Паразитические простейшие значение простейших урок


Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Документы в архиве:

Название документа 7 класс Простейшие.doc

Тема: Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших. (слайд №2)

Цель урока: расширить представления о животном мире, показать общее в растительных и животных организмах; показать связь науки с практикой, показать что простейшие - одноклеточные организмы. (слайд №2)

сформировать современное представление о многообразии простейших, их происхождении, классификации, значении в природе и в жизни человека;

выявить основные отличия между представителями различных классов простейших.

развивать у учащихся умения выделять главное, выбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

развивать логическое мышление.

воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

профилактика заболеваний вызванных простейшими (слайд №3)

Биологические понятия: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

по методам – комбинированный.

Структура: 1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов

7. Оценки за урок

1.1.Психологический настрой учащихся.

1.2. Готовность учителя к уроку.

1.3. Мобилизирующее начало урока. Сегодня мы приступаем к изучению разделов зоологии. (тема урока, постановка цели и задач урока).

2. Актуализация знаний учащихся

2.1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного:

Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте с вами вспомним о чем говорили на прошлом уроке.

1.Как называется наука, изучающая животных? (зоология)

2.Перечислите признаки свойственные животных?(питание, дыхание, рост, размножение)

3.Чем отличаются животные от растений?

4.Что такое вид? (это группа особей имеющая сходное строение, обитающая на одной территории свободно скрещивающаяся между собой и дающая плодовитое потомство)

5.Какие основные систематические категории вы знаете? (род, вид, класс, отдел, царство, семейство…)

6. Каково значение зоологических знаний? (разведение ценных пород, одомашнивание диких животных, разработка биологических мер борьбы с вредителями…..)

3. Изучение нового материала

Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков.

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

- Как вы думаете? Где обитают эти животные.

(в воде, во влажной почве, и в органах других организмов)

Изучение обитателей водоема с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие организмы, которые не имеют зеленой окраски. В 1676 г. Антони Ван Левенгук – открыл одноклеточные организмы, которые состояли из одной клетки - это были простейшие или подцарство одноклеточные. В настоящее время известно около 70000 видов простейших. (слайд №4 )

Все они имеют одну клетку состоящую из ( оболочка, цитоплазма, вакуоли, ядро, пластиды ); строение каких клеток вам это напоминает? (растений)

Но в чем отличие растений от одноклеточных организмов? (клетка растений в своем строений имеет зеленые пластиды, которые называются (хлоропластами), а у одноклеточных животных их нет), но есть промежуточные животные которые на свету питаются как растения в процессе фотосинтеза образуются питательные вещества, а в темноте как животные - запасом питательных веществ

Царство животных делится на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным, или простейшим относятся животные тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование.

Подцарство одноклеточные подразделяется на типы: Саркожгутиконосцы, споровики и инфузории, а типы в свою очередь подразделяются на классы. (слайд № 5 )


Цель урока: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний о многообразии простейших, определение их роли в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, сформировать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

2. Развивающие:

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

Скачать:

Вложение Размер
urok.doc 111 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Цель урока: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний о многообразии простейших, определение их роли в природе и жизни человека.

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, сформировать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

  • воспитывать бережное отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

  • изучения и первичного закрепления новых знаний
  • комплексного применения ЗУН
  • обобщения и систематизации знаний

I Организационный момент.

Приветствие класса (10сек.)

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелаем успеха себе и своим друзьям. Мы одна команда и я надеюсь на нашу совместную плодотворную работу в течении всего урока.

II. Основная часть урока

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного

1. Систематика простейших.

  1. Какое царство живых организмов мы изучаем? (Животные)
  2. Какие подцарства к ним относятся? (Одноклеточные и многоклеточные)
  3. Какое подцарство мы изучаем? (Простейшие или Одноклеточные)

Какие типы и классы подцарства Простейших мы изучили?

  1. С какими представителями подцарства мы познакомились? (Амёба Протей, Эвглена Зелёная, Инфузория Туфелька)

Составить классификацию простейших животных ( Слайд 1)












II Актуализация знаний.

Вспомним отличительные особенности строения простейших, выполнив следующие задания. К сегодняшнему уроку группа учащихся готовила проект по созданию макетов простейших

1. У доски 1 ученик отчитывается по заданию к проекту.

