Больные туберкулезом освободившиеся из мест лишения свободы

315. Руководство Учреждений обеспечивает организацию и проведение комплекса противотуберкулезных мероприятий, в том числе санитарно-просветительную работу по вопросам профилактики, раннего выявления туберкулеза и контролируемого лечения больных, страдающих туберкулезом.

316. Туберкулезные больницы являются организационно-методическими центрами по противотуберкулезной работе в Учреждениях. Непосредственное руководство по данному направлению деятельности, а также координацию и взаимодействие с учреждениями и территориальными органами управления здравоохранения осуществляют главные фтизиатры (инспекторы-фтизиатры), старшие инспекторы.

317. Основными принципами оказания противотуберкулезной помощи являются:

- активная профилактика туберкулеза;

- ранняя диагностика туберкулеза (особенно бациллярных форм туберкулеза легких) и их эффективное лечение;

- своевременное направление выявленных больных в противотуберкулезные медицинские организации;

- своевременное выявление лиц, контактировавших с больными туберкулезом, их обследование, профилактическое лечение, диспансерное наблюдение;

- изолированное и раздельное содержание:

больных активным туберкулезом от лиц, не состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания;

лиц, наблюдающихся в "0" группе диспансерного учета (далее - ГДУ), от больных I и II ГДУ;

больных, состоящих на учете в I ГДУ, от лиц, состоящих на учете во II ГДУ;

больных, выделяющих микобактерии туберкулеза (далее - МБТ), от других больных активным туберкулезом;

бактериовыделителей с множественной лекарственной устойчивостью (далее - МЛУ) и полирезистентностью от других больных, выделяющих МБТ;

- проведение диспансерного учета, диагностических мероприятий, а также лечения больных туберкулезом в установленном порядке;

- преемственность в диагностике, лечении и диспансерном наблюдении больных туберкулезом с учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения;

- этапность при проведении противотуберкулезных мероприятий;

- обязательное соблюдение противоэпидемического режима.

318. К медицинским противотуберкулезным организациям уголовно-исполнительной системы относятся:

- ЛИУ для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом;

- бактериологические лаборатории по диагностике туберкулеза.

Учреждения (исправительные учреждения, следственные изоляторы), в которых созданы изолированные участки для содержания и лечения больных туберкулезом, а также туберкулезные лечебно-диагностические отделения больниц либо медицинских частей, иные медицинские подразделения, оказывающие противотуберкулезную помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным, исполняют функции медицинских противотуберкулезных организаций.

319. С целью выявления, диагностики, дифференциальной диагностики туберкулеза, эффективного лечения в Учреждениях проводятся:

- рентгено-флюорографическое исследование органов грудной клетки лицам, содержащимся в Учреждениях;

- трехкратное исследование мокроты на кислотоустойчивые микобактерии (далее - КУМ) у лиц:

с симптомами заболевания, подозрительными на туберкулез;

с продолжительным кашлем (более 3-х недель), сопровождающимся выделением мокроты, мокроты с кровью, болями в грудной клетке;

наличием рентгенологических изменений в легких, подозрительных на туберкулез;

контактировавших с больным туберкулезом, выделяющим МБТ;

- профилактические и противоэпидемические мероприятия;

- дополнительное обследование и диспансерное наблюдение лиц, относящихся к группам риска по заболеванию туберкулезом;

- санитарно-просветительная работа по проблемам, связанным с туберкулезом.

320. При подозрении на туберкулез медицинский работник Учреждения немедленно докладывает об этом начальнику медицинской части и принимает меры, направленные на изоляцию пациента.

321. На всех лиц, имеющих в анамнезе туберкулез, направляются запросы по месту предыдущего учета больного.

322. Одним из основных методов исследования диагностики туберкулеза является микробиологическое исследование мокроты и другого диагностического материала. Оно проводится методами:

- посева осадка мокроты (иного материала) на питательные среды с определением чувствительности, выделенных штаммов МБТ к противотуберкулезным препаратам.

323. Больные с хроническим течением туберкулезного процесса (постоянно выделяющие мокроту) обследуются указанным методом периодически, но не реже 1 раза в 6 месяцев.

