Федеральная программа по борьбе с туберкулезом 2014-2020

Уменьшение социального и экономического бремени туберкулеза возможно при условии принятия единой национальной программы, направленной на совершенствование системы профилактики и медицинской помощи, разработку эффективных, научно обоснованных технологий борьбы с туберкулезом и адекватных современных мер по медико-социальной реабилитации после лечения.

В Российской Федерации международная стратегия стартовала в 1994 г. в Томской области. В 2003 году, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, работали 26 территорий России, охватывающих 25% всего населения страны. Внедрение основных принципов стратегии в субъектах Российской Федерации сопровождалось рядом организационно-методических мероприятий, обеспечением лечеб­ных учреждений лабораторным оборудованием, противотуберкулезными препаратами.

Более выраженные изменения произошли в территориях с длительными сроками применения ре­комендаций ВОЗ. Тем не менее эффективность лечения больных туберкулезом оставалась субоптимальной и выяв­ление туберкулеза легких с бактериовыделением в территориях, работающих в соответствии с реко­мендациями ВОЗ, составила 33% в 2003 г. и 33,6% в 2007 г. В шести территориях (Владимирской, Томской, Орловской, Ивановской областях, Республиках Ингушетия и Чувашия) доля выявленных больных туберкулезом легких с бактериовыделением превышает 50%.

Территории, работающие в соответствии с реко­мендациями ВОЗ в течение 10 лет и более, пока­зывают высокие показатели выявления больных с бактериовыделением, определяемым методом мик­роскопии, в том числе в учреждениях общей лечебной сети. Низкая эффективность метода прямой бактериоскопии была обусловлена несоблюдением методики ее проведения. Благодаря комплексу ме­роприятий (обучение персонала и больных методи­ке забора мокроты, обучение лаборантов проведению исследования мокроты, оснащение лабораторий современным оборудованием) эффективность выявления бактериовыделителей в общей лечебной сети значительно повысилась и составила по ито­гам 2007 г. от 55 до 60%.
Среди больных, зарегистрированных в 2002 г. в пилотных территориях, по показателю прекращения бактериовыделения методом микроскопии из­лечения удалось достичь лишь в 66,7% случаев, умерли 9,2%, прервали лечение 7,2% больных. Разброс показателей превышал 48%. К концу 2007 года эффективность лечения не превышала 58,3% среди лиц, взятых на лечение в предыдущем году.

Таким образом, несмотря на в целом успешное применение рекомендаций ВОЗ, в Российской Федерации сохраняются как трудности выявления туберкулеза, особенно в общей лечебной сети, так и низкая эффективность лечения этого заболевания при высокой смертности больных. Необходим но­вый подход к организации медицинской помощи больным туберкулезом на основе принципа ком­плексной оценки ситуации.
Требуется принятие кардинальных организационных мер для снижения заболеваемости, инва­лидности и смертности от туберкулеза, включая улучшение качества его диагностики, лечения и профилактики.

Следует подчеркнуть, что еще в 2003 г. М. Danzon, директор Европейского регионального бюро ВОЗ, отмечал, что выявление новых случаев туберкулеза с применением DOTS в Европейском регио­не составляет лишь 10,1%, а не 70%, предусматриваемых Глобальным планом ВОЗ по борьбе с туберкулезом. Среди 22 стран с высокой заболеваемостью туберкулезом лишь в 6 отмечен прогресс внедрения DOTS, а в 9 этот метод не используется. По мнению ведущих специалистов ВОЗ, програм­ма DOTS гибко учитывает особенности каждой страны и подходит для стран с ограниченными ресурсами. Специалисты ВОЗ считают, что DOTS способствует быстрому снижению распространения туберкулеза и снижению развития туберкулеза с лекарственной устойчивостью.

Однако многочисленные факторы свидетельствуют о противоположном. Растет распространение полирезистентных форм туберкулеза. В странах СНГ отмечается угрожающий рост заболеваемости туберкулезом с множественной вторичной и первичной лекарственной устойчивостью.
Необходимо учитывать и тот факт, что расширение стратегии ВОЗ произошло на фоне измене­ний в законодательной и нормативной базе, касающейся противотуберкулезной службы.

