни с чем и вернулась, растерянная и, честно говоря, удрученная – что я сама в этом ничего не понимаю.

Третье наблюдение из моей практики.

Повторюсь. Антитела МОГУТ вырабатываться:

Наблюдение четвертое.

Раз уж стала говорить о реакции Манту, сразу скажу, что кроме того, что эта проба имеет в составе аллергические компоненты, она, как метод выявления туберкулеза, очень неточна!

А есть, оказывается, анализ на ПЦР (крови, мокроты или мочи) – наиболее достоверный метод (90-100% точности), и – безвредный! (если не считать вредом укол, когда сдаете кровь, но при исследовании на ПЦР мочи или мокроты даже этого нет).

Уверена, что не так много медиков знают это, хотя фтизиатры – в курсе. В разговоре с главным фтизиатром одного города осенью 2011 года мне это подтвердили, сказав, что пользуются этим анализом для уточнения диагноза. Однако на мой вопрос:

- Почему же об этом методе не говорят родителям в школах ?! Мол, есть альтернатива пробе Манту и флюорографии – ПЦР, которая не дает побочных эффектов…, – я услышала следующее:

- У вас есть лишние деньги? Пожалуйста - делайте! А у нас медицина – бесплатная. Мы должны охватить ВСЕХ детей… И потом: у нас есть свои начальники.

Наблюдение пятое.

В 1992-1994 годах со стороны местного Санэпиднадзора было требование ко всем общеобразовательным учреждениям нашего города – вплоть до штрафов – вакцинировать против дифтерии ВСЕХ ВЗРОСЛЫХ, работающих с детьми.

Мне пришлось собирать информацию о прививках, сделанных всем работникам школы. Если прививка против дифтерии была сделана более 10 лет назад, надо было делать её ревакцинацию - вакциной АДС-М, чем я лично и занималась…

Что в результате?

Как видите, у меня достаточно поводов засомневаться в том, ГРАМОТНО ли у нас в государстве подходят к такому непростому вопросу, как ПРИВИВКИ.

2. Грудное вскармливание – наилучшая помощь для становления иммунитета ребенка. Во время кормления ребенка грудью (до года, как минимум) ребенок достаточно хорошо защищен материнскими иммуноглобулинами (т.е. готовыми антителами). Однако в первые 3-6 месяцев после рождения лучше избегать мест (в том числе и поликлиник), где возможен контакт с болеющими коклюшем и корью (болезни, тяжело протекающие именно в возрасте до полугода).

3. При решении делать прививки, надо обследовать иммунитет КАЖДОГО ребенка:

  • и ПЕРЕД прививкой – для того, чтобы понять: нужно ли эту прививку делать или иммунитет против этого заболевания уже имеется; а кроме того узнать СОСТОЯНИЕ ВСЕЙ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ хотя бы на предмет иммунодефицита;
  • и ПОСЛЕ прививки – чтобы понять: сформировалась ли защита против болезни (выработалось ли достаточно антител); а кроме этого: ОТСЛЕДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ в иммунной системе организма.

4. Соглашаясь на прививки, делать их минимальное количество – исходя из диагностики и своих личных страхов перед какой-либо инфекцией. При этом обязательно соблюдать дополнительные правила:

И ещё некоторая информация для размышления по отдельным вакцинам:

Конечно, я написала далеко не всё, что НАДО БЫ ЗНАТЬ.

Уверена: нельзя решать такую глобальную задачу, как поддержание иммунитета в должной форме, шаблонным набором вакцин против десятка заболеваний, когда нас окружают сотни возбудителей болезней, видоизменяющихся с такой скоростью, что мы никогда не поспеем за ними со своими вакцинами.

В моих рассуждениях могут быть неточности, ведь я не специалист-иммунолог.

И основная литература:

  1. Г.П. Червонская, Вакцинация без диагностики – профанация в борьбе с инфекционными болезнями. Основы вакцинологии. Академия изучения проблем национальной безопасности, ЦПФС "Единение", Москва, 2011 г.
  2. Александр Коток, Прививки в вопросах и ответах для думающих родителей, Гомеопатическая книга, Новосибирск, 2008 г..

