Социальная поддержка туберкулезных больных в регионах россии

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24 ноября 2011 года N 584-ПП

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ" ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"


В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", в целях реализации подпрограммы "Улучшение положения и качества жизни социально уязвимых слоев населения" государственной программы Мурманской области "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 553-ПП, в части оказания социальной поддержки больным туберкулезом Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить Порядок предоставления мер социальной поддержки больным туберкулезом в рамках реализации подпрограммы "Улучшение положения и качества жизни социально уязвимых слоев населения" государственной программы Мурманской области "Социальная поддержка граждан".

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Врио Губернатора
Мурманской области
Н.ПОРТНАЯ

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ" ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"

Утвержден
постановлением
Правительства Мурманской области
от 24 ноября 2011 года N 584-ПП


1.1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации мероприятий подпрограммы "Улучшение положения и качества жизни социально уязвимых слоев населения" государственной программы Мурманской области "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 553-ПП, в части оказания социальной поддержки больным туберкулезом.

1.2. Прилагаемый Порядок регулирует вопросы предоставления мер социальной поддержки больным туберкулезом Мурманской области (далее - заявители), получающим противотуберкулезное контролируемое лечение в амбулаторных условиях (основной курс) в ГОБУЗ "Мурманский областной противотуберкулезный диспансер" (далее - учреждение) и в отделениях и кабинетах противотуберкулезной службы медицинских учреждений Мурманской области (далее - отделения).

Социальная поддержка, предоставляемая заявителям, основывается на принципах адресности и добровольности.

1.3. Социальная поддержка больным туберкулезом предоставляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы "Улучшение положения и качества жизни социально уязвимых слоев населения" государственной программы Мурманской области "Социальная поддержка граждан".

1.4. Основными задачами предоставления мер социальной поддержки являются: закрепление приверженности больных туберкулезом к лечению и, как следствие, повышение эффективности лечения и улучшение эпидемиологической ситуации на территории Мурманской области.


2.1. Заявителям могут предоставляться следующие виды социальной поддержки: возмещение понесенных заявителем расходов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, и социальная поддержка в натуральной форме.

2.2. Социальная поддержка в виде возмещения понесенных заявителем расходов предоставляется на возмещение стоимости проезда больным (туда/обратно) к месту лечения на городском транспорте (автобус, троллейбус) (территория г. Мурманска) ГОБУЗ "Мурманский областной противотуберкулезный диспансер".

2.3. Социальная поддержка в натуральной форме предоставляется в виде продуктового набора ГОБУЗ "Мурманский областной противотуберкулезный диспансер", медицинскими учреждениями Мурманской области, в состав которых входят отделения.

2.4. Продуктовый набор формируется на основе примерного перечня продуктов питания согласно приложению N 1 к Порядку.

2.5. Состав продуктового набора может еженедельно меняться согласно примерному перечню вариантов продуктовых наборов (месячная потребность) приложения N 2 к Порядку.

2.6. В расходы на предоставление продуктового набора включается стоимость упаковочного пакета.


3.1. Меры социальной поддержки предоставляются по личному обращению заявителя в медицинские учреждения Мурманской области по месту диспансерного наблюдения (учреждение, отделения) на основании личного письменного заявления.

3.2. Для принятия решения о предоставлении заявителям мер социальной поддержки в учреждении создается комиссия.

Положение о комиссии, ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения.

3.3. По каждому заявлению о предоставлении мер социальной поддержки комиссия принимает в срок до 10 дней со дня обращения соответствующее решение, о чем уведомляет заявителя в устной форме в течение трех дней со дня принятия решения (лечащим врачом при явке на прием, звонок по телефону), с выдачей заявителю на руки под роспись копии протокола о принятом решении об оказании социальной поддержки или отказе. Решение оформляется протоколом заседания комиссии и утверждается руководителем учреждения.

3.4. Заявителю отказывается в оказании социальной поддержки в случае нарушения предписанного лечебного режима (самовольные перерывы в регулярном контролируемом лечении без уважительной причины).

