Профессия паразит образование лженаучное убеждения беспринципный

Так они шли по степи, мимо возбужденных гражданской войной сел и станиц, почти не встречаясь с людьми и не зная, что в этих местах разворачивались кровопролитные события: семидесятипятитысячная армия Всевеликого Войска Донского, после августовских неудач, во второй раз шла на окружение Царицына.

Ковыряя в золе картошку, Кузьма Кузьмич говорил:

– Если вы очень утомлены, Дарья Дмитриевна, можно эту ночь передохнуть, над нами не каплет. Только стойбище выбрали неудачное. Ветерок из оврага нам спать не даст. Лучше поплетемтесь-ка потихоньку под звездами. До чего хорош мир! – Он поднял хитрое красное лицо, будто проверяя: все ли в порядке в небесном хозяйстве? – Разве это не чудо из чудес, душенька: вот ползут две букашки по вселенной, пытливым умом наблюдая смену явлений, одно удивительнее другого, делая выводы, ни к чему нас не обязывающие, утоляя голод и жажду, не насилуя своей совести… Нет, не торопитесь поскорее окончить путешествие.

Он достал из кармана мешочек с солью, побросал на ладони картошку, дуя на пальцы, разломил ее и подал Даше.

– Я прочел огромную массу книг, и этот груз лежал во мне безо всякой системы. Революция освободила меня из монастырской тюрьмы и не слишком ласково швырнула в жизнь. В удостоверении личности, выданном мне одним умнейшим человеком – саратовским начальником районной милиции, у которого я просидел недельки две под арестом, – проставлено им собственноручно: профессия – паразит, образование – лженаучное, убеждения – беспринципный. И вот, Дарья Дмитриевна, когда я очутился с одним мешочком соли в кармане, абсолютно свободный, я понял, что такое чудо жизни. Бесполезные знания, загромождавшие мою память, начали отсеиваться, и многие оказались полезными даже в смысле меновой стоимости… Например – изучение человеческой ладони, или хиромантия, – этой науке, исключительно, я обязан постоянным пополнением моего солевого запаса.

– Помимо полнейшей оторванности от жизни, – бесцельная торопливость, ерничество – один из пороков нашей интеллигенции, Дарья Дмитриевна… Вы когда-нибудь наблюдали, как ходят люди свободной профессии, – какой-нибудь либерал топочет козьими ножками в нетерпении, точно его жжет… Куда, зачем.

Этот несносный человек все говорил, говорил, бахвалился.

– Нет, надо идти, конечно, пойдемте, – сказала Даша, изо всей силы затягивая вязаный платок на шее. Кузьма Кузьмич пытливо взглянул на нее. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек и раскатились выстрелы…

Едва только раздались первые выстрелы, – ожила безлюдная степь, над которой уже смыкалась в далеких тучах щель заката. Даша, держась за концы платка, даже не успела вскочить. Кузьма Кузьмич с торопливостью начал затаптывать костер, но ветер сильнее подхватил и погнал искры. Они озарили мчавшихся всадников. Нагибаясь к гривам, они хлестали коней, уходя от выстрелов из оврага.

– Да мы, собственно…

– Что, собственно! Не видишь, что мы в бою.

Кузьма Кузьмич, не протестуя далее, зашагал вместе с Дашей под конвоем. Пришлось почти бежать, так быстро двигался отряд. Совсем уже в темноте подошли к соломенным крышам, где у прудочка фыркали кони среди распряженных телег. Какой-то человек остановил отряд окриком. Бойцы окружили его, заговорили:

– Отступили. Невозможно ничего сделать. Жмут, гады, с флангов… Вот тут совсем неподалеку в балочке – напоролись на разъезд.

– Драпнули, хороши, – насмешливо сказал тот, кого окружили бойцы. – Где ваш командир?

– Где командир? Эй, командир, Иван. Иди скорей, командующий полком зовет, – раздались голоса.

Из темноты появился высокий сутуловатый человек:

– Все в порядке, товарищ командир полка, пoтерь нет.

– Размести посты, выставь охранение, бойцов накормить, огня не зажигать, после придешь в хату.

– Можно сесть рядом с вами, я боюсь мышей.

Он неохотно подвинулся, и она села рядом на пороге. Красноармеец вдруг зевнул сладко, по-ребячьи, покосился на Дашу:

– Слушайте, товарищ, – Кузьма Кузьмич из темноты придвинулся к нему, – позвольте вам объяснить…

– Мы же мирные обыватели, бежавшие…

– Эге, мирные… Это как же так – мирные? Где это вы мир нашли?

