Права больного туберкулезом в казахстане

Данная статья посвящена анализу необходимости реформирования правого статуса лиц, страдающих острой формой туберкулеза. Исследование позволяет сделать вывод о том, что успех борьбы с туберкулезом, которая включена руководством РК в список общенациональных задач, зависит от баланса в области нормативно – правового обеспечения принудительного лечения и практики реализации свобод граждан, которые могут при отсутствии контроля за лечением нести в себе угрозу здоровью других лиц, вступающих с заболевшими в контакт (членов семей, врачей, конвоиров в тюрьме, коллег на рабочем месте и других контактных лиц).

Все эти нормативные акты частично регулируют правовое положение пребывания больного, находящегося на принудительном лечении. Как известно, основанием для принудительного лечения граждан, больных заразной формой туберкулеза, является их отказ от лечения, назначенного врачом. Решение о принудительном лечении граждан, больных заразной формой туберкулеза и уклоняющихся от лечения, принимается судом по представлению органов здравоохранения, либо врачебной комиссии при администрации учреждения уголовно-исполнительной системы. Исполнение решения суда о направлении гражданина, больного заразной формой туберкулеза, на принудительное лечение возлагается на судебных исполнителей территориальных органов юстиции. Однако, конкретное исполнение подобных решений судов представляет собой отдельную проблему.

Так, по данным Национального центра проблем формирования здорового образа жизни, Республика Казахстан стоит на 33 месте из 212 стран мира. При этом, по мнению регионального координатора ВОЗ по контролю над туберкулезом в Центральной Азии Г. Цогта, 16 процентов от всего объема лечения безуспешны, несмотря на то, что в Казахстане созданы все условия для борьбы с этим опасным недугом. Ежедневно в мире погибает от туберкулеза около 5000 человек, сочетание туберкулеза с ВИЧ-инфекцией, а также распространение туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ) грозят еще более серьезными последствиями [7]. Как свидетельствуют цифры, успех лечения во многом зависит от самих пациентов, от их желания излечится. Алкоголики, наркоманы, бывшие осужденные, лица с дивиантным поведением – вот большая часть пациентов туберкулезной больницы. С 1 января 2010 года лечение этих категорий лиц переданы Межрайонным противотуберкулезным больницам, согласно приказа Министерства здравоохранения РК № 221 от 23.04.2009 г. “Об утверждении положения о противотуберкулезной больнице” [8], где для больных с сочетанной формой туберкулеза и алкоголизма предусмотрены койко-места.

В данных лечебных учреждениях граждане содержаться на принудительном лечении, но так как исполнение решений судов затруднено тем, что пациенты, которых доставили принудительно убегают из стационаров, а водворением их на место занимаются всеми доступными средствами врачи, то удержать буйных пациентов в рамках закона при такой системе сложно.

Раньше больных туберкулезом алкоголиков, наркоманов уклоняющихся от лечения, помещали в специальное лечебно – профилактическое учреждение (ЛПУ). По постановлению суда их принудительно лечили одновременно от алкоголизма и туберкулеза, поскольку лекарства от этих недугов очень токсичны, их давали по согласованной с фтизиатрами схеме. С 2010 года туберкулезное отделение в СЛПУ закрыто, а контингент полностью перешел на попечение туберкулезных больниц. По официальной версии, в ЛПУ возникала опасность заражения туберкулезом и других алкоголиков, к тому же рядом находятся две школы, магазины, кафе, госучреждения, центр города, возможностей нарушения режима больше.

И так как алкоголизм, наркомания, дивиантное поведение у лиц, вышедших из тюремного заключения – это длительные союзники туберкулеза, то применять меры принудительного медицинского характера к этим больным нужно своевременно и использовать максимально эффективные методы, четко отрегулированные в соответствующих нормативных актах.

Пока работа с такими пациентами осложнена тем, что после первичного принудительного привода в туберкулезную больницу с органов, исполняющих решение суда, снимается вся ответственность и пациента, сбежавшего из мест лечения: во-первых, нужно отловить при помощи участковых фтизиатров, рационных полицейских; во-вторых, для передачи документов в суд врачам требуется собрать соответствующие данные и комиссионно (не менее пяти человек) принять решение об обращении в суд для вынесения решения о принудительном лечении; в-третьих, пойманного пациента обязаны доставить в суд, потому что заочно такие дела не рассматриваются, чтобы не нарушить права человека (при этом не учитывается, что этот сбежавший выделяет миллионы микобактерий туберкулеза и представляет собой угрозу здоровью участников судебного заседания и других граждан, попавшихся на пути следования); в-четвертых, если доставленный в суд сбежавший пациент заявляет, что готов лечиться добровольно, судья почти всегда выносит решение в его пользу, то есть без принудительного лечения; в- пятых, если решение о принудительном лечении вынесено, пациента доставляют в МПТБ, что вовсе не значит, что он опять не сбежит.

