Паразиты в художественной литературе


    Главная
  • Список секций
  • Русский язык и литература
  • СЛОВА-ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, УЧИТЕЛЕЙ НАШЕЙ ШКОЛЫ




СЛОВА-ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, УЧИТЕЛЕЙ НАШЕЙ ШКОЛЫ


Введение

Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся и учителей ООШ№9 слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.

1.установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются;

2.выяснить, что знают учащиеся и учителя школы словах-паразитах, об их функции в речи человека;

3.определить наиболее употребляемые слова-паразиты;

4.выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;

5.дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.

Объект исследования – речь учащихся и учителей ООШ№9

Предмет исследования- слова-паразиты речи учащихся и учителей ООШ№9.

изучение теоретического материала о словах-паразитах,

наблюдения за речью учащихся на уроках и неформальной обстановке;

наблюдение за речью учителей;

устный опрос учащихся данной школы.

База исследования - речь учащихся и учителей ФМБОУ ООШ№9.

Гипотеза- слова-паразиты негативно влияют на восприятие речи собеседника.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала по данной теме. Практическая направленность: предложенные материалы можно использовать при подготовке к урокам русского языка, литературы, истории, обществознания, а также при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

Глава I. Классификация слов-паразитов и причины их употребления

I.1. Слова-паразиты и причины их употребления

Литературный язык предполагает соблюдение языковых норм. Но наша речь должна быть ещё и чистой : соблюдать не только языковые нормы, но этические, нравственные.

Иногда человек хочет протянуть время, не может ответить на заданный вопрос, он произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие, выигрывая для себя время.

Бывают случаи , когда человек волнуется, забывает произносимый текст, тогда появляются слова-паразиты. Это получается как бы неосознанно.

I.2. Классификация речевых паразитов

Слова - паразиты могут быть разными частями речи.

Слова - паразиты как части речи

Группа

Слова – паразиты

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Конечно, наверное, вероятно, кажется

I.3. Способы борьбы со словами - паразитами в научной литературе

______________________________________________________________

Структурная редукция: а) переход на более высокий уровень обобщения (генерализация), упрощение (сокращение) текста.Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).

Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.

Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления. Появлются ненужные в данном случае жесты.

Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов рекомендуют школьникам:

- если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем

излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;

- больше читать художественную литературу;

- внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);

- делать паузы, чтобы собраться с мыслями;

- заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами.

Вывод по главе I

Проанализировав различную литературу, мы сделали вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает. Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:

1. Недостаточный словарный запас ( говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. Мода на некоторые слова.

Глава II. Слова-паразиты в литературе и в нашей речи

II.1.Слова – паразиты в художественной литературе

В результате анализа диалогов участников и слов автора мы пришли к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.

II.2.Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников

В анкетировании принимали участие ученики 5-9 классов(108человек) ООШ№9

Что подростки (100%) употребляют в своей речи слова - паразиты;

- (25%) учащихся стараются бороться со словами паразитами; (75%) не борются. (Приложение 1)

- способы борьбы со словами-паразитами: (50%) учащихся ответили следить за речью; (35%)-читать художественную литературу; (15%)-затруднились ответить. (Приложение№3)

II.2.Исследование употребления слов – паразитов в речи учителей нашей школы

Мы решили выяснить, как слова- паразиты используют в своей речи учителя нашей школы ,наблюдали на уроках за речью наших преподавателей и сделали вывод, что большинство учителей используют в своей речи слова –паразиты.

Учителя признались, что употребляют в своей речи слова-паразиты (56%), все отрицательно относятся к их употреблению в речи(100%) (Приложение 4)

К сожалению, даже признав , что в речи есть слова паразиты не все учителя стараются с ними бороться.(Приложение 6)

II.3. Как избавиться от вредной привычки?

Значит, одним из способов борьбы со словами паразитами можно назвать контроль над своей речью

Понаблюдав за остальными ребятами в классе, и записывая слова – паразиты, которые они произносили на уроках в течение двух дней, мы пришли к выводу, что слабоуспевающие учащиеся употребляют слова- паразиты гораздо чаще, чем сильные ученики .

Вывод по главе II

Заключение

Список литературы

1.Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 744.

2.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007

5.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.

6.Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 1

7.Литературная газета. 2003. № 17. С. 5.

8.Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1994. С. 14, 17.