Мне и самой приходилось слышать от медиков, работающих в системе здравоохранения, возмущения (вплоть до насмешек) деятельностью Галины Петровны Червонской и Александра Котока, но реакция недовольства была просто на… их фамилии, и НИ ОДНО из высказываний не было подкреплено какими-либо серьёзными доводами. Такое легко позволяли себе медики, просто НЕ ЧИТАВШИЕ их труды.

Но, к счастью, есть немало думающих врачей, которые с огромным уважением относятся к работам Галины Петровны и поддерживают её концепцию разумного и индивидуального подхода к прививкам (например, мнение онкоиммунолога В.В. Городиловой и педиатра О.И. Калитиевской).

Изучающих эту проблему врачей становится всё больше. Особенно хотелось бы поблагодарить профессора, заведующую кафедрой акушерства Алма-Атинского медицинского института Р.С. Аманджолову (1918-2011 гг), которая посвятила много лет изучению этих вопросов.

Для разнообразия даю ссылку на форум врачей (2005 г.) – как пример того, что каждый, кто там выступает, опирается на СВОЙ опыт, но, увы, не очень доверяет опыту ДРУГИХ (http://www.medico.ru/discussion/paediatrics/paediatrics_032.htm). В результате происходит не диалог, а монолог нескольких врачей. И это, увы, характерно для многих работников медицины: когда нет потребности менять свою точку зрения… Однако там поднимается и много интересных вопросов (например, о строгом температурном режиме при хранении вакцин, разности подхода к вакцинации в других странах и т.д.).

Я очень буду стараться УСЛЫШАТЬ разные точки зрения на проведение прививок. И в будущем обязательно будем вести разговор (возможно, на форуме) о тех самых ИНФЕКЦИЯХ, против которых прививки направлены.

С другой стороны, в наших головах бывает столько предрассудков, которые мешают разобраться, НА ЧТО же именно обращать внимание! Эти предрассудки только усиливают наше беспокойство, которое возникает от… нашего НЕПОНИМАНИЯ и НЕЗНАНИЯ.

Именно поэтому нам, родителям, и надо учиться разбираться во многих вопросах, касающихся здоровья наших детей. Грамотные и умные врачи очень ценят это стремление родителей, и в случае обращения к ним подробно разъясняют тактику и стратегию своих действий. Хорошо бы таким докторам соответствовать ))), чтобы в решении общей задачи – крепкого здоровья наших детей – родители и врачи были помощниками друг другу.

Вопрос прививок – не исключение.

— Стоит ли попросить у педиатра оценить иммунитет ребенка до начала прививок?

2. выявить, нет ли у ребенка антител к инфекциям, против которых его собираются прививать.

Иными словами, родители просят провести исследование специфического и неспецифического иммунитета. Интернет-сообщество усиленно дискутирует на тему, стоит ли ребенку делать иммунограмму перед прививками. Врачи-иммунологи из частных клиник и центров с радостью указанную дискуссию поддерживают (оно и понятно, о таком количестве клиентов можно только мечтать).

Хочется напомнить о том, что основные показатели неспецифического иммунитета, которые включены в иммунограмму, являются чрезвычайно вариабельными, и индивидуальная норма здесь, как нигде, имеет огромное значение.

При оценке показателей иммунограммы рекомендуется учитывать возможность их колебаний в связи с принятием пищи, физической нагрузкой, ощущением страха, временем суток, принимаемыми медикаментами. В связи с этим обстоятельством при диагностике заболеваний иммунной системы решающую роль играют клинические данные, а показатели иммунограммы имеют лишь вспомогательное значение. При этом клиническую значимость демонстрируют показатели, имеющие выраженные (более 40-50% от нормы), стойкие изменения (сохраняющиеся в нескольких анализах, забранных с интервалом не менее 2 недель), и изменения, подкрепленные клиническими симптомами.

Здоровым детям иммунологическое обследование совершенно не нужно.

Иногда приходится сталкиваться с призывами перед вакцинацией определять всем детям уровень общего иммуноглобулина Е — рекомендацией, не имеющей под собой какой-либо рациональной основы. Во-первых, для поствакцинальных аллергических реакций играет роль только предшествующая сенсибилизация антигенами, входящими в состав вакцины. Во-вторых, тщательный сбор анамнеза вполне может заменить определение IgЕ (выявление предшествующих реакций на компоненты вакцины, таких как яичный белок). Без сомнения, могут возникнуть ситуации, когда ребенка с аллергопатологией необходимо обследовать перед проведением прививок. В некоторых случаях также существует необходимость определения перед прививкой иммунного статуса.

