Класс сосальщики и ленточные черви урок в 7 классе


Тип урока - изучение нового материала

На предыдущем уроке обучающиеся изучили свободноживущих плоских червей на примере планарии белой, сформировали знания о строении, образе жизни свободноживущих плоских червей.

Цель: формирование знаний об особенностях индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика, о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами класса Сосальщики.

Ход урока по биологии в 7 классе .

1. Организационный момент.

– Здравствуйте , ребята! Садитесь! Я очень рада всех вас видеть.

Ответы детей: организм, изображённый на доске очень похож на свободноживущего плоского червя белую планарию. (ответы детей).

Учитель: Действительно, этот организм очень напоминает червя белую планарию, которая относится к типу Плоские черви. Значит и неизвестный вам организм тоже относится к типу плоские черви, это очень опасный плоский червь – паразит, класса сосальщиков - печёночный сосальщик. Чем он опасен и как защитить себя от поражения червём мы с вами узнаем на уроке.

3.Изучение нового материала.

3.1. Особенности плоского червя – паразита.

Ответы детей: Потому что все эти черви обитают в различных органах, различных организмов.

Учитель: Совершенно верно. Всех этих червей называют эндопаразитами – это паразиты, развивающиеся в нутри тела хозяина .

Эндопаразитических червей называют гельминтами, а наука которая изучает гельминтов называют гельминтологией. Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.

Ответы детей: ротовая и брюшная присоски.

Учитель: Конечно, мы с вами впервые столкнулись с такими образованиями, как присоски. В своей обычной повседневной жизни вы все встречались с присосками. Они представлены у вас на столе. А для чего же они нужны? (показываю присоску)

Ответы детей: закрепить какой – нибудь предмет к нужной поверхности.

Учитель: попробуйте и прикрепите присоску к парте. Крепко держится? Так какую же функцию выполняют присоски печёночного сосальщика?

Ответы детей: это органы прикрепления, позволяющие червю крепко и надёжно закрепиться на внутренний органах – организма хозяина.

Учитель: Верно, эти особенные органы прикрепления, свойственные только червям - паразитам.

3.2 Цикл развития печеночного сосальщика

Учитель: Так как печёночный сосальщик является эндопаразитом, который паразитирует в организме не только овец и коров, но и в организме человека. При заражении печёночным сосальщиком у человека наблюдаются такие симптомы:

Ответы детей: корова и человек – основной хозяин, улитка - промежуточный.

Печеночный сосальщик
1. Промежуточный хозяин Моллюски
2. Окончательный хозяин Корова, овца, человек
3. Пораженный орган Печень
4. Пути заражения Сырая вода, прибрежная растительность

Обсуждение результатов заполнения таблицы.

3. 3 Способы заражения и методы защиты от заражения паразитическими червями .

Учитель: Молодцы! Все справились с заданием, теперь вы абсолютно точно сможете мне перечислить пути заражения паразитическим червём - печёночным сосальщиком.

Ответы детей: 1. Сырая вода и вода из водоёмов

В воде и на прибрежной растительности могут находиться цисты печёночного сосальщика, которые при попадании в организм разрушаются и начинают паразитировать в организме.

Учитель: Да, именно такими способами происходит заражение червём паразитом - печёночным сосальщиком. Для того, что бы этого не произошло, мы все должны соблюдать правила защиты. Перечислите эти правила

(Обращаюсь к доске, где перечислены правила защиты от заражения паразитическим червём — печёночным сосальщиком).

- Соблюдение правил личной гигиены. Мойте руки перед едой, после работы с землёй, ухода за животными, посещения туалета.

- Важное значение имеет очистка питьевой воды. Не пейте сырую воду, особенно из открытых водоемов.

- Максимально тщательно мойте и по возможности обдавайте кипятком зелень, овощи и фрукты, подаваемые к столу в сыром виде.

Учитель: В качестве закрепления, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов теста, каждый вопрос предполагает только один верный ответ. Ответы запишите в бланки ответов, которые находятся у вас на столе. Приступайте.

А теперь поменяйтесь бланками ответов с соседом по парте и проведите взаимоконтороль с выставлением оценок. Ответы на доске. Теперь верните работу хозяину и вложите их в тетрадь.

Все справились с заданиями? Молодцы!

Ответы детей: Ребёнок заражён плоским паразитическим червём

Учитель: Можно было бы предотвратить заражение паразитом?