Задание для проекта. Сделать модель амёбы, эвглены и инфузории-туфельки.

Из ватмана изготовлены отдельные органоиды клеток и контуры самих клеток простейших. (Прикрепляются при помощи магнитов).

Из имеющихся макетов составить модели клеток амёбы, инфузории и эвглены.

Предлагаю ученику рассмотреть микропрепарат под микроскопом и назвать организм, который он увидит. Объяснить по каким признакам он его определил.

Эвглена зеленая (имеет зеленый цвет на свету и жгутик)

3. Каждый ученик заполнит таблицу, поставив крестик там, где верный ответ.

Учащиеся обмениваются таблицами, и осуществляется взаимопроверка.

Ответы сверьте с таблицей на экране и поставьте оценку товарищу. (Приложение. Слайд 2) .

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?



























Описание презентации по отдельным слайдам:

БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС &36. ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ПРОСТЕЙШИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ

Паразиты – жизненные формы за счёт организма хозяина, приносящие ему вред и существующие до момента гибели этого организма.

I. Дизентерийная Амёба

Амёбиоз – болезнь вызываемая. Клетка Амёбы внедряется в стенки кишечника и питается кровью, образуя язвы в местах прикрепления.

Сонная болезнь – вызываемая болезнь. Паразиты крови и спинномозговой жидкости человека и животных. Муха Цеце - переносчик, обитает в Экваториальной Африке.

IV. Многожгутиковая Лямблия

Лямблиоз – вызываемая болезнь Следствие лямблиоза: нарушение пищеварения и всасывания, воспаление в 12-типёрстной кишке и печени.

Кокцидиоз – вызываемая болезнь. Обычно поражают молодых животных, имеют много разновидностей, каждая из которых приспособлена к жизни в конкретном хозяине.

Токсоплазмоз – вызываемая болезнь. Образуют цисты в мозге, глазах, внутренних органах.

VII. Малярийный Плазмодий

Малярия – вызываемая болезнь. Распространена в тропиках, обитают в крови, переносятся комарами. Сильная лихорадка, озноб, потеря эритроцитов.

IX. Значение простейших Численность в природе очень высока Биологическая очистка водоёмов Ценный корм для других форм жизни Помогают травоядным животным переваривать пищу Участвуют в почвообразований

Обитают в тёплых тропических морях. Из их останков формируются – осадочные породы – кремнистые глины, сланцы, трепел.

Оседая на дно океана их останки образуют отложения –голубой известняковый ил. Им покрыта третья часть мирового океана.

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 155.00 руб.


ЕГЭ. Биология. Словарь-справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 155.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 6 класс

350 руб. 197.00 руб.


350 руб. 188.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология. Тренировочные варианты

350 руб. 188.00 руб.


Один день из жизни мозга. Нейробиология сознания от рассвета до заката

350 руб. 674.00 руб.


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. 7класс. Рабочая тетрадь №2.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. 8класс. Рабочая тетрадь №2.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. 8класс. Рабочая тетрадь №1.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. Рабочая тетрадь

350 руб. 158.00 руб.


Биология. 7класс. Рабочая тетрадь №1

350 руб. 162.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Бесплатный
Дистанционный конкурс "Стоп коронавирус"





  • Николаев Евгений НиколаевичНаписать 1034 13.02.2019

Номер материала: ДБ-440753

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    12.02.2019 149
    12.02.2019 199
    12.02.2019 556
    12.02.2019 116
    11.02.2019 99
    08.02.2019 179
    05.02.2019 82
    05.02.2019 101

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:


Тип споровики включает около 2 тыс. видов простейших. Все представители данного типа являются паразитами, что нашло отражение в упрощении строения клетки. Паразитические простейшие – одноклеточные животные, которые живут за счёт других организмов, называемых хозяевами. Свободно существовать в окружающей среде вне хозяина споровики не могут.

Как и все паразитические простейшие, споровики не имеют сократительных вакуолей, у них отсутствуют какие-либо органоиды движения. Пищеварительных вакуолей у них тоже нет, поэтому питание происходит всей поверхностью тела. Другой характерной особенностью споровиков является сложный жизненный цикл со сменой хозяев. Хозяева паразитов – различные позвоночные и беспозвоночные животные (черви, насекомые, млекопитающие), человек.

