Аскарида и человек тип взаимоотношений ответы

Класс: 9

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе.

Задачи: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы; формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, иллюстрации с изображениями различных типов взаимодействий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Слайд №2, №3 (ответы на вопросы появляются по щелчку на вопрос).

III. Изучение нового материала.

Далее учитель говорит о том, что в природе взаимоотношения очень разнообразны, со многими учащиеся уже знакомы. Взаимодействия принято обозначать с помощью знаков: 0; +; -.

Слайд №4 - обозначения.

Учащиеся получают на столы картинки различных пар организмов с изображениями разных биотических взаимодействий.

Учитель предлагает назвать известные для них взаимодействия. В процессе изучения нового материала, учащиеся обращаются к изображениям, подтверждая, тот или иной тип взаимодействия.

Учащиеся (работа в малых группах) называют те взаимодействия, которые для них хорошо знакомы - хищничество, паразитизм, симбиоз, конкуренция.

Учитель должен сообщить ребятам о том, что, кроме 5 названных взаимодействий, существует еще один тип – нейтрализм(0;0) - межвидовое взаимодействие биотических факторов. Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно.

Учащиеся приводят примеры нейтральных отношений.

Учащиеся записывают обозначения в тетрадь:

Слайд №5

Взаимовыгодные отношения - отношения, при которых оба организма получают выгоду (Симбиоз, мутуализм, протокооперация).

Симбиоз – тесные неразделимые взаимовыгодные отношения, при которых два организма образуют неразделимое единое целое.

На слайде представлены: внешний вид лишайника, а также строение лишайника в разрезе (гифы грибов и водоросли).

Центральной Америке у одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стебле акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу, муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение - кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, они осветляют полг и обеспечивают для своей акации световой режим. Если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.

Слайд №6 (Анимация – трюк птички Тари, которая чистит зубы крокодилу.)

Мутуализм - отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.

Интересные случаи взаимопомощи у растений отмечаются в полупустынях Америки, где в естественных условиях растут кактусы. Кактусы обладают особым типом фотосинтеза – они днем фотосинтезируют при закрытых устьицах, чтобы не испарять воду, а ночью запасают углекислый газ. Такая экономия воды ведет к перегреву кактусов. Молодые кактусы на открытом солнце погибают. Спасают их растения – няни из семейства губоцветных, которые притеняют молодые растения. При увеличении осадков и более прохладном климате - в сухих горных лесах, в услугах растений – нянь они не нуждаются.

Слайд №7

Протокооперация - отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.

Слайд №8

Полезновредные отношения – паразитизм и хищничество.

Хищничество - способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), называемых хищниками, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных - жертв. Хищники первого порядка нападают на "мирных" травоядных животных, второго - на более слабых хищников. Способность "переключаться" с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.

Паразитизм - форма взаимоотношений организмов разных видов, при которой один их них (паразит) использует другого в качестве источника пищи и среды обитания, возлагая на него регуляцию своих взаимоотношений с внешней средой.

По характеру связей со своим местообитанием различают несколько видов паразитов:

  • Эктопаразиты - питаются телом хозяина, находясь на его поверхности.
  • Эндопаразиты - внутренние паразиты, живущие внутри тела хозяина и питающиеся его соками и тканями.

По степени зависимости от хозяина:

  • Факультативные паразиты - способны жить и размножаться самостоятельно, независимо от хозяина, но ведущие паразитический образ жизни в случае снижения жизнестойкости
  • Облигатные паразиты - абсолютно неспособные жить и размножаться вне своего хозяина (полные паразиты).

Учащиеся приводят примеры:

  • блохи, клещи, вши; мучнистая роса – эктопаразиты;
  • клещи, пиявки, веслоногие ракообразные в жабрах рыб, глисты - эндопаразиты;

Слайд №9

Вреднонейтральные отношения – аменсализм.

Аменсализм - отношения, при которых один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.

Остановить слайд №9 и провести физкультминутку (дети должны представить себя в лесу, под звуки пения птиц, выполнить упражнения), в это время звучит пение птиц в лесу (звуковой файл).