324. Группы риска по заболеванию туберкулезом формируются для проведения дополнительных диагностических мероприятий (включает клинический минимум исследований на туберкулез) из лиц, имеющих отягощающие факторы, к которым относятся:

- гиперергическая реакция на туберкулин у несовершеннолетних;

- кашель более 3 недель;

- лихорадка более 3 недель;

- снижение массы тела;

- отдельные заболевания и состояния, к которым относятся:

язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;

перенесенные резекции желудка или гастрэктомия;

хронические неспецифические заболевания органов дыхания;

заболевания мочеполовых органов, сопровождающиеся гематурией и пиурией;

психические заболевания, а также наркомания, алкоголизм;

длительное лечение лекарственными препаратами групп кортикостероидов и цитостатиков;

- посттуберкулезные изменения в легких;

- нахождение на учете в III, IV ГДУ.

325. Клинический минимум исследований на туберкулез включает:

- рентгено-флюорографическое исследование органов грудной клетки;

- микробиологические исследования мокроты на туберкулез (методами прямой микроскопии трехкратно или методом люминесцентной микроскопии);

- общий анализ крови;

- общий анализ мочи;

- туберкулинодиагностика по показаниям.

326. Клинический минимум исследований на туберкулез проводится при наличии двух и более указанных факторов риска, при выявлении указанных заболеваний или симптомов.

327. С целью повышения качества выявления и диагностики туберкулеза приказом за подписью начальника ЛИУ, ЛПУ создается врачебная комиссия, в состав которой включаются наиболее подготовленные специалисты. Комиссия проводит заседания в зависимости от объема работы 1 - 2 раза в неделю, ее решения записывают в специальный журнал.

При необходимости комиссия осуществляет выезды в исправительные учреждения и следственные изоляторы.

Подтверждение диагноза туберкулеза производится только решением данной комиссии, она же определяет группу диспансерного учета. Для замены временно отсутствующих членов комиссии предусматривается дублирующий состав. Наиболее сложные случаи представляются на центральную врачебную контрольную комиссию (далее - ЦВКК) областного (краевого, республиканского) противотуберкулезного диспансера (далее - ПТД).

Перевод больных из одной группы диспансерного учета в другую осуществляется также решением врачебной комиссии и оформляется эпикризом, который приобщается к медицинской карте амбулаторного больного.

328. Извещение на каждого впервые выявленного больного активным туберкулезом в Учреждении направляется в вышестоящее медицинское подразделение и областные, краевые, республиканские и другие ПТД, которое заполняется врачом (фельдшером) по месту выявления, после комиссионного подтверждения диагноза туберкулеза.

329. С целью исключения повторной регистрации, ежеквартально и в конце года проводится сверка имеющейся в Учреждениях информации с данными областного (краевого, республиканского) ПТД о количестве впервые выявленных больных туберкулезом.

330. При выявлении туберкулеза больной госпитализируется в противотуберкулезное ЛПУ либо в туберкулезное отделение Учреждения.

Если подтверждение диагноза туберкулеза требует проведения дополнительных методов исследования, выполнение которых невозможно обеспечить в Учреждении, а также пробного лечения, лицо с подозрением на туберкулез направляется в ЛПУ.

331. При направлении на лечение в медицинскую карту больного вкладываются флюорографические кадры и рентгеновские снимки с выявленными туберкулезными изменениями.

332. При выявлении туберкулеза, поступлении в Учреждение больного туберкулезом, помимо указанных документов, заполняется Карта учета больного туберкулезом, которая приобщается к медицинской карте и находится в ней до освобождения подозреваемого, обвиняемого или осужденного.

333. При освобождении подозреваемого, обвиняемого или осужденного, страдающего активным туберкулезом, а также больного с подозрением на активный туберкулез (окончательный диагноз которым из-за освобождения еще не был установлен), в ПТД, расположенный по месту предполагаемого жительства, направляются выписка из медицинской карты амбулаторного больного (истории болезни). Копия выписки из медицинской карты амбулаторного больного (истории болезни) выдается больному на руки.

Карта учета больного туберкулезом направляется на хранение в следственный изолятор, расположенный в областном (республиканском, краевом) центре.

334. После успешно завершенного стационарного этапа лечения и прекращения бактериовыделения осуществляется перевод больных на амбулаторное лечение в противотуберкулезные ЛИУ.

335. Выдача медикаментов на амбулаторном этапе лечения производится в порядке, определенном Правилами обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом бесплатными медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 N 645 .

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 N 645 "Об утверждении Правил обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом бесплатными медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 47, ст. 4663; Российская газета, 2004, N 259).

336. В противотуберкулезных ЛИУ больные, проходящие амбулаторное лечение, размещаются и содержатся в соответствии с принципами раздельного и изолированного содержания, до их перевода в III ГДУ.

