Грибами паразитами являются дрожжи

Грибы - царство эукариотических одноклеточных и многоклеточных гетеротрофных организмов, имеющих ряд общих черт с растениями и животными, но и ряд особенностей, которые отличают их от упомянутых царств. По способу питания грибы могут быть сапротрофами и паразитами.

Ключевыми особенностями клетки гриба является наличие клеточной стенки из хитина. Запасным питательным веществом, как и у животных, служит гликоген. В пищевых цепях грибы занимают позицию редуцентов, разрушая органические вещества мертвых животных и растений. К фотосинтезу грибы не способны (у них отсутствуют пластиды - хлоропласты), неподвижны, дышат кислородом.

Некоторые грибы образуют плодовые тела, в обиходе называемые - грибы. Плодовое тело служит для образования спор в ходе полового процесса.


Тело гриба состоит из нитей - гифов, которые многократно переплетаются друг с другом, в результате чего образуется мицелий (греч. mykes - гриб), или грибница. Гифы гриба разрастаются в питательной среде, на субстрате, и представляют собой вегетативные органы гриба.

Рост гриба ни чем не ограничен, только размером самого субстрата. Таким образом, если мы представим себе буханку хлеба размером с земной шар и благоприятными условиями, то плесневый гриб, мукор, занял бы все это пространство, пока субстрат не закончился.


Гифы грибов, сплетаясь с корнями растений образуют микоризу (греч. mykes - гриб + rhiza - корень), или грибокорень. Это особая форма взаимоотношений между видами - симбиоз (точнее - мутуализм), при котором оба организма извлекают взаимную выгоду из отношений.

Гифы гриба увеличивают площадь всасывания воды из почвы для растения: гриб делится водой с зеленым другом)) А растение в процессе фотосинтеза создает органическое вещество, которым делится с грибом, что оказывается весьма полезно для него.


Сходство между грибами и животными заключается в следующем:

И для животных, и для грибов характерен гетеротрофный тип питания - поглощение готовых органических веществ.

Продукт обмена веществ

Как и у животных, конечным продуктом обмена веществ у грибов является мочевина.

В состав клеточной стенки грибов входит тот же биополимер (полисахарид) - хитин, который образует наружный скелет членистоногих.

Запасное питательное вещество

Запасным питательным веществом грибов и животных является гликоген.

В клетках грибов, как и животных, отсутствуют пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты - они встречаются только в клетках растений.

Все грибы подразделяются на высшие и низшие. Это разделение основано на строении мицелия: у низших грибов мицелий не имеет перегородок (неклеточный), гифы могут отсутствовать. К ним относятся мукор, фитофтора, стригущий лишай.

Высшие грибы имеют мицелий, разделенный перегородками (септами), могут образовывать плодовые тела. К высшим грибам относятся пеницилл, дрожжи, спорынья, шляпочные грибы.


Возможно вегетативное, бесполое и половое размножение. Вегетативное осуществляется с помощью деления мицелия на отдельные части: из каждой части в дальнейшем разрастается гриб.

Бесполое размножение происходит благодаря спорообразованию. На концах гиф или в спорангиях (на конидиеносцах) образуются споры. Конидиеносцы представляют собой разветвленные концевые участки гиф. Спора, попав в благоприятную среду, прирастает и дает начало новому мицелию гриба.


Половое размножение заключается в образовании сперматозоидов в антеридиях и яйцеклеток в оогониях. После образования зиготы (2n) у многих грибов сразу же происходит зиготическая редукция - зигота делится мейозом, образовавшиеся клетки имеют гаплоидный (n) набор хромосом.

У сумчатых грибов в плодовых тела развиваются специальные сумки (аски), в которых образуются гаплоидные споры. Они прорастают в мицелий, на котором из антеридиев образуются сперматозоиды (n), а из овогний - яйцеклетки (n). При их слиянии образуется зигота (2n), которая три раза делится мейозом на 8 аскоспор (n).


