Специфическая иммунопрофилактика туберкулеза это

Профилактика туберкулёза (социальная и специфическая).

Лекция 8.

Туберкулез – это не только медицинская, но и социальная проблема, поэтому выделяют социальную, санитарную и специфическую профилактику туберкулеза.

Социальная профилактика предполагает проведение широкого комплекса оздоровительных мероприятий, пропаганду здорового образа жизни, которые помогают повысить резистентность не только к туберкулезу, но и к другим заболеваниям.

Специфическая профилактика туберкулёза подразделяется на вакцинопрофилактику и химиопрофилактику.

В настоящее время вакцинация препаратом БЦЖ предусмотрена календарями прививок в 64 странах мира, официально рекомендована ВОЗ в 118 странах. Ревакцинацию БЦЖ проводят 59 стран.

В Российской Федерации массовую вакцинацию против туберкулеза сухими туберкулёзными вакцинами БЦЖ и БЦЖ-М. Препарат представляет собой живые микобактерии туберкулёза с ослабленной вирулентностью. Живые микобактерии штамма БЦЖ-1, размножаясь в организме привитого, приводят к развитию длительного нестерильного противотуберкулезного иммунитета. Одна прививочная доза содержит 0,05 мг в 0,1 мл растворителя. Срок годности вакцины БЦЖ - 2 года при температуре 5-8ºС.

Прививки проводит специально обученная медицинская сестра (фельдшер), В медицинской карте врачом в день вакцинации (ревакцинации) должна быть сделана подробная запись с указанием результатов термометрии, развернутым дневником, назначением введения вакцины БЦЖ (БЦЖ-м) с указанием дозы вакцины (0,05 или 0,025), серии, номера, срока годности и изготовителя вакцины.

Первичная вакцинация осуществляется здоровым новорожденным детям на 3-7 день жизни.

Ревакцинации подлежат дети в возрасте 7 и 14 лет, имеющие отрицательную реакцию на пробу Манту с 2 ТЕ ППД-Л. Интервал между постановкой пробы Манту и ревакцинацией должен быть не менее 3 дней и не более 2 недель. Дети с положительными или сомнительными реакциями на пробу Манту с 2 ТЕ ревакцинации БЦЖ не подлежат.

Для вакцинации (ревакцинации) применяют одноразовые туберкулиновые шприцы вместимостью 1,0 мл. Ампулы с вакциной перед вскрытием тщательно просматривают.

Препарат не подлежит применению:

1. При отсутствии этикетки на ампуле или неправильном ее заполнении;

2. При истекшем сроке годности;

3. При наличии трещин и насечек на ампуле;

4. При изменении физических свойств препарата (сморщенная таблетка, изменение цвета, наличии посторонних включений или не разбивающихся при встряхивании хлопьев в разведенном препарате.

Сухую вакцину разводят непосредственно перед употреблением стерильным 0,9% раствором натрия хлорида, приложенным к вакцине. Для получения дозы 0,05 мг БЦЖ в 0,1 мл в ампулу с 20-дозной вакциной переносят стерильным шприцем, вместимостью 2,0 мл, с длинной иглой, 2 мл 0,9% раствора натрия хлорида, а в ампулу с 10-дозной вакциной - 1 мл 0,9% раствора натрия хлорида. Неиспользованную вакцину уничтожают путем кипячения в течение 30 минут, автоклавирования при 126º С 30 минут или погружения в 5% раствор хлорамина на 60 мин.

Для одной прививки шприцем набирают 0,2 мл (2 дозы) разведенной вакцины, затем выпускают через иглу в стерильный ватный тампон 0,1 мл вакцины, чтобы вытеснить воздух и подвести поршень шприца под нужную градуировку - 0,1 мл.

Вакцину БЦЖ вводят строго внутрикожно на границе верхней и средней трети наружной поверхности левого плеча после предварительной обработки кожи 70º спиртом. При правильной технике введения должна образоваться папула беловатого цвета диаметром 7-9 мм, исчезающая обычно через 15-20 мин.

Введение препарата под кожу недопустимо, так как при этом может образоваться холодный абсцесс. Запрещено наложение повязки и обработка йодом или другими дезинфицирующими растворами место введения вакцины.

