Паразитические растения и животные выполняют в экосистеме роль


Круговорот веществ – это повторяющиеся химические, физические и биологические процессы превращения и перемещения веществ в природе. Вещества постоянно потребляются организмами из окружающей среды, но они в ней не заканчиваются. Благодаря круговороту, вещества приобрели свойство бесконечности. Питание, дыхание и размножение организмов и связанные с ними процессы создания, накопления, преобразования и распада органического вещества обеспечивают круговорот веществ и энергии. Движущими силами биогеохимического круговорота служат потоки энергии Солнца и деятельность живых организмов.

Круговорот веществ в экосистеме происходит благодаря наличию трех групп организмов: продуцентов,консументовиредуцентов, связанных между собой пищевыми цепями.

Продуценты–это автотрофные организмы (зеленые растения, сине-зеленые водоросли, хемосинтезирующие бактерии), создающие из неорганических веществ органические вещества, используя энергию света или химических реакций.

Консументы– потребители органического вещества. В роли консументов выступают обычно животные. Различают консументы первого порядка – растительноядные виды и второго порядка – плотоядные животные.

Редуценты – организмы, окончательно разрушающие органические соединения до минеральных. В экосистемах роль редуцентов выполняют в основном грибы и бактерии, а также другие мелкие организмы, перерабатывающие мертвые остатки растений и животных (личинки насекомых, почвенные клещи, черви, жуки навозники и др.)


Однако круговорот веществ требует постоянных затрат энергии. В отличие от химических элементов, многократно вовлекаемых в живые тела, энергия солнечных лучей, задержанная зелеными растениями, не может использоваться организмами бесконечно. Энергия не исчезает бесследно, она сохраняется в окружающем нас мире, но переходит из одной формы в другую. Любые превращения энергии сопровождаются потерями. В клетках живых существ энергия, обеспечивающая химические реакции, при каждой реакции частично превращается в тепловую, а тепло рассеивается организмом в окружающем пространстве. Сложная работа клеток и органов сопровождается, таким образом, потерями энергии из организма. Каждый цикл круговорота веществ требует все новых поступлений солнечной энергии.

Таким образом, жизнь на нашей планете осуществляется как постоянный круговорот веществ, поддерживаемый потоком солнечной энергии.

Многообразие пресмыкающихся, их приспособленность к наземному образу жизни. Объясните, почему они утратили свое господствующее положение на Земле. Назовите вымерших пресмыкающихся, обоснуйте причины их вымирания.

Пресмыкающиеся — первый настоящий класс наземных позвоночных животных, к которому принадлежит около 6 тыс. видов. К ним относятся змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы, гаттерии и др.


В ходе завоевания суши пресмыкающиеся приобрели ряд приспособлений, защищающих от высыхания, помогающих размножаться в условиях суши:

1. Пятипалые конечности, расположенные по бокам туловища, помогают передвигаться на суше.

2. Кожа покрыта роговым покровом, защищающим тело от высыхания.

3. Воздухопроводящие пути - трахея, бронхи, в которых воздух увлажняется и не иссушает легкие.

4. Ячеистые легкие обеспечивают организм кислородом.

5. Внутреннее оплодотворение увеличивает шанс выживания половых клеток.

6.
Появление защитных оболочек вокруг зародыша и яйцевых оболочек, обеспечивающих зародыш необходимым количеством питательных веществ дает возможность развиваться эмбриону на суше внутри яйца.

Однако пресмыкающиеся являются холоднокровными животными, температура тела которых зависит от среды обитания. Поэтому они обитают преимущественно в регионах с теплым и жарким климатом.

Пресмыкающиеся господствовали на Земле в мезозойскую эру. Это были разнообразные динозавры: хищные и растительноядные, летающие, бегающие, прыгающие и плавающие.

Но свое положение они утратили и уступили место млекопитающим и птицам, потому что на Земле произошло похолодание климата и в этих условиях преимущество получили теплокровные животные. Кроме того, у млекопитающих и птиц появились альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце, усложнение в строении нервной системы, что дало им большое преимущество в выживании и приспособлении к разным условиям.

Дайте научное обоснование факторов, сохраняющих и разрушающих здоровье человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Объясните, почему в последнее время становится престижным вести здоровый образ жизни.

Здоровье человека — важнейшая жизненная ценность, поэтому каждый человек должен укреплять и беречь его. Он должен знать факторы, влияющие на здоровье и механизм их действия.