Нет никакого смысла массово исследовать иммунный статус или же уровень здоровым детям, в первую очередь такая необходимость возникает в отношении детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, и детей с хроническими заболеваниями, сопровождающимися патологией иммунной системы.

Определение у ребенка перед прививкой уровня специфических антител представляется довольно бессмысленным мероприятием.

Сами по себе антитела к инфекциям у ребенка появиться не могут: их либо получают от переболевшей или привитой матери, либо они образуются при естественной иммунизации. Поскольку на территории России большинство инфекционных агентов в свободной циркуляции отсутствует (к счастью, и пока еще), то о естественной иммунизации говорить не приходится, тем более когда речь идет о детях первого года жизни.

Таким образом, получить антитела ребенок может только внутриутробно от матери (если у матери были антитела, т.е. если мать ранее болела или была привита). Продолжительность жизни материнских антител ограничена: уже к 2-3 месяцам в большинстве случаев они утрачиваются. Наиболее продолжительное время сохраняются антитела к вирусным инфекциям, в некоторых случаях их можно выявить в крови ребенка второго полугодия жизни. Однако исследования показывают, что к возрасту 6 месяцев материнские антитела к кори утрачивают 99% новорожденных от вакцинированных женщин и 95% от женщин, перенесших естественную инфекцию, а к возрасту 12 месяцев уже все дети восприимчивы к данному заболеванию.

Имеет ли смысл определение этих антител, если заранее известно, в каком возрасте их уже не будет? Педиатрический календарь прививок построен с учетом сроков утраты материнских антител и начала периода незащищенности у большинства детей. И даже если у кого-то из детей материнские антитела в небольших концентрациях к 2-3 месяцам жизни еще сохраняются, на эффективность вакцинации неживыми вакцинами это обстоятельство никоим образом не влияет (что доказано многочисленными исследованиями). Эти антитела уже не могут защитить ребенка, т.к. их уровень невелик и снижается с каждым днем.

Антитела как показатель состояния иммунной системы

В организме человека присутствует пять классов иммуноглобулинов: IgA, IgD, IgG, IgE, IgM. Они отличаются по массе, по составу, и, что самое главное, по свойствам.

IgE и IgD содержатся в сыворотке крови в малом количестве и не имеют диагностической ценности. Наиболее значимыми для анализа состояния иммунной системы и постановки диагноза являются IgM, IgA и IgG.

IgM — первый иммуноглобулин, который начинает вырабатывать организм в ответ на инфекцию. Он обладает высокой активностью, стимулирует различные звенья иммунитета. Составляет 10% от всех фракций иммуноглобулинов.

Примерно через пять суток после попадания антигена в организм начинает вырабатываться IgG (70–75% от всех иммуноглобулинов). Он обеспечивает основной иммунный ответ. Более половины всех выделяемых во время болезни иммуноглобулинов относятся именно к этому классу.

IgA в основном локализуется в слизистых оболочках дыхательных путей, желудка, кишечника и мочеполовой системы. То есть там, где болезнетворные микроорганизмы чаще всего проникают в наш организм. Этот класс иммуноглобулинов как бы связывает чужеродные вещества и не дает им прикрепиться к поверхности слизистых оболочек. Доля IgA 15–20% от всего числа присутствующих в организме иммуноглобулинов.

Концентрация антител к определенной инфекции помогает поставить диагноз, определить уровень иммунитета после вакцинации, выявить скрытые заболевания. Чаще всего анализы на антитела назначают при подозрении на такие заболевания (или для контроля их лечения), как:

  • корь;
  • гепатит;
  • ветрянка (ветряная оспа);
  • краснуха;
  • гельминтоз;
  • хеликобактер пилори;
  • лямблиоз;
  • вирус Эпштейна — Барр;
  • полиомиелит;
  • герпес.

Анализ на иммуноглобулины определенного класса могут также назначить также при:

  • сепсисе;
  • ревматоидном артрите;
  • циррозе печени;
  • онкологии;
  • хронических гнойных отитах, менингитах, пневмониях, синуситах;
  • нарушении работы иммунной системы;
  • миеломной болезни;
  • ВИЧ-инфекции.