Действующая Федеральная целевая программа (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.06 №1706-р) предусматривает необходимость комплексного решения проблемы туберкулеза, которая обусловлена такими причинами, как сложность и многообразие методов профилактики, диагностики, лечения и реа­билитации при туберкулезе, что предполагает раз­работку и осуществление комплекса мероприятий, многоуровневую координацию деятельности органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.

  • строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений, оказывающих противотуберкулезную помощь населению;
  • разработка и совершенствование высокодостоверных методов и систем диагностики туберкулеза;
  • разработка комплексных программ по повы­шению резистентности к заболеванию туберкулезом детского населения;
  • разработка программы организационных мероприятий по повышению эффективности лечения туберкулеза;
  • разработка комплексных программ медицинской и социальной реабилитации больных туберкулезом;
  • разработка санитарных нормативов и мер ин­фекционного контроля за распространением туберкулеза;
  • предоставление профильными научно-исследовательскими институтами систематической организационно-методической и консультационной помощи субъектам Российской Федерации;
  • создание действенной системы государствен­ного мониторинга лечения и лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза, основанной на персональном учете больных;
  • обеспечение снабжения лечебно-профилакти­ческих учреждений системы здравоохранения и учреждений, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний, противотуберкулезными препаратами;
  • совершенствование лабораторной диагности­ки туберкулеза;
  • внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом в учреждениях системы здравоохранения и учреждениях, подведомственных Федеральной службе ис­полнения наказаний.

Однако деятельность в рамках этих проектов и программ не подчинена единой общегосударственной стратегии борьбы с туберкулезом. Нередко проводимые в субъектах Российской Федерации мероприятия противоречат приоритетам государственной политики в данной сфере, дублируют друг друга, вызывают отрицательное к ним и их результатам отношение специалистов. Поэтому становится необходимой единая стратегия противотуберкулезных мероприятий на территории Российской Федерации. Генеральной целью стратегии остается ограничение распространения туберкулеза на территории Российской Федерации.

Уменьшение социального и экономического бремени туберкулеза возможно при условии принятия единой национальной программы, направленной на совершенствование системы профилактики и медицинской помощи, разработку эффективных, научно обоснованных технологий борьбы с туберкулезом и адекватных современных мер по медико-социальной реабилитации после лечения.

В Российской Федерации международная стратегия стартовала в 1994 г. в Томской области. В 2003 году, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, работали 26 территорий России, охватывающих 25% всего населения страны. Внедрение основных принципов стратегии в субъектах Российской Федерации сопровождалось рядом организационно-методических мероприятий, обеспечением лечеб­ных учреждений лабораторным оборудованием, противотуберкулезными препаратами.

Более выраженные изменения произошли в территориях с длительными сроками применения ре­комендаций ВОЗ. Тем не менее эффективность лечения больных туберкулезом оставалась субоптимальной и выяв­ление туберкулеза легких с бактериовыделением в территориях, работающих в соответствии с реко­мендациями ВОЗ, составила 33% в 2003 г. и 33,6% в 2007 г. В шести территориях (Владимирской, Томской, Орловской, Ивановской областях, Республиках Ингушетия и Чувашия) доля выявленных больных туберкулезом легких с бактериовыделением превышает 50%.

Территории, работающие в соответствии с реко­мендациями ВОЗ в течение 10 лет и более, пока­зывают высокие показатели выявления больных с бактериовыделением, определяемым методом мик­роскопии, в том числе в учреждениях общей лечебной сети. Низкая эффективность метода прямой бактериоскопии была обусловлена несоблюдением методики ее проведения. Благодаря комплексу ме­роприятий (обучение персонала и больных методи­ке забора мокроты, обучение лаборантов проведению исследования мокроты, оснащение лабораторий современным оборудованием) эффективность выявления бактериовыделителей в общей лечебной сети значительно повысилась и составила по ито­гам 2007 г. от 55 до 60%.
Среди больных, зарегистрированных в 2002 г. в пилотных территориях, по показателю прекращения бактериовыделения методом микроскопии из­лечения удалось достичь лишь в 66,7% случаев, умерли 9,2%, прервали лечение 7,2% больных. Разброс показателей превышал 48%. К концу 2007 года эффективность лечения не превышала 58,3% среди лиц, взятых на лечение в предыдущем году.

