Урок в 7 классе по технологии для девочек пищевые отравления

С незапамятных времен люди использовали процессы сквашивания, брожения для приготовления пищи, не подозревая, какие невидимые помощники вызывают эти полезные превращения.

В кулинарии микроорганизмы используют для приготовления теста, в процессах брожения, что повышает выход (количество) готовой выпечки и ее качество; в виноделии — для ускорения выделения сока из плодов и ягод.

Микроорганизмы применяют в пищевой промышленности при производстве кисломолочных продуктов, дрожжей, в медицинской — при производстве лекарств.

При приготовлении пищи в домашних условиях необходимо учитывать, что бактерии и микробы могут влиять на все процессы обработки и хранения продуктов, качество готовых блюд. Наверное, вам приходилось сталкиваться с такими неприятными явлениями, как пищевые отравления.

Пищевые отравления происходят при употреблении в пищу продуктов питания, пораженных болезнетворными микроорганизмами, продуктов с истекшим сроком годности, при нарушении условий хранения продуктов, их недостаточной тепловой обработке, а также при несоблюдении правил личной и санитарной гигиены.

Знания об особенностях распространения микроорганизмов помогают не только предупредить инфекционные заболевания, но и ликвидировать некоторые из них. К заболеваниям, передающимся через пищу, относятся брюшной тиф, дизентерия, холера, сальмонеллез, инфекционный гепатит и др. Основные признаки этих заболеваний — боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, в тяжелых случаях — потеря сознания.

Возбудители пищевых инфекций устойчивы к различным воздействиям, длительно сохраняются во внешней среде, например: в водопроводной воде — до 3 месяцев, на овощах и фруктах — от 5 до 14 недель. Пищевые продукты, особенно молоко, рыба, рубленые мясные блюда: бифштекс, котлета, студень, мясной салат, — являются наиболее благоприятной средой для возбудителей болезней, в них микробы могут размножаться при температуре 20-40 °С.

Пищевые отравления выделяют в отдельную группу пищевых заболеваний. Из причин и источников пищевых отравлений можно отметить следующие.

Отравления продуктами, ядовитыми по своей природе. Это отравления грибами, пищевые отравления, которые связаны с повышенным содержанием в продуктах пищевых добавок и примесей химических веществ, попавших в продукты из оборудования, инвентаря, тары, упаковочных материалов, а также примесей, попавших в продукты из окружающей среды.

Отравления примесями возможны при использовании инвентаря не по назначению, посуды, изготовленной из материалов, не соответствующих гигиеническим требованиям.

Из окружающей среды в пищевые продукты как растительного, так и животного происхождения могут попасть вредные химические вещества, например пестициды (ядовитые химикаты), используемые в сельском хозяйстве для защиты растений от сорняков и вредителей.

Отравления могут быть вызваны нитратами и нитритами, применяемыми в качестве пищевых добавок при производстве колбасных изделий (для фиксации цвета) или в качестве консервантов при изготовлении сыров и брынзы. Нитраты могут накапливаться также в овощных и бахчевых культурах из-за применения азотных и азотистых удобрений.

Есть общие правила, при соблюдении которых можно избежать или предупредить пищевые инфекции.

  1. Главное условие при выполнении кулинарных работ — чистота помещения.
  2. Перед приготовлением и приемом пищи обязательно мойте руки с мылом.
  3. При приготовлении пищи пользуйтесь только кухонными инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой.
  4. После окончания работы тщательно уберите рабочее место.
  5. Инвентарь и посуду храните в отведенном для них месте.
  6. Не допускайте совместного хранения продуктов и пищи, приготовленной из них.
  7. Не употребляйте в пищу продукты с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения.
  8. Соблюдайте правила и сроки хранения продуктов.
  9. Применяйте достаточную тепловую обработку пищевых продуктов.
  10. Продукты, не требующие дальнейшей тепловой обработки, тщательно промойте сначала теплой, а затем горячей водой.
  11. Перед тем как открыть и использовать консервированные, фасованные продукты, нужно обязательно обмыть или протереть упаковку.

Микроорганизмы, пищевые отравления.

1. Что такое микроорганизмы? Какие полезные и вредные воздействия они оказывают на пищевые продукты? 2. Назовите источники и пути проникновения болезнетворных микроорганизмов в организм человека. 3. Каковы признаки пищевых отравлений? 4. Как правильно оказать первую медицинскую помощь при пищевом отравлении?