При выявлении причин бесплодия могут назначить анализ на антитела к ХГЧ или на антиспермальные антитела. При беременности проводится исследование на антитела к резус-фактору.

Анализы на антитела к вирусам и другим инфекционным агентам проводятся исключительно по назначению врача.

Кровь на анализы на антитела сдается натощак. Забор биоматериала осуществляется из вены. Перед проведением исследования пациенту желательно избегать эмоциональных перегрузок, не заниматься тяжелой физической работой, не посещать спортзал и не принимать алкоголь.

Метод ИФА чувствителен даже к небольшому количеству иммуноглобулинов и обладает высокой специфичностью. Это значит, что результаты исследования будут достоверными и точными.

Обычно исследование занимает 1–2 рабочих дня. Некоторые лаборатории готовы выдать срочный результат уже через 2–3 часа, но стоимость будет примерно вдвое выше.

Правильно интерпретировать результаты анализа на иммуноглобулины может только врач. Он учитывает не только показатели в бланке исследования, но и состояние пациента, симптомы заболевания или их отсутствие, данные других исследований.

Каждая лаборатория использует свои тест-системы, потому результаты анализов, проведенных в разных диагностических центрах, могут отличаться. Указанные в статье границы являются ориентировочными.

Нормы общего IgA для детей:

  • до 3 месяцев — от 0,01 до 0,34 г/л;
  • от 3 месяцев до 1 года – от 0,08 до 0,91 г/л;
  • от 1 года до 12 лет:
    • девочки: от 0,21 до 2,82 г/л;
    • мальчики: от 0,21 до 2,91 г/л;

  • 12–60 лет — от 0,65 до 4,21 г/л;
  • После 60 лет — от 0,69 до 5,17 г/л.

  • 12–60 лет — от 0,63 до 4,84 г/л;
  • после 60 лет — от 1,01 до 6,45 г/л.

Иммуноглобулин класса А повышается при хронических инфекциях, при муковисцидозе, при поражении печени. Также антитела этого типа могут активно вырабатываться при аутоиммунных болезнях. Снижение титра антител происходит при атопическом дерматите, некоторых заболеваниях крови и лимфатической системы. А также при нарушении синтеза белковых молекул и приеме некоторых лекарств.

Содержание IgM в сыворотке крови у новорожденных должно быть в пределах 0,06-0,21 г/л.

  • старше 3 месяцев и до 1 года:
    • девочки: от 0,17 до 1,50 г/л;
    • мальчики: от 0,17 до 1,43 г/л;
  • от 1 года до 12 лет:
    • девочки: от 0,47 до 2,40 г/л;
    • мальчики: от 0,41 до 1,83 г/л;

Для женщин: от 0,33 до 2,93 г/л.

Для мужчин: от 0,22 до 2,40 г/л.

IgM повышается при остром воспалении, пневмонии, синуситах, бронхите, болезнях кишечника и желудка. Выход концентрации за верхнюю границу нормы может говорить о поражении печени, паразитарных заболеваниях, а также о миеломной болезни. Понижение уровня IgM наблюдается при нарушениях синтеза белка или поражениях иммунной системы. Это может происходить после удаления селезенки, при большой потере белка, при лечении цитостатиками и другими препаратами, которые подавляют иммунитет, при лимфоме, а также при некоторых врожденных состояниях.

В отличие от предыдущих иммуноглобулинов, уровень IgG отличается у мужчин и женщин с самого рождения.

У представительниц женского пола его нормы составляют:

  • до 1 месяца — от 3,91 до 17,37 г/л;
  • от 1 месяца до 1 года — от 2,03 до 9,34 г/л;
  • в 1–2 года — от 4,83 до 12,26 г/л;
  • старше 2 лет — от 5,52 до 16,31 г/л.

У сильной половины человечества:

  • до 1 месяца — от 3,97 до 17,65 г/л;
  • от 1 месяца до 1 года — от 2,05 до 9,48 г/л;
  • 1–2 года — от 4,75 до 12,10 г/л;
  • старше 2 лет — от 5,40 до 16,31 г/л.

IgG может повыситься при хронических инфекциях, при аутоиммунных заболеваниях, при паразитарных заболеваниях, саркоидозе, муковисцидозе, при поражении печени, миеломе и гранулематозе.