У базидиомицет (мухомор, сыроежка, подосиновик красный, подберёзовик, шампиньон, опенок, рыжик, лисичка) сумки отсутствуют. Размножение происходит с помощью базидиоспор, которые развиваются на базидиях открыто. У них происходит соматогамия - слияния 2 клеток вегетативного мицелия.

Особо отметим дрожжи, которые способны к почкованию. При почковании на клетке появляется утолщение, которое постепенно растет и превращается в полноценную дочернюю особь.


Около 30-40% грибов являются паразитами и возбудителями болезней растений и животных. Заболевания, которые вызывают грибы, носят название - микозы.


Среди возбудителей болезней культурных растений следует отметить:

    Спорынья ржи

Паразитирует на злаковых растениях. При поражении растения на месте плодов (зерновок) вырастают черные образования - склероции, по своему строению являющиеся переплетениями гифов гриба. Спорынья может заразить новые растения, если ее споры достигнут завязи пестика.

Склероции содержат токсичные вещества, которые, если попадут в муку, могут привести к серьезному отравлению человека вплоть до летального исхода.


Эти грибы способны вызывать заболевания пшеницы, кукурузы, ржи. Внешне заболевание проявляется черными, кажущимися обугленными колосками, которые в действительности наполнены спорами гриба черного цвета.

Хлебная (линейная) ржавчина

В цикле развития этого паразита присутствуют два хозяина: "весенний" - барбарис, "летний" - пшеница и другие злаки. Споры характерного красно-ржавого цвета в количестве нескольких поколений образуются за одно лето.

Эти споры покрывают листья и стебли, их внешний вид напоминает ржавчину. К зиме споры темнеют и становятся черными, после перезимовки цикл повторяется заново.


Гриб проникает в клетки растений и питается их содержимым, приводя к гибели растения. Внешне проявляется как белый пушок на листьях, клубнях (у картофеля). Со временем темнеет из-за разрушения клеток растения.

Мучнистая роса значительно снижает урожаи картофеля, томатов и других культурных растений.


Фитофтора относится к низшим грибам. Гриб проникает в клетки подземных и надземных органов растений, питается их содержимым, приводя к увяданию, усыханию и гибели растения. Внешне проявляется как пятнышки буро-серозного цвета, окруженные кольцом белого цвета.

Фитофтора снижает урожаи картофеля, баклажанов, томатов, перца, клубники и других культурных растений.


Шляпочные грибы особенны тем, что помимо грибницы способны образовывать плодовые тела, которые состоят из шляпки и ножки. Нижняя сторона шляпки может напоминать отверстия тонких трубочек или пластинок.

Из-за такой разницы во внешнем виде все грибы делятся на трубчатые и пластинчатые. К трубчатым грибам относятся: подберезовик, масленка, белый гриб. К пластинчатым: опенок, сыроежка, рыжики, шампиньоны, волнушки.


На пластинках и трубочках образуются споры, которые падают на землю и, попав в благоприятные условия, прорастают в мицелий. Из мицелия вновь вырастает плодовое тело.

Разветвленные гифы гриба всасывают из почвенного раствора необходимые воду и минеральные вещества. Часто грибы могут расти только образовав микоризу с корнями деревьев, для них такой симбиоз - единственный источник органических веществ.

В то же время другим грибам, например шампиньонам, образование микоризы совершенно необязательно. Эта особенность физиологии делает шампиньоны отличным вариантом для искусственного разведения.


Среди шляпочных грибов выделяют съедобные грибы (волнушка, сыроежка, лисичка, масленок) и ядовитые. Наиболее ядовиты следующие грибы: бледная поганка, мухоморы, ложные лисички, ложные опята.


Открытие пенициллина - первого антибиотика, вырабатываемого грибом пенициллом - чистая случайность, спасшая десятки миллионов жизней! Эта "революция" случилась 28 сентября 1928 года, в лаборатории блестящего исследователя (и к счастью - чрезвычайного растяпы!) Александра Флеминга.

В августе 1928 он отправился в отпуск с семьей, и неопрятно положил в углу своего стола лабораторную посуду с колониями стафилококка. Вернувшись из отпуска 3 сентября 1928 года, он обнаружил, что на одной пластине со стафилококками появились плесневые грибы.