Таким образом, проблема гарантирования соблюдения прав пациента, страдающего опасной формой туберкулеза, решается за счет прав медперсонала и других членов общества и об этом следует подумать, принимая требуемые в сложившейся ситуации изменения в нормативно – правовые акты, которыми регулируется применение мер медицинского характера. Причинами для повышения внимания законодателя к правовому обеспечению принудительного лечения от туберкулеза являются: во - первых, особенность течения самой болезни, характеризующаяся при незавершенном лечении перехода заболевания из острой формы в туберкулез с лекарственной устойчивостью; во вторых каждый день туберкулез уносит жизни десятки наших сограждан, многие из которых были контактными с носителями лицами, ввиду своей работы, оказавшиеся незащищенными от инфекции, которую распространяет больной.

Меры изоляции для больных, которые становятся мерами для защиты для всего населения, должны работать. Но точку зрения о принудительности лечения разделяют далеко не все. Правозащитные организации считают, что большую пользу можно извлечь из усиления пропаганды и формирования специальных социальных пакетов для больных туберкулезом и ВИЧ. В мире есть опыт применения социальных пакетов, когда пациенты приезжают за продуктовыми наборами и при медиках принимают препараты. Другим слабым звеном современной системы принудительного лечения является низкий уровень социальной поддержки бывших заключенных, людей без определенного места жительства, приезжих разнорабочих (основных субъектов правоотношений принудительного лечения) и др. Социальный патронаж существует и работает, и там, где бывшим заключенным, лицам без определенного места жительства, трудовым мигрантам помогают найти работу и жилье, организовывают продуктовую помощь, удается на порядок увеличить и приверженность пациентов к лечению. Но таких регионов в нашей стране за исключением местностей, где свои новации применяют зарубежные организации, очень мало. Остальные принимают лекарства бессистемно. Как тюрьме, так и на воле, вопросы систематизации лечения не отработаны, поэтому, многие считают, до тех пор пока применить систему социальной поддержки наша страна не может, нужно использовать проверенные принудительные меры. В тюремных учреждениях этот механизм дисциплинирует больного, но при выходе из мест заключения, проблема системности лечения вновь встает для больного и его контактных лиц. Поэтому Казахстану нужны особые меры улучшения организации диагностики и лечения лекарственно-устойчивого туберкулеза.

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

Сноска. Утратил силу приказом Министра здравоохранения РК от 30.03.2019 № ҚР ДСМ-14 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра здравоохранения и социального развития РК от 05.05.2015 № 318 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 5.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 109 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:

Сноска. Преамбула в редакции приказа Министра здравоохранения и социального развития РК от 05.05.2015 № 318 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Утвердить прилагаемые Правила принудительного лечения больных туберкулезом в специализированных противотуберкулезных организациях и их выписки.

Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра здравоохранения и социального развития РК от 05.05.2015 № 318 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Департаменту стратегии и развития здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Айдарханов А.Т.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

3. Департаменту административно-правовой работы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Бисмильдин Ф.Б.) обеспечить официальное опубликование в средствах массовой информации настоящего приказа после его государственной регистрации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Вощенкову Т.А.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Утверждены приказом
И.о. Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 17 ноября 2009 года № 729

Сноска. Правила в редакции приказа Министра здравоохранения и социального развития РК от 05.05.2015 № 318 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Настоящие Правила принудительного лечения больных туберкулезом в специализированных противотуберкулезных организациях и их выписки (далее - Правила) определяют порядок принудительного лечения больных туберкулезом в специализированных противотуберкулезных организациях и их выписки, который включает в себя проведение организациями здравоохранения мероприятий по выявлению, учету и направлению на принудительное лечение больных туберкулезом, отказавшихся или уклоняющихся от лечения, а также организации принудительного лечения, режима пребывания больных в специализированных противотуберкулезных организациях и их выписки.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

1) лечение - комплекс медицинских услуг, направленных на устранение, приостановление и (или) облегчение течения заболевания, а также предупреждение его прогрессирования;

2) отказ от лечения - отказ больного с диагнозом туберкулез, подтвержденный лабораторным методом, от лечения, назначенного централизованной врачебно-консультативной комиссией (далее - ЦВКК);

3) уклонение от лечения - нарушение режима лечения, предписанного ЦВКК в виде беспричинного пропуска приема 7 суточных доз противотуберкулезных препаратов в течение календарного месяца, зафиксированного в медицинской документации";

4) принудительное лечение - лечение больного туберкулезом, осуществляемое на основании решения суда.

3. Лица с подозрением на туберкулез подлежат обязательному медицинскому обследованию.

4. Больные туберкулезом, в том числе туберкулезом с множественной и широкой лекарственной устойчивостью (далее – М/ШЛУ ТБ) подлежат регистрации в противотуберкулезных организациях (далее - ПТО), обязательной госпитализации до конверсии мазка мокроты при наличии бактериовыделения и лечению до завершения полного курса лечения.

5. Основанием для принудительного лечения граждан, больных туберкулезом, является:

1) отказ больного с диагнозом "туберкулез" подтвержденным лабораторным методом, от лечения, назначенного ЦВКК, и отсутствия положительного результата всех методов его убеждения (консультация психолога, применение методов санитарного просвещения), зафиксированных в медицинской документации больного;

2) самовольный уход и нарушение режима лечения, предписанного ЦВКК в виде беспричинного пропуска приема 7 суточных доз противотуберкулезных препаратов в течение календарного месяца, зафиксированного в медицинской документации.