337. При невозможности содержания больных туберкулезом в противотуберкулезных ЛИУ они направляются в изолированные участки ИУ, специально создаваемые для содержания таких больных, с соблюдением противоэпидемического режима, установленного для противотуберкулезных организаций.

338. При выявлении у больных признаков реактивации туберкулеза они подлежат немедленной изоляции (помещению в инфекционный изолятор медицинской части Учреждения) и направлению на стационарное лечение в противотуберкулезные учреждения. После убытия больного туберкулезом в помещениях, где он находился (очаг туберкулезной инфекции), проводится заключительная дезинфекция.

339. Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции проводятся в соответствии с санитарными нормами и правилами. Контроль за проведением работы в очагах туберкулезной инфекции осуществляют ведомственные центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Очаг туберкулезной инфекции устанавливается после выявления больного активным туберкулезом, независимо от наличия выделения МБТ, а также от того - впервые выявлен больной или выявлен рецидив заболевания.

340. Работа в очаге туберкулезной инфекции включает в себя:

- своевременную изоляцию больного (помещение в изолятор медицинской части) до направления в больницу;

- определение источника инфекции;

- выявление лиц, контактирующих с больным активным туберкулезом, взятие их на диспансерный учет, проведение профилактического лечения;

- санитарно-просветительную работу (лекции, беседы, выпуск санитарных бюллетеней).

341. Заключительную дезинфекцию в очаге осуществляют не позднее 24 часов во всех случаях убытия больного из очага (на длительный срок), в том числе смерти.

342. Заключительную дезинфекцию проводят перед проведением капитального ремонта помещений, зданий, где содержались больные туберкулезом, а также перед сносом указанных строений.

343. Сведения о проведенной дезинфекционной работе заносятся в журнал дезинфекций, который хранится в медицинской части Учреждения.

344. Лиц, переведенных на учет в III ГДУ, в ИУ, целесообразно размещать для проживания отдельно от лиц, не состоящих на диспансерном учете по туберкулезу.

345. Лица, состоящие на учете в IV ГДУ, размещаются в Учреждениях на общих основаниях.

346. Профилактическое и противорецидивное лечение туберкулеза назначается и проводится врачом-фтизиатром, а при его отсутствии осуществляется иным медицинским работником, после консультации фтизиатра.

347. Состоящим на учете в III ГДУ лицам один (два) раза в год двумя противотуберкулезными препаратами проводятся трехмесячные курсы противорецидивного лечения.

348. Профилактическое лечение туберкулеза проводится ежедневно или через день двумя противотуберкулезными препаратами.

Лицам, контактировавшим с больными, выделяющими МБТ, лекарственная устойчивость которых известна, проводится лечение 2 препаратами, к которым сохранена чувствительность.

349. Лицам, состоящим на учете в IV ГДУ, проводят курс профилактического противотуберкулезного лечения в течение 3 - 6 месяцев, а также общеукрепляющие мероприятия.

350. Профилактическое лечение проводится в амбулаторных условиях, обеспечивая строгий контроль за приемом лекарственных препаратов. В медицинской карте амбулаторного больного подозреваемого, обвиняемого или осужденного производятся соответствующие записи с обязательными отметками о приеме препаратов.

До установления окончательного диагноза профилактическое противотуберкулезное лечение не проводится лицам, у которых имеются клинические, лабораторные либо рентгенологические данные, позволяющие предполагать развитие туберкулеза.

351. Отказ от проведения профилактического лечения оформляется соответствующей записью в медицинской документации и подписывается подозреваемым, обвиняемым или осужденным, а также медицинским работником после беседы, в которой в доступной для него форме разъясняются возможные последствия отказа от предлагаемого лечения.

Нежелание подозреваемого, обвиняемого либо осужденного подтверждать отказ от предлагаемого лечения личной подписью фиксируется в медицинской документации комиссионно.

352. Постановка на учет, назначение профилактического противотуберкулезного лечения и диетического питания лицам, находившимся в контакте с туберкулезной инфекцией, проводится после установления диагноза туберкулеза у больного, явившегося источником данной инфекции.

353. В случае повторного контакта лица, состоящего на учете по IV ГДУ, с больным, страдающим активным туберкулезом, ему вновь проводятся необходимые лечебно-диагностические мероприятия, а срок наблюдения определяется с момента повторного контакта.

354. Диетическое питание по установленной норме назначается :

Независимо от места содержания подозреваемого, обвиняемого или осужденного.