Даша, прислонившись затылком к дверной обочине, глядя на темнобровое, красивое лицо этого человека, с тонким очертанием приподнятого носа, маленького припухлого рта, нежного подбородка, – неожиданно спросила:

– Это к делу не относится.

– Вам от этого легче не станет.

На том разговор бы и кончился, но Даша не могла оторвать глаз от этого чудного лица.

– Почему вы разговариваете со мной, как с врагом? – тихо спросила она. – Вы же меня не знаете. Зачем заранее предполагать, что я – враг? Я такая же русская женщина, как и вы… Наверно, только больше вашего страдала…

– Как это – русская. Откуда это – русское. Буржуи, – с запинкой и от этого нахмурясь, проговорил красноармеец.

У Даши раздвинулись губы. Порывисто, как все было в ней, она придвинулась и поцеловала его в шершаво-горячую щеку. Этого красноармеец не ждал и заморгал ресницами на Дашу… Поднялся, подхватил винтовку, отошел, перекинул ружейный ремень через плечо.

10:57 am : О российском бизнес-образовании или Институт советской торговли
Статеецу тут тиснул в своем журнале.
С некоторыми сокращениями тут она.
Институт советской торговли, курс придворной интриги.

Истории свойственно повторяться, она, как пони, все бегает и бегает по кругу, разве что круги получаются концентрическими и расходящимися. Во времена оные, семь городов оспаривали право считаться родиной Гомера. Сегодня, в нынешний прагматичный век, жизненные приоритеты несколько изменились, и несколько образовательных центров спорят сегодня о том, кого можно назвать первой в мире школой бизнеса.

В России проблем первенства среди школ в области бизнес-образования не существует. Прародителем и основой российской системы подготовки предпринимательских кадров является Академия народного хозяйства (АНХ). Она была учреждена при Совете министров СССР в 1977 г. В той мере, в какой советское хозяйствование можно было назвать бизнесом, АНХ могла называться школой бизнеса. Обучали там методам управления, финансам, учету планированию, коммуникации. В 1989 г., в условиях еще советского рынка по инициативе правительства при Академии была создана Высшая коммерческая школа, чтобы готовить кадры для внешнеэкономической деятельности. Одновременно аналогичные школы были созданы в МГИМО и Академии внешней торговли. После 1992 г. под влиянием спроса развивающегося в России рынка начался процесс самопроизвольного бридинга образовательных учреждений бизнес-профиля, и в том же году они объединились под сенью Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО).

Сама по себе идея обучения предпринимательству сродни обучению искусству, например, писательскому мастерству. Можно обучить бухгалтерскому учету, общей экономической теории, объяснить устройство финансовых систем и институтов, рассказать о системах управления качеством и принципах логистики. Но ни в одной школе невозможно обучить собственно искусству: ни писательскому, ни предпринимательскому, и никакому иному, ибо творческие способности в той или иной области либо есть, либо нет, и дело здесь зависит только от Бога.

Необходимо отметить, что в мире в секторе бизнес-образования наблюдается, если не кризис, то, по крайней мере, предчувствие грядущих перемен. Развиваются тенденции, которые изменяют привычный прочный статус бизнес-школ. С развитием крупных компаний, обладающих мощной внутрикорпоративной культурой все чаще появляются корпоративные университеты, где роль преподавателей выполняют служащие компаний. Значительную часть бизнеса в области подготовки управленческих кадров перетягивают на себя тренинговые фирмы.

Впрочем, новейшие тенденции в небольшой степени касаются России, где нет крупных высокотехнологических корпораций, обладающих сильной культурой. Да и с культурой вообще дела обстоят неважно. Особенно с бытовой.

Своеобразным компенсатором технологического отставания России в области подготовки предпринимателей является общая технологическая отсталость страны и ее крайне низкая доля на мировом рынке высокотехнологических товаров (по разным оценкам от 0,3 до 0,5%). Низкий уровень управления и высокий уровень некомпетентности в вопросах ведения бизнеса имеют меньшее влияние на конечный результат в низкотехнологических (преобладающих в России) секторах, нежели чем в высокотехнологических. Однако, компенсация происходит за счет национального богатства страны. Так, если на Западе знания, в том числе управленческие и экономические знания, составляют 60-90% стоимости активов компаний и занимают такую же долю в совокупном национальном богатстве, то для России доля нематериального капитала в ее национальном богатстве не превышает по данным Всемирного банка 15%. Расходование невосполнимых ресурсов не компенсируется созданием капитала в иных формах. По этой причине национальное богатство страны сокращается. Величина сокращения составляет 13,4% от ВВП в год.

