Туберкулез студента педиатрического факультета

хЮЕВОБС ДЕСФЕМШОПУФШ

хЮЕВОЩК РТПГЕУУ — ЧБЦОЕКЫЙК ТБЪДЕМ Ч ТБВПФЕ РТПЖЕУУПТУЛП–РТЕРПДБЧБФЕМШУЛПЗП УПУФБЧБ.

рТЙНЕОЕОЙЕ ОПЧЩИ УРПУПВПЧ ДЙБЗОПУФЙЛЙ Й МЕЮЕОЙС, РТЕФЧПТЕОЙЕ Ч ЦЙЪОШ БДЕЛЧБФОЩИ РТПЗТБНН РТПЖЙМБЛФЙЛЙ Й ТБООЕЗП ЧЩСЧМЕОЙС ФХВЕТЛХМЕЪБ ОБИПДЙФ УЧПЕ РТСНПЕ ПФТБЦЕОЙЕ Ч ХЮЕВОЩИ РТПЗТБННБИ ЛБЛ ДМС УФХДЕОФПЧ, ФБЛ Й ДМС ЙОФЕТОПЧ, ПТДЙОБФПТПЧ.
уПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЕ РЕДБЗПЗЙЮЕУЛПЗП РТПГЕУУБ ПУОПЧЩЧБЕФУС ОБ ЫЙТПЛПК УБНПУФПСФЕМШОПК ТБВПФЕ УФХДЕОФПЧ, УРПУПВУФЧХАЭЕК ЖПТНЙТПЧБОЙА НЩУМСЭЕЗП ЧТБЮБ.

оБ ЛБЖЕДТЕ УПЪДБОЩ ФЕНБФЙЮЕУЛЙЕ ХЮЕВОЩЕ ЛПНОБФЩ, ПЖПТНМЕООЩЕ ОБЗМСДОЩНЙ УФЕОДБНЙ.

йЪДБОЩ Й УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ РЕТЕТБВБФЩЧБАФУС ХЮЕВОП–НЕФПДЙЮЕУЛЙЕ РПУПВЙС ДМС УФХДЕОФПЧ Й РТЕРПДБЧБФЕМЕК.

  1. рЕТЕМШНБО, н.й. жФЙЪЙБФТЙС / н. й. рЕТЕМШНБО, ч. б. лПТСЛЙО, й. ч. вПЗБДЕМШОЙЛПЧБ. - 3-Е ЙЪД., РЕТЕТБВ. Й ДПР. - н.: нЕДЙГЙОБ, 2004. - 520 У.
  2. мЕЛГЙЙ РП ЖФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙЙ: ХЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС УФХДЕОФПЧ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЧХЪПЧ / ч. а. нЙЫЙО [Й ДТ.]. - н.: нЕДЙГЙОУЛПЕ ЙОЖПТНБГЙПООПЕ БЗЕОФУФЧП, 2006. - 560 У.