- больным туберкулезом I, II ГДУ и лицам, состоящим на учете в III ГДУ;

- лицам, состоящим на учете в 0, IV, V, VI ГДУ, - на период пробного или профилактического лечения.

Сведения о назначаемом подозреваемому, обвиняемому или осужденному диетическом питании вносятся в медицинскую карту амбулаторного больного.

355. В случае отказа от приема противотуберкулезных препаратов лицами, состоящими на учете по 0, IV, III ГДУ, диетическое питание не назначается.

356. Труд больных туберкулезом организуется и проводится под постоянным наблюдением и контролем медицинского персонала Учреждения. К труду (в том числе оплачиваемому) могут привлекаться больные туберкулезом, признанные в установленном порядке трудоспособными. Трудоустройство, а также продолжительность рабочего дня указанных лиц определяется с учетом вынесенного клинико-экспертного заключения.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
18 сентября 2001 г.
N 2510/9774-01-32
О МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ,
ОТБЫВШИМ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ
В соответствии с запросом Минздрава России от 10.05.2001 г. N 2510/4821-01-14 органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации представлена информация об оказании медицинской помощи отбывшим уголовное наказание больным туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией, ВИЧ-инфекцией, которые обработаны и обобщены в аналитических материалах.
Поскольку указанные материалы содержат информацию о накопленном в различных регионах опыте работы с рассматриваемым контингентом больных, ознакомление с ними представляет интерес и для органов управления здравоохранением всех субъектов Российской Федерации.
Возможность реализации содержащихся в материалах предложений, требующих решения на федеральном уровне, прорабатывается Минздравом России.
Первый заместитель Министра
А.И.ВЯЛКОВ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ ОТБЫВШИМ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ БОЛЬНЫМ С
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Справка подготовлена на основании анализа ответов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации на запрос Минздрава России о ходе работ по реализации протоколов совещания Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко (пункт 3 протокола от 19 октября 2000 года N ВМ-П12-56пр и пункта 4 протокола от 27 марта 2001 года N BM-П12-21пр).
В ходе анализа обращалось внимание на создание в регионах разработанной в соответствии с документами федерального уровня нормативно-методической базы, необходимой для организации работ по оказанию медицинской помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы. А также на формы и характер взаимодействия медицинской службы учреждений уголовно-исполнительной системы с органами и учреждениями системы здравоохранения. Анализировалось количество поступивших лиц, показатели охвата их диспансерным наблюдением, объем и виды предоставляемого лечения, сложности в медицинском обслуживании этого контингента и предложения по совершенствованию организации работ по оказанию медицинской помощи освободившимся больным с социально опасными заболеваниями.
Работа с больными туберкулезом, алкоголизмом и наркоманией, освободившимися из заключения, осуществляется в субъектах Российской Федерации в соответствии следующими основными документами:
- Приказом Минздрава России от 12.09.1988 г. "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманиями";
- Приказом МВД и Минздравмедпрома России N 85/48 от 6.03.1995 г. "О мерах по совершенствованию противотуберкулезной помощи в местах лишения свободы МВД России";
- Приказом Минздрава и МВД России N 133/269 от 30.04.1997 г. "О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами";
- Приказом МВД России от 23.12.1997 г. N 838 "Об утверждении инструкции о порядке оказания противотуберкулезной помощи лицам, находящимся в местах содержания под стражей и отбывшим уголовные наказания в учреждениях УИС МВД России";
- Приказом Минздрава России от 22.11.1995 г. N 324 "О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации";
- Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании";
- Инструкцией об организации взаимодействия органов управления здравоохранением и органов внутренних дел по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, утвержденной приказом Минздрава и МВД России от 30.04.97 г. N 133/269;
- Приказом Минздрава России от 06.08.1999 г. N 312 "Об организации медицинского обслуживания лиц, освобожденных из мест лишения свободы по амнистии";
- Постановление Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации от 26.05.2000 г. "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.".
Перечисленные документы федерального уровня, на которые ссылаются органы управления здравоохранением регионов, в большинстве своем направлены на обеспечение прав граждан в получении медицинской помощи и не определяют конкретные формы работы с контингентом лиц, представляющих угрозу общественному здоровью.
Масштабно проведенная амнистия обусловила потребность субъектов федерации в конкретизации прав и ответственности органов и учреждений здравоохранения, а также лиц, освобожденных из мест заключения, страдающих социально опасными заболеваниями.