К факторам, нару­шающим здоровье, относятся следующие:

Ø неправильное питание (отсутствие витаминов, неправильное соотношение в пище различных органических и не­органических соединений, т.е. пищевой дисбаланс, отравления) – приводят к нарушениям обмена веществ.

Ø курение, употребление алкоголя и наркотических средств – вызывают заболевания всех систем органов, нарушение психики.

Ø переохлаждение и перегревание организма – приводят к простудным заболевания и тепловым и солнечным ударам.

Ø гиподинамия - приводит к ожирению и нарушениям обмена веществ.

Ø травмы – приводят к нарушениям работы различных систем органов.

Ø облучение ультрафиолетовыми и рентгеновскими луча­ми – могут привести к мутациям и раку.

Ø отравление химическими веществами – могут привести к заболеваниям и смерти.

Ø умственное и физическое пе­ренапряжение, стрессы - могут привести к заболеваниям сердечнососудистой системы и нервным расстройствам.

К факторам, сохраняющим здоровье человека, относятся:

Ø здоровый образ жизни (полноценное питание, физическая активность, закаливание организма и т.д.) – позволяет сохранять и укреплять иммунитет.

Ø проведение про­филактических прививок (вакцинации) – защищает от инфекций.

Ø положительные эмоции – укрепляют иммунитет.

Доказано, что здоровье человека на 55-60% зависит от образа жизни, т.е. от самого человека. Поэтому для сохранения здоровья, каждый человек должен стремиться вести здоровый образ жизни.

Вредные привычки человека: курение, злоупотребление алкоголем, пристрастие к наркотикам, увлечение компьютерными играми, питание всухомятку, чтение в транспорте и др.

Вредное влияние курения:

Ø никотин вызывает резкое сужение кровеносных сосудов, что ухудшает питание тканей.

Ø повышает кровяное давление, способствует развитию гипертонии и других сердечнососудистых заболеваний,

Ø приводит к хроническому бронхиту, раку легких,

Ø приводит к нарушениям пищеварения и обмена веществ.

Ø пагубно действует на головной мозг, ухудшает внимание, память,

Ø приводит к преж­девременному старению.

Курение особенно опасно в молодом возрасте.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 183 ; Нарушение авторских прав

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Промежуточная аттестация, 10 класс

Часть А. Выбери один правильный ответ из четырех.

1. Биогеоценозом называют совокупность:

а) популяций разных видов, обитающих на определенной территории

б) живых и неживых компонентов природы, связанных круговоротом веществ

в) взаимосвязанных популяций растений и животных

г) популяций одного вида, населяющих разные территории

2. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:

а) бактерии; б) сосны;

в) белки; г) насекомые.

3. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?

б) солнечный свет

в) живые организмы

г) органические вещества

4. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:

а) консументы — продуценты — редуценты;

б) редуценты — консументы — продуценты;

в) продуценты — консументы — редуценты:

г) продуценты — редуценты — консументы

а) сезонные изменения в природе

б) ярусное размещение организмов

в) неблагоприятные погодные условия

г) изменение организмами среды обитания

6. Паразитические растения и животные выполняют в экосистеме роль

в) разрушителей веществ

г) симбиотических организмов

7. Примером конкуренции организмов является :

а) повилика, растущая на других растениях

б) сурепка на пшеничном поле

в) клубеньковые бактерии на корнях бобовых

г) гриб-трутовик на березе

8. Сигналом к осеннему перелету насекомоядных птиц служит

а) понижение температуры окружающей среды

б) сокращение длины светового дня

в) выпадение первого снега

г) сокращение численности популяций

9. Уничтожение хищников в сообществе приводит к:

а) наиболее благоприятным условиям для существования жертв

б) появлению генотипов с адаптивными преимуществами

в) расцвету и размножению популяций жертв

г) изменению оптимальных условий для существования популяции

10. В большей степени вымирание популяции амфибий может зависеть от:

а) чрезмерного перенаселения;

б) слишком малой численности и родственных скрещиваний;

в) повышения гетерозиготности популяции;

г) снижения численности насекомых.

11. В результате длительной конкуренции двух видов растений скорее всего произойдет следующее:

а) вымирание одного из видов;

б) вымирание обоих видов;

в) прогрессивная эволюция обоих видов;

г) эволюция одного из видов.

12. Быстрее всего приводит к смене биогеоценоза:

а) распространение в нем инфекционных заболеваний;

б) загрязнение выделениями источников питания;

в) повышенное количество осадков;

г) деятельность человека.