Таким образом, несмотря на в целом успешное применение рекомендаций ВОЗ, в Российской Федерации сохраняются как трудности выявления туберкулеза, особенно в общей лечебной сети, так и низкая эффективность лечения этого заболевания при высокой смертности больных. Необходим но­вый подход к организации медицинской помощи больным туберкулезом на основе принципа ком­плексной оценки ситуации.
Требуется принятие кардинальных организационных мер для снижения заболеваемости, инва­лидности и смертности от туберкулеза, включая улучшение качества его диагностики, лечения и профилактики.

Следует подчеркнуть, что еще в 2003 г. М. Danzon, директор Европейского регионального бюро ВОЗ, отмечал, что выявление новых случаев туберкулеза с применением DOTS в Европейском регио­не составляет лишь 10,1%, а не 70%, предусматриваемых Глобальным планом ВОЗ по борьбе с туберкулезом. Среди 22 стран с высокой заболеваемостью туберкулезом лишь в 6 отмечен прогресс внедрения DOTS, а в 9 этот метод не используется. По мнению ведущих специалистов ВОЗ, програм­ма DOTS гибко учитывает особенности каждой страны и подходит для стран с ограниченными ресурсами. Специалисты ВОЗ считают, что DOTS способствует быстрому снижению распространения туберкулеза и снижению развития туберкулеза с лекарственной устойчивостью.

Однако многочисленные факторы свидетельствуют о противоположном. Растет распространение полирезистентных форм туберкулеза. В странах СНГ отмечается угрожающий рост заболеваемости туберкулезом с множественной вторичной и первичной лекарственной устойчивостью.
Необходимо учитывать и тот факт, что расширение стратегии ВОЗ произошло на фоне измене­ний в законодательной и нормативной базе, касающейся противотуберкулезной службы.

Действующая Федеральная целевая программа (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.06 №1706-р) предусматривает необходимость комплексного решения проблемы туберкулеза, которая обусловлена такими причинами, как сложность и многообразие методов профилактики, диагностики, лечения и реа­билитации при туберкулезе, что предполагает раз­работку и осуществление комплекса мероприятий, многоуровневую координацию деятельности органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.

  • строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений, оказывающих противотуберкулезную помощь населению;
  • разработка и совершенствование высокодостоверных методов и систем диагностики туберкулеза;
  • разработка комплексных программ по повы­шению резистентности к заболеванию туберкулезом детского населения;
  • разработка программы организационных мероприятий по повышению эффективности лечения туберкулеза;
  • разработка комплексных программ медицинской и социальной реабилитации больных туберкулезом;
  • разработка санитарных нормативов и мер ин­фекционного контроля за распространением туберкулеза;
  • предоставление профильными научно-исследовательскими институтами систематической организационно-методической и консультационной помощи субъектам Российской Федерации;
  • создание действенной системы государствен­ного мониторинга лечения и лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза, основанной на персональном учете больных;
  • обеспечение снабжения лечебно-профилакти­ческих учреждений системы здравоохранения и учреждений, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний, противотуберкулезными препаратами;
  • совершенствование лабораторной диагности­ки туберкулеза;
  • внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом в учреждениях системы здравоохранения и учреждениях, подведомственных Федеральной службе ис­полнения наказаний.

Однако деятельность в рамках этих проектов и программ не подчинена единой общегосударственной стратегии борьбы с туберкулезом. Нередко проводимые в субъектах Российской Федерации мероприятия противоречат приоритетам государственной политики в данной сфере, дублируют друг друга, вызывают отрицательное к ним и их результатам отношение специалистов. Поэтому становится необходимой единая стратегия противотуберкулезных мероприятий на территории Российской Федерации. Генеральной целью стратегии остается ограничение распространения туберкулеза на территории Российской Федерации.