6. Решение о принудительном лечении граждан, больных туберкулезом и уклоняющихся от лечения, принимается судом по представлению организаций здравоохранения в соответствии с пунктом 3 статьи 107 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее - Кодекс).

7. Участковый фтизиатр представляет медицинскую документацию больного на ЦВКК ПТО для решения вопроса о назначении ему принудительного лечения в специализированной противотуберкулезной организации (далее - СПТО).

По заключению ЦВКК главный врач ПТО подписывает представление о принудительном лечении по форме согласно приложению к настоящим Правилам.

8. ПТО оформляет документы на больного, отказывающегося или уклоняющегося от лечения, определенные пунктом 9 настоящих Правил, и направляет в суд в течение 5 календарных дней для решения вопроса о его принудительном лечении.

9. Для обращения в суд представляются следующие документы:

1) представление о принудительном лечении в двух экземплярах;

2) справка о состоянии здоровья (выписка из истории болезни, амбулаторной карты);

3) доверенность на представителя ПТО для участия в судебном заседании, заверенная главным врачом ПТО;

4) заключение ЦВКК о необходимости назначения принудительного лечения.

10. Материалы о направлении на принудительное лечение рассматриваются судом в пятидневный срок со дня поступления документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, и при участии представителя организации здравоохранения в соответствии с пунктом 4 статьи 107 Кодекса.

11. Организация принудительного лечения граждан больных туберкулезом с незавершенным лечением, освобождающихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, производится согласно Правилам организации противотуберкулезной помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 августа 2014 года № 530, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9762.

12. Для предотвращения самовольного ухода больных за пределы СПТО, а также проникновения на территорию посторонних лиц, территория СПТО ограждается сплошным забором высотой не менее 2,5 метров и обеспечивается круглосуточной ведомственной охраной. Прогулочная территория для больных ограждается от остальных территорий.

13. СПТО охраняется специализированным охранным подразделением, имеющим лицензию на данный вид деятельности (далее – служба охраны).

14. СПТО оборудуются следующими ограничительными инженерно-техническими средствами:

1) основным ограждением территории;

3) сейфом для хранения документов;

4) металлическими легкосъемными и открывающимися решетками на окнах;

5) металлическими дверями во всех специализированных и вспомогательных помещениях;

6) контрольно-пропускным пунктом со специализированной охраной.

15. Выход больных с территории СПТО и прогулочного двора разрешается для проведения лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в сопровождении охраны и медицинского персонала.

16. Служба охраны организует контрольно-пропускной режим и обеспечивает наружную и внутреннюю охрану.

17. Доступ в СПТО разрешается персоналу, администрации и дежурному врачу.

18. Сотрудники службы охраны оказывают содействие медицинскому персоналу в профилактике и пресечении противоправных действий лиц, находящихся на принудительном лечении.

19. Взаимодействие медицинского персонала и сотрудников охраны осуществляется на основе договора заключаемого между ПТО и службой охраны.

20. При поступлении в СПТО осуществляется:

1) первичный осмотр и санитарная обработка больных туберкулезом;

2) осмотр лечащим врачом в течение первых суток с обязательным назначением необходимого обследования и лечения в соответствии со стандартами диагностики и лечения;

3) необходимое дополнительное клиническое обследование для установления классификации, степени тяжести заболевания, а также определения, выбора и применения соответствующих методов лечения;

4) оформление истории болезней и учетных форм на каждого больного, в которые вносятся данные, отражающие динамику проводимого курса лечения.

21. После окончания принудительного лечения история болезни завершается выписным эпикризом, проверяется и подписывается руководством СПТО, сдается в архив.

Учетные формы передаются в ПТО для продолжения поддерживающей фазы лечения в амбулаторных условиях или в стационаре.

22. Администрация СПТО обеспечивает санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим, а также организует и проводит профилактическую и санитарно-гигиеническую работу среди больных, находящихся на принудительном лечении.

23. В СПТО создаются условия для раздельного содержания больных по половому признаку, с учетом данных микроскопии и теста лекарственной чувствительности на момент госпитализации и в процессе лечения в отдельных корпусах или помещениях, конструктированных эффективно функционирующими шлюзами.

24. Руководство СПТО, осуществляет проверку правильности оформления документов на больных, поступивших в СПТО для принудительного лечения, ведет персональный и количественный учет больных, находящихся в СПТО, с ведением регистрационного журнала, а также:

1) осуществляет отчетность об их численности, составе и движении больных;

2) оформляет материалы на лиц, выбывших из СПТО:

по завершению лечения;

в связи со смертью;

3) организует проведение правовой пропаганды и пропаганды здорового образа жизни.

25. Принудительное лечение больных туберкулезом, в том числе М/ШЛУ ТБ продолжается до завершения полного курса лечения с благоприятными исходами "вылечен" или "лечение завершено".