3.5. Основаниями для прекращения социальной поддержки заявителю являются:

- завершение основного курса лечения;

- госпитализация в стационар;

- отказ от лечения, оформленный записью в медицинской документации, подписанный гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.


4.1. Предоставление мер социальной поддержки заявителям осуществляется учреждением в пределах финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели на соответствующий год.

4.2. Приобретение продуктовых наборов для обеспечения заявителей осуществляется учреждением в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Выдача заявителям продуктовых наборов осуществляется на основании решения комиссии учреждения.

Выдача заявителям продуктовых наборов оформляется накладной на выдачу продуктовых наборов. Форма накладной на выдачу продуктовых наборов утверждается учреждением и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению первичных учетных документов.

Выдача заявителям продуктовых наборов осуществляется по месту лечения.

Передача продуктовых наборов для заявителей, получающих противотуберкулезное контролируемое лечение в амбулаторных условиях (основной курс) в отделениях и кабинетах противотуберкулезной службы медицинских учреждений Мурманской области, осуществляется учреждением лицу, уполномоченному на получение продуктовых наборов, на основании доверенности, выданной медицинским учреждением Мурманской области, и оформляется накладной на отпуск материалов на сторону (типовая межотраслевая форма М-15).

Накладные на выдачу продуктовых наборов заявителям передаются медицинскими учреждениями Мурманской области в учреждение в сроки, установленные учреждением.

Социальная поддержка заявителя в форме выдачи продуктового набора осуществляется 1 раз в неделю.

Накладные на выдачу продуктовых наборов, оформленные в установленном порядке, хранятся в бухгалтерии учреждения.

4.3. Выдача заявителям денежных средств на возмещение расходов по приобретению проездных билетов осуществляется на основании решения комиссии учреждения и при предъявлении заявителем документов, подтверждающих произведенные расходы.

Выдача заявителям денежных средств на возмещение расходов по приобретению проездных билетов оформляется ведомостью на выдачу денежных средств. Форма ведомости утверждается учреждением и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению первичных учетных документов.

Выдача заявителям денежных средств на возмещение расходов по приобретению проездных билетов осуществляется непосредственно в учреждении по факту предъявления проездного билета.

Кратность оказания социальной поддержки заявителю в виде возмещения расходов по оплате проезда осуществляется с учетом создания максимально благоприятных условий для формирования приверженности заявителя к лечению, но не чаще одного раза в день при предъявлении двух проездных документов (туда/обратно).

Ведомости на выдачу денежных средств, оформленные в установленном порядке, хранятся в бухгалтерии учреждения.

4.4. Учреждение представляет в Министерство здравоохранения Мурманской области ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сводный отчет (в разрезе отделений) о расходовании средств по предоставлению мер социальной поддержки в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Улучшение положения и качества жизни социально уязвимых слоев населения" государственной программы Мурманской области "Социальная поддержка граждан" по форме согласно приложению N 3 к Порядку.

4.5. Министерство здравоохранения Мурманской области представляет в Министерство финансов Мурманской области ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сводный отчет (в разрезе отделений) о расходовании средств по предоставлению мер социальной поддержки в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Улучшение положения и качества жизни социально уязвимых слоев населения" государственной программы Мурманской области "Социальная поддержка граждан" по форме согласно приложению N 3 к Порядку.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Кондратьева М.Е., Стаханов В.А.

Целью настоящего исследования явилось изучение влияния социальных факторов, комплекса мер социальной поддержки на эффективность и продолжительность лечения, сокращение отрывов от лечения группы работающих больных туберкулезом , в Ковровском районе Владимирской области. Проведены ретроспективное исследование и комплексный анализ 605 больных туберкулезом . Из изучаемой группы больных была отобрана группа больных, работающих на момент регистрации, на лечение. Эта группа составила 215 человек. Из них больные, получающие социальную поддержку , составили 118 человек, а больные туберкулезом , не получающие социальной поддержки , 97 человек. Установлено, что в группе работающих больных туберкулезом применение социальной поддержки не влияет на частоту длительных перерывов, сроки химиотерапии и эффективность лечения по показателям прекращения бактериовыделения и закрытия полостей распада. Задачей противотуберкулезной службы является определение социальных групп больных туберкулезом , нуждающихся в повышении заинтересованности в завершении лечения и оказания им индивидуальной социальной помощи.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кондратьева М.Е., Стаханов В.А.

