Приспособление животных к паразитическому образу жизни связанное с упрощением строения тела

Разделы: Биология

Организационные моменты

  • Участвуют две команды по 4 человека в каждой;
  • Для подсчета баллов выбираются члены жюри в количестве 2 – 3-х человек;
  • Оставшиеся учащиеся образуют 2 группы поддержки.

Правила игры

Основной этап

  • Каждой команде поочередно задаются вопросы по нарастающей сложности аналогично заданиям ЕГЭ: часть А – 5 вопросов (10 баллов за каждый), часть В – 5 вопросов (20 баллов за каждый), часть С – 3 вопроса (30 баллов за каждый).
  • У каждой команды есть 3 “жизни”, которые сгорают при неправильных ответах, и 2 подсказки: помощь группы поддержки и возможность воспользоваться соответствующей учебной литературой.
  • Команда имеет право остановиться на набранной сумме баллов, когда у нее останется последняя “жизнь”.
  • После сгорания третьей “жизни” набранные баллы аннулируются, и команда выбывает из игры.

Супер-игра

  • После прохождения основного этапа командам предоставляется право сыграть в супер-игру, где они могут удвоить выставленную на кон сумму баллов, не превышающую количество набранных ими очков.
  • В случае правильного ответа на заданный вопрос выставленные командами баллы удваиваются, в противном случае – сгорают.

Ниже представлены вопросы для обеих команд различной категории сложности А, В и С. Верные ответы вопросов частей выделены подчеркиванием.

ЧАСТЬ А для 1-й команды

1. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

а) похожи друг на друга по внешнему строению;
б) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
в) обитают на общей территории;
г) схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.

2. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

а) стихийным;
б) дизруптивным;
в) движущим;
г) стабилизирующим.

3. Явление, при котором происходит многократное увеличение хромосом в геноме, называется:

а) полиплоидия;
б) полимерия;
в) поливалентность;
г) полигамия.

4. Растения в отличие от животных:

а) не способны к дыханию;
б) имеют хлоропласты;
в) не нуждаются в минеральных веществах;
г) обладают высокой подвижностью.

Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощением строения тела, что является примером:

а) ароморфоза;
б) идиоадаптации;
в) дегенерации;
г) биологического регресса.

ЧАСТЬ А для 2-й команды

1. Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

а) похожи друг на друга по внешнему строению;
б) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
в) обитают на общей территории;
г) схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.

2. Примером идиоадаптации является:

а) утрата кишечника ленточными червями;
б) возникновение многоклеточности;
в) разнообразие окраски крыльев бабочек;
г) появление конечности у насекомых.

3. Примером ароморфоза является:

а) появление легких у земноводных;
б) возникновение покровительственной окраски у окуня;
в) появление длинного клюва у цапли;
г) редукция органов чувств у паразитических червей.

4. Взаимодействие человека и бычьего цепня называется:

а) симбиозом;
б) хищничеством;
в) паразитизмом;
г) протокооперацией.

5. Критерием появления нового вида является возникновение:

а) значительных морфологических изменений;
б) существенного количества мутационных изменений;
в) географической изоляции;
г) репродуктивной изоляции.

ЧАСТЬ В для 1-й команды

1. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам:

а) редукция киля у пингвинов в связи с утерей способности к полету;
б) появление полового размножения;
в) возникновение семян у голосеменных;
г) приобретение покровительственной окраски у щуки;
д) возникновение теплокровности;
е) возникновение длинной шеи у жирафа.

2. Инбридинг – это:

а) скрещивание различных видов;
б) скрещивание близкородственных видов;
в) скрещивание различных чистых линий;
г) увеличение числа хромосом у гибридной особи.

3. Элементарной эволюционной единицей является:

4. Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:

а) микроэволюцией;
б) макроэволюцией,
в) межвидовой борьбой;
г) внутривидовой.

5. Наиболее напряженной формой борьбы за существование является:

а) борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды;
б) борьба с антропогенными факторами;
в) межвидовая борьба;
г) внутривидовая борьба.

ЧАСТЬ В для 2-й команды

1. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:

а) отсутствие легких у рыб;
б) отсутствие зрения у животных, живущих под землей;
в) редукция органов чувств у паразитических червей;
г) отсутствие хвоста у лягушки;
д) превращение корней растения повилики в присоски;
е) утрата кишечника ленточными червями.

2. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:

а) биологического регресса;
б) дегенерации;
в) идиоадаптации;
г) ароморфоза.

3. Порода собак представляет собой:

а) род;
б) вид;
в) природную популяцию;
г) искусственную популяцию.

4. К сохранению уже выработанных приспособлений приводит:

а) дивергенция;
б) стабилизирующий отбор;
в) идиоадаптация;
г) движущий отбор.

5. Выберите три признака, относящиеся к движущим силам эволюции:

а) индивидуальная изменчивость;
б) естественный отбор;
в) модификационная изменчивость;
г) искусственный отбор;
д) географическое распространение;
е) наследственность.

ЧАСТЬ С для 1-й команды

Первый вопрос.

Выберите неверные утверждения:

  1. белки – это биологические полимеры;
  2. мономерами белков являются аминокислоты;
  3. в состав белков входят 30 разных аминокислот;
  4. все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных;
  5. аминокислоты соединяются в молекуле белка пептидными связями.

Второй вопрос.

Если мышь поместить под стеклянный колпак, закрытый герметично, то она вскоре погибнет. Если вместе с мышью под колпак поместить зеленое растение и оставить колпак на свету, то мышь останется жива длительное время. Объясните эти явления.

Ответ: в процессе фотосинтеза растение выделяет кислород, которым длительное время может дышать мышь.

Третий вопрос.

Установите соответствие между свойством и экологической системой:

Свойства Экосистемы
1) единственный источник энергии – Солнце. А) природная экосистема.
2) значительная часть веществ изымается человеком. Б) агроэкосистема.
3) значительное разнообразие видов
4) ведущая роль искусственного отбора.
5) дополнительные источники энергии, привносимые человеком.

Ответ: А) – 1, 3; В) – 2, 4, 5.

ЧАСТЬ С для 2-й команды

Первый вопрос.

Выберите неверные утверждения:

  1. отдельные элементы среды обитания, воздействующие на организм, называются экологическими факторами;
  2. экологические факторы могут быть биотическими и абиотическими;
  3. биотические факторы – это взаимодействие между живыми организмами;
  4. абиотические факторы не оказывают воздействия на живые организмы;
  5. биотические факторы всегда благоприятно воздействуют на живые организмы.

Второй вопрос.

Орнитологи обратили внимание на то, что, как правило, в гнездах разных птиц все яйца расположены тупым концом к наружной стенке гнезда. Объясните это явление.

Ответ: на тупом конце находится воздушная камера.

Третий вопрос.

Установите соответствие между типом размножения и его характерными чертами:

Характерные черты Тип размножения
1) потомки идентичны родителям. А) бесполое
2) одна родительская особь. Б) половое
3) основной клеточный механизм – митоз.
4) основной клеточный механизм – мейоз.
5) потомки генетически уникальны.

Ответ: А) – 1, 2, 3; В) – 4, 5.

СУПЕР-ИГРА

Выберите эволюционное приобретение млекопитающих:

  1. возникновение реакций матричного синтеза;
  2. теплокровность;
  3. прикрепленность к месту обитания;
  4. плацента.

Подведение итогов и награждение команд

По окончании мероприятия жюри объявляет победителя. Участникам победившей команды по отметке “отлично” в журнал по биологии.

Данный материал для большей наглядности рекомендуется оформить в виде презентации MS Power Point.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Деркачева, Н.И. ЕГЭ 2006. Биология. Типовые тестовые задания/ Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 112 с. (Серия “ЕГЭ 2006. Типовые тестовые задания”)
  2. Каменский, А.А. Билогия. ЕГЭ: Практикум. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005.
  3. Ленгер, Г.Н. ЕГЭ. Биология. Тренировочные задания. – М.: Просвещение. “ЭКСМО”, 2005.
  4. Хрипкова, А.Г. ЕГЭ. Биология. Тестовые задания/ А.Г. Хрипкова, В.В. Резникова. – М.: Просвещение, 2002.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Выбранный для просмотра документ Зачет Эволюция.doc

Выберите 1 правильный ответ:

1. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

2. Пределы модификационной изменчивости называются:

2) нормой реакции

3. Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощениями строения тела, что является примером:

4) биологического регресса

4. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у живых организмов к среде обитания, направляющий характер имеет

1) борьба за существование

2) искусственный отбор

3) естественный отбор

5. Результатом эволюции является

1) создание новых штаммов микроорганизмов

2) появление новых засухоустойчивых сортов растений

3) возникновение новых видов животных

4) выведение более продуктивных пород скота

6. Макроэволюция ведет к

1) образованию новых видов

2) надвидовым преобразованиям, формированию родов, семейств,

3) изменению генофонда популяции, ее изоляции и

образованию подвидов и рас

4) изменениям генотипов у отдельных особей крупных млекопитающих

7. Примером идиоадаптации является

1) возникновение кровеносной системы у кольчатых червей

2) редукция органов зрения у крота

3) разнообразие окраски перьев у птиц

4) сокращение ареала уссурийского тигра

8. Модификациионная изменчивость в отличие от мутационной

1) передается по наследству

2) приводит к гибели особи

3) связана с изменением в хромосомах

4) не передается по наследству

9. Элементарной эволюционной единицей является

10. Результатом движущего отбора является

1) сохранение нормы реакции

2) появление новых видов

3) ослабление борьбы за существование

4) сохранение старых видов

11. Микроэволюция - это

1) эволюция микроорганизмов

2) эволюция биоценозов

3) эволюционные изменения настолько незначительные, что не приводят

4) эволюционные процессы в популяциях, приводящие к

12. Изменения, связанные с сокращением ареала и численности особей вида, называют

2) биологическим прогрессом

4) биологическим прогрессом

13. Примером ароморфоза является

1) возникновение длинной шеи у жирафа

2) редукция органов зрения у крота

3) появление рогов у коровы

4) появление легких у земноводных

14. Нормы реакции является

1) пределы модификационной изменчивости признака

2) комбинативная изменчивость

3) пределы мутационной изменчивости признака

4) модификационная изменчивость

15. Численность популяции колорадского жука в Европе намного превзошла его численность на такой же территории в Америке из-за

1) более теплых зим

2) более влажного климата

3) более богатой кормовой базы

4) отсутствия естественных врагов

16. Наследственная изменчивость имеет важное значение для эволюции, так как способствует

1) увеличению генетической неоднородности особей в популяции

2) ускорению естественного отбора

3) уменьшению генетической неоднородности особей в популяции

4) обострению борьбы за существование

17. Результатом эволюции является

1) многообразие видов

2) естественный отбор

18. Эволюционных изменения, ведущие к упрощению организации у паразитических и ведущих прикрепленных образ жизни видов называются:

1) биологическим прогрессом

4) биологическим регрессом

19. Идиоадаптацией у цветковых растений является

1) появление семени

2) появление цветка

3) появление эндосперма

4) разнообразие цветков

20. Комбинативная изменчивость признаков проявляется при

1) половом размножении

2) размножении спорами

3) вегетативном размножении

4) бесполом размножении

21. Вид отбора, действующий в популяциях, обитающих в почти постоянных условиях среды, называется

22. В природе насчитывается около 350 тыс. видов растений и более 1,5 млн. видов животных, которые рассматриваются как

1) причину эволюции

2) результат эволюции

3) движущие силы эволюции

4) направления эволюции

23. Примером общей дегенерации в эволюции служит

1) отсутствие волосяного покрова у дельфинов и китов

2) недоразвитие органов зрения у крота

3) исчезновение хвоста у головастика

4) отсутствие органов пищеварения у паразитических ленточных червей

24. Основателем эволюционного учения является

25. Отбор, производимый человеком без определенной цели, называется

26. Фактор эволюции, заключающийся в возникновении преград к свободному скрещиванию особей, называется

3) популяционными волнами

4) естественным отбором

27. Борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость проявляются в популяции. Поэтому популяцию считают

1) единицей экосистемы

2) компонентом биосферы

3) единицей эволюции

4) структурной единицей вида

28. К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относят

закон зародышевого сходства

наличие переходных форм

общий план строения позвоночных животных

наличие ископаемых остатков предковых форм

29. Идиоадаптацией у животных является

второго круга кровообращения

30. Крупные систематические группы (типы, классы, …) в прцессе эволюции возникают путём

Ответы на вопросы теста:

Выбранный для просмотра документ Тест.doc

Основы учения об эволюции

Выберите одно правильное утверждение из четырех предложенных.