Так, в 27 из 56 субъектов Российской Федерации, представивших информацию, разработаны и утверждены соответствующие документы постановления правительств (или администраций), приказы, планы совместной работы заинтересованных служб, организаций и учреждений, планы работы межведомственных комиссий, целевые программы, заключены договоры и пр. В период после проведения селекторных совещаний Заместителем Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко в республиках Чувашия и Башкортостан приняты соответствующие республиканские целевые программы, в Республике Саха (Якутия) организовано хирургическое лечение больных туберкулезом, находящихся в заключение на территории республики, на базе республиканского НПО "Фтизиатрия". В Самарской области - по организации санаторного лечения освобожденных и обязательного освидетельствования на туберкулез задержанных за бродяжничество. В Москве принят приказ, закрепляющий следственные изоляторы за учреждениями здравоохранения и определяющий порядок госпитализации освобожденных больных туберкулезом. В Алтайском краевом наркологическом диспансере разработан план мероприятий по работе с освобожденными лицами, страдающими наркоманией. В Республике Татарстан приняты постановления правительства о совершенствовании социальной реабилитации лиц, освободившихся из заключения, о медицинском обеспечении амнистированных. В регионах, четко регламентирующих деятельность подведомственных служб с исследуемым контингентом, работа, как правило, проводится более целенаправленно, активно, комплексно, осуществляется поиск новых форм. В материалах остальных субъектов Российской Федерации чаще указывается на то, что медицинская помощь предоставляется больным, освобожденным из заключения на общих для всех граждан основаниях при добровольной явке пациента. Это явно недостаточно в условиях социально-экономического неблагополучия в семьях освобожденных, большого числа лиц, потерявших жилье, повышает угрозу дальнейшего распространения патологии.
О численности контингента больных социально опасными заболеваниями, поступающего в регионы из учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (далее по тексту - учреждения УИС), на основании представленных материалов можно судить только ориентировочно. Отсутствие единой статистической формы учета, недостаточно налаженная система персональной передачи информации из учреждений УИС в специализированные учреждения здравоохранения не позволяет достоверно представить потоки больных, освобожденных из заключения и оценить проводимые им профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Количественная информация самого различного вида о больных туберкулезного профиля имеется в большинстве ответов, об освободившихся больных наркологического профиля - в каждом третьем из ответивших регионов. Относительно последней группы отсутствует единое понимание ее состава. На одних территориях учитываются освободившиеся лица, проходящие в учреждениях УИС принудительное лечение по поводу наркомании или хронического алкоголизма, в других территориях - все освобожденные, страдающие этими недугами, в третьих - лица, направленные на принудительное лечение в учреждения здравоохранения, в четвертых - социально опасные лица с психическими заболеваниями, в том числе приобретенными после совершения преступления. Отсутствие четкого оперативного учета затрудняет управление процессом диспансерного контроля лечения и медицинской реабилитации этого контингента больных.
В 2000 году, в среднем, на один регион приходилось около 300 освобожденных больным туберкулезом при значительном колебании показателя (от 1500 до 98 человек). Показатель взятия на диспансерное наблюдение составляет от 30 до 70% на различных территориях. Остальные больные, в том числе с активными формами заболевания, остаются недосягаемыми для медицинского воздействия.
Среди больных наркологического профиля процент охвата диспансерным наблюдением освобожденных из учреждений УИС Минюста России значительно ниже, так как диспансерное наблюдение осуществляется, в основном, только за добровольно явившимися в учреждения здравоохранения лицами.
При анализе материалов, представленных из субъектов Российской Федерации, отмечается большое разнообразие способов решения этой конкретной задачи, что отражает не столько инициативу и творчество регионов, сколько отсутствие единого подхода, обусловленного несовершенством федеральной правовой и нормативно-методической базы и свидетельствует о целесообразности усиления вертикали управления обеспечением медицинской помощью лиц, так как речь идет о сложной, часто социально дезадаптированной и представляющей реальную санитарно-эпидемиологическую опасность социальной группе.
Судя по представленным отчетам, проводимые мероприятия по оказанию медицинской помощи отбывшим наказание больным с социально значимыми заболеваниями могут быть структурированы по следующим направлениям:
- Лечебно-диагностическая и профилактическая работа в учреждениях исполнения наказаний Минюста России, проводимая ведомственной медицинской службой и учреждениями здравоохранения субъектов Российской Федерации относительно лиц, подлежащих освобождению.