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВасилий Селивахин

Презентация по предмету "Технология" на тему: "ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ. Урок по кулинарии. 7 класс. Разработал: учитель технологии Дятлова Елена Владимировна.". Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ. Урок по кулинарии. 7 класс. Разработал: учитель технологии Дятлова Елена Владимировна

2 ЦЕЛЬ УРОКА Познакомиться со свойствами микроорганизмов, научиться использовать их полезные свойства и предотвращать их вредное действие на организм человека.

3 ЗАДАЧИ УРОКА познакомить учащихся с полезным и вредным воздействием микроорганизмов на пищевые продукты, источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека, с заболеваниями, передающимися через пищу; - формировать навыки соблюдения санитарно- гигиенических правил при работе с пищевыми продуктами; - учить приемам оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

4 ПЛАН УРОКА 1. Микроорганизмы в жизни человека. 2. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. 2. Пищевые инфекции и отравления. 3. Профилактика и первая помощь при пищевом отравлении. 4. Практическая работа. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. 5. Закрепление знаний ( опрос)

5 МИКРООРГАНИЗМЫ Микрооргани́змы, (микро́бы) название собирательной группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер менее 0,1 мм). (ВИКИПЕДИЯ) Микроорганизмы, микробы, обширная группа преимущественно одноклеточных живых существ, различимых только под микроскопом и организованных проще, чем растения и животные. К Микроорганизмы относятся бактерии, микоплазмы, актиномицеты, дрожжи, микроскопические грибы и водоросли (БСЭ)

6 Подъем теста Сквашивание молока Брожение виноградного сока. микробы

7 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ В КУЛИНАРИИ В СПИТРОВАРЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В МИДИЦИНЕ

8 ПИЩЕВАЯ ИНФЕКЦИЯ К пищевым инфекциям относятся заразные заболевания, которые возникают вследствие употребления в пищу продуктов, загрязненных микробами различных инфекционных болезней. заразные заболевания,

9 ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ МИКРОБНЫЕ НЕИЗВЕСТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НЕ МИКРОБНЫЕ Имеют пищевой путь передачи: Молоко от больных коров Просроченные консервы Яйца от больных куриц Не свежая колбаса Отравление продуктами ядовитыми по своей природе: Грибы Микробы попавшие из окружающей среды: Нитраты Нитриты Пестициды

10 СИМПТОМЫ ОТРАВЛЕНИЯ Боль в области живота Рвота Понос Головная боль Головокружение Резкая слабость Потеря сознания ( в тяжелых случаях)

11 ПЕРЕНОСЧИКИ МИКРОБОВ Болезнетворные микробы переносятся на пищевые продукты насекомыми и грызунами. Кроме того, болезнетворные микробы могут попасть в пищевой продукт от больного животного (например, молоко от туберкулезных или бруцеллезных коров).

12 ПРОФИЛАКТИКА ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ МОЙТЕ РУКИ. Поддержание чистоты рук – это один из самых важных шагов, которые мы можем сделать, чтобы избежать заболевания распространения микробов. Лучше мыть руки с мылом и чистой проточной водой в течение 20 секунд. Однако, если мыло и чистая вода не доступны, для мытья рук используют продукты на основе алкоголя. Алкоголь, значительно уменьшают число микробов на коже и быстро действует.

13 ДИЗИНФИЦИРУЙТЕ ПОВЕРХНОСТИ Очистка убирает микробы с поверхностей, и дезинфекция уничтожает микробы. Дезинфекция после очистки дает дополнительный уровень защиты от микробов. Области с наибольшим количеством микробов и часто используемые области, типа кухни и туалета - должны быть дезинфицированы с отбеливающими или другим дезинфицирующими средствами настолько часто насколько это возможно, для того, чтобы избежать распространения микробов.

14 СОБЛЮДАЙТЕ ГИГИЕНУ ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ ПИЩИ Есть четыре простых повседневных способа обезопасить пищевые продукты от переноса и попадания на них бактерий: Изолируйте продукты питания один от другого. Готовьте пищу в соответствии с надлежащими температурами с использованием пищевого термометра и соблюдения рекомендованных внутренних температур в кулинарии. Замораживайте или охлаждайте пищевые продукты незамедлительно, храня оставшуюся пищу при температуре 5°C или ниже в холодильнике и -20°C или ниже в морозильнике.

