5 вирус нарушает функционирование клетки хозяина так как

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.

1. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

2. Неклеточные формы, способные размножаться только проникнув в клетку-мишень, - это

3. Неклеточная форма жизни, состоящая из молекул ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, -

1) бактерия гниения

2) бактерия – сапротроф

4) одноклеточная водоросль

4. Не имеют клеточного строения

5. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки хозяина осуществляют

6. Функционируют только в клетке другого организма, используют его аминокислоты, нуклеотиды, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков –

7. Вирус нарушает функционирование клетки хозяина, так как

1) разрушает клеточную оболочку

2) клетка теряет способность к редупликации

3) разрушает митохондрии в клетке хозяина

4) его ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка

8. Бактериофаг – это вирус, который паразитирует в клетках

9. Организмы, в клетках которых ДНК замкнута в кольцо, это

10. К какой группе организмов относят грибы, клетки которых имеют оболочку, ядро, цитоплазму с органоидами?

11. Организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра, митохондрий, аппарата Гольджи, относят к группе

12. Клетки прокариот, как и эукариот, имеют

3) комплекс Гольджи

13. Растения, грибы, животные – это эукариоты, так как их клетки имеют

1) плазматическую мембрану

2) многочисленные рибосомы

3) оформленное ядро

4) ядерную ДНК, замкнутую в кольцо

14. Грибы – это эукариоты, так как их клетки

1) имеют оформленное ядро

2) не имеют оформленного ядра

3) содержат пластиды

4) окружены клеточной стенкой

15. Сходство клеток прокариот и эукариот состоит в том, что они имеют

2) комплекс Гольджи

16. Как называют организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания?

17. Организмы, которые синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза или хемосинтеза, называют

18. Какие организмы относят к автотрофам?

1) плесневые грибы

2) болезнетворные бактерии

3) хемосинтезирующие бактерии

4) многоклеточные животные

19. Синтез органических веществ из неорганических за счет энергии солнечного света осуществляют организмы

20. Эукариоты с автотрофным способом питания относятся к царству

21. По способу питания большинство покрытосеменных растений относят к группе

22. Способность к хемо-автотрофному питанию характерна для

1) ряда бактерий

23. Кроме растений, к автотрофным организмам относятся

2) бактерии гниения

3) хемосинтезирующие бактерии

4) шляпочные грибы

24. Организмы, которые создают органические вещества из неорганических с использованием энергии, освобождаемой при окислении неорганических веществ, -это

25. Нитрифицирующие бактерии относят к

26. Как называют организмы, питающиеся готовыми органическими веществами?

27. Какой способ питания характерен для большинства животных?

28. В клетках гетеротрофов, в отличие от автотрофов, отсутствуют

29. Для питания грибы-сапротрофы используют

1) азот воздуха и воду

2) углекислый газ и кислород

3) органические вещества отмерших тел

4) синтезированные ими органические вещества

30. Многие грибы и бактерии питаются органическими веществами мертвых тел, поэтому их относят к группе

31. По способу питания гриб-пеницилл относят к организмам

32. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ха­рак­те­ре пи­та­ния раз­ных ор­га­низ­мов?

А. Ор­га­низ­мы, не­спо­соб­ные сами син­те­зи­ро­вать ор­га­ни­че­ские со­еди­не­ния из не­ор­га­ни­че­ских, от­но­сят к ге­те­ро­тро­фам.

Б. Ор­га­низ­мы, спо­соб­ные к син­те­зу ор­га­ни­че­ских ве­ществ за счёт энер­гии, вы­де­ля­ю­щей­ся при окис­ле­нии не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ, от­но­сят к груп­пе хе­мот­ро­фов.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

33. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции?

А. Про­ка­ри­о­ты и мно­гие ви­ру­сы со­дер­жат ге­не­ти­че­скую ин­фор­ма­цию в мо­ле­ку­ле ДНК.

Б. В эу­ка­ри­о­ти­че­ских клет­ках ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал рас­пре­делён в не­сколь­ких хро­мо­со­мах.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

ЧАСТЬ В

1. Какие объ­ек­ты не имеют кле­точ­но­го стро­е­ния?