- Обеспечение преемственности в лечении больных, вышедших на свободу, привлечение их в учреждения здравоохранения.
- Профилактика, лечение и медицинская реабилитация больных по месту жительства.
Степень участия учреждений и специалистов государственной и муниципальной систем в работе по выявлению, лечению больных туберкулезом в учреждениях здравоохранения УИС регламентируется директивными документами, принимаемыми на уровне субъектов федерации. Указание на подобную форму взаимодействия имеется в половине поступивших материалов. Формы взаимодействия, в основном, включают оказание консультативной, организационно-методической помощи, проведение совместных совещаний, обучение специалистов. Вместе с тем в отдельных регионах технология взаимодействия более совершенна и позволяет совместно решать проблемы преемственного ведения больных. Так, например, в Астраханской области все впервые выявленные случаи туберкулеза в учреждениях УИС проводятся через ЦВКК областного противотуберкулезного диспансера, где совместно решаются вопросы лечения, продвижения по группам диспансерного наблюдения, об амнистии больных с неизлечимыми формами и пр. В Самарской области во всех учреждениях УИС внедрена единая форма выписки для больных, подлежащих освобождению, используемая при учете в базе данных "АСУ-Фтизиатрия" и направляемая по месту жительства пациента. Все больные при освобождении проходят ЦВКК при областном противотуберкулезном диспансере, где устанавливается их дальнейший маршрут (стационарное, санаторное или амбулаторное лечение). На больных, нуждающихся в санаторном лечении, за месяц до освобождения подаются заявки для предоставления путевок. В Чувашской республике широко практикуются совместные с РОВД патронажные посещения лиц, находящихся на активном диспансерном наблюдении и уклоняющихся от лечения. В Воронежской области больным, подлежащим освобождению проводится интенсивный курс лечения в учреждениях ИН, возможность амнистии больного решается созданной контрольно-экспертной комиссией с участием фтизиатров областного противотуберкулезного диспансера. Врачами-фтизиатрами общей сети проводится индивидуальная работа с лицами, подлежащими освобождению, по разъяснению санитарно-гигиенических норм поведения в семье и общественных местах, о необходимости продолжения лечения после освобождения. В Мурманской области функционирует единая автоматизированная система учета "Диспансер-заключенные", накапливающая сведения о больных, находящихся в учреждениях УИС. В Южно-Сахалинской области, Республике Саха (Якутия) больные туберкулезом при освобождении в случае необходимости получают направление на оперативное лечение, им выделяются места в стационарах, оформляется временная регистрация пребывания больного по стационару диспансера, что дает возможность направления на медико-социальную экспертную комиссию для оформления группы инвалидности.
Высокая заинтересованность учреждений здравоохранения в своевременном выявлении и эффективном лечении больных туберкулезом в учреждениях УИС очевидна и проявляется в озабоченности состоянием лечебно-профилактической работы в этих учреждениях, недостаточной обеспеченностью их необходимым оборудованием, лекарственными условиями содержания заключенных, способствующими распространению патологии.
Подобное межведомственное взаимодействие на этапе, предшествующим освобождению больных наркоманией и хроническим алкоголизмом из учреждения УИС, практически не осуществляется. Только в Самарской области больные, страдающие наркоманией и хроническим алкоголизмом, отбывшие наказание и получившие принудительное лечение согласно решению суда по ст. 97, находятся на учете как в медицинской службе учреждений УИС, так и в наркологических учреждениях области.
Залогом стабилизации эпидемической обстановки в регионах является четко налаженная система контроля за всеми случаями социально опасных заболеваний, что может быть достигнуто при полном и своевременном информировании учреждений здравоохранения о больных, освобождающихся из учреждений УИС.
Система информирования учреждений здравоохранения с разной степенью эффективности действует относительно освобождающихся больных туберкулезом, а также лиц с наркологической и алкогольной зависимостью в 7, только относительно больных туберкулезом - в 24, о больных наркологического профиля - в 1 регионе. Передаваемая информация различается по форме представления: списки с указанием предположительного места жительства, выписные эпикризы, извещения о первично выявленных случаях и выписки из медицинской карты при освобождении, выписки с карточкой последнего флюорографического обследования и др. - а также по месту направления. При централизованной системе информирования данные о больном передаются в региональный специализированный диспансер, и после регистрации направляются по месту жительства больного. При децентрализованной системе - напрямую из учреждений УИС - в муниципальные учреждения здравоохранения. В отдельных субъектах федерации отработана система передачи информации из органов внутренних дел при регистрации освобожденного. В условиях сложной

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.