Неотложные меры борьбы с туберкулез

Раздел IX. Неотложные меры борьбы с туберкулезом

Мероприятия Исполнители Стоимость, млн. рублей
2005-
2008
годы
2005
год
2006
год
2007
год
2008
год
62. Реконструкция и ремонт
Областного государственного
учреждения здравоохранения "Омский
клинический противотуберкулезный
диспансер", (реконструкция
прачечной, 5-ти этажного корпуса,
диспансерного отделения 4-х
этажного корпуса)
Областное государственное
учреждение здравоохранения
"Омский клинический
противотуберкулезный
диспансер", подрядные
организации на конкурсной
основе
8,0 2,0 2,0 2,0 2,0
63. Мониторинг туберкулеза
(создание картотеки учета больных
туберкулезом, закупка реактивов для
диагностики туберкулеза)
Главное управление
здравоохранения
Омской области
0,24 0,06 0,06 0,06 0,06
64. Приобретение флюорографов для
Областного государственного
учреждения здравоохранения "Омский
клинический противотуберкулезный
диспансер"
Областное государственное
учреждение здравоохранения
"Омский клинический
противотуберкулезный
диспансер", подрядные
организации на конкурсной
основе
7,6 3,8 3,8
65. Модернизация централизованной
бактериологической лаборатории
Областного государственного
учреждения здравоохранения "Омский
клинический противотуберкулезный
диспансер"
Областное государственное
учреждение здравоохранения
"Омский клинический
противотуберкулезный
диспансер", подрядные
организации на конкурсной
основе
5,2 1,6 1,6 1,0 1,0
66. Приобретение для Областного
государственного учреждения
здравоохранения "Омский клинический
противотуберкулезный диспансер"
диагностического оборудования для
физиокабинетов, бронхологического
кабинета, кабинета функциональной
диагностики, лаборатории
Областное государственное
учреждение здравоохранения
"Омский клинический
противотуберкулезный
диспансер", подрядные
организации на конкурсной
основе
0,45 0,06 0,1 0,12 0,17
67. Мероприятия по профессиональной
подготовке фтизиатров областных
государственных учреждений
здравоохранения
Главное управление
здравоохранения Омской
области
0,16 0,04 0,04 0,04 0,04
68. Проведение санитарно-
просветительной работы по
пропаганде здорового образа жизни
и профилактике туберкулеза
Главное управление
здравоохранения Омской
области
0,176 0,044 0,044 0,044 0,044
69. Обеспечение проведения
профилактических мероприятий среди
населения Омской области
(обеспечение работы передвижных
флюороустановок)
Главное управление
здравоохранения Омской
области
1,0 0,25 0,25 0,25 0,25
70. Расширение специфических
профилактических мероприятий среди
детей и подростков
Областное государственное
учреждение здравоохранения
"Омский клинический
противотуберкулезный
диспансер"
0,4 0,1 0,1 0,1 0,1
71. Обеспечение противотуберкулез-
ными препаратами больных,
находящихся на лечении в Областном
государственном учреждении
здравоохранения "Омский клинический
противотуберкулезный диспансер"
Главное управление
здравоохранения Омской
области, подрядные
организации на конкурсной
основе
23,2 6,0 6,0 6,0 5,2
Итого средств областного бюджета 46,426 13,954 10,194 13,414 8,864


>
Профилактика сахарного диабета и его осложнений
Содержание
Закон Омской области от 22 декабря 2003 г. N 489-ОЗ "Об областной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Подпрограмма "Неотложные меры борьбы с туберкулезом"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Городская целевая подпрограмма "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в городе Калининграде на 2007 - 2011 годы" (далее - Подпрограмма) разработана во исполнение Закона Калининградской области N 98 от 30.11.1998 г. (редакция от 29.11.2005 г.) "О защите населения от туберкулеза".

Туберкулез продолжает оставаться важнейшей медико-социальной проблемой, на которую влияют экономические и социальные факторы, низкий уровень жизни значительной части населения, увеличение количества ВИЧ-инфицированных, из групп социального риска. Эпидемическая ситуация по туберкулезу остается напряженной и темпы ее ухудшения соответствуют эпидемии.

За период с 2000 по 2005 годы общая заболеваемость туберкулезом населения города возросла с 83,0 до 99,4 на 100 тыс. населения. Показатель заболеваемости в 2005 году превышает среднероссийский на 25%. Тенденция к росту сохраняется и в 2006 году.