26. При исходе "неудача лечения", больные М/ШЛУ ТБ подлежат переводу в специализированные противотуберкулезные организации или отделения для паллиативного лечения (далее – СПТО/ПЛ).

27. Больной, у которого при нахождении в СПТО установлен МЛУ ТБ, представляется на ЦВКК для назначения соответствующего лечения в условиях СПТО с соблюдением мер инфекционного контроля.

28. Сокращение срока принудительного лечения проводится при достижении конверсии мазка мокроты и соблюдении пациентом полной приверженности к непосредственному контролируемому лечению (далее – НКЛ).

29. Решение о сокращении срока принудительного лечения рассматривается на ЦВКК по представлению врачебно-консультативной комиссии СПТО.

30. Выписка больных из СПТО проводится в плановом порядке.

31. В течение 10 календарных дней до выписки из СПТО больного, завершившего полный курс лечения с благоприятным исходом, лечащим врачом и заведующим отделением уточняется информация об условиях дальнейшего диспансерного наблюдения.

32. При направлении на диспансерное наблюдение больного с благоприятным исходом лечения в диспансерные отделы ПТО передаются медицинские карты по форме ТБ 01/у "Медицинская карта больного туберкулезом" или по форме ТБ 01/у - категория IV "Медицинская карта больного туберкулезом категории IV", утвержденные приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 6697 (далее – Приказ МЗ РК № 907), последняя рентгенограмма и выписка из медицинской карты стационара.

33. В течение 10 календарных дней до перевода больного, досрочно выписываемого из СПТО по решению ЦВКК на амбулаторное лечение, лечащим врачом и заведующим отделением уточняется информация об условиях продолжения лечения: месте проведения НКЛ, наличии ПТП, возможности диагностики и лечения побочных реакций, виде оказания социальной помощи.

34. За 10 календарных дней до перевода на амбулаторное лечение больной, принимающий противотуберкулезные препараты (далее – ПТП) в дробном режиме, переводится на однократный прием, за исключением ПТП

35. При направлении на амбулаторное лечение в кабинет НКЛ ПТО или ПМСП передаются последняя рентгенограмма, выписка из медицинской карты стационара, медицинские карты по форме ТБ 01/у "Медицинская карта больного туберкулезом" или по форме ТБ 01/у - категория IV "Медицинская карта больного туберкулезом категории IV", утвержденные Приказом МЗ РК № 907.

36. В течение 10 календарных дней до выписки из СПТО больного, завершившего лечения с исходом "неудача лечения", лечащим врачом и заведующим отделением уточняется информация об условиях дальнейшего паллиативного лечения в СПТО/ПЛ.

37. В СПТО/ПЛ больной переводится на специализированном медицинском транспорте по предварительному согласованию с принимающей стороной.

38. При направлении больного в СПТО/ПЛ передаются последняя рентгенограмма и выписка из медицинской карты стационара.

39. Медицинская карта ТБ01 категория IV больного, переведенного в СПТО/ПЛ, направляется в диспансерный отдел ПТО по месту жительства.

40. Диспансерное наблюдение больных туберкулезом и М/ШЛУ ТБ, закончивших полный курс лечения или выписанных из СПТО для продолжения лечения по месту жительства, проводится согласно Инструкции по организации и осуществлению профилактических мероприятий по туберкулезу, утвержденной приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 августа 2014 года № 19, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9772.

Приложение
к Правилам принудительного
лечения больных туберкулезом
в специализированных
противотуберкулезных
организациях и их выписки

В суд области, городов Астаны, Алматы

Гражданин (ка) ______________________________________________________

(фамилия имя отчество (при его наличии) пациента/законного

представителя) _______________________________________ дата рождения,

проживающий (ая) по адресу: ______________________________, состоящий

на диспансерном учете с "____" ________ ______ года, с

Сопутствующее заболевание ___________________________________________

Анамнез заболевания _________________________________________________

Больной (ая) ________________________________________________________

(описываются факты отказа или уклонения от лечения)

Заключение ЦВКК _____________________________________________________

На основании изложенного, в соответствии со статьей 107 Кодекса

Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа

и системе здравоохранения"

Направить на принудительное лечение в СПТО __________________________

больного (ую) ______________________________________________________.

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 сентября 2009 года № 481

  1. Утвердить прилагаемые Правила проведения медицинского обследования с целью признания гражданина больным заразной формой туберкулеза.
  2. Руководителям управлений здравоохранения областей, городов Астана и Алматы принять настоящий приказ к исполнению.
  3. Департаменту стратегии и развития здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Айдарханов А.Т.) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
  4. Департаменту административно-правовой работы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Бисмильдин Ф.Б.) направить настоящий приказ на официальное опубликование после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
  5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-Министра здравоохранения Вощенкову Т.А.
  6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр Ж. Доскалиев

Утверждены приказом

от 30 сентября 2009 года № 481

Правилапроведения медицинского обследованияс целью признания гражданина больным заразнойформой туберкулеза

  1. Настоящие Правила определяют порядок проведения медицинского обследования с целью признания гражданина больным заразной формой туберкулеза (далее — Правила).
  2. Заразная форма туберкулеза — заболевание, представляющее опасность для окружающих в связи с выделением больным во внешнюю среду бактерий туберкулеза.
  3. Пациент — физическое лицо, являющееся (являвшееся) потребителем медицинских услуг.
  4. Бактериовыделитель (БК+) — гражданин, выделяющий микобактерии туберкулеза во внешнюю среду.