Вопрос о построении рейтингов бизнес-школ представляется достаточно непростым. Таковым он является и в развитых странах, где культура бизнес-образования насчитывает не один десяток лет, а возраст рыночной культуры исчисляется столетиями. Слишком искаженное представление о той или иной школе дает унифицированный рейтинг. Сравнение различных университетов и школ становится сродни сравнению авторов произведений искусства, причем авторов работающих не только в различных жанрах, но и в различных видах художественного творчества. Как, например, сравнить творчество, допустим, писателя Моэма и художника Тёрнера? По этой причине и Гарвардская, и Уортонская школы бизнеса в США отказались от участия в рейтингах. Европейский совет по проблемам бизнес образования также не жалует составление рейтингов бизнес школ. Не рекомендует своим членам участвовать в рейтингах и российская РАБО.

При прочтении любого из рейтингов необходимо постоянно помнить о том, что это не портрет школы, не ее исчерпывающая характеристика, а определенный срез. Это нужно для того, чтобы за строками рейтингов не была потеряна уникальная культура каждого учебного заведения.

Кроме того, события последнего времени на рынке бизнес-образования России безусловно свидетельствуют о развитии. Верен ли вектор развития, развитие ли это в действительности, а не напрасная трата ресурсов – на эти и подобные вопросы в состоянии ответить только время и практика. Мы же констатируем только факт развития: движения от примитивного к сложному.

МГУ и Университет штата Джорджия в лице экономического факультета МГУ и бизнес колледжа Мэка Робинсона при Университете штата Джорджия заключили соглашение о партнерстве.

В результате впервые в России бизнес-сообществу станет доступной возможность обучения по программе Executive MBA (EMBA). Программа стратегического лидерства рассчитана на аудиторию топ-менеджеров. Ее продолжительность составляет четыре семестра из расчета по три полных учебных дня в месяц (учитывая специфику обучаемого контингента). Рабочий язык преподавания – английский.

Данная программа является принципиально новой для России. В США она входит в десятку лучших программ бизнес-образования, а по версии журнала Business Week в пятерку лучших.

Выбор МГУ им. М.В. Ломоносова был отнюдь не случайным. Исторически первый университет в стране на протяжении всей своей истории был лучшим в России, и никогда не покидал пределы десятки лучших университетов мира. Базирование сугубо практической программы лидерства непосредственно в цитадели фундаментального образования и фундаментальной науки может дать совершенно неожиданные новые комбинации уже не в теории, а на практике ведения бизнеса.

Наконец, следует отметить закрытие специализированных программ Стокгольмской школой экономики, которая сосредоточилась исключительно на преподавании дисциплин в рамках курса МВА. Это вызвало определенное недоумение: специализированные программы СШЭ были уникальны и пользовались устойчивым спросом. Однако не стоит спешить с выводами: школа, под крышей которой вышли "Бизнес в стиле фанк", "Капитал пляшет под дудку таланта", "Корпоративная религия", "От хорошего к великому" просто не в состоянии будет предложить ординарный курс МВА.

RATIONOMICON


Экономист

Вся экономическая наука построена на анализе огромного количества факторов, большинство из которых детерминировано непредсказуемым поведением человеческих особей. Поэтому точно спрогнозировать экономическую ситуацию даже на день вперед не может ни один экономист. Перефразируя Черчиля, можно сказать, что основная задача экономиста — предсказать что–либо, а потом объяснить, почему так не произошло. Все случаи, где экономист действительно может что–то посчитать, сводятся к чистой арифметике, доступной любому мало–мальски толковому человеку.
Таким образом, мы имеем прослойку людей, которые зарабатывают деньги тем, что могут с умным видом пиздеть об очевидных вариантах развития событий. При этом они ничего не производят и реально ничего производить не помогают. Угадал котировки на следующий день — умница. Не угадал — не так факторы сложились, ну ничего, в другой раз угадаешь. Угадал три раза подряд — классный экономист!
Поэтому всех экономистов желательно вывести во двор и расстрелять еще до обеда.