Удивительно, но стафилококки погибали и не могли расти и размножаться вокруг плесени. Неизвестное химическое вещество (позднее названное пенициллином) останавливало размножение бактерий. Это было открытие первого антибиотика, который показал потрясающий результат: стало возможным лечение многих инфекционных болезней, больные обретали вторую жизнь с помощью гениального изобретения природы - антибиотиков.


Лишайники - группа организмов, которые образованы облигатным симбиозом гриба и водоросли (возможен вариант цианобактерии и гриба). Среди лишайников различают:

  • Накипные (корковые) - практически неотделимы от субстрата, срастаются с ним
  • Листоватые
  • Кустистые

Хочется предупредить частую ошибку. В тундре произрастает олений мох - на самом деле никакой он не мох! Это лишайник, по-другому олений мох называется ягель. Этот кустистый лишайник служит основным источником корма для северных оленей.


Лишайники являются маркером: они растут преимущественно в экологически чистых местах, в городских условиях встречаются редко.

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Гриб мукор. Если хлеб положить на несколько дней в теплое влажное место, то на нем может появиться белый пушистый налет, который через некоторое время темнеет. Это плесневый гриб-сапрофит мукор. Он часто поселяется также на фруктах, овощах, на конском навозе.

Грибница мукора представлена всего лишь одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с множеством ядер в цитоплазме. Размножается этот гриб как обрывками грибницы, так и спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх, превращаясь в спорангиеносец, и расширяются на концах. В этих черных расширениях (спорангиях), похожих на головки, образуются споры. После созревания спор спорангии лопаются и споры разносятся ветром. В благоприятных условиях они прорастают в грибницу.

Гриб пеницилл. Есть и другие плесневые грибы, которые поселяются на пищевых продуктах и на почве. Один из них - пеницилл. Грибница пеницилла многоклеточна и в отличие от грибницы мукора состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегород ками на клетки. Кроме того, споры пеницилла находятся не в головках, как у мукора, а в мелких кисточках, расположены на концах некоторых нитей грибницы. Очень важной особенностью пеницилла является образование в его клетках вещества, способного убивать некоторые болезнетворные бактерии. Поэтому его специально разводят для получения лекарства, которые используются при лечении многих болезней.

Дрожжи. С давних пор человек использует дрожжи для приготовления хлеба, пива, вина. Они прекрасно размножаются в питательной среде, богатой сахаром. Клетки этих грибы имеют микроскопические размеры и по форме напоминают шарики. Дрожжи размножаются почкованием. Это происходит следующим образом. Сначала на взрослой клетке появляется небольшой вырост. Он постепенно увеличивается и превращается в самостоятельную клетку. Вскоре дочерняя клетка отделяется от материнской. Почкующиеся клетки дрожжей какое-то время соединены между собой и имеют вид ветвящиеся цепочки. В процессе жизнедеятельности дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Энергия, которая высвобождающаяся при этом используется дрожжами для обеспечения их жизнедеятельности. Для качества выпекаемого при помощи дрожжей хлеба большое значение имеют пузырьки углекислого газа, образующиеся в тесте. Именно они делают хлеб легким и пористым.

Многие грибы вызывают заболевания растений, животных и человека. Это грибы паразиты. Если грибными возбудителями болезней поражаются культурные растения, урожай может очень сильно уменьшиться, а иногда и полностью погибнуть. Большой вред грибы-паразиты наносят также и лесному хозяйству.

Головневые грибы поражают хлебные злаки: пшеницу, овес, ячмень, просо, кукурузу. Во время уборки урожая споры головни могут попадать на здоровые и сохраняются на них до посева. Находящиеся на зерне споры вместе с ним попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Гифы гриба поражают проростки зерновых растений, проникают внутрь стебля и растут, питаясь его соками. Достигнув колоса во время фазы цветения злакового растения грибница головневого гриба сильно разрастается, образует массу спор, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Поэтому колоски растения становятся похожи на обуглившиеся головешки.

Для уничтожения спор головни, зерно перед посевом обрабатывают специальными препаратами. Головня поражает также и растения других семейств.