1) ди­зен­те­рий­ная амёба

2) воз­бу­ди­тель СПИДа

3) вирус та­бач­ной мо­за­и­ки

4) ки­шеч­ная па­лоч­ка

5) виб­ри­он хо­ле­ры

1) не об­ла­да­ют соб­ствен­ным об­ме­ном ве­ществ

2) яв­ля­ют­ся внут­ри­кле­точ­ны­ми па­ра­зи­та­ми

3) спо­соб­ны раз­мно­жать­ся толь­ко внут­ри жи­вот­ных кле­ток

4) не со­дер­жат нук­ле­и­но­вых кис­лот

5) могут быть уни­что­же­ны при­ме­не­ни­ем ан­ти­био­ти­ков

6) не спо­соб­ны к са­мо­сто­я­тель­но­му син­те­зу белка

3.Ви­ру­сы, в от­ли­чие от бак­те­рий,

1) имеют кле­точ­ную стен­ку

2) адап­ти­ру­ют­ся к среде

3) со­сто­ят толь­ко из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты и белка

4) раз­мно­жа­ют­ся ве­ге­та­тив­но

5) не имеют соб­ствен­но­го об­ме­на ве­ществ

6) ведут толь­ко па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни

4. К эукариотам относятся

4) кишечная палочка

5) холерный вибрион

6) туберкулезная палочка

5. Клетки эукариот, в отличие от прокариот, имеют

5) плотную оболочку

6. Автотрофными организмами являются

7.К ав­то­тро­фам от­но­сят

1) спо­ро­вые рас­те­ния

2) плес­не­вые грибы

3) од­но­кле­точ­ные во­до­рос­ли

4) хе­мот­роф­ные бак­те­рии

6) боль­шин­ство про­стей­ших

8. К гетеротрофам относятся

1) белая планария

2) дизентерийная амеба

3) пастушья сумка

5) большой прудовик

6) паслен черный

9. Установите соответствие между особенностью питания и группой организмов.

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ГРУППЫ

А) используют готовые органические вещества ОРГАНИЗМОВ

Б) используют энергию окисления неорганических веществ 1) автотрофы

В) получают пищу путем фильтрации воды 2) гетеротрофы

Г) синтезируют органические вещества из неорганических

Д) используют энергию солнечного света

Е) используют энергию, заключенную в пище

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми об­ме­на ве­ществ и ор­га­низ­ма­ми, для ко­то­рых эти осо­бен­но­сти

ха­рак­тер­ны — ав­то­тро­фа­ми (1) либо ге­те­ро­тро­фа­ми (2)

А) ис­поль­зо­ва­ние энер­гии сол­неч­но­го света для син­те­за АТФ

Б) ис­поль­зо­ва­ние энер­гии, за­ключённой в пище для син­те­за АТФ

В) ис­поль­зо­ва­ние толь­ко го­то­вых ор­га­ни­че­ских ве­ществ

Г) син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских

Д) вы­де­ле­ние кис­ло­ро­да в про­цес­се об­ме­на ве­ществ

11. Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой он относится.

ОРГАНИЗМЫ ТРОФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

А) холерный вибрион 1) сапротрофы

Б) бактерия брожения 2) паразиты

В) туберкулезная палочка 3) симбионты

Г) столбнячная палочка

Д) сенная палочка

Е) клубеньковая бактерия

12. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.

ПРИЗНАКИ ФОРМА ЖИЗНИ

А) наличие рибосом 1) вирусы

Б) отсутствие плазматической мембраны 2) бактерии

В) отсутствие собственного обмена веществ

Г) большинство – гетеротрофы

Д) размножение только в клетках хозяина

Е) размножение делением клетки

13. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком ор­га­низ­ма и груп­пой, для ко­то­рой он ха­рак­те­рен.

ПРИ­ЗНАК ГРУП­ПА ОР­ГА­НИЗ­МОВ
A) кле­точ­ное стро­е­ние тела Б) на­ли­чие соб­ствен­но­го об­ме­на ве­ществ B) встра­и­ва­ние соб­ствен­ной ДНК в ДНК клет­ки хо­зя­и­на Г) со­сто­ит из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты и бел­ко­вой обо­лоч­ки Д) раз­мно­же­ние де­ле­ни­ем на­двое Е) спо­соб­ность к об­рат­ной тран­скрип­ции 1) про­ка­ри­о­ты 2) ви­ру­сы

14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между особенностью и представителем, для которого она характерна.