Показатель детской заболеваемости с 2000 г. по 2005 г. снизился с 103,7 до 80,6 на 100 тыс. населения. В 2006 году (9 месяцев) остается на том же уровне.

Все чаще регистрируются тяжелые остро прогрессирующие формы туберкулеза у взрослых, часто заканчивающиеся летальным исходом в первый год выявления, особенно у больных СПИДом, лиц, страдающих наркоманией, хроническим алкоголизмом, прибывших из исправительных - трудовых учреждений, БОМЖей. Участились случаи посмертной диагностики туберкулеза у данной категории жителей города.

Смертность от туберкулеза в 2005 году составила 24,4 на 100 тыс. населения в сравнении с 2004 годом увеличилась в 1,5 раза.

Городская целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом на 2005-2006 годы" оказала положительное влияние на работу по улучшению качества диагностики туберкулеза среди взрослых и детей на поликлиническом уровне. Значительно укрепилась материально-техническая база муниципальных учреждений здравоохранения: все лаборатории обеспечены бинокулярными микроскопами, в городской больнице N 3 установлен люминесцентный микроскоп. Детские поликлиники города бесперебойно снабжались туберкулином и вакциной БЦЖ.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Годы действия Программы следует читать как "2005-2008"

Решение вопроса борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода и необходимость привлечения целевых денежных средств из городского бюджета.

Нумерация разделов приводится согласно источнику

1. Основные цели, задачи, сроки реализации подпрограммы

Основными целями подпрограммы являются стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу и снижение основных показателей:

- заболеваемости до 80,0 на 100 тыс. населения;

- смертности до 20,0 на 100 тыс. населения:

- заболеваемости детей до 40,0 на 100 тыс. детского населения.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

- дальнейшее развитие материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения;

- проведение комплекса мероприятий по своевременному выявлению туберкулеза;

- проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний туберкулезом среди населения.

Сроки реализации подпрограммы - 2007-2011 годы.

3. Основные мероприятия по реализации Подпрограммы

Мероприятия будут осуществляться в системе здравоохранения и санитарного надзора. В системе здравоохранения предусматривается приобретение стабилизаторов для цифровых флюорографов, полученных по Национальному проекту, совершенствование методов обследования на поликлиническом уровне, проведение месячников борьбы с туберкулезом.

Лечебно-профилактические мероприятия, связанные с предупреждением распространения туберкулеза направлены на совершенствование лечебно-диагностического процесса. Для чего:

- ежегодное привлечение к профилактическим флюорографическим осмотрам не менее 70% населения города с 15-летнего возраста;

- трехкратное исследование мокроты методом микроскопии по клиническим показаниям;

- проведение двукратной ежегодной туберкулинодиагностики детям подростам из социально неблагополучных семей, в приютах, детских домах, интернатах, детских приемниках-распределителях.

- проведение контролируемой химиопрофилактики детям с первичным инфицированием туберкулезом и из туберкулезного контакта (300 человек)

- проведение иммунизации против туберкулеза детям 7 и 14 лет;

Решением окружного Совета депутатов города Калининграда (четвертого созыва) от 23 января 2008 г. N 16 раздел 4 настоящей подпрограммы изложен в новой редакции

Объемы и источники финансирования подпрограммы

Подпрограмма реализуется за счет денежных средств городского бюджета. Ориентировочный объем финансирования мероприятий на 2007-20011 годы составляет 4560,0 тыс. рублей, в том числе:

Финансирование мероприятий подпрограммы - таблица N 17

Финансирование мероприятий "Неотложные меры борьбы с туберкулезом"