9.Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:


Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota_po_russkomu_yazyku.docx 116.08 КБ
upotreblenie_slov-parazitov_v_rechi_shkolnikov_i_sposoby_iskoreneniya_ih_.pptx 2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –

Савкинская средняя общеобразовательная школа

Употребление слов – паразитов в речи школьников и способы искоренения их

Выполнила ученица 6 класса Ханагян Лейла

Научный руководитель учитель русского языка и литературы Слесарева Елена Михайловна

1.Слова - паразиты и причины их употребления----------------------------------------5 - 6

3. Слова – паразиты в художественной литературе-------------------------------------7 - 8

4.Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников----------------8 -9

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.

Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно – это надо.

Этот класс слов мало изучен. В литературе нет точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения.

В ходе работы над этой темой мы обращались к Интернет-материалам, к специальной литературе, посвящённой культуре речи; наблюдали за речью окружающих нас людей, проводили анкетирование среди учащихся школы, анализировали полученные результаты.

Объект исследования : речь учащихся школы.

Предмет исследования: употребление слов-паразитов.

Цель исследования: доказать, что в речи учащихся школы достаточно часто

употребляются слова-паразиты и определить причины их употребления.

  1. изучение теоретического материала о словах-паразитах;
  2. наблюдения за речью учащихся;
  3. анкетирование школьников;
  4. работа с художественными произведениями;
  5. анализ полученных результатов.

Новизна работы заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления слов - паразитов в речи.

Исходные данные : основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.

Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и достижения поставленной цели.

1. Слова-паразиты и причины их употребления

Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка.

Современный русский язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны.

«Высшей формой национального русского языка, по утверждению лингвистов, является литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей./Розенталь Д.Э.,1995.c.4/ . Важнейшей особенностью литературного языка является его чистота, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу.

Чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах. Но проявляется, как правило, на речевом уровне.

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Данное качество речи неразрывно связано с её правильностью, базируется на ней. Эта связь проявляется в том, что чистота речи в произношении достигается благодаря строгому соблюдению орфоэпических норм: то, что соответствует нормам орфоэпии, признается и правильным, и чистым.

В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.

Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

Проанализировав различную литературу, можно сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.

Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:

1. недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. мода на некоторые слова.

2. Классификация речевых паразитов

1. Слова - паразиты могут быть разными частями речи.

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Конечно, наверное, вероятно, кажется

2. Группы слов-паразитов.

Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, отмечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин.

Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать .

Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того .

4. Значение и примеры употребления слов-паразитов

  1. Слова – паразиты в художественной литературе

В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа. Разумеется, в речи автора сорных слов быть не должно. Приведем примеры использования слов - паразитов в художественных произведениях:

2. Ярким примером служит образ Петьки Краснова (деревенского жителя) в рассказе

Проанализировав результаты исследования, мы сделали вывод, что употребление слов даже в художественной литературе зависит от времени написания сочинения, возраста, профессии и даже места жительства (деревня или город) героев произведения.

4. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников

В анкетировании принимали участие учащиеся 5-11 классов. Опрошенным были предложены следующие вопросы:

3.Какие слова – паразиты вы употребляете в своей речи?

4. Замечаете ли вы в своей речи слова -паразиты?

6. Каковы способы борьбы со словами – паразитами?

2. почти все учащиеся школы употребляют в своей речи слова – паразиты;

3. наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово ну, на

втором и третьем местах по частоте употребления – короче и блин;

4. многие ученики не замечают употребление в своей речи слов-паразитов;

5. не все школьники считают, что слова – паразиты нужно искоренять из речи;

6. многие учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами -

паразитами в речи, чаще всего предлагают следить за речью и читать больше книг.

Из результатов анкеты следует, что:

  1. больше всего употребляют слова-паразиты ученики 9 класса, на втором месте – учащиеся 11 класса, на третьем – 7 класса;

  1. меньше всего употребляют слова – паразиты учащиеся 5 класса;
  2. больше слов-паразитов удаётся обнаруживать ученикам 8 класса, а меньше всего учащимся 9, 11 классов.

  1. На основании полученных данных составлен частотный словарь слов-паразитов в речи учащихся .

1. частицы ну, короче, блин употребляют большинство опрошенных;

  1. меньше всего опрошенные замечают слова понимаете , так сказать ;
  2. слово короче в устной речи не замечают все опрошенные.

5.Способы избавления от слов - паразитов

• Переход на более высокий уровень обобщения ( генерализация ).

Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).

Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.

Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления.

Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов следует рекомендовать школьникам :

  1. если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации,

говорить простыми предложениями и медленно;

  1. больше читать художественную литературу;
  2. внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон,

а потом выявлять слова – паразиты);

Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.

