Приспособления бычьего цепня к паразитическому образу жизни упрощение его организации пример

1. Путем идиоадаптаций формировалось разнообразие такой систематической группы, как:

а) тип Членистоногие;
б) отряд Грызуны;
в) класс Земноводные;
г) царство Животные.

2. Ароморфоз, способствовавший выходу позвоночных на сушу в процессе эволюции, – это появление:

а) четырехкамерного сердца;
б) двухкамерного сердца;
в) легких;
г) живорождения.

3. Эволюционный путь, который характеризуется проявлением у организмов отдельных приспособительных признаков, – это:

а) идиоадаптация;
б) дивергенция;
в) дегенерация;
г) ароморфоз.

4. Пример ароморфоза у млекопитающих – это:

а) теплокровность;
б) гетеротрофное питание;
в) аэробное дыхание;
г) рефлекторная нервная деятельность.

5. Идиоадаптация приводит к возникновению новых систематических категорий на уровне:

а) царств;
б) типов;
в) классов;
г) родов.

6. Пример общей дегенерации – отсутствие:

а) хлорофилла в побегах повилики;
б) клыков в зубной системе грызунов;
в) листьев у кактуса;
г) цветков у голосеменных растений.

7. Упрощения в строении животных, связанные с сидячим или паразитическим образом жизни, – это:

а) общая дегенерация;
б) идиоадаптация;
в) биологический регресс;
г) ароморфоз.

8. Ароморфозом в эволюции растений считают:

а) возникновение тканей и органов;
б) закономерное чередование поколений в цикле развития;
в) образование цветков, плодов и семян;
г) все вышеперечисленное.

9. К идиоадаптациям у растений можно отнести:

а) форму, окраску и размеры цветка;
б) приспособление к опылению;
в) приспособления к распространению семян;
г) все вышеперечисленное.

10. В состоянии биологического регресса находятся такие виды, как * :

а) гепард;
б) уссурийский тигр;
в) бурый медведь;
г) все вышеперечисленные.

Ответы. 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – г; 6 – а; 7 – а; 8 – г; 9 – г; 10 – г.

1. Приспособление бычьего цепня к паразитическому образу жизни, упрощение его организации – это пример:

а) общей дегенерации;
б) ароморфоза;
в) идиоадаптации;
г) биологического регресса.

2. Примером идиоадаптации является:

а) утрата паразитическими червями органов чувств;
б) разнообразие парных плавников у разных видов рыб;
в) появление легких у земноводных;
г) четырехкамерное сердце у птиц и млекопитающих.

3. Примером ароморфоза является:

а) уплощение тела у донных рыб;
б) покровительственная окраска у щуки;
в) редукция кишечника у свиного цепня;
г) возникновение многоклеточности.

4. Изменения путем идиоадаптации приводят к появлению систематических групп на уровне:

а) царств;
б) семейств;
в) типов;
г) классов.

5. Ароморфоз, благодаря которому древние пресмыкающиеся освоили наземную среду обитания:

а) внутреннее оплодотворение;
б) покровительственная окраска;
в) пятипалая конечность;
г) трехкамерное сердце.

6. По пути ароморфозов развивалась такая систематическая группа животных, как:

а) вид Лягушка прудовая;
б) род Лягушки;
в) класс Земноводные;
г) отряд Бесхвостые.

7. Эволюционный путь, приведший к образованию пятипалой конечности у наземных позвоночных:

а) идиоадаптация;
б) дегенерация;
в) ароморфоз;
г) регенерация.

8. К числу ароморфозов не относятся:

а) переход к трахейному дыханию у насекомых;
б) формирование цветка у покрытосеменных;
в) формирование различных форм венчика цветка у разных видов растений;
г) возникновение четырехкамерного сердца.

9. По А.Н. Северцову, биологический регресс связан со следующими процессами:

а) снижение численности особей тех или иных групп организмов;
б) сокращение их ареала;
в) сокращение числа видов или разновидностей;
г) все вышеперечисленное.