ОСО­БЕН­НОСТЬ ВИ­РУ­СОВ И БАК­ТЕ­РИЙ ПРЕД­СТА­ВИ­ТЕЛЬ
А) нет кле­точ­ной стен­ки Б) на­след­ствен­ный ма­те­ри­ал за­ключён в коль- цевой ДНК В) на­след­ствен­ный ма­те­ри­ал за­ключён в РНК Г) может иметь жгу­тик Д) внут­ри­кле­точ­ный па­ра­зит Е) сим­бионт че­ло­ве­ка 1) вирус им­му­но­де­фи­ци­та че­ло­ве­ка 2) ки­шеч­ная па­лоч­ка

15. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и царством, для которого он характерен

ПРИ­ЗНАК ЦАР­СТВА ЦАР­СТВО ОР­ГА­НИЗ­МОВ
А) вклю­ча­ет толь­ко од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы Б) все ор­га­низ­мы про­ка­ри­о­ти­че­ские В) вклю­ча­ет толь­ко ав­то­троф­ные ор­га­низ­мы Г) клет­ки ор­га­низ­мов имеют цел­лю­лоз­ные стен­ки Д) спо­соб пи­та­ния ор­га­низ­мов ге­те­ро­троф­ный Е) ор­га­низ­мы цар­ства не имеют ме­ха­ни­че­ских и про­во­дя­щих тка­ней 1) Рас­те­ния 2) Бак­те­рии 3) Жи­вот­ные

16. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между за­бо­ле­ва­ни­я­ми и воз­бу­ди­те­ля­ми, вы­зы­ва­ю­щи­ми эти за­бо­ле­ва­ния.

ЗА­БО­ЛЕ­ВА­НИЕ ВОЗ­БУ­ДИ­ТЕ­ЛИ
A) амёбная ди­зен­те­рия Б) ма­ля­рия B) на­ту­раль­ная оспа Г) корь Д) хо­ле­ра Е) чума 1) ви­ру­сы 2) бак­те­рии 3) про­стей­шие

17. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.

1) прикрепление вируса к оболочке клетки

2) проникновение ДНК вируса в клетку

3) синтез вирусных белков

4) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки-хозяина

5) формирование новых вирусов

18. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий раз­мно­же­ния ДНК-со­дер­жа­щих ви­ру­сов.

1) выход ви­ру­са в окру­жа­ю­щую среду

2) син­тез белка ви­ру­са в клет­ке

3) внед­ре­ние ДНК в клет­ку

4) син­тез ДНК ви­ру­са в клет­ке

5) при­креп­ле­ние ви­ру­са к клет­ке

19. Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага

1) ДНК бактериофага проникает в бактериальную клетку и встраивается в её ДНК

2) Бактериофаг прикрепляется к оболочке бактериальной клетки

3) Происходит сборка новых бактериофагов

4) Клетка синтезирует ДНК и белки бактериофага

5) Оболочка бактериальной клетки разрывается, и новые фаги внедряются в клетки других бактерий

ЧАСТЬ С

С1Какие признаки характерны для вирусов?

Проверочная работа по теме Вирусы". Вариант № 1

1. Вирусы открыл:

а- Виноградский б- Павлов в- Ивановский г- Вернадский

2. Клеточного строения не имеют:

А- сине-зеленые водоросли( цианеи)

3. Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:

А- разрушает клеточную мембрану

Б- клетка теряет способность к репродукции

В- разрушает митохондрии в клетке хозяина

Г- ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка.

4. Вирусы размножаются:

а- только в клетке хозяина

в- варианты а и б

г- не способны у размножению.

5. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

6. Наиболее эффективная защита от вирусов у человека и животных –

А- прием антибиотиков

Б- воспалительная реакция

В- специфический иммунитет

Г- непроницаемость клеточной мембраны

7.Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы

А- являются одними из главных патогенов человека

Б- играют важную роль как редуценты

В- переносят гены одних биологических видов к другим

8. Размеры большинства вирусов

А- около одного миллиметра или чуть меньше

Б- около одной сотой миллиметра или чуть меньше

В- намного меньше одной тысячной миллиметра

Г- не превосходят размеры атомов и молекул

9. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы

а- являются одними из главных патогенов человека

б- грают важную роль как редуценты

в- переносят гены одних биологических видов к другим

г- размножаются внутри клеток хозяина

10. Какие болезни вызываются вирусами

Г- болезнь Эбола

11. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.

А) наличие рибосом
Б) отсутствие плазматической мембраны

В) не имеют собственного обмена веществ
Г) большинство гетеротрофы

Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки

1) неклеточная (вирусы)

2) клеточная (бактерии)

Проверочная работа по теме Вирусы". Вариант № 2

1. Бактериофаг – это:

А- вирус, поражающий бактерии

Б- простейшее, питающееся бактериями

В- вирус, поражающий животных

Г- вирус, поражающий грибы.

2. Вирусы относятся к доклеточным организмам потому , что они:

а- не содержат ядра

б- не способны к самостоятельному обмену веществ

в- являются паразитами

г- не способны размножатся.

а- неклеточная форма жизни

б- древние эукариоты

в- примитивные бактерии

4 Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
а- полиомиелита

5 . Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?
а- оспа
б- туберкулез
в- дизентерия
г-холера

6. Неклеточная форма жизни, состоящая из молекул ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, -
а) бактерия гниения;
б) бактерия сапротроф;
в) вирус;
г) одноклеточная водоросль.

7. Вирусы, проникая в клетку хозяина,
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;
в) воспроизводят свой генетический материал;
г) поселяются в митохондриях.

8 . Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

9. Вирусы состоят из

а- белков и нуклеиновой кислоты

б- целлюлозы и белков

г- ядра и цитоплазмы

10. Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.

А Встраивание ДНК Бактериофага в клетку-хозяина

Б Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага

В прикрепление бактериофага к оболочке бактерии

Г проникновение бактериофага в клетку бактерии

Д выход бактериофага из клетки, заражение других

11. Выберите те черты вирусов, которые отличают их от всех других ветвей жизни – бактерий, архей и эукариот.

А- являются неклеточной формой жизни

Б- хранят свою генетическую информацию в РНК

В- размножаются внутри клеток

Г- используют для размножения белоксинтезирующий аппарат хозяина

Д- используют в жизненном цикле репликацию РНК

Е- вызывают инфекционные заболевания и эпидемии

Ж- могут встраиваться в геном хозяина

Выберите книгу со скидкой:


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 6 класс

350 руб. 197.00 руб.


350 руб. 188.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология. Тренировочные варианты

350 руб. 188.00 руб.


Один день из жизни мозга. Нейробиология сознания от рассвета до заката

350 руб. 674.00 руб.


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. 7класс. Рабочая тетрадь №2.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. 8класс. Рабочая тетрадь №2.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. 8класс. Рабочая тетрадь №1.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. Рабочая тетрадь

350 руб. 158.00 руб.


Биология. 7класс. Рабочая тетрадь №1

350 руб. 162.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.


ОГЭ. Биология. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Ефремова Галина ПавловнаНаписать 0 12.11.2019

Номер материала: ДБ-792671

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    23.06.2019 166
    17.06.2019 117
    04.06.2019 195
    14.11.2018 12556
    22.10.2018 224
    17.07.2018 1153
    04.06.2018 497
    26.04.2018 1281

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вопрос 1. Как устроены вирусы?
Вирусы — это неклеточная форма жизни. Они имеют очень простое строение. Каждый вирус состоит из нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) и белка. Нуклеиновая кислота представляет собой генетический материал вируса; она окружена защитной оболочкой — капсидом. Капсид состоит из белковых молекул и обладает высокой степенью симметрии, имея, как правило, спиральную или многогранную форму. Кроме нуклеиновой кислоты внутри капсида могут находиться собственные ферменты вируса. Примером может служить вирус табачной мозаики
(рис. 3).


Рис.3. Вирус табачной мозаики

Его оболочка содержит всего один вид белка с небольшой молекулярной массой.
Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку, белковую или липопротеиновую. Иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержатся углеводы. Примером сложно организованных вирусов служат возбудители гриппа (рис. 4) и герпеса (рис. 5).