Минздрав утвердил программу борьбы с социально значимыми инфекционными заболеваниями

Минздрав РФ утвердил целевую программу по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями: ВИЧ-инфекцией, проказой и туберкулезом. Программа рассчитана на ближайшие 6 лет.

Минздрав утвердил приказ от 5 апреля 2019 г . N 199 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми инфекционными заболеваниями".

Для реализации программы из средств федерального бюджета будет выделено 187 867 931,1 тыс. рублей.

Сроки реализации программы с 2019 по 2024 год. За этот период необходимо достичь следующих показателей:

  • снижение к 2025 году заболеваемости туберкулезом с 45,0 (на 100 тыс. населения) в 2019 году до 35,0 (на 100 тыс. населения) в 2025 году,
  • обеспечение доступности медицинской помощи лицам с ВИЧ, и увеличение числа лиц, получающих антиретровирусную терапию с 55,0 % (от общего числа) до 100% (от общего числа) в 2025 году.

Для достижения цели по снижению заболеваемости туберкулезом необходимо выплнить следующие меры:

совершенствование методов профилактики, выявления и диагностики туберкулеза, в том числе за счет внедрения эффективных программ по профилактике туберкулеза;

обеспечение качественной и эффективной диагностики и мониторинга лечения туберкулеза на современном методологическом уровне;

обеспечение больных туберкулезом антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами и повышение эффективности их лечения.

Для достижения цели в обеспеченности медпомощи лицам с ВИЧ, необходимо реализовать следующие меры:

  • совершенствование методов профилактики ВИЧ-инфекции, включая внедрение эффективных программ по профилактике ВИЧ-инфекции, в том числе с привлечением к их реализации социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • обеспечение качественной и эффективной диагностики и мониторинга лечения ВИЧ-инфекции на современном методологическом уровне;
  • обеспечение лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, антиретровирусными лекарственными препаратами и повышение эффективности их лечения;
  • снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.

Для решения задач программы предусмотрено ряд мероприятий, направенных на актуализацию нормативно-правовой базы:

Пересмотреть порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом,

  • Актуализировать порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза.
  • В ближайшие 6 лет будут обновлены стандарты медицинской помощи при туберкулезе органов дыхания и клинические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи больным туберкулезом.

    Также будут разработаны и внедрены программы по профилактике и пропаганде иммунопрофилактики туберкулеза и здорового образа жизни населения.

    За эти 6 лет будут внедрены современные методы диагностики и превентивного лечения латентной туберкулезной инфекции. Также в медицинских организациях будет проводиться клинико-экспертная оценка эффективности и качества противотуберкулезных мероприятий.

    Для улучшения ситуации с диагностикой и мониторингом будут распределяться субсидии из федерального бюджета, которые должны быть направлены на закупку диагностических средств для выявления чувствительности микобактерии туберкулеза, а также на дооснащение медицинских организаций медицинскими изделиями. Минздрав намерен ввести систему контроля качества работы бактериологических лабораторий.

    В мероприятия будут включены программы повышения квалификации специалистов для работы в бактериологических лабораториях со средним и высшим медицинским образованием обучающих модулей по вопросам бактериологической диагностики туберкулеза, в том числе с использованием современных молекулярно-генетических методов исследований.

    В связи с разработкой и внедрением стационарозамещающих технологий при лечении туберкулеза (оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях) будут включены также в программы повышения квалификации обучающие модули по вопросам организации медицинской помощи больным туберкулезом с применением стационарозамещающих технологий. При этом будет обновлены и сам профессиональный стандарт, и должностные инструкции медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом с применением стационарозамещающих технологий.