10. В состоянии биологического прогресса находятся такие виды, как:

а) тараканы;
б) мухи;
в) паразитические черви;
г) все вышеперечисленное.

Ответы. 1 – а; 2 – б; 3 – г; 4 – б; 5 – а; 6 – в; 7 – в; 8 – в; 9 – г; 10 – г.

1. Примером атавизма является:

а) наличие ушной раковины у человека;
б) появление хвоста у некоторых людей;
в) наличие зубов мудрости у человека;
г) наличие у человека мышц, двигающих ушную раковину.

2. К аналогичным органам относятся:

а) крыло птицы и рука человека;
б) шипы розы и колючки барбариса;
в) колючки терна и колючки дикой яблони;
г) клубни картофеля и корневище ландыша.

3. К гомологичным органам относятся:

а) колючки кактуса и колючки терна;
б) шипы розы и колючки боярышника;
в) грудной плавник дельфина и крыло птицы;
г) глаз кальмара и глаз человека.

4. К аналогичным органам относятся:

а) ласты ихтиозавра и рука человека;
б) глаз кальмара и глаз человека;
в) плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы;
г) крыло птицы и роющая конечность крота.

5. К гомологичным органам относятся:

а) глаз пчелы и глаз ящерицы;
б) шипы розы и колючки барбариса;
в) крыло мухи и крыло птицы;
г) плакоидная чешуя акулы и зубы кролика.

6. К рудиментарным органам человека относят:

а) трахею;
б) копчик;
в) лопатку;
г) ушные раковины.

7. Гомологичными называются органы:

а) имеющие разное происхождение, строение, но выполняющие одинаковые функции;
б) имеющие общее происхождение, строение, выполняющие одинаковые функции;
в) имеющие общее происхождение, строение, одинаковое положение в организме независимо от особенностей их функционирования;
г) нет верного ответа.

8. Рудименты – это:

а) органы, утраченные в ходе эволюции;
б) упрощенные, недоразвитые органы, утратившие свое функциональное назначение;
в) возврат к признакам предков;
г) все вышеперечисленное.

9. Убедительными доказательствами эволюции являются:

а) рудименты;
б) атавизмы;
в) гомологичные и аналогичные органы;
г) все вышеперечисленное.

10. Не относятся к атавизмам:

а) копчик;
б) косая мышца, крепящаяся к волосяной сумке;
в) крыло у нелетающих птиц (киви);
г) все вышеперечисленное.

Ответы. 1 – б; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – г; 6 – б; 7 – в; 8 – б; 9 – г; 10 – г.

1. К гомологичным органам относятся:

а) глаза речного рака и глаза кролика;
б) крыло мухи и крыло птицы;
в) колючки кактуса и шипы розы;
г) корневище ландыша и клубень картофеля.

2. К аналогичным органам относятся:

а) грудной плавник дельфина и рука человека;
б) шипы розы и колючки терна;
в) крыло птицы и роющая конечность крота;
г) лист березы и хвоя сосны.

3. К рудиментам относятся:

а) трехпалая передняя конечность, встречающаяся в редких случаях у лошади;
б) кости таза кита, скрытые внутри тела;
в) многососковость, встречающаяся у человека;
г) сплошной волосяной покров, очень редко встречающийся у человека.

4. К аналогичным органам относятся:

а) глаз человека и глаз осьминога;
б) ласты кита и рука человека;
в) передняя конечность лошади и крыло птицы;
г) плакоидная чешуя акулы и зубы тигра.

5. Примером атавизма является:

а) кости тазового пояса у некоторых змей;
б) мышцы, двигающие ушную раковину, у человека;
в) появление у некоторых лошадей трех пальцев;
г) зубы мудрости у человека.

6. Атавизмом у человека являются:

а) наличие хвостовой мышцы;
б) расчлененность тела на отделы;
в) дифференциация зубов;
г) пятипалые конечности.

7. Рудиментарный орган человека – это:

а) аппендикс;
б) третье веко;
в) ушная мышца;
г) все вышеперечисленное.