15 ПРЕГРАДИТЕ ПУТЬ НОСИТЕЛЯМ МИКРОБОВ Боритесь с мухами и тараканами! Не допускайте в своё жилище грызунов!

16 СЛЕДИТЕ ЗА СРОКОМ ХРАНЕНИЯ ПРОДУКТОВ Не употребляйте в пищу продукты свежесть которых вызывает сомнение ( необычный вид, неприятный запах) Соблюдайте правила и сроки хранения продуктов.

17 ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ Выяснить, какой продукт стал причиной отравления. Промыть желудок. ( 3-4 стакана бледно-розового раствора марганцовки выпить и вызвать рвоту) Выпить активированный уголь ( таблеток раздавить, залить 1 ст. холодной кипяченой воды, размешать) Через 2-3 часа промыть желудок повторно.

18 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. На кухне имеется посуда и инвентарь выполненная из различных материалов. Ваша задача заключается в следующем: используя информацию, размещенную в Интернете, найти ответы на следующие вопросы 1. Гигиена изделий с тефлоновым покрытием. 2. Гигиена деревянных изделий. 3. Гигиена пластмассовых изделий. 4. Гигиена изделий из нержавеющей стали. 5. Гигиена посуды (Котлы и противни. Сбивалки. Сита, фильтры, дуршлаги. Терки) 6. Гигиена поверхностей ( из металла, кафельная плитка, краска, стекло, винил или линолеум)

19 ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ брюшной тиф дизентерия холера сальмонеллез инфекционный гепатит

21 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1. Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений( вариант для девочек) Авт.:В.Д. Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др./ под ред. В.Д.Симоненко-М,: Вентана – Граф, с,:ил 2. Википедия Большая Советская Энциклопедия


Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки






























Описание презентации по отдельным слайдам:

1)Отравления продуктами, ядовитыми по своей природе Отравления несъедобными грибами

Питание - процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности Питание должно быть разнообразным Соблюдение режима питания Соблюдение технологии приготовления

Суточный рацион в среднем должны составлять 14% – белки являются строительным материалом человеческого тела, участвуют в процессе обмена веществ без их достаточного поступления в организм, плохо усваиваются некоторые витамины и минеральные вещества. 18% – жиры - это прежде всего источник энергии. Они регулируют обменные процессы в клетках, участвуют в дыхании клеток, принося в них кислород. 68% – углеводы

Антон Левенгук - (1632-1723) голландский естествоиспытатель

В кулинарии в процессах приготовления теста(процесс брожения) Дрожжи применяют в хлебопечении, улучшая качество мучных изделий Возбудители спиртового брожения – дрожжи- в пищевой промышленности Молочнокислые бактерии в производстве кисломолочных продуктов, квашении овощей, изготовлении кваса Ферменты (продукты жизнедеятельности мо)– в 20 отраслях промышленности

Микроорганизмы (бактерии, плесень, дрожжи) живые существа, жизнь которых зависит от условий внешней среды, в которой они находятся. ПОЛЕЗНЫЕ ВРЕДНЫЕ

ВРЕДНЫЕ МО Вызывающие порчу Болезнетворные пищевых продуктов гниение пищевые брожение инфекции плесневение

Инфекция – совокупность явлений, возникающих и развивающихся в организме при внедрении и размножении болезнетворных микробов. К заболеваниям, передающимся через пищу, относится: брюшной тиф, дизентерия, холера, сальмонеллез, инфекционный гепатит и др. Признаки заболевания – это боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, а в тяжелых случаях потеря сознания.

ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ микробные немикробные неуточнённого происхождения 1)продукты, ядовитые по своей природе 2)продукты не ядовитые, но проявившие эти свойства 3)Ядовитые примеси

Отравления ядовитыми растениями Отравления ядовитыми продуктами животного происхождения

Профилактика пищевых инфекций- выполнение санитарных требований и личной гигиены

Первая медицинская помощь пострадавшему: 1)Выяснить, какой продукт стал причиной отравления, и изъять его. 2)Промыть желудок пострадавшему бледно-розовым раствором марганцево-кислого калия (дать выпить 3-4 стакана ), вызвать рвоту (надавливая на корень языка пальцем или черенком ложки). 3)Дать пострадавшему активированный уголь. 4)Через 2-3 часа повторно промыть желудок и повторить этот процесс 2-3 раза.