Еще один гриб паразит, который также поражает зерновые культуры, - спорынья. При поражении этим грибом растение заболевает и вместо зерновок у пораженных растений образуются ядовитые черно-фиолетовые рожки (плотные сплетения нитей грибницы спорыньи).

Если вместе с мукой они попадают в пищу, то могут вызвать тяжелое отравление.

Большой вред плодовым и ягодным растениям наносят ржавчинные грибы. Пораженные этими грибами растения заболевают, снижают продуктивность. Урожай резко снижается. Но даже те плоды, которые успевают созреть, оказываются сильно поражены грибом и поэтому имеют низкое качество.

На рисунке мы видим также пораженные ржавчиной листья осоки, хотя это растение не является культурным. Дело в том, что для цикла развития у многих грибов (в данном случае - ржавчинных) требуется наличие растения, которое является промежуточным хозяином. На нем происходит развитие некоторых видов спор гриба, которые затем поражают культурные растения.

Трутовики разрушают древесину деревьев, нанося большой вред лесному хозяйству, садам и паркам.

Споры трутовика проникают в дерево через раны, появляющиеся в коре при поломке ветвей, морозобоинах, солнечных ожогах и других повреждениях. Они прорастают в грибницу, которая распространяется по древесине и разрушает ее, превращая в труху.

Внешне плодовое тело гриба трутовика похоже на копыто. Чаще всего плодовые тела трутовиков образуются на поверхности дерева через несколько лет после заражения и располагаются на стволе друг над другом в виде полочек. В мелких трубочках, расположенных на нижней стороне плодового тела созревают споры. Большинство трутовиков образует многолетние плодовые тела. Продолжительность жизни дерева, пораженного трутовиком, сильно уменьшается, так как в стволах появляются дупла, они становятся хрупкими и легко ломаются.

Практически все растения могут поражаться болезнями, которые вызываются грибами паразитами. Клубни картофеля заболевают фузариозом, фитофторозом.

Листья, молодые побеги и плоды крыжовника поражаются мучнистой росой. При этом на их поверхности образуется белый мучнистый налет. Пораженные паршой яблоки покрываются шелушащимися пятнами, а затем растрескиваются.

Грибы-паразиты не только снижают величину урожая сельскохозяйственных растений и его качество, но иногда делают продукты из них непригодными в пищу.

Споры грибов, которые образуются на больных растениях, чрезвычайно малы и имеют очень маленький вес. Поэтому все грибные заболевания распространяются очень быстро. Ветер, осадки и насекомые легко переносят споры с больных растений на здоровые. Поражение растений грибными болезнями наносит большой ущерб сельскому хозяйству. Поэтому для предупреждения заболевания культурных растений принимают профилактические меры, а в случает появления заболеваний проводят обработку растений фунгицидами.

Бактерии - простейшие одноклеточные организмы.

Бактерии гниения и почвенные бактерии разрушают сложные органические вещества, превращая их в более простые минеральные. Таким образом, бактерии участвуют в круговороте веществ в природе.

Человек использует бактерии в промышленности, сельском хозяйстве, для получения лекарств, очистки сточных вод и т.д. Среди бактерий есть болезнетворные.

Грибы - одноклеточные или многоклеточные организмы. Для питания они используют готовые органические вещества. По характеру питания грибы относятся либо к сапрофитам, либо к паразитам.

Грибы имеют большое значение в природе и играют существенную роль в жизни человека.


Многие грибы развиваются на отмерших частях растений и животных. Там они образуют плесени — налёты разнообразной окраски: серой, зелёной, жёлтой, чёрной. Поэтому такие грибы называются плесневыми грибами. Плесень представляет собой их мицелий и споры. Плесневые грибы приводят в негодность пищевые продукты (хлеб, варенье), изделия из кожи, картины, книги.


Если положить хлеб на несколько дней в тёплое и влажное место, на нём появляется белый пу­шистый налёт, который через некоторое время темнеет. Это плесневый гриб — мукор.


