Таблица класс ресничные класс сосальщики класс ленточные черви

Класс сосальщики (трематоды) объединяет паразитических плоских червей, основной особенностью которых является наличие двух присосок. Одна из них расположена на брюшной поверхности - брюшная присоска, другая - вокруг рта - ротовая присоска.

Жизненный цикл сосальщиков включает несколько хозяев и закономерное чередование не менее трех поколений. В этой статье мы коснемся самых распространенных возбудителей: печеночного и кошачьего сосальщиков, шистосом.


  • Краткая характеристика

Тело листовидное, не расчленено на проглоттиды - характерно для всех сосальщиков. В состав мышечного слоя входят кольцевые, продольные и косые мышцы.


В организме человека или крупного рогатого скота (основные хозяева) происходит половое размножение взрослой особи - мариты. Образуются яйца, которые попадают во внешнюю среду вместе с фекалиями. Для своего дальнейшего развития яйцо должно обязательно попасть в воду, где из него выходит реснитчатая личинка - мирацидий.

Для дальнейшего развития мирацидий должен достичь моллюска - большого прудовика (промежуточного хозяина). В его организме образуется несколько поколений: мирацидий превращается в спороцисту, которая начинает дробиться - из нее образуются редии. При благоприятных условиях из редии может развиться еще одна личиночная стадия - церкария (хвостатая личинка).

Попав из тканей моллюска в воду церкарии некоторое время плавают, после чего забираются на стебли и листья около водоема. Забравшись на листья, церкария отбрасывает хвост и покрывается плотной защитной оболочкой - цистой. Инцистированная церкария называется - адолескарий.

Именно адолескарии, находящиеся на травах или плавающие в прибрежной воде, попадают в желудочно-кишечный тракт человека, крупного рогатого скота. В кишечнике из адолескарии развивается взрослая особь - марита. Цикл замыкается.


Человек заражается, выпив воду из водоема с адолексариями, употребив в пищу фрукты, овощи, вымытые в такой воде, либо (немного казуистики) взяв в рот прибрежную травинку, но которой находится все та же самая инцистированная личинка паразита - адолескария.

Профилактика состоит в фильтрации или кипячении воды, соблюдении правил гигиены, недопустимости мытья фруктов и овощей в воде из прудов, рек.

  • Жизненный цикл


В ходе полового размножения взрослых особей в организме основного хозяина (человек, собака, лисица, медведь) образуются яйца, которые вместе с фекалиями выходят во внешнюю среду. Попав во внешнюю среду, из яйца выходит личинка с ресничками - мирацидий, которая внедряется в организм первого промежуточного хозяина - малого прудовика.

В малом прудовике образуется несколько поколений личинок: спороцисты, редии и церкарий. Церкарии - хвостатые личинки - покидают организм малого прудовика и направляются ко второму промежуточному хозяину - рыбы семейства карповые (сазан, язь, плотва, вобла). В организме рыбы из церкариев образуется новое поколение личинок - метацеркарии. Это бесхвостые личинки, которые находятся в мышцах и подкожной клетчатке рыб.

Попав в желудочно-кишечный тракт человека, метацеркарий развивается во взрослую половозрелую особь. Цикл замыкается.


Для человека инвазионной стадией является метацеркарий в рыбе. Заражение происходит при употреблении в пищу непрожаренной или сырой рыбы. Профилактика заключается в полноценной термической обработке рыбы, недопустимости употребления в пищу сырой, вяленой и малосольной рыбы, которая не проходила санитарный контроль.

Общественная профилактика (запомните эти универсальные фразы для многих паразитозов) состоит в санитарно-просветительской работе с населением, охране водоемов от загрязнения фекалиями.

  • Краткая характеристика

Половозрелая особь достигает 2 см в длину. Интересен тот факт, что шистосомы это раздельнополые организмы (хотя вам известно, что большей частью тип плоские черви представлен гермафродитами).



В организме человека взрослые половозрелые особи размножаются половым путем, образуются яйца, которые выходят из человека (основного хозяина) вместе с фекалиями или мочой. В пресной воде из яйца выходит личинка с ресничками - мирацидий, которая внедряется в организм моллюска (промежуточного хозяина). Из моллюска в воду выходит церкарий, который внедряется в кожу человека или заглатывается.