8. Атавизмы – это:

а) появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков;
б) органы, которые закладываются в ходе эмбрионального развития;
в) недоразвитые, упрощенные органы;
г) естественные новообразования.

9. Аналогичными называют органы:

а) имеющие разное происхождение, строение и выполняющие разные функции;
б) имеющие внешнее сходство и выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное происхождение;
в) имеющие общее происхождение и внешнее сходство независимо от их функционального назначения;
г) нет верного ответа.

10. К гомологичным органам не относятся:

а) жабры рака и окуня;
б) колючки барбариса и акации;
в) ласт дельфина и крыло летучей мыши;
г) а + б.

Ответы. 1 – г; 2 – б; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – а; 7 – г; 8 – а; 9 – б; 10 – в.

* Вопрос корректен при условии обсуждения с учащимися вопроса о роли антропогенного фактора в биологической эволюции на современном этапе развития биосферы. – Прим. ред.


5 июня Что порешать по физике

30 мая Решения вчерашних ЕГЭ по математике

Приспособления бычьего цепня к паразитическому образу жизни, упрощение его организации — пример

У бычьего цепня отсутствует пищеварительная система, это пример общей дегенерации.

Представители: бычий и свиной цепни, эхинококк, и другие. Поселяются в кишечнике человека или животных, реже в печени или полости тела. Известно около 3000 видов. Взрослые половозрелые цепни паразитируют в кишечнике человека, личинки развиваются на внутренних органах (печень, мышцы, легкие, мозг и других) крупного рогатого скота, а личинки свиного цепня — в организме свиней.

Тело бычьего червя имеет лентовидную форму (от 0,5 мм до 10м и больше), состоит из маленькой головки, короткой нерасчлененной шейки и большого количества члеников (больше 3000). На головке имеются органы прикрепления к стенкам кишечника: у бычьего цепня — 4 круглые присоски, у свиного — кроме них еще хоботок с двойным венчиком крючков. Рост цепней происходит в области шейки, где от заднего конца постоянно отшнуровываются новые членики; сначала они мелкие, со временем их размеры увеличиваются. В каждом членике развивается органы размножения: много семенников и один яичник с выводными протоками. Половая система гермафродитного типа. Возможно как самооплодотворение, так и перекрестное. Оплодотворенные яйца дозревают в матке, не имеющей выводного протока. В концевых члениках матка сильно разрастается и занимает значительную часть членика. Остальные части половой системы редуцируются. Зрелые членики находятся на заднем конце тела, периодически отрываются и вместе с экскрементами выводятся наружу, а на смену им от шейки отделяются новые. Развитие происходит со сменой хозяев. Для бычьего цепня основной хозяин — человек ( в его кишечнике живут взрослые черви), а промежуточный — крупный рогатый скот и некоторые другие копытные, в теле которых проходят первые стадии развития паразита.

ЯЙЦО — ЛИЧИНКА — ФИННА (в теле промежуточного хозяина) — ВЗРОСЛЫЙ ЦЕПЕНЬ — ЧЛЕНИКИ С ЯЙЦАМИ (в теле основного хозяина).

Некоторые виды имеют 2-х промежуточных хозяев (у широкого летенца первый рачок циклоп, второй — рыба).

Из яйца, попавшего вместе с травой в кишечник крупного рогатого скота, выходит шестикрючная личинка. Она продырявливает стенки кишки, проникает в кровеносные сосуды, а затем вместе с током крови попадает в мышцы животного, где превращается в финну. Финна — это пузырек размером с горошину, заполненный жидкостью, внутрь которого ввернута головка червя с 4-мя присосками и шейкой. При употреблении плохо проваренного или плохо прожаренного, зараженного финнами мяса, в кишечнике человека головка червя выворачивается под воздействием желчи и различных ферментов и прикрепляется к стенке кишки. От шейки начинается быстрое нарастание члеников. В кишечнике человека цепень может жить 18-20 лет, постоянно выделяя ядовитые продукты обмена веществ, поглощая аминокислоты и др. питательные вещества. У зараженного человека наблюдается тошнота, рвота, боль и расстройство желудка, малокровие, бессонница, повышенная раздражительность и другие нервные явления. В борьбе с этим заболеванием большое значение имеют общие санитарно-профилактические мероприятия: соблюдение чистоты, правил личной гигиены, достаточная термическая обработка мяса, выбраковка зараженных финнами туш животных. Больных лечат экстрактом папоротника и другими лекарственными препаратами, но под наблюдением врача.

