Комментарии к фз 77 туберкулез

страница 8/11


Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

Трудовое законодательство РФ предусматривает для работников нормальное, сокращенное и неполное рабочее время. Нормальная продолжительность рабочего времени в соответствии со ст. 91 ТК РФ составляет не более 40 часов в неделю и применяется в случае, если работа выполняется в обычных условиях и лица, ее выполняющие, не нуждаются в дополнительных мерах по охране труда и дополнительных социальных гарантиях. Если работник выполняет свои трудовые обязанности в особых условиях - вредных или опасных условиях труда, то он нуждается в сокращении рабочего времени в целях сокращения вредного воздействия условий труда на организм человека.

Сокращенная продолжительность рабочего времени для работников с вредными и (или) опасными условиями труда установлена ст. 92 Трудового кодекса РФ и должна составлять не более 36 часов в неделю.

Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" в соответствии со ст. 350 ТК РФ, регламентирующей некоторые особенности регулирования труда медицинских работников, утвержден Перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 30-часовую рабочую неделю. В указанный перечень включены врачи, в том числе руководители учреждения, средний и младший медицинский персонал туберкулезных (противотуберкулезных) организаций здравоохранения и их структурных подразделений; лечебно-производственных (трудовых) мастерских при туберкулезных (противотуберкулезных) организациях; клиник (клинических отделений) для больных туберкулезом медицинских, научных, образовательных организаций и учреждений высшего профессионального образования; образовательных учреждений (подразделений) для больных туберкулезом детей; учреждений социального обслуживания населения, предназначенных для обслуживания больных туберкулезом.

Следующей предусмотренной законодательством гарантией для медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи является дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск.

Дополнительные отпуска, в соответствии со ст. 117 ТК РФ, предоставляются работникам здравоохранения, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этих отпусков и условия их предоставления должны утверждаться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

О Перечне должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, утвержденном приказом Минздрава РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Минобразования РФ, Минсельхоза РФ и ФПС РФ от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292 уже говорилось ранее.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" регламентировано, что продолжительность ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска для указанных категорий работников должен составлять не менее 7 календарных дней.

Также, в настоящее время действует постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день". В разделе "Здравоохранение" данного перечня предусмотрены дополнительные отпуска для работников, непосредственно обслуживающих больных в противотуберкулезных лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, палатах, кабинетах; санаторно-лесных школах и школах-интернатах, детских домах, детских садах, яслях, домах ребенка для детей больных туберкулезом; домах инвалидов и учебных заведениях для больных туберкулезом. В вышеуказанном Перечне предусмотрена продолжительность дополнительных отпусков медицинских работников в зависимости от характера и сложности работы, от степени вредности условий труда и их неблагоприятного воздействия на здоровье работника. Для всех категорий работников противотуберкулезных учреждений продолжительность дополнительного ежегодного отпуска составляет 12 рабочих дней, за исключением врача-фтизиатра, систематически выполняющего рентгеновские исследования, продолжительность дополнительного отпуска у которого составляет 18 рабочих дней.

Кроме сокращенного рабочего времени и дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков, медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, имеют право на получение надбавок к должностным окладам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда.

Порядок предоставления указанных гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в опасных и тяжелых условиях труда для работников учреждений здравоохранения субъектов РФ определяется региональными органами исполнительной власти.

3. Частью 2 комментируемой статьи установлено, что медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, подлежат обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", а также обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью регламентировано ст. 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I. В данной статье указано, что для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное страхование в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников. Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае гибели работников государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие.

Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. N 191 "Об утверждении перечня должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников". На основании данного перечня обязательному социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в числе других подлежат врачи, в том числе врачи-руководители противотуберкулезных учреждений, и структурных подразделений, заведующие кафедрой (лабораторией), профессора, доценты, ассистенты, преподаватели, научные сотрудники, средний и младший медицинский персонал, осуществляющие следующий характер работы:

работа непосредственно по оказанию медицинской помощи, обслуживанию и уходу за больными туберкулезом;

работа по проведению лабораторных исследований крови и других биологических материалов, поступающих от больных туберкулезом;

работа по проведению судебно-медицинской экспертизы больных туберкулезом;

работа, непосредственно связанная с освидетельствованием больных туберкулезом;

работа, связанная с обследованием, организацией и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза;

работа, непосредственно связанная с рентгенодиагностикой, в том числе с флюорографией и др.