Рис.4. Вирус гриппа и вирус герпеса


Рис.5. Вирус герпеса

Их наружная оболочка является фрагментом ядерной или цитоплазмптической мембраны клетки-хозяина, из которой вирус выходит во внеклеточную среду. К сложноорганизованным вирусам относятся вирусы гриппа и ВИЧ, они также имеют дополнительную оболочку, образованную из клеточной мембраны хозяина.

Вопрос 2. Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?
Вирус функционирует как внутриклеточный паразит. Он внедряется в клетку, блокирует в ней обмен веществ и использует ее ресурсы (ферменты, запасные вещества) для собственного размножения. Некоторые вирусы способны встраиваться в ДНК хозяина и переходить в скрытое состояние, в течение длительного времени никак не выдавая своего присутствия. В такой форме вирусы даже способны передаваться потомству хозяина.

Вопрос 5. Используя знания о путях распространения вирусных и бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения инфекционных заболеваний.
Если заболевание широко распространено на данной территории, целесообразно провести вакцинацию населения. Необходим постоянный медицинский контроль, чтобы быстро обнаружить вспышку заболевания и предотвратить его распространение. Многие инфекции передаются воздушно-капельным путем (например, вирус гриппа). Во время вспышек таких заболеваний имеет смысл использовать ватномарлевые повязки или респираторы.
Есть возбудители заболеваний, которые передаются через предметы обихода, пищу и воду. К ним относятся вирус гепатита А, холерный вибрион, чумная палочка и многие другие. Чтобы избежать заражения, необходимо соблюдать правила личной гигиены: мыть руки перед едой, не пользоваться чужими личными вещами (полотенцем, зубной щеткой), мыть фрукты и овощи, избегать контакта с больными. Необходим постоянный санитарный контроль состояния источников воды и пищевых продуктов, а также дезинфекция помещений, стерилизация инструментов и перевязочного материала.
Существуют заболевания, передающиеся через кровь и другие жидкости тела, в частности ВИЧ и вирус гепатита С. В группы риска по таким заболеваниям попадают наркоманы (часто шприцы используются больше одного раза) и лица, практикующие беспорядочные незащищенные половые контакты. Пока не существует эффективных методов лечения таких заболеваний, поэтому лучшим способом защиты является соблюдение следующих мер предосторожности:
• следует избегать случайных половых связей, а при контактах изолировать себя при помощи презерватива;
• в медицине и косметологии необходимо использовать одноразовые шприцы и тщательно стерилизовать инструменты многоразового использования;
• донорскую кровь следует обязательно проверять на наличие вирусов.

— Вирусная или бактериальная инфекция — чем они различаются? Как понять, какую подхватил?

— Как отличить вирусную инфекцию от бактериальной? Прежде всего обратите внимание на то, есть ли у вас болезненные ощущения в носоглотке, как изменяется температура тела. Если горло сильно болит, першит, резкого повышения температуры нет — значит, вы имеете дело с бактериальным заражением. А вот высокая температура тела (выше 39 градусов) без признаков чёткой локализации боли — факт встречи с вирусами. Это два основных признака, по которым можно отличить природу возбудителей.

Следует сказать, что при вирусной инфекции дебют заболевания скоротечен и не имеет видимой причины, отмечается выраженная общая интоксикация. Это и боль позади глазных яблок, и боль в мышцах при движении. Если говорить об отделяемом из верхних дыхательных путей, то при вирусной инфекции они (выделения. — RT) прозрачны, при бактериальной — жёлто-зелёные. Обратите внимание на сухой кашель! Но даже если вы считаете, что самостоятельно распознали причину недуга, вызовите врача на дом!

— Чем так опасен новый коронавирус в сравнении с теми вирусами, о которых мы уже наслышаны?

— Новая коронавирусная инфекция относится к острым респираторным вирусным инфекциям (ОРВИ), и осложнения у неё могут быть такие же, как и у других ОРВИ: пневмония, бронхит, синусит и другие. Опасность этого вируса в том, что он легко передаётся от человека к человеку. Особому риску подвержены пожилые люди.