Эхинококк

очень опасен для человека и с/х животных. Взрослый червь паразитирует в тонких кишках собак, лисиц, волков. Это маленький паразит, состоящий из 3-4 члеников и достигающей длины 5 мм. Вместе с зараженной травой яйца паразита попадают в организм промежуточных хозяев: крупного рогатого скота, овец, свиней, реже лошадей, кроликов. Человек может заразиться яйцами этого червя при неосторожном обращении с собаками: если позволить собаке лизать себе руки, лицо, не мыть руки перед едой после того, как гладили зараженную собаку и т.д. Собаки заражаются при поедании пораженных финнами внутренних органов (особенно печени и легких) рогатого скота и свиней. Из находящихся в финнах головках червя в кишечнике собак развиваются взрослые черви.

Финны эхинококка образуют пузыри диаметров 5-25 см и больше. Внутри одной финны развивается несколько тысяч головок, т.е. происходит чередование полового и бесполого поколений. Увеличение численности головок в финне приводит к росту численности потомства и увеличению возможности заражения окончательных хозяев — собак, волков, лис.

Глисты, поселяющиеся внутри организма хозяина, питаются за его счет, повреждают его органы и отравляют ядовитыми продуктами своей жизнедеятельности. Большой ущерб они наносят и животноводству: тормозят рост молодняка, снижают продуктивность взрослых животных, служат причиной серьезных заболеваний и падежа скота. Глисты опасны и для здоровья человека, т.к. нарушают его нормальное физиологическое состояние, вызывают различные заболевания, иногда заканчиваются гибелью. Знание биологии паразитических червей необходимо в медицине и ветеринарии.

Борьба с паразитическими червями уделяется большое внимание.

Выделена отрасль зоологической науки — паразитология, которая занимается изучением особенностей развития, способов заражения паразитическими червями, разработкой способов борьбы с паразитическими червями и предохранительных мер против заражения. Большую роль в этом сыграли советские ученые — паразитологи во главе с академиком К.И. Скрябиным.

Для борьбы разработана система мер, направленных на предупреждение заражения: очистка воды, ветеринарно-санитарный контроль за мясом и органами забитых на бойнях животных, санитарный контроль за очисткой населенных пунктов, не допускающий использования не обезвреженных фекалий в качестве удобрений под с/х культуры и др. Систематически проводимые мед. Осмотры (особенно в детских учреждениях) позволяют выявить лиц, зараженных глистами. Применение лекарственных препаратов для изгнания червей, профилактические средства борьбы (соблюдение правил личной гигиены — мытье рук, особенно перед едой, употребление в пищу только мытых овощей, фруктов, а мясо и рыбу — в хорошо проваренном, прожаренном и просоленном виде, охрана продуктов от мух и т.д.). Все это позволяет сократить число заражения паразитическими червями.

Приспособления червей к паразитическому образу жизни:
1) жизненный цикл со сменой хозяев
2) большое количество яиц
3) плотная кутикула
4) присоски, крючки
5) упрощение нервной системы и органов чувств
6) отсутствие пищеварительной системы (у цепней)

Печеночный сосальщик (тип плоские черви, класс сосальщики)
Длина 3-5 см. Живет в печени человека (или скота), питается печенью и кровью. Яйца червя выходят из окончательного хозяина с калом, попадают в воду, там из них вылупляется личинка, покрытая ресничками, она внедряется в промежуточного хозяина – улитку малого прудовика. Из прудовика выходят личинки с хвостом, они плавают в воде, прикрепляются к прибрежной траве. Заразиться можно, выпив некипяченой воды или пожевав травинку.