Кроме того, обязательному страхованию подлежат социальные работники, работа которых связана с медико-социальной реабилитацией больных туберкулезом и инструкторы -методисты по лечебной физкультуре, библиотекари, которые осуществляют непосредственное обслуживание больных туберкулезом.

Обязательное социальное страхование, как уже говорилось ранее, осуществляется на основании Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и представляет собой систему государственных правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан, вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других установленных законом событий.

Причинение вреда здоровью или смерть при исполнении служебных обязанностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, является социальным страховым риском. В случае наступления данного события, то есть страхового случая, у страховщика возникает обязанность осуществлять страховое обеспечение - назначение предусмотренных законодательством страховых выплат в системе обязательного социального страхования.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", видами социальных страховых рисков являются:

необходимость получения медицинской помощи;

утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Видами страхового обеспечения являются

оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

пенсия по случаю потери кормильца;

пособие по временной нетрудоспособности;

страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

пособие по беременности и родам;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

социальное пособие на погребение.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является одной их составляющих системы обязательного социального страхования и регламентируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Задачами системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются обеспечение социальной защиты застрахованных лиц и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им своих служебных обязанностей путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, а также обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Говоря о данном виде обязательного социального страхования необходимо отметить, что в данном случае страховыми случаями, то есть фактами, влекущими за собой назначение выплату социального обеспечения, являются:

несчастный случай на производстве, то есть событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им своих служебных обязанностей, как на территории страхователя, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте работодателя и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;

профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредных производственных факторов и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Видами обеспечения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:

пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем;

единовременная страховая выплата застрахованному, либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

ежемесячные страховые выплаты застрахованному, либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;

оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая: на лечение, приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода; посторонний уход, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а также проезд в учреждение медико-социальной экспертизы осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;

обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;

Туберкулез – инфекционное заболевание, вызываемое туберкулезными бактериями и имеющее некоторые особенности. Первой и основной особенностью, отличающей туберкулез от иных инфекционных заболеваний, является его сравнительно широкое распространение, несмотря на то, что он никогда не протекает в форме острой эпидемии. Вторая особенность – это неравномерное распространение туберкулеза, как в отдельных регионах и странах, так и среди возрастных групп населения. В различные периоды жизни большинство людей являются носителями туберкулезных бактерий, но не все зараженные болеют туберкулезом.

Эта закономерность, в отличие от других инфекций, позволяет выделить два основных этапа туберкулезной инфекции – инфицированность и заболеваемость, которые находятся в прямой зависимости друг от друга.

Вероятность заболевания зависит от множества факторов: от общего состояния организма, продолжительности контакта с туберкулезным больным. Способствуют заболеванию неполноценное питание, несоблюдение гигиенических правил, алкоголизм, табакокурение, ослабление организма сопутствующими заболеваниями.

Исследованиями установлено, что микобактерия туберкулеза присутствует в организме большинства людей, однако это не означает, что у всех у них разовьется заболевание. На риск возникновения заболевания влияет состояние иммунной системы, то есть возможность организма бороться с инфекцией. Велик риск заболевания туберкулезом у ВИЧ-инфицированных, у которых защитные барьеры организма разрушены. Содержащиеся в местах лишения свободы ВИЧ-инфицированные лица, как правило, болеют также и туберкулезом.

Микобактерия туберкулеза обладает только ей присущими свойствами. Она находится в капсуле, состоящей из молекул и жирных кислот, и не подвергается разрушению с помощью ферментов, как другие виды микробов в организме человека. Капсула не подвергается разрушению даже с помощью антибиотиков. Кроме того, микобактерия туберкулеза размножается медленно, ее деление происходит один раз в сутки, что затрудняет ее диагностику и исследование.

Распространение микобактерии туберкулеза происходит, в основном, воздушно-капельным путем – при кашле, чихании, разговоре. В некоторых случаях возможно заражение и через предметы. Смесь слюны и мокроты, выделяемая больным активной формой туберкулеза, задерживается в воздухе в течение значительного времени и вдыхается здоровыми людьми, находящимися в помещении. Самый простой способ уменьшить риск заболевания – элементарное проветривание помещения.

В соответствии с главой 2 указанного закона полномочия в области предупреждения распространения туберкулеза предоставлены органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления.

Данным постановлением установлено, что профилактические медицинские осмотры населения проводятся не реже 1 раза в 2 года в соответствии с методами, утвержденными Минздравсоцразвития РФ.