  1. Правила проведения медицинского обследования с целью признания

гражданина больным заразной формой туберкулеза

  1. Выявление заразной формы туберкулеза осуществляется при:

1) обращении гражданина в медицинскую организацию, в том числе — оказывающую амбулаторно-поликлиническую помощь;

2) профилактическом медицинском осмотре (при поступлении на учебу в школу, высшие и средние учебные заведения, устройстве на работу, целевых, скрининговых медицинских осмотрах, диспансеризации);

3) диагностике и лечении других заболеваний;

5) иных обстоятельствах.

  1. Гражданин подлежит обязательному обследованию на туберкулез, если предъявляет жалобы на:

1) кашель (более 2 недель);

2) выделение мокроты;

4) утомляемость, слабость;

5) повышение температуры тела;

7) потерю аппетита, веса.

Гражданин, обратившийся с жалобами, подозрительными на туберкулез, и (или) изменениями на флюоро- или рентгенограмме должен быть направлен на микроскопическое исследование мокроты в срок не позднее трех дней после обращения.

  1. Обследование на туберкулез включает в себя следующие исследования:

микроскопическое исследование мокроты (3-х кратное исследование утренней порции мокроты);

рентгенологическое (флюорография, рентгенография);

анализы крови, мочи и др. биоматериала;

УЗИ (внелегочные формы туберкулеза).

  1. Признание гражданина больным заразной формой туберкулеза осуществляется на основании заключения организации здравоохранения с учетом результатов лабораторных и инструментальных исследований.
  2. Гражданин, выделяющий микобактерии туберкулеза, признается больным заразной формой туберкулеза или бактериовыделителем (БК+) в следующих случаях:

1) у которого в результате исследований под микроскопом по меньшей мере в двух анализах мокроты обнаружены кислотоустойчивые бактерий (БК);

2) с одной положительной пробой мокроты на БК и патологическими изменениями, выявленными рентгенологическим методом;

3) с однократным обнаружением в мазке кислотоустойчивых бактерий (БК) и с выделением культуры микобактерии туберкулеза.

  1. Больной туберкулезом подлежит обязательному медицинскому наблюдению и лечению, обеспечивается необходимыми лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
  2. Медицинским работником по месту выявления на каждого больного заразной формой туберкулеза подается экстренное извещение по форме 058-у в территориальный орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  3. Больной заразной формой туберкулеза подлежит обязательной госпитализации в противотуберкулезную организацию для получения интенсивной фазы лечения и реабилитации.

В приемном покое медицинский работник обязан обеспечить больного туберкулезом информацией о его правах и обязанностях, характере имеющегося у него заболевания, применяемых методах лечения и правилах поведения.

После прекращения бактериовыделения больной (БК-) переводится на амбулаторный уровень лечения.

Лечение больного туберкулезом должно контролироваться медицинским работником на протяжении всего периода.

  1. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным заразной формой туберкулеза, обязаны пройти обследование в целях исключения у них туберкулеза в срок не позже двух недель после установления контакта.
  2. Гражданин, признанный больным заразной формой туберкулеза, находящийся на лечении, пользуется всеми правами граждан Республики Казахстан с ограничениями, связанными с необходимостью соблюдения режима пребывания в противотуберкулезной организации.
  3. Больной заразной формой туберкулеза, отказывающийся от лечения, назначенного врачом, что зафиксировано в медицинской документации, подлежит принудительному лечению.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Г.А. Толеубекова, А.Б. Цепке, С.В. Пономарева, Е.А. Хегай, Г.З. Хамитова

В н астоящее время на эпидемиологическую о бстановку по туберкулезу огромное влияние оказывают факторы социального характера. Структура социального статуса больных туберкулезом представлена в большинстве случаев социально – незащищенными слоями населения (неработающие лица, пенсионеры, инвалиды, студенты, бомжи). Поэтому большое значение для улучшения эпидемиологической ситуации, наряду с проведением диагностических и лечебных мероприятий, имеют социальные меры, направленные на улучшение жизни больных туберкулезом. Одним из таких направлений является социальная поддержка больных туберкулезом, социально-уязвимых категорий больных, продолжающих лечение в амбулаторных условиях после выписки из стационара противотуберкулезного диспансера. Широкий охват социальной поддержкой всех больных туберкулезом, получающих лечение в амбулаторных условиях по поддерживающей фазе, обеспечит комплексную терапию заболевания, повысит мотивацию больных к лечению, что повлияет на эффективность лечения.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.А. Толеубекова, А.Б. Цепке, С.В. Пономарева, Е.А. Хегай, Г.З. Хамитова

Social support to tuberculosis patients in the city of Astana

Current epidemiologic situation with tuberculosis is affected with social factors to greater extent. Social structure of tuberculosis patients is mainly represented with socially disadvantaged groups (unemployed, pensioners, persons with disabilities, students, homeless). That is why not only diagnostics and therapy but also social actions enhancing life conditions of tuberculosis patients are essential to improve the epidemiological situation. Social support to tuberculosis patients, socially vulnerable categories of patients continuing treatment in the outpatient settings after their discharge from tuberculosis hospital is one of such aspect. Wider outreach of all patients with tuberculosis receiving medical care in outpatient settings in sustaining phase will ensure comprehensive therapy and improve patients’ motivations to receive medical care making the treatment more.