Юрист

Человек, который 5 лет изучал хуйню, когда достаточно было полугода для уяснения основных принципов права и основ национальной правовой системы. Юрист в жизни либо визирует типовые бумажки (в этом случае достаточно посадить обезьянку, сверяющую реквизиты), либо постоянно сталкивается с новой задачей, для решения которой нужно просто внимательно и вдумчиво изучить законодаетльство, выстроить систему актов, регулирующих конкретные отношения, и принять решение. Справится с задачей любой толковый сотрудник Вашей компании после упомянутых выше полугодовых курсов и имеющий базу правовых актов.
Содержать существующую толпу юристов для общества, на мой взгляд, нецелесообразно.
Пердлагаю законников хуевых не расстреливать, а просто разогнать, предоставив им высокооплачиваемую работу в сферах, приносящих обществу и конкретной организации осязаемую пользу.

Адвокат

Адвокат это, прежде всего, профессия–паразит кормящаяся за счёт недостатков нашего общества. По своей сути адвокаты нужны тогда когда два человека не могут договориться между собой, то бишь адвокаты жиреют на конфликтах. Здесь коренится противоречие интересов адвоката и его клиента: клиент заинтересован в разрешении конфликта, адвокат — в его продолжении, так как оплата обычно почасовая. И, естественно, в интересах адвоката то, чтобы конфликты были всегда и их было много. То есть, сознательно или несознательно адвокаты могут способствовать возникновению конфликтов, да ещё и будут мешать тем, кто пытается избавить от них общество.

Фотомодель

Фотограф

Тонкий человек с богатым внутренним миром, который видит все краски этого прекрасного мира, способный сделать превосходную композицию даже из куска… какашки.

На деле же — любой нищеброд, который пол года копил на простенькую зеркалочку и научившийся налаживать винтажный фильтр на фото.

Сисадмин

Перекрывает вконтакт и ЖЖ, ставит постоянно какие–то сраные обновления из–за которых всё тормозит, антивирусы из–за которых всё тормозит, требует зачем–то длинные пароли которые регулярно ещё менять надо. Постоянно из–за него что–то ломается. Вечно нет на месте, морщится когда спрашивают как в ворде сделать красивую табличку и когда просят разлочить айфон. Пьёт на рабочем месте, требует покупать ему дорогие игрушки и сам получает больше кадровички!
Если его уволить проблемы с компьютерами тут же прекратятся.

Программист

Бизнес–консультант

Инженер–проектировщик


Когда монтажники будут править миром, они будут ежедневно приносить в жертву богам по 172 проектировщика. Умеют просирать полимеры и закладывать подвесные потолки в туалетах.

Главный инженер проектов (ГИП)

Военнослужащий

Работа состоит в том, чтобы просыпаться по утрам и на протяжении всего дня ебать мозг всем нижестоящим чинам. Не важно за что и зачем.
Иногда отчитываться перед начальством и проводят показательные осмотры, проверки.
Отличительные черты: повышенное ЧСВ, недовольный взгляд, менторский тон, эгоизм, стойкость при распитии спиртных напитков, неумение признавать свою вину, упертость.
Официально получают мало, неофициально пользуются своими полномочиями, создавая или решая проблемы посторонним лицам.

HR


Совершенно бесполезная профессия, паразитирует в любой компании.
Мастерски умеет задавать идиотские вопросы на собеседованиях, много пиздит про командный дух и прочую мишуру. Нейтрализуется легко — достаточно кинуть несколько тезисов по своей специальности и они благополучно затыкаются. В кризис их увольняют практически в первую очередь.

Продавец–консультант
Тупой ограниченный уёбок (или тупая пизда) с парой заученных фраз в голове.
Он и не продаёт, и не консультирует. выбрать очередную бесполезную хуйню и потом оплатить её в кассе — для этого он совершенно не нужен.