    Для достижения задач по профилактике ВИЧ-инфекции будут реализованы следующие меры:

    поддержка и развитие интернет-портала по профилактике ВИЧ/СПИД и вирусных гепатитов В и С "o-spide.ru";

    проведение ежегодных профессиональных форумов для специалистов по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции;

  • проведение образовательных семинаров по теме ВИЧ-инфекции для специалистов медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.
  • Будет произведена актуализация стандартов медицинской помощи при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека, а также клинических рекомендаций.


    - Ирина Анатольевна, как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию с туберкулезом в России?

    - По предварительным данным за 2016 год, очень оптимистично выглядит показатель смертности от туберкулеза: он снизился на 15%, а в 2015 году снижение составляло 9%. Это очень хороший шаг, в истории других стран таких темпов не было, Заболеваемость тоже снизилась - на 7,8% и составила 53,3 на 100 тысяч населения. Это свидетельствует о том, что эпидемическая ситуация улучшается.

    В 2016 году в России заболело 78 тысяч человек, это включая все формы заболевания. Туберкулез по регионам распространен неравномерно. Традиционно наиболее тяжелая ситуация в Сибирском, Дальневосточном и Уральском федеральных округах, самые проблемные - Республика Тыва, Еврейская автономная область, Приморский край, Кемеровская, Иркутская, Свердловская области, Удмуртия. Наиболее благополучные регионы в Центральной России - это Белгород, Орел, Воронеж, где смертность даже сопоставима с развитыми европейскими странами.

    - Вы говорили в одном из интервью, что главная задача 2017 года – контроль за распространением туберкулеза среди ВИЧ-инфицированных. Как обстоят дела с этим?

    - Вообще-то над выполнением этой задачи мы начали работать еще в 2015 году, когда были разработаны федеральные планы по снижению смертности и региональные планы по борьбе с туберкулезом. Одним из компонентов этих планов является контроль за распространением туберкулеза у ВИЧ-инфицированных. В частности, совместно с инфекционистами мы разработали инструкцию по профилактике туберкулеза у людей из этой категории и порядок ее проведения, рекомендовали применение профилактических препаратов. Эти меры активно внедрялись в регионах в 2016 году, но результаты мы будем оценивать немного позже. Во всяком случае прошлый год был переломным в этом смысле. Во всех регионах Центры СПИДа в сотрудничестве с фтизиатрами взялись за осуществление химиопрофилактики. Кроме этого, нами был разработан алгоритм диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных с туберкулезом. Он прописан в приказе Минздрава РФ и в клинических рекомендациях Российского общества фтизиатров – для того чтобы помощь для этой категории больных была более эффективной.

    Но дело в том, что в лечении должны участвовать не только фтизиатры. Ведь ВИЧ-инфицированные в первую очередь попадают со своими проблемами к врачам других специальностей, и те зачастую ничего не знают о туберкулезе и не могут своевременно применить необходимые меры диагностики заболевания. Время уходит, и ВИЧ-инфицированный пациент, у которого не был своевременно диагностирован туберкулез, быстро умирает, не успев попасть к фтизиатру, или попадает к нам уже в терминальной стадии. Здесь проблема именно в том, что врачи других специальностей не подготовлены в отношении туберкулеза и в отношении ВИЧ-инфицированных, в частности, поскольку у последних он протекает по-другому.

    - Сейчас много говорят о развитии отечественной фармакологии, появляются противораковые, противомикробные, иммунобиологические и другие инновационные препараты. Есть ли новые отечественные разработки в области фтизиатрии?

    - Вакцина против туберкулеза у нас традиционная – БЦЖ (BCG - Bacillus Calmette-Guérin), и, несмотря на интенсивные научные исследования по разработке, новой альтернативы ей пока нет. Это связано с особенностями заболевания и спецификой иммунного ответа организма на него. Что касается препаратов, после длительного перерыва появились наконец-то новые. Когда в середине прошлого века начали применять первые лекарства против туберкулеза, больные стали выздоравливать, и заболеваемость этим недугом во всем мире стремительно пошла на убыль. Это создало иллюзию, что туберкулез вскоре будет побежден и не надо заниматься разработкой новых лекарств. Однако палочка Коха мутировала и выработала устойчивость к существующим препаратам. С конца 90-х годов прошлого столетия и до сегодняшнего дня нарастает проблема лекарственно устойчивого туберкулеза, особенно настораживает туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью, который с трудом поддается лечению. А новых лекарств, из-за того, что был такой пробел в их разработке на протяжении 20 лет, не оказалось. С тех пор как впервые заговорили о лекарственно устойчивом туберкулезе, ученые стали заниматься разработкой новых эффективных лекарств, но ведь до серийного производства препарата проходит не один десяток лет.