Через 3-6 недель после вакцинации в месте введения образуется папула, затем формируется пустула, пустула вскрывается и образуется корочка. Отпадение корочки происходит обычно на 4 месяце после прививки. Спустя 6 месяцев у 95-97% привитых имеется поверхностный рубчик до 10 мм в диаметре. У ревакцинированных детей местная реакция развивается быстрее, через 1-2 недели. Место реакции следует предохранять от механического раздражения, особенно во время водных процедур.

Противопоказания к вакцинации БЦЖ:

1. Недоношенность при массе тела при рождении менее 2 500 г.

2. Острые заболевания: внутриутробная инфекция, гнойно-септические заболевания.

3. Гемолитическая болезнь новорожденных

4. Поражения нервной системы с выраженной неврологической симптоматикой.

5. Тяжелые генерализованные кожные поражения.

6. Иммунодефицитное состояние (первичное).

7. Генерализованная инфекция БЦЖ, выявленная у других детей в семье.

Согласно приказу № 109 детям, родившимся от ВИЧ-инфицированных матерей, вакцинация БЦЖ в родильном доме не проводится, откладывается до 18 мес., когда окончательно устанавливается, инфицирован ли ребенок ВИЧ.

На территории Иркутской области имеется приказ № 697 от 3.06.2006 г., разрешающий прививку вакциной БЦЖ-м в родильном доме детям из перинатального контакта по ВИЧ-инфекции.

Противопоказания к ревакцинации БЦЖ:

1. Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний, в том числе аллергических. Прививка разрешается через 1 месяц после выздоровления или наступления ремиссии.

2. Иммунодефицитные состояния, врожденные или приобретенные (в том числе ВИЧ-инфекция).

3. Злокачественные новообразования.

4. Проведение лучевой терапии, лечения иммунодепрессантами или цитостатиками по поводу какого-либо соматического заболевания. Возможно проведение прививки не ранее, чем через 6 месяцев после окончания лечения.

5. Перенесенный туберкулез

6. Положительная и сомнительная реакция Манту с 2 ТЕ ППД-Л на момент ревакцинации.

7. Осложненные реакции на предыдущее введение вакцины БЦЖ

При контакте с инфекционными больными прививки проводят по окончании срока карантина или максимального срока инкубационного периода для данного заболевания.

Вакциной БЦЖ-М прививают:

1. Недоношенных новорожденных с массой тела 2000 г и более в родильном доме, при восстановлении первоначальной массы тела - за день перед выпиской.

2. Недоношенных новорожденных в отделениях выхаживания с массой тела 2300 г и более перед выпиской из стационара домой.

3. Детей, не получивших противотуберкулезную прививку в роддоме по медицинским противопоказаниям и подлежащих вакцинации в связи со снятием противопоказаний вакцинируют в детских поликлиниках.

4. На территориях с удовлетворительной эпидемиологической ситуацией по туберкулезу (показатель заболеваемости туберкулезом ниже 80 на 100 000 населения) вакцину БЦЖ-М применяют для вакцинации всех новорожденных.

Детей, которым не была проведена вакцинация в первые дни жизни, вакцинируют в течение первых двух месяцев без предварительной туберкулинодиагностики.

Детям старше 2-месячного возраста перед вакцинацией необходима предварительная постановка пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л. Вакцинируют детей с отрицательной реакцией на туберкулин. Интервал между пробой Манту и вакцинацией должен быть не менее 3 дней и не более 2 недель.

| следующая лекция ==>
Я лекция. Древнейшие цивилизации –возникли в течение III тыс | Лимфадениты

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Иммунопрофилактика туберкулеза (вакцинация БЦЖ) К сожалению, в обществе знаний о туберкулезе очень и очень мало, особенно это касается проблемы прививок от туберкулеза и проб Манту (туберкулинодиагностики).

Для чего нужна эта прививка? И почему, несмотря на то, что всех прививают, многие люди болеют туберкулезом?


Прививка БЦЖ нужна для профилактики туберкулеза у детей. Она не защищает от заражения возбудителем туберкулеза, но она реально защищает от перехода скрытой инфекции в явную болезнь (примерно у 70% привитых), и практически на 100% защищает деток от тяжелых форм туберкулеза – от туберкулезного менингита, туберкулеза костей и суставов и тяжелых форм туберкулеза легких. Именно применение вакцины БЦЖ позволило добиться значительного снижения заболеваемости детей туберкулезом вообще, и в частности, уже много лет, несмотря на тяжелую социальную ситуацию, мы не видели случаев туберкулезного менингита у привитых детей.