Ответы детей: Конечно, если бы ребёнок соблюдал правила защиты от заражения паразитическим червём-печёночным сосальщиком.

Учитель: Давайте ещё раз вспомним эти правила.

Ответы детей: Перечисляют правила

Что же нового вы узнали сегодня на уроке?

6. Домашнее задание

Всем спасибо за отличную работу! Урок окончен!

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

  1. Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.
  2. Развивающая: развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитательная: познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.

  1. Повторение пройденного материала. Тест.
  2. Изучение нового материала:
    • основные признаки плоских червей-паразитов;
    • печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика;
    • ленточные черви; черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня;
    • приспособления к паразитизму;
    • вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
  3. Закрепление. Сравнение свободноживущих и паразитических плоских червей.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

1) Назовите номера названий органов и их частей, соответствующих определенной системе организма плоских червей.

Пищеварительная система: _______ 3, 5, 8 _______

Выделительная система: _______1, 4 _______

Нервная система: _______6, 9, 10 _______

Половая система: _______2, 7 _______

  1. Разветвленные канальцы.
  2. Семенники.
  3. Ротовое отверстие.
  4. Звездчатые клетки.
  5. Глотка.
  6. Нервные узлы.
  7. Яичники.
  8. Кишка.
  9. Нервные стволы.
  10. Мозговые ганглии.

2) Прочитайте приведенные ниже признаки, характерные:

А) Для кишечнополостных _______1, 3, 6, 7 _______

Б) Для плоских червей _______2, 4, 5, 1 _______

  1. Тело состоит из двух слоев клеток.
  2. Тело состоит из трех слоев клеток.
  3. Симметрия лучевая.
  4. Симметрия двусторонняя.
  5. Имеется кожно-мускульный мешок.
  6. Нет тканей и органов.
  7. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Б) Тест (письменно).

Выберите верные утверждения:

  1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.
  2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.
  3. Среди плоских червей есть паразитические формы.
  4. Плоские черви имеют органы чувств.
  5. У плоских червей появляется кровеносная система.
  6. Плоские черви раздельнополые.
  7. В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие.
  8. Планарии – хищники.
  9. Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
  10. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой.

Правильные суждения: 2, 3, 4, 8, 9, 10.

- Кто такие паразиты? Заглянем в Интернет!

Паразиты (греч. Parasitos – нахлебник, тунеядец) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

Строение тела

Органы и системы органов Класс Ресничные Класс Сосальщики Класс Ленточные черви Среда обитания. Свободноживущие. Паразитируют в желчных протоках печени и желчном пузыре. Паразитируют в кишечнике человека и животных. Строение тела. Тело плоское, листовидное, 50–70 см. Представляет собой кожно-мускульный мешок, промежутки между органами заполнены паренхимой. Выделяются передний и задний концы. На переднем имеются щупальцевидные выросты. Тело плоское, листовидное, 3–5 см. Имеются присоски, крючья, шипы. Тело лентовидное, от 1 мм до 10–30 м, членистое. Имеется головка с присосками, шейка, членики. Нервная система. Представлена нервными узлами, мозговыми ганглиями, нервными стволами. Отсутствует. Отсутствует. Органы чувств. Кожные реснички, щупальцевидные выросты, светочувствительные глазки. Отсутствует. Отсутствует. Пищеварительная система. Ротовое отверстие – глотка-кишка. Остатки удаляются через ротовое отверстие. Есть кишка. Отсутствует. Выделительная система. Разветвленные канальцы, заканчивающиеся в паренхиме звездчатыми клетками. Хорошо развита. Хорошо развита. Дыхательная система. Дышат всей поверхностью тела. Отсутствует. Отсутствует. Кровеносная система. Отсутствует. Отсутствует. Отсутствует. Половая система. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Образуется огромное количество яиц.

2) Печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика.

(Рассказ ученика о цикле развития печеночного сосальщика.)

Сосальщики – исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике, печени, желчном пузыре позвоночных, прикрепляясь двумя присосками – ротовой и брюшной. У них тело листовидной формы. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. В связи с паразитическим образом жизни, у сосальщиков отсутствуют нервная система и органы чувств. Также они не имеют дыхательную и кровеносную системы. У них хорошо развиты выделительная система, половая система. Они откладывают огромное количество яиц. У

сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей – 0,3 мм–7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.