1. Ученый, впервые предложивший принцип двойных названий для каждого вида:

а) Ж. Б. Ламарк б) Ж. Кювье в) К. Линней г) Ч. Дарвин

2. Основная движущая сила эволюции, по Линнею:

а) возможность скрещивания видов в природе между собой;

б) прямое приспособление организмов к условиям среды

в) стремление организмов к самосовершенствованию

г) движущих сил не выделял, поскольку отрицал эволюцию

3. Идею борьбы за существование Ч. Дарвин почерпнул в трудах:

а) Мальтуса б) Ламарка в) Лайеля г) Бюффона

4. Эволюционный процесс, протекающий внутри вида, и приводящий к его разделению на два или несколько видов:

а) Макроэволюция в) элементарное эволюционное явление

б) микроэволюция г) надвидовая эволюция

5. Генетический критерий вида – это:

а) совокупность внешних и внутренних признаков организма

б) область земной поверхности, занимаемая видом

в) определенная часть экологической системы, занимаемая особями вида

г) свойственный виду набор хромосом

6. Замена гладкой мускулатуры на поперечно – полосатую в двигательной системе, что привело к значительному увеличению подвижности животных, - пример:

а) адаптация в) ароморфоза

б) идиоадаптация г) общей дегенерации

7. Главная заслуга Ч. Дарвина заключается в разработке:

а) закона зародышевого сходства в) теории естественного отбора

б) генной теории наследования г) биогенетического закона

8. По Ч. Дарвину, наиболее напряженной является:

а) внутривидовая борьба

б) межвидовая борьба

в) борьба с неблагоприятными факторами окружающей среды

г) борьба с инфекционными агентами (вирусами, бактериями)

9. Симбиоз рака - отшельника и актинии – это пример борьбы за существование:

а) внутривидовой в) борьбы с неблагоприятными условиями среды

б) межвидовой г) не имеет отношения к борьбе за существование

10.Формирование устойчивости к ядохимикатам у таракана прусака – это результат действия отбора:

а) движущего б) стабилизирующего в) дизруптивного г) искусственного

11.Филогенетические ряды органов следует отнести к доказательствам эволюции:

а) морфологическим в) палеонтологическим

б) биогеографическим г) эмбриологическим

12. Стабилизирующая форма естественного отбора обычно приводит к:

а) расширению прежней нормы реакции

б) сужению прежней нормы реакции

в) сдвигу прежней нормы реакции

г) сохранению прежней нормы реакции

13. Формирование двух форм погремка в результате июльского покоса – это результат действия отбора:

а) движущего б) стабилизирующего в) дизруптивного г) искусственного

14. Сходство в строении органов, возникающее в ходе эволюции у отдаленных форм животных и растений, - результат процесса:

а) конвергенции б) гомологии в) аналогии г) дивергенции

15. Какие из перечисленных пар организма могут служить примером конвергенции?

а) сумчатый и полярный волк в) крот и землеройка

б) бурый медведь и медведь гризли г) полярная сова и ушастая сова

16. Ароморфоз – это:

а) понижение общего уровня организации

б) повышение общего уровня организации

в) повышение приспособленности организмов к среде

г) понижение приспособленности организмов к среде

17. Элементарной эволюционной единицей является:

а) особь б) подвид в) популяция г) вид

18. Признаки биологического прогресса:

а) ослабление эволюционного процесса в) уменьшение численности

б) расширение ареала г) сокращение ареала

19. Основой эволюционного процесса является:

а) ненаследственная изменчивость в) наследственная изменчивость

б) приспособленность организма к среде г) искусственный отбор

20. Полиплоидизация – это:

а) кратное увеличение числа хромосом в) увеличение количества хромосом на 2 – 4

б) кратное уменьшение числа хромосом г) уменьшение количества хромосом на 2 – 4

21. Аналогичные органы:

а) выполняют сходные функции и имеют общее происхождение

б) выполняют сходные функции и не имеют общего происхождения

в) выполняют разные функции, но имеют общее происхождение

г) выполняют разные функции и имеют разное происхождение

Основы учения об эволюции

Выберите одно правильное утверждение из четырех предложенных.