санитарно-гигиенические требования: 1) Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мыть руки с мылом. 2) При приготовлении пищи пользоваться инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой. 3) После работы тщательно убирать рабочее место. 4) Инвентарь и посуду хранить в строго отведенном месте. 5) Не допускать совместного хранения сырья и готовой продукции. 6) Не употреблять в пищу продукты с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения. 7) Соблюдать правила и сроки хранения продуктов. 8) Применять достаточную тепловую обработку пищевых продуктов. 9) Если продукты не требуют дальнейшей тепловой обработки, тщательно промыть их теплой, а затем горячей водой.

Закрепление изученного материала: из предложенных вариантов ответов на вопросы выбрать верные

Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений( вариант для девочек) Авт.:В.Д. Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др./ под ред. В.Д.Симоненко-М,: Вентана –Граф, 2005.-240с,:ил

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".


  • Технология

Человечеству издавна знакомы различные заболевания, унесшие жизни множества людей. Вина за это приписывалась колдунам и ведьмам, которых инквизиция карала, сжигая на костре. Немало несчастных пострадало от этого варварства. Но никто не подозревал, что истинными виновниками болезней являются микробы, вирусы, бациллы. Но именно благодаря существованию этих микроорганизмов происходит круговорот веществ в природе. Деятельность их широко используется в кулинарии. Они повышают качество выпечки, ускоряют процесс брожения в виноделии, влияют на производство кисломолочных продуктов, используются при перегонке спирта, при получении дрожжей, в медицине при изготовлении лекарств.

- познакомить учащихся с полезным и вредным воздействием микроорганизмов на пищевые продукты, источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека, с заболеваниями, передающимися через пищу;

- формировать навыки соблюдения санитарно-гигиенических правил при работе с пищевыми продуктами;

- учить приемам оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

Аннинский муниципальный район

Конспект урока технологии для 7 класса

Понятие о микроорганизмах. Пищевые инфекции. Первая помощь при отравлениях.

Составитель : учитель технологии

познакомить учащихся с полезным и вредным воздействием микроорганизмов на пищевые продукты, источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека, с заболеваниями, передающимися через пищу;

формировать навыки соблюдения санитарно-гигиенических правил при работе с пищевыми продуктами;

учить приемам оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент (3-5мин.)

Проверка готовности к уроку.

Проверка списочного состава.

Проверка домашнего задания.

Повторение пройденного материала (5-7мин.)

Что такое загрязнение окружающей среды?

Что входит в состав бытовых отходов?

Расскажите о загрязнении воздуха, почв, воды промышленными отходами.

Объяснение нового материала (40-45мин.)

Человечеству издавна знакомы различные заболевания, унесшие жизни множества людей. Вина за это приписывалась колдунам и ведьмам, которых инквизиция карала, сжигая на костре. Немало несчастных пострадало от этого варварства. Но никто не подозревал, что истинными виновниками болезней являются микробы, вирусы, бациллы. Но именно благодаря существованию этих микроорганизмов происходит круговорот веществ в природе. Деятельность их широко используется в кулинарии. Они повышают качество выпечки, ускоряют процесс брожения в виноделии, влияют на производство кисломолочных продуктов, используются при перегонке спирта, при получении дрожжей, в медицине при изготовлении лекарств.

Важно знать: при приготовлении пищи в домашних условиях необходимо учитывать вмешательство бактерий и микробов в процессы обработки и сохранения продуктов.
Инфекция, иначе инфекционный процесс, - это совокупность явлений, возникающих и развивающихся в организме при внедрении и размножении болезнетворных микробов.

Заболевания, передающиеся через пищу: брюшной тиф, дизентерия, холера, сальмонеллез, инфекционный гепатит. Основные признаки таких заболеваний - боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, слабость или потеря сознания.
Основными источниками инфекции являются больные люди и животные, а переносчиками инфекции - мухи, тараканы, грызуны. Пищевые отравления:

Микробные - не передаются от больного человека к здоровому и имеют только пищевой путь передачи.