  1. лПЫЕЮЛЙО, ч. б. фХВЕТЛХМЕЪ: ХЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС УФХДЕОФПЧ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЧХЪПЧ / ч. б. лПЫЕЮЛЙО, ъ. б. йЧБОПЧБ. - н.: зьпфбт-нЕДЙБ, 2007. - 304 У.
  2. рЕТЕМШНБО, н.й. жФЙЪЙБФТЙС: ОБГЙПОБМШОПЕ ТХЛПЧПДУФЧП / тПУУЙКУЛПЕ ПВЭЕУФЧП ЖФЙЪЙБФТПЧ (н.); ТЕД. : н. й. рЕТЕМШНБО. - н.: зьпфбт-нЕДЙБ, 2007. - 512 У.
  3. чЩСЧМЕОЙЕ ФХВЕТЛХМЕЪБ ТБЪМЙЮОЩИ МПЛБМЙЪБГЙК: НЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ / уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ), лБЖЕДТБ ЖФЙЪЙБФТЙЙ Й РХМШНПОПМПЗЙЙ мж, фПНУЛЙК ПВМБУФОПК РТПФЙЧПФХВЕТЛХМЕЪОЩК ДЙУРБОУЕТ (фПНУЛ); УПУФ.: б. л. уФТЕМЙУ [Й ДТ.]. - фПНУЛ: чЕФЕТ, 2004. - 26 У.
  4. тБООСС ДЙБЗОПУФЙЛБ Й УРЕГЙЖЙЮЕУЛБС РТПЖЙМБЛФЙЛБ ФХВЕТЛХМЕЪБ Х ДЕФЕК Й РПДТПУФЛПЧ: НЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ / уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ), ЛБЖЕДТБ ЖФЙЪЙБФТЙЙ Й РХМШНПОПМПЗЙЙ мж ; УПУФ.: п. ч. жЙМЙОАЛ, м. о. вХКОПЧБ, е. ч. оЕЛТБУПЧ. - фПНУЛ: чЕФЕТ, 2004. - 34 У.
  5. жФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙС Ч ЧПРТПУБИ Й ПФЧЕФБИ: хЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС ЧТБЮЕВОЩИ ЖБЛХМШФЕФПЧ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЧХЪПЧ / б. л.уФТЕМЙУ, ч. а.нЙЫЙО, м. й.нХМЙЛ, б. б.уФТЕМЙУ; уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ), нПУЛПЧУЛЙК НЕДЙЛП-УФПНБФПМПЗЙЮЕУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (н.). - фПНУЛ: лТБУОПЕ ЪОБНС, 2003. - 231 У.
  6. пУМПЦОЕОЙС Й ОЕПФМПЦОЩЕ УПУФПСОЙС ЧП ЖФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙЙ: ХЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС УЙУФЕНЩ РПУМЕЧХЪПЧУЛПЗП Й ДПРПМОЙФЕМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС ЧТБЮЕК / б. л. уФТЕМЙУ [Й ДТ.]; уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ). - фПНУЛ: рЕЮБФОБС НБОХЖБЛФХТБ, 2009. - 280 У.
  7. жФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙС [фЕЛУФ] : ХЮЕВОЙЛ ДМС УФХДЕОФПЧ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЧХЪПЧ / ч. а. нЙЫЙО [Й ДТ.]. - н. : зьпфбт-нЕДЙБ, 2007. - 504 У.
  8. вПМЕЪОЙ ПТЗБОПЧ ДЩИБОЙС: ХЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ / тЕД. о. т. рБМЕЕЧ. - н.: нЕДЙГЙОБ, 2000. - 728 У.:

  1. уФТЕМЙУ, б.л. пРЩФ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ХЮЕВОП-ЙУУМЕДПЧБФЕМШУЛПК ТБВПФЩ УФХДЕОФПЧ ОБ ЧЕУШ РЕТЙПД ПВХЮЕОЙС Ч фПНУЛПН НЕДЙГЙОУЛПН ЙОУФЙФХФЕ РП УРЕГЙБМШОПУФЙ "мЕЮЕВОПЕ ДЕМП" / б.л.уФТЕМЙУ, н.у. дЕТАЗЙОБ.-фПНУЛ, 1989. -20 У.
  2. уФТЕМЙУ, б.л. хЮЕВОП-НЕФПДЙЮЕУЛПЕ РПУПВЙЕ РП ЖФЙЪЙБФТЙЙ (ДМС УФХДЕОФПЧ МЕЮЕВОПЗП, РЕДЙБФТЙЮЕУЛПЗП Й ЧПЕООП-НЕДЙГЙОУЛПЗП ЖБЛХМШФЕФПЧ) / б.л.уФТЕМЙУ, ч.т.мЙНВЕТЗ, о.с. тПДЙПОПЧБ Й ДТ -фПНУЛ, 1992.-211 У.
  3. уФТЕМЙУ, б.л. уПЧТЕНЕООБС ЖФЙЪЙБФТЙС Й РТПВМЕНЩ ФХВЕТЛХМЕЪБ XX ЧЕЛБ / б.л. уФТЕМЙУ. - фПНУЛ, 1999. - 36 У.
  4. жФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙС Ч ЧПРТПУБИ Й ПФЧЕФБИ: хЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС ЧТБЮЕВОЩИ ЖБЛХМШФЕФПЧ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЧХЪПЧ / б. л.уФТЕМЙУ, ч. а.нЙЫЙО, м. й.нХМЙЛ, б. б.уФТЕМЙУ; уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ), нПУЛПЧУЛЙК НЕДЙЛП-УФПНБФПМПЗЙЮЕУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (н.). - фПНУЛ: лТБУОПЕ ЪОБНС, 2003. - 231 У..
  5. чБТЙО, б.б. ъБВПМЕЧБОЙС РМЕЧТЩ / б.б. чБТЙО, б.л. уФТЕМЙУ, б.м. иБОЙО. - фПНУЛ, 2003. -141 У.
  6. чЩСЧМЕОЙЕ ФХВЕТЛХМЕЪБ ТБЪМЙЮОЩИ МПЛБМЙЪБГЙК: НЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ / уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ), лБЖЕДТБ ЖФЙЪЙБФТЙЙ Й РХМШНПОПМПЗЙЙ мж, фПНУЛЙК ПВМБУФОПК РТПФЙЧПФХВЕТЛХМЕЪОЩК ДЙУРБОУЕТ (фПНУЛ); УПУФ.: б. л. уФТЕМЙУ [Й ДТ.]. - фПНУЛ: чЕФЕТ, 2004. - 26 У.
  7. тБООСС ДЙБЗОПУФЙЛБ Й УРЕГЙЖЙЮЕУЛБС РТПЖЙМБЛФЙЛБ ФХВЕТЛХМЕЪБ Х ДЕФЕК Й РПДТПУФЛПЧ: НЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ / уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ), ЛБЖЕДТБ ЖФЙЪЙБФТЙЙ Й РХМШНПОПМПЗЙЙ мж ; УПУФ.: п. ч. жЙМЙОАЛ, м. о. вХКОПЧБ, е. ч. оЕЛТБУПЧ. - фПНУЛ: чЕФЕТ, 2004. - 34 У.
  8. мЕЛГЙЙ РП ЖФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙЙ: ХЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС УФХДЕОФПЧ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЧХЪПЧ / ч. а. нЙЫЙО [Й ДТ.]. - н.: нЕДЙГЙОУЛПЕ ЙОЖПТНБГЙПООПЕ БЗЕОФУФЧП, 2006. - 560 У.
  9. пУМПЦОЕОЙС Й ОЕПФМПЦОЩЕ УПУФПСОЙС ЧП ЖФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙЙ: ХЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС УЙУФЕНЩ РПУМЕЧХЪПЧУЛПЗП Й ДПРПМОЙФЕМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС ЧТБЮЕК / б. л. уФТЕМЙУ [Й ДТ.]; уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ). - фПНУЛ: рЕЮБФОБС НБОХЖБЛФХТБ, 2009. - 280 У.