Прививка БЦЖ, как правило, делается в родильном доме на четвертый день жизни ребенка, в левое плечико, на границе его верхней и средней трети.

Почему так рано? Дело в том, что к сожалению, ситуация с туберкулезом в обществе неблагополучна, и далеко не все больные туберкулезом, выделяющие возбудитель, знают о своей болезни, соответственно они не получают лечения и заразны. Поэтому встретиться с микобактерией туберкулеза ребенок может очень и очень рано. А фтизиатрам давно известно, что чем раньше ребенок инфицирован, тем больше вероятность перехода инфекции в болезнь и тем более неблагополучным будет течение заболевания. Поэтому-то и прививку делают максимально рано, чтобы у ребенка успел выработаться иммунитет, чтобы не заболеть. И в связи с этим позволю себе напомнить старинное правило – до месяца не стоит показывать никому из посторонних новорожденного.

Вакцина БЦЖ – это ослабленный вакцинный штамм, который не может вызывать заболевания туберкулезом, но позволяет вырабатываться иммунитету против этого заболевания. Поскольку иммунитет, направленный против туберкулеза, вырабатывается только тогда, когда в организме присутствует возбудитель или его вакцинная замена, то сделать убитую вакцину невозможно, поэтому во всех странах применяется одна и та же вакцина БЦЖ различных производителей (многие родители часто задают вопрос об импортных вакцинах, так как считают, что они лучше). Более того, отечественная вакцина, как мне кажется, лучше, потому что и у вакцинаторов, и у педиатров большой опыт работы с ней. Вдобавок, импортные вакцины могут довольно долго храниться на таможне или оказаться в неподходящих условиях, а поскольку вакцина живая, условия ее хранения должны быть очень строгими.

Существует вариант вакцины БЦЖ — вакцина БЦЖ-М, в которой содержится в два раза меньше микробных тел, чем в обычной вакцине. Вакциной БЦЖ-М прививают ослабленных и маловесных недоношенных детей, и обычно эту вакцину уже применяют не в роддоме, а там, куда переведут ребенка из роддома.

Обычно вакцина БЦЖ, в отличие, скажем, от вакцины АКДС, переносится неплохо, однако возможны осложнения вакцинации, и здесь напомню об этом, чтобы родители знали, на что обратить внимание.

Но сначала – несколько слов о нормальном течении поствакцинального процесса, так как на эту тему бывает удивительно много вопросов.

В норме через 6-8 недель после вакцинации (то есть в полтора — два месяца) начинается поствакцинальная реакция – ранее незаметный беловатый узелок приподнимается на коже, вначале напоминая комариный укус, а потом на месте прививки появляется пузырек, заполненный светло-желтой жидкостью, затем (обычно к 3-4 месяцам) пузырек лопается, место прививки покрывается корочкой, которая сходит несколько раз и появляется вновь.

Что же должно насторожить родителей? Дело в том, что редко, но бывает, что вакцина попадает подкожно, а не внутрикожно – и образуется нагноение, но уже под кожей, при этом внешне гнойничка нет, есть горошина под синюшной кожей. Также может отмечаться увеличение лимфоузлов подмышкой слева. Все это – признаки возможного осложнения вакцинации БЦЖ, и на это следует обязательно обратить внимание участкового доктора.

Иммунитет после вакцинации БЦЖ держится 6-7 лет, поэтому всем детям с отрицательной реакцией Манту в 7 лет предлагают повторную вакцинацию БЦЖ.

Сейчас, на волне модного антипрививочного поветрия, некоторые родители считают, что прививки – это вред, так как в них содержится фенол, ртуть и все такое прочее. Дело в том, что в вакцине БЦЖ действительно есть консерванты, но без этого живую вакцину не сделать, и еще один момент – в нашей водопроводной воде гораздо больше всякой дряни, чем в вакцине. Однако если родители решают, что их ребенку вакцинация не нужна – они имеют полное право от нее отказаться, этот пункт четко прописан в нашем законодательстве. Таким родителям искренне хочется сказать только одно – это ваш ребенок и именно вы берете на себя ответственность за отказ от прививок, в частности от БЦЖ. В этом случае родители должны собственноручно написать в карте ребенка отказ от проведения профилактических прививок и указать, что они имели возможность задать все интересующие их вопросы, и не будут иметь никаких претензий к лечебному учреждению.