Обитают споровики в органах пищеварения, выделения, размножения и в крови животных и человека.


Они разрушают ткани хозяина, отравляют организм своими ядовитыми выделениями, вызывают различные заболевания, которые зачастую могут приводить к гибели.

Для человека опасны споровики, которые являются возбудителями малярии. Это малярийный плазмодий. На определённых стадиях своего развития он паразитирует на эритроцитах – красных клетках крови человека. В организме человека развиваются плазмодии трёх видов, которые являются возбудителями самой распространённой трехдневной малярии, четырехдневной малярии и наиболее опасной тропической малярии. Все виды широко распространены в странах с тропическим, субтропическим климатом и экваториальным климатом. Малярийные комары живут в районах, где не бывает низких температур и выпадает много осадков.


Малярийный плазмодий имеет микроскопические размеры, распространяется малярийными комарами. Переносчиками паразита являются только самки, которым для развития яиц необходимо насосать крови. И, как говорилось ранее, у человека вызывает опасное заболевание – малярию.

Рассмотрим жизненный цикл малярийного плазмодия.


В организме комара плазмодии размножаются в его кишечнике и скапливаются в слюнных железах.

При укусе вместе со слюной комара в кровь человека проникают малярийные плазмодии. Попав в кровяное русло, они разносятся по всему телу. В клетках крови они питаются, растут, размножаются, разрушают клетки крови человека, выделяют ядовитые вещества.

После разрушения эритроцита, плазмодии оказываются в крови, и у человека начинается приступ лихорадки – повышается температура, появляются озноб и слабость, мышечные и головные боли. В течение нескольких часов температура повышается до 40 °С. Продолжительность приступа невелика, и через 6 -8 часов температура снижается до нормальной. Прекращение симптомов происходит из-за того, что плазмодии не находятся долго в крови, а проникают в новые эритроциты. Приступы повторяются через каждые два-три дня, и это ведёт к истощению организма.


Малярийных паразитов комар всасывает с кровью зараженного человека.

Всемирной организацией здравоохранения разработаны и реализованы меры борьбы с малярией:


Поэтому теперь от малярии умирает гораздо меньше людей, чем раньше.

К споровикам относится паразит грегарина. Грегарина является внеклеточным паразитом различных беспозвоночных, прежде всего насекомых. Тело этих простейших имеет продолговатую форму или реже округлую форму. На переднем конце тела грегарины имеют структуру с выростами и крючочками, позволяющую паразиту прикрепляться к стенке органа хозяина. Далее следует передний отдел и задний, несущий ядро.


Характерные признаки класса Споровики:

· отсутствуют органоиды движения;

· отсутствуют сократительная и пищеварительная вакуоли;

· постоянная форма тела;

· гетеротрофный тип питания;

· сложный цикл развития.

Кроме споровиков к паразитическим простейшим относятся некоторые представители саркодовых, жгутиковых и инфузорий. Рассмотрим некоторых представителей данных групп.


К паразитическим жгутиковым относятся лямблия, трихомонада, трипаносома.


Лямблии поражают кишечник, печень и половые железы человека. Клетка лямблии похожа на разрезанную пополам грушу, имеет 2 ядра и 8 жгутиков. Она попадает в организм человека в виде цист. Заражение человека происходит при употреблении в пищу плохо вымытых фруктов и овощей, при несоблюдении правил личной гигиены. Заражение лямблиями вызывает заболевание лямблиоз, которое сопровождается кишечными расстройствами.



Значение простейших в природе и жизни человека

Рассмотрим значение простейших. Несмотря на малые размеры тела, простейшие имеют большое значение в природе и жизни человека.

· Они участвуют в круговороте веществ;

· Поедают бактерий, тем самым обеспечивают биологическую очистку водоёмов;

· служат пищей головастикам, малькам рыб и другим водным животным;

· В морях и океанах раковины фораминифер, оседая на дно, образуют горные породы и залежи известняка;

· Являются возбудителями паразитарных заболеваний человека и животных.

Тема. Разнообразие и значение простейших.

Цель: ознакомить учащихся с разнообразием простейших, рассказать о роли простейших в экосистемах и их значение для человека.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать разнообразие простейших, их роль в экосистемах и значение для человека.