Понижение уровня IgG может наблюдаться при онкологии кроветворной и лимфатической системы, при мышечной дистрофии и некоторых других заболеваниях.

При ВИЧ-инфекции уровень IgG может быть как крайне высоким, так и крайне низким, в зависимости от стадии заболевания и состояния иммунной системы.

С антителами к резус-фактору все немного проще. В норме их не должно быть. Если антитела обнаружены, значит, произошла иммунизация во время предыдущей беременности или при переливании донорской крови.

Аутоантитела в норме также должны отсутствовать. Их наличие говорит о развитии аутоиммунных заболеваний.

Существует огромное количество видов исследований на обнаружение антител. Например, комплексный анализ на TORCH-инфекции (токсоплазма, краснуха, цитомегаловирус, герпес), который необходимо сдавать при планировании беременности, будет стоить 2000–3000 рублей. Анализ на антитела к резус-фактору обойдется примерно в 450–600 рублей.

Анализ на антитела к определенным инфекциям стоит от 350 до 550 рублей. При этом стоит учитывать, что определение, например, IgG и IgM — это два разных исследования, каждое из которых нужно будет оплачивать отдельно.

Определение антиядерных (антинуклеарных) антител обойдется примерно в 500–750 рублей, антиспермальных — 700–1250 рублей, анализ на антитела к тиреоглобулину и тиреопероксидазе стоит примерно 400–550 рублей.

Нужно также заложить в расходы около 120–180 рублей за взятие крови.

Анализ крови для определения уровня иммуноглобулинов проводят многие лаборатории. Но как выбрать ту, где его проведут одновременно быстро, качественно и недорого?

Выбирая лабораторию, обратите внимание на перечень анализов. Чем больше этот список, тем более широкими возможностями для диагностики обладает лаборатория.

Еще один фактор — время, через которое вам обещают результат. Большинство лабораторий отводят на это исследование 2–3 дня, некоторые предоставляют услуги срочного анализа — 1 день.

При заборе крови обратите внимание на процедурный кабинет, его оснащение, используемые расходные материалы. Все должно быть стерильным: обычно прямо при вас медсестра протирает стол, подушечку и т.д. дезинфицирующим средством. Это гарантия вашей безопасности.

Еще один фактор — удобство. Не стоит ехать через весь город, чтобы сдать анализ на антитела на 20–30 рублей дешевле. За время дороги вы можете испытать физические или эмоциональные перегрузки, из-за которых результаты будут искажены.

Итак, выбирайте лабораторию или медицинский центр с современным медицинским оснащением, широким перечнем анализов, находящийся недалеко от вашего дома либо по пути на работу или учебу. Если эта лаборатория работает много лет и успела набрать определенный авторитет среди врачей и пациентов — это дополнительный плюс.

Анализ крови на выявление антител — высокоточный и информативный метод исследования. Его используют как для уточнения диагноза при определенных инфекциях, так и для определения общего состояния иммунной системы или выявления некоторых соматических заболеваний. Но интерпретировать результаты анализа должен врач с учетом всех клинических данных, возраста, пола и состояния пациента.

Под­го­тов­ка к ана­ли­зу на ан­ти­те­ла не от­ли­ча­ет­ся слож­ностью, но все же не­ко­то­рые пра­ви­ла со­блю­дать сто­ит: во-пер­вых, ис­клю­чи­те фи­зи­чес­кие на­груз­ки, в том чис­ле и фи­зио­те­ра­пию, за па­ру дней до ис­сле­до­ва­ния, во-вто­рых, воз­дер­жи­тесь от жир­ной, со­ле­ной и ост­рой пи­щи, ал­ко­го­ля и ко­фе. Если вы при­ни­ма­е­те ка­кие-ли­бо пре­па­ра­ты или не­дав­но пе­ре­нес­ли ка­кое-ли­бо за­бо­ле­ва­ние — со­об­щи­те об этом вра­чу.


Добавлено спустя 10 минут 50 секунд:

Насколько я знаю, что если есть уже иммунитет к этому заболеванию, то прививка может принести вред. Если я не права, то исправьте меня пожалуйста).
И смысл прививки отпадает, если есть иммунитет.