13. Укажите правильно составленную пищевую цепь :

а) клевер — ястреб — шмель — мышь;

б) клевер — шмель — мышь — ястреб;

в) шмель — мышь — ястреб — клевер;

г) мышь — клевер — шмель — ястреб.

14. Природные территории, на которых запрещена хозяйственная деятельность человека с целью восстановления численности популяций редких видов растений и животных, представляют собой

б) ботанические сады

г) полезащитные лесные полосы

15. В агроэкоситеме пшеничного поля, в отличие от экосистемы луга,

а) имеются продуцены, консументы, редуценты

б) замкнутый круговорот веществ

в) длинные цепи питания

г) небольшое число видов

16. Большое разнообразие видов в экосистеме, разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ - основа

а) устойчивого развития экосистемы

б) колебания численности популяций

в) появления новых видов

г) расселения видов в другие экосистемы

17. Водоросли - важный компонент водной экосистемы, так как они

а) препятствуют накоплению ила

б) выполняют роль редуцентов

в) поглощают минеральные вещества со дна водоема

г) обогащают воду кислородом и создают органические вещества

18. Какой из организмов является консументом ?

б) сосна г) кувшинка

19. Примером смены экосистемы служит

а) отмирание надземных частей растений зимой на лугу

б) сокращение численности хищников в лесу

в) изменение внешнего облика лесного сообщества зимой

г) зарастание водоема

20. Найдите неверное утверждение. Агроценозы в отличие от природных сообществ :

а) существуют только с помощью человека;

б) не поддерживают свое существование;

в) состоят из малого числа видов;

г) повышают плодородие почвы.

21. Из приведенных примеров к цепи разложения относится:

а) растения — овца — человек;

б) растения — кузнечики — ящерицы — ястреб;

в) фитопланктон — рыбы — хищные птицы;

г) силос — дождевые черви — бактерии.

22. Обычно первыми поселяются на скалах:

б) накипные лишайники;

в) травянистые растения;

23. В каждой экосистеме происходит саморегуляция, которая проявляется в том, что

а) ни один вид не уничтожается полностью другим видом

б) в ней постоянно происходит колебание численности видов

в) одни виды вытесняют другие, менее приспособленные

г) на смену менее устойчивой экосистемы приходит более устойчивая

24. Одним из признаков агроценоза является :

а) полное отсутствие в агроценозе естественного отбора;

б) отсутствие генетических изменений у растений;

в) пониженная способность растении к борьбе с вредителями;

г) высокая степень изменчивости организмов.

25. Поле следует считать агроценозом, так как в нем, в отличие от природного биогеоценоза,

а) имеются цепи питания

б) преобладают монокультуры

в) происходит круговорот веществ

г) обитают различные виды .

1. Установите последовательность смены биоценозов .

2) смешанный лес

4) березовая роща

2.Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что (выбери несколько верных ответов)

1. численность деревьев сокращается в результате лесного пожара

2. волки ограничивают рост численности кабанов

3. массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев

4. численность белок зависит от урожая семян ели

5. популяция кабанов полностью уничтожается волками

6. совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

3 .Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).

1. Симбиоз А) человек и таракан

2. Квартиранство Б) тля и роза

3. Паразитизм В) овца и коза

4. Конкуренция Г) азотфиксирующие бактерии и горох

Д) человек и аскарида

Ж) рак- отшельник и актиния

З) цапля и журавль

4. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой клет­ки и цар­ством организмов, для ко­то­ро­го она свойственна. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу но­ме­ра вы­бран­ных ответов.

А) ядер­ное ве­ще­ство не от­де­ле­но от цитоплазмы

Б) име­ют­ся хлоропласты

Г) кле­точ­ная обо­лоч­ка об­ра­зо­ва­на клетчаткой

Д) при не­бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях об­ра­зу­ют споры

Е) ри­бо­со­мам свой­ствен­ны самые мел­кие размеры

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

1. Один взрослый дуб обыкновенный дает примерно 5000 желудей, но прорастут и доживут до половозрелости всего примерно 0.2%. Рассчитайте, сколько желудей прорастут во взрослые растения. Как вы думаете, почему такая маленькая выживаемость потомства? Ответ аргументируйте. Составьте 1 пищевую цепочку с дубом обыкновенным, которая включает не мене 4 звеньев.

2. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни? Ответ аргументируйте.

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 155.00 руб.


ЕГЭ. Биология. Словарь-справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 155.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 6 класс

350 руб. 197.00 руб.


350 руб. 188.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология. Тренировочные варианты

350 руб. 188.00 руб.