Способы заражения и профилактика

Инвазионной стадией для человека является церкарий (хвостатая личинка), плавающий в водоеме. Заражается человек при купании в таком водоеме или заглатывании воды с церкариями из него. Профилактика состоит в охране водоемов от загрязнения фекалиями, уничтожении паразитов, запрете купания в зараженных водоемах.

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Тип Черви — это группа многоклеточных животных с вытянутым телом, в котором нет скелета. Черви обитают в почве, морях и пресных водоёмах. Многие из них являются паразитами животных, растений и человека. Среди червей встречаются такие мелкие, что их можно обнаружить только с помощью увеличительных приборов. Однако бывают и крупные черви достигающие нескольких метров в длину.

По форме тела червей разделяют на три типа: Плоские, Круглые и Кольчатые. Все черви — трёхслойные животные. Их ткани и органы развиваются из трёх зародышевых слоёв — эктодермы, энтодермы и мезодермы.

Тип Плоские черви объединяет около 12500 видов. По своей организации они выше кишечнополостных, но среди трёхслойных животных являются самыми примитивными. Эти животные могут медленно ползать. Самый характерный признак плоских червей — уплощённое (приплюснутое) тело, в форме длинной ленты.

На рисунке ниже показано строение Плоского червя на примере Планарии.


Тело уплощено в спинно-брюшном направлении, про­странство между органами заполнено особой тканью - паренхимой (полости тела нет)

Кожно-мускульный мешок (кожа, сросшаяся с мус­кульными волокнами)

Глазки в передней части тела, осязательные клетки разбросаны по всему телу

Пищеварительная система слепо замкнута; есть рот --> глотка --> разветвленный кишечник

Всей поверхностью тела

Система канальцев, открывающихся наружу по бокам тела

Размножение плоского червя

Гермафродиты; в семенниках созревают сперматозои­ды, в яичниках - яйцеклетки; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Плоские черви классы

Класс Ресничные Черви

Свободноживу­щие водные жи­вотные, тело которых по­крыто реснич­ками.

Являются паразитами животных и человека, их тело покрыто плотной оболочкой, есть при­соски для прикрепле­ния к телу хозяина

Класс Ленточные черви

Являются также паразитами кишечника животных и человека; имеют длинное члени­стое тело (до 10 м), го­ловку с присосками для прикрепления. Питание происходит всей поверхно­стью тела.

Тип Круглые черви — большая группа животных с длинным, круглым в поперечном разрезе телом, которое заострено на переднем и заднем концах. Для круглых червей характерно наличие свободного пространства внутри тела — первичной полости. В ней расположены внутренние органы, окружённые полостной жидкостью. Омывая клетки организма, она участвует в газообмене и переносе веществ. Тело круглых червей покрыто прочной оболочкой — кутикулой. Данная группа насчитывает около 20 тысяч видов.

На рисунке ниже показано строение Круглого червя на примере Аскариды.



Вытянутое цилиндрическое тело, заостренное с обоих концов, круглое в поперечном сечении, есть полость тела

Брюшная нервная цепочка

Рот (3 жесткие губы) --> глотка --> кишечная трубка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела

Через поверхность тела

Большинство раздельнополы; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Большинство - паразиты: аскарида, острица - паразигы животных; есть паразиты растений и свободноживущие черви (волосатик)

Тип Кольчатые черви — группа животных чьи представители имеют тело, разделённое на членики, напоминающие сложенные друг за другом кольца. Насчитывают около 9 тысяч видов кольчатых червей. Между кожно-мускульным мешком и внутренними органами у них имеется целом — вторичная полость тела, заполненная жидкостью.