Схема развития сосальщика через смену хозяев и чередование поколений

Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение. Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина – позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь.

3) Ленточные черви. Черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня.

(Рассказ ученика о цикле развития бычьего цепня.)

Класс Ленточные черви.

Ленточные черви – паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей – отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников (проглоттид). В каждом членике развиваются 1, реже 2, гермафродитных половых системы. У ленточных червей отсутствуют нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов, органы чувств. Размеры взрослых червей – от 3 мм до 25–30 м. Известно около 3000 видов ленточных червей.

Жизненный цикл бычьего цепня. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин – крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до 175 тысяч яиц.

4) Приспособления к паразитизму.

(Устная работа.) Информация в Интернете!

  1. Плоская форма тела для удобного расположения в теле хозяина.
  2. Наличие присосок, шипов, крючьев для укрепления.
  3. Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).
  4. Отсутствие дыхательной системы.
  5. Отсутствие нервной системы и органов чувств.
  6. Хорошо развитая половая система, откладывают огромное количество яиц.
  7. Стойкие антиферментные свойства.

5) Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

Работа в Интернете (устная работа).

Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.

Запоры. Глисты благодаря своей форме и размерам могут механически закрывать некоторые протоки, просвет кишок. Обильная глистовая инфекция может закрыть общие желчные и кишечные протоки, что приводит к редким и затрудненным испражнениям.

Понос. Ряд паразитов, особенно протозойные, производят гормоноподобные вещества, ведущие к потере натрия и хлоридов, что, в свою очередь, приводит к частым водянистым испражнениям. Таким образом, понос при паразитической инфекции является функцией паразита, а не попыткой организма избавиться от присутствующей в нем инфекции или неправильного питания.

Газы и вздутие. Ряд паразитов проживает в верхней тонкой кишке, где вызванное ими воспаление приводит к вздутию и газам. Проблема может усугубиться при потреблении трудно перевариваемых продуктов типа фасоли или сырых фруктов и овощей.

Гастрокишечный синдром. Паразиты могут раздражать и вызывать воспаление стенок кишечника, что ведет к целому ряду гастрокишечных симптомов и незначительному усвоению жизненно необходимых питательных и особенно жировых веществ. Такое малое усвоение ведет к твердому калу и избытку жира в кале.

Боли в суставах и мышцах. Известно, что паразиты способны перемещаться по организму человека с целью оседания в наиболее удобных для их жизни местах, например в суставной жидкости и мышцах. Когда это происходит, человек испытывает боли, которые часто считают следствием артрита. Боли и воспаления суставов и мышц являются также результатом травмирования тканей, причиненного некоторыми паразитами, либо иммунной реакцией организма на их присутствие.

Аллергия. Паразиты могут раздражать, а иногда даже и пробивать оболочку кишок, что повышает риск проникновения в них крупных не переваренных молекул. Это может активизировать иммунный отклик организма в виде производства повышенных доз эозинофилов – одного из типов защитных клеток организма. Эозинофилы могут способствовать воспалению тканей организма, что приводит к аллергической реакции.

Проблемная кожа. Кишечные паразиты могут вызывать крапивницу, сыпи, экзему и другие кожные реакции аллергического характера. Язвы кожи, опухоли и болячки, папилломы и дерматиты могут быть результатом присутствия простейших микроорганизмов.

Анемия. Некоторые виды кишечных глистов присасываются к слизистой оболочке кишок и высасывают питательные вещества у хозяина. Находясь в большом количестве, они могут вызвать достаточно большую потерю крови, что приводит к недостатку железа (анемии). Анемию вызывает трихомонада и другие микропаразиты, которые питаются клетками крови. Трихомонада может питаться сперматозоидами, что вызывает импотенцию.

Гранулемы. Это опухолеобразные массы, обволакивающие разрушенные яйца паразитов. Чаще всего они образуются на стенках прямой и толстой кишки, но могут образовываться так же и в легких, печени, брюшной полости и матке.

Нервозность. Отходы обмена веществ и токсические вещества паразитов могут раздражать центральную нервную систему.

Нарушение сна. Частые пробуждения среди ночи, особенно между 2 и 3 часами ночи, тоже могут являться результатом попытки организма избавиться от токсических веществ через печень. Нарушения сна могут быть спровоцированы также ночным выходом некоторых паразитов через задний проход, что приводит к неприятным ощущениям и зуду. Одна из причин геморроя – развитие паразитов (остриц) под слизистой оболочкой прямой кишки.