Я тут недавно попиздел с одной такой. предлагала подключаться к билайн–тв. У нас мол цифровое телевиденье! Интернеты!
я говорю, у вас телеканалы заточены под новые широкоэкранные телики? соотношение сторон у ТВ–картинки какое?
она мне: что значит соотношение? я же сказала — цифровое телевидение, 60 телеканалов! будете подключаться?
я ей: да нет, говорю, вот смотрите — есть старые телевизоры, у них соотношение сторон 4:3, это как бы прошлый век. И есть новые, широкоэкранные, у них соотношение сторон экрана 16:9. Если смотреть обычные эфирные передачи на широкоэкранном телеприёмнике, то там или все рожи будут вытянутые, или по бокам будут полосы чёрные. Ваше цифроТВ билайновское с каким соотношением сторон?
тупая пизда: да, конечно.
ладно, говорю. у вас сигнал в телевизор какой приходит — цифровой или аналоговый?
она: молодой человек, я же вам сразу сказала, что телевиденье ЦИФРОВОЕ! (вы что тупой?)
я: да это понятно. вот цифра по оптике пришла в мою квартиру, а дальше что, КАКОЙ ШНУРОК В МОЙ ТЕЛИК ВТЫКАЕТСЯ?
она: БЕЛЕНЬКИЙ.
БЕЛЕНЬКИЙ БЛЯТЬ! БЕЛЕНЬКИЙ ПРОВОД ВТЫКАЕТСЯ В МОЙ ТЕЛЕВИЗОР ЕБАТЬ ЕГО В СРАКУ!!
я: ну разъём какой на этом шнурке–то?
она: щас я узнаю. (через пять минут) тюльпан. обычный тюльпан. или скарт
я: то есть блять нихуя не цифра, а аналог.
она: вы будете подключаться или нет?

Пиарщик.

В основной своей массе глуп, недалек и эгоцентрирован.
Зло.

Парковщики у торговых центров


Они ничего не делают

Маркетолог


Вынуждает людей тратить деньги, которых у них нет, на вещи, которые им не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которых они не знают и которым, по большому счету, насрать.

Чиновник

В России они делают только хуже. Чтоб украсть рубль, нужно проебать еще два. Если всем чиновникам объявить амнистию, запретить работать и назначить пенсию соответствующую воруемым деньгам — можно сэкономить в два раза больше денег.

Риэлтор.

Собсно, всё. Более подлой и паразитарной профессии не знаю.


Рейтинг наиболее стратегичных образовательных учреждений России

Материал подготовлен центром рейтингов и сертификации Института экономических стратегий при участии О.В. Немковой, С.А. Побываева и Л.В. Полковниковой
Курс придворной интриги
"Экономические стратегии", №04-2008, стр. 100-105

В удостоверении личности, выданном мне одним умнейшим человеком – саратовским начальником районной милиции… проставлено им собственноручно: профессия – паразит, образование – лженаучное, убеждения – беспринципный.
А.Н. Толстой. Хождение по мукам

Истории свойственно повторяться, она, как пони, все бегает и бегает по кругу, разве что круги получаются концентрическими и расходящимися. Во времена оные семь городов оспаривали право считаться родиной Гомера. В нынешний прагматичный век жизненные приоритеты слегка изменились, и несколько образовательных центров спорят сегодня о том, который из них можно назвать первой в мире школой бизнеса.

Большая часть специалистов сходится во мнении, что самая старая школа – это European School of Management, основанная в 1819 г. Но, например, в Wharton School уверены, что именно она и есть первая в мире бизнес-школа; год ее основания – 1881. Первый прототип программы МВА появился в стенах Wharton School в 1900 г., а первой в современном понимании бизнес-школой является знаменитая Harvard Business School.

В России проблемы первенства среди школ, дающих бизнес-образование, не существует. Прародителем и одновременно базой российской системы подготовки предпринимательских кадров является Академия народного хозяйства (АНХ). Она была учреждена при Совете министров СССР в 1977 г. В той мере, в какой советское хозяйствование можно было назвать бизнесом, АНХ могла называться школой бизнеса. Обучали там методам управления, финансам, учету, планированию, коммуникации. В 1989 г. в условиях еще советского рынка по инициативе Правительства при Академии была создана Высшая коммерческая школа, чтобы готовить кадры для внешнеэкономической деятельности. Одновременно аналогичные школы были созданы в МГИМО и Академии внешней торговли. После 1992 г. под влиянием спроса развивающегося в России рынка начался процесс самопроизвольного бридинга образовательных учреждений бизнес-профиля, и в том же году они объединились под сенью Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО).

Парниковый эффект 1990-х

Сама по себе идея обучения предпринимательству сродни обучению искусству, например писательскому мастерству. Можно обучить бухгалтерскому учету, общей экономической теории, объяснить устройство финансовых систем и институтов, рассказать о системах управления качеством и принципах логистики. Но ни в одной школе невозможно обучить собственно искусству: ни писательскому, ни предпринимательскому и никакому иному, ибо творческие способности в той или иной области либо есть, либо их нет, и все здесь зависит только от Бога.