5. Демографический ежегодник Казахстана, 2008. Статистический сборник. - Астаны, 2009. - 637 с.

6. Гланц С. Медико-биологическая статистика. - М., 1999. - 460 с.

7. Игисинов С.И. Способ составления и применения картограмм в онкологической практике// Здрав. Казахстана. - 1974. - № 2. - С. 69-71.

Казакстандагы ортальщ жуйке жуйесшщ катерлi iciK eлiм картограммасы

Н.С. Иг'юнов, Е.Б. Адильбеков, К.К. Гаитова

Материал жэне зерттеу 8дiстерi: материал есебшде 2003-2009 жылдар аралыгындагы орталык жYйке жYйесшщ катерлi iсiгiнен кайтыс болтан адамдардыц м8лiметтерi (ф.35).

Орталык жуйке жуйесшщ катерлi i сiгiнiк влiмiн кецюткт багалау ^азакстанныц жеке аймактарында бiркелкi бвлiнбегендiгiн аныктады. Картограммата влiм децгеш аныкталды: твменгi - 1,60/0000 дешн, орталык - 1,6 бастап 2,5°/0000дешн, жотарты - 2,50/0000 бастап ж8не жотары.

Н8тижелер:влiмнщ жотары кврсеткiштерi Алматы к. (3,00/0000), ^ызылорда (3,10/0000), Шытыс-^азакстан (3,20/0000) ж8не Павлодар (3,60/0000) обылыстарында аныкталды.

Cartogram of mortality from malignant tumors of central nervous system in Kazakhstan

N.S. Igissinov, E.B. Adilbekov, K.K. Gaitova

Research objective: to make a cartogram of death rate from malignant new growths CNS.

Material and methods: as a material of the data about died of malignant tumors CNS for 2003-2009 (ф.35) has served.

Results: Spatial assessment of mortality from malignant neoplasms of the central nervous system in some regions of Kazakhstan has identified an uneven distribution.For a cartogram death rates have been defined: low - to 1.60/0000, average - from 1.6 to 2.50/0000, high - from 2.50/0000 and above.

Conclusions:high mortality rates were established in Almaty (3.00/0000), Kyzylorda (3.10/0000), East-Kazakhstan (3.20/0000) and Pavlodar (3.60/0000) regions.

УДК: 616-002.5-052:316-787.2 (574-25)

ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ В ГОРОДЕ АСТАНЕ

В настоящее время на эпидемиологическую обстановку по туберкулезу огромное влияние оказывают факторы социального характера. Структура социального статуса больных туберкулезом представлена в большинстве случаев социально - незащищенными слоями населения(неработающие лица, пенсионеры, инвалиды, студенты, бомжи). Так, в 2011 году удельный вес данных контингентов в структуре всех впервые выявленных больных туберкулезом составил 67,8 %, в 2010 году - 66,3 % , в 2009 году - 65,2 %, в 2008 году - 64,2 %, в 2007 году- 66,1 %.

Поэтому большое значение для улучшения эпидемиологической ситуации, наряду с проведением диагностических и лечебных мероприятий, имеют социальные меры, направленные на улучшение жизни больных туберкулезом. Одним из таких направлений является социальная поддержка больных туберкулезом, включающая в себя организацию полноценного питания социально-уязвимых категорий больных, продолжающих лечение в амбулаторных условиях после выписки из стационара противотуберкулезного диспансера.

Основная деятельность данной программы была направлена на оказание социальной помощи больным туберкулезом, получающим лечение в амбулаторных условиях, в виде проведения патронажа с целью контролируемой выдачи противотуберкулезных препаратов, обеспечения продуктовыми и гигиеническими наборами социально-незащищенной части больных.

Таблица № 1.Охват социальной поддержкой больных туберкулезом, получающих лечение на поддерживающей фазе

2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год

Количество больных, которым оказана социальная поддержка, абс 584 489 376 308 275

Охват социальной поддержкой больных, получающих лечение по поддерживающей фазе, % 43,7 35,8 26,8 21,1 17,9

С целью привлечения к оказанию социальной помощи, нуждающимся больным туберкулезом, бизнес- структур города, 1 июня 2007 года противотуберкулезный диспансер г. Астаны представил проект оказания социальной помощи на первой бизнес- ярмарке социальных проектов, которая была проведена при поддержке акимата города Астаны.