N
п/п
Наименование
мероприятий
Срок
исполне-
ния
Всего
тыс.
руб.
Объем финансирования
(тыс. руб.)
Источник
финанси-
рования
Отв. ис-
полнитель
Прогнозируемая оценка
2007
г.
2008
г.
2009
г.
2010
г.
2011
г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Раздел 1. Укрепление материально-технической базы ЛПУ
1. Приобретение
санитарного
транспорта для
контролируемо-
го лечения
2007-
2011 гг.
400,0 400,0 Городской
бюджет
Управление
здраво-
охранения
Раздел 2. Профилактические мероприятия.
1. Проведение
месячника
борьбы с
туберкулезом
2007-
2011 гг.
2000,0 500,0 500,0 500,0 500,0 Городской
бюджет
Управление
здраво-
охранения
2. Приобретение
туберкулиновых
шприцев
2007-
2011 гг.
880,0 220,0 220,0 220,0 220,0
3. Приобретение
туберкулина
2007-
2011 гг.
280,0 70,0 70,0 70,0 70,0 Городской
бюджет
Управление
здраво-
охранения
4. Дооснащение
флюорографиче-
ских кабинетов
видеосвязью
"лаборант-
пациент"
2007-
2011 гг.
1000,0 200,0 400,0 200,0 200,0 Городской
бюджет
Управление
здраво-
охранения
Итого по
разделу
4160,0 990,0 1190,0 990,0 990,0
Всего 4560,0 990,0 1590,0 990,0 990,0

5. Оценка эффективности реализации Подпрограммы

Реализация мероприятий Подпрограммы позволит стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу, снизить показатели:

- заболеваемости до 75,0 на 100 тысяч населения,

- смертность - до 20,0 на 100 тысяч населения,

- заболеваемость среди детей до 40,0 на 100,0 тысяч детского населения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Цель: Сформировать представления, знания по принципам и методам профилактики туберкулёза. Знать объем сестринского вмешательства при оказании неотложной помощи больному при неотложных состояниях.

Уровни усвоения:

Знания:

· Виды профилактики туберкулёза.

· Понятие о специфической и неспецифической профилактике туберкулёза

· Способы и методы специфической профилактики.

· Сущность вакцинации, ревакцинации (приказ № 324).

· Понятие о вакцине БЦЖ

· Контингенты лиц, подлежащих вакцинации и ревакцинации.

· Противопоказания вакцинации и ревакцинации.

· Особенности работы с вакциной.

· Понятие о химиопрофилактике.

· Группы лиц, подлежащих химиопрофилактике.

· Способы и методы неспецифической профилактики туберкулёза.

· Значение и особенности неспецифической профилактики во фтизиатрии.

· Текущая и заключительная дезинфекция в эпидочаге.

· Изоляция активных больных.

· Способы, методы и средства обеспечения санитарно-противоэпидемиологического режима.

· Правила техники личной безопасности при работе в туберкулёзных учреждениях.

План лекции

Виды профилактики туберкулёза.

Понятие о специфической и неспецифической профилактике туберкулёза.

Понятие о вакцине БЦЖ и сущность вакцинации, ревакцинации (приказ № 324).

Наблюдение за прививочной реакцией.

Осложнения после вакцинации и ревакцинации БЦЖ

Противопоказания вакцинации и ревакцинации.

Химиопрофилактика туберкулеза.

Группы лиц, подлежащих химиопрофилактике.

Санитарная профилактика туберкулёза. Понятия об эпидемических туберкулёзных очагах.

Классификация эпидемических очагов.

Профилактическая противоэпидемическая работа в очагах.

Виды профилактики туберкулёза.

Неотложные состояния при туберкулезе.

Профилактика туберкулёза может быть успешной только при условии одновременного и интенсивного воздействия на все три звена инфекционного процесса.

1) Источник заражения.

2) Условия, при которых происходит заражение (бактериовыделитель).

3) Здоровый человек, находящийсяв контакте с бактериовыделителем.

Туберкулез является медико-социальной проблемой. Это означает, что с проблемой туберкулеза можно справиться лишь общими усилиями – медицинскими и государственными мерами.

Профилактика туберкулёза подразделяется на три вида:

· Социальная.

· Санитарная. Неспецифическая профилактика туберкулеза.

· Специфическая.

Социальная профилактика. Включает организацию и проведение профилактических мероприятий социального характера, направленных на укрепление здоровья населения и осуществляемых в государственном масштабе.

К ним относятся:

· Оздоровление внешней среды.

· Повышение материального благосостояния населения.

· Укрепление здоровья населения (борьба с алкоголизмом, наркоманией и другими вредными привычками и т.д.)

· Создание благоприятных условий лечения больных туберкулёзом.

Нормативные документация по туберкулезу

Дано понятие противотуберкулезной помощи - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулезом, проводимых в стационаре и (или) амбулаторно в порядке, установленном настоящим ФЗ, другими ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, а так же законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Диспансерное наблюдение за больным устанавливается независимо от согласия больного или его законных представителей (п. 1 ст. 9).

Больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а так же умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления ТБ или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения

Были приняты различные постановления и приказы, регламентирующие меры по борьбе с туберкулезом:

· Конституция Российской Федерации. Статья 41 закрепляет право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.

· Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и в целях эффективной реализации подпрограммы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)",

· Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2017 г. N 124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза"

1. Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза.

2. Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом.

3. Порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза

1.1. Инструкцию по централизованному контролю за диспансерным наблюдением больных туберкулезом.

1.2. Инструкцию по применению клинической классификации туберкулеза.

1.3. Инструкцию по применению МКБ-10 для статистического учета туберкулеза.

1.4. Инструкцию по применению туберкулиновых проб.

1.5. Инструкцию по вакцинации и ревакцинации против туберкулеза вакциной БЦЖ и БЦЖ-М.

1.6. Инструкцию по химиотерапии больных туберкулезом.

1.7. Инструкцию по организации диспансерного наблюдения и учету контингентов противотуберкулезных учреждений.

1.8. Положение об организации деятельности дневного стационара в противотуберкулезных учреждениях.

1.9. Инструкцию по организации деятельности бактериологических лабораторий противотуберкулезных учреждений.

1.10. Инструкцию по унифицированным методам микроскопических исследований для выявления кислотоустойчивых микобактерий в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений.

1.11. Инструкцию по унифицированным методам микробиологических исследований при выявлении, диагностике и лечении туберкулеза.

1.12. Рекомендации по противоэпидемическим мероприятиям в очагах туберкулеза.

1.13. Положение об организации деятельности консультативно-диагностических и реабилитационных центров для детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции.

· Перечень социально значимых заболеваний туберкулез; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; гепатит В; гепатит С; болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); злокачественные новообразования; сахарный диабет; психические расстройства и расстройства поведения; болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением;

· Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки; гельминтозы; гепатит В; гепатит С; дифтерия; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; лепра; малярия; педикулез, акариаз и другие инфекции; сибирская язва; туберкулез; холера; чума.

- Активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза (А15- А19)

· Санитарные Правила 3.1.1295-03 – Профилактика туберкулеза. Дата введения 25 июня 2003г.

- Настоящие санитарно - эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральными законами от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
1.2. Санитарные правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, лечебно - профилактических, санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения.

1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

1.4. Организационно - методическое руководство по планированию и проведению мероприятий по профилактике туберкулеза осуществляют медицинские противотуберкулезные организации и учреждения здравоохранения общей лечебной сети.
1.5. Планирование и проведение мероприятий по профилактике туберкулеза осуществляют учреждения здравоохранения общей лечебной сети.
1.6. Контроль выполнения настоящих санитарных правил осуществляют органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации.

- Активные формы туберкулеза всех органов и систем.

· Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2017 г. N 124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза".

Наличие перечисленных документов указывает на значимость и обязательность выполнения разработанных мер и мероприятий:

· оздоровление условий внешней среды;

· улучшение материального благосостояния населения;

· улучшение питания и жилищно-бытовых условий;

· развитие массовой физической культуры и спорта.

Санитарная профилактика проводится в эпидемическом очаге туберкулёзной инфекции

Санитарная профилактика включает в себя:

· оздоровление эпидемических очагов туберкулёзной инфекции;

· проведение санитарно - просветительной работы среди населения;

· раннее выявление впервые заболевших туберкулёзом;

· излечение впервые заболевших туберкулёзом.

Специфическая профилактика туберкулеза - это профилактика направленная либо на повышение устойчивости организма к туберкулезной инфекции путем активной иммунизации методом вакцинации, ревакцинации, либо непосредственно против возбудителя туберкулезной инфекции путем применения туберкулостатических препаратов методом иммунопрофилактики.

К методам специфической профилактики относятся:

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 252 ;

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сайдуллаев А.-Х.А., Джунаидов Л.А.