Как обычно, мадам Червонская вводит читателей своих сказок в заблуждение. Насколько мне известно, даже в самых развитых странах мира, никаких "обследований на иммунологический статус с рождения", а также "паспортов иммуностатуса" и "генетических карт" не делается. Но зато, конечно, выражения "генетическая карта" и "паспорт иммуностатуса" очень внушительно выглядят.

К сожалению, мадам Червонская совершенно не в теме. Никакое "обследование на иммунный статус" и никакая "генетическая карта" не позволяют грамотно ответить на вопрос нужно ли прививать ребенка 1-го года жизни от, например, коклюша, кори, гепатита В или дифтерии. Такие обследования нигде в мире не проводятся. Зато есть, например, данные о летальности детей 1-го года жизни при заболевании корью или, например, о проценте хронизации гепатита В (с циррозом и/или раком печени в итоге) у маленьких детей. Очень странно, что мадам Червонская ничего про это не написала.

Цитата:
Насколько я знаю, что если есть уже иммунитет к этому заболеванию, то прививка может принести вред. Если я не права, то исправьте меня пожалуйста).

Поправляю – это не так.

Добавлено спустя 34 минуты 31 секунду:

Добавлено спустя 6 минут 33 секунды:

Я Котоком не зачитываюсь как и Червонской. И Солнышка свой опрос сформировала не как ярый почитатель этих фамилий.

Добавлено спустя 1 минуту 13 секунд:

Добавлено спустя 6 минут 20 секунд:

Цитата:
Но без их идей не обошлось

Конечно. потому что я их считаю думающими людьми. Котока вообще уважаю, хоть и не фанат . И благодарна им за поддержку.

Цитата:
Девочки, вы бы вместо Котока с Червонского кого-нибудь умного почитали
- некрасиво как то.

Добавлено спустя 19 минут 9 секунд:

Думаю, это тема после того, что вы написали неактуальна, предлагаю переместиться в другую тему.

(4) В принципе, вакцины разрабатываются таким образом, чтобы для подавляющего большинства вакцинируемых они были безвредны, и число противопоказаний к вакцинации минимальным. При массовой вакцинации, разумеется, будут вакцинированы и те, кому это не нужно, поскольку у них имеется специфический иммунитет, но это, как показала многолетняя практика, не снижает её безвредности. Е. Пичугина выдвигает много раз рассмотренную и противоречащую стратегии ВОЗ идею индивидуальной иммунизации, разумеется, не массовой, а избирательной с меньшим охватом по результатам предварительных иммунологических обследований. Эта рекомендация непрофессиональна. На практике, какие бы оптимистичными ни были декларации, охват прививками едва достигает 80%, что означает реальную защиту не более 70% детского населения. Для создания коллективного иммунитета к таким контагиозным инфекциям, как коклюш, менингит, корь и ветрянка - этого недостаточно. Воплощение идеи индивидуальной вакцинации не только драматически снизит охват, но и загонит в тупик любую её кампанию объёмом предварительного определения антител или постановки кожных проб, смысл которых доказан только для вакцинации БЦЖ (и осуществляется), но не доказан для других вакцин. При этом неминуемо возрастёт количество некорректных оценок.


Подготовка к вакцинации может улучшить самочувствие пациента после прививки, а также увеличить силу и стойкость формирующегося иммунитета. Перед процедурой необходимо быть уверенным в собственном здоровье или здоровье ребенка. Для этого лучше сдать ряд анализов и посетить специалистов за несколько дней перед прививкой.

Противопоказания к вакцинации

Категорических отводов от вакцинации на сегодняшний день не так уж и много. В прошлом противопоказаний было гораздо больше, но в связи с расширением знаний о последствиях прививок и улучшением качества вводимых препаратов, со временем их количество неуклонно уменьшалось. К абсолютным отводам современные врачи относят:

  • Плохую реакцию на данную вакцину в прошлом (сильное повышение температуры, аллергия, анафилактический шок).
  • Иммунодефициты. Эти состояния не позволят сформировать иммунитет на должном уровне, а при вакцинации живыми микроорганизмами становится возможным заражение.
  • Онкологические заболевания.
  • Беременность (для ряда вакцин).
  • Аллергия на соединения, входящие в состав вакцины.
  • Наличие у пациента инфекции, против которой направлена прививка.