Тело состоит из сегментов, есть полость тела

Кожа; мышцы - продольные и кольцевые

Надглоточный и подглоточный нервные узлы и брюш­ная нервная цепочка, от которой в каждом сегменте отходят нервы

Рот --> глотка --> пищевод --> зоб --> желудок --> кишка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела; у морских есть специальные выросты тела —жабры

В каждом сегменте - пара канальцев, открывающихся наружу выделительными порами

Размножение кольчатых червей

Гермафродит; самка откладывает в кокон яйца, из ко­торых появляются молодые черви

1. Класс Малошетинковые - обитают в основном в почве и пресных водоемах, имеют мелкие щетинки на каждом сегменте (представитель – дождевой червь)

2. Класс Многошетинковые - обитают в морях; имеют по бокам тела парные выросты со щетинками (представитель - нереида, пескожил)

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Тип Плоские черви представляет собой большое количество первичных беспозвоночных животных, которые имеют сходное строение и характеристики. Тип Плоские черви — классы: Ленточные, Сосальщики, Ресничные. Только последние обитают в водоемах, они отлично приспособились к жизни в воде, и их можно встретить во многих пресных водах. Класс Ленточные черви и класс Сосальщики объединяют в себе паразитических животных.

Ленточные черви — это большой класс плоских червей, насчитывающий примерно 3 500 различных видов. Класс Ленточные черви известен также и под другими названиями: цестоды и лентецы. Название "цестоды" — термин с латинским происхождением (Cestoda). В переводе на русский означает "лента" или "пояс". Именно от этой терминологии и произошло название "ленточных" червей.

К классу Ленточные черви относятся 12 отрядов, среди которых: гвоздичники, цепни, апориды, дефилиды и другие.

Ленточные черви: подклассы

В зависимости от особенностей строения, Ленточные черви делятся на 2 подкласса.

Настоящие цестоды. Этот подкласс довольно многочисленный, представленный разными формами. Основные характеристики, объединяющие всех представителей настоящих цестод:

  • тело, состоящее из отдельных члеников;
  • множество комплектов половых органов;
  • присутствие у развивающейся личинки 6 зародышевых крючьев.

Подкласс Настоящие цестоды, в свою очередь, делится на несколько отрядов. Самыми распространенными паразитами, живущими в организме человека и домашних животных, являются представители отрядов цепней (Cyclophyllidea) и лентецов (Pseudophyllidea).

У класса Ленточные черви есть второй подкласс — цестообразные. В этот подкласс входит небольшое число отрядов. Отличительными характеристиками цестообразных являются:

  • тело, не разделенное на отдельные членики;
  • только 1 комплект половых органов;
  • ликофора (личинка, развивающаяся в яйце) имеет 10 зародышевых крючьев.

Самым распространенным видом плоских червей, относящимся к подклассу цестообразных, является амфилина (Amphilina foliacea). Это паразит, живущий в теле осетровых рыб.

Класс Ленточные черви: общие характеристики

Согласно своим характеристикам, цестоды относятся к паразитам. В результате своей долгой эволюции они утратили органы пищеварительной системы, поэтому сейчас живут в пищеварительных органах других живых организмов, в том числе и человека. Присутствие и жизнедеятельность паразитов в теле человека вызывает многочисленные патологические состояния — в этом случае речь идет о цестодозах (болезнях, вызванных ленточными червями).


За свою жизнь паразитические плоские черви (класс Ленточные) сменяют несколько хозяев (живых организмов, за счет которых живут и питаются). Хозяина паразит выбирает в зависимости от того, на каком жизненном цикле он находится.

Этапы жизненного цикла

Вся жизнь ленточных червей делится на 3-4 основных этапа:

  1. Взрослые половозрелые (дефинитивные) паразиты живут в теле окончательного хозяина (обычно в этой роли выступают наземные и водные позвоночные). Именно здесь в кишечнике цестоды откладывают яйца.
  2. На втором этапе яйца лентецов из кишечника хозяина вместе с каловыми массами попадают в почву или воду. В этой среде из яйца формируется личинка. Яйца, развивающиеся в воде, проходят несколько иной путь развития. Сначала из них появляется личинка с ресничками, способная свободно плавать. Только потом из нее развивается личинка, готовая перейти в тело промежуточного хозяина.
  3. Следующая стадия — развитие финны (пузырчатой глисты). Этот процесс происходит после попадания личинки паразита в тело промежуточного хозяина. Им может быть беспозвоночное и позвоночное животное. При этом цестодам совсем необязательно проникать в кишечник, они могут жить в полостях и тканях тела.
  4. Заключительный этап — поиск основного хозяина. В этом случае попадание в кишечник обязательно. Здесь выворачивается головка финны, паразит присасывается к стенке кишечника и начинает активно расти и готовиться к размножению.