1. Создатель первой эволюционной теории:

а) А. Уоллес б) Т. Шванн в) Ж.Б. Ламарк г) Ч. Дарвин

2. Основной движущей силой эволюции, по Ламарку, является:

а) постепенное усложнение в строении органов у различных форм, закрепляемое наследственно

б) стремление организмов к самосовершенствованию

в) борьба за существование

г) естественный отбор

3. Движущей силой эволюции, по Дарвину, является:

а) движущих сил не выделял, поскольку отрицал эволюцию

б) стремление организмов к самосовершенствованию

в) естественный отбор

г) упражнение и неупражнение органов и систем органов

4. Процесс образования из видов новых родов, из родов новых семейств и т. д., является результатом:

а) микроэволюции б) макроэволюции в) изоляции г) популяционных волн

5. Морфологический критерий вида – это:

а) совокупность внешних признаков и внутреннего строения организма

б) область земной поверхности, занимаемая видом

в) определенная часть экосистемы, занимаемая особями вида

г) свойственный виду набор хромосом

6. Причина борьбы за существование в:

а) стремлении организмов к совершенствованию

б) несоответствии между возможностями размножения и ограниченностью ресурсов

в) упражнении необходимых для выживания органов

г) перекомбинации генов при половом размножении

7. Строительство гнезда для высиживания кладки яиц – пример борьбы за существование:

а) межвидовой в) с неблагоприятными условиями среды

б) внутривидовой г) не имеет отношения к борьбе за существование

8. Результатом микроэволюции является возникновение новых:

а) подвидов и видов б) родов и подсемейств

в) семейств и подотрядов г) подотрядов и отрядов

9. Закон зародышевого сходства и биогенетический закон рассматриваются как доказательства биологической эволюции, полученные с помощью метода:

а) цитогенетического в) сравнительно – анатомического

б) палеонтологического г) эмбриологического

10. Появление цветка и защита семян плодом – пример:

а) адаптации б) идиоадаптации в) ороморфоза г) общей дегенерации

11. Предупреждающую окраску имеет:

а) божья коровка б) жираф в) стрекоза г) тигр

12. Органы, возникшие в эволюции путем дивергенции:

а) усики гороха и листья росянки в) конечности медведки и конечности крота

б) глаза человека и глаза осьминога г) крылья бабочки и крылья орла

13. Варианты пищевой специализации форм клюва у птиц – примеры:

а) адаптации б) идиоадаптации в) ароморфоза г) общей дегенерации

14. Эволюционный фактор, действие которого имеет направленный характер:

а) изоляция в) естественный отбор

б) мутационный процесс г) популяционные волны

15. Борьбу за существование, наследственную изменчивость и естественный отбор можно назвать:

а) доказательствами эволюции в) результатами эволюции

б) направлениями эволюции г) движущими факторами эволюции

16. Стабилизирующий отбор может осуществляться в:

а) в постоянных и изменяющихся условиях внешней среды

б) только в постоянных условиях среды обитания

в) в постоянно изменяющихся условиях внешней среды

г) в экстремальных условиях среды обитания

17. Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действия естественного отбора – с другой, приводит к видообразованию:

а) симпатрическому в) внезапному

б) экологическому г) аллопатрическому

18. Генетическое равновесие характерно для популяций:

а) всех б) живущих изолированно

в) испытывающих неблагоприятные воздействия среды, гибель особей

г) с неслучайным подбором партнеров при спаривании

19. Видообразование – это:

а) изоляция б) макроэволюция в) микроэволюция г) полиплоидизация

20. Филогенетические ряды – это:

а) виды различных организмов, обитающих на определенной территории

б) ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции

в) популяции, входящие в состав вида г) организмы, образующие популяции

21. Организмы разных популяций одного вида:

а) скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство

б) скрещиваются, но не дают плодовитое потомство

в) не скрещиваются между собой

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.


ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.


География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

350 руб. 106.00 руб.


География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

350 руб. 184.00 руб.


