Технологическая карта по биологии грибы паразиты

Разработка урока биологии в 5 классе по теме "Грибы-паразиты" по УМК В.В.Пасечника. Урок открытия новых знаний. Обучающиеся через организацию групповой работы знакомятся с грибами-паразитами,вредом, который они наносят, и мерами борьбы с ними.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную группу грибов. Какую? Вы позже назовете сами. Удачи вам и новых открытий!

1. Раздает некоторым обучащимся индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)

2. Для того, чтобы мы были готовы к усвоению новых знаний, давайте вспомним: - Какое царство живых организмов вы изучаете? (грибы)- Сколько видов грибов насчитывается в настоящее время? (около 100 тыс)- Какая наука занимается изучением грибов? (микология)

3. Проведем терминологическую разминку, дайте определение следующим понятиям:

Обучающиеся выполняют задания по индивидуальным карточкам разного уровня сложности.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

4. Составьте логическую схему из следующих слов: Грибы, пеницилл, подберезовик, дрожжи, пенек, мукор, шляпочные грибы, шляпка, плесневые грибы.

Учащиеся составляют логические схемы.

Сдают работы по карточкам.

Постановка учебной проблемы

Формулирование проблемы, планирование учебной деятельности

Грибов - паразитов очень много. Они портят урожай, разрушают постройки, вызывают заболевания человека.

Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока. (Что изучить?).

1.Познакомиться с грибами-паразитами;

2.Выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека:

3.Выяснить как происходит заражение и какие меры борьбы с ними нужно использовать.

Открытие нового знания

Грибы паразитируют на многих живых организмах. Исключения не составляют и организмы человека и животных. Когда человек болеет что с ним происходит? Как определить, что он болен? Верно, сначала болезнь определяем по внешним признакам. И у грибковых заболеваний растений есть свои признаки, которые вы должны знать. Сегодня мы будем работать в группах.

Организация работы в группах. (Приложение №2) и заполнения таблицы ( приложение 3).

Отвечают, что по симптомам, признакам болезни.

Работают в группах, заполняют таблицы.

Пришло время физкультминутки

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

И в лукошко набери!

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

Представители каждой группы рассказывает о выполненном задании. Остальные группы слушают и заполняют таблицу.

Учитель рассказывает о других грибах- паразитах и сопровождает свой рассказ презентацией.

Самый опасный разрушитель построек из дерева – домовой или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении выделяет воду ( до 10 ведер на кубометр дерева), и любое строение он быстро превращает в труху.

Грибы-паразиты могут поражать человека и животных. Микозы – заболевания, вызываемые грибами-паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний. Если вы у себя обнаружите симптомы этих заболеваний, срочно обращайтесь к врачу.

Вносят дополнения в таблицу

Применение нового знания

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Продолжим работу в группах. (Приложение 4).

Проверка выполненных заданий.

Выполняют задания в группах.

Отчеты по выполненному заданию в группах.

Мы можем сегодня поработать с нашим словарем юного миколога?

Какие сегодня мы запишем новые понятия?

Дайте определения этим понятиям.

Называют и дают определения следующим понятиям:

Рефлексия учебной деятельности и эмоционального настроения

На экране вы видите неоконченные предложения. Продолжите их.

Сегодня на уроке:

Сегодня на уроке узнал…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Я смогу применить знания для…

Мое настроение……

Продолжают предложения, анализируют пользу, полученных знаний.

П.16 , прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить новые понятия в словаре юного миколога

Записывают домашние задания в дневники


Полный текст материала Технологическая карта урока биологии по теме "Грибы-паразиты"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

--> 07.02.2017 0 4228 395

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

На этом уроке мы поговорим о паразитических грибах – об их роли в природе и жизни человека.

Вступление

Экология – наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Экологическая группа, соответственно, объединяет неродственные виды со сходными потребностями и образом жизни.

Паразитические грибы друг другу не родственны. Они объединены только сходным образом жизни. Чёткой границы между паразитическими и сапротрофными грибами провести нельзя. Так, паразитирующий на дереве трутовик со временем его убивает и продолжает разрушать уже мертвую древесину, как сапротроф (Рис. 1).


Грибы могут быть обязательными или условными паразитами. Обязательные питаются только за счет живых тканей и, как правило, не растут на искусственных питательных средах (Рис. 2).


Условные паразиты могут питаться органическими веществами разлагающихся тканей (т. е. как сапрофиты) или паразитировать и на живых тканях.

Известно свыше 10 тыс. грибов-паразитов. Паразитировать они могут на растениях, животных, других грибах и даже некоторых простейших.