Слайд №10, 11

Взаимовредные отношения - конкуренция (межвидовая и внутривидовая).

Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.

Работа в малых группах: из предложенного списка составить пары, которые в природе конкурируют между собой (названия организмов можно использовать только один раз): ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкновенная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, американская норка, ворона серая, лисица обыкновенная, грач, европейская норка, хомяк обыкновенный, горностай, лось, береза повислая.

Слайд №12

Полезнонейтральные отношения – комменсализм (квартиранство, нахлебничество, сотрапезничество).

Комменсализм - форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны. При сотрапезничестве комменсальные отношения возникают на базе пищевых связей. Квартиранство (синойкия) - пространственное сожительство, полезное для одного и безразличное для другого. Поверхностное размещение мелких животных на крупных - эпиойкия, а размещение мелких организмов внутри крупных - эндойкия. При форезии мелкие слабоподвижные животные (комменсалы) используют крупных животных для расселения, прикрепляясь к их телу.

Квартиранство - отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Сотрапезничество - отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

Нахлебничество - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Учащиеся после просмотра должны назвать тип взаимодействия между бездомными собаками и крысами.

Слайд №13

Видеоролик о комменсализме – (колибри и клещ).

Комменсализм (квартиранство – колибри – транспортное средство для клещей, а с другой стороны - о конкуренции – клещи являются конкурентами колибри и еще о мутуалистических отношениях – клещи питаются нектаром строго определенных цветов)

В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют в тетради таблицу:

Типы биотических взаимодействий.

Тип взаимодействия

Вид 1

Вид 2

Характер взаимодействия

Примеры

Ни одна популяция не оказывает никакого воздействия на другую

а) Оба вида испытывают угнетение

б) Подавление особей внутри одного вида

а) Серая крыса - чёрная крыса

б) Самоизреживание у растений

Один вид испытывает угнетение, другой - безразличен

а) Один вид использует остатки пищи другого

б) Использование разных частей одного ресурса

в) Один вид использует другой в качестве жилья или убежища

а) Рыба - прилипала-акула

б) Копытные - сурки

в) Кольчатый червь-рак-отшельник

Один вид живет за счет другого, поселяясь внутри или на поверхности его тела

Хищник убивает жертву и съедает ее

Взаимовыгодное, но необязательное сотрудничество двух популяций

Пчелы - луговые травы

Выгодное и обязательное сотрудничество

Буйволовы птицы- носороги

Тесное обязательное взаимовыгодное сотрудничество

IV. Закрепление

Слайд№15, 16 (работают по принципу триггеров).

Слайд№17 (триггеры – при нажатии на кнопку появляется ответ (кнопка №1,2)

Слайд№18 - подбери пары (при нажатии на тип биотического взаимодействия в левой колонке, появляется стрелка, ведущая к правильному ответу в правой колонке).

Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы, подберите соответствующие пары:

Примеры растений и животных

Росянка и муха.Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

Аскарида и человек.Аскарида - круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

Ель и сосна.Ель и сосна - растения хвойного леса, которым для осуществления процесса
фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными

Заяц и крот.Заяц - наземное травоядное животное, крот - подземное насекомоядное животное.

Плесневые грибки и бактерии.Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.

Акула и рыба-прилипала.Рыба-прилипала присосками прикрепляется к брюху акулы, путешествуя вместе с ней и питаясь остатками ее трапезы.

Рябина и дрозд-рябинник.Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.

Лишайник.Лишайник образован двумя организмами: грибом и водорослью. Гриб обеспечивает водоросли защиту, позволяя ей выжить в сухих местах обитания. Водоросль посредством фотосинтеза снабжает себя и гриб питательными веществами.

Дятел и жук-короед.Короеды - растительноядные насекомые: их жуки и личинки часто обитают под корой дерева, прогрызая сложные ходы. Дятлы - птицы, питающиеся семенами, насекомыми; имеют долотообразный клюв и тонкий длинный язык, приспособленный для поиска и захвата насекомых и их личинок под корой ствола дерева.