Строение ленточных червей

В связи с паразитическим образом жизни у ленточных червей особое строение многих систем:

  • Редуцированная система пищеварения.
  • Крайне слабые органы чувств и нервная система.
  • Важной характеристикой класса ленточных червей является высокое развитие половой системы, что обеспечивает поразительную плодовитость особей. Именно благодаря такой особенности популяция ленточных червей не снижается даже с учетом нескольких стадий развития и частой смены нового хозяина.

Тело ленточных червей, действительно, напоминает ленту. Размеры цестодов полностью зависят от вида червей. В этом классе есть самые мелкие представители (от 2 мм) и самые крупные, чья длина превышает 10 м.

Отделы тела ленточных червей

Согласно характеристикам класса Ленточные черви, их представители состоят из нескольких частей:

Сколекс (головка), на которой присутствуют органы фиксации. Строение головки и способов крепления существует несколько, по этому признаку принято разделять ленточных червей на несколько групп. Органы фиксации необходимы для крепления червя к тканям хозяина. Они могут быть представлены хоботком, хитиновыми крючьями, присосками, ботриями (специальными присасывательными щелями).


Чаще всего у ленточных червей встречаются присоски с крючьями, которые расположены на головке в форме короны. Ботрии встречаются у цестод с низшим уровнем развития, в этом случае хитиновые крючья отсутствуют.

Шейка (располагается сразу за головкой и является зоной роста). Эта часть является самым узким местом на теле ленточного червя. Именно здесь отпочковываются новые членики, которые постепенно растут и сдвигаются к концу тела. Зрелые членики расположены на заднем конце (в них находятся яйца). Когда членик достигает зрелости, он отрывается от тела червя и выводится наружу с фекалиями хозяина.

Стробилы — это членики, из которых состоит все тело ленточного червя. Количество стробил может быть разным, что зависит от видовой принадлежности червя и его возраста. Благодаря постоянному образованию новых стробил и отрыванию старых, тело червей обновляется в течение всей его жизни.

Пищеварительная система

Органы пищеварения у гельминтов, относящихся к классу ленточных червей, отсутствуют, так как питание у них происходит за счет других организмов. Для потребления питательных веществ существует специальная система.

Вся поверхность тела цестоды обладает особым покрытием — тегументом. Он состоит из цитоплазматического наружного слоя клеток. Эти клетки отличаются вытянутой формой, что позволяет клеточному ядру пребывать в погруженном слое. Тегумент выполняет важную роль, так как он участвует в процессе питания цестоды — через него всасывается пища из кишечника хозяина.

Тегумент обладает большим количеством митохондрий — эти особые клетки участвуют в энергообмене. Таким образом, ленточные черви, находясь в просвете кишечника, попросту используют уже готовый источник энергии хозяина для своей жизнедеятельности без какого-либо процесса обработки.

Учитывая признаки класса Ленточные черви и способ питания цестодов, есть мнение о том, что вывести паразитов из организма можно путем длительного жесткого голодания. На самом же деле, такой способ не всегда приводит к нужному результату. Дело в том, что при отсутствии пищи ленточные черви способны поглощать до 95% собственного тела.

Под наружным слоем тегумента расположена мембрана, а под ней продольные и кольцевые мышцы, а также пучки дорсовентральных мышц.

Нервная система

Нервная система имеет ортогональное строение. Она представлена парным ганглием с отходящими от него несколькими парами нервных тяжей. Самыми развитыми являются боковые стволы. Кожа червей имеет рецепторные и осязательные клетки, однако, их довольно мало.

Такая особенность строения нервной системы позволяет ленточным червям максимально приспосабливаться к условиям жизни и при этом активно размножаться. Так, малое количество рецепторов делает этих паразитов практически невосприимчивыми к большинству препаратов с антипаразитарным действием. Не повлияет на их активность и резкая смена условий жизни.