Туберкулез у детей

Различают следующие стадии туберкулеза у детей (так, для общего ознакомления. Чтобы знать от чего прививаемся):

— латентная (скрытая) инфекция — вследствие ослабления защитных сил организма из свежего или кальцинировавшегося очага может произойти распространение возбудителя и образование многочисленных очагов в других органах (легких, селезенке, печени, головном мозге, мозговых оболочках, костях). Особенно опасны для малышей туберкулезный менингит (воспаление мозговых оболочек) и туберкулез костей.

— рецидивирующий туберкулез взрослого типа — проявляется туберкулезным поражением многих органов, сопровождающимися лихорадкой, значительным упадком сил. Чаще всего поражаются легкие с образованием полостей (каверн), которые могут прорываться в бронхи, вследствие чего возбудители выделяются наружу (открытая форма туберкулеза).

В 90-95% случаев первичное инфицирование проходит незамеченным, оставляя только положительные туберкулиновые пробы и латентную инфекцию, а последняя может перейти в активную форму в любом возрасте (это как мина замедленного действия).

Вакцинация против туберкулеза.

Главным фактором, определяющим возникновение и течение болезни, служит состояние защитных сил организма. Неблагоприятные социальные условия и предшествующее ослабление организма вследствие других, в первую очередь хронических заболеваний, способствуют возникновению туберкулеза.

Эффективность вакцины.

Результаты исследований неоднозначны, и различаются в разных странах. В Великобритании исследования на 50000 детях показали снижение риска инфекции на 80% после вакцинации. Результаты в США не столь впечатляющи. Однако последние исследования показали, что после вакцинации риск туберкулеза легких снижается в 2 раза, и смертность на 71%.

Результаты российских исследований показали, что невакцинированные дети заболевают туберкулезом в 15 раз чаще, чем привитые своевременно и по всем правилам.

Противотуберкулезная вакцинация у привитых детей вызывает иммунитет к туберкулезной инфекции. Попадая в организм привитого вакциной БЦЖ ребенка, микобактерии туберкулеза обычно не вызывают тяжелых форм туберкулеза, развивающихся в результате первичного заражения (туберкулезного менингита, милиарного туберкулеза, казеозной пневмонии, обширных инфильтратов в легком с образованием первичной каверны). Вместе с тем вакцина БЦЖ не предохраняет от заражения туберкулезом, т.е. от проникновения микобактерий аэрогенным или элементарным путем и развития первичной туберкулезной инфекции, которая сопровождается возникновением локальных форм первичного туберкулеза у 7 – 10% заразившихся. У привитых детей первичное заражение обычно протекает незаметно, и его часто не выявляют или диагностируют при вираже туберкулиновой реакции, которая у перенесших первичную инфекцию остается положительной на всю жизнь. Такие лица называются инфицированными туберкулезом.

Прививка рекомендуется:

— В странах, где число инфицированных туберкулезом составляет более 1% (а Россия как раз относится сюда).

— Детям, в семье которых есть больные туберкулезом .

Когда делается БЦЖ.

Вакцинацию БЦЖ проводят новорожденным, если прививка не была сделана в роддоме, то о ней нужно позаботиться в течение первых 6 недель жизни младенца. До шестинедельного возраста туберкулиновая проба (Манту) не нужна. Детям старше 6 недель вакцину вводят только при отрицательной реакции на туберкулин, чтобы избежать осложнений из-за возможного инфицирования.

Противотуберкулезная вакцина БЦЖ не эффективна, если она вводится уже инфицированному лицу.

Побочные эффекты прививки БЦЖ.

За все время применения вакцины (было сделано более 100 млн. людей), наблюдалось только 24 смертных случая, практически все умершие страдали иммунодефицитом.

Противопоказания к прививке БЦЖ.

— злокачественные болезни крови

— были тяжелые реакции на предыдущее введение БЦЖ.