На стенд - проекте противотуберкулезным диспансером г. Астаны была обоснована актуальность и задачи данного проекта, а также пути их решения. Кроме того, разработан и представлен состав продуктовой посылки с учетом основных принципов питания при туберкулезе:

повышенное содержание белков, из которых 2/3 составляют белки животного происхождения (мясо, молоко), 1/3 растительного происхождения (гречневая крупа, рис, мучные изделия)

умеренное содержание жиров: 2/3 животный жир (сливочное масло), 1/3 растительный жир ( растительное масло)

повышенное содержание витаминов:

• витамин А ( сливочное масло, молоко)

• витамин В ( крупы, мучные изделия, молоко)

• витамин Е ( растительное масло, гречневая крупа)

В течение нескольких лет данный вопрос рассматривался на заседаниях городского координационного совета по туберкулезу при Акиме города Астаны. В последующем вопрос оказания социальной поддержки больным туберкулезом был внесен в дополнение к Программе реформирования и развития здравоохранения г. Астаны на 2008-2010 г.г. и утвержден решением маслихата № 77/14-^ от 24.04.2008 года.

Принцип контролируемой терапии должен соблюдаться при лечении больных как в стационарных условиях (первый этап лечения), так и в амбулаторных условиях (второй этап лечения).

Для качественного проведения амбулаторного этапа лечения в г. Астане организованы пункты контролируемого лечения при поликлиниках и семейных врачебных амбулаториях.

Но, тем не менее, часть больных вынуждена добираться до указанных пунктов на общественном транспорте, зачастую с пересадками. Принимая во внимание, что более 60 % из всего контингента больных туберкулезом составляют социально - незащищенные лица, то дополнительные материальные затраты на проезд могут способствовать отрыву от лечения данной категории больных.

В связи с вышеуказанным, кроме оказания социальной поддержки в виде выделения продуктовых наборов, в дополнениях к Программе реформирования и развития здравоохранения г. Астаны на 2008-2010 г.г. (пункты 2.93) предусмотрено выделение бесплатных проездных билетов установленного образца на городском пассажирском транспорте в рамках бюджетной Программы оказания социальной помощи отдельной категории граждан.

Управлением занятости и социальных программ г. Астаны разработаны правила оказания социальной помощи гражданам, больным активным туберкулезом, представлены и утверждены решением маслихата города Астаны от 9.07.2008 года № 114018-М

Согласно данных правил, противотуберкулезный диспансер г. Астаны ежемесячно составляет списки граждан, нуждающихся в оказании социальной помощи с указанием вида помощи (продуктовые наборы, проездные билеты).

Нуждаемость определяется противотуберкулезным диспансером путем оценки в совокупности следующих критериев как статус получателя социальной помощи (преимущество отдается лицам, являющимися безработными), его место жительства (удаленность от места лечения), количество находящихся у него на иждивении членов семьи и количество членов семьи, больных активным туберкулезом.

На основании списков противотуберкулезным диспансером осуществляется выдача продуктовых наборов, полученных от поставщиков услуг по оказанию социальной помощи и проездных билетов, предоставленных Управлением занятости и социальных программ города Астаны.

С 1 августа 2008 года ежемесячно 100 больных туберкулезом получают проездные билеты и 320 больных - продуктовые наборы. За 2008 -2009 годы получили социальную поддержку 1102 больных, что составило 39,8 % от всех больных, получающих лечение в амбулаторных условиях. За 2010 год получили социальную поддержку - 11080 больных туберкулезом.

12 апреля 2010 года на заседании постоянных комиссий маслихата города Астаны депутатами был рассмотрен вопрос о возможности внесения изменений в Правила оказания социальной помощи нуждающимся гражданам, больным активным туберкулезом, утвержденные решением маслихата города Астаны 9 июля 2008 года. Противотуберкулезным диспансером города Астаны совместно с Управлением занятости и социальных программ г. Астаны представлены предложения о возможности обеспечения всех больных, получающих лечение в амбулаторных условиях социальной помощью без проведения отбора. Данное предложение было поддержано. И с 2011 года социальная поддержка в виде продуктовых наборов и проездных билетов выделяется всем больным туберкулезом, получающим лечение в амбулаторных условиях по поддерживающей фазе. В 2011 году социальной поддержкой охвачено 15070 больных туберкулезом.

Широкий охват социальной поддержкой всех больных туберкулезом, получающих лечение в амбулаторных условиях по поддерживающей фазе, позволяет обеспечить комплексную терапию заболевания, повышает мотивацию больных к лечению, что оказывает влияение на эффективность лечения.

Астана каласыныц туберкулезбен ауыратын наукастарына элеуметлк кемек керсету

Толеубекова Г.А., Цепке А.Б., Пономарева С.В., Хегай Е.А., Хамитова Г.З.

^аз1рп тацда туберкулездщ эпидемиологялык жаедайына элеуметлк факторлардыц 8серi ете зор. Туберкулезбен ауыратын наукастардыц аса кепшшт осы элеуметлк турмысы темен наукастардан куралады, ягни жумыссыздар, зейнеткерлер, мYгедектер, студенттер, мекен-жайы белпаз жандар.