Скрежетание зубами. Бруксизм – ненормальное скрежетание зубами, сжатие зубов и трение ими часто сопровождают паразитические инфекции. Эти симптомы особенно заметны у спящих детей.

Хроническая усталость. Симптомы хронической усталости включают в себя слабость, жалобы на гриппоподобные симптомы, апатию, депрессию, потерю концентрации внимания и плохую память. Эти симптомы могут быть вызваны паразитами, которые создают анемию, интоксикацию, недостаток питательных веществ в организме.

Иммунные нарушения. Паразиты ослабляют иммунную систему, понижая выделение иммуноглобулина А.

- Как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

Беседа с учащимися.

III. Закрепление изученного материала.

Выберите верный ответ

1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме:

А) малого прудовика;

Б) крупного и мелкого рогатого скота;

Г) волков и собак.

2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) взрослые паразиты размножаются;

В) сохраняются яйца;

Г) развиваются личинки.

3. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) развиваются личинки;

В) личинки питаются;

Г) живут только самки.

4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:

А) крупный рогатый скот;

Б) малый прудовик;

В) волк или собака;

5. Личинки бычьего цепня живут:

А) в пресных водоемах;

Б) в теле свиней и овец;

В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;

Г) в кишечнике собак и кошек.

6. Паразитические плоские черви откладывают яиц:

А) во много раз больше, чем свободноживущие;

Б) столько же, сколько свободноживущие;

В) намного меньше, чем свободноживущие.

Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6А.

Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

А) Молочно-белой планарии _______2, 4, _______

Б) Печеночного сосальщика _______1, 2, 3, 7 _______

В) Бычьего цепня _______1, 3, 5, 6 _______

  1. Ведут паразитический образ жизни.
  2. Листовидная форма тела.
  3. Имеют присоски, шипы, крючья.
  4. Свободноживущая форма.
  5. Тело лентовидное, поделено на членики.
  6. Паразитирует в кишечнике.
  7. Паразитирует в печени.

Учебник: с. 116–121, задания 67–71 в рабочей тетради.


Скачать:

Вложение Размер
konspekt.doc 553.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шарова Елена Владимировна – учитель биологии МОУ СОШ п. Прудовой Екатериновского района Саратовской области

Урок биологии в 7 классе

Тема: Тип Плоские черви. Печеночный сосальщик. Многообразие плоских червей.

Тип урока: Комбинированный.

Цель: сформировать знания об особенностях индивидуального развития червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами

  • Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями ;
  • Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.

Оборудование: учебник биологии; энциклопедический словарь юного биолога; книга для чтения по зоологии; мультимедийный проектор; интернет; информационные листы.

Содержание этапов урока:

Объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1, 2)

2. Актуализация знаний

Беседа по вопросам. Тест. (Слайды 3-6)

3. Изучение нового материала.

3.1. Особенности строения и развития печеночного сосальщика. Объяснение учителя. (Слайд 7- 9)

3.2.Рефлексия. (Слайд 10). Выполнение заданий, заполнение таблицы.

Динамическая пауза. Зарядка для глаз. Учащиеся слушают музыку, следят глазами за двигающимися фигурками. (Слайд 11)

  1. Класс Ленточные черви. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям. (Слайды 12-15)

3.4.Рассказ учителя. Разнообразие паразитических червей. Способы заражения и методы защиты. (Слайд 16) Обсуждение методов защиты от паразитических червей. (Слайд 17)

  1. Закрепление знаний.

Учащимся предлагается выполнить задание в информационном листе на выявление характерных признаков представителей разных классов типа Плоские черви. (Слайд 18). Взаимопроверка (Слайд 19)

Выставление оценок. Инструктирование по выполнению домашнего задания. (Слайд 20)

  1. учащиеся успешно справятся с выполнением тестовых заданий;
  2. учащиеся научатся воспринимать информацию из разных источников: из презентации, из сообщений товарищей, из учебника;
  3. формирование интереса к изучению биологии.

Формы организации работы детей:

  1. работа с информационным листом;
  2. индивидуальная работа по выполнению теста;
  3. просмотр презентации;
  4. работа с учебником и дополнительной литературой;
  5. заполнение таблиц.