Временные:

— выраженная недоношенность ( « Предыдущая запись

Проводится живой вакциной бцж

На 3-5 день в роддоме для поддержания иммунитета, повторная вакцинация в 7-14 лет, детям которые имеют отрицательную реакцию на манту в\к на границе верхней и средней трети плеча

Проба манту -оценимвается выраженность противотуберкулезного иммунитета

Бцж – дозы антигена в 2 раза меньше для недоношенных

Вакцина полимеилита – жидкий вид по 2 мл 10 доз внутрь. Календарь вакцинации делится в 3 месяца

Иммунопрофилактика коклюша дифтерии и столбняка

Ревакцинация однократно через 19 мес после окончания последней вакцинации

Календарь – в 3 мес 3 прививки с интервалом 1,5 мес

Иммунопрофилактика кори

Живая вакцина, п\к 0,5 мл под лопатку или в плечо

Календарь – однократно в 12 мес повторно в 7 лет

Гепатит В – рекомбинантная вакцина

Вводят новорожденным после рождения в первые 24 часа и потом в 1 мес и в 6 мес

Краснуха – на 2 году жизни и после 6 лет

Типы вакцинации - живые вакцины – живой ослабленный вирус – корь, грипп, паротит, нестойкий иммунитет.

Анатоксины – столбнячный, дифтерийный

Химические вакцины – из отдельных фракций менингококковых

Рекомбинантные – встраивается субьединица в дрожжевые клетки

20.Нервно психическое развитие

Руки согнуты во всех суставах, пальцы сжаты в кулачок и приведены к туловищу. Ноги согнуты и слегка отведены в бедрах. В положении на животе поворачивает голову в стороны, чаще к источнику света. На раздражитель реагирует общей двигательной активностью. На животе - приподнимает голову на несколько секунд и устанавливает ее по средней линии. К концу первого месяца (а иногда и раньше) умеет сосредотачиваться на предмете и прослеживать движущийся объект одними глазами, без участия головы. Издает гортанные звуки.

Нарастает объем движений в конечностях, особенно в плечах. Ребенок удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот. В положении на животе поднимает голову и опирается на предплечья под острым углом. Хорошо держит голову в вертикальном положении, поворачивается со спины на бок. Сгибает голову при попытке поднять его за руки из положения на спине. За предметом иногда следит не только глазами, но и поворотом головы. Поворачивает голову на голос мамы, пристально смотрит на лица, делает попытки рассмотреть вложенную в руку игрушку. Прослеживает предмет и в положении лежа, на животе. Улыбается, иногда смеется в голос. Улыбка сопровождается двигательной активностью, общим оживлением. В конце третьего месяца при виде груди матери или бутылочки с молоком ребенок оживляется. Видит игрушку, тянется к ней и хватает ее.

Хорошо держит голову, поворачивается по направлению звука, тянется к игрушке, хватает ее. Ощупывает предметы руками, тянет их в рот. Поворачивается на бок. При потягивании за руки садится. С поддержкой сидит. Лежа на животе, опирается на предплечья под прямым углом, приподнимает верхнюю часть туловища. Внимательно следит за движущимся предметом. Различает голоса близких, часто улыбается, смеется, издает громкие протяжные звуки, более четко произносит гласные.

Сидит при поддержке за одну руку, а иногда и самостоятельно. Поворачивается со спины на бок и живот. На животе опирается на разогнутые руки, поднимает верхнюю часть туловища, опираясь на ладони. Начинает хватать предметы, к которым прикоснулся не только внутренней, но и тыльной стороной кисти. Лежа на животе, ребенок вытягивает одну руку, поддерживая себя другой, перемещает тело с одной руки на другую. Лежа на спине, играет стопами.

Самостоятельно уверенно сидит, сохраняет равновесие. Встает на четвереньки, поворачивается с живота на спину. Пытается сесть самостоятельно из положения на спине, при поддержке встает на ноги, с опорой некоторое время может стоять. Хлопает в ладоши.

22 Рациональное питание

Первый принцип рационального питания — умеренность.

Второй принцип рационального питания — разнообразие.

Третий принцип рационального питания — ре­жим приема пищи.

Во-первых, нужно помнить, что переходить к взрослому питанию нужно производить постепенно – от жидких к полужидким блюдам, жидких становится все меньше в пользу более плотных. Плотные и твердые блюда тренируют жевательный аппарат крошки.

Во-вторых, стоит подавать ребенку блюда последовательно, не выставляя сразу все блюда на столе. Следующую порцию нужно давать, когда ребенок скушал предыдущее.