  • тБВПЮБС РТПЗТБННБ РП ЖФЙЪЙБФТЙЙ

ретеюеош РТБЛФЙЮЕУЛЙИ ОБЧЩЛПЧ УФХДЕОФПЧ

нЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ РП РТБЛФЙЮЕУЛЙН ОБЧЩЛБН ДМС УФХДЕОФПЧ VI ЛХТУБ мж

чПРТПУЩ Л ЪБЮЕФХ 5 ЛХТУ

дЙБЗОПУФЙЛБ ФХВЕТЛХМЕЪБ Х ДЕФЕК Й РПДТПУФЛПЧ



Автореферат диссертации по медицине на тему Инфицированность и выявление туберкулеза у студентов учебных медицинских учреждений за годы обучения

На правах рукописи

ПОЗДЕЕВА Наталья Владимировна

ИНФИЦИРОВАННОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ТУБЕРКУЛЕЗА У СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗА ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

ЗИНОВЬЕВ Илларион Павлович

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

ОВСЯНКИНА Елена Сергеевна,

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ Центрального НИИ туберкулеза РАМН

доктор медицинских наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Эпидемическая обстановка по туберкулезу неблагополучная Туберкулез остается одной из основных причин заболеваемости и смертности в мире среди всех инфекционных заболеваний В Кировской области по сравнению с 2000 г. заболеваемость в 2006 г выросла с 60,7 до 70,5 на 100 тыс населения (И М Боровикова, И В Бушуева, О Г Вершинина и др., 2006; О.Ф Князев, 2007). Увеличивается число больных с лекарственноустойчивым туберкулезом Среди впервые выявленных больных первичная лекарственная устойчивость МБТ определяется у 31,8% (И.П. Зиновьев, 2006) Заболеваемость медицинских работников области более чем в 2 раза превышает заболеваемость всего населения (О.Ф Князев, 2007)

Наряду с заболеваемостью, важными критериями при изучении эпидемиологии туберкулезной инфекции являются показатели инфицированности и риска инфицирования в отдельных социальных и возрастных группах (Е.В Александрова, 1998, В А. Аксенова, 2002)

Показатель инфицированности МБТ характеризует резервуар туберкулезной инфекции и вероятность возникновения новых случаев заболевания (Е.Н. Янченко, М.С. Греймер, 1999, Л А. Митинская, 2004; В.Ю. Мишин, А.К. Стрелис, В И Чуканов и др., 2006) Увеличение числа новых случаев инфицирования в течение года (риск инфицирования) - наиболее важный показатель трансмиссии туберкулеза (И.А Летифова, Ю С Москаленко, Л.Г. Ботина и др, 1996; ЕН. Янченко, М.С. Греймер, 1999, Н Шеёег, 2005) У инфицированных туберкулезом людей риск заболевания больше, чем среди неинфицированных (АИ Одинцов, 1986; ЕН. Янченко, М.С Греймер, 1999; В.Ю. Мишин, А К Стрелис, В.И Чуканов и др, 2006).