Этот гриб час­то поселяется также на фруктах, овощах, почве. Мицелий мукора не разделён перегородками на клетки и сильно ветвится. В цитоплазме этой огромной клетки находится много ядер. Размножается мукор чаще всего участками мицелия и спорами, реже половым способом. Споры образуются внутри шаровидных спорангиев, которые хорошо заметны невооруженным глазом в виде буроватых или чёрных точек. При разрыве спорангиев микроскопические споры распространяются ветром. В благоприятных условиях из спор вновь образуется мицелий мукора.


Пеницилл — также широко распространённый плесневый гриб. Он живёт на многих продуктах (хлебе, сыре, варенье), заложенных на хранение плодах и овощах. Она может появляться также на влажной одежде, обуви, бумаге и сырых стенах комнат. Плесень, вызванная пенициллом, чаще всего имеет зеленоватую окраску.



Пеницилл образует особое вещество, убивающее многие бактерии, — антибиотик пенициллин. Это вещество применяется для лечения многих болезней, вызванных бактериями (воспаление лёгких, ангина).

Многие плесневые грибы образуют вещества, вызывающие тяжёлые отравления человека и животных. Поэтому заплесневевшие продукты нельзя употреблять в пищу.

К особой группе грибов относятся дрожжи. Они живут там, где есть сахаристые вещества. Тело дрожжей — одиночные клетки.

Размножаются дрожжи чаще всего почкованием. При этом на клетке образуется выпячивание — почка. Она растёт и постепенно отделяется от материнской клетки. Почкование происходит быстро и новые клетки не успевают отделиться от материнской. В результате этого получаются короткие ветвящиеся цепочки клеток.


В сахаристых средах дрожжи осуществляют брожение, при котором образуется этиловый спирт и выделяется углекислый газ. Человек использует дрожжи для приготовления теста в хлебопечении, а также в виноделии и пивоварении.

Большую группу грибов составляют грибы-паразиты. Они живут и питаются на растениях, других грибах, животных и человеке, вызывая болезни — микозы. Осо­бенно большой вред грибы-паразиты наносят сельскому и лесному хозяйству.


Ещё одним грибом паразитом является головня. Головня может поражать хлебные злаки: пшеницу, овёс, ячмень, просо, кукурузу. Вместе с зерном споры попадают в зем­лю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки зерновых растений и растёт внутри стебля, питаясь его соками. Ко времени цветения злаков грибни­ца головнёвого гриба достигает колоса. Здесь она сильно разрастается, образует массу спор, разрушает зерновки и превращает их в чёрную пыль. Колоски становятся по­хожи на обуглившиеся головешки.


На некоторых зерновых культурах посе­ляется гриб спорынья. У поражённых растений здоро­вые зерновки превращаются в ядовитые чёрно-фиолето­вые рожки, плотные сплетения нитей грибницы спо­рыньи. Попав с мукой в пищу, они могут вызвать тяжёлое отравление.


К грибам-паразитам растений относятся некоторые трутовые грибы, или трутовики. Их споры попадают на повреждённые части живых деревьев. Из спор образуется мицелий. Плодовые тела трутовиков появляются значительно позже. Они, как правило, крупные, в виде копыт или наростов, одиночные или расположенные группами, твёрдые, деревянистые. Наиболее часто встречаются трутовики настоящий и ложный, корневая губка, чага.


Для борьбы с грибами, паразитирующими на растениях, применяют фунгициды — яды, убивающие грибы. Фунгицидами обрабатывают семена перед посевом, опрыскивают растения в период их роста.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить знакомство с характерными признаками грибов, с их различными представителями; расширить знания о царстве грибов, об их разнообразии; познакомить с отличитель­ными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов, дрожжей и грибов-паразитов; дать представление о спо­собах борьбы с грибами-паразитами; раскрыть значение грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Ключевые слова и понятия: плесневые грибы, дрожжи; пе- ницилл, мукор, грибы-сапрофиты; пенициллин, антибиотики; грибы-паразиты: головня, спорынья, хлебная ржавчина; гриб трутовик, черная гниль, черная ножка, мучнистая роса, плодо­вая гниль, серая гниль, фитофтора; методы борьбы с грибами- паразитами сельскохозяйственных растений; микоз

Ответьте на вопросы.