Раффлезия и лиана.Раффлезия Арнольди - растение, обладающее самым крупным цветком. который растекается на поверхности почвы. Остальная часть растения представляет собой разветвленную сеть нитей, пронизывающих корни лиан. Раффлезия высасывает соки /воду и питательные вещества/ из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

Ель и береза.Ель и береза растения смешенного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.

Заяц и крот.Заяц - наземное травоядное животное, крот - подземное насекомоядное животное.

Лось и хохлатая синица.Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.

Ель и светолюбивые травы.Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.

Воробей в гнезде скопы.Скопа - рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.

Медоуказчик и медоед.Птицы- медоуказчики питаются насекомыми, в том числе личинками пчел, а также медом и воском, однако сами добраться до пчелиных гнезд неспособны. Медоуказчики разыскивают поселения пчел и привлекают к ним медоеда, издавая крики около пчелиного гнезда. Когда медоед разоряет гнездо, медоуказчики кормятся остатками меда и воска.

Микориза.Микориза - это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

Лисица и полевка.Лисица -хищник, питающийся мышевидными грызунами.

Корова и слепень.Слепень - кровососущее насекомое, питающееся кровью крупного рогатого скота, а также других животных и человека.

Кенгуру и кролики в Австралии.Кенгуру и завезенные в Австралию кролики встречаются в сходных местах обитания и питаются вегетативными частями растения.

Волк и бабочка-крапивница.Волк - хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки - листьями растений.

Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.

Лев и птицы - падальщики.Лев - крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.

Египетская цапля и буйвол.Цапли кормятся саранчой и мышевидными грызунами, которых выпугивает из травы стадо пасущихся буйволов. При появлении хищников птицы взлетают, предупреждая буйволов об опасности.

Клубеньковые бактерии и клевер.Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.

Заполните таблицу

1. В виде какой комбинации знаков можно выразить отношения конкуренции между видами?

2. Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

3. Какой тип отношений можно выразить в виде комбинации символов: +0?

4. Найдите соответствия и выпишите правильные ответы

Формы взаимоотношений организмов:

1) симбиоз (мутуализм);

а) бобовые растения и клубеньковые бактерии (улавливающие азот из воздуха);

в) синицы и мыши в одном лесу;

г) обитатели нор (грызу­ны, насекомые, пауки, многоножки);

е) черный и рыжий тараканы;

ж) рыба-горчак и перловица (двустворчатый моллюск);

5. Подбери правильно пары

1. мутуализм (симбиоз)

а) акула и рыба прилипала

б) плесневые грибки и бактерии

в) серая и черная крысы

д) бабочка и крот

е) аскарида и человек

ж) муравей и тля

2.1.враждебные (вредные): хищник – жертва (лиса – мышь). Свой пример; паразит – хозяин (вши – человек); внутривидовая борьба (глухари за самку); межвидовая конкуренция (еж и хорек за мышь). амменсализм;

2.2.полезные: симбиоз – взаимополезное сожительство (береза – подберезовик гриб); комменсализм; мутуализм; нейтрализм; протокооперация.

Работа с таблицами.

Аменсализм (-0) – для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда , ни пользы.

Пример: светолюбивые травы под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично.

Объясни, благодаря чему существуют следующие взаимодействия. Дуб угнетает произрастающие рядом, не под пологом дерева, чернику. Корни осины тормозят рост дуба. Сосна способствует хорошему росту и развитию черники. Бузина, посаженная между кустами смородины и крыжовника, отпугивает опасного вредителя – крыжовниковую огневку.

Ответ: растения (их листья, корни), выделяют химические вещества, оказывающие тормозящее или стимулирующее воздействие на развитие других растений, а нередко и на животных.

Такие отношения называются аллеплопатия (1973 г. Немец Х. Молиш) – фитонциды; орех, дуб своими выделениями угнетают травы; сорняки пырей вытесняют культурные растения.

Нейтрализм - В природе встречаются редко.

Список литературы

2. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для 9,10-11 кл. - С-П.: СМИО пресс,1997.

3. Азбука природы/Пер, с англ. Н.Ярошенко. - М.: Ридерз Дайджест, 1997.

4. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. Учебник для 5(6) кл. - М.: Просвещение, 1998

5. Основы экологии: Учебник для 9 кл. /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов. -М: Просвещение, 1998

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

организовать самостоятельную работу учащихся по поиску необходимой учебной информации;

продолжить формировать и углублять знания учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;

показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: наглядные материалы, демонстрирующие конкурентные взаимодействия.

Методы : репродуктивные, частично-поисковые.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, проблемные технологии.

Письменные ответы по карточкам:

Задание: Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника и паразита.

В течение своей жизни нападает на одну, иногда несколько особей.

В течение своей жизни нападает на большое число особей.

Поедает только часть вещества своей жертвы.

Поедает практически всю жертву.

Приводит свою жертву к гибели.

Наносит вред жертве, но редко приводит её к быстрой гибели.

Цикл развития тесно связан с жертвой.

Нападает на жертву и сам ею питается.

Нападает на жертву, но сам ею не питается.

Паразит: 1, 3, 6, 7, 9.

Задание: Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.

Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида

Особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.

Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух и более видов.

Ответ: 1 – 3, 2 – 1, 3 – 2.

Поставьте напротив предложенных типов биотических взаимодействий соответствующую пару символов.

2. Письменный ответ у доски.

3. Тестирование. Вариант 1

1. В какой тип отношений вступают рак-отшельник и актиния?

2. Как называют отношения березы и обитающего на ней трутовика?

3. Примером симбиоза, как особой формы биотических отношений, служит

1) микориза корней цветковых растений и гифов шляпочных грибов

2) обитание кожного клеща на шерсти собаки

3) подкладывание кукушкой яиц в гнезда насекомоядных птиц

4) образование финны плоского червя в теле быка

4. Какой из приведенных примеров иллюстрирует конкурентные отношения между организмами?

2) дуб – белый гриб

3) корова – бычий цепень

4) клевер красный – шмель

5. Установите соответствие между примерами и типом взаимоотношений организмов.

А) гидра – дафния

Б) рысь – заяц-беляк

В) аскарида – человек

Г) черный коршун – лесная полевка

Д) таежный клещ – лесная мышь

Е) бычий цепень – копытное животное

Ответы: 1 - 1, 2 – 2, 3 – 1, 4 – 1,

Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:

6. Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

1) не оказывает существенного влияния на хозяина

2) всегда приводит хозяина к смерти

3) приносят определенную пользу хозяину

4) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

8. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:

9. Хищники в природном сообществе:

1) уничтожают популяцию жертв

2) способствуют росту популяции жертв

3) оздоровляют популяцию жертв и регулируют её численность

4) не влияют на численность популяции жертв

10. Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:

1) основным хозяином

2) промежуточным хозяином

Ответы: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 3, 4 – 4, 5 – 2, 6 – 3, 7 – 4, 8 – 3, 9 - 3, 10 – 1.

Взаимопроверка, подведение результатов

II .Изучение нового материала

Работа учащихся с текстом учебника (с. 308 – 311) с целью знакомства с конкуренцией как одним из видов отрицательных взаимоотношений между организмами.

Задание 1 . Внимательно прочитайте текст (с.308 – 311) и ответьте на вопросы:

1.2.Какова биологическая основа возникновения конкуренции?

Ответы: 1) Конкуренция - сталкивание, соперничество, соревнование.

У организмов возникают сходные потребности. Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов (когда этого ресурса не хватает и когда его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции).

Задание 2. Опишите особенности конкурентных отношений внутри одного вида на примере территориальности.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

3.1. В чем особенности межвидовой конкуренции?

3.2. Каковы формы её проявления?

(От жестокой борьбы до почти мирного сосуществования, но, как правило, из двух видов с одинаковыми потребностями, один обязательно вытесняет другой).

3.3. Приведите примеры межвидовой конкуренции.

3.4. В чем заключается принцип Гаузе?

(Два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать не могут. Конкуренция особенно сурова между организмами, обладающими сходными экологическими потребностями).

Задание 4. Рассмотрите рисунок и объясните, как уживаются между собой виды со сходными экологическими потребностями (на примере насекомоядных птиц). Ответ искать на стр. 311.


Ответ: В сообществе совместно уживаются только те виды, которые хотя бы немного разойтись в экологических требованиях. Насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.