В современных условиях большое значение приобретает выявление среди населения отдельных социальных и возрастных групп с повышенным риском заболевания туберкулезом (А Л Кучеров Е Ю. Ильичева, 2001) Это в полной мере относится к студентам средних и высших учебных медицинских учреждений.

Целенаправленного комплексного исследования

вышеперечисленных эпидемиологических показателей по туберкулезу у студентов учебных медицинских учреждений за годы обучения не проводилось

Провести комплексное исследование инфицированное™, прироста инфицированное™ и заболеваемости туберкулезом у студентов учебных учреждений за годы обучения и обосновать, что студенты-медики составляют группу риска по туберкулезу

1 Изучить в динамике за годы обучения инфицированность туберкулезом, прирост инфицированности у студентов Кировской медицинской академии, Кировского базового медицинского колледжа, Советского медицинского училища и Вятского государственного гуманитарного университета.

2 Изучить в динамике за годы обучения туберкулиновую чувствительность у студентов Кировской медицинской академии, Кировского базового медицинского колледжа, Советского медицинского училища и Вятского государственного гуманитарного университета

3. Изучить заболеваемость, структуру клинических форм и прогноз туберкулеза у студентов перечисленных учебных учреждений за годы обучения

4. Разработать и предложить собственную целевую программу по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза у студентов учебных медицинских учреждений

Впервые проведено комплексное исследование инфицированности, прироста инфицированности, туберкулиновой

чувствительности и заболеваемости туберкулезом у студентов высших и средних учебных медицинских учреждений в динамике за годы обучения

Доказано, что к концу обучения достоверно увеличивается инфицированность, прирост инфицированное™, туберкулиновая чувствительность, а туберкулез у студентов-медиков выявляется на старших курсах В структуре выявленных форм туберкулеза преобладает инфильтративный туберкулез

Впервые научно обоснованно выделение студентов учебных медицинских учреждений в самостоятельную социальную группу риска заболевания туберкулезом

Предложена и рекомендована собственная целевая программа по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза в комплексе мероприятий по охране здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в учебном заведении Программа включает ежегодное флюорографическое обследование в сочетании с туберкулинодиагностикой, ревакцинацию вакциной БЦЖ неинфицированных туберкулезом студентов не менее, чем за 2 месяца до начала производственной практики Целесообразно выделить в отдельную группу наблюдения студентов с выраженными и гиперергическими реакциями на туберкулин по пробе Манту с 2 ТЕ ППД-Л, при наличии медико-социальных факторов риска у этих студентов проводить 2 раза в год клинический минимум обследования на туберкулез и назначать превентивное лечение.

1. Разработана и предложена собственная программа по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза у студентов высших и средних учебных медицинских учреждений.

2. На цикле по фтизиатрии для уменьшения риска инфицирования и заболевания туберкулезом перед распределением студентов на курацию больных в разные отделения клинической базы внедрена постановка и оценка пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л.

3 Выделена самостоятельная группа студентов с выраженными и гиперергическими реакциями на туберкулин по пробе Манту с 2 ТЕ ППД-Л и наличием медико-социальных факторов риска

Положения, выносимые на защиту

1 За годы обучения у студентов высших и средних учебных медицинских учреждений ежегодно достоверно увеличивается инфицированность туберкулезом и туберкулиновая чувствительность

2 Студенты высших и средних учебных медицинских учреждений представляют собой самостоятельную группу риска заболевания туберкулезом и нуждаются в дополнительной социальной защите

Апробация диссертационного материала

Внедрение результатов исследования

Результаты проведенных исследований используются в практической деятельности Кировского областного клинического противотуберкулезного диспансера, Кировской государственной

медицинской академии, Кировского базового медицинского колледжа и Советского медицинского училища, в учебном процессе на лечебном и педиатрическом факультете Кировской государственной медицинской академии.