Грибы – паразиты растений

Хозяевами паразитических грибов чаще всего являются высшие растения. Такие паразитические грибы называют ещё фитопатогенными.

Головня

Разные виды этого гриба могут поражать различные хлебные злаки. Чаще всего споры головни попадают на здоровые зерновки во время уборки урожая и сохраняются на них до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки зерновых растений и растет внутри стебля, питаясь его соками (Рис. 3).


Ко времени цветения злаков грибница головневого гриба достигает колоса. Здесь она сильно разрастается, образует массу спор, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожи на обуглившиеся головешки.

Чтобы уничтожить споры головни, зерно перед посевом необходимо обрабатывать специальными препаратами. Препараты, предназначенные для уничтожения грибов, называются фунгицидами. Головня может поражать не только злаки, но и другие растения (Рис. 4).


Спорынья

На некоторых зерновых культурах поселяется гриб спорынья (Рис. 5). У пораженных растений здоровые зерновки превращаются в ядовитые черно-фиолетовые рожки, плотные сплетения нитей грибницы спорыньи.


Попав с мукой в пищу, они могут вызвать тяжелое отравление.

Антониев огонь

В Средние века, в годы сильного развития спорыньи, возникали эпидемии так называемого антониева огня. Возникали они из-за употребления хлеба из зерна, поражённого спорыньёй. По сути антониев огонь – пищевое отравление ядами спорыньи.

Такое отравление вызывало судороги и спазмы, расстройства психики и нарушения зрения. Большие дозы ядов спорыньи смертельны.

Однако в малых дозах они, наоборот, могут быть использованы как лекарство. Для этих целей выращивается вид спорыньи, паразитирующий на ржи.

Грибы трутовики

Эти грибы разрушают древесину деревьев, нанося большой вред лесному хозяйству, садам и паркам (Рис. 6).


Их споры проникают в дерево через раны, появляющиеся в коре при поломке ветвей, морозобоинах, солнечных ожогах и других повреждениях. Споры прорастают в грибницу, которая распространяется по древесине, разрушает её, делает трухлявой.

Обычно они появляются на коре дерева через несколько лет после заражения, располагаясь на стволах друг над другом в виде полочек. На нижней стороне плодового тела в мелких трубочках созревают споры. У большинства трутовиков плодовые тела многолетние.

В стволах пораженных трутовиками деревьев появляются дупла, они становятся хрупкими и легко ломаются. Срок жизни дерева сильно сокращается.

Мучнисторосяные грибы


Мицелий располагается пятнами чаще всего на листьях и молодых побегах. Инфекция начинается обычно с расположенных ближе к земле листьев и постепенно распространяется на всё растение. Заражение плодов приводит к их растрескиванию и загниванию.

Развитие мучнистой росы можно подавить при помощи фунгицидов. Однако эти грибы настолько широко распространены, что основной мерой профилактической борьбы с ними является использование устойчивых сортов растений. Остатки поражённых растений, например опавшие листья, сжигают.

Грибы вызывают множество болезней сельскохозяйственных культур. Жителям России хорошо известны такие примеры, как черная гниль картофеля и парша яблок (Рис. 8, 9).



Грибы-паразиты снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты из них непригодными в пищу.

Небольшое домашнее задание

Обследуйте посевы сельскохозяйственных культур. Найдите растения, поражённые различными грибами-паразитами. Составьте из них коллекцию.

Все грибные заболевания распространяются очень быстро, потому что ветер, осадки и насекомые легко переносят мельчайшие споры с больных растений на здоровые. Заражение растений грибами-паразитами наносит большой ущерб сельскому хозяйству. Поэтому очень важно принимать профилактические меры, а в случае появления заболеваний как можно быстрее начинать борьбу с ними.

Голландская болезнь вяза

Голландская болезнь вяза происходит, скорее всего, из Восточной Азии. В начале XX века была занесена в Голландию, а затем распространилась по значительной территории Европы и занесена в Северную Америку. Вызывает массовое отмирание вязов в лесах и парках, иногда вплоть до полного уничтожения (Рис. 10).


При заражении гифы гриба забивают проводящую систему дерева. На срезе ветвей и ствола поражённые сосуды заметны в виде бурых пятен. Вдобавок к закупориванию сосудов гриб выделяет яд. Дерево в результате гибнет – голландская болезнь неизлечима.

Переносчиками являются жуки-короеды(Рис. 11). Споры покрыты слизью и легко прилипают к телу жука, а время спороношения (весной) совпадает со временем лёта жуков. Подсыхая, споры могут также разноситься ветром и распространяться вместе с заражённой древесиной. Заражение в этом случае происходит при попадании спор на свежие повреждения.