География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

350 руб. 101.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Бесплатный
Дистанционный конкурс "Стоп коронавирус"





  • Вепринцева Татьяна ИвановнаНаписать 2318 08.07.2018

Номер материала: ДБ-010017

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    07.07.2018 309
    05.07.2018 424
    04.07.2018 570
    04.07.2018 2174
    29.06.2018 239
    29.06.2018 500
    28.06.2018 8476
    26.06.2018 563

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Разделы: Биология

Организационные моменты

  • Участвуют две команды по 4 человека в каждой;
  • Для подсчета баллов выбираются члены жюри в количестве 2 – 3-х человек;
  • Оставшиеся учащиеся образуют 2 группы поддержки.

Правила игры

Основной этап

  • Каждой команде поочередно задаются вопросы по нарастающей сложности аналогично заданиям ЕГЭ: часть А – 5 вопросов (10 баллов за каждый), часть В – 5 вопросов (20 баллов за каждый), часть С – 3 вопроса (30 баллов за каждый).
  • У каждой команды есть 3 “жизни”, которые сгорают при неправильных ответах, и 2 подсказки: помощь группы поддержки и возможность воспользоваться соответствующей учебной литературой.
  • Команда имеет право остановиться на набранной сумме баллов, когда у нее останется последняя “жизнь”.
  • После сгорания третьей “жизни” набранные баллы аннулируются, и команда выбывает из игры.

Супер-игра

  • После прохождения основного этапа командам предоставляется право сыграть в супер-игру, где они могут удвоить выставленную на кон сумму баллов, не превышающую количество набранных ими очков.
  • В случае правильного ответа на заданный вопрос выставленные командами баллы удваиваются, в противном случае – сгорают.

Ниже представлены вопросы для обеих команд различной категории сложности А, В и С. Верные ответы вопросов частей выделены подчеркиванием.

ЧАСТЬ А для 1-й команды

1. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

а) похожи друг на друга по внешнему строению;
б) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
в) обитают на общей территории;
г) схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.

2. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

а) стихийным;
б) дизруптивным;
в) движущим;
г) стабилизирующим.

3. Явление, при котором происходит многократное увеличение хромосом в геноме, называется:

а) полиплоидия;
б) полимерия;
в) поливалентность;
г) полигамия.

4. Растения в отличие от животных:

а) не способны к дыханию;
б) имеют хлоропласты;
в) не нуждаются в минеральных веществах;
г) обладают высокой подвижностью.

Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощением строения тела, что является примером:

а) ароморфоза;
б) идиоадаптации;
в) дегенерации;
г) биологического регресса.

ЧАСТЬ А для 2-й команды

1. Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

а) похожи друг на друга по внешнему строению;
б) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
в) обитают на общей территории;
г) схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.

2. Примером идиоадаптации является:

а) утрата кишечника ленточными червями;
б) возникновение многоклеточности;
в) разнообразие окраски крыльев бабочек;
г) появление конечности у насекомых.

3. Примером ароморфоза является:

а) появление легких у земноводных;
б) возникновение покровительственной окраски у окуня;
в) появление длинного клюва у цапли;
г) редукция органов чувств у паразитических червей.

4. Взаимодействие человека и бычьего цепня называется:

а) симбиозом;
б) хищничеством;
в) паразитизмом;
г) протокооперацией.

5. Критерием появления нового вида является возникновение:

а) значительных морфологических изменений;
б) существенного количества мутационных изменений;
в) географической изоляции;
г) репродуктивной изоляции.

ЧАСТЬ В для 1-й команды

1. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам:

а) редукция киля у пингвинов в связи с утерей способности к полету;
б) появление полового размножения;
в) возникновение семян у голосеменных;
г) приобретение покровительственной окраски у щуки;
д) возникновение теплокровности;
е) возникновение длинной шеи у жирафа.

2. Инбридинг – это:

а) скрещивание различных видов;
б) скрещивание близкородственных видов;
в) скрещивание различных чистых линий;
г) увеличение числа хромосом у гибридной особи.

3. Элементарной эволюционной единицей является:

4. Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:

а) микроэволюцией;
б) макроэволюцией,
в) межвидовой борьбой;
г) внутривидовой.

5. Наиболее напряженной формой борьбы за существование является:

а) борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды;
б) борьба с антропогенными факторами;
в) межвидовая борьба;
г) внутривидовая борьба.