THE IMPACT OF SOCIAL SUPPORT ON THE EFFECTIVENESS OF TREATMENT OF TUBERCULOSIS IN PATIENTS IDLE

Background and objectives: the purpose of this research was to evaluate the impact of social factors and social support measures on TB treatment effectiveness and duration, as well as on working TB patients treatment default rate in Kovrov district of Vladimir region. Methods: 605 TB patients have been included in the retrospective study and underwent complex analysis. The group of 215 TB patients working at the moment of registration for treatment has been selected for further evaluation, including 118 patients who have been included into social support program and 97 patients without social support . Results: We have found that social support measures offered for working TB patients do not affect a long interruptions in treatment and reduction of treatment period, also social support measures do not improve treatment effectiveness in terms of sputum smear and culture conversion, as well as lung destruction cavity closure.Conclusions: For efficient use of funds allocated for social support for TB patients, it is necessary to define social groups of TB patients for whom interest to complete the treatment to be increased, and for whom individual social assistance to be provided.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РАБОТАЮЩИХ БОЛЬНЫХ

М.Е.Кондратьева, В.А. Стаханов

г. Ковров, Владимирская область, ул. Лесхозная, д.7,

2ФГБОУ ВО«Российский национальный исследовательский медицинский университет им.

Минздрава России г.Москва, ул.Островитянова, д.1, stakhanov03@rambler.ru

Резюме. Целью настоящего исследования явилось изучение влияния социальных факторов, комплекса мер социальной поддержки на эффективность и продолжительность лечения, сокращение отрывов от лечения группы работающих больных туберкулезом, в Ковровском районе Владимирской области. Проведены ретроспективное исследование и комплексный анализ 605 больных туберкулезом. Из изучаемой группы больных была отобрана группа больных, работающих на момент регистрации, на лечение. Эта группа составила 215 человек. Из них больные, получающие социальную поддержку, составили 118 человек, а больные туберкулезом, не получающие социальной поддержки, - 97 человек. Установлено, что в группе работающих больных туберкулезом применение социальной поддержки не влияет на частоту длительных перерывов, сроки химиотерапии и эффективность лечения по показателям прекращения бактериовыделения и закрытия полостей распада. Задачей противотуберкулезной службы является определение социальных групп больных туберкулезом, нуждающихся в повышении заинтересованности в завершении лечения и оказания им индивидуальной социальной помощи.

Ключевые слова: туберкулез, социальная поддержка, эффективность лечения.

THE IMPACT OF SOCIAL SUPPORT ON THE EFFECTIVENESS OF TREATMENT

OF TUBERCULOSIS IN PATIENTS IDLE

M. E. Kondratievа, V. A. Stakhanov

Vladimir Regional TB Control Center 1Russian national research medical University. N.I. Pirogov,Moscow

Summary. Background and objectives: the purpose of this research was to evaluate the impact of social factors and social support measures on TB treatment effectiveness and duration, as well as on working TB patients treatment default rate in Kovrov district of Vladimir region. Methods: 605 TB patients have been included in the retrospective study and underwent complex analysis. The group of 215 TB patients working at the moment of registration for treatment has been selected for further evaluation, including 118 patients who have been included into social support program and 97 patients without social support. Results: We have found that social support measures offered for working TB patients do not affect a long interruptions in treatment and reduction of treatment period, also social support measures do not improve treatment effectiveness in terms of sputum smear and culture conversion, as well as lung destruction cavity closure.Conclusions: For efficient use offunds allocated for social support for TB patients, it is necessary to define social groups of TB patients for whom interest to complete the treatment to be increased, and for whom individual social assistance to be provided. Key words: tuberculosis, social support, treatment efficacy.