Объем и структура диссертации

Диссертационные исследования изложены на 94 страницах машинописного текста (включая 8 таблиц и 13 рисунков). Работа состоит из введения и 5 глав: аналитического обзора литературы, описания методов исследования, характеристики учебных учреждений, 3 глав собственных обсуждений; заключения, выводов; практических рекомендаций; указателя литературы Перечень литературы включает названия 108 источников, в том числе 89 отечественных и 19 зарубежных наименований

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Материалы и методы исследования

Основную группу наблюдения составили студенты Кировской государственной медицинской академии (КГМА) лечебного и педиатрического факультета Всего обследовано 1418 человек, в том числе 994 студента лечебного факультета и 424 студента педиатрического факультета Женщин было 1023 (72%), мужчин 395 (28%)

В связи с другими сроками обучения, видами и длительностью производственной практики в отдельную группу (группу сравнения) выделены студенты средних учебных медицинских учреждений. В

группу сравнения вошли студенты Кировского базового медицинского колледжа (КБМК) и Советского медицинского училища (СМУ) по специальностям лечебное и сестринское дело, всего - 917 человек, в том числе 705 студентов КБМК и 212 студентов СМУ Из них женщин было 784 (85%), мужчин 133 (15%) Период наблюдения за группой составил 3 года - время обучения в учебном учреждении.

В качестве контрольной группы были обследованы студенты Вятского государственного гуманитарного университета (ВГГУ) химического факультета и факультета лингвистики в количестве 164 человек 142 женщины (87%) и 22 мужчины (13%)

Пробу Манту с 2 ТЕ ставила специально обученная медицинская сестра областного противотуберкулезного диспансера Использовали очищенный туберкулин (ППД-JI) в стандартном разведении производства Санкт-Петербургского НИИ вакцин и сывороток Результат пробы Манту оценивали через 72 часа. Реакция считалась отрицательной при полном отсутствии инфильтрата (гиперемии) или при наличии уколочной реакции (0-1 мм); сомнительной - при инфильтрате (папуле) размером 2-4 мм или только гиперемии любого размера без инфильтрата, положительной

- при наличии инфильтрата (папулы) диаметром 5 мм и более Слабоположительными считались реакции с размером инфильтрата 5-9 мм в диаметре; средней интенсивности — 10-14 мм, выраженными

- более 15 мм Гиперергическими считались реакции с диаметром инфильтрата у подростков 17 мм и более, у взрослых 21 мм и более, а также везикуло-некротические реакции независимо от размера инфильтрата с лимфангоитом или без него (Приказ № 109 от 21 03 2003г )

проставлялись результаты туберкулиновых проб, выполненных при исследовании

Результаты и обсуждения

Инфицированность в основной группе в год поступления составила 58,6%, в группе сравнения - 61,1% (табл 1). В последний год обучения отмечено достоверное увеличение инфицированное™, как у студентов Кировской медицинской академии, так и у студентов средних учебных медицинских учреждений, соответственно до 87,2%. и 75,4% (р Поздеева, Наталья Владимировна :: 2007 :: Москва

Глава 1. ИНФИЦИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1. Инфицированность и заболеваемость студентов учебных медицинских учреждений.

1.2. К истории применения туберкулина и туберкулиновых проб.

Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Характеристика обследованных групп студентов.

2.2. Краткая характеристика учебных учреждений.

2.2.1. Кировская государственная медицинская академия.

2.2.2. Кировский базовый медицинский колледж.

2.2.3. Советское медицинское училище.

2.2.4. Вятский государственный гуманитарный университет.

2.4. Методы статистической обработки.

Глава 3. ИНФИЦИРОВАННОСТЬ И ТУБЕРКУЛИНОВАЯ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

ЗА ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

3.1. Инфицированность и риск инфицирования.

3.2. Туберкулиновая чувствительность.

Глава 4. ИНФИЦИРОВАННОСТЬ И ТУБЕРКУЛИНОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЗА ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

4.1. Инфицированность и риск инфицирования.

4.2. Туберкулиновая чувствительность.

Глава 5. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ

ТУБЕРКУЛЕЗА У СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ

5.1. Заболеваемость туберкулезом.

5.2. Организация выявления туберкулеза.