Бычий и свиной цепень (тип плоские черви, класс ленточные черви)
Длина – несколько метров. Живут в тонком кишечнике человека (окончательный хозяин), прикрепляются к кишке с помощью крючьев или присосок. Питаются содержимым кишечника (не имеют собственной пищеварительной системы, всасывают пищу поверхностью тела). Яйца выходят с калом, съедаются коровами/свиньями. Это промежуточные хозяева, в их кишечнике личинки проникают в кровеносные сосуды, разносятся по организму и остаются в мясе в виде финн. Заразиться можно, поев непрожаренного мяса.

Аскарида (тип круглые черви, класс нематоды)
Длина 20-30 см. Живет в тонком кишечнике человека, не прикрепляется (ползет навстречу пище). Питается содержимым кишечника. Промежуточного хозяина нет. Яйца выходят с калом, они должны пройти кислородное дозревание (полежать на воздухе две недели). Заражение – фекально-оральное (грязные руки, грязные овощи-фрукты, мухи). Из яиц в желудке вылупляется личинка, проникает в кровеносные капилляры, доносится до легких, выходит из капилляров в альвеолы, отхаркивается, в глотке проглатывается, снова попадает в желудок, затем в кишечник, там вырастает в червя.

Строение тела. Системы органов

1. Кишечник отсутствует, питается червь через поверхность тела.

2. Нервная система в целом развита слабо. Активно функционируют хеморецепторы.

3. Тело (стробила) состоит из одинаковых самостоятельных члеников , в каждом из которых повторяются боковые нервные стволы, выделительные трубки и половые органы. Этот тип строения позволяет червю сохранять высокую жизнеспособность в процессе смены хозяина.

5. Растет тело червя в области шеи, здесь возникают всё новые и новые молодые членики.

Размножение ленточных червей

1. Ленточные черви - гермафродиты , как и почти все плоские черви. Их половая система развита лучше всех прочих органов и великолепно приспособлена для невероятно быстрого увеличения количества особей!

2. Членики их наполнены половыми продуктами. Гермафродитные членики находятся в средней части червя, зрелые - в хвостовой части.

6. Отметим, что человек может выступать окончательным и одновременно промежуточным хозяином для свиного цепня. При цистицеркозе в разных органах человека (критично заражение головного мозга) обнаруживаются цистицерки свиного цепня - пузырьки с личинками. А для карликового цепня , специфического червя, один и тот же человек может послужить как промежуточным, так и окончательным хозяином.

Особенности бычьего цепня

2. Длина бычьего цепня доходит до 10 метров, а количество члеников - до 1000 и даже более.

3. На головке растут четыре присоски, а вот крючков нет, - из-за этой особенности бычьего цепня называют невооруженным , в отличие от свиного цепня, оснащенного крючками, то есть вооруженного.

4. В одном членике у взрослого бычьего цепня находится один семенник. Яйца собраны в матке.

Цикл развития бычьего цепня

1. В кишечнике человека образуются яйца, которые выходят в окружающую среду.

2. С пищей яйца попадают в пищеварительный тракт крупного рогатого скота (бык, корова, теленок).

3. В кишечнике этих животных из яйца выходит шаровидная личинка онкосфера.

4. Онкосфера пробуравливает стенку кишечника, попадая в кровоток.

5. В скелетных мышцах или гладкой мускулатуре животного из нее образуется финна , которая может попасть в тело человека с не прожаренным мясом и превратиться во взрослого червя.

1. Длина червя достигает 10 метров.

2. Два промежуточных хозяина : микроскопические веслоногие рачки и поедающие их рыбы. В этих существах лентец проходит последовательные личиночные стадии.

3. Окончательными хозяевами лентеца являются в первую очередь человек, а также кошки, собаки, дикие звери, питающиеся пресноводной рыбой. Они заражаются, заглатывая личинку вместе с мышечной тканью или икрой рыбы.

1. Длина тела обычно до 5 миллиметров.

2. Промежуточными хозяевами выступают домашний скот и человек, заглотившие яйца. Также человек может заразиться от бездомных собак и кошек.