ЧАСТЬ В для 2-й команды

1. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:

а) отсутствие легких у рыб;
б) отсутствие зрения у животных, живущих под землей;
в) редукция органов чувств у паразитических червей;
г) отсутствие хвоста у лягушки;
д) превращение корней растения повилики в присоски;
е) утрата кишечника ленточными червями.

2. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:

а) биологического регресса;
б) дегенерации;
в) идиоадаптации;
г) ароморфоза.

3. Порода собак представляет собой:

а) род;
б) вид;
в) природную популяцию;
г) искусственную популяцию.

4. К сохранению уже выработанных приспособлений приводит:

а) дивергенция;
б) стабилизирующий отбор;
в) идиоадаптация;
г) движущий отбор.

5. Выберите три признака, относящиеся к движущим силам эволюции:

а) индивидуальная изменчивость;
б) естественный отбор;
в) модификационная изменчивость;
г) искусственный отбор;
д) географическое распространение;
е) наследственность.

ЧАСТЬ С для 1-й команды

Первый вопрос.

Выберите неверные утверждения:

  1. белки – это биологические полимеры;
  2. мономерами белков являются аминокислоты;
  3. в состав белков входят 30 разных аминокислот;
  4. все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных;
  5. аминокислоты соединяются в молекуле белка пептидными связями.

Второй вопрос.

Если мышь поместить под стеклянный колпак, закрытый герметично, то она вскоре погибнет. Если вместе с мышью под колпак поместить зеленое растение и оставить колпак на свету, то мышь останется жива длительное время. Объясните эти явления.

Ответ: в процессе фотосинтеза растение выделяет кислород, которым длительное время может дышать мышь.

Третий вопрос.

Установите соответствие между свойством и экологической системой:

Свойства Экосистемы
1) единственный источник энергии – Солнце. А) природная экосистема.
2) значительная часть веществ изымается человеком. Б) агроэкосистема.
3) значительное разнообразие видов
4) ведущая роль искусственного отбора.
5) дополнительные источники энергии, привносимые человеком.

Ответ: А) – 1, 3; В) – 2, 4, 5.

ЧАСТЬ С для 2-й команды

Первый вопрос.

Выберите неверные утверждения:

  1. отдельные элементы среды обитания, воздействующие на организм, называются экологическими факторами;
  2. экологические факторы могут быть биотическими и абиотическими;
  3. биотические факторы – это взаимодействие между живыми организмами;
  4. абиотические факторы не оказывают воздействия на живые организмы;
  5. биотические факторы всегда благоприятно воздействуют на живые организмы.

Второй вопрос.

Орнитологи обратили внимание на то, что, как правило, в гнездах разных птиц все яйца расположены тупым концом к наружной стенке гнезда. Объясните это явление.

Ответ: на тупом конце находится воздушная камера.

Третий вопрос.

Установите соответствие между типом размножения и его характерными чертами:

Характерные черты Тип размножения
1) потомки идентичны родителям. А) бесполое
2) одна родительская особь. Б) половое
3) основной клеточный механизм – митоз.
4) основной клеточный механизм – мейоз.
5) потомки генетически уникальны.

Ответ: А) – 1, 2, 3; В) – 4, 5.

СУПЕР-ИГРА

Выберите эволюционное приобретение млекопитающих:

  1. возникновение реакций матричного синтеза;
  2. теплокровность;
  3. прикрепленность к месту обитания;
  4. плацента.

Подведение итогов и награждение команд

По окончании мероприятия жюри объявляет победителя. Участникам победившей команды по отметке “отлично” в журнал по биологии.

Данный материал для большей наглядности рекомендуется оформить в виде презентации MS Power Point.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Деркачева, Н.И. ЕГЭ 2006. Биология. Типовые тестовые задания/ Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 112 с. (Серия “ЕГЭ 2006. Типовые тестовые задания”)
  2. Каменский, А.А. Билогия. ЕГЭ: Практикум. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005.
  3. Ленгер, Г.Н. ЕГЭ. Биология. Тренировочные задания. – М.: Просвещение. “ЭКСМО”, 2005.
  4. Хрипкова, А.Г. ЕГЭ. Биология. Тестовые задания/ А.Г. Хрипкова, В.В. Резникова. – М.: Просвещение, 2002.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.