Введение диссертации по теме "Фтизиатрия", Поздеева, Наталья Владимировна, автореферат

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ В 1994 году ВОЗ объявила туберкулез проблемой всего мирового сообщества. Туберкулез остается одной из основных причин заболеваемости и смертности в мире среди всех инфекционных заболеваний. В Кировской области эпидемиологическая обстановка по туберкулезу расценивается как неблагополучная. По сравнению с 2000г. заболеваемость в 2006г. выросла с 60,7 до 70,5 на 100 тыс. населения (И.М. Боровикова, И.В. Бушуева, О.Г. Вершинина и др., 2006; О.Ф. Князев, 2007). Увеличивается число больных с лекарственноустойчивым туберкулезом. Среди впервые выявленных больных первичная лекарственная устойчивость МБТ определяется у 31,8% (И.П. Зиновьев, 2006). Заболеваемость медицинских работников области более, чем в 2 раза превышает заболеваемость всего населения (О.Ф. Князев, 2007). В структуре профессиональных заболеваний медицинских работников Кировской области 48,7% случаев приходится на туберкулез (Н.К. Вознесенский, С.Д. Шешукова, Ю.Н. Шерстнева и др., 2005).

Наряду с заболеваемостью, важными критериями при изучении эпидемиологии туберкулезной инфекции являются показатели инфицированности и риска инфицирования в отдельных социальных и возрастных группах (Е.В. Александрова, 1998; В.А. Аксенова, 2002).

Показатель инфицированности характеризует резервуар туберкулезной инфекции и вероятность возникновения новых случаев заболевания (Е.Н. Янченко, М.С. Греймер, 1999; Л.А. Митинская, 2004; В.Ю. Мишин, А.К. Стрелис, В.И. Чуканов и др., 2006). Увеличение числа новых случаев инфицирования в течение года (риск инфицирования) - наиболее важный показатель трансмиссии туберкулеза (И.А. Летифова, Ю.С. Москаленко, Л.Г. Ботина и др., 1996; Е.Н. Янченко, М.С. Греймер, 1999; Н. Rieder, 2005). У инфицированных туберкулезом людей риск заболевания больше, чем среди неинфицированных (А.И. Одинцов, 1986; Е.Н. Янченко, М.С. Греймер, 1999; В.Ю. Мишин, А.К. Стрелис, В.И. Чуканов и др., 2006).

В современных условиях большое значение приобретает выявление среди населения отдельных социальных и возрастных групп с повышенным рисуом заболевания туберкулезом (A.JI. Кучеров. Е.Ю. Ильичева, 2001). Это в полной мере относится к студентам средних и высших учебных медицинских заведений.

Целенаправленного комплексного исследования инфицированности, риска инфицирования, туберкулиновой чувствительности и заболеваемости туберкулезом у студентов учебных медицинских учреждений за годы обучения не проводилось.

Провести комплексное исследование инфицированности, риска инфицирования и заболеваемости туберкулезом у студентов учебных учреждений за годы обучения и доказать, что студенты-медики составляют группу повышенного риска по туберкулезу.

1. Изучить в динамике за годы обучения инфицированность туберкулезом, риск инфицирования у студентов Кировской медицинской академии, Кировского базового медицинского колледжа, Советского медицинского училища и Вятского государственного гуманитарного университета.

2. Изучить в динамике за годы обучения туберкулиновую чувствительность у студентов Кировской медицинской академии, Кировского базового медицинского колледжа, Советского медицинского училища и Вятского государственного гуманитарного университета.

3. Изучить заболеваемость, структуру клинических форм и прогноз туберкулеза у студентов перечисленных учебных учреждений за годы обучения.

4. Разработать и предложить собственную целевую программу по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза у студентов учебных медицинских учреждений.

Впервые проведено комплексное исследование инфицированности, риска инфицирования, туберкулиновой чувствительности и заболеваемости туберкулезом у студентов высших и средних учебных медицинских учреждений в динамике за годы обучения.

Доказано, что к концу обучения достоверно увеличивается инфицированность, риск инфицирования, туберкулиновая чувствительность, а туберкулез у студентов-медиков выявляется на старших курсах. В структуре выявленных форм туберкулеза преобладает инфильтративный туберкулез.

Впервые научно обоснованно выделение студентов учебных медицинских учреждений в самостоятельную социальную группу повышенного риска заболевания туберкулезом.

Предложена и рекомендована собственная целевая программа по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза в комплексе мероприятий по охране здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в учебном заведении. Программа включает ежегодное флюорографическое обследование в сочетании - с туберкулинодиагностикой, ревакцинацию вакциной БЦЖ неинфицированных туберкулезом студентов не менее, чем за 2 месяца до начала производственной практики. Целесообразно выделить в отдельную группу наблюдения студентов с выраженными и гиперергическими реакциями на туберкулин по пробе Манту с 2 ТЕ ППД-Jl, при наличии медико-социальных факторов риска у этих студентов проводить 2 раза в год клинический минимум обследования на туберкулез и назначать превентивное лечение.