Отдельные группы населения подлежат профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза 2 раза в год: лица, находящиеся в тесном бытовом или профессиональном контакте с источниками туберкулезной инфекции;

лица, снятые с диспансерного учета в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях в связи с выздоровлением – в течение первых трех лет с момента выявления заболевания;

лица, перенесшие туберкулез и имеющие остаточные изменения в легких, в течение первых трех лет с момента выявления заболевания;

лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений – в течение первых двух лет после освобождения;

лица, содержащиеся в учреждениях УИС.

- Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом;

- Порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза.

В соответствии с ч.1 ст.8 указанного закона больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают ее в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Кроме этого, в соответствии с частью 1 ст.45 ГПК РФ данное заявление может быть подано в суд прокурором. Разъяснение по вопросу подачи заявления прокурором о принудительной госпитализации больного заразной формой туберкулеза дано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2005 года.

Следует отметить, что статьей 15 закона закреплена социальная поддержка лиц, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи.

Предусмотрены также дополнительные ежегодные отпуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 №870. Перечень должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда, утвержден Приказом Минздрава РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Минобразования РФ, Минсельхоза РФ и ФПС РФ от 30.05.2003 №225/194/363/126/2330/777/292.

Медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи и обслуживающие больных туберкулезом животных, подлежат обязательному страхованию.


Для обеспечения благоприятных санитарных условий жизни населения в Российской Федерации существует государственная программа по предотвращению возникновения туберкулёза, а также его своевременного излечения, так как указанная болезнь представляет опасность при отсутствии контроля за его распространением.

Общие сведения

Федеральный закон № 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” был принят Государственной Думой 24 мая 2001 года и одобрен Советом Федерации 6 июня того же года. законодательство было подписано президентом и вступило в силу 18 июня 2001 года.

Назначение настоящего законодательства заключается в создании правовой базы, обеспечивающей обязательную медицинскую помощь для больных туберкулёзом с целью предотвращения его распространения. Закон распространяется на граждан Российской Федерации при предоставлении им противотуберкулёзной помощи, а также на лиц, которые данную помощь оказывают. Также под действие ФЗ-77 попадают и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ и нуждающиеся в медицинских услугах вследствие заражения палочками Коха.

Законодательство состоит из 19 статей и 7 глав следующего содержания:

  • Глава 1 содержит общие положения, описывает сферу действия законодательства, его правовую основу, а также приводит определения специальных терминов;
  • Глава 2 предусматривает перечень полномочий органов государственной власти в сфере разработки и применения мероприятий направленных на предупреждение и предотвращение дальнейшего заражения туберкулёзом;
  • Глава 3 устанавливает порядок оказания противотуберкулёзной помощи как основной предупреждающей меры распространения болезни;
  • Глава 4 определяет права и обязанности лиц, которые находятся под наблюдением в туберкулёзных диспансерах;
  • Глава 5 предусматривает оказание социальной поддержки для лиц которые заражены туберкулёзом и тех, кто оказывает первых соответствующую медицинскую помощь;
  • Глава 6 устанавливает меры ответственности зя нарушение настоящего законодательства;
  • Глава 7 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу.

Оказание противотуберкулёзной помощи осуществляется на основе программы государственной гарантированной бесплатной помощи и проводится согласно следующим принципам:

  • законность;
  • безопасность;
  • общедоступность;
  • соблюдение человеческих и гражданских прав;
  • при добровольном согласии и полном информировании инфицированных, за исключением случаев, установленных статьями 9 и 10 настоящего законодательства.

Предоставление противотуберкулёзной помощи для несовершеннолетних лиц и лиц, больных наркоманией и не достигших совершеннолетия, осуществляется с письменного согласия одного из родителей или опекунов, за исключением тяжёлых случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 ФЗ-77.

Статьёй 8 настоящего законодательства предусматривается порядок оказания противотуберкулёзной помощи:

  • Заражённые туберкулёзом нуждающиеся в медицинском лечении могут получить его в соответствующих здравоохранительных организациях, обладающих лицензией;
  • Для лиц, которые контактировали или контактируют с больными, требуется пройти обязательное обследование с целью выявления туберкулёза в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Профилактические противотуберкулёзные прививки осуществляются согласно национальному календарному плану вакцинаций;
  • Граждане должны периодически проходить обязательные медицинские осмотры для выявления туберкулёза в порядке и сроки, которые устанавливает уполномоченный орган федеральной власти;
  • Главы организаций, которые осуществляют медицинскую деятельность обязаны ежегодно отправлять в соответствующие органы, выполняющие санитарно-эпидемиологические функции, данные обо всех случаях выявления заболеваний туберкулёза;
  • Мероприятия по своевременному обнаружения заражённых туберкулёзом сельскохозяйственных животных, а также соответствующих организаций, которые выполняют производство и хранение животных продуктов, осуществляются согласно требованиям законодательства Российской Федерации;
  • Реализация животных продуктов, произведённых в организациях, которые были подвержены туберкулёзному заражению, проводится санитарным и ветеринарным требованиям по профилактике и борьбе с инфицированными сельскохозяйственными животными.

Данные меры необходимы для мониторизации распространения болезни и соответствующего контроля очагов воспаления.


Профилактика туберкулёза в соответствии с законом № 77-ФЗ определяется как перечень взаимосвязанных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения данной болезни, а также на её обнаружение на ранних этапах.

Статьёй 4 настоящего законодательства устанавливается перечень полномочий государственных органов власти в сфере профилактики туберкулёзного заражения. Согласно с данными положениями предпринимаются следующие меры:

  • разрабатывается государственная политика, направленная на предупреждение возникновения болезни;
  • разрабатываются и принимаются соответствующие нормативные документы;
  • устанавливается порядок предоставления противотуберкулёзной помощи для всех лиц на территории Российской Федерации;
  • проводится федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль и организуются соответствующие мероприятия, предупреждающие распространение туберкулёза;
  • организуется эпидемиологический мониторинг заболевания;
  • формируются, утверждаются и реализуются федеральные целевые программы;
    разрабатываются правила, нормативы, требования и государственные стандарты в указанной сфере;
  • организовывается система предоставления противотуберкулёзной помощи в специализированных медицинских организациях;
  • обеспечивается государственный надзор за изготовлением, складированием, и перевозкой противотуберкулёзных вакцин и иммунобиологических лекарств, предназначенных для раннего выявления туберкулёза. Также контроль распространяется на качество, эффективность и безопасное хранение данных средств.

Государственные органы ведут статистический контроль в области предупреждения возникновения заболевания, путём фиксирования всех случаев обнаружения туберкулёза.

Какие были внесены изменения?

В ходе последних изменений законодательства, состоявшегося 26 мая 2016 года, были внесены поправки в статью 14, в результате чего в пункте 4 были исключены слова “государственным академиям наук”.

Статья 14 предусматривает следующий порядок предоставления социальной поддержки для лиц, которые находятся под наблюдением в туберкулёзном диспансере:

  • Граждане, которые временно утратили трудоспособность из-за туберкулёза, сохраняют свои рабочие места и должности в течение срока, определённого законодательством Российской Федерации.
  • Больные туберкулёзом на время отстранения от работы получают государственное страховое пособие;
  • Граждане, которые проходят противотуберкулёзное лечение в соответствующих диспансерах, обеспечиваются бесплатно необходимыми лекарствами и медикаментами в соответствии с государственной программой;

Лицам, которые заражены передающимися формами туберкулёза предоставляется жилище по договору социального найма в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 77-ФЗ от 18.06.2001 “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” рекомендуется скачать документ, содержащий актуальные изменения законодательства по ссылке ниже.


Туберкулез — это инфекционное заболевание, которое поражает легкие человека. Впервые эту болезнь выявил немецкий ученый-биолог Роберт Кох, а позднее его открытие стало изучаться. Сейчас болезнь можно вылечить и предупредить. В России ежегодно поднимается вопрос о профилактике туберкулеза, ведь каждый второй человек заражен этой болезнью в неактивной форме. А процент больных туберкулезом растет с каждым днем.

Описание Федерального Закона 77

Данный закон регламентирует основы профилактических мер для внедрения в социальную жизнь граждан, в целях предупреждения болезни и выработки ряда санитарных норм против распространения эпидемии туберкулеза. В статьях рассматриваются санитарные, медицинские и социальные меры, которые подразумевают диагностическое обследование, рентгенологию и регулярный осмотр у врача (ред. 25.11.2013 ФЗ №317).

Последние изменения в закон 77 вносились 23.05.2016 года Государственной Думой и были одобрены Советом Федерации.