Один день из жизни мозга. Нейробиология сознания от рассвета до заката

350 руб. 674.00 руб.


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. 7класс. Рабочая тетрадь №2.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. 8класс. Рабочая тетрадь №2.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. 8класс. Рабочая тетрадь №1.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. Рабочая тетрадь

350 руб. 158.00 руб.


Биология. 7класс. Рабочая тетрадь №1

350 руб. 162.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Бесплатный
Дистанционный конкурс "Стоп коронавирус"





  • Ермоленко Лилия НиколаевнаНаписать 23 04.04.2020

Номер материала: ДБ-1093224

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    22.03.2020 62
    18.03.2020 11
    13.03.2020 8
    12.03.2020 23
    11.03.2020 11
    25.02.2020 34
    15.01.2020 1172
    13.01.2020 26

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Экосистема (греч. oikos - жилище) - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему.

Вы можете встретить синоним понятия экосистема - биогеоценоз (греч. bios - жизнь + geo - земля + koinos - общий). Следует разделять биогеоценоз и биоценоз. В понятие биоценоз не входит компонент окружающей среды, биоценоз - совокупность исключительно живых организмов со связями между ними.

Совокупность биогеоценозов образует живую оболочку Земли - биосферу.


Организмы, населяющие биогеоценоз, по своим функциям разделены на:

    Продуцентов

Растения, преобразующие энергию солнечного света в энергию химических связей. Создают органические вещества, потребляемые животными.

Животные - потребители готового органического вещества. Встречаются консументы I порядка - растительноядные организмы, консументы II, III и т.д. порядка - хищники.

Это сапротрофы (греч. sapros - гнилой + trophos - питание) - грибы и бактерии, а также некоторые растения, которые разлагают останки мертвых организмов. Редуценты обеспечивают круговорот веществ, они преобразуют накопленные организмами органические вещества в неорганические.


Продуценты, консументы и редуценты образуют в экосистеме так называемые трофические уровни (греч. trophos - питание), которые тесно взаимосвязаны между собой переносом питательных веществ и энергии - процессом, который необходим для круговорота веществ, рождения новой жизни.

Взаимоотношения между организмами разных трофических уровней отражаются в пищевых цепочках (трофических цепях), в которых каждое предыдущее звено служит пищей для последующего звена. Поток энергии и веществ идет однонаправленно: продуценты → консументы → редуценты.


Трофические цепи бывают двух типов:

  • Пастбищные - начинаются с продуцентов (растений), производителей органического вещества
  • Детритные (лат. detritus - истертый) - начинаются с органических веществ отмерших растений и животных


В естественных сообществах пищевые цепи часто переплетаются, в результате чего образуются пищевые сети. Это связано с тем, что один и тот же организм может быть пищей для нескольких разных видов. Например, филины охотятся на полевок, лесных мышей, летучих мышей, некоторых птиц, змей, зайцев.

Экосистемы обладают важным свойством - устойчивостью, которая противостоит колебаниям внешних факторов среды и помогает сохранить экосистему и ее отдельные компоненты. Устойчивость экосистемы обусловлена:

  • Большим разнообразием обитающих видов
  • Длинными пищевыми цепочками
  • Разветвленностью пищевых цепочек, образующих пищевую сеть
  • Наличием форм взаимоотношений между организмами (симбиоз)


Экологическая пирамида представляет собой графическую модель отражения числа особей (пирамида чисел), количества их биомассы (пирамида биомасс), заключенной в них энергии (пирамида энергии) для каждого уровня и указывающая на снижение всех показателей с повышением трофического уровня.

Существует правило 10%, которое вы можете встретить в задачах по экологии. Оно гласит, что на каждый последующий уровень экологической пирамиды переходит лишь 10% энергии (массы), остальное рассеивается в виде тепла.

Представим следующую пищевую цепочку: фитопланктон → зоопланктон → растительноядные рыбы → рыбы-хищники → дельфин. В соответствии с изученным правилом, чтобы дельфин набрал 1кг массы нужно 10 кг рыб хищников, 100 кг растительноядных рыб, 1000 кг зоопланктона и 10000 кг фитопланктона.