В-третьих, нужно привлекать малыша к помощи – накрывать на стол, класть приборы, салфетки. Один из приемов пищи постарайтесь совместить в общесемейным временем.

В-четвертых, пищу ребенку давайте разнообразную, она должна быть вкусной и приятной на вид. Это важно потому, что от вида пищи увеличивается отделение пищеварительных соков, даже от привлекательного вида и запаха еды, а не только попадания ее в пищеварение.

Когда организуется питание малыша после годика, нужно учесть возрастающие потребности малыша в питательных веществах, энергии и витаминах с минералами.

Но переход на взрослые рационы должен происходить плавно и постепенно, все менее и менее протертые. В рацион постепенно добавляются блюда с использованием муки - оладушки, блинчики, запеканки, выпечку. До трех лет энергию ребенок расходует очень интенсивно, особенно важен полноценный белок и углеводы для работы мозга. После года в рационе детей возрастет роль молока и молочных продуктов на его основе, причем они начинают занимать в питании детей значительное место – от 400 до 600 мл питания в сутки заменяется на молочную продукцию. Если ребенок плохо переносит цельное коровье молоко, можно давать малышу особые промышленного производства молочные смеси для детей старше годика или можно давать малышам специальное детское молочко. Можно заменять молоко на кисломолочные продукты – биолакт, йогурт, кефир. Очень важным продуктом детишек старше годика является творог, но его объем не должен превышать 100 г в сутки. Хороши тушеные и вареные овощи, салаты из свежих овощей с заправками маслом или сметаной, фрукты лучше давать свежими или в десертах. Полезны и соки – овощные и фруктовые, но лучше давать их разбавленными наполовину.

23. Преддошкольный период

Постепенное совершение всего организма. Изменяются пропорции тела. К началу года есть 8 зубов. к 2 годам – формирование молочного прикуса. Происходит развитие памяти мышления. Осваевается ходьба, ориентация в пространстве, движения. Снижается функция сальных желез, снижается количество и выражение кожных складок. Отмечается значительный рост бровей и ресниц. Костно-мышечная система продолжается рост позвоночника. Окружность головы увеличивается. В костях много хрящевой ткани. Увеличивается развитие мышц. Дыхательная система к 2 годам смешанная. К 2 годам формируются придаточные пазухи носа. Пищеварительная система резко повышается ферментативная функция, двигательная. К 2 годам развиты смешанные железы. Стул до 3 лет 2 раза в сутки. Улучшается функция печени. Повышается анатомическая зрелость почек. Начинается формирование социальной связи, любознательные основная форма развития игра. Развиваются двигательные навыки, эмоции, увеличивается рост,, изменяются пропорции тела, формируется осанка, своды стоп. Особенности заболеваний: ОРВИ, рахит, сколеоз, ожирение, перегревание, дерматиты, минингиты.

24. Подготовка к поступлению в ДДУ.

Адаптация 3 степени:

Легкая адаптация – у ребенка временные нарушения эмоционального и функционального состояния в течении месяца приспосабливается.

Средняя адаптация – привыкание к новым условиям. Ребенок может заболеть простудным заболеванием.

Тяжелая адаптация – заболевает в первые 10 дней в течении года.

Дети с проблемой адаптации:

Раннее поступление в дду

Дети с хроническим заболеванием

Дети с нарушением социальным анамнезом.

Физиологическая адаптация – ребенок не болеет

Патологическая адаптация – ОРЗ осложнения

Подготовка к дду:

Создать для ребенка условия приближенные к дду

Формирование навыков самообслуживания

Устранение дефектов воспитания

Увеличение времени прибывания в дду

25. Дошкольный период

К 7 годам коа утолщается строение дермы как у взрослого человека. К 5-7 годам в полостях организма появляется жир. Увеличивается развитие мелких мышцю форма позвоночника как у взрослого. С 5-6 лет смена молочных зубовю к 7 годам завершение формирования грудной клетки. Развивается дыхательная мускулатура. Повышается потребность в кислороде. Чдд – 23-25, ССС – повышается работоспособность и выносливость. Жкт – растет увеличивается диаметр пищевода, увеличиваются все внутренние органы. Частота опорожнения 1-2 раза в сутки. Почки увеличиваются. Состав крови меняется. Увеличивается щитовидная железа. Мозг растет. Совершенствуются проводящие пути, нейроглинные окончания. увеличиваются размеры глазных яблок. Обоняние возрастает словарный запас – 2000. улучшается острота слуха, зрения.