Формы организации работы учителя:

  1. работа с учебником и дополнительной литературой;
  2. рассказ с демонстрацией презентации;
  3. беседа по итогам работы с учебником и дополнительной литературой;

Урок проводится в классе с использованием мультимедийного проектора.

  1. демонстрация собственной презентации;

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

Тема урока: Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Цель: сформировать знания об особенностях индивидуального развития червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами

  • Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями ;
  • Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник биологии; энциклопедический словарь юного биолога; книга для чтения по зоологии; мультимедийный проектор; интернет; информационные листы (приложение 1).

- объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1, 2)

  1. Актуализация знаний
  1. Вопрос. На основании каких признаков белую планарию относят к типу плоских червей? (Общая характеристика типа). (Слайд 3)
  2. Тест (Слайд 4) Учащиеся работают в информационных листах. По окончании работы выполняется взаимопроверка. (Слайд 5)
  3. Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей. (Слайд 6) Учащиеся делают вывод об усложнении организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными.

3. Изучение нового материала.

3.1. Особенности строения и развития печеночного сосальщика. Объяснение учителя.

К типу Плоских червей помимо класса Ресничных относятся также Сосальщики (трематоды) и Ленточные черви (цестоды). (Слайд 7)

В течение урока мы с вами будем работать для того, чтобы научиться защищать себя, свой организм от заражения гельминтами. Чтобы знать меры профилактики, необходимо изучить строение и циклы развития этих паразитов. (Слайд 8, 9) Цикл развития печеночного сосальщика сложный и заключает в себе смену хозяев и чередование поколений. Часть жизненного цикла связана с существованием в теле основного хозяина (корова, человек), другая часть в теле промежуточного хозяина.

3.2.Рефлексия. (Слайд 10) Задание:

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Тема: Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой типа плоских червей, особенностями их строения и жизнедеятельности в связи с паразитическим образом жизни; сформировать понятие о системах органов; раскрыть особенности строения ресничных червей, сосальщиков, ленточных червей; познакомить учащихся с мерами профилактики гельминтных заболеваний.

1. Фронтальная беседа.

2. Индивидуальный опрос.

На основании каких признаков животных объединяют в тип кишечнополостных?

3. Заслушивание сообщений о кишечнополостных животных.

Общая характеристика типа плоских червей: двусторонняя симметрия тела; кожно-мускульный мешок; системы органов (пищеварительная, выделительная, нервная, половая); размножение; развитие. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Отличительные признаки плоских червей:

1. тело сплющено в спинно-брюшном направлении;

2. двусторонняя симметрия;

3. снаружи тело ограничено кожно-мышечным мешком;

4. полость тела заполнена клеточной массой, в которой размещены внутренние органы;

5. нервная система представлена парным мозговым узлом, с несколькими продольными нервными стволами;

6. пищеварительная система состоит из передней кишки и слепо замкнутой средней кишки;

7. кровеносная и дыхательная системы отсутствуют (свободноживущие особи поглощают кислород через кожные покровы, паразитические – живут в бескислородной среде и извлекают энергию в ходе расщепления гликогена;

8. органы выделения – протонефрии ( они имеют вид канальцев, через которые удаляются наружу жидкие продукты обмена);

9. половая система гермафродитного типа;

10. паразитическим червям свойственен сложный цикл развития со сменой хозяина.

Гермафродиты – обоеполые животные.

Двусторонняя симметрия – тип симметрии, при котором возможно провести только одну ось, разделяющую тело на две равные части.

Класс Ресничные черви. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

Финна – пузырек с ввернутой внутрь головкой и шейкой.

Значение плоских червей. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

Среда обитания, способ жизни, передвижения

Особенности внешнего и внутреннего строения и развития

Роль в природе, значение

Класс Ресничные черви

Водные животные; передвигаются с помощью ресничек

Строение типичное для плоских червей

Планарии – хищники, питаются мелкими водными обитателями

Во внутренних органах животных; паразиты

Упрощение организации выражается в редукции органов чувств и упрощении нервной системы

Паразитируют на животных, снижают жизнеспособность приводят к гибели

Схема жизненного цикла печеночного сосальщика

яйцо --- личинка в теле ----свободноплава-

в воде прудовика ющая личинка

взрослая форма личинка на траве

в теле хозяина в состоянии цисты

Класс Ленточные черви

Обитают в организмах животных и человека

Отсутствует кишечник, органы чувств. Тело состоит из большого числа члеников

Заражая животных и человека, приносят вред здоровью

Схема жизненного цикла бычьего цепня

взрослый --- яйцо во ----- яйцо в пищевари-

червь внешней тельном тракте

с плохо прожа- личика в мышцах

ренным мясом – превращается в

в организм че- цисту

Промежуточный хозяин – организм, в котором развиваются и находятся некоторое время личинки червей.