Необходимо отметить, что в мире в секторе бизнес-образования имеет место если не кризис, то по крайней мере предчувствие грядущих перемен. Развиваются тенденции, которые изменяют привычный прочный статус бизнес-школ. С развитием крупных компаний, обладающих мощной внутрикорпоративной культурой, все чаще появляются корпоративные университеты, где роль преподавателей выполняют служащие компаний. Значительную часть бизнеса в области подготовки управленческих кадров перетягивают на себя тренинговые фирмы.

Впрочем, новейшие тенденции в небольшой степени касаются России, где нет крупных высокотехнологических корпораций типа IBM или Microsoft, обладающих сильной культурой. Да и с культурой вообще дела обстоят неважно. Особенно с бытовой.

Россия начала 1990-х и, в значительной мере, начала нового тысячелетия не соответствовала ни ушедшим советским стандартам хозяйствования, ни современной общемировой практике бизнеса. По этой причине знания, полученные даже в лучших учебных заведениях, на практике не давали должного эффекта. В этом отношении показательно высказывание главы РАБО Л.И. Евенко, сделанное им в 2004 г.: "Американские школы бизнеса пытаются слить воедино академический и практический компоненты бизнес-образования. И тут возникает любопытная ситуация: для практической, менеджерской работы их выпускники оказываются перенасыщены знаниями.
А чтобы быть хорошим управленцем, нужны скорее такие качества, как воля, твердость. Лишние знания руководителю только вредят: человек начинает на практике проверять истинность теоретических выкладок, а это зачастую ведет к неприятным последствиям для реального бизнеса. Вот вам классический пример. Блестящий выпускник Гарварда Иосиф Бакалейник довел Владимирский тракторный завод до банкротства. Он строил свою стратегию исходя из расчета "стоимости денег", а ему надо было решать сугубо российскую проблему неплатежей".

Однако и отечественные бизнес-школы не всегда могли предложить адекватные решения в период бурных 1990-х гг. Зачастую преподавали там бывшие специалисты в области политэкономии социализма, и, разумеется, никто из них не знал и не мог знать всех реалий специфической российской бизнес-среды. В лучшем случае слушателям предлагалось познакомиться с действующим российским хозяйственным законодательством и кальками западных курсов.

В результате к настоящему времени отечественные бизнес-школы можно охарактеризовать словами того же Евенко: "Если приглядеться, даже лучшие российские школы бизнеса предлагают сегодня МВА образца 1970-х гг. (довольно академизированные, ориентированные прежде всего на передачу новых знаний). Для начала это лучше, чем ничего. Парадоксально, но как раз многие приезжающие к нам западные профессора получают низкие оценки учащихся из-за слишком упрощенного изложения (к этому привык западный слушатель). Что касается знаний, то американцы еще в 1980-е гг. поняли, что любое управленческое решение межфункционально и должно учитывать финансовые, маркетинговые, организационные и другие проблемы. В этот период для формирования у студентов МВА стратегического видения ситуации и системного мышления бизнес-школы США разработали междисциплинарные курсы по стратегическому менеджменту, управлению изменениями, политике бизнеса и т.д. При этом все модули программы логически связаны между собой. Наши школы бизнеса сегодня тоже пытаются вводить интегративные курсы. Однако сделать цельную, логически связанную программу под силу только высококвалифицированным преподавателям-единомышленникам. А у нас по-прежнему наблюдается большой дефицит кадров.

Да и в целом на программах МВА не сложилась еще культура преподавания. Настоящие коллективы появятся, видимо, лет через десять. Сейчас многие – не слаженные постоянно взаимодействующие коллективы, а скорее сумма преподавателей. Получается замкнутый круг: слабые кафедры, отсутствие научно-прикладной работы в сфере менеджмента, слабо подготовленная профессура школ".

Таким образом, отдельные фрагменты курсов, читаемых западными преподавателями, воспринимаются отечественной бизнес-аудиторией как избыточно примитивные, а российские программы отстают на поколение от интегративных западных. В результате наблюдается та же картина, что и практически в любой высокотехнологической отрасли: товар/услуги, произведенные с использованием технологий предшествующего уровня, не могут конкурировать с их аналогами, произведенными в рамках нового технологического уклада. По оценкам ректора Российско-немецкой высшей школы управления АНХ при Правительстве Российской Федерации В.К. Фальцмана, повышение конкурентоспособности российского бизнес-образования возможно за счет развития собственной научной базы. Однако науки, равно как и их финансирование, нынче не в моде. Притом, не только фундаментальные, но и сугубо прикладные, не только существующие за счет государственного бюджета, но и имеющие прямую и немедленную коммерческую выгоду.