Последствия общественно-политического кризиса, сложной экономической и социальной обстановки в Чеченской Республике, осуществления радикальных экономических реформ в России в некоторых своих проявлениях сохранились по настоящее время и отражаются, прежде всего, в низких показателях здоровья населения. Состояние здоровья населения Чеченской Республики с 2000 года было предметом постоянного контроля. Правительством Чеченской Республики регулярно рассматривались наиболее актуальные проблемы здравоохранения и неотложные меры по снижению социально-обусловленных заболеваний, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, меры по снижению преждевременной смертности от управляемых причин, велась разработка республиканских целевых программ, в том числе и по борьбе с туберкулезом. Чеченская Республика остается регионом, где ситуация по болезненности и заболеваемости туберкулезом оценивается как критическая. Туберкулез как и в прежние годы представляет серьезную угрозу здоровью населения. Особую тревогу вызывают темпы распространения туберкулеза. Значительные достижения, которых удалось добиться в борьбе с туберкулезом к концу 80-х годов XX столетия, на сегодняшний день утеряны. Ежегодно по России выявляются более 120 тысяч больных туберкулезом с впервые установленным диагнозом, показатель заболеваемости варьирует в пределах 50—80 на 100 тысяч населения. В Чеченской Республике за 2009 год выявлено 963 больных туберкулезом с впервые установленным диагнозом, из них 911 — с туберкулезом органов дыхания, 835 — с туберкулезом легких и 52 (5,4%) — с локализацией туберкулеза в других органах. Заболеваемость составила 76,43 на 100 тысяч населения (в 2008 году — 76,5, в 2007 — 84,8).

Особую тревогу вызывает значительный рост заболеваемости туберкулезом детей и подростков, а также лекарственно-устойчивых форм туберкулеза.

Чеченская Республика в довоенные годы имела одну из лучших материально-технических баз противотуберкулезной службы, были развернуты 1050 коек для лечения больных всеми формами туберкулеза, имелось в достаточном количестве современное диагностическое оборудование, функционировали 2 бактериологические лаборатории, помощь больным оказывали 120 врачей-фтизиатров с большим опытом работы. Была организована широкая сеть детских оздоровительных учреждений: по г. Грозный 2 детских тубсанатория, в с. Чишки — санаторий для детей школьного возраста с круглогодичным пребыванием

и обучением, в с. Автуры — школа-интернат, в летнее время функционировали десятки детских оздоровительных лагерей. Благодаря принятым мерам нам удалось добиться значительных успехов в борьбе с туберкулезом, к концу 80-х годов наша республика вошла в число самых благополучных регионов СССР по этому показателю.

К сожалению, события 90-х годов, две военные кампании уничтожили материальную базу противотуберкулезных учреждений, как и всю экономику республики. Регион потерял не только койки, санатории, оборудование — мы потеряли более 80% опытных врачей-фтизиатров и среднего медперсонала. Туберкулез — это социальная болезнь, и причинами, вызвавшими ухудшение эпидемической обстановки по туберкулезу в республике, являются такие факторы, как ухудшение социально-экономических условий жизни населения, военные действия, стрессы военного времени, массовая вынужденная миграция, потеря жилья, рост численности контингента пенитенциарных учреждений за счет граждан Чеченской Республики, экологическая катастрофа и т. п. Сложившаяся ситуация требовала незамедлительных действий со стороны Министерства здравоохранения и руководства республики. В 2002 году на базе бывшего детского сада на 75 койко-мест после проведения ремонтно-востановительных работ был развернут стационар для взрослых больных туберкулезом на 200 коек и диспансерное отделение. Конечно, при этом не были соблюдены санитарно-гигиенические требования для пребывания больных, не было создано условий для работы медперсонала. Данное решение было продиктовано жизненной необходимостью, и оно дало возможность в какой-то мере воссоздать Республиканский противотуберкулезный диспансер (РПТД) как организационно-методический центр для всей республики.

Была восстановлена картотека, налажена связь с тубкабинетами, райтубдиспансерами, общей лечебной сетью, появилась преемственность при оказании противотуберкулезной помощи больным, проводилась госпитализация и лечение больных с впервые установленным диагнозом и наиболее тяжелыми формами туберкулеза, шло оснащение РПТД и ЛПУ диагностическим оборудованием. Решались вопросы кадрового обеспечения и подготовки фтизиатров. По мере оснащения ЛПУ средствами для лучевой диагностики активизировалась работа по профилактике и раннему выявлению туберкулеза. В рамках Федеральной целевой программы было начато строительство при РПТД новых зданий: детское отделение на 60

коек, диспансер на 125 посещений в смену, лабораторный и хозяйственный корпуса. Строительство и оснащение их завершено, в ближайшее время они будут сданы в эксплуатацию. В 2010 году начнется строительство Республиканской туберкулезной больницы на 400 коек с диспансером на 300 посещений, ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2011 года.