Профилактика туберкулеза — это ряд необходимых обследований по выявлению, распространению, и уничтожению палочки Коха в организме человека. В полномочия политической системы входят:

  • проведение федеральной политики по предупреждению болезни;
  • применение и создание нормативных актов по борьбе с инфекцией;
  • согласование и разработка схемы оказания первой помощи и последующего лечения граждан РФ;
  • регулярное обновление программ по улучшению качества жизни;
  • мониторинг туберкулеза;
  • финансирование в специализированные медицинские учреждения, противотуберкулезные диспансеры.
  • обеспечение необходимого надзора над местами хранения вакцин для предупреждения на ранних стадиях болезни;
  • ведение статистики и слежения за динамикой распространения туберкулеза на территории Российской Федерации;
  • разработка дальнейших мер по прекращению эпидемии.

По данным ФЗ 77 в полномочия муниципальных органов управления обязательных к исполнению входит:

  • регулярное проведение необходимых процедур по профилактике туберкулеза;
  • информирование граждан о болезни;
  • агитация за здоровый образ жизни;
  • предупреждение населения о распространении туберкулезной инфекции через средства массовой информации (в последней редакции от 25.11.2013, ст. №6,1 — ФЗ 77).

Оказание антитуберкулезной помощи обязательно. Для всех граждан Российской Федерации это право гарантируется данным законом. С согласия, больного осматривают и лечат специалисты на бесплатной основе.

Если больной несовершеннолетний, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, недееспособный — оказание медицинской помощи и хирургического вмешательства возможно с согласия ответственного лица, родителя, опекуна.

Таким образом, закон гласит, что своевременное применение санитарных, эпидемиологических, гигиенических и социальных процедур по охране здоровья человека обязательно для исполнения местными властями. Больные туберкулезом вправе получить необходимую помощь, защитить родных и прекратить распространение инфекции. Лица, входившие в контакт с зараженным также имеют право на полноценное медицинское обследование для выявления ранней стадии болезни.

Необходимость ежегодного профилактического осмотра граждан Российской Федерации подробно описана в статье № 8 Федерального Закона 77, с последующим редактированием от 23.07.2008 года.


Медицинские учреждения и частные медицинские центры обязаны направлять в специализированные диспансеры пациентов с подозрениями на туберкулез. Также закон обязует регулярно осматривать животных на наличие инфекционной палочки и прививать их (Статья №8 ФЗ-77, ред.25.11.2013 г.).

Скачать Федеральный закон 77 можно по ссылке.

Изменения, внесенные в Ф едеральный Закон 77 о туберкулезе

В Федеральный Закон 77 о туберкулезе неоднократно вносились изменения. Последние правки были приняты Государственной Думой, и одобрены Советом Федерации в мае 2016 года, а именно:

  • согласно закону, больные туберкулезом острой формы проходят лечение в диспансере в принудительной основе;
  • решение о изоляции принимает комиссия врачей;
  • длительность лечения остается на усмотрение руководителя медицинского учреждения.

Данный пункт закона введен в исполнение 25.11.2016 года.

Больные острыми формами туберкулеза, уклоняющиеся от санитарно-эпидемиологических норм, таких как профилактическое обследование, лечение в противотубепкулезном диспансере и обязательная флюорография, госпитализируются в специальный медицинский стационар на основании заключения судебной экспертизы. Заявление об отказе от лечения передается в суд по месту прописки больного (последняя редакция 20 июня 2015 года ФЗ-77, статья 11 глава 3).

Пациенты, находящиеся под стационарным наблюдением, имеют право:

  • уважительное отношение сотрудников медицинского учреждения;
  • информирование о правах и обязанностях больного туберкулезом, о сложности формы заболевания и способах лечения;
  • сохранение врачебной тайны;
  • диагностику заболевания всеми современными и доступными методами;
  • наблюдение в противотуберкулезном диспансере;
  • встречи с юристом, священнослужителем;
  • проводить священные обряды;
  • продолжать обучение в высшем учебном заведении на дистанционной основе.

В последней редакции статьи 14 от 2 мая 2015 года говорится о том, что больным активной формой туберкулеза, в целях предупреждения заражения, предоставляются жилые помещения.

В законе учтены и профилактические меры для медицинских работников, которые принимают непосредственное участие в лечении зараженных больных:

  • сокращение рабочего дня;
  • повышение заработной платы;
  • получение дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • бесплатное медицинское страхование (ред. от 27.07.2010 г).

Нарушение Федерального Закона влечет за собой привлечение к уголовной ответственности. Медицинские работники противотуберкулезных диспансеров обязаны предоставить необходимое лечение и стационарное наблюдение больным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.