Агроценоз - искусственно созданный биоценоз. Между агроценозом и биоценозом существует ряд важных отличий. Агроценоз характеризуется:

  • Преобладает искусственный отбор - выживают особи с полезными для человека признаками и свойствами
  • Источник энергии - солнце (открытая система)
  • Круговорот веществ - незамкнутый, так как часть веществ и энергии изымается человеком (сбор урожая)
  • Видовой состав - скудный, преобладают 1-2 вида (поле пшеницы, ржи)
  • Устойчивость экосистемы - снижена, так как пищевые цепочки короткие, пищевые сети неразветвленные
  • Биомассы на единицу площади - мало


Биоценоз характеризуется:

  • Преобладает естественный отбор - выживают наиболее приспособленные особи
  • Источник энергии - солнце (открытая система)
  • Круговорот веществ - замкнутый
  • Видовой состав - разнообразный, тысячи видов
  • Устойчивость экосистемы - высокая, так как пищевые цепочки длинные, разветвленные
  • Биомассы на единицу площади - много


Любой организм в экосистеме находится под влиянием определенных факторов, называемых экологическими факторами. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.

    Абиотические (греч. α — отрицание + βίος — жизнь)

К абиотическим факторам относятся факторы неживой природы. Существуют физические - климат, рельеф, химические - состав воды, почвы, воздуха. В понятие климата можно включить такие важные факторы как освещенность, температура, влажность.


К биотическим факторам относятся все живые существа и продукты их жизнедеятельности. Например: хищники регулируют численность своих жертв, животные-опылители влияют на цветковые растения и т.д. Это и самые разнообразные формы взаимоотношений между животными (нейтрализм, комменсализм, симбиоз).


К антропогенным факторам относится влияние человека на окружающую среду в процессе хозяйственной и другой деятельности. Человек "разумный" (Homo "sapiens") вырубает леса, осушает болота, распахивает земли - уничтожает дом для сотен видов животных.

В результате деятельности человека произошли глобальные изменения: над Антарктикой появились "озоновые дыры", ускорилось глобальное потепление, которое ведет к таянию ледников и повышению уровня мирового океана.


За миллионы лет эволюции растения и животные вырабатывают приспособления к тем условиям среды, где они обитают. Так у алоэ, растения живущего в засушливом климате, имеются толстые мясистые листья с большим запасом воды на случай засухи. У каждого организма вырабатывается своя адаптация.

Формируются привычные биологические ритмы (биоритмы): организм адаптируется к изменениям освещенности, температуры, магнитного поля и т.д. Эти факторы играют важную роль в таких событиях как сезонные перелеты птиц, осенний листопад.


Если адаптация не вырабатывается, или это происходит слишком медленно по сравнению с другими видами, то данный вид подвергается биологическому регрессу: количество особей и ареал их обитания уменьшаются и со временем вид исчезает. Иногда деятельность человека играет решающий фактор в исчезновении видов.


Если фактор оказывает на жизнедеятельность организма благоприятное влияние (отлично подходит для животного/растения), то про фактор говорят - оптимальный, значение фактора в зоне оптимума. Зона оптимума - диапазон действия фактора, наиболее благоприятный для жизнедеятельности.

За пределами зоны оптимума начинается зона угнетения (пессимума). Если значение фактора лежит в зоне пессимума, то организм испытывает угнетение, однако процесс жизнедеятельности может продолжаться. Таким образом, зона пессимума лежит в пределах выносливости организма. За переделами выносливости организма происходит его гибель.


Фактор, по своему значению находящийся на переделе выносливости организма, или выходящий за такое значение называется ограничивающим (лимитирующим). Существует закон ограничивающего фактора (закон минимума Либиха), гласящий, что для организма наиболее значим фактор, который более всего отклоняется от своего оптимального значение.

Метафорически представить этот закон можно с помощью "бочки Либиха". Смысл данной метафоры в том, что вода при заполнении бочки начинает переливаться через наименьшую доску, таким образом, длина остальных досок уже не играет роли. Так и наличие выраженного ограничивающего фактора сводит на нет благоприятность остальных факторов.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Инфекционные заболевания

Читайте также:
  1. A) смесь живого вещества и косного вещества
  2. II. ХИМИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ, ПРИМЕНЕНИЕ В ВЕТЕРИНАРИИ
  3. Агрегатные состояния вещества
  4. Агрегатные состояния вещества. Характер теплового движения в этих состояниях. Особенности теплового движения в различных агрегатных состояниях вещества.
  5. Агроценоз (агроэкосистема), его отличие от биогеоценоза. Круговорот веществ в агроценозе и пути повышения его продуктивности.
  6. Альтернативные источники энергии.
  7. Альтернативные способы получения и преобразования энергии.
  8. Альтернативные способы получения электрической энергии.
  9. Амфотерные соединения неорганических и органических веществ
  10. Анализ структуры потерь электроэнергии