Почему грибы принято выделять в отдельное царство?

Какие признаки грибов свойственны и для представителей царства растений?

Какие признаки грибов свойственны и для представителей царства животных?

Какой тип питания характерен для грибов?

Какие способы добывания пищи встречаются у грибов?

Какие способы размножения встречаются у представителей царства грибов?

Какие грибы называют шляпочными?

Что такое микориза?

Что такое мицелий?

Какова функция плодового тела грибов?

В чем состоит основное отличие трубчатых грибов от пла­стинчатых?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел.

Попробуйте привести примеры таких грибов. (Плесневые грибы, дрожжи.)

Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах и квартирах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не дадут знать о себе слишком уж явно.

Как вы думаете, о каких грибах идет речь? (О плесневых грибах.)

А какие грибы человек использует при выпечке хлеба? (Дрожжи.)

Обратите внимание, какие грибы разные. Давайте более по­дробно с ними познакомимся. Среди плесневых грибов наиболее известны и чаще всего встречаются в наших домах мукор и пени- цилл.

Гриб мукор можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (на­пример, в полиэтиленовом пакете). Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет.

Как вы думаете, что это такое? (Это начал расти плесневый гриб.)

Это гриб мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за ним, то заметим, что через некоторое время цвет его изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры. Грибница мукора состоит фактически из одной сильно разросшейся и раз­ветвленной клетки с большим количеством ядер в цитоплазме.

Нити мицелия тонкие, бесцветные, поэтому и молодая плесень имеет вид белого пушка. Но некоторые гифы растут вертикально вверх. На их концах возникают шарообразные расширения. В этих шари­ках созревают споры гриба. После того как споры созреют, споран­гий разрывается и они высыпаются. Споры мелкие, не видимые невооруженным глазом, их можно разглядеть только в достаточно мощный микроскоп. Кроме того, споры очень легкие.

Как вы думаете, как распространяются эти споры? (Они разносятся ветром.)

Попав в благоприятные условия (тепло и определенная влаж­ность), споры прорастают, в результате чего образуется новый мицелий.

Как растёт размножается плесень. Ускоренная съёмка.

Как вы считаете, какой из способов добывания пищи ха­рактерен для мукора? (Это гриб-сапрофит.)

Он питается готовыми органическими веществами нежи­вых растений. Но этот гриб поселяется не только на хлебе. Он встречается и на других продуктах питания, например на фруктах и овощах, варенье и т. д. Некоторые виды мукора могут вызывать заболевания человека и животных. А мукор китайский издавна ис­пользовали в качестве закваски при приготовлении соевого сыра и некоторых других блюд.

В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб — пеницилл. Этот гриб может обитать на продуктах пита­ния и в почве. В отличие от мукора мицелий пеницилла состоит не из одной клетки, а разделен перегородками на отдельные клет­ки. Клетки пеницилла одноядерные. Отдельные гифы, как и у му- кора, поднимаются вертикально вверх, образуя на концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяются и раз­носятся током воздуха.

Некоторые виды этого гриба специально разводят в лаборато­риях для медицинских целей. Дело в том, что в клетках некоторых видов пеницилла содержатся вещества, убивающие или подав­ляющие жизнедеятельность некоторых болезнетворных бактерий.

Из этого гриба изготовляют лекарство пенициллин, которое используют для подавления различных инфекций, возникающих в открытых ранах, а также при легочных заболеваниях, менинги­те. Пенициллин является антибиотиком, т. е. веществом, угне­тающе действующим на болезнетворные бактерии и некоторые вирусы.

Кроме того, к грибам относятся и дрожжи. Это однокле­точные организмы, обладающие всеми основными свойствами грибов. Тем не менее дрожжи не образуют мицелия. Дрожжей известно около 500 видов. Представьте себе, что дрожжи, куплен­ные в магазине являются живыми организмами, спрессованными в виде брикета и замороженными. Если небольшое количество дрожжей из пачки развести в воде и посмотреть под микроскопом, можно увидеть множество клеток овальной или продолговатой формы. Это клетки дрожжей. Внутри клеток находятся вакуоли — жировые капли. Отдельные клетки дрожжей часто бывают соеди­нены в ветвящиеся цепочки причудливой формы.