Своеобразным компенсатором технологического отставания России в области подготовки предпринимателей является общая технологическая отсталость страны и ее крайне низкая доля на мировом рынке высокотехнологических товаров (по разным оценкам, от 0,3 до 0,5%). Низкий уровень управления и высокий уровень некомпетентности в вопросах ведения бизнеса имеют меньшее влияние на конечный результат в низкотехнологичных (преобладающих в России) секторах, чем в высокотехнологичных. Однако компенсация происходит за счет национального богатства страны. Так, если на Западе знания, в том числе управленческие и экономические знания, составляют 60-90% стоимости активов компаний и занимают такую же долю в совокупном национальном богатстве, то для России доля нематериального капитала в ее национальном богатстве не превышает, по данным Всемирного банка, 15%. Расходование невосполнимых ресурсов не компенсируется созданием капитала в иных формах. По этой причине национальное богатство страны сокращается. Величина сокращения составляет 13,4% от ВВП в год (доклад Всемирного банка, подготовленный к заседанию Генеральной Ассамблеи ООН, сентябрь 2005 г.).

Чтобы трезво смотреть на вещи, необходимо отдавать себе отчет в том, что российская экономика живет за счет экспорта ископаемых углеводородов и, отчасти, другого сырья и продуктов первого передела (пусть и в условиях исключительно благоприятной конъюнктуры). Все прочее представляет собой систему распределения нефтегазовых и сырьевых доходов подобно тому, как в условиях СССР система распределения была представлена торговой сетью. Последнюю обеспечивал кадрами Институт советской торговли, и в решении этой задачи был вполне адекватен требованиям. Несколько на ином уровне, но вполне аналогично, российский бизнес обеспечивается кадрами, адекватными перераспределительной системе. И пока это будет перераспределительная система, а не реальный бизнес, встроенный в систему глобальной конкуренции и предъявляющий реальный спрос на реальную услугу, а именно подготовку современных бизнесменов, уровень кадров не будет существенно отличаться от уровня работников советского прилавка. Здесь возможны возражения: как же может быть нереальным бизнес, если его капитаны имеют миллиардные состояния и не сходят со страниц журнала Forbes? Советские торгаши, конечно, были поскромней нынешних олигархов, но в данном случае вопрос в качестве, а не в масштабах. В отличие от своих соседей по страницам упомянутого издания они туда попали не путем "создания новых комбинаций" по Йозефу Шумпетеру, а в силу иных действий, охарактеризованных В.В. Путиным в интервью New York Times следующим образом: "Государство назначило олигархов миллиардерами, бесплатно отдав им государственные активы". Поэтому персонам, видящим себя в олигархических креслах, не стоит изучать бизнес, лучше обратиться к изучению курса феодальной интриги.

Вопрос о построении рейтингов бизнес-школ представляется достаточно непростым. Таковым он является и в развитых странах, где культура бизнес-образования насчитывает не один десяток лет, а возраст рыночной культуры исчисляется столетиями. Искаженное представление о той или иной школе дает унифицированный рейтинг. Сравнение различных университетов и школ становится сродни сравнению авторов произведений искусства, причем авторов, работающих не только в различных жанрах, но и в различных видах художественного творчества. Как, например, сравнить творчество писателя Сомерсета Моэма и художника Уильяма Тернера? По этой причине и Гарвардская, и Уортонская школы бизнеса в США отказались от участия в рейтингах. Европейский совет по проблемам бизнес-образования также не жалует составление рейтингов бизнес-школ. Не рекомендует своим членам участвовать в рейтингах и российская РАБО.

В российских условиях составление рейтингов бизнес-школ представляет собой еще более трудоемкую и неблагодарную задачу.

И тем не менее рейтинги составляются. Иностранные рейтинговые агентства также включают российские бизнес-школы в свои рейтинги, правда сугубо региональные.
Знакомясь с любым рейтингом, необходимо помнить о том, что это не портрет школы, не ее исчерпывающая характеристика, а определенный срез. Это нужно для того, чтобы за строками рейтингов не была потеряна уникальная культура каждого учебного заведения.

Кроме того, события последнего времени на рынке бизнес-образования России безусловно свидетельствуют о развитии. Верен ли вектор развития, развитие ли это в действительности, а не напрасная трата ресурсов – на эти и подобные вопросы в состоянии ответить разработанная Институтом экономических стратегий методология стратегической матрицы, логический алгоритм которой предполагает анализ качества целеполагания, ресурсной базы и эффективности системы в достижении результатов.