Задание 5. Ответьте на вопросы:

5.1. К чему в итоге приводит межвидовая конкуренция?

Ответ: либо вытеснение одного из двух видов из сообщества, либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.

5.2. Какой тип конкуренции наиболее важен в формировании видового состава сообщества?

Задание 6. Сформулируйте вывод по данной теме, вставляя в текст пропущенные слова.

Вывод: все формы биологических связей между … (видами) служат … … (регуляторами численности) животных и растений в биоценозе, определяя степень его … (устойчивости) , причем, чем богаче … … (видовой состав) биоценоза, тем … (устойчивее) сообщество в целом.

В ходе эволюции и развития экосистем существует тенденция к … (уменьшению) роли отрицательных взаимодействий за счет положительных, увеличивающих выживание обоих видов. Поэтому в зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимодействий … (меньше), чем в молодых.

IV . Закрепление изученного материала

Задание: охарактеризовать сущность и привести примеры различных взаимоотношений в виде таблицы, заполнить последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак—отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.

Примеры взаимоотношений данного типа

Пшеница – бодяк полевой

Наездник-трихограмма – яйца капустной белянки

Природа прекрасна и многообразна. Существуя на одной планете, растения и животные вынуждены были научиться сосуществовать друг с другом. Взаимоотношение между организмами - это непростая, но интересная тема, которая поможет лучше понять окружающий мир.

Виды взаимоотношений

Есть различные виды взаимоотношений живых организмов между собой. Но ученые разделяют их на три крупные группы.


Ко второй группе относятся те виды взаимоотношений, которые называются негативными. В результате взаимодействия двух организмов выгоду извлекает только один, а второй угнетен. Порой последний может даже погибнуть в результате подобных взаимоотношений. Ко этой группе относится также и такое взаимодействие организмов, которое негативно сказывается и на первой, и на второй особи.

Третья группа считается самой малочисленной. К этой группе относятся взаимоотношения между организмами, которые не приносят ни пользы, ни вреда обеим сторонам.

Позитивные виды взаимоотношений организмов

Для того чтобы существовать в мире, нужно найти союзников и помощников. Именно этим и занимаются многие растения и животные на протяжении своего эволюционного развития. В результате появляются связи, обе стороны которых получают выгоду от взаимоотношений. Или же те отношения, которые выгодны только одной стороне, а второй они не вредят.

Позитивные взаимоотношения, которые также называются симбиозом, многообразны. В настоящее время выделяют кооперацию, мутуализм и комменсализм.

Кооперация


Кооперация - это такие взаимоотношения между живыми организмами, когда выгоду извлекают обе стороны. Чаще всего эта выгода заключается в добыче пищи. Но иногда одна из сторон получает от другой не только пищу, но и защиту. Очень интересны такие взаимоотношения между организмами. Примеры можно увидеть в животном мире в разных частях планеты.

Одним из них становится кооперация рака-отшельника и актинии. Благодаря актинии, рак обретает жилище и защиту от других обитателей водного пространства. Без рака-отшельника актиния не может передвигаться. Но рак позволяет расширить радиус поиска пищи. Кроме того, то, что не съест актиния, спустится на дно и достанется раку. А значит, выгоду от этих отношений получают обе стороны.

Другим примером стали взаимоотношения носорогов и воловьих птиц. Такие взаимоотношения между организмами позволяют одной из сторон найти пищу. Воловьи птицы едят насекомых, которые в избытке живут на огромном носороге. Носорогу также полезны соседи. Благодаря этим птичкам он может вести здоровую жизнь и не беспокоиться из-за насекомых.

Комменсализм

Комменсализм — это те взаимоотношения между организмами в экосистемах, когда один из организмов получает выгоду, а второй от этих отношений не испытывает неудобств, но и не извлекает пользу. Такой вид взаимоотношений также называют нахлебничеством.


В норах грызунов можно найти не только детенышей, но и огромное количество разных насекомых. Нора, созданная зверьком, становится для них домом. Именно здесь они находят не только приют, но и защиту от тех животных, которые любят ими полакомиться. В норе грызуна насекомому это не страшно. Кроме того, здесь они могут найти достаточно пищи для того, чтобы вести жизнь без бед. Грызуны же не испытывают никаких трудностей от таких видов взаимоотношений.