Немикробные - отравление продуктами, ядовитыми по своей природе (грибы, примеси химических веществ).

Отравления нитратами , нитритами, которые используются в качестве пищевых добавок в производстве.

Отравление веществами из окружающей среды (вредные химические вещества, пестициды).

Правила, позволяющие избежать отравления.

Обязательно мыть руки.

Использовать при приготовлении пищи инструменты с соответствующей маркировкой.

Убирать рабочие места.

Хранить инвентарь и посуду в строго отведенных местах.

Раздельно хранить сырье и готовую продукцию.

Недопустимо использовать продукты с истекшим сроком хранения.

Соблюдать правила и сроки хранения продуктов.

Применять достаточную тепловую обработку.

Продукты, не требующие тепловой обработки, тщательно промывать теплой, а затем горячей водой.

Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.

Выяснить, какой продукт стал причиной отравления, и изъять его.

Промыть желудок пострадавшему тремя – четырьмя стаканами бледно-розового раствора марганцовокислого калия и вызвать рвоту.

Дать пострадавшему активированный уголь (20- 30 таблеток на 1 стакан воды).

Повторно промыть желудок через 2-3 часа.
(Работа с учебником)

Закрепление материала. Подведение итогов урока. Рефлексия. (5-10мин.)

Что такое микроорганизмы?

Назовите полезные и вредные воздействия, микроорганизмов на пищевые продукты.

Как избежать пищевых инфекций?

Назовите, признаки, пищевых отравлений.

Как, оказать первую медицинскую помощь при отравлении?

Выставление оценок. Анализ урока.

Домашнее задание (3-5мин.)

§ 1, ответить на вопросы, принести продукты для п/р, повторить правила ТБ при кулинарных работах. Записать рецепт в тетрадь. Принести спецодежду.


Человечеству издавна знакомы различные заболевания, унесшие жизни множества людей. Вина за это приписывалась колдунам и ведьмам, которых инквизиция карала, сжигая на костре. Немало несчастных пострадало от этого варварства. Но никто не подозревал, что истинными виновниками болезней являются микробы, вирусы, бациллы. Но именно благодаря существованию этих микроорганизмов происходит круговорот веществ в природе. Деятельность их широко используется в кулинарии. Они повышают качество выпечки, ускоряют процесс брожения в виноделии, влияют на производство кисломолочных продуктов, используются при перегонке спирта, при получении дрожжей, в медицине при изготовлении лекарств.


В организме человека токсины вызывают воспалительный процесс слизистой оболочке желудка, тонкой и толстой кишки.

Признаки пищевого отравления?

повышается температура тела,

тахикардия (учащенное сердцебиение),

понижается артериальное давление,

может возникнуть обморочное состояние,

иногда отмечаются судороги мышц.


Первая помощь при пищевом отравлении


Как происходит пищевое отравление?

Болезнетворные микробы попадают в организм

  • при нарушении санитарно-гигиенических правил приготовления пищи,
  • при употреблении в пищу немытых или старых продуктов
  • или когда человек берет пищу немытыми руками.

В организме человека токсины вызывают воспалительный процесс слизистой оболочке желудка, тонкой и толстой кишки.

Признаки пищевого отравления?

  • боль в животе,
  • тошнота,
  • рвота,
  • понос,
  • повышается температура тела,
  • появляются озноб,
  • тахикардия (учащенное сердцебиение),
  • понижается артериальное давление,
  • может возникнуть обморочное состояние,
  • иногда отмечаются судороги мышц.


Что может передаться с пищей в организм?

  • дизентерия,
  • сальмонеллез,
  • брюшной тиф,
  • стрептококковые и стафилококковые пищевые инфекции.

Что поражают бактерии, попавшие в организм?

  • центральную нервную систему, поэтому, кроме боли в животе и расстройства кишечника, у больного ухудшается зрения, затрудняется глотание.

Первая помощь при пищевом отравлении

Первая задача при отравлении - вывести как можно больше токсинов и бактерий из организма.

1). Следует хорошо напоить человека теплой водой. Обильное питье растянет стенки желудка и спровоцирует рвоту. Если этого не происходит - вызовите рвоту надавливанием на корень языка и живот. После рвоты - опять напоите больного и повторите процедуру.


2). Затем сделайте клизму - это поможет очистить кишечник.