Грибы – паразиты животных

Около тысячи видов грибов паразитируют на различных животных. У человека грибы вызывают различные заболевания кожи, ногтей и волос (стригущий лишай (Рис. 12), паршу, эпидермофитию стоп и др.).


Грибы, паразитирующие на животных, называют зоопатогенными. Широко распространены грибы – паразиты насекомых – энтомопатогенные грибы. Некоторые из них даже используются как биологическое оружие против вредителей. Известны грибы рода Эмпуза, поражающие мух и прямокрылых. Гриб боверия поражает многие виды насекомых (Рис. 13).


Дрожжи рода Кандида, как правило, – безобидные нахлебники различных животных. Однако при подходящих условиях определённые виды могут вызывать болезни.

Список литературы

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.

2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология 6. – М.: Русское слово.

3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология 6. – М.: Русское слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Энциклопедия по биологии (Источник).

3. Сайт учителей биологии МБОУ Лицей №2 г. Воронежа (Источник).

Домашнее задание

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 51, задания и вопрос 1, 4.

2. Как головня влияет на растения?

3. Перечислите грибы-паразиты животных.

4. * Подготовьте сообщение об использовании паразитических грибов человеком.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Разделы: Биология

Класс: 5

Цели урока

Деятельностная цель урока (по линиям развития личности)

Содержательная цель урока:
(обязательный минимум содержания)

Формирование:
1) представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных;
2) умения читать и записывать сведения о грибах, используя схемы и таблицы;
3) умения строить цепочки логических рассуждений, используя биологические сведения о грибах;
4) умения работать в группе, определять роли в группе.

Задачи:

Предметная: Организовать деятельность учащихся, направленную на выявление представлений о признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, строении грибов, их разнообразии, отличительных признаках, значении в природе.

Регулятивная: Обеспечить формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативная: Содействовать умению детей работать в группе и оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и разрешать конфликты.

Личностная: Содействовать развитию способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: плодовое тело, ножка, шляпка, мицелий, гифы, спора, хитин, микориза, симбиоз, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, трубчатые, пластинчатые грибы.

Этапы урока,
время

Учитель
(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)

Ученики
(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

Формируемые УУД

Актуализация знаний
5–7 минут

1. Учитель приветствует учеников и предлагает им проверить готовность к уроку.

2. А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь:
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под бер?зой,
На пеньке, среди травы
.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть –
Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?

Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Ученики могут назвать подберезовик, дрожжи, плесень.
После того, как они выскажут свои предположения, на доске проецируется слайд с коллажем из разных грибов.

Слайд презентации с коллажем из разных грибов


Познавательные:
Сравнения.

Регулятивные: саморегуляция.

Личностные:
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Создание проблемной ситуации
3–5 минут

А к какому миру живой природы можно отнести грибы?

Значит грибы это растения, поэтому они
имеют органы, характерные для растений?

Грибы питаются как растения?

Тогда грибы питаются как животные. Можем ли мы отнести грибы к царству животные?

Имеют ли грибы органы, характерные для животных

Ребята по-разному говорят о грибах:
– грибы можно отнести к грибам так как они растут на земле


– грибы растут в течение всей жизни как растения.

– грибы не имеют органы, характерные для растений: стебель и листья;

– грибы не имеют хлорофилла, поэтому не способны к фотосинтезу

– раз грибы не могут питаться как растения, следовательно, они питаются как животные.

– но грибы не имеют и органов животных;


Коммуникативные:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Познавательные:
выстраивание логической цепи рассуждений.

Формулирование проблемы (темы и целей урока)
1–2 мину
ты

Проблема: Кто такие грибы?
Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников.
Чем же грибы заслужили такое описание? Было ли основание назвать так грибы?

Мы можем ответить на этот вопрос?

Идет осознание противоречия. Грибы нельзя отнести ни к царству растений ни к царству животных. Можем ли мы выделить грибы в отдельное царство?

У нас недостаточно знаний о строении и жизни грибов

Изучение особенностей строения и жизнедеятельности грибов.


Тема урока: Изучение особенностей строения и жизнедеятельности грибов

Регулятивные:
Определять и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Коммуникативные:
формирование умения слушать и понимать речь других людей

Познавательные:
Определять какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов

Открытие нового знания
3–5 минут

Чтобы решить проблему, возникшую в ходе обсуждения мы должны изучить особенности строения, питания и размножения грибов.
Учитель предлагает классу разделится на 3 группы по рядам. Каждой группе даются разные задания. Каждый ученик в группе работает с учебником и заполняет схему
на листочках. Выступает один из группы.