Отрицательные виды взаимоотношений между организмами

Существуя вместе на планете, животные могут не только помогать друг другу, но и причинять вред. Непросто выучить эти взаимоотношения между организмами. Таблица поможет школьникам и студентам.

Виды взаимоотношений, которые считаются отрицательными, в свою очередь также делятся на несколько типов. Среди них есть те, от которых одна сторона получает выгоду, а вторая вред, а есть те, когда страдают обе стороны. Отрицательными примерами считаются хищничество, паразитизм и конкуренция.

Хищничество


Что такое хищничество, каждый может рассказать без подготовки. Это то взаимоотношение между организмами, когда одна сторона получает выгоду, а вторая страдает. Для того чтобы лучше понять, кто кем питается, можно составить пищевые цепи. И тогда легко узнать, что многие травоядные животные становятся пищей других животных. В то же время и хищники тоже могут быть чьей-то пищей.

Несмотря на то, что ежей часто изображают на картинках с яблочками и грибами, они являются хищниками. Ежи питаются мелкими грызунами. Но тоже не могут чувствовать себя в безопасности. Они могут быть съедены лисами. Кроме того, лисы, как и волки, питаются зайцами.

Паразитизм

Паразитизм — это тот вид взаимоотношений, когда один организм извлекает пользу благодаря другому. Но при этом паразит чаще всего старается сделать так, чтобы второй организм не погиб. Ведь в противном случае паразиту придется искать для себя новое место обитания и новый источник пищи. Или погибнуть.


Есть огромное количество червей, которые живут за счет более сильного организма со сложной организацией. Пожалуй, самым известным червем-паразитом является аскарида человеческая. Белые черви могут быть разного размера. Они обитают не только в кишечнике. В особо запущенных случаях они могут найти приют в разных участках организма. Благодаря человеку у аскарид всегда есть пища. Кроме того, в теле человека та температура и те условия, которые необходимы для того, чтобы черви благополучно существовали и размножались. Наличие большого количества аскарид в теле человека становится причиной неудобств, а также многих проблем, решить которые сможет только доктор.

В телах других животных также часто селятся черви-паразиты. Среди них можно отметить, например, печеночных сосальщиков. Такое взаимоотношение между организмами становится настоящей бедой для людей. А особенно для тех, кто занимается животноводством или садоводством. Вред, наносимый сельскому хозяйству паразитами, неизмерим.

Конкуренция


Несмотря на кровожадных хищников, ведущих охоту за более слабыми зверьками днем и ночью, конкуренцию считают самым жестоким типом взаимоотношений между организмами. Ведь к таковым относится борьба за место под солнцем среди представителей одного вида. И средства для получения необходимого количества пищи или лучшего жилья у каждого вида свои.

В борьбе выигрывают более сильные и ловкие звери. Сильные волки получают хорошую добычу, другим же остается либо питаться другими, менее сытными животными, либо умирать от голода. Подобная борьба ведется и между растениями за то, чтобы получить как можно больше влаги или солнечного света.

Нейтральные взаимоотношения


Так, в теплых странах разные травоядные животные питаются листьями одного и того же дерева. Жирафы едят те листья, которые находятся на вершине. Они самые сочные и вкусные. А другие травоядные животные вынуждены питаться остатками, растущими ниже. Жирафы им не мешают и не отнимают еду. Ведь низкие животные не смогут дотянуться до тех листьев, которые едят высокие. А высоким нет смысла наклоняться и отнимать пищу у других.

Есть разные формы взаимоотношений между организмами. И выучить их все не так просто. Но важно помнить, что все в природе взаимосвязано. Чаще всего животные и растения влияют друг на друга положительно или отрицательно, реже не влияют никак. Но даже если они не связаны напрямую, это не значит, что исчезновение одного не сможет привести к гибели другого. Взаимоотношение между организмами - важная часть окружающего мира.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Инфекционные заболевания

Вид взаимоотношений Примеры