Сондыктан, эпидемиологялык жаедайды жаксарту максатында емдк жэне диагностикалык ю-шаралрды етшу, туберкулезбен ауыратын наукастарга элуметлк жагдайда кеп кемек тилзедк Соныц бiрi емханада, жагдайлары темен санаттагы жандарга, ягни ауруханадан шыккан соц емдi жалгастыру кезецшде туберкулезбен ауыратын наукастарга элеуметлк колдау керсету болып табылады.

Туберкулезбен ауыратын барлык наукастарга емнщ жалгастыру сатысында емханада элеуметлк колдау керсету, наукастардыц емге деген ынтасын артырып, сонымен катар емнщ нэтижесш жаксартады.

Оказание социальной поддержки больным туберкулезом в городе Астане

Толеубекова Г.А., Цепке А.Б., Пономарева С.В., Хегай Е.А., Хамитова Г.З.

В настоящее время на эпидемиологическую обстановку по туберкулезу огромное влияние оказывают факторы социального характера. Структура социального статуса больных туберкулезом

представлена в большинстве случаев социально - незащищенными слоями населения (неработающие лица, пенсионеры, инвалиды, студенты, бомжи).

Поэтому большое значение для улучшения эпидемиологической ситуации, наряду с проведением диагностических и лечебных мероприятий, имеют социальные меры, направленные на улучшение жизни больных туберкулезом. Одним из таких направлений является социальная поддержка больных туберкулезом, социально-уязвимых категорий больных, продолжающих лечение в амбулаторных условиях после выписки из стационара противотуберкулезного диспансера.

Широкий охват социальной поддержкой всех больных туберкулезом, получающих лечение в амбулаторных условиях по поддерживающей фазе, обеспечит комплексную терапию заболевания, повысит мотивацию больных к лечению, что повлияет на эффективность лечения.

Social support to tuberculosis patients in the city of Astana

Toleybekova G., Tsepke A., Ponomareva S., Chegai E., Hamitova G.

Current epidemiologic situation with tuberculosis is affected with social factors to greater extent. Social structure of tuberculosis patients is mainly represented with socially disadvantaged groups (unemployed, pensioners, persons with disabilities, students, homeless).

That is why not only diagnostics and therapy but also social actions enhancing life conditions of tuberculosis patients are essential to improve the epidemiological situation. Social support to tuberculosis patients, socially vulnerable categories of patients continuing treatment in the outpatient settings after their discharge from tuberculosis hospital is one of such aspect.

Wider outreach of all patients with tuberculosis receiving medical care in outpatient settings in sustaining phase will ensure comprehensive therapy and improve patients' motivations to receive medical care making the treatment more.

1. М. Е. Кондратьева, В. А. Стаханов Влияние социальной поддержки на эффективность лечения больных туберкулезом//Российский медицинский журнал -2009.-№1-С.17-18.

2. Е. Я. Кочеткова Оценка эффективности лечения контингентов больных туберкулезом органов дыхания//Российский медицинский журнал -2009.-№1-С.17-18.

3. Скачкова Е.И., Матинян Н.С., Шестаков М.Г., Кучерявая Д.А., Владимиров С.К. //Проблемы управления здравоохранением -2009.-№3-С34-39.

ОПЫТ ЧРЕСКОЖНОГО СКЛЕРОЗИРОВАНИЯ ЭТАНОЛОМ ПРОСТЫХ КИСТ ПОЧЕК ПОД КОНТРОЛЕМ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Кисты почек обнаруживаются у 50% лиц страдающих урологическими заболеваниями, 1/3 пациентов от 50 лет и старше обнаруживаются кисты почек различных размеров [1,2]. В 3 -5 % от всех вскрытий встречается простая киста почки [3].

Простая киста почки - распространенное урологическое заболевание, характеризующееся наличием отдельного жидкостного образования почки, которое может встречаться в толще почечной ткани или подкапсульно.

С учетом возрастного распределения считается, что простые почечные кисты являются приобретенными заболеваниями [1,2,4,5].

Простые почечные кисты имеют очень тонкую стенку с плоским эпителием и иногда тонкие перегородки. Они содержат светлую или желтую жидкость с низким содержанием жира, белка, лактат-дегидрогеназы и концентрации амилазы [6,7]. По данным радионуклидных исследований, кистозная жидкость подвергается постоянному обмену с другими жидкостями тела [1,8].

С внедрением и широким применением в клинической медицине высокоинформативных методов диагностической визуализации, таких как ультрасонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография частота выявления кист почек значительно увеличилась [2,9, 10]. Ультразвуковое исследование (УЗИ) признается на сегодняшний день ведущим методом в диагностике кистозных образований почек [1,2,9,10,11]. В лечении простой кисты применяют оперативное вмешательство (открытое или лапараскопическое) или чрескожную пункцию кисты под ультразвуковым наведением с эвакуацией ее содержимого, а в ряде случаев и с дренированием полости кисты [1,2,12,13].

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.