1. Разработана и предложена собственная программа по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза у студентов высших и средних учебных медицинских учреждений.

2. На цикле по фтизиатрии для уменьшения риска инфицирования и заболевания туберкулезом перед распределением студентов на курацию больных в разные отделения клинической базы внедрена постановка и оценка пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. За годы обучения у студентов высших и средних учебных медицинских учреждений ежегодно достоверно увеличивается инфицированность туберкулезом и туберкулиновая чувствительность.

2. Студенты высших и средних учебных медицинских учреждений представляют собой самостоятельную группу повышенного риска заболевания туберкулезом и нуждаются в дополнительной социальной защите.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

По материалам исследования опубликовано 10 научных работ.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Результаты проведенных исследований используются в практической деятельности Кировского областного клинического противотуберкулезного диспансера, Кировской государственной медицинской академии, Кировского базового медицинского колледжа и Советского медицинского училища, в учебном процессе на лечебном и педиатрическом факультете Кировской государственной медицинской академии.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ Диссертационные исследования изложены на 94 страницах машинописного текста (включая 8 таблиц и 13 рисунков) и состоит из введения, аналитического обзора литературы, описания методов исследования и характеристики учебных учреждений, 3 глав собственных обсуждений, заключения, выводов, практических рекомендаций, указателя литературы. Перечень литературы включает названия 108 источников, в юм числе 89 отечественных и 19 зарубежных наименований.

Туберкулез – это специфическое воспаление различных органов и систем, которое провоцируется микобактерией туберкулеза. Данное заболевание является серьезной медико-социальной проблемой. Сегодня в Украине говорят об эпидемии туберкулеза. Согласно статистическим данным ВОЗ, если сохранится аналогичная тенденция к распространению инфекции, в период с 2000 по 2020 год будет инфицировано около 1 млрд. людей, а туберкулезом заболеют почти 200 млн. человек.

Туберкулез у детей – это важный критерий оценки эпидемиологической ситуации. Болезнь развивается непосредственно после контакта с бактерионосителем или больным человеком.

Туберкулез характеризуется формированием специфическим гранулем в органах и системах и неспецифической реакцией организма на инфицирование. У детей раннего возраста преобладает поражение медиастинальных лимфатических узлов без вовлечения в процесс легочной ткани (90% случаев). Но у подростков картина кардинально меняется, и уже у 86% больных инфекция поражает легкие. В педиатрии остается актуальным туберкулезное поражение костей, глаз, кожи, ЦНС (туберкулезный менингит).

Причины возникновения туберкулеза

Причиной туберкулеза является микобактерия туберкулеза, или палочка Коха (названа в честь ученого Роберта Коха, который впервые выделил культуру микобактерии из мокроты больного человека). Существует 74 вида микобактерии, но только некоторые из них могут вызывать заболевание.

Палочки Коха очень устойчивы во внешней среде: они сохраняют свои патогенные свойства при очень высокой и низкой температуре, воздействии ультрафиолетовых лучей, различных кислот и антисептиков, антибактериальных препаратов.

Бактерия может попасть в организм ребенка различными путями: воздушно-капельным (наиболее часто), алиментарным, перкутанным (через кожу при наличии мелких повреждений). Возможно трансплацентарное заражение плода в период беременности или во время родов.

Показатель инфицированности микобактерией значительно превышает заболеваемость туберкулезом. Бывают случаи абортивной формы болезни, когда человек перенес заболевание без видимых симптомов. Но есть определенные факторы, при которых риск возникновения развернутой формы туберкулеза выше. К ним относятся:

  • отсутствие вакцинации БЦЖ;
  • наличие сопутствующих заболеваний, на фоне которых снижается резистентность организма к инфекции;
  • приобретенный иммунодефицит (ВИЧ-инфекция, длительная гормонотерапия, онкопатология);
  • врожденные иммунодефицитные заболевания;
  • социально-экономический фактор (неправильное питание, недоедание, неблагоприятные санитарные условия, и др.);

Виды туберкулеза

Классификация туберкулеза проводится по нескольким критериям, каждый из которых отображен в диагнозе пациента.