3. Псовые и кошки являются основными хозяевами . Как заражаются собаки, лисы, волки, барсуки и пр.? Они поедают финны эхинококка с мясом домашнего скота, сородичей или человека.

4. Половозрелая форма эхинококка, так же, как и свиной цепень, имеет десятки крючьев и присоски на голове.

5. Эхинококк способен размножаться уже на стадии личинки - когда путем почкования размножаются финны.

Происхождение плоских червей.

1. Плоские черви предположительно произошли от древних первичных многоклеточных животных, тело которых имело два типа клеток, как у фагоцителлоподобных предков . Существуют так называемые бескишечные планарии очень примитивного строения - это свидетельствует об их возможном происхождении от первичных многоклеточных.

2. Один тип клеток у них - двигательные клетки со жгутиками. Второй тип клеток - пищеварительные, способные образовывать ложноножки (амебоидные клетки).

3. По сути, древнее многоклеточное животное могло дать и первичных кишечнополостных, и примитивных планарий.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

Цикл развития бычьего цепня

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела , которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

Данный гельминт – самый крупный из червей, которые могут проживать в человеческом организме. Его длина колеблется от 3 до 10 метров. Более 1000 члеников и 4 присоски на голове позволяют гельминту крепко удерживаться на стенках тонкой кишки человека.

У взрослой особи отсутствуют органы пищеварения. Переваренную пищу человеческого организма бычий цепень всасывает всем телом. Яйца бычьего цепня проникают в организм животных вместе с травой. Они оседают в мышцах животных, формируя пузырьки с внутренней жидкостью. Такие пузырьки носят название финны и способны существовать на протяжении многих лет.

Важно! Крупному рогатому скоту бычий цепень не представляет большой угрозы, определить, что животное является промежуточным хозяином сложно.

Заражение человека бычьим цепнем может произойти при легкомысленном отношения к своей пище, к условиям ее приготовления, а также несоблюдение правил ухода за домашними животными.

Выделяют три основных пути заражения:

Важно! Сам по себе человек, пораженный бычьим цепнем, незаразен. Но личинки, которые выделяются вместе с каловыми массами, попадая на траву, воду или предметы домашнего обихода, приводят к инфицированию животных или других людей.

День за днем бычий цепень питается полезными веществами в теле человека. Это приводит к сильной интоксикации организма, что не может не ухудшить качество жизни больного.

Важно! Если заражение констатируют у одного из членов семьи, все остальные тоже должны пройти диагностические процедуры, чтобы исключить возможность инфицирования.

Способов заражения бычьим цепнем немного. В основном оно происходит, когда люди едят некачественное мясо, купленное в непроверенных местах.

Поэтому профилактические меры предусматривают ответственный подход к приготовлению пищи.

Чтобы не заразиться, следует:

  • покупать мясо и мясные изделия только в местах с ветеринарной проверкой;
  • при выборе мяса обращать внимание на его внешний вид, в нем не должно быть белых прожилок;
  • воздерживаться от приема в пищу экзотических блюд, рецептура которых предусматривает приготовление мяса с кровью;
  • мясные продукты должны тщательно отвариваться или прожариваться, личинки цепня погибают при температуре 70 С;
  • никогда не есть сырое мясо (в том числе и фарш);
  • для разделки мяса использовать отдельную доску, которую по окончании работы моют теплой водой;
  • помнить, что размороженное или просоленное мясо не является гарантией отсутствия личинок цепня;
  • следовать правилам личной гигиены, часто мыть руки;
  • выполнять все правила по уборке и надлежащему содержанию мест содержания крупного рогатого скота на фермах.

Важно! Необходимо следить за тем, чтобы в местах массового выпаса крупного рогатого скота не было попадания кала человека.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Направления эволюции

1. Примерами ароморфозов являются:

1) внутреннее оплодотворение

2) четырехкамерное сердце

3) трехслойный зародыш

4) сильноеопушение листьев

5) форма клюва вьюрков

6) короткий срок вегетации растений

2. Выберите три идиоадаптации.