Дерматит, нарушение осанки, заболевания органов дыхания, близорукость

Подбор обуви не на плоской подошве, приучение к самостоятельностиЮ купание 1 раз в неделю.

26. Подготовка к школе

Самостоятельно одеваться, умываться, убираться.

Слушать выделять звуки и слова

Учить читать и писать

Школьная зрелость – ступень нервно-психического и физиологического развития:

Интеллектуальная зрелось, эмоциональная зрелость, социальная зрелость, анатомическое мышление, потребность ребенка в общении, умение подчинять свое поведение законам группы, выполнять роль ученика, психологическая способность к школьному обучению, способность овладению умениям, навыками мотивации.

Личная готовность – готовность ребенка учиться, интерес к знаниям

Внутренняя позиция – потребность занять высокую позицию, развитие внимания.

Интеллектуальная готовность – должен обладать определенным заносом знаний – уметь обобщать предметы и явления

Уровень развития предпосылок учебной деятельности – внимательно слушать.

27. Младший школьный возраст

Увеличивается рост, вес, жел, выносливость.

Костная система – в стадии формирования, окостенение не завершено.

Цнс – происходит совершенствование мозга. Изменяются процессы между возбуждением и торможением.

Учебная деятельность – стимулирует развитие психических процессов познание мира. Воспринимают все яркое, а мелкие детали не очень. Развивается внимание.

Слабость произвольного внимания

Ограниченность волевого регулирования

Увеличивается смысловое запоминание

Склонны к восприятию материала

Совершенствуется воссознательное воображение

Творческое воображение – начинает развиваться

Мышление – основная фугкция

В конце школьного возраста индивидуальное различие при обучении: теоретики практики художники и т.д

Личная готовность – готовность ребенка учиться, интерес к знаниям

Внутренняя позиция – потребность занять высокую позицию, развитие внимания.

Интеллектуальная готовность – должен обладать определенным заносом знаний – уметь обобщать предметы и явления

Уровень развития предпосылок учебной деятельности – внимательно слушать.

Самостоятельно одеваться, умываться, убираться.

Слушать выделять звуки и слова

Учить читать и писать

28. Принципы гигиенической организации


Закладывать гигиенические навыки ребенку необходимо с раннего детства. Ребенок должен понимать, для чего нужно мыть руки с мылом, чистить зубы два раза в день, принимать душ и т.д., и воспринимать эти процедуры не как повинность, а как необходимость, для того, чтобы сохранить свое здоровье. Сначала ребенку нужно показать, как правильно выполнять ту или иную гигиеническую процедуру, например, чистить зубы, и какое - то время ребенок должен делать это под присмотром родителей. К шести годам гигиенические навыки у детей должны перейти в привычку. Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развита тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность. Поэтому родителям следует постоянно следить за собой и аккуратно соблюдать те правила, выполнения которых требуют от ребенка. Как правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. На этом должна базироваться вся санитарно-просветительная работа.


К шести годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых, выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения.
Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома, групповой комнаты, спальни, участка.

29. Характеристика старшешкольного возраста

Резкое увеличение размеров тела в длину

Скачек роста у девочек в 12 лет, у мальчиков в 14 лет

Потом идет замедление темпов роста

Прекращение роста у девочек в 17 лет, у мальчиков в 18 лет

После 15 лет у девочек – увеличение массы тела, у мальчиков увеличение мышечной массы

Снижение физической подготовки

Смещение сроков полового развития

Изменение пропорций тела – грудная клетка в ширь, руки ноги непропорциональны, неловкость и резкость движений

Уровень физического развития определяется – масса и рост, общее состояние организма биологический возраст.

Завершаются процессы морфофункциональных органов и систем.

Особенности цнс – функционирует из за перенапряжения гормональных всплесков

Завершается группировка нейронов

Повышается активность подкорковых структур

Неустойчивая вегетативная регуляция

Повышается функции гипоталамуса и гипофиза

Активизация мозгового вещества надпочечников

Повышается активность глюкокортикоидов и минералкортикоидов

Становление репродуктивной системы половое созревание.

Признаки полового созревания у девочек в 8 лет, у мальчиков в 10 лет


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.