Работают в группах. Выполняют задания групп и заполняют схемы. В ходе обсуждения решают, кто будет выступать от группы.

Заполнение схемы:
Строение шляпочных грибов

Заполнение схемы:
Способы питания грибов

Заполнение схемы:
Способы размножения растений.

Учебник.
Индивидуальные листы с заданиями.

Эталон для проверки:
Строение шляпочных грибов



Способы размножения растений:


Познавательные:
умение извлекать из текста учебника необходимую информацию;
относить объекты к известным понятиям;
представлять информацию в ином виде.

Коммуникативные:
организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные: уважать иное мнение.

Формулирование
Нового знания 1–2 минуты

Просит детей самостоятельно прочитать формулировку учебника и сравнить с полученной самостоятельно:
1 ряд – сапрофиты
2 ряд – паразиты
3 ряд – микориза

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника, выводят окончательную, воспроизводя её в удобных и понятных для себя терминах.

Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом виде, сравнение информации.

Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать других

Первичное применение нового
знания
2–3 минуты

Дает задание ученикам: грибы, представленные на слайде разделить на две группы: пластинчатые и трубчатые.

Предлагает оценить успешность выполнения задания

Выполняют задание, а потом сверяют с эталоном на слайде.

Самооценка или взаимооценка по критериям.


Познавательные: выбирать основания для сравнения и классификации объектов.

Регулятивные:
определять степень успешности выполнения своей работы в ходе самооценки.

Самостоятельная
работа
3–5 минут

Задание:
1 вариант – Назовите черты грибов, сходные с растениями

2 вариант – Назовите черты грибов, сходные с животными

Проверьте правильность выполнения задания по эталону

Выполняют задания. После выполнения – обязательно сообщают полученные результаты в классе и сверяют с таблицей, представленной на слайде

Самопроверка по эталону

Сходство с растениями

Сходство с животными

Наличие клеточной стенки;

Питание растворенными веществами путем всасывания;

Размножение с помощью спор.

Наличие в клеточной стенке хитина;

Отсутствие хлорофилла и способности к фотосинтезу;

Гетеротрофный способ питания;

Запасное питательное вещество–гликоген;

Наличие в продуктах обмена мочевины.

Познавательные:
выполнять анализ;
предоставлять информацию в виде таблиц, сравнение результатов.

Регулятивные:
определять степень успешности выполнения своей работы в ходе самооценки.

Коммуникативные: обсуждение

Итог урока
1–2 минуты

Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей.

Регулятивные: самоанализ деятельности на уроке

Домашнее задание
1–2 минуты

Записывают для себя инвариантную часть и определяют вариативную часть задания

Учебник, дневник, доска

Регулятивные: составлять план выполнения домашнего задания

Грибы-паразиты живут за счет растений, животных, насекомых и даже человека. Больше всего подвержены заражению грибами растения. Самыми известными грибами-паразитами являются спорынья, ржавчинный гриб, головня, ботритис.

Грибок спорынья

Грибок спорынья поселяется в цветках ржи, получает из них питательные вещества и быстро разрастается. Грибок выделяет сладкие капли, привлекающие насекомых, насекомые прилетают на запах, пачкаются в спорах и переносят их на здоровые растения. Так спорынья заражает все больше и больше растений. К моменту созревания ржи спорынья образует в колосьях темные рожки, которые называются склероций.


Если зерна перемолоть вместе с рожками спорыньи и съесть испеченный из такой муки хлеб, то получишь сильнейшее отравление. В Средние века от отравления спорыньей погибло не меньше людей, чем от чумы и холеры.

Ржавчинный гриб

Ржавчинный гриб поражает стебли и листья злаков, голосеменных, цветковых, папоротников. На них появляется ярко-оранжевый, темно-оранжевый или почти черный налет. Гриб питается за счет растений, постепенно разрастается, пока не погубит целое растение или отдельные ветви.


Грибок головня

Грибок головня поражает, в основном, злаки. Он поселяется в цветке, когда тот уже оплодотворен и появилось маленькое зернышко, богатое питательными веществами. Сначала растение выглядит здоровым, потому головня поражает внутренние ткани, но к тому времени, когда зерно должно созреть, вместо него в колосе появляются черные споры головни. Растение выглядит как обуглившаяся головешка, поэтому гриб и получил такое название.


Гриб ботритис

Гриб ботритис вызывает болезнь под названием серая гниль. Она появляется на листьях растений, ягодах и плодах в виде тонкого серого и пушистого налета. Пораженные ягоды и плоды есть, конечно, нельзя.