Несмотря на нестабильную ситуацию в экономике страны, последовавшую за началом перестройки, снижение жизненного уровня людей, появление безработных и лиц БОМЖ, рост алкоголизма и преступности, а также ряд других негативных факторов, в последние годы отмечается снижение основных показателей по туберкулезу во всех регионах России, в том числе во Владимирской области, в частности, в Ковровском районе. Это стало возможным в связи с внедрением новых методик лечения. Кроме того, наряду с полноценной контролируемой специфической противотуберкулезной химиотерапией, патогенетической, симптоматической медикаментозной терапией стала применяться стимулирующая терапия морального и материального поощрения.

С 2001г. по настоящее время в Ковровском районе Владимирской области применяется социальная поддержка больных туберкулезом в виде продуктовых наборов на фоне курса специфической противотуберкулезной химиотерапии. На разных этапах финансирование этих мероприятий осуществлялось за счет средств муниципального, областного бюджета, а также Всемирной организации здравоохранения. Стоимость ежемесячного продуктового набора с 200 рублей в 2002 г. увеличилась до 1000 рублей в 2016 г. Показанием для назначения социальной поддержки в виде продуктового набора является регулярный прием противотуберкулезных препаратов и перерыв в лечении не более 2 дней в месяц без уважительных причин. Это довольно жесткое требование, учитывая, что больные находятся на лечении общей продолжительностью более 6 мес.

В сложившихся условиях приходится искать новые подходы к организации и совершенствованию медико-социальной помощи больным туберкулезом, что влечет за собой изучение различных групп больных туберкулезом с учетом занятости, особенностей поведения, сопутствующей патологии, выявления факторов, оказывающих весомое влияние на возникновение, неблагоприятное течение и исход туберкулезного процесса. Опыт работы с применением различных мер стимулирующего характера в течение 15 лет позволяет проанализировать данные об эффективности и целесообразности внедрения их в практику лечения туберкулеза. Материалы и методы исследования

Включенные в исследование больные туберкулезом были разделены на 2 группы: 1-я группа (основная) - больные, получавшие на фоне лечения туберкулеза социальную поддержку в виде продуктовых наборов (259 чел.); 2-я группа (контрольная) - не получавшие социальной поддержки (346 чел.). Сведения о больных получены при изучении комплекса медицинской документации: медицинских карт больных туберкулезом (учетная форма № 081/у); извещений о больных с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни (учетная форма № 089/у); журнала регистрации больных туберкулезом (учетная форма № 03-ТБ/у); статистических карт выбывших из стационара (учетная форма № 066/у); медицинских карт лечения больного туберкулезом (учетная форма № 01-ТБ/у); контрольных карт диспансерного наблюдения контингентов противотуберкулезного учреждения (учетная форма № 030-4/у); медицинских карт стационарного больного (учетная форма № 003/у); годовых отчетов учреждения; ежемесячных отчетов по социальной поддержке больных туберкулезом, находящихся на амбулаторном лечении.

Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05. Результаты и их обсуждение

Из изучаемой группы больных была отобрана группа больных, работающих на момент регистрации, на лечение. В этой группе населения решающим фактором является наличие

постоянного источника доходов и постоянной работы. На приверженность к лечению в этой группе влияют также оплачиваемый листок нетрудоспособности и риск потерять работу в случае неудачного и длительного лечения. Группа больных, работающих до начала лечения, составила 215 человек. Она включала 163 рабочих и 52 служащих. Из них больные, получающие социальную поддержку, составили 118 человек, а больные туберкулезом, не получающие социальной поддержки, - 97 человек ф>0,05). В первой группе мужчин было 71,2%, во второй - 72,2%. Средний возраст больных в 1-й группе составил 37,1+11,0 года, во 2-й группе - 40,3+10,2 года. Данные по возрасту работающих больных туберкулезом из 1-й и 2-й групп исследования представлены на рис.1.

менее 20 лет 20-.i0.neT 31-40 лет 41-50.пет 51-60лет

Рис.1. Возрастная структура неработающих больных туберкулезом 1-й и 2-й групп наблюдения (%).