Такие отводы предполагают некоторое условие, не совместимое с вакцинацией в данный момент времени, но допускающие ее в ближайшее время. Конечно, сюда можно отнести и беременность совместно с раковыми заболеваниями, но в связи с длительным периодом их течения традиционно они рассматриваются в предыдущей группе.

Терапевт или педиатр может порекомендовать отложить вакцинацию в следующих случаях:

  • ОРВИ, ОРЗ, прочие воспалительные или простудные заболевания. При течении без осложнений прививку переносят на 1–4 недели.
  • Переливание крови или введение антител внутривенно. В этом случае время до прививки удлиняется на 3 месяца.
  • Недостаточный вес при рождении, недоношенность. График вакцинации составляется индивидуально в зависимости от набора массы тела.
  • Дерматит в активной стадии – наличие пятен или высыпаний, появившихся в течение 3 недель перед прививкой. Срок ожидания определяет дерматолог или аллерголог.
  • Хронические болезни в стадии обострения. Вакцинацию проводят после нормализации состояния пациента.

Каких врачей нужно пройти перед прививкой


Главный специалист, который должен оценить общее состояние пациента – это терапевт или педиатр, если речь идет о ребенке. Именно ему необходимо сообщить обо всех сомнениях (например, ребенок беспокойно спал ночью), симптомах и перенесенных заболевания. При наличии хронических недугов обязательно нужно посетить профильного специалиста.

Традиционно перед первой прививкой в поликлинике дети посещают дополнительно невропатолога, ортопеда (или хирурга), поскольку ее время совпадает с плановым медосмотром. Так же, необходимо пройти невропатолога перед каждой сложной прививкой, например, АКДС. Хотя проблемы с нервной и опорно-двигательной системой невоспалительного характера не являются противопоказаниями для вакцинации, при их обнаружении врач-специалист может сначала порекомендовать решить эти проблемы и отложить вакцинацию, несмотря, на допуск к прививке педиатра.

Анализы перед вакцинацией

Перед прививкой (особенно такой сложной как АКДС) необходимо сдать анализы, о чем вас должен предупредить педиатр. К рекомендуемым можно отнести следующие:

  1. Общий анализ крови. Он покажет наличие в организме воспалительных процессов, аллергии, нарушение обмена веществ, позволит врачу оценить общее состояние пациента. Увеличение или снижение в крови определенных клеток (лейкоцитов) может свидетельствовать о низком иммунном статусе пациента. Возможность вакцинации в данном случае определяет врач.
  2. Анализ крови на антитела к инфекционному агенту, против которого направлена прививка. Эти соединения могут быть сформированы в результате контакт пациента с антигеном в прошлом (в результате болезни или вакцинации) или при инфицировании организма на данный момент времени. При наличии антител прививка не ставится.
  3. Анализ крови на иммунный статус (иммунограмма). Позволяет увидеть полную картину сложившегося у ребенка иммунитета. Это важный момент, поскольку любая прививка – это удар прежде всего на иммунную систему, и если она ослаблена, то вопрос о прививке остается открытым. При обнаружении каких-либо нарушений в иммунном состоянии, врач принимает соответствующее решение.

Некоторые медицинские центры предлагают своим пациентам пройти следующие виды исследований:

  • анализ кала на яйца глистов;
  • анализ мочи;
  • определение уровня иммуноглобулинов класса A, E, M для получения развернутой картины об иммунном статусе пациента;
  • тест на выявление аллергии к данной вакцине;
  • выявление в крови антител к вирусам простого герпеса, Эпштейна-Барр , хламидиям, лямблиям.

Действия перед прививкой, подготовка


За несколько дней до предполагаемой вакцинации необходимо ограничить общение и посещение людных мест. Прогулки разрешены, но важно не допускать перегревания. От активных игр, занятий спортом за 2–3 дня до прививки стоит отказаться. Нельзя делать прививку, если есть реальный шанс заболеть – кто-то из близких заболел.

За 1–2 недели до прививки нельзя вводить ребенку новый продукт, чтобы избежать излишнюю нагрузку на иммунную систему ребенка, вызванную возможной аллергией.

Важно внимательно наблюдать за собственным здоровьем или здоровьем ребенка. Признаками начинающегося заболевания могут быть:

  • беспокойный сон;
  • потеря аппетита;
  • апатия, немотивированные капризы;
  • нарушение стула, запор

Об этих симптомах необходимо сообщить врачу.