Основной хозяин – организм, в котором живет и размножается взрослый червь.

Значение плоских червей в природе достаточно велико. Взрослые черви и их личинки сами служат пищей для других животных например коловраток, некоторых кольчатых червей, дафний и циклопов, а также личинок и взрослых насекомых, обитающих в воде, мальков рыб.

Паразитические плоские черви вызывают заболевания, а иногда и приводят к гибели своих хозяев. В число многих хозяев, в которых паразитируют плоские черви входит и человек.

IV . Закрепление знаний

Из перечисленных ниже признаков: наличие тканей, многоклеточность, радиальная симметрия, двусторонняя симметрия, системы органов, пищеварительная система, нервная система укажите два основных признака, отличающих представителей типа Плоские черви и типа Кишечнополостные. Каковы черты приспособления плоских червей к паразитическому образу жизни? (Фронтальная беседа.)

Сравнительная характеристика типов животных

Отличительные признаки плоских червей:

1. тело сплющено в спинно-брюшном направлении;

2. двусторонняя симметрия;

3. снаружи тело ограничено кожно-мышечным мешком;

4. полость тела заполнена клеточной массой, в которой размещены внутренние органы;

5. нервная система представлена парным мозговым узлом, с несколькими продольными нервными стволами;

6. пищеварительная система состоит из передней кишки и слепо замкнутой средней кишки;

7. кровеносная и дыхательная системы отсутствуют (свободноживущие особи поглощают кислород через кожные покровы, паразитические – живут в бескислородной среде и извлекают энергию в ходе расщепления гликогена;

8. органы выделения – протонефрии ( они имеют вид канальцев, через которые удаляются наружу жидкие продукты обмена);

9. половая система гермафродитного типа;

10. паразитическим червям свойственен сложный цикл развития со сменой хозяина.

Отличительные признаки плоских червей:

1. тело сплющено в спинно-брюшном направлении;

2. двусторонняя симметрия;

3. снаружи тело ограничено кожно-мышечным мешком;

4. полость тела заполнена клеточной массой, в которой размещены внутренние органы;

5. нервная система представлена парным мозговым узлом, с несколькими продольными нервными стволами;

6. пищеварительная система состоит из передней кишки и слепо замкнутой средней кишки;

7. кровеносная и дыхательная системы отсутствуют (свободноживущие особи поглощают кислород через кожные покровы, паразитические – живут в бескислородной среде и извлекают энергию в ходе расщепления гликогена;

8. органы выделения – протонефрии ( они имеют вид канальцев, через которые удаляются наружу жидкие продукты обмена);

9. половая система гермафродитного типа;

10. паразитическим червям свойственен сложный цикл развития со сменой хозяина.

Отличительные признаки плоских червей:

1. тело сплющено в спинно-брюшном направлении;

2. двусторонняя симметрия;

3. снаружи тело ограничено кожно-мышечным мешком;

4. полость тела заполнена клеточной массой, в которой размещены внутренние органы;

5. нервная система представлена парным мозговым узлом, с несколькими продольными нервными стволами;

6. пищеварительная система состоит из передней кишки и слепо замкнутой средней кишки;

7. кровеносная и дыхательная системы отсутствуют (свободноживущие особи поглощают кислород через кожные покровы, паразитические – живут в бескислородной среде и извлекают энергию в ходе расщепления гликогена;

8. органы выделения – протонефрии ( они имеют вид канальцев, через которые удаляются наружу жидкие продукты обмена);

9. половая система гермафродитного типа;

10. паразитическим червям свойственен сложный цикл развития со сменой хозяина.