— Какой у него принцип действия? Как влияет на организм?

Это усложняет распознавание вируса системой иммунитета. Так начинается разрушительная работа вируса в организме. Самой опасной точкой повреждения является система органов дыхания.

— Пара вопросов о профилактике. Кто-то говорит пить витамин С, кто-то — парацетамол. Кого слушать и слушать ли вообще?

— Ответ очень простой: слушать только вашего лечащего врача! Отдельно — о парацетамоле. Известен целый ряд случаев его бесконтрольного применения. А непреднамеренная передозировка парацетамола ведёт к отравлению, сопровождающемуся тяжёлым поражением печени. Крайне не рекомендуется принимать этот препарат с алкоголем! Итак, главный помощник — ваш лечащий доктор!

— Первое — чистота рук и окружающих поверхностей. Часто мойте руки водой с мылом и используйте дезинфицирующие средства.

Потрудитесь не касаться рта, носа и глаз руками (такие прикосновения неосознанно свершаются человеком более 15 раз в час).

Носите с собой дезинфицирующее средство для рук, чтобы в любой обстановке вы могли им воспользоваться.

Обязательно мойте руки перед едой.

Будьте особенно осторожны, когда находитесь в людных местах. Максимально сократите прикосновения к находящимся в таких местах поверхностям и предметам и не касайтесь лица.

Носите с собой одноразовые салфетки и всегда прикрывайте нос и рот, когда вы кашляете или чихаете, обязательно утилизируйте их после использования.

Не ешьте еду (орешки, чипсы, печенье и другие снеки) из общих упаковок или посуды, если другие люди погружали в них свои пальцы.

Избегайте приветственных рукопожатий и поцелуев.

Регулярно очищайте поверхности и устройства, к которым вы прикасаетесь: клавиатуру компьютера, панели оргтехники для общего использования, экран смартфона, пульты, дверные ручки и поручни.

Помните, почему предметы личной гигиены так называются!

— Рассмотрим пример: человек приехал из-за границы с кашлем и решил самоизолироваться. Врача не вызывает, думает, что это обычный ОРВИ или грипп, сейчас полечится — и пройдёт. Это рабочая схема, как думаете?

— Стоит ли вообще заниматься самолечением без диагноза? Какой порядок действий порекомендуете для тех, кто заболел?

— При подозрении на коронавирусную инфекцию самолечение абсолютно противопоказано. Не выходите из дома. Вызовите врача.

— Мыть руки — казалось бы, суперпросто, но об этом так часто сейчас говорят, как будто до этого вообще не мыли. Какие ещё полезные привычки посоветуете ввести в обиход?

— Мыть руки нужно правильно! То есть часто мыть руки с мылом (не менее минуты), причём не только ладони, но и тыльную их сторону, между пальцами, под ногтями. При этом очень важно их хорошо высушивать одноразовыми полотенцами, так как вирус на влажных руках также может сохраняться.

Обрабатывайте доступные поверхности общепринятыми дезинфицирующими средствами.

Используйте домашние ультрафиолетовые облучатели-рециркуляторы и кварцевые лампы.

Часто проветривайте помещение, где вы находитесь.

И самое главное: не паниковать! Инфекция не любит паники. Страх — первый помощник врага, и на всякую беду страха не напасёшься.

Открытие вирусов

В 1892 году Д.И. Ивановский (см. Рис. 1), изучая мозаичную болезнь табака (см. Рис. 2), установил, что причиной заболевания является некое инфекционное начало, содержащееся в листьях больных растений, которое проходит через фильтр, задерживающий обыкновенные бактерии. Если профильтрованный сок внести в листья здоровых растений, то они также заболевают мозаичной болезнью.


Рис. 1. Д.И. Ивановский


Рис. 2. Мозаичная болезнь табака

В 1898 году независимо от Ивановского аналогичные результаты получил голландский микробиолог М. Бейеринк. Однако он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывают не мельчайшие бактерии, а некое жидкое заразное начало, которое он назвал фильтрующим вирусом.

Размеры вирусов определяются нанометрами (20-200 нм), поэтому их изучение началось после открытия электронного микроскопа. В настоящее время описаны вирусы практически всех групп живых организмов.