Острый дефицит коечной сети, отсутствие специализированных подразделений (легочная хирургия, отделения для больных туберкулезом костно-суставной системы и урогенитальных органов, детского туб-отделения, отделения для сочетанной инфекции туберкулез-ВИЧ), лабораторной и компьютерной диагностики, вспомогательных служб, сказывались на качестве диагностики и лечения больных туберкулезом. В таком виде противотуберкулезная служба не удовлетворяла наши потребности.

Для улучшения кадрового обеспечения Постановлением Правительства ЧР была установлена надбавка к заработной плате всем сотрудникам противотуберкулезных учреждений республики (врачам — 12 тыс. руб., среднему медперсоналу — 9 тыс. руб., техническому персоналу — 5 тыс. руб.), это дало возможность ЛПУ повысить обеспеченность врачами до 52% и полностью обеспечить средним медперсоналом.

На реализацию этой программы предусмотрены финансовые средства в размере 814,736 млн руб. из республиканского бюджета.

На 2008 год были заложены 241,22 млн руб., намеченные программные мероприятия были выполнены.

На базе ЦНИИТ РАМН прошли подготовку 90 специалистов с высшим и средним медицинским образованием, 447 медицинских работников прошли усовершенствование на выездных циклах НИИ туберкулеза. Для проведения санитарно-просветительской работы среди населения, направленной на раннее выявление и профилактику туберкулеза, была изготовлена рекламная и полиграфическая продукция. Все ЛПУ республики были полностью обеспечены рентгено-флюорографической пленкой и расходными материалами, закуплен туберкулин (900 тыс. доз) и расходные материалы для проведения массовой туберкулиноди-агностики среди детей. Республика была полностью обеспечена противотуберкулезными препаратами и лекарственными средствами для патогенетической терапии. Это дало возможность обеспечить полноценным лечением впервые выявленных больных тубер-

кулезом, больных с хроническим течением болезни и больных, находящихся на амбулаторном лечении. Для РПТД закуплено оборудование для бактериологической лаборатории, включая расходные материалы, химреактивы, люминесцентные микроскопы; для лучевой диагностики — компьютерный томограф и рент-генкомплекс с томографической приставкой.

В этом же году начато дооснащение тубкабинетов и райтубдиспансеров оборудованием и инвентарем, во все сельские районы передана компьютерная техника, бактерицидные лампы, кабины для сбора мокроты, негатоскопы, произведен текущий ремонт туберкулезного отделения при РПТД.

Впервые в этом году закуплены средства индивидуальной защиты медицинского и обслуживающего персонала, наборы продуктов питания для больных, прошедших курс интенсивной терапии и находящихся на амбулаторном лечении. Это дало нам возможность значительно сократить число больных, оторвавшихся от лечения.

Все тубкабинеты и райтубдиспансеры сельских районов, участковые фтизиатры РПТД обеспечены автотранспортом. Учреждения противотуберкулезной службы подключены к Интернету. Для общей лечебной сети приобретены стационарные (6 шт.) и передвижные (3 шт.) цифровые флюороустановки. Проведены ремонтно-востановительные работы туберкулезного отделения Шелковской ЦРБ. Противотуберкулезная служба полностью обеспечена набором тубпрепара-тов и средствами патогенетической терапии, доукомплектована клинико-диагностическая лаборатория при РПТД.

В 2010 году продолжены работы по созданию соответствующих условий в противотуберкулезных учреждениях республики. Выделены средства для завершения работ по капитальному ремонту и реконструкции лечебного корпуса РПТД, райтубдиспансера в Шелковском и Шалинском районах, туботделения и тубдиспансера в Надтеречном районе. В 2010 году будут задействованы бактериологическая и клинико-диагностическая лаборатории, отделения физиотерапии, эндоскопической и ультразвуковой диагностики, компьютерный томограф, диспансерное отделение с раздельным приемом взрослого и детского контингента со своими параклиническими службами.

Реализация программных мероприятий в этом году позволит нам дооснастить ОЛС передвижными и стационарными флюороустановками. Больные после курса интенсивной терапии и переведенные на амбулаторное лечение будут обеспечены набором продуктов питания. Медицинский и обслуживающий персонал будет обеспечен средствами индивидуальной защиты. Закупаются в достаточном количестве спецтубпрепараты и средства для патогенетической терапии, туберкулин, шприцы и расходные материалы для туберкулинодиагностики.