При таком очищении организм теряет много жидкости, поэтому после очищения необходимо часто давать больному пить - но небольшими дозами (несколько глотков). Большая доза опять вызовет рвоту. Оптимально в качестве питья использовать раствор для пероральной регидратации, который должен быть в аптечке . Если его нет, используйте минеральную воду без газа, несладкий чай, разбавленный сок, компот.


3). Дайте больному активированный уголь (1 таблетка на 10 кг веса). Благодаря своей пористой структуре, активированный уголь отлично впитывает токсины.

4). Не давайте больному есть.


5). При повышении температуры выше 38 градусов - используйте жаропонижающие средства.

Вызов скорой помощи обязателен: - при потере сознания - при ухудшении зрения и глотания - при высокой температуре, которая не сбивается - при симптомах отравления сразу у нескольких членов семьи - при отравлении ребенка - при отравлении грибами

МКОУ Митрофановская СОШ

План - конспект урока по технологии

Разработала учитель технологии

Криуля Елена Ивановна

Тема урока: Физиология питания.

Цель урока: ознакомить учащихся с влиянием микроорганизмов на пищевые продукты, с ролью минеральных веществ в жизнедеятельности организма, с влиянием солей кальция, натрия, железа, йода на организм человека; изучить правила безопасности при кулинарных работах.

Наглядные пособия: таблицы по правилам безопасной работы при кулинарных работах, ИКТ

Тип урока: Объяснение нового материала.

- словесные (беседа, объяснение);

- наглядные (демонстрация образца, фотографий последовательности изготовления изделия, схемы);

- практические (практическое задание);

Познавательные сведения (основная часть)

Человечеству издавна знакомы различные заболевания, унесшие жизни множества людей. Вина за это приписывалась колдунам и ведьмам, которых инквизиция карала, сжигая на костре. Немало несчастных пострадало от этого варварства. Но никто не подозревал, что истинными виновниками болезней являются микробы, вирусы, бациллы.

Но именно благодаря существованию этих микроорганизмов происходит круговорот веществ в природе. Деятельность их широко используется в кулинарии. Они повышают качество выпечки, ускоряют процесс брожения в виноделии, влияют на производство кисломолочных продуктов, используются при перегонке спирта, при получении дрожжей, в медицине при изготовлении лекарств.

Важно знать: при приготовлении пищи в домашних условиях необходимо учитывать вмешательство бактерий и микробов в процессы обработки и сохранения продуктов.

Инфекция, иначе инфекционный процесс, - это совокупность

явлений, возникающих и развивающихся в организме при внедрении и размножении болезнетворных микробов.

Заболевания, передающиеся через пищу : брюшной тиф, дизентерия, холера, сальмонеллез, инфекционный гепатит.

Основные признаки таких заболеваний - боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, слабость или потеря сознания.

Основными источниками инфекции являются больные люди и животные, а переносчиками инфекции - мухи, тараканы, грызуны.

1. Микробные - не передаются от больного человека к здоровому и имеют только пищевой путь передачи.

2. Немикробные - отравление продуктами, ядовитыми по своей природе (грибы, примеси химических веществ).

3. Отравления нитратами и нитритами, которые используются в качестве пищевых добавок в производстве.

4. Отравление веществами из окружающей среды (вредные химические вещества, пестициды).

Правила, позволяющие избежать отравления

Обязательно мыть руки.

Использовать при приготовлении пищи инструменты с соответствующей маркировкой.

Убирать рабочего места.

Хранить инвентарь и посуду в строго отведенных местах.

Раздельно хранить сырье и готовую продукцию.

Недопустимо использовать продукты с истекшим сроком хранения.

Соблюдать правила и сроки хранения продуктов

Применять достаточную тепловую обработку.

Продукты, не требующие тепловой обработки, тщательно промывать теплой, а затем горячей водой.

Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях

Выяснить, какой продукт стал причиной отравления, и изъять его.

Промыть желудок пострадавшему тремя - четырьмя стаканами бледно-розового раствора марганцово­ кислого калия и вызвать рвоту.

Дать пострадавшему активированный уголь (20 - 30 таблеток на 1 стакан воды).

Повторно промыть желудок через 2-3 часа.

Вопросы для закрепления нового материала

1. Что такое микроорганизмы?