Строение вирусов

Вирусы – неклеточные формы жизни. Они состоят (см. Рис. 3) из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид. У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.


Рис. 3. Строение вируса

Вирусы не способны к самостоятельной жизнедеятельности. Они могут проявлять свойства живого, только попав в клетку-хозяина. Они используют потенциал и энергию этой клетки для создания своих новых вирусных частиц, следовательно, вирусы являются внутриклеточными паразитами.

Размножение вирусов

Обычно вирус связывается с поверхностью клетки-хозяина и проникает внутрь. Каждый вирус ищет своего хозяина, то есть клетки строго определенного вида. Например, вирус – возбудитель гепатита (желтуха) проникает и размножается только в клетках печени, а вирус эпидемического паротита (свинка) – только в клетках околоушных слюнных желез человека.

Проникнув внутрь клетки-хозяина, вирусная ДНК или РНК начинает взаимодействовать с ее генетическим аппаратом таким образом, что клетка начинает синтезировать белки, свойственные вирусу (см. Рис. 4).


Рис. 4. Схема репродукции вируса

При заражении ретровирусом (например, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)), у которого в качестве генетического материала используется молекула РНК, наблюдается другая картина. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция. То есть на основе вирусной РНК синтезируется вирусная ДНК, которая встраивается в ДНК человека. Такой тип взаимодействия вируса с клеткой называется интегративным, а встроенная в состав хромосомы клетки ДНК вируса называется провирусом. Далее провирус реплицируется (удваивается) в составе хромосомы и переходит в геном дочерних клеток. Однако под влиянием некоторых физических и химических факторов провирус может выщепляться из хромосомы клетки и переходить к продуктивному типу взаимодействия, то есть синтезировать новые вирусные частицы.

При заражении ВИЧ человек чувствует себя здоровым, пока вирусный генетический материал встроен в хромосому человека. Однако при выщеплении этого вирусного генетического материала из клетки она начинает образовывать новые вирусные частицы, вследствие чего развивается смертельное заболевание – синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний человека: корь, грипп, оспа, краснуха, энцефалит, свинка, гепатиты, СПИД. Известен также целый ряд заболеваний растений, вызываемых вирусами, например мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов или скручивание листьев картофеля. Всего описано около 500 видов вирусов, поражающих клетки позвоночных животных, и около 300 вирусов растений. Некоторые вирусы участвуют в злокачественном перерождении клеток и тем самым провоцируют онкологические заболевания.

ДНК- и РНК-содержащие вирусы

В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

Одноцепочные РНК-содержащие вирусы подразделяются на:

1. Плюс-нитевые (положительные). Плюс-нить РНК этих вирусов вы­полняет наследственную (геномную) функцию и функцию информационной РНК (иРНК).

2. Минус-нитевые (отрицательные). Минус-нить РНК этих вирусов выпол­няет только наследственную функцию.

К РНК-содержащим вирусам относятся более
вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ. Также существует специфическая группа вирусов – арбовирусы, которые переносятся членистоногими.

Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека или герпес, гепатит В (гепатит А и гепатит С вызывается РНК-содержащими вирусами).

ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.

Вирус гепатита С

По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный (см. Рис. 5).

В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.


Рис. 5. Гепатит С

Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем.

В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.

Бактериофаги


Рис. 6. Бактериофаг (Источник)

Особую группу вирусов составляют бактериофаги (или просто фаги), которые заражают бактериальные клетки (см. Рис. 6). Фаг укрепляется на поверхности бактерии при помощи специальных ножек и вводит в ее цитоплазму полый стержень, через который проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь бактериальной клетки, а капсид остается снаружи. В цитоплазме начинается репликация генетического материала фага, синтез его белков, построение капсида и сборка новых фагов. Уже через 10 мин после заражения в бактерии формируются новые фаги, а через полчаса бактериальная клетка разрушается, и из нее выходят около 200 заново сформированных вирусов – фагов, способных заражать другие бактериальные клетки (см. Рис. 7). Некоторые фаги используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.


Рис. 7. Схема размножения бактериофага (Источник)

Список литературы

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
  2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. – 2-е изд., переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 стр.
  3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.