1) легкие, состоящие из альвеол, у млекопитающих

2) отсутствие густого шерстного покрова у слона

3) развитие пищеварительной системы у плоских червей

4) развитие кровеносной системы у кольчатых червей

5) наличие длинных тычиночных нитей у злаков

6) развитие колюще-сосущего ротового аппарата у комаров

3. Выберите три ароморфоза.

1) возникновение теплокровности у позвоночных

2) развитие трехкамерного сердца у земноводных

3) формирование торпедообразного тела у акул

4) развитие организма внутри матки

5) появление рогов у копытных

6) формирование крыльев у летучих мышей

4. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?

1) развитие семян у голосеменных растений

2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания

3) образование сочной мякоти в плодах бешеного огурца

4) выделение душистым табаком пахучих веществ

5) двойное оплодотворение у цветковых растений

6) появление у растений механических тканей

5. Выберите несколько ответов из шести. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1) развитие придаточных корней после окучивания у картофеля

2) превращение части листочков листа гороха в усики

3) появление многоклеточности у водорослей

4) появление цветков у покрытосеменных

5) развитие механической ткани у подорожника

6) образование хлорофилла

6. Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.

1) возникновение мутаций и рекомбинаций

3) обмен генами между популяциями

4) биологический регресс

6) колебания численности популяций

7. Выберите примеры идиоадаптаций.

1) покровительственная окраска животных

2) видоизменения вегетативных органов растений

3) исчезновение пищеварительной системы у червей

4) возникновение эукариотической клетки

5) появление теплокровности у птиц

6) соответствие размеров тела насекомых — опылителей строению цветков

8. Укажите примеры ароморфозов.

1) возникновение постоянной температуры тела

2) появление цветка и семян

3) приспособленность некоторых растений к определённым опылителям

4) утрата зрения у кротов в связи с образом жизни

5) возникновение длинных корней у верблюжьей колючки

6) появление второго круга кровообращения

9. Выберите примеры идиоадаптаций.

1) сходство мухи-журчалки с пчелой

2) второй круг кровообращения у жабы

3) теплокровность у голубя

4) длинный корень верблюжьей колючки

5) диафрагма у волка

6) обтекаемая форма тела пингвина

10. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы?

1) общему подъёму организации

2) увеличению числа популяций и видов

3) широкому распространению

4) упрощению организации

5) возникновению частных приспособлений к условиям среды

6) понижению плодовитости

11. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в

1) постоянных условиях среды

2) изменении средней нормы реакции

3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания

4) выбраковывании особей с отклонением от нормы

5) сохранении особей с мутациями

6) сохранении особи с новыми фенотипами

12. Выберите при ­ ме ­ ры дей ­ ствия дви ­ жу ­ щей формы есте ­ ствен ­ но ­ го отбора.

1) Ба ­ боч ­ ки с тёмной окрас ­ кой вы ­ тес ­ ня ­ ют ба ­ бо ­ чек со свет ­ лой окраской.

2) В озере по ­ яв ­ ля ­ ют ­ ся му ­ тант ­ ные формы рыб, ко ­ то ­ рые сразу съе ­ да ­ ют ­ ся хищниками.

3) Отбор на ­ прав ­ лен на со ­ хра ­ не ­ ние птиц со сред ­ ней плодовитостью.

4) У ло ­ ша ­ дей по ­ сте ­ пен ­ но пя ­ ти ­ па ­ лая ко ­ неч ­ ность за ­ ме ­ ня ­ ет ­ ся однопалой.

5) Детёныши животных, ро ­ див ­ ши ­ е ­ ся преждевременно, по ­ ги ­ ба ­ ют от не ­ до ­ стат ­ ка еды.

6) Среди ко ­ ло ­ нии бак ­ те ­ рий по ­ яв ­ ля ­ ют ­ ся клетки, устой ­ чи ­ вые к антибиотикам.