В аптеке нужно заранее приобрести анальгетики, жаропонижающие и антигистаминные препараты. Они помогут при головной боли, повышении температуры или аллергической реакции на вакцину. В качестве средства против аллергии лучше не использовать супрастин, поскольку он оказывает возбуждающее действие.

  • Перед выходом из дома померейте ребенку температуру.
  • Желательно, миниум за час перед прививкой ребенка не кормить.
  • Если есть возможность, обязательно попросите кого-то из взрослых сопроводить вас на прививку. Необходимо, уберечь ребенка от заражения какими-либо инфекциями, а очередь в прививочный кабинет, и вообще, детская поликлиника – это высокий риск подхватить ОРВИ, поэтому, лучший вариант – если в очереди посидит кто-то из близких, а мама с ребенком подождут на улице.
  • Важно, не перегреть ребенка перед прививкой. Если, все-таки , малыш сильно вспотел, переоденьте и дайте попить.

С ребенком лучше заранее обсудить предстающую процедуру, спокойно и вкратце рассказать о ее целях. Нельзя пугать детей уколом даже в крайних случаях, они станут воспринимать предстоящую прививку как наказание и будут всячески ей сопротивляться. С собой в поликлинику можно взять любимую игрушку или книжку ребенка, чтобы занять его во время ожидания перед кабинетом. Взрослым перед процедурой также имеет смысл успокоиться, позитивно настроиться.

  • на всякий случай имейте с собой вату и лейкопластырь
  • прививочный сертификат
  • питье для ребенка
  • любимая игрушка

Как себя вести родителям в момент укола, действия медперсонала


В норме в кабинете должно присутствовать два специалиста – медсестра и врач. Врач обязан осмотреть и оценить состояние ребенка. Если у вас есть какие-либо сомнения насчет здоровья ребенка (например, ребенок сутки не какал или у него снизился аппетит), не стесняясь, сообщите врачу о вашем беспокойстве, никто, лучше мамы, не может почувствовать состояние малыша.

Собственно укол может делать любой медицинский работник, но в идеале врач должен контролировать процесс и оказать при необходимости соответствующую помощь, особенно это важно, при постановке БЦЖ – большинство осложнений местного характера вызвано, именно, неправильной техникой введения вакцины.

Предъявить доктору прививочный сертификат.

Все подробности вакцинации и ее возможные последствия у врача лучше узнать до укола,чтобы не продлевать нахождение в кабинете.

Необходимо проследить, чтобы ампула с вакциной была извлечена из холодильника. Это очень важно, поскольку, условия хранения вакцины влияет на ее качество, и соответственно, на риск возникновения осложнений после ее введения.

Ребенка в момент укола нужно успокоить, маленьких детей лучше взять на руки. Не стоит запрещать ребенку плакать, лучшей психологической защитой для него будет сопереживание и сочувствие мамы. Но также не нужно допускать и излишних сантиментов, это может выдать волнение родителей и доставить малышу еще больший стресс.

Пребывание в поликлинике после прививки

Желательно после введения вакцины остаться в медучреждении на 30–40 минут. Это даст возможность медперсоналу оказать врачебную помощь пациенту при развитии острой аллергической реакции – анафилактического шока. Но от контактов с больными лучше воздержаться, чтобы не допустить инфицирования, поэтому, лучшим вариантом для ребенка, будет погулять на улице рядом с поликлиникой.

  • есть ощущение жара, жжения в теле;
  • в месте укола развился отек;
  • тело покрывается сыпью;
  • затруднено дыхание.

Родителям стоит внимательно понаблюдать за своим ребенком и попросить врача осмотреть его, если малыш:

  • чешется;
  • задыхается;
  • выглядит слишком вялым или, наоборот, перевозбужденным;
  • его беспокоит место укола.

Правильная подготовка к прививке может несколько ослабить стресс, оказываемый на организм введением вакцины, но оказать серьезное воздействие на наличие или отсутствие осложнений она не в состоянии. Ведущую роль здесь играют физиологические особенности организма, предрасположенность к аллергии. Повлиять на эти процессы непросто, поэтому даже при соблюдении всех необходимых мер нужно быть готовым к возможным последствиям.

О действиях после прививки, о том, что нельзя делать после вакцинации, читайте здесь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.