Дрожжи под микроскопом. Дрожжи грибы.

Если в воду с дрожжами добавить немного сахара и капель­ку соли, клетки дрожжей начнут активно расти, размножаться. Дрожжи растут очень быстро, что обусловливается очень высокой скоростью обмена веществ. При этом сильно изменяется хими­ческий состав окружающей среды. Дрожжи питаются сахаром, разлагая его на спирт и углекислый газ. В результате этого химиче­ского процесса высвобождается энергия, которую грибы исполь­зуют для обеспечения своей жизнедеятельности. Эти особенности дрожжей издавна использовались человеком в виноделии (дрожжи вызывают спиртовое брожение), а также в хлебопечении (угле­кислый газ, выделяемый дрожжами, образует в тесте пузырьки, в результате чего оно становится мягким и воздушным).

Дрожжи размножаются в результате почкования. Сначала на материнской клетке появляется бугорок, который постоян­но увеличивается в размерах. Затем делится ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправ­ляется в отпочковывающуюся дочернюю клетку. Новая молодая клетка может совсем отделиться от материнской или остаться радом с ней. Постепенно молодые клетки растут и образуют но­вые дочерние клетки. В результате может возникнуть достаточно длинная разветвленная цепочка, состоящая из отдельных клеток дрожжей.

Какой способ питания характерен для описанных нами ранее грибов? (И плесневые грибы, и дрожжи являются сап- ротрофами.)

Что это значит? (Это значит, что эти грибы питаются остатками живых организмов или их выделениями.)

Но среди грибов встречаются и паразиты.

Вспомните, какие организмы называют паразитами. (Пара­зитами называются организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред.)

Среди паразитических грибов встречаются такие, которые могут вызывать различные заболевания у человека и животных, а также растений. Особое значение для человека имеют грибы, поражающие сельскохозяйственные растения. Давайте более по­дробно познакомимся с некоторыми наиболее часто встречающи­мися паразитическими грибами.

Паразитический гриб головня. Различные виды этого гриба мо­гут поражать разные виды хлебных злаков (например, пшеницу, овес, кукурузу, просо, ячмень и т. д.), а также и другие растения. Они наносят огромный вред многим сельскохозяйственным куль­турам. Если посмотреть на растение, пораженное этим грибом, то сразу будет заметно, какая часть растения гибнет под его воз­действием. Колоски зараженных растений почерневшие, как бы обугленные, похожие на головешки. Отсюда и название гриба — го­ловня. Если рассмотреть зараженные колоски более внимательно, то будет заметно, что они набиты не семенами, а черными мелкими спорами гриба. При уборке зерна, его транспортировке, во время молочения споры гриба-паразита разлетаются и легко прикрепля­ются к здоровым зернам. Вместе с зерном споры попадают в почву, где благополучно прорастают, образуют грибницу. Нити грибни­цы прорастают сквозь молодой проросток и впоследствии растут внутри стебля злака, между его клетками. Питается мицелий гриба за счет органических веществ растения-хозяина. Однако до момен­та колошения гриб не приносит ощутимого вреда своему хозяину. Достигнув колоса, мицелий гриба начинает бурно развиваться, уничтожает ткани колоса и образует споры внутри зерен.

Как вы думаете, как происходит борьба с грибом, поразив­шим сельскохозяйственные растения? (Учащиеся выска­зывают свои предположения.)

Для того чтобы гриб не развивался на сельскохозяйственных растениях, необходимо уничтожить его споры, прилипшие к по­севному зерну. Это делают с помощью центрифугирования, а также протравливания зерен химическими веществами, например рас­твором формалина.

Еще одним паразитом различных зерновых растений является спорынья. Споры этого гриба попадают в завязи цветка растения- хозяина и прорастают там. Во время образования колоса зернов­ки пораженных растений превращаются в черно-фиолетовые ядовитые образования, похожие на рожки. Это сплетения нитей грибницы спорыньи. На них образуются мелкие многочисленные споры, которые разносятся ветром. Сами грибы и их споры ядови­ты и, попав в пищу к человеку, могут вызвать тяжелые отравления.