Гриб трутовик

На стволах деревьев, особенно старых и отмирающих, часто можно встретить гриб трутовик. Его грибница находиться внутри ствола, а плодовое дерево – на поверхности. Поверхность гриба волнообразная, обычно светло-серого цвета. Питательные вещества он добывает из древесины и постепенно разрушает ее.


Вплоть до 30-х годов 19 века, когда были изобретены спички, хорошо высушенный трут использовали в качестве зажигательного трута, на который падала искра от огнива.

Гриб кордицепс

Грибы-паразиты поселяются также на животных и человеке. Гриб кордицепс поселяется в теле гусениц, разрастается внутри них, постепенно съедая их внутренности, а затем прорастает наружу через ротовое и анальное отверстия, образует плодовое тело, на котором созревают споры. Что интересно, гусеница долгое время живет с грибницей внутри и умирает незадолго до того, как гриб прорывается наружу.


Гриб септобазидиум

Гриб септобазидиум прорастает внутри насекомых (щитовок). Что интересно, грибница септобазидиума разрастается в виде домика с тоннелями, и щитовки сами приползают в грибницу и живут там, пока гриб не съест их.


У человека грибы-паразиты вызывают различные заболевания (микозы): стригущий лишай, паршу, эпидермофитию стоп. Заразиться можно после прикосновения к больному человеку, животному или к предметам, которых касался он, поэтому никогда не пользуйтесь чужими вещами, тщательно мойте руки после того, как погладили кошку или собаку.


УМК: Пасечник В.В.

Тема урока: Особенности строения плесневых грибов. Грибы – паразиты.

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

1. Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и грибов – паразитов.

2. Раскрыть их роль в природе и жизни человека, влияние на здоровье людей, сохранность материалов и использование в хозяйственной деятельности.

3. Обобщить знания учащихся о грибах как самостоятельном царстве органического мира.

Задачи урока:

  • Отрабатывать понятия грибы, грибница, плодовое тело, съедобные и ядовитые грибы.
  • Ознакомить учащихся со строением плесневых грибов и грибов паразитов.
  • Формировать представления о разнообразии грибов.
  • Сформировать знания учащихся о значении плесневых грибов и грибах - паразитах.

  • Развивать умение классифицировать грибы.
  • Уметь сравнивать между собой различные типы грибов.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.

Технологическая карта урока

УМК: Пасечник В.В.

Тема урока: Особенности строения плесневых грибов. Грибы – паразиты.

Тип урока: комбинированный

1. Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и грибов – паразитов.

2. Раскрыть их роль в природе и жизни человека, влияние на здоровье людей, сохранность материалов и использование в хозяйственной деятельности.

3. Обобщить знания учащихся о грибах как самостоятельном царстве органического мира.

Отрабатывать понятия грибы, грибница, плодовое тело, съедобные и ядовитые грибы.

Ознакомить учащихся со строением плесневых грибов и грибов паразитов.

Формировать представления о разнообразии грибов.

Сформировать знания учащихся о значении плесневых грибов и грибах - паразитах.

Развивать умение классифицировать грибы.

Уметь сравнивать между собой различные типы грибов.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, микроскоп, препараты плесневых грибов, предметные и покровные стекла, гриб – трутовик.

Этапы урока, задачи этапа

Форма организации этапа

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

2. Проверка домашнего задания

Проверить степень усвоения домашнего материала у школьников.

- Какое царство живой природы изучено нами на прошлом уроке?

- Какие грибы мы изучили?

- Каково строение шляпочных грибов? (Показать по таблице)

- В чем сходство шляпочных грибов и животных?

- Как размножаются грибы?

- Объясните значение терминов: грибница, мицелий, плодовое тело, трубчатые грибы, пластинчатые грибы.

- Задание в тетради для с/р: нарисовать шляпочный гриб и подписать его части.

- Какое значение играют грибы в жизни человека?

- Что такое дрожжи? Какое значение для человека они имеют?

- Ученики отвечают на вопросы, дополняют друг друга, вступают в диалог,

- У доски, по таблице, ребенок показывает строение шляпочных грибов.

- Устный ответ у доски по таблице.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, дополнять ответы одноклассников.

3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока

Введение в проблему, обеспечение целеполагания и мотивации учителем и учениками совместной деятельности.

Подготовка к основному этапу урока.

- На прошлом уроке вы изучили шляпочные грибы, говорили об одноклеточных грибах – дрожжи. Как вы думаете, а другие виды грибов встречаются в природе?

Устно отвечают на вопросы учителя, сообщают тему урока.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

4. Изучение нового материала

- Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и грибов – паразитов.

- Раскрыть их роль в природе и жизни человека, а также влияние на здоровье людей, сохранность материалов и использование в хозяйственной деятельности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.