13. Укажите при ­ ме ­ ры дегенерации

1) от ­ сут ­ ствие пи ­ ще ­ ва ­ ри ­ тель ­ ной си ­ сте ­ мы у бы ­ чье ­ го цепня

2) си ­ дя ­ чий образ жизни асцидий

3) мно ­ го ­ сос ­ ко ­ вость у человека

4) при ­ ми ­ тив ­ ная нерв ­ ная си ­ сте ­ ма у кишечнополостных

5) плохо раз ­ ви ­ тые глаза у крота

6) двух ­ слой ­ ное стро ­ е ­ ние тела медуз

14. Укажите признаки, ха ­ рак ­ те ­ ри ­ зу ­ ю ­ щие дви ­ жу ­ щую форму есте ­ ствен ­ но ­ го отбора.

1) Она спо ­ соб ­ ству ­ ет по ­ яв ­ ле ­ нию но ­ во ­ го вида.

2) Она про ­ яв ­ ля ­ ет ­ ся в ме ­ ня ­ ю ­ щих ­ ся усло ­ ви ­ ях среды.

3) Со ­ вер ­ шен ­ ству ­ ет ­ ся при ­ спо ­ соб ­ лен ­ ность осо ­ бей к ис ­ ход ­ ной среде.

4) Вы ­ бра ­ ко ­ вы ­ ва ­ ют ­ ся особи с от ­ кло ­ не ­ ни ­ ем от нормы.

5) Воз ­ рас ­ та ­ ет чис ­ лен ­ ность осо ­ бей со сред ­ ним зна ­ че ­ ни ­ ем признака.

6) Со ­ хра ­ ня ­ ют ­ ся особи с но ­ вы ­ ми признаками.

6) возникновение очерёдного ли ­ сто ­ рас ­ по ­ ло ­ же ­ ния

15. Укажите ха ­ рак ­ тер ­ ные при ­ зна ­ ки био ­ ло ­ ги ­ че ­ ско ­ го прогресса.

1) увеличение чис ­ лен ­ но ­ сти вида

2) расширение аре ­ а ­ ла вида

3) появление над ­ ви ­ до ­ вых си ­ сте ­ ма ­ ти ­ че ­ ских групп

4) большое ко ­ ли ­ че ­ ство му ­ та ­ ций в популяции

5) множество мо ­ ди ­ фи ­ ка ­ ци ­ он ­ ных из ­ ме ­ не ­ ний у осо ­ бей популяции

6) снижение плот ­ но ­ сти популяции

16. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1) наличие млечных желез у млекопитающих

2) образование корнеплода у моркови

3) возникновение полового процесса у организмов

4) возникновение процесса фотосинтеза

5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6) наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц.

17. Примером общей дегенерации служит

1) редукция органов чувств у ленточных червей

2) редукция задних конечностей у кита

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) отсутствие конечностей у змеи

5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6) потеря страусом способности к полёту

18. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путём ароморфозов?

1) наличие двойного оплодотворения

2) образование корней у папоротниковидных

3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях

4) усиление опушённости листьев у покрытосеменных растений

5) образование плодов с семенами у покрытосеменных растений

6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

19. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

20. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации.

(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

21. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций.

(1)Самый многочисленный класс беспозвоночных животных — Насекомые. (2)В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3)У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4)Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5)Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6) Развитие трахейной системы обеспечивает дыхание атмосферым кислородом.

22. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)В процессе эволюции у млекопитающих произошли крупные, принципиально новые изменения в строении организма, существенно повышающие общий уровень их организации. (2)Четырёхкамерное сердце и теплокровность, хорошо развитые отделы головного мозга позволили млекопитающим, как и птицам, расселиться повсеместно на земном шаре. (3)У ластоногих сформировались видоизменённые в ласты конечности, носовые отверстия открываются только при вдохе и выдохе. (4)Альвеолярные лёгкие млекопитающих способствуют обогащению крови кислородом и вырабатыванию большого количества энергии, необходимой для активной жизни. (5)Иногда в процессе эволюции может появиться крайняя степень приспособленности организма к очень ограниченным условиям обитания – специализация. (6)Например, сумчатое животное коала питается только листьями нескольких видов эвкалиптов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.