Система размножения

Особенность половой системы цестод (класс Ленточные черви) делает их гермафродитными, иными словами, каждый червь имеет в своем теле женские и мужские органы размножения (есть некоторые исключения). При этом способ оплодотворения тоже может различаться. У небольших по размеру червей присутствует перекрестный способ, а у крупных особей — самооплодотворение. Это во многом объясняется тем, что крупные паразиты (5-10 м) живут в организме хозяина в одном экземпляре, поэтому перекрестное оплодотворение в этом случае маловероятно.

Органы размножения присутствуют в каждом отдельном членике и не зависят от набора половых органов соседних члеников. Чаще всего в сегменте находится 1 комплект органов размножения, однако некоторые представители класса имеют удвоенный набор.


Ленточные черви отличаются крайне высокой плодовитостью. Так, солитер или как его еще называют, бычий цепень, способен в год произвести до 600 млн яиц. С учетом его длительности жизни (18-20 лет), количество отложенных яиц достигает 11 млрд.

Выделительная система

Гельминты, относящиеся к типу Плоских червей и классу Ленточных червей, имеют отличительные особенности. Их выделительная система представлена 4 главными продольными каналами. В них впадает множество мелких канальцев, которые пронизывают все тело гельминта. На концах мелких канальцев располагаются пульсирующие клетки, задача которых нагнетать скопившиеся в тканях вредные вещества.

Главные выделительные каналы расположены парами и проходят по бокам тела рядом со стволами нервной системы. В каждой паре присутствует широкий канал (брюшной) и узкий (спинной). Широкий и узкий каналы соединяются в головке червя.

Бычий цепень

Одним из представителей класса Ленточные черви является бычий цепень (невооруженный солитер). Он относится к отряду Циклофиллидов, семейству Цепней. Этот паразит живет в теле крупного рогатого скота и человека, вызывая множественные патологические состояния.

Распространен этот вид червей в Латинской Америке, экваториальной Африке, отдельных регионах Восточной Европы и на Филиппинах.

Бычьего цепня называют невооруженным солитером, так как его головка имеет только присоски, хитиновые крючья у него отсутствуют. Слово "цепень" происходит от слова "цепь", и оно как нельзя лучше характеризует строение этого гельминта. Он считается одним из крупнейших представителей класса Ленточных червей. Длина взрослой особи может достигать 10 метров.

Невооруженный солитер относится к подклассу Настоящие цестоды, так как его тело состоит из большого количества отдельных стробил (члеников). Длина одного членика варьируется в пределах 2 см, что касается общего их количества, то оно может достигать 1000.

Живет бычий цепень до 18 лет, при этом за весь период развития гельминт проходит несколько этапов развития (как и все представители типа Плоские черви класса Ленточных червей).

Взрослый бычий цепень способен к самооплодотворению, так как в каждом членике имеется набор мужских и женских половых аппаратов. Созревшие яйца выводятся наружу и попадают в пищеварительный тракт крупных животных (например, коровы). Здесь из яйца развивается личиночная стадия (онкосфера). При помощи специальных крючьев она проделывает отверстие в стенке кишечника и таким образом попадает в лимфатическую или кровеносную систему. С током жидкости онкосферы переносятся в мышцы и соединительные ткани и переходят во вторую личиночную стадию (финну). В таком виде они могут находиться много лет.


Если человек съест зараженное мясо, личинки невооруженного солитера попадают в кишечник и присасываются к его стенке. С этого момента гельминт начнет активно расти.

Свиной цепень

Еще одним типичным представителем класса ленточных червей является свиной цепень. По многим характеристикам строение этого гельминта сходно с характеристиками бычьего цепня, однако существуют и явные различия.

Если бычий цепень имеет на сколексе только присоски для крепления, то свиной цепень использует для этого 4 присоски и хитиновые крючки, которые надежно фиксируют паразита к стенке кишечника его хозяина. Именно по этой причине свиного цепня называют вооруженным цепнем.


Длина этого червя значительно короче, головка меньше. Обычно он не превышает 3 м в длину.

Несмотря на то что конечным хозяином и того и другого вида является человек, промежуточные хозяева могут быть разными. Свиной цепень выбирает для этой цели чаще всего свиней (однако им может стать любое другое млекопитающее, даже человек). Бычий цепень для промежуточной стадии роста выбирает крупный рогатый скот и никогда человека.