Данные, представленные на рис.1, свидетельствуют о том, что неработающее население заболевает туберкулезом чаще всего в возрасте 20-50 лет, т.е. в наиболее трудоспособном возрасте. Пик заболеваемости в группе больных туберкулезом, получающих социальную поддержку, приходится на возраст 20-30 лет, в то время как в группе больных, не получающих социальной поддержки, наибольшее число больных, получавших лечение, были в возрасте 41-50 лет.

Структура клинических форм туберкулеза органов дыхания у работающих больных обеих групп представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура клинических форм туберкулеза в 1-й и 2-й группах больных

Клинические формы туберкулеза 1-я группа 2-я группа р

Очаговая 34 28,8 19 19,6 р>0,05

Инфильтративная 55 46,7 52 53,6 р>0,05

Диссеминированная 11 9,3 9 9,3 р>0,05

Фиброзно-кавернозная 1 0,8 3 3,1 р>0,05

Казеозная пневмония 1 0,8 5 5,2 р>0,05

Плеврит 8 6,8 4 4,1 р>0,05

Туберкулема 4 3,4 3 3,1 р>0,05

Прочие 4 3,4 2 2,0 р>0,05

Итого 118 100 97 100

Анализируя данные, представленные в таблице 1, выявлено, что структура клинических форм туберкулеза органов дыхания в группах работающих были сопоставима. Наибольшее число больных в обеих группах было зарегистрировано с инфильтративной формой туберкулеза легких (46,7 и 53,6% соответственно), очаговая форма туберкулеза легких встречалась в 28,8 и 19,6% соответственно.

Эффективность лечения туберкулеза зависит от многих факторов: своевременности выявления специфического процесса, клинической формы туберкулеза при выявлении, сопутствующей патологии, полноценности проведенного курса химиотерапии и т.д. При

этом очень важным моментом является уменьшение до минимальных сроков отрывов от лечения.

По длительности перерывов в лечении были выделены следующие периоды: отсутствие перерывов в лечении, прерывание курса лечения более 2 дней, перерывы более 2 недель и более 2 месяцев, отрыв от лечения. Также была проанализирована зависимость фазы химиотерапии (интенсивная и поддерживающая) и частоты и длительности перерывов в лечении туберкулеза. Данные по частоте и длительности перерывов на интенсивной фазе химиотерапии представлены на рис. 2.

нет перерывов более 2 дней более2неделв более 2 месяцев

Рис.2.Длительность и частота перерывов в лечении у работающих больных 1-й и 2-й групп наблюдения на интенсивной фазе лечения (% от числа больных в группе)

Анализ данных, представленных на рис. 2, свидетельствует о том, что противотуберкулезная терапия проводилась непрерывно на интенсивной фазе лечения у большинства больных обеих групп: 71,2% (84 чел.) основной и 77,3% (75 чел.) контрольной группы, р>0,05. У больных основной группы достоверно чаще были перерывы меньшей длительности - до 2 недель (32 чел. и 15 чел. по группам, р 0,05). Анализ частоты и длительности перерывов в лечении в период поддерживающей фазы показывает сохранение приверженности больных основной и контрольной групп к лечению. Данные о частоте и длительности перерывов на поддерживающей фазе лечения работающих больных туберкулезом представлены на рис. 3.

Анализируя данные, представленные на рис. 3, видно, что в период поддерживающей фазы отмечалось сохранение приверженности к лечению больных в обеих группах исследования. Без перерывов лечились 63,5% (75 чел.) больных основной группы и 61,9% (60 чел.) больных контрольной группы (р>0,05).

поддерживающей фазе лечения

работающих больных туберкулезом основной и контрольной групп (%)

У больных обеих групп, по-прежнему, преобладали короткие перерывы до 2 недель (30 человек в основной группе - 25,4%), по сравнению с 25 больными (25,8%) контрольной группы (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.4.Исходы лечения неработающих больных основной и контрольной групп наблюдения (%)

Анализируя рис.4, можно сделать вывод, что эффективный курс лечения был достигнут у 95,8% больных основной группы (113 чел.) по сравнению с 91,8% больных контрольной группы -89 чел. (р>0,05). Случаи неблагоприятного исхода в лечении туберкулеза в обеих группах исследования единичные, p>0,05.