Выводы, к которым мы пришли в ходе работы:

- слова становятся паразитами от чрезмерного употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение, используются в качестве связки слов;

- слова-паразиты – негативное языковое явление, которое снижает динамику диалога и влечёт за собой трату времени.

В ходе данного исследования было выявлено, что 92,4% учеников достаточно часто

употребляют слова-паразиты, 68,8 % школьников даже не замечают их в своей речи.

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью.

Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Необходимо объединить усилия взрослых и детей для борьбы со словами-паразитами.

Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева:

Есть только один путь

заставить человека говорить грамотно –

научить его любить свой язык.

  1. «Ага. Так. Чай, теперь все пошло по-новому, не так, как при нас

  1. «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть капитан

Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать нет в мире! Вдруг перед ним свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете, эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете представить себе, Невский прешпект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения,- словом, Семирамида, сударь, да и полно!

Родные Петьки Краснова собрались послушать, как он ездил на юг лечить радикулит.

– Совсем, что ли, голые?

– Зачем? Есть эти, как их . купальники. Но это ж так – фиксия.

– А ты как? Одетый?

– Зачем? Я сперва в трусах ходил, потом мне там один посоветовал купить плавки. Ну, я стал, как все. Так они что делают, мля : по улице и то ходют вот в таких вот станисках – сортики. Ну , идес, ну – смотрис же. Неловко, вообсе-то…

– Ну да : другая по харе даст.

– Мне там один посоветовал: ты, говорит , купи темные очки – ни черта, говорит, не разберес, куда смотрис.

– А вот они! На, надень! Ну , надень!

– Смотри вон на Зойку – баску не поворачивай! Ниже! Смотрис?

– Заметно, куда он смотрит?

– Заходис вечером в ресторан, берес саслык, а тут наяривают, мля , тут наяривают. Он поет, а тут танцуют. Ну , танцуют, я те скажу. Сердце заходится, сто только выделывают!

3. Какие слова – паразиты вы употребляете в своей речи?

Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт, как его…

4. Замечаете ли вы в своей речи слова -паразиты?

6. Каковы способы борьбы со словами – паразитами?

Частота употребления учащимися

Подписи к слайдам:

Употребление слов – паразитов в речи школьников и способы искоренения их Выполнила: ученица 6 класса Ханагян Лейла Руководитель: учитель русского языка Слесарева Е.М.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно – это надо. Д.С Лихачёв

Цель работы: Доказать, что в речи учащихся школы достаточно часто употребляются слова-паразиты и определить причины их употребления

Причины употребления слов-паразитов 1. недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово); 2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; 3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; 4. мода на некоторые слова.

№ Группа Слова – паразиты 1. Звуки э-э-э, мэ-э-э, 2. Частицы Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 3. Вводные единицы Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать 4. Местоимения, местоименные наречия Это, это самое, как его, там 5. Переход из одной части речи в другую Блин, черт 6. Модальные слова Конечно, наверное, вероятно, кажется № Группа Слова – паразиты 1. Звуки э-э-э, мэ-э-э, 2. Частицы Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 3. Вводные единицы Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать 4. Местоимения, местоименные наречия Это, это самое, как его, там 5. Переход из одной части речи в другую Блин, черт 6. Модальные слова Конечно, наверное, вероятно, кажется Классификация речевых паразитов

Истинные значения слов-паразитов Блин - тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке. В натуре - то, что существует в действительности. В принципе - то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки. Как бы - частица со значением условно-предположительного сравнения. На самом деле - в действительности. Типа - производное от тип: форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.

если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно; больше читать художественную литературу; . . внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты); делать паузы, чтобы собраться с мыслями; повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах. Способы избавления от слов – паразитов в речи

Слова-паразиты -лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова Лишние слова

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Слово – это удивительный феномен. Оно способно вызвать улыбку у самого мрачного по натуре человека и, наоборот, повергнуть в уныние непобедимого, казалось бы, весельчака. Слово может возвысить, очистить душу человека, унизить, оскорбить. Из слов составляются гимны, поднимающие народы на борьбу, из слов же составляются пасквили, возводящие хулу на самые дорогие для нас истины. Сила слова безгранична, если наша речь наполнена смыслом.

Всем мы знаем, что встречают по одежке, а провожают по уму, но при этом обычно забываем, что выразителем нашего интеллекта, прежде всего, является наша речь. Как часто мы не задумываемся над тем, ЧТО и КАК мы говорим! А ведь от этого во многом зависит и впечатление, которое мы производим на собеседников, и их последующее отношение к нам.

Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.

рассмотреть группы слов, относящиеся к словам-паразитам;

Объект исследования: речь учащихся 5–11-ых классов школы.

Новизна работы заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления слов-паразитов в речи.

эмпирические – изучение литературы по теме исследования, анкетирование, рейтинг;

теоретические – анализ, сравнение, эксперимент, классификация и обобщение, систематизация;

1.1.Три пласта слов, загрязняющих нашу речь

В нашей речи все чаще стали появляться слова, загрязняющие и делающие непонятной нашу речь, лингвисты делят такие слова на три пласта. В лингвистической литературе мы нашли определение этих пластов. Это жаргон, арго, сленг.

Жаргон – речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений.

Арго – речь социально или профессионально обособленных групп и сообществ. В отличие от жаргона, арго имеет профессиональную прикрепленность. В связи с этим говорят иногда об арго актеров, охотников, музыкантов и т. п. Исторически восходит к речи бродячих торговцев, ремесленников. Строго говоря, арго - язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг, нищих. Арго не составляет самостоятельной системы и сводится к специфическому словоупотреблению в пределах общего языка. Арго взаимодействует с жаргонами, просторечием, образуя специальный лексический пласт - сленг ( тусовка, слива, стукач ).

Сленг – слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, на которых говорят в повседневной жизни ( усечь, попилим, похавать ).

В их роли часто выступают обычные вводные слова ( значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные), частица, местоимения, междометия ( ну, вот, это, как его и др.), служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания. Но употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в паразитический словесный материал: э-э-э , главной , понимаете ли , основной чертой его, так сказать , характера является, значит, это , его любовь, сами понимаете , к людям .

1.3.Причины употребления

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты – это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

Причины употребления слов-паразитов можно разделить на четыре группы:

недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

мода на некоторые слова.

Наблюдая за употреблением слов-паразитов в речи школьников, отмечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин .

Слова, которые служат для ускорения речи: короче , так сказать .

Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того .

Слова-паразиты могут быть разными частями речи.

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Конечно, наверное, вероятно, кажется

1.5.Как слова-паразиты характеризуют человека

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы

Министерство спорта Республики Хакасия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия

Специальность 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Учитель физической культуры

Экология языка. Слова-паразиты в нашей речи

1. Понятие слов-паразитов 5

1.1 Слова-паразиты и причины их появления в речи 5

1.2 Классификация слов-паразитов 6

2. Слова-паразиты в художественной литературе 8

3. Практическая работа № 1 9

4. Практическая работа № 2 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

Гипотеза: большинство студентов не замечают употребления слов – паразитов в своей речи, существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.

Цель данного исследования: доказать, что студенты техникума достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.

определить, что такое слова-паразиты;

выявить наличие в речи студентов слов-паразитов;

проанализировать наиболее употребляемые слова-паразиты;

выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

изучить литературу по данной теме.

Объект исследования: слова - паразиты

Предмет исследования: речь студентов техникума

Методы исследования: метод статистического анализа и диагностики полученных данных, описательный метод; сравнительный метод; анализ научной литературы; математический метод, анкетный опрос.

Слова-паразиты и причины их появления в речи

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

1.2 Классификация слов-паразитов

Слова - паразиты могут быть разными частями речи:

частицы: ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы;

вводные единицы: вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать;

местоимения, местоименные наречия: это, это самое, как его, там:

модальные слова: конечно, наверное, вероятно, кажется;

слова, образованные неморфологическим способом – переходом из одной части речи в другую: блин, черт.

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

6. Вообще. Одно из любимых выражений неуверенных в себе людей. Многие психологи считают, что чрезмерное употребление этого слова говорит о склонности человека к неврозам и истерии.

8.Вот. Слово, характерное для тех, кто не знает, что говорить дальше. Оно не несет особой смысловой нагрузки, если не является указательным, но очень прочно въедается в повседневную речь.

11.Это самое - украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

12.На самом деле - используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

13.Практически – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

14. Так сказать и собственно – используют в речи интеллектуалы.

2. Слова – паразиты в художественной литературе

В результате анализа диалогов участников и слов автора я пришла к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.

3. Практическая работа №1

Мною было проведено анкетирование, в котором приняли участие 139 студентов техникума. Из 139 респондентов знают, что такое слова-паразиты 131, что составляет 94% от общего числа опрошенных, не знают – 8 человек, т.е. 6%

На вопрос: какие слова-паразиты вы используете в своей речи, были получены следующие результаты (Таблица 1).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.