Созревшие членики свиного цепня выделяются группами, тогда как у невооруженного солитера — только по одному.

Половая система вооруженного цепня тоже несколько иная. Яичник у него состоит из 3 долек (у бычьего цепня всего из 2), матка имеет 7-12 ответвлений с каждой стороны (у бычьего цепня — 17-35).

Заражение человека взрослой особью свиного цепня (которая обитает в кишечнике) называется тениозом. Если в теле живут личинки этого гельминта, речь идет о цистицеркозе. Такое заболевание встречается крайне редко, однако оно может иметь летальный исход, так как эти личинки повреждают мозг.

Лентец широкий

Широкий лентец — вид гельминта, который относится к типу Плоские черви, классу Ленточных. Археологические раскопки показали, что этот паразит существовал на планете более 10 000 лет назад. Попадая в человеческий организм, он вызывает заболевание дифиллоботриоз. Как и другие представители класса, лентец широкий проникает в кишечник и закрепляется там с помощью присосок. В результате этого на месте крепления на стенке кишечника появляется язва, а человек испытывает сильные боли, расстройства пищеварения и нехватку многих витаминов.

Заразиться дифиллоботриозом может абсолютно каждый. В группе особого риска находятся те, кто любит сырую или недоготовленную рыбу (в том числе суши).


В отличие от цепней, лентец имеет вытянутый сколекс, размеры которого в длину 5 мм и в ширину 1 мм.

Длина тела гельминта, напротив, очень большая, в связи с чем его называют самым крупным видом среди ленточных червей. Обычно он вырастает до 10 м, однако нередко встречаются и особи 20 м в длину.

Сегменты тела лентеца (членики) - широкие и плоские. Их ширина обычно в 2 раза больше, чем длина. В теле взрослого лентеца может насчитываться до 3 тысяч сегментов.


Стадий развития широкого лентеца несколько. За это время у него сменяется сразу несколько хозяев. Созревшие яйца вместе с сегментом отделяются от тела червя и выделяются наружу. Оказавшись в воде, яйца начинают развиваться, и через неделю из них формируются шестикрючные корацидии (зародыши). Первыми хозяевами лентецов станут мелкие рачки, которые поглотят корацидии. Здесь из зародыша появляется личинка. Она ждет, когда рачок станет пищей для рыб.

В желудке рыбы личинка прогрызает отверстие и перемещается в ткани. В это время из личинки вырастает небольшой лентец (до 4 см в длину). В таком состоянии гельминт может пробыть очень долго — до тех пор, пока рыба не станет пищей человека или другого животного.

Рассмотрев краткие характеристики класса Ленточные черви, можно прийти к выводу: несмотря на большое разнообразие видов этих животных, строение, стадии развития и другие показатели, в целом, схожие.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Общая характеристика типа Плоские черви, понятия: орган, система органов, кожно­мышечный мешок, гермафродит, промежуточный и окончательный хозяин, чередование поколений; систематика типа: класс Ресничные черви, класс Сосальщики, класс Ленточные черви; значение в природе и жизни человека.

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. К какому типу кишечнополостных относятся гидроидные?

2. С какого периода известны гидроидные?

3. В каких типах водных экосистем встречаются гидроидные?

4. Как сильно варьируются размеры кишечнополостных?

5. Кто такие гидроидные?

6. Из каких слоев клеток состоит гидроидное?

эктодерма и мезодерма

эктодерма и энтодерма

энтодерма и мезодерма

7. Энтодерма,Мезодерма или Эктодерма является внешним слоем тела гидроидных?

8. Что является основой рациона гидроидных?

9. Какой вид гидроидных охраняется красной книгой?

10. Каким образом происходит размножение гидроидных?

половым и бесполым путем

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Тип Плоские черви. КЛАССЫ: РЕСНИЧНЫЕ, СОСАЛЬЩИКИ, ЛЕНТОЧНЫЕ

1.Почему плоские черви получили такое название?

2.Какие плоские черви опасны для человека?