Отдельно проведен анализ сроков завершения химиотерапии у больных основной и контрольной групп, результаты представлены на рис. 5.

Анализ данных, представленных на рис.5, показывает, что 89% (105 чел.) больных завершили лечение эффективно в основной группе в срок до 12 месяцев.

до'/мес 7-9мес 9-12мес более12мес

Рис.5. Сроки лечения в группах наблюдения (% от числа больных в группе)

В контрольной группе в эти же сроки были эффективно пролечены 91,7% больных (89 чел.) (р>0,05). Таким образом, на сроки завершения лечения туберкулеза в группе работающих больных применение социальной поддержки не влияет.

Кроме того, проанализирована эффективность лечения работающих больных по стандартным критериям: прекращение бактериовыделения МБТ и закрытие деструкции легочной ткани.

Данные об эффективности лечения работающих больных туберкулезом 1 -й и 2-й групп наблюдения по критериям прекращения бактериовыделения и закрытия полости деструкции легочной ткани представлены на рис. 6.

рытие полости распада прекращение бактериовыделения

Рис.6. Эффективность лечения работающих больных туберкулезом 1 и 2 групп наблюдения по критериям прекращения бактериовыделения и закрытия полости деструкции легочной ткани (%)

Данные, представленные на рис. 6, убедительно демонстрируют высокую эффективность лечения у работающих больных в обеих группах наблюдения.

Прекращение бактериовыделения в основной группе достигнуто у 93,9% (31 из 33 чел.), в контрольной группе - 89,7% (35 из 39 чел.) (р>0,05). Аналогичная картина отмечается и по критерию закрытия полостей распада в легких. Эффективность лечения по критерию закрытия деструкции легочной ткани составила 62,5% (15 из 24 чел.) в 1 группе и 51,7% (15 из 29 чел.) - во второй группе больных, р>0,05.

Таким образом, в группе работающих больных туберкулезом отмечаются высокая эффективность лечения, отсутствие длительных перерывов в лечении, завершение противотуберкулезной терапии в установленные сроки. В группе работающих больных приверженность к лечению достоверно не зависит от применения социальной поддержки.

Социальная поддержка оказывалась работающим больным туберкулезом трудоспособного возраста с 19 до 60 лет. В группах наблюдения преобладали такие клинические формы туберкулеза легких, как инфильтративная и очаговая. Значимой разницы в частоте и длительности перерывов в лечении туберкулеза на интенсивной и поддерживающей фазах лечения в основной и контрольной группах исследования не установлено. На сроки завершения лечения туберкулеза в группе работающих больных применение социальной поддержки не влияет. В обеих группах наблюдения выявлен высокий процент эффективных исходов завершения лечения туберкулеза, прекращения бактериовыделения и закрытия полости деструкции легочной ткани.

1. Применение социальной поддержки является важным компонентом комплексного лечения больных туберкулезом, однако для эффективного использования средств, выделенных на социальную поддержку больным туберкулезом, необходимо определение социальных групп больных туберкулезом, нуждающихся в повышения заинтересованности завершения лечения и оказания им индивидуальной социальной помощи.

2. Применение социальной поддержки на фоне специфической противотуберкулезной терапии у работающих больных туберкулезом не влияет на перерывы в лечении, сроки и исходы химиотерапии, на эффективность лечения по критериям прекращения бактериовыделения микобактерий туберкулеза и закрытию деструкции легочной ткани.

1.Богородская, Е.М. Формирование у больных туберкулезом стимулов к выздоровлению и соблюдению режима химиотерапии /Е.М. Богородская, И.Д. Данилова, О.Б. Ломакина. // Проблемы туберкулеза.-2007.-№3.-46-50с.

3. Якубовяк В. Программа социальной поддержки и обеспечение мотивации больных туберкулезом к лечению /В. Якубовяк, Е.М. Богородская, С.Е. Борисов и др. // Проблемы туберкулеза и болезней легких.-2009.-№3.-18-24с.

Социальная поддержка больных туберкулезом в Воронеже.

Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан является одной из функций государства, направленной на поддержание и (или) повышение уровня их денежных доходов в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации, в том числе, в которую попадают граждане больные туберкулезом. Так, около 60 % пациентов на момент заболевания официально не работали или находились на стадии поиска работы, т.е. не имели никакой материальной поддержки.

Больные заразными формами туберкулеза, являющиеся бактериовыделителями, лишены возможности обращения за социальной поддержкой из-за своего статуса, так как принцип получения социальных выплат носит заявительный характер. Для повышения доступа к получению социальных льгот, гарантированных государством, с 2014 года в г.Воронеже для больных туберкулезомна базе 2 корпуса противотуберкулезного диспансераначата и продолжается на настоящий момент работа кабинета медико-социальной помощи.

Контингентами населения, наиболее восприимчивыми к заражению туберкулезом, являются малоимущие граждане из групп социального риска: освободившиеся из мест принудительного заключения; потребители наркотиков; алкозависимые; лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Мерами, необходимыми для улучшения исходов лечения больных, включая больных слекарственно-устойчивыми формами туберкулеза, являются:

  • социально-правовые и медицинские консультации для выявления у больных туберкулезом факторов социального и психологического характера, которые негативно влияют на качество лечения и социальную адаптацию больного в обществе;
  • оказание помощи в получении социальных услуг, восстановлении документов, трудоустройстве;
  • психологическая помощь и поддержка от момента выявления туберкулеза и на протяжении всего периода лечения;
  • мотивация на приверженность к лечению с использованием методов социального сопровождения;
  • ежемесячное обеспечение продуктовыминаборами малообеспеченных лиц на основном курсе лечениятуберкулеза за счет средств бюджета Воронежской области.

Виды социальной поддержки отдельных категорий граждан включают:

ежемесячную денежную выплату больным, страдающим социально-значимыми заболеваниями, государственную социальная помощь, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг; льготы инвалидам по оплатежилищно-коммунальных услуг; детские пособия и выплаты многодетным семьям; улучшение жилищных условий (квартироустройство) больным активными формами ТБ; обеспечение продуктовыми наборами. Кроме того, всем нуждающимся больным ТБ оказывается содействие в получении (восстановлении) документов (паспорт РФ, СНИЛС, страховой медицинский полис и др.), помощь в оформлении пенсионных и иных социальных выплати многое другое.

Соцработник информирует пациента о социальной поддержке в соответствие с действующим законодательством на доступном языке, помогает в заполнении заявлений, непосредственно сопровождает пациентов при сборе документов, налаживает контакты со службами, выясняет, как и чем помочь пациенту, оказывает содействиев трудоустройстве абацилированных пациентов с туберкулезом на стадии выздоровления. Психолог проводит психологическое и психотерапевтическое консультирование.

Заведующий кабинетом работает совместно с партнерскими организациями посоциальному сопровождению пациентов с туберкулезом, проводит мониторинг оказания имсоциальной помощи. В партнерскую сеть вовлечена социальная служба 6районов города, служба занятости, паспортно- визовая служба, другие медицинские учреждения, оказывающие помощь наркозависимым, больным с ВИЧ-инфекцией, освобождающимся из мест лишения свободы.

Заключено партнерское соглашение о совместной деятельности с департаментом социальной защиты Воронежской области, департаментом труда изанятости населения Воронежской области, включающее информационный обмен, помощь в получении выплат в виде государственной социальной помощи, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, детских пособий, ежемесячных выплат, помощи инвалидам, а также помощи в трудоустройстве. УВД по Воронежской области оказывает помощь в восстановлении паспорта без выплаты штрафов в случае утери.

В основе оказания психологической помощи лежит индивидуальное консультирование больного, предназначенное длявыявления причины заболевания, осознания больнымсвоей болезни, беседы о лечении, выявление проблем личностного и семейного характера, влияющие негативно на исходы лечения, мотивирует на сохранение здоровья и лечение.

За 2017 год 336 больных туберкулезом городских жителя получили различные виды социальной поддержки, 85 из них в денежном выражении.

Практика оказания социальной поддержкина разных этапах лечения пациентов доказала свою востребованность и позволила повыситьмотивацию к лечению и снизить процент отрывовот лечения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.