2. Назовите полезные и вредные воздействий микроорганизмов на пищевые продукты:

3. Как избежать пищевых инфекций?

4. Назовите признаки пищевых отравлений.

5. Как оказать первую медицинскую помощь при отравлении?

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз,

рывком менять руки.)

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

(учащиеся садятся за парты.)

Минеральные вещества и их влияние на организм человека.

Минеральные вещества входят во все продукты питания. По количественному составу их можно разделить на макроэлементы (железо, магний, калий, кальций, натрий, фосфор) и микроэлементы (йод, фтор, бром, марганец, алюминий, кобальт)

Влияние минеральных веществ на организм человека

Суточ­ ная доза, мг

Действие мине­ рального вещества на организм

Продукты, содержа­ щие данное мине­ральное вещество

Участвует в процес­се кроветворения

Печень и почки, бе­ лые грибы, персики, абрикосы, картофель, репчатый лук, свекла, горох и др.

Повышает актив­ность ферментов, участвует в углевод­ном обмене и био­синтезе белков

Крупы, капуста, го­рох, абрикосы

Поддерживает соле­вой состав крови, поддерживает рабо­ ту сердечной мышцы

Абрикосы, шиповник, черная смородина, грецкие орехи, дыня, зелень петрушки

Участвуют в образо­вании костной и зубной тканей

Молочные продукты, фасоль, фрукты, ку­ рага, изюм, пшенич­ ный хлеб

Регулирует деятель­ность щитовидной железы

Морская рыба, водо­ росли, молочные про­ дукты

Участвует в по­строении костной и зубной тканей

Обмен белков, жи­ров и углеводов

Крупы, бобовые, печень

Медь, цинк, кобальт, никель

Участвуют в крове­творении, тканевом дыхании

Пища животного и растительного про­исхождения

1.Работу выполнять в чистой одежде – фартуке и косынке.

2.Инструменты и материалы правильно раскладывать на рабочем месте.

3.Задание выполнять правильно и в срок.

4.Инструменты класть на предназначенные им места.

5.Отходы и мусор собирать в мусорный бак.

6.Бережно относиться к продуктам питания для уменьшения количества отходов. 7.Инструменты использовать по назначению, содержать их в чистоте и исправности.

Правила работы с горячей посудой

1. Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливайте до края 4-5 см.

2. Когда жидкость закипит, уменьшите нагрев.

3.Снимая крышку с горячей посуды, приподнимайте ее от себя.

4.Крупу и другие продукты засыпайте в кипящую жидкость осторожно.

5.На сковороду с горячим жиром продукты кладут аккуратно, чтобы не разбрызгивался жир.

6.Снимая горячую посуду с плиты, пользуйтесь прихватками, а если сковорода без ручки, то сковородником.

Правила безопасной работы при пользовании газовыми плитами

1 Перед пользованием газовой плитой хорошо проветрить помещение, включить вентиляцию. Убедиться, что краны горелок и духового шкафа закрыты. Открыть кран на газопроводе (черта на головке должна быть направлена вдоль оси трубы).

2 Следите за тем, чтобы пламя горелки было равномерным, синего цвета. Если оно желтого цвета и отрывается от горелки, отрегулируйте горелку.

3 Перед зажиганием горелки духового шкафа плиты проветрите его, открыв на 2-3 минуты.

Правила пользования электрической плитой

1. Перед включением проверьте исправность шнура питания. Установите плиту на огнеупорную

2. При включении плиты штепсельную вилку вводите в гнездо розетки до отказа. Не допускайте включения вилки, держась за шнур.

Правила безопасной работы при пользовании режущими инструментами

1. Соблюдайте максимальную осторожность:картофель чистите желобковым ножом,

рыбу -скребком, мясо проталкивайте в мясорубку деревянным пестиком,ножи и вилки передавайте только ручкой вперед.

2. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продуты нарезайте на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, а кончики их находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа.

3. Соблюдайте осторожность при работе с ручными терками. Плотно удерживайте обрабатываемые продукты (фрукты, овощи), не обрабатывайте слишком маленькие части.

1.Рекомендуется, используя возможности кабинета кулинарии, разделить учащихся на 2 - 3 бригады с учетом пожелания девочек и назначить бригадира.

2.Каждая бригада выбирает название. Перед подачей изготовленного блюда необходимо проводить сервировку стола.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.