    В 2013 году, впервые за последние 45 лет, Всемирная организация здравоохранения разрешила к применению новый противотуберкулезный препарат, сейчас он производится в нашей стране и активно внедряется во фтизиатрическую практику. А в 2014 году в мире разрешен к использованию еще один новый препарат. Параллельно ведутся разработки других лекарственных средств, и российские ученые принимают в этом активное участие. Но пока они находятся на стадии клинических испытаний, до практического применения не дошли.

    - Лекарственное обеспечение больных туберкулезом в стране достаточное?

    - Его необходимо увеличить. Связано это с тем, что больше стало наблюдаться пациентов с лекарственно устойчивой формой заболевания, а они требуют более длительного лечения – до 1,5-2 лет и большого количества дорогостоящих лекарств.

    А вообще это задача регионов - обеспечить себя средствами борьбы с туберкулезом. А государство оказывает им помощь. В прошлые годы это были трансферты на покупку дорогостоящих лекарств и реактивов. В 2017 году закупки лекарственных средств будут осуществляться централизованно Минздравом, регионы получат помощь препаратами, а не в виде денег.

    - Проблема существует. Во фтизиатрию врачи идут неохотно, она кажется непривлекательной, хотя это от незнания того, чем занимается фтизиатр. На самом деле это очень интересная профессия. Туберкулезом болеют длительное время, и кроме этой болезни у пациента могут возникать другие. Фтизиатр должен быть врачом широкого профиля, разбираться во многих терапевтических и других патологиях.

    В кадровом вопросе у нас есть положительные сдвиги. В 2015 году вышел приказ Минздрава, который позволяет получить специализацию фтизиатрия не только с помощью ординатуры, но и на курсах первичной подготовки. То есть теперь врачи, освоив какую-либо специальность, например терапевты, эндокринологи, урологи, гинекологи, инфекционисты, пульмонологи, могут пройти первичный курс обучения и получить нашу специализацию. Все-таки у фтизиатров сложная задача, они часто работают с социально неблагополучным контингентом, да и туберкулез изменился и чаще сочетается с другими заболеваниями, такими как ВИЧ-инфекция, сахарный диабет, гепатит, нередко туберкулезом болеют пациенты после трансплантации или химиотерапии по поводу онкопатологии. И болезнь сама по себе опасна для врачей и медицинского персонала. Для того чтобы привлекать врачей, нужны все-таки меры и материального свойства. В России сегодня работают 7 тысяч фтизиатров. Можно сказать, что обеспеченность специалистами у нас почти полная. Проблема в возрастном дисбалансе, у нас много людей пенсионного возраста. Средний возраст врача-фтизиатра – 49 лет. Молодежь неохотно идет во фтизиатрию, и в большей степени это связано с тем, что мы работаем с заразным контингентом.

    В заключение хотелось бы сказать, что на успехи нашей страны по борьбе с туберкулезом в последние годы обратили внимание международные эксперты, и Всемирная организация здравоохранения предлагает сделать опыт России примером для других стран. ВОЗ поддержала инициативу Министерства здравоохранения РФ по проведению в Москве первой в мировой истории глобальной министерской конференции по туберкулезу, на которую приглашены министерские делегации 194 стран – членов ВОЗ и 40 стран с высоким бременем туберкулеза. Она пройдет 16-17 ноября 2017 года. Россия выступит на конференции в качестве лидера мирового движения по элиминации туберкулеза.