Злаки, в том числе и культивируемые человеком, поражает и гриб, называемый хлебной ржавчиной. Название свое он получил благодаря тому, что живет преимущественно на хлебных злаках. Цикл развития этого гриба очень сложен. Сначала он поселяется на других растениях (часто на барбарисе), а в начале — середине лета перемещается на различные злаки, преимущественно на пше­ницу. За одно лето гриб образует несколько поколений спор ржа­во-коричневого цвета, за что и получил свое название. Иногда спор образуется так много, что они, разлетаясь при помощи ветра, ло­жатся слоем красноватой пыли на различные предметы. Хлебная ржавчина поражает листья и стебли растений.

Но какой же вред от этого человеку? (Учащиеся высказы­вают свои предположения.)

На зараженных этим грибом растениях колосья могут вообще не образоваться, или они оказываются мелкими, а зерно не со­зревает. Споры этого гриба могут переноситься ветром на сотни и даже тысячи километров, что сильно затрудняет борьбу с ним.

Какие пути решения этой проблемы вы могли бы пред­ложить? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Агрономы научились выводить сорта злаков, устойчивых к за­ражению этим грибом.

Трутовики или трутовые грибы, тоже часто являются пара­зитами.

Где можно обнаружить эти грибы? (На стволах деревьев.)

Как вы думаете, какая часть гриба нам обычно видна? (Пло­довое тело.)

Какова его функция? (В нем образуются споры гриба.)

А где же находится мицелий гриба (грибница)? (Внутри ствола дерева.)

Гифы гриба разрушают древесину дерева, нанося ему большой вред. Древесина зараженных растений постепенно становится трух­лявой, в них часто образуются дупла, и деревья ломаются. Появ­ление этих грибов может сильно сократить срок жизни растения.

Но как же дерево может заразиться трутовиком? (Примерный ответ. Споры этих грибов распространяются ветром. Они оседают на почве, траве, стволах деревьев. Если на стволе дерева имеется ранка или повреждение, споры проникают под кору, прорастают и образуют мицелий, который посте­пенно разрастается, и через некоторое время образуются плодовые тела грибов.)

Плодовые тела трутовиков многолетние. Они нарастают каж­дый год, образуя концентрические наплывы.

Что можно сказать о грибе по количеству этих наплывов? (Можно судить о возрасте плодового тела гриба.)

Среди других грибов-паразитов наиболее часто встречается черная ножка, обычно поражающая молодые побеги капусты. На клубнях картофеля развивается черная гниль. Гриб, называемый мучнистой росой, нередко поражает листья, молодые побеги и пло­ды крыжовника, а также и других растений, таких, как картофель, смородина, томат. На яблоках часто поселяется плодовая гниль, на клубнике и землянике — серая гниль, на плодах и листьях пас­леновых растений, таких, как томат и картофель, — фитофтора.

Кроме того, некоторые грибы могут поселиться в организме людей и животных. Такие поражения называют микозами.

Грибы чага, трутовик и нарост сувель

Подведение итогов урока

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 54; учебник В.В. Пасечника § 9, 10.)

Творческое задание. Собрать в лесу коллекцию плодовых тел грибов трутовиков. Каждый экземпляр измерить и описать. Сде­лать к нему этикетку с надписью: в каком месте, в какое время и с какого дерева он был взят. Понаблюдать в течение года за ме­стами, с которых вы срезали плодовые тела грибов. Что с ними произойдет?

Задание для учеников, интересующихся биологией. Проделать опыт. Взять кусочек белого хлеба, положить на блюдце и при­крыть стаканом. Поставить в теплое место. Через некоторое время на кусочке хлеба появится белая плесень. Это мукор. По­наблюдать за его развитием в течение нескольких дней. Рассмот­реть при помощи лупы. Подумать, откуда взялись споры гриба на хлебе. Почему у грибов образуется такое большое количество спор?

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.