По локализации:

  1. Туберкулез легких.
  2. Первичный туберкулезный комплекс.
  3. Внелегочной туберкулез с поражением органов дыхания (носа и придаточных пазух, гортани, трахеи, бронхов, плевры).
  4. Туберкулез других локализаций:
    • поражение ЦНС (туберкулезный менингит, миелит, менингоэнцефалит);
    • поражение костей и суставов;
    • туберкулез глаз, уха, кожи, подкожной клетчатки;
    • туберкулез кишки, брюшины, брыжеечных лимфатических узлов;
    • туберкулез периферических лимфатических узлов;
    • туберкулез мочеполовой системы;
    • туберкулез надпочечников;
    • милиарный туберкулез;
    • туберкулез неуточненной локализации.

Если человек является источником микобактерий, у него открытая форма туберкулеза, и он представляет эпидемическую опасность для окружающих. Люди, у которых закрытая форма туберкулеза, не представляют эпидемической опасности, поскольку они не выделяют микобактерии во внешнюю среду.

Симптомы туберкулеза

Период после инфицирования и до появления первых клинических признаков заболевания составляет, в среднем, 6–12 мес. Заподозрить болезнь в этот период можно с помощью пробы Манту, она становится положительной через 1–2 мес. после попадания инфекции в организм.

Туберкулезная интоксикация возникает вне зависимости от локализации первичного очага. Данный симптомокомплекс проявляется:

  • повышением температуры тела (обычно, она постоянная и субфебрильная);
  • повышенной потливостью, особенно в ночное время;
  • беспричинной потерей веса;
  • общей слабостью;
  • снижением аппетита;
  • диспепсическими расстройствами (тошнота, рвота);
  • частыми ОРВИ;
  • увеличением лимфатических узлов.

Первичный туберкулезный комплекс (ПТК) – типичная форма этого заболевания у детей. Болезнь проявляется формированием очага воспаления, лимфангитом и лимфаденитом. При туберкулезе легких на фоне интоксикационного синдрома присоединяются такие симптомы:

  • кашель с выделением мокроты;
  • кровохарканье;
  • боль в грудной клетке.

Диагностика туберкулеза

Диагностика данного заболевания у детей проводится следующим образом:

  1. Проведение пробы Манту и анализ реакции организма через 48–72 часа. Если у ребенка папула больше 17 мм, есть некроз и регионарный лимфаденит, это свидетельствует об активной форме туберкулеза. После 15 лет проводится профилактическая флюорография.
  2. Проведение общего осмотра педиатром. При туберкулезе легких аускультативно выслушиваются хрипы, крепитация и другие патологические шумы.
  3. Рентгенография легких в двух проекциях.
  4. КТ, МРТ позволяют более точно визуализировать очаг воспаления.
  5. Микроскопия мазка по Цилю–Нильсену. Материалом для исследования может быть мокрота, спинномозговая жидкость, моча, промывные воды с ЖКТ, бронхов, мазок с конъюнктивы, зева и др.
  6. Культуральный метод диагностики – посев мазка для определения чувствительности микобактерии к антибиотикам.
  7. Общий анализ крови и мочи.
  8. Анализ крови на ВИЧ.
  9. Диаскинтест – современный иммунологический анализ на туберкулез, который с большей точностью позволяет определить инфицированность ребенка микобактерией, выявить латентную форму болезни.

Методы лечения туберкулеза

Лечение туберкулеза проводится в специальных диспансерах. Ребенку назначается диета и постельный режим. Лечением этой патологии у детей занимается детский фтизиатр. Основным методом борьбы с болезнью является противотуберкулезная химиотерапия. Она включает в себя минимум 3 препарата, к которым чувствителен микроорганизм. Дополнительно назначаются препараты для патогенетического лечения (противокашлевые, или муколитики, анальгетики).

Химиотерапия проводится в 2 этапа: интенсивный и поддерживающий.

Иногда используется хирургическое лечение:

  • торакоцентез – удаление жидкости из плевральной полости;
  • пункции различных полостей, цель которых – получение материала для исследования и удаление избыточной жидкости;
  • лапаротомия (диагностическая и лечебная) – проводится при туберкулезе органов брюшной полости;
  • резекция пораженного участка органа.

Во время лечения проводится мониторинг состояния ребенка и анализ эффективности назначенной терапии.

Последствия туберкулеза

В большинстве случаев назначение корректного лечения позволяет достичь полного выздоровления пациента. Но существует ряд негативных факторов, которые ухудшают прогноз заболевания и снижают эффективность терапии (сопутствующая патология, ВИЧ, отказ от лечения и др.). В таких условиях туберкулез прогрессирует, дает осложнения: абсцессы, диссеминирование инфекции. Возможен даже летальный исход.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.