Сегодня в республике многое делается для улучшения здоровья населения, строятся современные ЛПУ, ведется активная работа по кадровому обеспечению и повышению квалификации, создаются спортивные

комплексы и оздоровительные центры, уделяется внимание экологии и окружающей среде, санитарно-гигиеническому воспитанию.

В 35 ЛПУ созданы условия для проведения бактериоскопии, из года в год увеличивается охват населения этим методом исследования.

Факторов, влияющих на укрепление здоровья населения, много. Это, прежде всего, комплекс мер политического, экологического, экономического, правового, социально-гигиенического и противоэпидемического характера. Попытка возложить всю полноту ответственности за состояние здоровья граждан только

на систему здравоохранения приведет лишь к недооценке значимости и величины проблемы.

В социально благоустроенном обществе, где любое решение связывается с влиянием, которое оно будет оказывать на сферу обитания человека, индекс здоровья населения выше. Поэтому, наравне с медицинскими работниками, за состояние и охрану здоровья населения должны нести ответственность все без исключения службы, отделы муниципальных образований, руководители организаций, учреждений, предприятий, предприниматели и бизнесмены.

Задача РПТД состоит в том, чтобы совместно с ОЛС добиться максимального охвата населения осмотрами на туберкулез, организовать работу по созданию картотечного учета населения, обеспечить бактериологическую диагностику туберкулеза с целью активного и раннего его выявления, контролировать проведение туберкулинодиагностики, проводить работу непосредственно в очагах туберкулеза и с лицами, контактирующими с тубочагом, и, конечно, своевременную диагностику, качественное лечение и реабилитацию больных.

Мы уверены, что эта задача нам под силу. Объединив усилия всех министерств, ведомств и муниципалитетов, мы сумеем в ближайшие годы добиться значительного снижения заболеваемости туберкулезом и вести далее работу по ликвидации туберкулеза в нашей республике.

Организация специализированной помощи детям с сахарным диабетом 1 типа в Ростовской области

Сахарный диабет является одной из глобальных медико-социальных проблем современности. Особая значимость проблемы сахарного диабета 1 типа (СД1) определяется угрозой ранней инвалидизации молодых пациентов, снижением общей продолжительности и качества жизни в связи с развитием тяжелых микрососудистых осложнений. По данным ВОЗ, заболеваемость СД1 постоянно растет, наряду с этим увеличивается и число осложнений.

Детское эндокринное отделение РНИИАП является единственным в Ростовской области (РО) отделением, оказывающим специализированную помощь детям и подросткам с различной эндокринной патологией, выполняющим функцию регионального центра. Сотрудниками отделения осуществляется лечебная и консультативная помощь пациентам, проживающим не только в РО, но и в других субъектах ЮФО и СКФО (Краснодарский край, Калмыкия, Чеченская Республика, Ингушетия, Адыгея, Дагестан и др.). Детское эндокринное отделение является базой для подготовки детских эндокринологов. В отделении работают 3 доктора наук и 3 кандидата медицинских наук.

На протяжении последних лет отмечается увеличение числа больных, получающих специализированную помощь

в условиях детского эндокринного отделения РНИИАП. Так, в 2009 году в отделение было госпитализировано 1158 пациентов, что на 124 ребенка (12%) больше, чем в 2008 году. В отделении оказывается помощь не только больным детям с сахарным диабетом, но и детям с заболеваниями щитовидной и паращитовидной желез, с тяжелыми формами надпочечниковой недостаточности, гипофизарным нанизмом, задержками физического и полового развития, несахарным диабетом центрального генеза, гипоталамическим синдромом, ожирением, нарушенной толерантностью к глюкозе и др. Однако приоритетным направлением является улучшение диагностики и лечения СД1 и его осложнений у детей и подростков.

С целью оценки распространенности сахарного диабета у детей РО проводится ежегодный анализ эпидемиологических показателей, данные заносятся в регистр детского эндокринного отделения РНИИАП. По данным регистра, на январь 2010 года в РО под наблюдением находятся 735 пациентов с СД1 (536 детей и 199 подростков).

Проведенный анализ показал, что в РО наблюдается рост распространенности СД1 у детей с 46,5 человек на 100 тысяч детского населения в 2005 году до 53,0 — в 2009 (рис. 1). Однако эти показатели не превышают

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.