    Мероприятие 2.1 Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом

    Российская Федерация входит в число 18 стран Европы, в которых борьба с туберкулезом является одной из приоритетных задач в здравоохранении. Вместе с тем, несмотря на снижение общей заболеваемости туберкулезом, ее абсолютные показатели остаются очень высокими.

    Показатель смертности населения от туберкулеза в 2011 году в России составил 14,2 случая на 100 тыс. населения, когда средний показатель по Европе составляет около 6 случаев на 100 тыс. населения.

    Заболеваемость населения туберкулезом в России в 2011 году составила 73 случая на 100 тыс. населения, в то время, как в странах Европы этот показатель составляет в среднем около 37 случаев на 100 тыс. населения.

    Неблагополучное положение по туберкулезу в мире, определяется эпидемиологической ситуацией в 22 странах с высоким бременем заболевания, таких как Индия, Китай, Пакистан, Эфиопия, Индонезия и ряде других, в число которых входит и Россия. Данная ситуация отражается в показателе регистрируемой заболеваемости в мире и составляет 86 случаев на 100 тыс. населения, а также заболеваемости оценочной, показатель которой равен 137 случая на 100 тыс. населения. Это является подтверждением того, что социально-экономические факторы имеют высокую значимость в повышении заболеваемости туберкулезом и его распространенности.

    На долю России приходится 38,3% всех новых случаев заболеваний в Европейском регионе.

    Значителен социально-экономический ущерб, обусловленный высоким показателем заболеваемости туберкулезом среди граждан в возрасте 25 - 54 года, что отражает эпидемиологическое неблагополучие по туберкулезу в стране и указывает на сохранение условий для распространения болезни в ближайшей перспективе. Кроме того, велика доля лиц, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний в структуре заболевших, которая в 2011 году составила 11,3%.

    Глобальное бремя Российской Федерации от туберкулеза, рассчитанное через показатель количества потерянных лет жизни от нетрудоспособности и смертности (DALY), составляет около 5 потерянных лет жизни на 1 тыс. жителей, в то время как в мире этот показатель составляет 0,7 лет на 1 тыс. жителей, в Германии и Франции - приближается к 0.

    Реализация мероприятий Приоритетного национального проекта "Здоровье", Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий, оказала свое положительное влияние на показатели смертности населения Российской Федерации от туберкулеза. В ходе реализации программ, медицинские организации ряда субъектов Российской Федерации были оснащены медицинским оборудованием, во все субъекты по заявкам поставлялись комплекты расходного материала для выявления и определения лекарственной чувствительности микобактерий туберкулеза к противотуберкулезным препаратам I - II ряда.

    Анализ результатов проведенных мероприятий показал, что значительно снизилась общая смертность от туберкулеза, на 20% улучшились показатели клинического излечения, существенно выросли показатели абациллирования (от 30,8% в 2005 г. до 39,5% в 2011 г.), в том числе при множественных лекарственных устойчивых формах туберкулеза.

    В связи с широким распространением лекарственной устойчивости микобактерий туберкулеза, также влияющей на показатель смертности, совершенствование системы государственного мониторинга туберкулеза является одним из приоритетных мероприятий в мире. Российская Федерация входит в число 37 стран мира с самым большим распространением туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. Основными мероприятиями, направленными на совершенствование методов диагностики и лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью, являются:

    - внедрение в клиническую практику современных культуральных и молекулярно-биологических методов определения чувствительности микобактериям туберкулеза к лекарственным препаратам, методов своевременной корректировки химиотерапии;

    - ведение персонифицированной системы мониторинга туберкулеза (регистр больных туберкулезом).

    Необходимо отметить, что только в 34,6% противотуберкулезных диспансеров работают бактериологические лаборатории. В большинстве регионов выполняется недостаточное количество лабораторных исследований, в том числе и из-за недофинансирования закупок расходных материалов и наборов реагентов. Мероприятия, направленные на совершенствование лабораторных исследований во фтизиатрии, системы инфекционного мониторинга, позволят повысить показатели абациллирования к 2020 г. до 75% за счет обеспечения непрерывности лечения на основе единой базы данных, и в целом окажут положительное влияние на эпидемиологическую ситуацию распространения множественной лекарственной устойчивости.