Базовые понятия и термины: фораминиферы, радиолярии, споровики, инфузории, значение простейших.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

И. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Взгляните на мелок, которым пишут на доске. Скажите, имеет ли она какое-то отношение к одноклеточных животных?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Разнообразие простейших

Урок можно начинать с рассказа о фораминиферы, которые образовали залежи мела. Но большее внимание надо уделить паразитическим простейшим.

Рассказ о паразитические простейшие имеет важное практическое значение. Надо обратить внимание школьников на то, что знания могут защищать человека от болезней, потому что она способна предотвращать.

Много простейших живет в других организмах, питаясь за их счет и нанося им вреда, это явление называется паразитизмом. Например, в толстой кишке человека может жить дизентерийная амеба. Конечно она питается бактериями, не нанося человеку вреда. Такое явление, когда паразит находится в хозяине, но не вредит ему, называется носійством. Носитель амеб может их распространять. Амебы, что выходят с калом наружу, переходят в состояние цисты. Цисты во внешней среде долго сохраняют жизнеспособность. Если нечистоплотный человек случайно перенесет грязными руками цисту на еду и проглотит ее, то в кишечнике амеба выходит из цисты и начнет размножаться.

За определенных условий дизентерийные амебы проникают в оболочку кишечника и начинают питаться клетками крови. Кишечник от этого покрывается язвами и пищеварения нарушается. Это приводит к кровавому поносу. Больной человек выделяет до 300 миллионов цист в день. Носительство дизентерийной амебы часто встречается и в нашей стране, хотя в острую форму эта болезнь переходит редко.

Одна из наиболее опасных болезней, которая передается кровососами, — малярия, которая встречается во влажных и теплых регионах планеты. В начале XX века на малярией болели сотни миллионов людей в год. Возбудитель малярии — малярийный плазмодий, которого включают в тип Споровики. Переносчик малярийного плазмодия — малярийный комар. Половое размножение и спорообразование плазмодия происходит в его теле, а бесполое размножение — в теле человека. Плазмодии, которые проникли в человека через укус комара, сначала размножаются в клетках печени, а затем в клетках крови. Периодически зараженные плазмодиями кровяные тельца разрушаются, и в кровь поступает множество паразитов, которые проникают в новые клетки. Именно в этот время человек испытывает приступ болезни.

Знания о том, как развиваются и размножаются паразитические простейшие, помогают человеку защищаться от вызванных ими болезней.

Разговор о паразитических животных будет продолжена в следующих темах, например, в теме, посвященной паразитическим червам — гельмінтам.

2. Роль простейших в экосистемах и их значение для человека

Простейшие играют важную роль в природе и жизни человека. Они являются пищевой базой для многих организмов. Сами же в водоемах они питаются бактериями и гниющими веществами, то есть играют роль санитаров. Много видов служит индикаторами чистоты воды. Некоторые простейшие, имеющие раковину (морские саркодові), берут участие в образовании залежей известняков и являются направляющими ископаемых при разведке нефти и др. Почвенные простейшие влияют на почвообразующие процессы.

В то же время известно достаточно большое количество видов паразитических простейших — возбудителей тяжелых заболеваний человека. Среди простейших много возбудителей опасных заболеваний сельскохозяйственных животных. Установлено, что малярией болеет много птиц, в том числе домашние — куры, утки, гуси, в крови которых были обнаружены плазмодии. Другие представители споровиків — кокцидии — паразитируют в клетках эпителия кишечника и печени кроликов, крупного рогатого скота и домашней птицы, вызывая заболевания кокцидиоз, что причиняет существенный вред сельскому хозяйству.IV .Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники рассматривают рисунки на с. 45, 46 и знакомятся с фораминиферами и радіоляріями. Затем они читают текст о малярийный плазмодий на с. 47.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 3, 4 на с. 48.

Работа с тетрадью

V .Самостоятельная работа учащихся

В тетради [3, с. .14, 15] ученики выполняют задания.

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII .Домашнее задание

В учебнике [1] прочитать §11, ответить на вопросы 1, 2, 5 после параграфа на стр. 48.

В тетради [3, с. 12, 13] выполнить задание.

МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ. ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Начиная из этой темы, школьники переходят к изучению многоклеточных животных. Они знакомятся с общей характеристикой и разнообразием многоклеточных животных, типу Губки и типу Кишковопорожнинні, выясняют роль кишечнополостных в экосистемах и их значение для человека.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.