С 2005 г. данная модель с определенными модификациями используется для оценки стратегического потенциала различных областей экономической и социальной деятельности как за рубежом, так и в России. В зависимости от исследуемого объекта изменяется распределение баллов по блокам, и, следовательно, ключевые показатели, наполняющие узлы энниаграммы, а также их весовые меры. В результате адаптации методики к образовательным учреждениям было установлено, что оптимальное распределение баллов по трем блокам выглядит следующим образом (1):

  • цели – 20 баллов;
  • ресурсы – 40 баллов;
  • реализация – 40 баллов.

Верен ли вектор развития?

Высшая школа бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова и Университет штата Джорджия в лице экономического факультета МГУ и бизнес колледжа Мэка Робинсона при Университете штата Джорджия заключили соглашение о партнерстве. В результате впервые в России представители бизнес-сообщества смогут обучаться по программе Executive MBA (EMBA). Программа стратегического лидерства рассчитана на аудиторию топ-менеджеров. Ее продолжительность составляет четыре семестра из расчета по три полных учебных дня в месяц (учитывая специфику обучаемого контингента). Рабочий язык преподавания – английский.

Данная программа является принципиально новой для России.

В США она входит в десятку лучших программ бизнес-образования, а по версии журнала Business Week – в пятерку лучших.

Выбор МГУ им. М.В. Ломоносова был отнюдь не случайным. Первый российский университет на протяжении всей своей истории был лучшим в стране и никогда не покидал десятки лучших университетов мира. Базирование сугубо практической программы лидерства непосредственно в цитадели фундаментального образования и фундаментальной науки может дать совершенно неожиданные новые комбинации уже не в теории, а на практике ведения бизнеса. Улучшение показателей школы по узлам "Целеполагание", "Бизнес-среда", "Адаптация".

Также с 2009 г. в России стартует программа Full-Time MBA, которую предлагает бизнес-школа "Сколково". В определенном смысле это выход на новый уровень преподавания: от "мы все учились понемногу" к регулярному получению теоретических знаний и практических навыков. Вообще, "Сколково" стоит несколько особняком в ряду российских учебных заведений бизнес-образования. Руководство школы намерено отказаться от традиционной лекционно-семинарской системы, создав новое коммуникативное пространство. Кроме того, преподаватели хотят, чтобы выпускник "получил стажировку на развивающихся рынках Индии и Китая, в Соединенных Штатах и Западной Европе. Выполнил реальные проекты трех типов: для публичного сектора, для коммерческого сектора и проект с нуля – так называемый "старт-ап". Школа "Сколково" намеренно дистанцируется от государства и ориентирована на то, чтобы конкурировать с ведущими мировыми школами бизнеса, по крайней мере в нише подготовки специалистов для работы на развивающихся рынках. Рост показателей школы по узлам "Выбор стратегии", "Адаптация", "Сети".

В перечне значимых событий года на российском рынке бизнес-образования отметилась и одна из наиболее известных бизнес-школ – МИРБИС. Ею было заключено соглашение о партнерстве с компанией Microsoft. В соответствии с соглашением с 2009 г. в школе будет организовано шесть мастер-классов по вопросам использования в управлении компаниями информационных систем Microsoft Dynamics. Мастер-классы проведут специалисты партнеров Microsoft: "АНД Проджект", GMCS, WillMore, NaviСon, "КОРУС Консалтинг" и "Омега-Плюс 91". Это представляется весьма интересным и значительным событием. Но гораздо более интересно и значительно то, что МИРБИС будет сотрудничать с компанией-гигантом, обладающей весьма сильной внутрикорпоративной культурой, что открывает возможности практического онлайнового изучения опыта строительства высокотехнологических корпораций. Повышение показателей компании по узлам "Ресурсы", "Адаптация", "Бизнес-среда".

Наконец, следует отметить закрытие специализированных программ Стокгольмской школой экономики, которая сосредоточилась исключительно на преподавании дисциплин в рамках курса МВА. Это вызвало определенное недоумение: специализированные программы СШЭ были уникальны и пользовались устойчивым спросом. Однако не стоит спешить с выводами: школа, под крышей которой вышли "Бизнес в стиле фанк", "Капитал пляшет под дудку таланта", "Корпоративная религия", "От хорошего к великому", просто не в состоянии будет предложить ординарный курс МВА. Спад показателей компании по узлу "Выбор стратегии".

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.