Общая характеристика. В настоящее время к типу плоских червей относится около 25 тыс. видов. В отличие от кишечнополостных они имеют двустороннюю симметрию. Длина тела в пределах от 0,5 мм до 20 м. Тело обычно плоское, состоит из нескольких слоев. Наруж­ный покровный слой у свободноживущих червей имеет реснички (рис. 143). У паразитических червей ресничек нет. Под покровной тканью располагается кожная мускулатура. Мускулатура и покровный слой вместе образуют кожно-мышечный мешок. Внутренней полос­ти тела у плоских червей нет. Внутри кожно-мышечного мешка, за­полненного клетками, располагаются внутренние органы, объеди­ненные в системы. У плоских червей развиты пищеварительная, выделительная, нервная и половая системы органов

В организме плоского червя имеются и мужские, и женские ор­ганы размножения. Такие животные называются гермафродитами


Плоские черви обитают во всех средах жизни, в том числе пара­зитируют и в других организмах. Там эти плоские черви прикрепля­ются к органам специальными присосками, хоботками или крючоч­ками.

У плоских червей, ведущих паразитический образ жизни, разви­тие протекает последовательно внутри разных животных или расте­ний. Организм, в котором развиваются и находятся некоторое время личинки червей, называется промежуточным хозяином. Орга­низм, в котором живет и размножается взрослый червь, называется окончательным хозяином

К типу плоских червей относятся 9 классов, из которых 6 пред­ставлены исключительно паразитическими видами. Рассмотрим не­которые классы плоских червей.

Класс Ресничные черви. Почти все представители этого класса имеют реснички на поверхности тела. Реснички помогают плавать или перемещаться по дну, как у обитающей в пресных водоемах планарии белой. У наземных видов движение обеспечивают рес­нички, расположенные на брюшной стороне тела. Тело червя обиль­но выделяет слизь и этим защищено от высыхания. Многие реснич- ные черви — хищники и нападают на более крупную добычу. В то же время есть черви, питающиеся водорослями или ведущие парази­тический образ жизни.

Класс Сосальщики. Черви этого класса ведут паразитический образ жизни. В связи с этим у них имеются специальные органы прикрепления — присоски. У сосальщиков, паразитирующих в ки­шечниках других животных, всасывание питательных веществ про­исходит через покровы тела, у других функционирует пищевари­тельная система. Как все паразиты, сосальщики производят большое количество яиц. Имеет место и живорождение. Развитие сосальщи­ков осуществляется с чередованием поколений (вспомните ки­шечнополостных): то паразитирование в различных хозяевах, то сво­бодный образ жизни

Класс Ленточные черви. Представители этого класса ведут па­разитический образ жизни. Большинство ленточных червей паразитируют в организме позвоночных животных. В процессе эволюции паразитический образ жизни привел к утрате органов пищеварения и к интенсивному развитию половой системы.

На головном конце ленточного червя имеются различные при­способления для прикрепления к телу хозяина (рис. 22). Между го­ловкой и непосредственно телом есть короткая шейка, не разделен­ная на членики. Тело состоит из члеников, число которых колеблется от 2—5 до десятков тысяч. В каждом из члеников расположены органы нервной, выделительной и половой систем. Развитие ленточ­ных червей протекает со сменой хозяев.

Значение плоских червей в природе достаточно велико. Взрос­лые черви и их личинки сами служат пищей для других животных, например коловраток, некоторых кольчатых червей, дафний и цикло­пов, а также личинок и взрослых насекомых, обитающих в воде, мальков рыб.

Паразитические плоские черви вызывают заболевания, а ино­гда и приводят к гибели своих хозяев. В число многочисленных хо­зяев, в которых паразитируют плоские черви, входит и человек.

Биология 7 класс. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

Ответить на вопросы

1.Перечислите отличия плоских червей от кишечнополостных жи­ви. вотных.

2.Какие особенности строения и образа жизни позволяют разделить тип плоских червей на классы?

3.Почему у ленточных червей отсутствуют органы пищеварения?

4.Дайте общую характеристику типа Плоские черви по плану

Длина и форма тела:

5.Выпишите определения понятий:

Назовите основные особенности строения червей, связанные с пара­зитическим образом жизни

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.