Отличительные признаки плоских червей:

1. тело сплющено в спинно-брюшном направлении;

2. двусторонняя симметрия;

3. снаружи тело ограничено кожно-мышечным мешком;

4. полость тела заполнена клеточной массой, в которой размещены внутренние органы;

5. нервная система представлена парным мозговым узлом, с несколькими продольными нервными стволами;

6. пищеварительная система состоит из передней кишки и слепо замкнутой средней кишки;

7. кровеносная и дыхательная системы отсутствуют (свободноживущие особи поглощают кислород через кожные покровы, паразитические – живут в бескислородной среде и извлекают энергию в ходе расщепления гликогена;

8. органы выделения – протонефрии ( они имеют вид канальцев, через которые удаляются наружу жидкие продукты обмена);

9. половая система гермафродитного типа;

10. паразитическим червям свойственен сложный цикл развития со сменой хозяина.

Отличительные признаки плоских червей:

1. тело сплющено в спинно-брюшном направлении;

2. двусторонняя симметрия;

3. снаружи тело ограничено кожно-мышечным мешком;

4. полость тела заполнена клеточной массой, в которой размещены внутренние органы;

5. нервная система представлена парным мозговым узлом, с несколькими продольными нервными стволами;

6. пищеварительная система состоит из передней кишки и слепо замкнутой средней кишки;

7. кровеносная и дыхательная системы отсутствуют (свободноживущие особи поглощают кислород через кожные покровы, паразитические – живут в бескислородной среде и извлекают энергию в ходе расщепления гликогена;

8. органы выделения – протонефрии ( они имеют вид канальцев, через которые удаляются наружу жидкие продукты обмена);

9. половая система гермафродитного типа;

10. паразитическим червям свойственен сложный цикл развития со сменой хозяина.

Отличительные признаки плоских червей:

1. тело сплющено в спинно-брюшном направлении;

2. двусторонняя симметрия;

3. снаружи тело ограничено кожно-мышечным мешком;

4. полость тела заполнена клеточной массой, в которой размещены внутренние органы;

5. нервная система представлена парным мозговым узлом, с несколькими продольными нервными стволами;

6. пищеварительная система состоит из передней кишки и слепо замкнутой средней кишки;

7. кровеносная и дыхательная системы отсутствуют (свободноживущие особи поглощают кислород через кожные покровы, паразитические – живут в бескислородной среде и извлекают энергию в ходе расщепления гликогена;

8. органы выделения – протонефрии ( они имеют вид канальцев, через которые удаляются наружу жидкие продукты обмена);

9. половая система гермафродитного типа;

10. паразитическим червям свойственен сложный цикл развития со сменой хозяина.

Отличительные признаки Плоских червей:

1. тело сплющено в спинно-брюшном направлении;

2. двусторонняя симметрия;

3. снаружи тело ограничено кожно-мышечным мешком;

4. полость тела заполнена клеточной массой, в которой размещены внутренние органы;

5. нервная система представлена парным мозговым узлом, с несколькими продольными нервными стволами;

6. пищеварительная система состоит из передней кишки и слепо замкнутой средней кишки;

7. кровеносная и дыхательная системы отсутствуют (свободноживущие особи поглощают кислород через кожные покровы, паразитические – живут в бескислородной среде и извлекают энергию в ходе расщепления гликогена;

8. органы выделения – протонефрии ( они имеют вид канальцев, через которые удаляются наружу жидкие продукты обмена);

9. половая система гермафродитного типа;

10. паразитическим червям свойственен сложный цикл развития со сменой хозяина.

Характерные признаки типа Круглые черви:

1. форма тела веретеновидная, округлая в поперечном свечении, не сегментированная.

2. трехслойные, двусторонне-симметритричные животные.

3. снаружи тело покрыто плотной кутикулой

4. развита первичная полость, заполненная полостной жидкостью (она вместе с кутикулой создает гидроскелет, а также играет важную роль в обмене веществ)

5. четкое разделение пищеварительной системы на 3 отдела: передний, средний и задний. Пищеварительный тракт начинается ртом и заканчивается анальным отверстием.

6. кровеносная и дыхательная системы отсутствуют

7. нервная система и органы чувств развиты слабо (нервная система представлена окологлоточным нервным кольцом и несколькими продольными стволами, из которых развиты 2 – брюшной и спинной, от них много численные ветви подходят к органам. Ориентируются с помощью осязательных сосочков, щетинок, у некоторых имеются осморецепторы, а также глазные пятна).

8. выделительная система либо отсутствует, либо представлена протонефридиями, у многих – одноклеточными кожными железами.

9. большинство круглых червей раздельнополые организмы. Самки значительно крупнее самцов. Половые железы имеют вид трубочек, протоки которых открываются наружу половыми порами

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.