    Фтизиатрическая служба в России представлена специализированными учреждениями и включает в себя 5 федеральных государственных бюджетных учреждений, расположенных в городе Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской области, Новосибирской области, 2 научно-практических центра в городе Москве и республике Саха (Якутия), 303 противотуберкулезных диспансера, из которых 262 имеют туберкулезные стационары, 73 туберкулезные больницы, 20 из которых имеют диспансерные отделения, 41 туберкулезный санаторий для взрослых и 104 - для детей; 2081 туберкулезный кабинет. Во многих субъектах Российской федерации число круглосуточных туберкулезных стационарных коек превышает потребность в них.

    Материально-техническая база учреждений фтизиатрической службы закладывалась преимущественно в 60х годах прошлого века, и в настоящее время в субъектах Российской Федерации проводятся мероприятия, как по обновлению инфраструктуры, так и по оптимизации самой сети фтизиатрических учреждений, путем объединения нескольких учреждений субъекта Российской Федерации в единое юридическое лицо. Это, в свою очередь позволяет профилизировать структурные подразделения учреждения на диагностические, лечебные (стационарные и амбулаторные), реабилитационные и социальные (хосписы) для инкурабельных больных заразными формами туберкулеза, нуждающихся в полном государственном обеспечении, способствовать развитию системы медицинской реабилитации и санаторного лечения больных туберкулезом. Реализация данного мероприятия направлена на снижение заболеваемости за счет обеспечения адекватных изоляционно-ограничительных и противоэпидемических мероприятий в целях исключения пересечения потоков пациентов с разной степенью эпидемиологической опасности на всех этапах оказания медицинской помощи.

    К числу значимых мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности, относится обеспечение лечебно-профилактических учреждений, в том числе подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний, противотуберкулезными препаратами II ряда, за счет средств федерального бюджета. Обеспечение лекарственными препаратами необходимо для проведения эффективной этиотропной и патогенетической терапии, обеспечения преемственности лечения, единых подходов к выбору и назначению препаратов, в соответствии с принятыми стандартными схемами лечения. Широкое внедрение молекулярно-генетических и микробиологических методов, обеспечивающих получение результатов в кратчайшие сроки и с наибольшей достоверностью, позволяют внедрять принципы рациональной, индивидуально подобранной терапии, особенно при множественной лекарственной устойчивости к формам туберкулеза.

    Частота эффективного окончания курса химиотерапии у впервые выявленных больных туберкулезом легких, по данным статистики, составляет 68,9%. Неэффективный исход окончания курса регистрируется у 12,3% больных, в том числе у 4,7% из-за множественной лекарственной устойчивости, по причине прерывания курса химиотерапии у 7,7% больных туберкулезом. В 2011 году множественная лекарственная устойчивость среди впервые выявленных больных с туберкулезом органов дыхания, выделяющих микобактерии туберкулеза, установлена у 15,5%, а в пенитенциарной системе - 20,1% больных, прошедших тест на лекарственную чувствительность. При этом необходимо отметить, что стоимость лечения 1 пациента с множественной лекарственной устойчивостью может ориентировочно в 50 раз превышать стоимость курса лечения пациента с чувствительными к антибактериальным препаратам формами микобактерий туберкулеза, составляя 500 и более тыс. рублей.

    Разрабатываются мероприятия по обеспечению эпидемической безопасности граждан Российской Федерации, включая меры принудительного лечения у категории пациентов с заразными формами туберкулеза, склонных к нарушению режимов лечения. Совместная работа в данном направлении с заинтересованными ведомствами, включая Федеральную службу исполнения наказаний, является важной задачей, направленной на снижение заболеваемости и распространенности туберкулеза, обеспечении преемственности лечения.

    Финансирование мероприятий предусматривается за счет средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При поэтапном внедрении мероприятий с 2014 году сформируется потребность дополнительного финансирования.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.